Научная статья на тему 'Инвестиционное регулирование в Мьянме'

Инвестиционное регулирование в Мьянме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЬЯНМА / ИНВЕСТИЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / MYANMAR / INVESTMENT REGULATION / FOREIGN DIRECT INVESTMENTS / FREE ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна, Баронов Владимир Иванович

В предлагаемой статье проведен анализ современного инвестиционного законодательства Союза Мьянмы, утвержденного в 2016-2017 гг. Его главное отличие либерализация инвестиционного режима в стране, в частности, разделение бизнеса с иностранными инвестициями на две группы: разрешенный бизнес (упрощенная форма) и одобренный (сложная форма) Инвестиционной комиссией Мьянмы бизнес; повышение доли иностранного капитала в уставном капитале местных компаний до 35%. Проанализированы отдельные аспекты инвестиционного климата страны в оценке Группы Всемирного банка по составляющим факторам упрощенности предпринимательской деятельности и в соответствии с результатами опроса компаний. В заключении статьи рассмотрены основные тенденции привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику и в свободные экономические зоны Мьянмы, в том числе динамика объема, географическое и отраслевое распределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The proposed article analyzes the current investment legislation of the Union of Myanmar, approved in 2016-2017. Its main difference is the liberalization of the investment regime in the country, in particular, the division of business with foreign investment into two groups: authorized business (simplified form) and approved business (complex form) by the Myanmar Investment Commission; increase of the share of foreign capital in the authorized capital of local companies to 35%. Some aspects of the country's investment climate were analyzed in the World Bank Group's assessment of the components of business simplification and in accordance with the results of the companies’ survey. In the conclusion of the article, the main trends of attracting foreign direct investment into the economy and free economic zones of Myanmar, including volume dynamics, geographical and sectoral distribution, are considered.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное регулирование в Мьянме»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том II, № 3 (40), 2018_

© Костюнина Г.М.

МГИМО (У) МИД РФ

Баронов В.И.

МГУУ Правительства Москвы

ИНВЕСТИЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ в МЬЯНМЕ

Современная правовая система Мьянмы представляет собой совокупность норм, как традиционного обычного права и современного национального законодательства, так и норм английского общего права колониального периода, что накладывает отпечаток на инвестиционное регулирование.

Основные законодательные акты по вопросам регулирования иностранных инвестиций в экономике Мьянмы

Инвестиционный режим Мьянмы существенно изменился, начиная с 2016 г., благодаря новым законодательным актам, как Инвестиционный закон Мьянмы (Myanmar Investment Law, 2016)1, Инвестиционные правила Мьянмы (the Myanmar Investment Rules, 2017)2, Закон Мьянмы о компаниях (Myanmar Companies Act, 2017)3, Закон о специальных экономических зонах (Myanmar Special Economic Zone Law, 2014)4.

Ведущий орган Мьянмы, занимающийся инвестиционными вопросами, - Инвестиционная комиссия (Myanmar Investment Commission), которая дает одобрение инвестиционному проекту, как и Министерство национального планирования и экономического развития (Ministry of national planning and economic development). Согласно новому инвестиционному режиму, требуется разрешение Инвестиционной комиссии Мьянмы при вложении инвестиций в стратегические отрасли национальной экономики; в крупные капиталоемкие проекты стоимостью более 100 млн долл.; в проекты экологически значимые; в проекты с использованием земельных участков и зданий, принадлежащих государству; в проекты, реализация которых, согласно решению правительства, требует одобрения. Что касается стратегических отраслей, то их список включает разработку технологий, транспортную и энергетическую инфра-

структуру, добывающую промышленность, СМИ, строительство новых городов при объеме капиталовложений более 20 млн долл.; сельское хозяйство с площадью земельного участка более 1000 акров; несельскохозяйственные земли площадью более 100 акров. К инвестициям стратегического назначения относятся вложения в приграничные районы и районы с вооруженными конфликтами в объеме более 1 млн долл.; вложения в провинции.

Не требуется разрешения для реализации инвестиционных проектов в условиях долгосрочной аренды или лицензирования земельного участка и/или сооружений в течение срока, не превышающего 5 лет; в условиях субаренды или сублицензирования от лица, ранее получившего право на пользование государственным земельным участком или зданиями в соответствии с национальным законодательством и по решению местной администрации.

По новому Закону об иностранных инвестициях, иностранным инвесторам, вкладывающим прямые инвестиции, гарантируется национальный режим как режим не менее благоприятный, чем национальным предпринимателям в отношении расширения, управления и инвестиционной деятельности. Гарантируется и режим наибольшего благоприятствования как режим не менее благоприятный, чем инвестору любого третьего государства в отношении создания, приобретения, расширения, управления и деятельности, связанной с инвестициями. Также государство может предоставить и более благоприятный режим иностранным инвесторам той или иной страны с учетом двусторонних, региональных или многосторонних международных соглашений, подписанных и ратифицированных Мьян-мой, как например, в рамках АСЕАН. Еще один инвестиционный режим, предусмотренный Законом об инвестициях, - справедливый и равноправный режим, который означает право инвестора на получение информации по любым мерам, способным оказать существенное влияние на состояние его прямых инвестиций, а также право на законную защиту его интересов.

Допуск ПИИ запрещен в добычу, использование и продажу нефти и природного газа, почтовые и телекоммуникационные услуги, пилотажные и аэронавигационные услуги, электро-

энергетику, культивирование и сохранение лесных угодий. В этих сферах могут вести деятельность только государственные национальные компании. Правда, в исключительных случаях с учетом нехватки финансирования правительство может разрешить отдельным иностранным инвесторам инвестировать в перечисленные выше отрасли в рамках совместных предприятий.

Инвесторам гарантируется защита их прав и интересов, включая защиту от национализации или экспроприации прямой или косвенной, которая возможна в интересах государства или граждан страны. Национализация иностранной собственности проводится на недискриминационной основе и с учетом норм национального законодательства в рамках справедливой, быстрой и адекватной компенсации. Сумма компенсации рассчитывается на основе рыночной стоимости национализируемой собственности на дату национализации, что соответствует нормам международного права.

Иностранный инвестор вправе свободно переводить за рубеж капиталовложения и доходы, связанные с инвестиционной деятельностью за некоторым исключением. К таким исключениям можно отнести случаи, когда государство вправе запретить или временно приостановить перевод средств за рубеж, в том числе защита прав кредиторов, уголовные преступления, налогообложение, социальное страхование, судебные постановления и ряд других.

Законодательство регулирует и такой важный вопрос, как разрешение споров как в рамках государственного, так и международного арбитража. Мьянма подписала Нью-Йоркскую конвенцию по признанию международных арбитражных решений. По действующим правилам, если спорящие стороны не смогли разрешить спор в рамках переговоров, то они вправе обратиться в арбитраж в случае отсутствия механизма разрешения спора в соответствующем инвестиционном соглашении.

За нарушение тех или иных норм инвестиционного законодательства Мьянмы Инвестиционная комиссия вправе наложить штрафные санкции на инвестора, включая временную приостановку ведения предпринимательской деятельности, предоставления налоговых льгот, внесение в т.н. черный список, когда инвестор не получит одобрения инвестиционной де-

ятельности в стране в будущем, отзыв предварительного одобрения или разрешения на инвестиционную деятельность.

Вышерассмотренные нормы не применяются в случае необходимости обеспечения национальной безопасности, защиты общественной морали и правопорядка, защиты здоровья населения, жизни животных и растений, защиты инвесторов и участников финансовых рынков, обеспечения стабильности и единства национальной финансовой системы, защиты археологических, исторических и культурных ценностей, сохранения природных ресурсов.

Сократилось время на получение одобрения на вложение иностранных инвестиций. Если ранее оно могло быть получено в течение срока, превышающего один год, то сейчас ограничено 70 рабочими днями. Правда, в отдельных случаях одобрение может занять и более длительный период времени с учетом предоставления необходимой информации.

В декабре 2017 г. подписан новый Закон о компаниях (Myanmar Companies Act), который существенно ослабил ограничения в отношении допуска прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В соответствии с ним, компания считается местной, если доля участия иностранного капитала не превышает 35%, а если более 35%, то компания определяется как иностранная. Значение статуса бизнеса как местного важно при ведении предпринимательской деятельности в банковской и финансовой сферах, а также в фармацевтике. До конца 2017 г. действовало аналогичный закон 1914 г., который признавал местной компанию только с 100%-ым участием резидентов.

Еще одно преимущество нового закона состоит в отсутствии необходимости предварительного одобрения со стороны регулятора при изменение правового статуса компании с «местной» на «иностранную»; требуется лишь уведомить Директорат по инвестициям и администрированию компаний. Другое преимущество - возможность заимствований у иностранных банков, размещенных на территории Мьянмы, что было ранее запрещено.

Иностранный инвестор вправе зарегистрировать зарубежный филиал, или дочернюю компанию на территории Мьянмы. Зарубежный филиал создается, если иностранная компания-

инвестор стремится иметь постоянное представительство на территории реципиента. Но отраслевая деятельность филиала ограничена маркетингом, услугами связи и исследованием рынка. Дочерняя компания инкорпорируется как частная компания с ограниченной ответственностью, являющаяся юридическим лицом с резидентным статусом для целей налогообложения. Она может быть как в 100% иностранной собственности, так и в совместной собственности. Ее отраслевая направленность разнообразна и определяется разрешением Инвестиционной комиссии Мьянмы. Последняя учитывает ряд основных факторов, как стимулирование занятости местного населения, содействие росту его доходов, содействие развитию экономики Мьянмы, импорт тяжелого оборудования и передача передовых технологий. Если компания с иностранным капиталом имеет такое разрешение, то она вправе получить налоговые и иные преференции. Из их числа следует выделить: освобождение от уплаты налога на прибыль; долгосрочную аренду земельного участка; участие в экспортно-импортных операциях; свободный вывоз капитали и прибыли за рубеж; невозможность национализации собственности такого инвестора в течение срока реализации инвестиционного проекта. Разрешение выдается, если объем вкладываемых инвестиций составляет не менее 500 тыс. долл. США.

В 2014 г. утвержден Закон Мьянмы о специальных экономических зонах, СЭЗ (Myanmar Special Economic Zone Law). Их отраслевая направленность СЭЗ включает промышленное производство, оптовую торговлю и логистику, недвижимость, финансовые услуги и лизинг. Для резидентов зон, ведущих основное производство, установлено требование экспорта не менее 75% совокупных продаж при минимально оплаченном капитале в 750 тыс. долл., а для резидентов, осуществляющих поддерживающее производство, - 80% и 300 тыс. долл. соответственно.

На территории специальной экономической зоны разрешены такие виды бизнеса, как производство конечной продукции, импорт и транспортировка сырья, упаковочных материалов, оборудования, инструментов, используемых в инвестиционной деятельности, торговля промышленной продукцией. Для

ведения инвестиционной деятельности компания должна получить разрешение от Административного комитета. Зарегистрированная в качестве резидента СЭЗ компания, в том числе с иностранным капиталом, вправе получить налоговые льготы, как, например: (1) освобождение от уплаты налога на прибыль корпораций на срок в 7 лет с даты начала коммерческой деятельности; (2) по истечении 7-летнего периода скидку в 50% с налога на прибыль на срок в 5 лет; по истечении которого может быть предоставлена еще скидка на 50%; (3) освобождение от взимания импортной пошлины с ввоза из-за рубежа сырья, оборудования и инструментов, запасных частей, необходимых для осуществления производства на территории СЭЗ, а также для сооружения здания предприятия, офиса или оптового склада; (4) возможно освобождение от уплаты НДС произведенной продукции как для нужд внутреннего, так и внешнего рынков; (5) возможно освобождение от уплаты налога с дивидендов акционерам компании-резидента СЭЗ. Неналоговые стимулы включают аренду земли сроком на 50 лет с продлением этого права еще на 25 лет (с возможностью дальнейшего продления еще на 15 лет). Ключевыми критериями для получения пакета стимулов в рамках СЭЗ Мьянмы выступают: промышленное производство; сооружение инфраструктуры в свободных экономических зонах Тхилава, Давей и Кьякпью.

Таким образом, рассмотренные новые законодательные акты либерализовали правила допуска прямых иностранных инвестиций в экономику страны на основе возможности участия иностранного инвестора в местной компании и вложения ПИИ в отрасли ранее закрытые, как банковская и финансовая деятельность и фармацевтическая промышленность; существенно сократили время одобрения проекта со стороны Инвестиционной комиссии Мьянмы, что означает упрощение деятельности прямых иностранных инвесторов в национальной экономике.

Ныне в стране действует следующий порядок одобрения инвестиционного проекта. Инвестор направляет инвестиционное предложение в Инвестиционную комиссию Мьянмы по установленной форме вместе с другими документами. Последние включают: рекомендацию банка о потенциальном бизнесе

инвестора, подтверждение платежеспособности инвестора, детализированный расчет экономической целесообразности предполагаемого инвестиционного проекта, проект Устава компании, проект Меморандума.

Если инвестиционный проект предполагает 100%-ую иностранную собственность, то составляется проект контракта между инвестором и государственной организацией, отвечающей за предпринимательскую деятельность. Если в рамках проекта предполагается формирование совместного предприятия, то составляется проект контракта между иностранным инвестором и местным предпринимателем.

Схема механизма прохождения одобрения инвестиционного проекта представлена на рис. 1.

Инвестор представляет инвестиционное предложение в Инвестиционную Комиссию Мьянмы

С-\

Предварительная оценка инвестиционного предложения

Одобрение предложения Инвестиционной комиссией, Советом по торговле и Кабинетом министров

г \

Инвестиционная комиссия выдает разрешение на ведение предпринимательской деятельности

ч_/

Заявка на получение разрешения от Министерства для инкорпорации компании

-

Регистрация компании в Регистре

Рис.1 Схема механизма прохождения одобрения инвестиционного проекта в Мьянме. Источник. Составлено авторами.

Заявка рассматривается в течение 15 рабочих дней. Если инвестор регистрирует компанию как компанию с ограниченной ответственностью, то он должен обратиться в Совет по торговле Министерства национального планирования и экономического развития через Офис по регистрации компаний. Если компания предполагает вести внешнеэкономическую деятельность, то ей необходимо обратиться с запросом в Министерство торговли Мьянмы о регистрации в качестве экспортера/импортера. В случае соблюдения установленных требований и одобрения заявки инвестор получает 2 вида разрешения на торговлю и на инкорпорацию компании в течение последующих 90 дней. Эти разрешения предоставляются в Директорат по инвестициям и администрированию компаний. Основной критерий одобрения инвестиционного проекта властями - объем капиталовложений составляет не менее 500 тыс. долл. США.5

В целом, продолжительность обработки заявки оценивается в срок 4-6 недель. Если ранее процесс вынесения решения мог доходить до 1 года, то по новым инвестиционным правилам срок сократился до 70 дней.

Государственная политика стимулирования притока иностранных инвестиций в экономику Мьянмы

Главный орган, предоставляющий пакет инвестиционных стимулов, - Инвестиционная комиссия Мьянмы и его структура Директорат по инвестициям и администрированию компаний.

Стимулирование инвестиционных проектов в Мьянме берет начало с 2012 г. на основе предоставления инвесторам налоговых и неналоговых льгот.

Для получения льгот следует получить одобрение. Основные стимулы применяются к инвестиционным проектам в экс-портоориентированных отраслях, нефтегазовой промышленности, а также к технологическим проектам. Пакет льгот существенный: (1) освобождение от налога на прибыль корпораций сроком на 5 лет; (2) сниженная ставка налога на прибыль при экспорте продукции; (3) освобождение от уплаты пошлин при

импорте машин, оборудования и инструментов для налаживания или расширения производства; (4) освобождение от пошлин импорта сырья сроком на 3 гола; (5) налоговые каникулы на 5 лет; (6) освобождение от торгового налога экспортируемых товаров; (7) вычет из налогооблагаемой базы расходов на НИОКР; (8) ускоренная амортизация6.

Если ранее налоговые каникулы на прибыль корпораций предоставлялись автоматически на срок в 5 лет после одобрения со стороны Инвестиционного комитета Мьянмы, то по новому законодательству получение такой преференции зависит от региона, где реализуется инвестиционный проект. Территория страны разделена на 3 зоны. Первая - менее развитые регионы предоставляют освобождение от уплаты налога на прибыль на срок в 7 лет; вторая зона - более экономически развитые регионы - освобождение на срок в 5 лет; третья зона - самые экономически развитые регионы - освобождение на срок в 3 года. Сохранились прочие налоговые стимулы, как освобождение от уплаты таможенных пошлин и прочих сборов на производство и импорт оборудования, сырья, необходимых для производства продукции на экспорт (см.табл. 1).

Еще одна налоговая преференция - налоговые каникулы в отношении доходов, получаемых при ведении законодательно установленных 20 видов предпринимательской деятельности как, например, сельское и лесное хозяйство, производство продукции животноводства, рыбное хозяйство, промышленное производство (за исключением алкогольной продукции и табачной продукции), создание промышленных зон, новых городских зон, морских и речных портов, аэропортов, транспортные услуги, производство электроэнергии и др.7

Таблица 1

Формы налоговых стимулов в практике Мьянмы _ и ряда стран АСЕАН_

Страна Освобождение от налога на прибыль Сниженная ставка налога на прибыль вычет расходов тч на НИОКР Ускоренная амортизация Инвестиционная скидка 0 пошлина на импорт

Бруней 5-20 лет V

Вьетнам 4 года 10% на 5-9 лет; 50% на 4 года для регионов со сложной с/э ситуацией V V

Индонезия 5-10 лет 50% на 2 года 10 лет V

Лаос 1-10 лет V

Камбоджа 9 лет V V V

Малайзия 10 лет 50-70% на 10 лет V V V

Мьянма 3-7 лет V V V V

Сингапур 15 лет 5 или 10% на 40 лет V V V V

Таиланд 3-8 лет 50% на 5 лет V V V

Филиппины 3-6 лет 5% V V

Источник. Составлено на основе Incentives in the ASEAN region 2014. EY, 2014.

Как видно из табл.1, Мьянма предоставляет сравнительно крупный пакет налоговых стимулов инвесторам в отличие от ряда других государств АСЕАН.

Инвестор может получить и неналоговые стимулы, которые включают: (1) аренду земельного участка сроком на 50 лет с возможным двукратным продлением на 10 лет; (2) гарантии иностранным инвесторам от возможной национализации их собственности.

Законодательно установлены критерии получения вышеперечисленных льгот, как (1) минимальный объем капиталовложений в 150 тыс.долл. для проектов в промышленности; (2) привлечение местной рабочей силы из числа неквалифицированных лиц в объеме 100% и квалифицированных лиц в объеме 25% в течение второго года реализации инвестиционного проекта, 50% в течение четвертого года и 75% - шестого года; (3) отрасль промышленности8.

Таким образом, новое инвестиционное законодательство ввело в инвестиционную практику Мьянмы разные пакеты налоговых стимулов для иностранных инвесторов в зависимости от уровня развития территории, на которой реализуется инвестиционный проект.

Инвестиционный климат в Мьянме

Мьянма подписала и ратифицировала двусторонние межгосударственные соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций (или двусторонние инвестиционные соглашения) с 9 государствами9, но только 6 из них действуют согласно базе данных ЮНКТАД. Это соглашения с Китаем, Японией, Индией, Лаосом, Филиппинами и Таиландом10. Показатель достаточно низкий, если сравнить со многими странами АСЕАН. Так, например, у Вьетнама - 61 соглашение, у Таиланда - 39, у Камбоджи - 23, Лаоса - 24. Будучи членом ВТО, Мьянма имеет обязательства по регулированию торговых аспектов иностранных инвестиций в рамках действующих соглашений, как Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также двух соглашений в рамках ГАТТ, имеющих отношение к инвестиционному регулированию, - Соглашение о субсидировании и компенсационных пошлинах и Соглашение по преференциальным государственным закупкам/заказам. В частности, в отличие от ряда других развивающихся государств Мьянма не зафиксировала исключений из соглашения ТРИМС.

Согласно данным Всемирного банка, Мьянма занимает 171 место из 190 по упрощенности ведения бизнеса (см.табл.2). Для регистрации бизнеса требуется пройти 12 процедур, на что следует затратить 14 дней, что соответствует 155 месту. Для сравнения, для регистрации бизнеса в среднем по АСЕАН-6 требуется 15,7 дней и в АСЕАН-4 - 48,3 дня. Для получения разрешения на строительство в Мьянме требуется 95 дней и 15 процедур; для проведения электричества - 77 дней и 6 процедур; для регистрации собственности - 85 дней и 6 процедур.

Таблица 2

Рейтинг Мьянмы по составляющим упрощенности ведения бизнеса

(место в мире)

Показатель Место Кол-во дней, кото-

среди 190 рые необходимо

государств затратить

Регистрация бизнеса 155 14

Получение разрешения на строитель- 73 95

ство

Подключение к системе электроснаб- 151 77

жения

Регистрация собственности 134 85

Получение кредита 177

Защита прав миноритарных инвесторов 183

Уплата налогов 125

Международные торговые операции 163

Обеспечение исполнения контрактов 188

Разрешение неплатежеспособности 164

Источник. Doing Business 2018. Reforming to Create Jobs. World Bank,

2017. Р.181.

Хотя в целом мировой рейтинг Мьянмы в сфере упрощенности ведения предпринимательской деятельности низкий, но немалые успехи были сделаны в последние несколько лет благодаря, например, повышению минимального предела зарубежного участия в капитале местных компаний, упрощению процесса регистрации компании, получения разрешения на строительство.

С какими основными барьерами на пути инвестирования сталкиваются иностранные инвесторы? Группа Всемирного банка провела соответствующий опрос. По его результатам определились следующие основные барьеры: доступ к финансовым ресурсам, подключение электричества, доступ к земельным участкам, привлечение квалифицированной рабочей силы.

Сложности банковского кредитования связаны со слабостью банковской системы Мьянмы. Согласно опросу местных компаний, только 30% фирм имеют банковские счета, что является одним из самых низких показателей в мире; банковскими услугами пользуются лишь 1% опрошенных фирм, а 92% рассчитывают на собственные финансовые ресурсы11.

Получение земельного участка для ведения предпринимательской деятельности - еще одна проблема мьянманской экономики. Проблема - в государственной собственности земли. Согласно национальному законодательству, возможно приобретение одной из трех категорий прав владения: (1) право свободного пользования в крупных городах, когда арендатор не платит налог на землю; (2) право пользования землей в рамках гранта, лицензии или лизинга на основе правительственного разрешения, которое предоставляется госструктурам, частным компаниям или физическим лицам на срок 10,30 или 90 лет; пользователь платит налог; такое право может быть отозвано

правительством с учетом государственных интересов и в соот-

1 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ветствии с Законом о приобретении земли от 1894 г. ; (3) право пользования землей для сельскохозяйственных нужд, когда подобное право может быть передано, обменено, лицензировано или отдано в ипотеку полностью или частично. В данном случае сохраняется контроль и ограничение правом пользования земельным участком, а разрешение на изменения такого права предоставляют сельскохозяйственные структуры. В итоге, проблема связана с невозможностью приобретения земли в собственность.

Третья проблема ведения бизнеса связана с низким уровнем электрификации мьянманской экономики и соответственно со сложностью проведения электричества на предприятиях. С учетом быстрых темпов экономического роста Мьянмы эта проблема только обостряется.

Еще одна проблема - низкий уровень квалификации местной рабочей силы, вызванный в том числе невысоким качеством национальной системы образования и системы подготовки кадров.

Таким образом, инвестиционный климат Мьянмы, хотя и несколько улучшился в последние несколько лет благодаря инвестиционной либерализации, но сохраняется неблагоприятным.

1 Данный закон действует с колониальной эпохи, как и в ряде других бывших колониях Великобритании, например, Индии и Пакистане.

Тенденции вложения ПИИ в экономику Мьянмы

По данным АСЕАН, объем ПИИ в экономику Мьянмы возрос с 714,8 млн долл. до 7933,1 млн долл. за 2007-2016 гг., или в 11 раз (см.табл.3).

Таблица 3

Динамика объема и географическое распределение ПИИ в экономике Мьянмы, млн долл.

Страна 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Всего 714,8 975,6 963,3 2248,8 2058,2 1354,2 2620,9 946,2 2824,5 7933,1

АСЕАН 93,5 103,5 67,8 25,5 84,6 151,2 1186,8 683,6 2230,6 534,0

ЕС 182,6 115,2 97,8 214,8 369,3 664,2 296,2 28,3 202,9 1443,1

Япония 0,0 0,1 0,2 0,2 2,2 31,1 36,0 37,7 95,1 2638,0

Китай 349,2 349,5 370,7 1520,9 670,6 482,2 792,6 70,5 52,4 19,5

Республика 12,8 190,1 65,2 0,0 0,0 0,0 0,0 11,1 37,0 87,2

Корея

Индия 0,0 47,1 0,0 13,6 1,5 0,0 7,3 0,7 8,1 -5,9

Канада 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0,1 16,0

Австралия 0,0 0,0 0,0 4,4 12,4 1,7 0,1 0,2 0,0 27,0

США 0,0 0,0 0,0 0,0 103,2 0,0 0,0 0,0 0,0 1343,8

Россия 0,0 0,0 0,0 0,0 28,3 0,0 0,0 0,0 0,0 0,3

Источник. ASEAN Statistical Yearbook 2016/2017. Singapore, 2018. P.157.

В отраслевом разрезе преобладает сфера добычи полезных ископаемых - 39%. Можно выделить такие инвестиционные проекты с иностранным капиталом, как строительство нефтеперерабатывающего завода при содействии компании китайской Guandong Zehenrong Energy, нефтепроводов сингапурской корпорацией Swiber Holdings, производство меди китайской Wanbao Mining Copper, а консорциум во главе с французской Total при участии американской Chevron-Unocal, тайской PTTEP и мьянманской MOGE участвует в добыче природного газа.

Другие приоритетные сферы для вложения ПИИ - транспорт и хранение (33%), газо- и энергоснабжение (9%) и промышленность (8%). Иностранные инвесторы реализуют единичные инвестиционные проекты в разных отраслях промышленности, как сборка автомобилей в автомобилестроении (японская Nissan и американская Ford), производство минеральных удобрений (тайские Thai Central Chemical и CPP Fertilizer), производство муки (индонезийская Japfa Comfeed), производство животноводческой продукции (китайская New Hope

Liuhe и южнокорейская CJ Foods). Примером строительства инфраструктурных объектов можно назвать сооружение глубоководного порта в Мьянме и обустройство СЭЗ Кьякпью, что осуществляет консорциум во главе с китайской China International Trust and Investment Corporation (CITIC).

Основная форма прямого инвестирования в экономику Мьянмы - инвестиции в новые проекты (greenfield investments). Такая форма прямого инвестирования, как слияния и поглощения (СиП) реализуется крайне редко13. Так, по итогам 2016 г. зарегистрирована только одна сделка СиП - покупка сингапурской SC Capital Partners Pte. Ltd. мьянманской фирмы Undisclosed Myanmar Hotel Property в сфере гостиничного бизнеса за 46 млн долл. Причина такой ситуации проста и связана со слабостью национальных компаний Мьянмы с точки зрения финансовых, производственных и технологических мощностей.

По итогам 2016 г. основным инвестором стала Япония, объем ПИИ которой увеличился с нуля до 2638,0 млн долл. (33,25%). На втором месте - страны Евросоюза с объемом 1443,1 млн долл., или 18,19%. Третье место занимают США, впервые за рассматриваемый период вложившие 1343,8 млн долл.14, или 16,94%. Таким образом, за 2007-2016 гг. рейтинг стран-инвесторов существенно изменился. В частности, Китай, который был главным инвестором в 2007 г. с долей в 48,85%, занял лишь 7-ое место с удельным весом в 0,25% в 2016 г.

Для Китая сотрудничество с Мьянмой имеет политический и экономический аспекты. С политической точки зрения, Мьянма является соседним государством, от стабильности ситуации в котором, зависит положение в приграничных китайских регионах; обладает существенными нефтегазовыми ресурсами, что крайне важно в условиях решения китайской проблемы энергетической безопасности; имеет выход к Индийскому океану, что существенно для решения геостратегических целей КНР. Китай выступает главным торговым партнером Мьянмы, был и основным инвестором. Правда, в последние годы китайские ПИИ сократились с 349,2 млн долл. до 19,5 млн долл. или в 17,9 раза. Максимум был достигнут в 2010 г. с показателем в 1520,9 млн долл., а начиная с 2011 г. объем неуклонно уменьшался. Тем не менее, инвестиционное сотрудничество с Китаем

для Мьянмы имеет большое значение с точки зрения реализации инфраструктурных проектов, столь значимых для мьян-манской экономики, отличающейся низким уровнем развития. В качестве примера можно назвать сооружение нефтепровода и газопровода из Кьякпью (Мьянма) в Куньмин (Китай). В 2018 г. предложен проект Экономического коридора между двумя странами в рамках концепции Экономического пояса Шелкового пути с участием не только китайского капитала, но и капитала ряда других стран, как например, Индия. Он может пройти от провинции Юннань в КНР в Мьянму г.Мандалай, далее в г.Янгон и СЭЗ Кьякпью.

Отношения между двумя странами не столь безоблачные, как может показаться. Руководство Мьянмы опасается излишнего китайского господства и под нажимом западных государств (США и ЕС), в частности, отказалось от сооружения крупных инвестиционных проектов по строительству в стране дамбы стоимостью 3,5 млрд долл. и по сооружению железной дороги из Китая в Мьянму.

Инвестиции в СЭЗ Мьянмы

Еще один важный инструмент привлечения ПИИ - свободные экономические зоны. По законодательству Мьянмы, в стране можно создавать промышленные парки и специальные экономические зоны15. На 2018 г. решением правительство были созданы около 20 промышленных парков и 3 специальных экономических зоны, в которых преобладает частнопредпринимательский сектор (>90%) и иностранные инвестиции (>50% зарегистрированных резидентов).

Из СЭЗ выделяется специальная экономическая зона Тхи-лава - единственная действующая зона (две других зоны находятся в стадии сооружения - Кьякпью и Давей). Она расположена в провинции Янгон. Данная зона стала примером реализации концепции государственно-частного партнерства. 51% ее собственности принадлежит Мьянме (49% владеет частный консорциум во главе с Myanmar Thilawa SEZ Holdings Company и 10% - правительство), а 49% - японским инвесторам (39% у консорциума корпораций Marubeni, Mitsubishi, Sumitomo, а 10% - Japan International Cooperation Agency). Зона введена в

эксплуатацию лишь с 2015 г., хотя только 1/6 ее территории обустроена для ведения предпринимательской деятельности. На ее территории развиваются различные отрасли экономики, как электроника, автомобилестроение, производство пластмассовой продукции, металлопродукции, продуктов питания.

В СЭЗ Тхилава зарегистрирована 81 компания, но реально действуют только 30 компаний, а остальные продолжают строительство инфраструктуры. В разрезе по собственности преобладают 100%-ые иностранные компании (80%), а на долю совместных предприятий приходится 15% и местных фирм - 5%. В разрезе по странам преобладает японский капитал, далее следует тайский и сингапурский капитал. Следует заметить, что компания может считаться, например, сингапурской вследствие регистрации материнской или дочерней компании, но иметь иное происхождение. В качестве примера можно привести сингапурские (по месту регистрации) компании японского происхождения, как Koyorad, Fujifilm, Foster Electric, а также компанию американского происхождения Ball Asia Pacific.

Общая численность занятых составляет 15 256 чел., из которых 79% - женщины. Совокупный объем вложенных ПИИ -1058 млн долл.16 (см.табл.4).

Таблица 4

Показатели деятельности СЭЗ Тхилава

СЭЗ Тхилава Мьянма Доля СЭЗ Тхилава

в экономике

Мьянмы, %

Год Кол-во ПИИ, Кол-во ПИИ, Доля в Доля в

проектов, млн проектов, млн кол-ве, % ПИИ,

ед. долл. ед. долл. проектов, % %

2014/15 24 324,9 235 8335,4 10,2 3,9

2015/16 33 427,4 246 9908,7 13,4 4,3

2016/17 19 252,1 157 6901,9 12,1 3,6

Всего 76 1004,4 638 25146,0 11,9 4,0

Источник. ASEAN Investment Report 2017. - Foreign Direct Investment and economic Zones in ASEAN. UNCTAD, 2018. P. 155.

Как можно увидеть из табл.4, на долю СЭЗ Тхилава приходится 12% инвестиционных проектов и 4,0% всех ПИИ, вложенных в экономику Мьянмы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. В 2016-2017 гг. в Мьянме были приняты новые законодательные акты о регулировании прямых иностранных инвестиций, существенно либерализовавшие их допуск и реализацию инвестиционных проектов.

2. В инвестиционной практике Мьянмы действуют такие известные в мировой экономике инвестиционные режимы, как национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, справедливый и равноправный режим. В отдельных случаях правительство может предоставлять иностранному инвестору режим более благоприятный, что означает больший объем инвестиционных льгот по сравнению с национальными предпринимателями или инвесторами любого третьего государства.

3. Если до 2016 г. все ПИИ подлежали одобрению со стороны Инвестиционной комиссии, то по новому законодательству их разделили на две группы: подлежащие одобрению и подлежащие упрощенному разрешению. Сохраняется список запрещенных для ПИИ отраслей, как добыча, использование и продажа нефти и природного газа, почтовые и телекоммуникационные услуги, пилотажные и аэронавигационные услуги, электроэнергетика, культивирование и сохранение лесных угодий.

4. Иностранному инвестору гарантируется защита прав и интересов, включая защиту от национализации или экспроприации; право свободно переводить за рубеж капиталовложения и доходы, связанные с инвестиционной деятельностью с сохранением ряда исключений; установленный порядок разрешения инвестиционного спора.

5. В целом, новое инвестиционное законодательство, введенное в силу с 2016 г., ослабило ограничения в отношения допуска прямых иностранных инвестиций

(ПИИ); увеличило долю иностранного участия в капитале местной компании до 35%; сократило время на получение одобрения со стороны Инвестиционной комиссии Мьянмы на реализацию инвестиционного проекта с иностранным участием. Если ранее одобрение могло быть получено в течение срока, превышающего один год, то сейчас ограничено 70 рабочими днями.

6. Расширился пакет инвестиционных льгот, предлагаемых инвестору, в том числе это: освобождение от уплаты налога на прибыль корпораций на срок 3-7 лет в зависимости от категории зоны, на которой реализуется проект; освобождение от уплаты таможенных пошлин при импорте продукции, необходимой для осуществления проекта; возможно освобождение от уплаты НДС произведенной продукции; право долгосрочной аренды на срок в 50 лет с последующим продлением.

7. Несмотря на положительные изменения в законодательстве, инвестиционный климат Мьянмы сохраняется неблагоприятным. В частности, по оценке Всемирного банка страна занимает 171-ое место по упрощенности ведения бизнеса, а основными барьерами на пути иностранного инвестирования выступают: доступ к финансовым ресурсам, подключение к системам электроснабжения, доступ к земельным участкам, привлечение квалифицированной рабочей силы.

8. За 2007-2016 гг. ПИИ, вложенные в экономику Мьянмы, возросли в 11 раз. Изменилось географическое распределение ПИИ: если в 2007 г. основным инвестором был Китай, то по итогам 2016 г. он занял лишь 7-е место. Ведущие инвесторы - Япония, Евросоюз и США. В отраслевом разрезе преобладает сфера добычи полезных ископаемых, а также транспорт и хранение, на совокупную долю которых приходится почти %. По формам инвестирования выделяются инвестиции в новые проекты (greenfield investments), что вызвано слабыми позициями национальных компаний Мьянмы.

1Myanmar Investment Law, 2016. URL: https://www.dica.gov.mm/sites/dica.gov.mm/files/document-files/myanmar_investment_law_official_translation_3 -1-2017.pdf

2 the Myanmar Investment Rules, 2017. URL: https://www. dica. gov. mm/sites/dica. gov. mm/files/news-files/mir_english_0.pdf

3 Myanmar Companies Act, 2017. URL: https://www.dica.gov.mm/sites/dica.gov.mm/files/document-files/final_mcl_english_version_6_dec_president_signed_version_cl.pdf

4 Myanmar Special Economic Zone Law, 2014. URL:

https://www.dica.gov.mm/sites/dica.gov.mm/files/document-files/sez_law.pdf

5 Костюнина Г.М. Государственная поддержка инвестиционных проектов в странах АСЕАН // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. №36, 2017. — С.24-34.

6 Myanmar's new investment regime. April 2017. URL: http://www.allenovery.com/SiteCollectionDocuments/Myanmars%20new%2 0investment%20regime%20April%202017.pdf

7 Костюнина Г. М., Баронов В.И. Регулирование иностранных инвестиций в АСЕАН // Финансовый бизнес. 2018. №2. С.3-11.

8 Incentives in the ASEAN region 2014. EY, 2014. P. 14.

9 Симонова М.Д. Статистика предпринимательства / М.Д. Симонова, Е.Г. Борисова, В.А. Онучак//- М.: МГИМО-Университет, 2012. с.123.

10 http ://investmentpolicyhub.unctad. org/IIA/CountryBits/144#iiaInnerMenu

11 Myanmar Investment Climate Assessment. Sustaining Reforms in a Time of Transition. World Bank Group, 2015.p.

12 Land Aquisition Act of 1894. URL: http://displacementsolutions.org/wp-content/uploads/2015/05/LAND-ACQUISITI0N-LAW-AND-PRACTICE-IN-MYANMAR. pdf.

13

Симонова М.Д. Статистический анализ прямых иностранных инвестиций в системе индикаторов экономической глобализации // Вопросы статистики. - 2010. - №.6. С.- 27.

14 ASEAN Statistical Yearbook 2016/2017. Singapore, 2018. P.157.

15 Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики). М.: Магистр, 2013. 560 с.

16 ASEAN Investment Report 2017. - Foreign Direct Investment and economic Zones in ASEAN. UNCTAD, 2018. P. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.