Ирландия на пути инновационных преобразований:истоки и перспективы развития
В статье анализируются основные факторы, обеспечившие Ирландии устойчивый рост экспорта высокотехнологичной продукции.
Ключевые слова: национальная инновационная система, государственная политика в сфере инноваций, малый и средний инновационный бизнес.
И. А. Монахов,
к. ист. н., зам. директора, Научно-методический центр по инновационной деятельности высшей школы Тверского государственного университета (Тверской ИнноЦентр) e-mail: monakhov i@mail.ru
OJ
о
OJ
00 со
J
<
OQ О
Введение
22 августа 2012 г. вступил в силу Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО). Таким образом, РФ, став 156-м членом ВТО, приняла обязательства по либерализации торгового режима. По мнению экспертов, членство в ВТО даст России ряд преимуществ, в том числе стабилизация правовой среды для бизнеса в России и, как следствие, повышение инвестиционной привлекательности страны и ее регионов для зарубежных партнеров; увеличение объемов российского экспорта на рынки 155 стран; снижение в среднесрочной перспективе цен на импортные и отечественные товары и др. [1].
Следовательно, Россия также вступила в глобальный рынок торговли высокотехнологичной про-дукцией1. Между тем, по данным Всемирного банка, показатель, характеризующий долю хай-тек в российском экспорте, за последние годы демонстрировал устойчивую тенденцию к снижению: с 16% в 2000 г. до 9% в 2010 г. Решение задачи по диверсификации российского экспорта в сторону инновационной продукции является одним из государственных приоритетов, заявленных руководством страны, наряду с повышением к 2018 г. доли продукции высокотехнологичных отраслей в ВВП минимум в 1,3 раза [2].
В этой связи особое значение приобретает опыт экономического развития тех стран, товарная струк-
К высокотехнологичной продукции относится: аэрокосмическая продукция, компьютерная и офисная техника, электроника и телекоммуникации, фармацевтические препараты, научные приборы, электротехника, продукция химической промышленности, неэлектрическое оборудование, вооружение.
тура экспорта которых ориентирована на продукцию хай-тек.
Среди государств - членов Европейского Союза, которые являются главными торговыми и экономическими партнерами нашей страны, Ирландию можно рассматривать в качестве успешного примера развития высокотехнологичных экспортно ориентированных отраслей промышленности. На протяжении ряда лет Ирландия сохраняла собой первое место по доле высокотехнологичной продукции в экспорте среди стран ЕС, уступив его только в 2004 г. Люксембургу и Мальте (после вступления последней в состав Евросоюза). Кроме того, она занимала лидирующее место и среди глобальных конкурентов Европейского Союза (Канады и Южной Корее) по данному показателю (рис. 1).
Кроме того, на сегодняшний день по отдельным показателям, раскрывающим инновационный профиль страны, Ирландия также занимает устойчивое положение. Согласно подготовленному Маастрихтским институтом экономических и социальных исследований проблем инноваций и технологий отчету «Европейское инновационное табло-2011», Ирландия входит в группу «инновационно ведомых» стран2, занимая в рейтинге среди 27 стран Европейского союза 10-е место по обобщенному показателю, полученному на основе данных 24 индикаторов [3]. Кроме того, авторы отчета поместили Ирландию на 3-е место среди стран ЕС по показателю «человеческие ресурсы» (количество ученых, получивших степень доктора наук; количество лиц в возрасте от 30 до 34 лет, завершивших программы высшего образования; а также количество
2 Помимо Ирландии в нее вошли (в порядке убывания): Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Австрия, Люксембург, Франция, Словения, Кипр и Эстония.
Рис. 1. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте, в % от общего объема экспорта (Источник: Eurostat (код электронной базы данных: tsiir160 и htec_trd_tot4). Данные по Ирландии и Финляндии представлены за период с 1995 по 2009 гг., средний показатель по ЕС — с 1999 по 2009 гг., по Канаде и Южной Корее — с 1995 по 2006 гг.)
молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет, прошедших второй этап среднего образования); на второе место по показателю «Экономические эффекты» (занятость в наукоемких отраслях; объемы экспорта средневысокой и высокотехнологичной продукции; объемы экспорта наукоемких услуг; объемы продаж новых для рынка и новых для предприятия инноваций; доходы от продаж лицензий и патентов за границей); на шестое место — по показателю «Открытые, превосходящие и привлекательные исследовательские системы» (количество совместных с зарубежными авторами научных публикаций, количество научных публикаций, входящих в 10% от наиболее цитируемых в мире).
Для выявления причин утверждения Ирландии как страны - экспортера инновационных товаров следует проанализировать мероприятия ирландского правительства по формированию инновационной среды поддержки наукоемких отраслей промышленности и стимулированию экспорта их продукции на международные рынки.
Становление «кельтского тигра»
По мнению большинства исследователей, истоки зарождения «ирландского экономического чуда», в результате которого Ирландия стала известна как «кельтский тигр», следует искать в экономических реформах, предпринятых правительством страны и последовательно проводившимися им с конца 1980-х гг. (см. например [4]). Данный комплекс мер включал:
1) установление жесткого контроля над государственными расходами в целях сокращения правительственных займов и снижения уровня налогообложения на прибыль предприятий и личные доходы;
2 ) проведение де-факто политики доходов с помощью национальных экономических программ, одобренных правительством, предпринимателями и профсоюзами в целях ограничения роста заработной платы и создания новых рабочих мест; 3) постепенное снижение ставки корпоративного налога до 12,5% с доходов международных производственных предприятий и сервисных компаний [5], а также выделение значительных объемов средств на поддержку экспортно ориентированных многонациональных компаний, расположенных в Ирландии;
4) поддержание высокого уровня инвестиций в сферу образования, подготовки, а также в развитие транспортной инфраструктуры и средств связи. При этом большая часть средств на данные цели выделялась из бюджета Европейского Союза. По сравнению с экономической политикой 1970-х и начала 1980-х гг., проведенные в 90-е гг. прошлого столетия правительством реформы в духе монетаризма с его акцентом на стимулирование предложения, были направлены на повышение привлекательности Ирландии как места приложения зарубежных инвестиций и конкурентоспособности ирландских товаров на международном рынке.
Результаты этой политики были впечатляющими. Ежегодный реальный рост ВВП Ирландии с 1994 г. составил в среднем 8%, а реальные доходы граждан страны за последнее десятилетие XX века выросли почти на две трети. Быстрый рост сопровождался процессом интеграции в мировую экономику. С 1990 по 2000 гг. общий объем импорта и экспорта вырос на 40% и составил 140% ВВП. Во многом благодаря наличию в Ирландии американских и других многонациональных компаний рост объемов внешней торговли товарами, который в 2000 г. составил 29% ВВП, перекрыл отрицательный баланс услуг и факторных доходов [6].
Подобная динамика прослеживалась и в начале 2000-х гг., предшествовавших мировому финансово-экономическому кризису (рис. 2) [7].
Предпринятые Правительством меры привели к изменению географии и структуры ирландского экспорта (рис. 3) [8].
Как видно из приведенных диаграмм, США становятся ключевыми торговыми партнерами Ирландии, опередив Великобританию и страны континентальной Европы. Кроме того, исходя из данных государственной статистики США, объем американских прямых инвестиций в экономику Ирландии за период с 2000 по 2010 гг. вырос более чем в 5 раз (с $35 млрд 903 млн до $190 млрд 478 млн), обеспечив Ирландии четвертое место среди стран ЕС по инвестиционной привлекательности (после Нидерландов, Великобритании и Люксембурга) [9].
Структура ирландского экспорта также претерпела значительные изменения: доля продукции, относящейся к высокотехнологичной (офисная и компьютерная техника, точные приборы и фармацевтические препараты, продукция химической промышленности) выросла почти на 30% — с 47,4 до 76%.
CN
о
CN
оо со
<
со О
Рис. 2. Основные макроэкономические показатели развития Ирландии с 2003 по 2007 гг.
Структура экспорта ирландских товаров в 1995 и 2009 гг. Рис. 3. География и структура ирландского экспорта в 1995 и 2009 гг.
Одна из причин повышения внимания международного бизнеса к Ирландии — налоговая реформа, направленная на формирование льготного фискального режима для экспортно ориентированных отраслей промышленности.
В середине 1950-х гг.в Ирландии начался процесс перехода от доминировавшей на протяжении ряда лет политики автаркии, характеризовавшейся жесткими ограничительными мерами тарифного регулирования и запретом на иностранные инвестиции, к политике свободной торговли и привлечения инвестиций через многонациональные предприятия. Для них создавались благоприятные условия путем оказания значи-^ тельной финансовой помощи в основном в форме капиталовложений, размер которой зависел от экспортной 5о активности, а также через предоставление налоговых «каникул» (до 15-20 лет) на доходы, полученные от продаж на внешних рынках и демонстрировавшие ^ динамикуроста[10].
2 Другая причина — меры государственной под-
|Е держки инновационного бизнеса, ориентированного ^ на внешние рынки, через систему программ, реализуемых правительственными структурами и спе-О циализированными фондами, которые определяют ^ структуру Национальной инновационной системы ^ (НИС) Ирландии.
Национальная инновационная система Ирландии
Организационную основу НИС Ирландии составляют различные государственные институты, а также полугосударственные органы. В первую группу входят Forfas, Агентство промышленного развития (Industrial Development Agency, или IDA), Фонд науки Ирландии и Энтерпрайз Айрлэнд, подведомственные Министерству занятости, предпринимательства и инноваций. Во вторую группу ответственные перед Министерством науки и образования Исследовательский совет и Управление высшего образования (рис. 4).
Правительственный подкомитет по науке, технологиям и инновациям является главным координирующим органом, на который также возложена задача по реализации политики в сфере инноваций. Он утверждает рабочие программы и отчеты ведущих ученых. Пост председателя данного подкомитета занимает министр занятости, предпринимательства и инноваций.
Межведомственный комитет по науке, технологиям и инновациям занимается координацией работы общественных и государственных служащих ведомств, ответственных за разработку политики, а также государственных агентств, осуществляющих ее импле-ментацию. В комитет входят представители восьми
Рис. 4. Организационная основа Национальной инновационной системы Ирландии
главных департаментов, в сферу компетенций которых входят наука, технологии и инновации.
На Отдел науки, технологий и инноваций возложена задача по развитию, продвижению и координации национальной политики в указанных областях в Ирландии, ЕС и на международном уровне. Кроме того, Отдел ответственен за финансирование фундаментальных исследований, которые проводятся Фондом науки Ирландии и Исследовательским советом.
Главный научный советник предоставляет отчеты государственному Комитету по науке и технологиям. Обязанности советника состоят в том, чтобы оказывать информационную поддержку в вопросах, связанных с наукой, особенно в областях, являющихся предметом общественного обсуждения.
Национальный совет по развитию конкурентоспособности — важный совещательный орган, который ежегодно издает отчет о конкурентоспособности экономики Ирландии в сравнении с другими 15 странами. Отчет используется при проведении общественных и политических дебатов и дискуссий между различными заинтересованными сторонами.
Forfas — орган, учрежденный Актом о промышленном развитии от 1993 г., в котором также предусматривалось создание в его составе двух агентств — Forbairt и Агентства промышленного развития (IDA). Для Forfas был определен следующий круг задач: «стимулировать развитие промышленности и технологий в стране», «поощрять создание и развитие в стране зарубежных
промышленных проектов» и др.; для Forbairt — «укреплять технологическую базу и расширять возможности промышленных предприятий по развитию инноваций», «оказывать услуги для поддержки такого развития» и др.; для IDA — «инвестировать и оказывать поддержку промышленным проектам, которые отвечают требованиям действующего законодательства» и др. [11].
Создание агентства Forbairt (слово, которое на ирландском языке обозначает рост) стало результатом процесса реформирования и слияния различных организаций, занимавшихся стимулированием научных исследований и разработкой национальных программ развития и технологий: Института отраслевых исследований и стандартов и Национального совета по науке и технологиям, которые, объединившись в 1987 г., образовали EOLAS — структуру, положенную в основу агентства Forbairt. В 1998 г. в связи с образованием Энтерпрайз Айрлэнд функции Forbairt были переданы вновь созданной организации.
Основная задача Агентства промышленногоразви-тия — привлечение иностранных инвестиций в такие области как науки о жизни, ИКТ, инжиниринг, профессиональные услуги и др. в целях экономического развития страны.
Фонд науки Ирландии был учрежден в 2000 г. как одно из подразделений Forfas по распределению средств из ирландского фонда технологического форсайта в размере 646 млн евро. Акт о промышлен-
(N
о
(N
00 CD
J <
CQ
о
CN
о
CN
оо со
ном развитии 2003 г. наделил Фонд науки Ирландии статусом независимого от Forfas органа, одна из задач которого состояла в том, чтобы «обеспечивать, развивать и оказывать содействие в проведении ориентированных фундаментальных исследований в стратегических областях научных изысканий, которые связаны с будущим развитием и конкурентоспособностью промышленности и предпринимательства в стране» [12]3. В настоящее время Фонд науки Ирландии финансирует проведение НИОКР в области биотехнологий, ИКТ, а также устойчивой энергетики и энергоэффективных технологий.
Энтерпрайз Айрлэнд — организация, созданная в соответствии с Актом о промышленном развитии от 1998 г. как одно из агентств Forfas. В числе определенных законом функций Энтерпрайз Айрлэнд — «расширять технологическую базу и возможности предприятий для их перехода на инновационный путь развития, проведения НИОКР и разработки дизайна» [13]. Она выделяет значительные объемы средств на поддержку развития ирландских предприятий (с числом работников от 10 до 250 человек), работающих в сфере промышленного производства или услуг, ориентированных на международный рынок. Кроме того, Энтерпрайз Айрлэнд оказывает помощь так называемым стартап-компаниям с высоким потенциалом (High Potential Start-Up (HPSU) Companies) — предприятиям, ориентированным на производство инновационных продуктов или услуг с целью их продажи на международных рынках. При этом численность работников этих фирм должна составлять до 10 человек, планируемый объем продаж за 3-4 года 1 млн евро, а возраст предприятия не должен превышать 6 лет.
На такие предприятия рассчитана комплексная программа поддержки, разделенная на три этапа.
На первом, предынвестиционном этапе предусмотрены следующие формы поддержки:
• Грант на исследование проекта (проведение маркетинговых исследований, разработка бизнес плана, изучение технической составляющей проекта, прототипирование) предоставляется на условиях паритетного софинансирования в размере до 15 тыс. евро.
• Наставнический грант на оказание консалтинговых услуг представленными в обновляемом списке менторами из числа руководителей и топ-менеджеров предприятий по вопросам маркетинга, стратегического и организационного развития, проведения НИОКР, финансирования и организации экспорта продукции и услуг в таких областях как программное обеспечение, науки о жизни, окружающая среда, продукты питания и потребительская продукция. Грант возмещает
J <
со О
3 Под «стратегическими областями научных изысканий» в Акте понимались информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, «а также другие области, связанные с экономическим и социальным благосостоянием, развитием конкурентоспособности промышленных предприятий на долгосрочную перспективу и экологической составляющей устойчивого развития, которые могут быть со временем определены Министром предпринимательства, торговли и занятости».
расходы компании на услуги менторов в размере до 1750 евро (из расчета 175 евро на каждую из 10 сессий с участием наставника). При этом каждый ментор подписывает соглашение о неразглашении коммерческой тайны или иной конфиденциальной информации, связанной с деятельностью компании-клиента.
• Инновационный ваучер — инициатива, направленная на обеспечение связи малого бизнеса с центрами генерации и распространения знаний (высшими учебными заведениями, государственными исследовательскими организациями и др.). Его размер для одного малого предприятия составляет 5 тыс. евро, на которые фирма может разместить заказ на проведение интересующей ее НИОКР (например, на изучение возможностей по развитию бизнеса или решения какой-либо проблемы) в зарегистрированной исследовательской организации. Для покрытия расходов на проведения более «затратных» исследований 10 компаний могут объединиться для создания общего фонда в размере 50 тыс. евро для покрытия расходов на изучение вопросов, в решении которых заинтересованы все участники пула [14].
• Программа развития предпринимательства «Новые рубежи» была запущена в феврале 2012 г. Ее цель — поддержка создания 100 наукоемких, высокодоходных ирландских предприятий ежегодно. На региональном уровне программа реализуется 13 Институтами технологий, включая Дублинский Институт технологий, Институт технологий Корка и др. В рамках программы предусматривается: проведение тренингов по всем вопросам развития бизнеса, включая финансовый менеджмент, маркетинговые исследования и анализ их результатов, бизнес процессы, патентование, разработка продукта, организация продаж; предоставление офисных и других помещений для инкубации бизнеса; налаживание связей с другими предпринимателями и агентствами по развитию бизнеса и др. [15]. Кроме того, предприятия на данном этапе могут
рассчитывать на поддержку со стороны Фонда по исследованию проектов и их конкурентных преимуществ для Северо-Западного региона и Фонда по исследованию проектов и их конкурентных преимуществ для женщин-предпринимателей. Максимальная сумма грантов, предоставляемых этими фондами составляет 25 тыс. евро, которые выплачиваются на паритетной основе, т. е. компания-грантозаявитель на каждое евро, взятое из фонда, должна потратить евро, используя другие источники финансирования.
На инвестиционном этапе начинающие предприятия, работающие в таких секторах как Интернет, разработка компьютерных игр, приложений, программного обеспечения как услуги (бизнес-модель БааБ) и программного обеспечения предприятия, мобильные средства связи, облачные вычисления, науки о жизни, «чистые» технологии и изготовление промышленных изделий для покрытия расходов могу обратиться в Фонд поддержки конкурентоспособных стартап-компаний. Максимальный размер гранта — 50 тыс. евро, которые предоставляются в обмен на
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
обыкновенные акции, составляющие 10% уставного капитала компании [16].
Грант предоставляется на конкурсной основе. Сумма денежных средств и процесс их перевода разделен на два этапа. На первом этапе половина кредита выплачивается только после подтверждения заявителем факта о привлечении дополнительных наличных средств путем приобретения акций компании в размере 5000 евро. Оставшаяся сумма от общего объема инвестиций предоставляется для покрытия расходов на разработку бизнес-плана или решение определенных технических и/или коммерческих задач. Основные статьи расходов — заработная плата, командировочные расходы, оплата консультационных услуг и др.
На постинвестиционный этапе предприятия могут обратиться с заявками на предоставление наставнического гранта, инновационного ваучера, гранта «Повышение объема экспортных продаж» (проведение серии семинаров по внедрению апробированных инструментов реализации продукции на международных рынках) и гранта в размере 10 тыс. евро в рамках программы ускорения роста Интернет-компаний.
Ирландский исследовательский совет был образован в марте 2012 г. путем слияния Ирландского исследовательского совета по гуманитарным и общественным наукам и Ирландского исследовательского совета по науке, инжинирингу и технологиям, которые в свою очередь были созданы в рамках реализации Национального плана развития на 2000-2006 гг. Объединенный совет разрабатывает и осуществляет различные схемы финансирования исследований, например стипендии для студентов и аспирантов, а также исследовательские гранты для новых и признанных ученых.
Управление высшего образования — полугосударственная структура, на которую возложена обязанность по разработке и проведению политики в сфере высшего образования и исследований в Ирландии. Управление располагает широким спектром совещательных функций во всем секторе высшего образования. Кроме того, оно занимается финансированием университетов и институтов технологий. Одной из ключевых программ финансирования исследований является Программа поддержки исследований в высших учебных заведениях, которая была запущена Управлением высшего образования в 1998 г. На сегодняшний день в рамках программы с 2000 по 2012 гг. в течение четырех циклов финансирования было выделено 865 млн евро (включая бюджетные деньги и средства частных инвесторов) на укрепление национального исследовательского потенциала через инвестиции в человеческий капитал и физическую инфраструктуру. Конечная цель программы — позиционирование Ирландии как наиболее благоприятного места для проведения НИОКР мирового уровня. Программа финансирует исследования в таких областях как гуманитарные, естественные и общественные науки, включая бизнес и право, и технологии.
Шеннон Девелопмент — кампания, специализирующаяся на управлении особой экономической зоной в Ирландии. ОЭЗ по объему зарубежных инвестиций опережает другие районы Ирландии. Она привлекает компании, занимающиеся промышленным производ-
ством, услугами в сфере торговли, международной логистикой и дистрибьюцией, финансовыми услугами и деятельностью по поддержке клиентов.
В рамках свободной зоны торговли кампанией «Шеннон Девелопмент» была организована сеть организаций по генерации знаний. В нее вошли национальный технологический парк Лимерик, технологический парк Типперэри, технологический парк Керри, технологический центр Бирр и парк в Эннисе «Век информации».
Одна из новых разработок в зоне свободной торговли Шеннон — бизнес-парк «Вестпарк Шеннон», который размещается на 38 акрах земли. Цель его деятельности — привлечение и предоставление услуг наукоемкого бизнесу в сфере высоких технологий и 1Т.
Заключение
Таким образом, анализ основных показателей инновационного развития Ирландии свидетельствует о неравномерном характере движения страны на пути создания «экономики знаний». С одной стороны, в НИС Ирландии обнаруживаются слабые стороны вследствие значительного отставания страны по некоторым индексам развития от мировых лидеров. Например, уровень инвестиций в НИОКР в Ирландии в полтора-два раза ниже, чем в странах — инновационных лидерах (скандинавских государствах - членах ЕС и Германии). Кроме того, объем средств, выделяемых на развитие профессиональных навыков, также меньше, чем у ведущих стран мира. С другой стороны, анализ результатов инновационной и экономической деятельности демонстрирует сильные стороны НИС Ирландии. Например, страна показывает лидерские возможности по степени и качеству результатов инновационной деятельности, отраженных в показателях «экономические эффекты».
Одна из возможных причин данной особенности модели инновационного развития заключается во внутреннем трансфере технологий, который сочетается с внутренними инвестициями в Ирландии за последние три десятилетия. Именно внутренний трансфер технологий, зачастую не отраженный в официальных документах, из, в основном, американских технологических компаний, обеспечивает сильные стороны НИС Ирландии. На практике значительная часть результатов инновационной деятельности в Ирландии получена не за счет использования местного технологического потенциала.
Однако наличие данной особенности инновационной модели Ирландии, связанной с внутренним трансфером, ее образование и развитие носит не случайный характер. Она стала результатом систематической и эффективной политики, проводимой агентствами развития. Один из ключевых ее элементов заключался в привлечении внутренних инвестиций, а также в других мерах, нацеленных на укрепление местных связей и создание кластеров взаимосвязанных компаний.
Помимо прямых иностранных инвестиций и внутреннего трансфера технологий характерной чертой инновационной модели Ирландии является
о
оо со
<
со О
CN
о
CN
oo
CD
J <
CQ
о
то, что ирландские компании по степени инновационной активности превосходят европейские фирмы. Кроме того, темпы роста предприятий Ирландии в большинстве отраслей промышленности опережают аналогичные показатели компаний ЕС. В качестве объяснения данной закономерности, следует отметить, что показатель расходов ирландских предприятий на НИОКР не в полной мере отражает реальное положение вещей. Низкий уровень расходов всех промышленных компаний Ирландии на НИОКР связан с тем, что индустриальные предприятия в основном сконцентрированы в отраслях промышленности, характеризующихся низкой наукоемкостью. В других секторах наукоемкость сопоставима, или, по крайней мере, не уступает уровню стран ОЭСР.
На показатели инновационного развития ирландских промышленных предприятий оказывают положительное влияние их взаимодействие с передовыми международными компаниями.
Ориентации ирландских компаний на международный рынок способствует ограниченность внутреннего рынка самой Ирландии. Поэтому закрепление на мировых рынках рассматривается как возможность масштабирования инновационного проекта и успешного развития предприятия на долгосрочную перспективу.
Кроме того, созданная система государственной поддержки стартап-компаний направлена на активное вовлечение инновационных предприятий в международный бизнес и организацию сетевого сотрудничества с центрами генерации новых знаний — высшими учебными заведениями и институтами.
Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное воздействие на поступательное развитие Ирландской Республики. Падение цен на недвижимость, проблемы ирландских банков с платежеспособностью, приведшие к банковского кризису, отток мигрантов из страны и другие кризисные явления свели на нет динамику экономического развития периода «экономического чуда», и заставили правительство Б. Коуэна пересмотреть ранее принятые программы стимулирования инновационных предприятий. Однако созданная за предыдущие годы инфраструктура поддержки науки и инноваций, налаженные связи с зарубежными компаниями стали фундаментом инновационного развития страны в посткризисный период.
Преимуществом ирландской модели инновационной развития стала тесная связь с глобальной экономикой и готовность международных компаний обеспечивать трансфер технологий в страну.
Прямые зарубежные инвестиции играют важную роль в развитии и стимулировании инновационной среды Ирландии. Благодаря благоприятному климату для ведения бизнеса, согласно «Глобальному индексу инноваций» — рассчитанному по методике международной бизнес-школы INSEAD (Франция) рейтинге стран, в 2012 г. Ирландия заняла десятое место по объему чистого притока прямых иностранных инвестиций (12,8% ВВП) [17] и вышла с аналогичным результатом среди 183 стран мира, заняв 3-е место среди стран ЕС (после Дании и Великобритании), по степени
благоприятности условий для ведения бизнеса в новом докладе Международной Финансовой Корпорации и Всемирного Банка «Ведение бизнеса 2012: Ведение бизнеса в более прозрачном мире» [18].
Благоприятная система налогообложения и система финансовой поддержки в сфере научно-исследовательских и конструкторских разработок подчеркивает тот факт, что правительство Ирландии намерено продолжать повышать привлекательность страны для зарубежных компаний.
Список использованных источников
1. М. Ю. Медведков. Есть ли жизнь после ВТО//Московский Комсомолец. 1 августа, 2012. http://www.mk.ru/economics/ article/2012/07/31/731647-est-li-zhizn-posle-vto.html.
2. В. В. Путин. Выступление на пленарном заседании 16-го Санкт-Петербургского международного экономического форума. http://kremlin.ru/transcripts/15709.
3. Innovation Union Scoreboard 2011. http://ec.europa.eu/ enterprise/policies/innovation/files/ius-2011_en.pdf.
4. E. O'Malley, N. Hewitt-Dundas, S. Roper. High growth and innovation with low R&D: Ireland//Small Country Innovation Systems: Globalization, Change and Policy in Asia and Europe/ Edited by Charles Edquist, Leif Hommen. Northampton, MA: Edward Elgar, 2008.
5. Ирландия: Экономический Профиль. Август 2006. http://www. enterprise-ireland.ru/economics/IrelandEP.pdf.
6. 2001 Country Reports on Economic Policy and Trade Practices. Ireland. http://www.state.gov/documents/organization/8227.pdf.
7. Country statistical profile: Ireland 2011-2012. http://www.oecd-ilibrary.org.
8. OECD Economic Surveys: Ireland. Paris: Organisation for Economic Cooperation and Development, 2011.
9. U.S. Direct Investment Position Abroad on a Historical-Cost Basis by Selected Country: 2000 to 2010. http://www.census.gov/ compendia/statab/2012/tables/12s1296.xls.
10. P.J. Buckley, F. Ruane. Foreign Direct Investment in Ireland: Policy Implications for Emerging Economies//The World Economy, 2006.
11. Industrial Development Act, 1993 http://acts.oireachtas.ie/ en.act.1993.0019.3.html.
12. Industrial Development (Science Foundation Ireland). Act 2003. http://www.acts.ie/en.act.2003.0030.3.html#partii-sec6.
13. Industrial Development (Enterprise Ireland) Act, 1998 http:// www.oireachtas.ie/documents/bills28/acts/1998/a3498.pdf.
14. https://innovationvouchers.ie.
15. New Frontiers Entrepreneur Development Programme. http://www.enterprise-ireland.com/en/Start-a-Business-in-Ireland/Supports-for-High-Potential-Start-Ups/New-Frontiers-Entrepreneur-Development-Programme.html.
16. Competitive Start Fund (CSF) http://www.enterprise-ireland.com/en/funding-supports/Company/HPSU-Funding/ Competitive-Start-Fund-CSF-.html.
17. The Global Innovation Index 2012: Stronger Innovation Linkages for Global Growth / edited by Soumitra Dutta. Fontainebleau: INSEAD, 2012. P. 236. http://www.globalinnovationindex.org/ gii/GII%202012%20Report.pdf.
18. Ведение бизнеса 2012: Ведение бизнеса в более прозрачном мире. Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк, 2012. http://russian.doingbusiness.org/~/media/ FPDKM/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/ Foreign/DB12-Russian.pdf.
Ireland on the way of the innovative transformation: the beginnings and the perspectives of development I. A. Monakhov, PhD in History, Deputy Director, Scientific and Methodological Center for Innovative Activity of Higher Educational Institutions of Tver State University (Tver InnoCentre).
The article is devoted to the main factors of the sustainable growth of the Ireland's high-technology exports.
Keywords: national innovation system, public innovation policy, innovative small and medium-sized enterprises.