ИРЛАНДИЯ:
М.В. Бойкова, М.Г. Салазкин
Беспрецедентный экономический рост Ирландии, начавшийся в 1990-е годы и продолжавшийся целое десятилетие, основывался на модели экономического развития, ко торая характеризируется сочетанием трех «Т» - технологии (Technologies), таланты (Talents), открытость (Tolerance) [1].
Но вчерашние преимущества вследствие глубоких глобальных трансформаций сегодня потеряли свою актуальность. Чтобы сохранить и упрочить достигнутые позиции в новых условиях, ирландцы разработали новые стратегии, адекватные су ществующим и грядущим вызовам и возможностям. Стратегии строились на основе выявленных платформ роста и возможных сценариев развития.
НОВЫЙ КОНТЕКСТ
РАЗВИТИЯ
Еще в начале прошлого десятилетия стратегия экономического развития, выбранная Ирландией, считалась рисковой, поскольку несла в себе компонент новой экономической парадигмы, принятой к тому времени лишь немногими государствами. И тем не менее выбор оправдал себя. Страна приобрела ряд сильных конкурентных преимуществ, которые обеспечили ей статус одного из крупных мировых инновационных центров. Инвестиции в технологии, а также в подготовку и привлечение талантливых специалистов позволили Ирландии за короткий срок превратиться из экономического и технологического аутсайдера в настоящую «машину роста» - 5 лет подряд ВВП Ирландии ежегодно возрастал на 10% [2]. Самые низкие в Европе налоги и англоязычная рабочая сила привлекли на небольшой остров 40 конкурирующих друг с другом крупных компаний. Свои производства там разместили практически все лидеры мировой фармацевтики и ИКТ-сектора. Страна стала крупнейшим в мире экспортером программного обеспечения. Все это способствовало концентрации критической массы молодого населения, притоку рабочей силы из-за рубежа. Сегодня около 40% населения младше 30 лет, а 53% иммигрантов - возвратившиеся на родину ирландцы [3]. Концентрация молодых креативных специалистов создала благоприятные условия для циркуляции идей, товаров и услуг, что в свою очередь позволило сформировать открытую и конкурентоспособную бизнес-среду. По оценкам Всемирного Банка, в 2005 году Ирландия заняла 15-е место среди стран, наиболее привлекательных
для реализации инновационных проектов и ведения бизнеса [4]. В этом плане показателен мегапроект «Wyeth Biopharma» - крупнейший в мире биотехнологический парк, расположенный рядом с Дублином, строительство которого обошлось в 1.8 млрд евро.
Несмотря на то что в последние годы темпы экономического роста замедлились (сегодня это - 4-5% в год), они все же значительно выше среднего показателя по странам ОЭСР (2.7% в 2005 году) [2]. Большинство экспертов сходятся во мнении, что 4-5%-й экономический рост будет обеспечен Ирландии до конца текущего десятилетия.
Открытость экономики создает предпосылки для дальнейшего повышения качества жизни в Ирландии до европейских стандартов. Оборотная сторона открытости в том, что ирландская экономика подвержена рискам в той же мере, что и глобальная экономика в целом. В то время как краткосрочные перспективы развития мировой экономики достаточно позитивны, в среднесрочном периоде возникает значительная неопределенность [3]. Об уязвимости Ирландии перед внешними угрозами свидетельствует и рост внешнего долга.
Исследуя меняющийся глобальный контекст, ирландские эксперты пришли к выводу, что перспективы вряд ли окажутся благоприятными, если не модернизировать существующую стратегию. Цикл беспрепятственного развития исчерпал свой ресурс, в экономике образовались «узкие места», наличие которых затрудняет не только дальнейший рост, но и сохранение ранее достигнутых позиций.
в цифрах: 2006* Территория (км2) 70 000
Население (тыс. чел.) 4 149
Валовой внутренний продукт (млрд долл. США) 173.4
Внутренние затраты на исследования и разработки (млн долл. США) 2 319.8
Удельный вес страны в общем числе публикаций в ведущих научных журналах (проценты) 0.3
Патентные заявки, поданные национальными и иностранными заявителями в стране 864
Удельный вес высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта (проценты) 29.1
S и X < £ ь-н Удельный вес населения с образованием не ниже среднего (полного) общего среди всех взрослых в возрасте 25-64 лет (проценты) 63
Удельный вес населения с высшим профессиональным и послевузовским профессиональным образованием среди всех взрослых в возрасте 25-64 лет (проценты) 17
Удельный вес сектора ИКТ в валовой добавленной стоимости предпринимательского сектора (проценты) 13.1
Удельный вес организаций, использующих Интернет (проценты) 94
* Или ближайшие годы, по которым имеются данные.
Источник: подготовлено Т.В. Ратай по данным ОЭСР и Евростата.
Внутренние вызовы
Задачи, которые стоят перед ирландцами, в определенном смысле можно назвать уникальными. Ирландия, наряду с немногими ведущими странами, входит в постиндустриальную фазу развития. А это означает, что двигаться приходится в условиях неопределенности, так как пока еще нет необходимого опыта преодоления вызовов нового уровня. Поэтому первоочередное значение придается своевременному выявлению глобальных тенденций, а также тех вызовов и возможностей, которые они с собой несут, и соотнесения их с внутренними ресурсами и проблемами, что позволит создать новые платформы роста.
Исходя из этого, в Ирландии был определен комплекс внутренних и внешних вызовов. Если, как отмечалось выше, прежняя модель развития Ирландии формулировалась в виде трех «Т», то современные внутренние вызовы можно обозначить как три «С»: противоречие (Contradiction), соперничество (Competition), противостояние (Contention) [5]. При адекватном ответе такие вызовы могут трансформироваться в новые преимущества
Противоречие заключается в двух несбалансированных аспектах ирландского общества. С одной стороны, Ирландия - одна из самых богатых европейских стран с низким уровнем безработицы и минимальными для еврозоны налогами и размером государственного долга. С другой стороны, в стране высокий уровень социального неравенства, состояние инфраструктуры сопоставимо со странами третьего мира, система здравоохранения неэффективна, а нация стремительно теряет те достоинства, которые всегда были ей присущи.
Соперничество - конкуренция двух подходов: прежнего, в котором доминирует собственно предложение инноваций, и нового, где разработки должны иметь максимальную наукоемкость и отвечать рыночному заказу. Пока эти модели находятся в неравных позициях.
Противостояние связано с необходимостью решения комплекса острых социальных проблем, включая резкое неравенство в доходах, преступность, наркоманию и др.
Внешние вызовы
Если внутренние проблемы представляются не столь угрожающими и многочисленными, то внешние вызовы образуют внушительный перечень и предполагают неординарные решения.
Инвестиции. Появление на глобальном экономическом пространстве новых претендентов на внешние инвестиции, в частности стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, лишает Ирландию того притока финансовых ресурсов, который был ей гарантирован на протяжении последнего десятилетия.
Торговля. География мировой торговли расширяется. Если в прежние годы индустриальные государства закупали в развивающихся странах сырье и полуфабрикаты, насыщая их высокой добавленной
стоимостью, то сегодня «третий мир» сам перехватывает это преимущество, наращивая собственные производства. Это, в свою очередь, ведет к значительному падению цен, особенно на промышленные товары. Такой расклад сил требует структурных перемен в экономике Ирландии.
Миграция. Перемещение высококвалифицированной рабочей силы, которая сегодня становится определяющим фактором роста, также претерпевает изменения. Страны сражаются за талантливых специалистов, тем самым влияя на глобальные миграционные потоки. Ирландии необходимо удержать собственный квалифицированный персонал и эффективно интегрировать иммигрантов в национальную среду.
Технологии/идеи. Высокая капиталоемкость научных исследований и разработок в развитых странах, глобализация промышленного производства стимулируют крупные корпорации к расширению масштабов своей научно-технической деятельности за пределами традиционных зон, что создает новые сферы конкуренции. Для адекватного ответа Ирландия намерена активно участвовать в реализации Лиссабонской стратегии и содействовать экономическому развитию ЕС в целом.
Налогообложение. Конкуренция в этой сфере для Ирландии усиливается по мере того, как снижаются ставки налогообложения бизнеса в других странах. Более того, предложения Евросоюза со временем ввести единую систему налогообложения еще более нивелируют преимущество Ирландии в этом плане.
Энергетика. Новые тенденции на мировом нефтяном рынке и климатические изменения поставили правительства большинства стран перед необходимостью разработки новых стратегий в энергетике. Вследствие своей сравнительно небольшой площади и ограниченности собственных энергоресурсов Ирландия оказалась в зависимости от импортируемого топлива.
Какие инструменты могут помочь в противодействии указанным вызовам? В Ирландии считают, что справиться с таким комплексом проблем возможно только при наличии двух определяющих факторов: нового мышления и модернизированной инновационной системы [3].
Под новым мышлением в Ирландии понимают концепцию индивидуализма, партнерства, инновационных подходов, эффективных действий в зоне неопределенности и риска. Принимаемые решения и модели управления должны основываться на совершенно новых принципах и быть в значительной степени неповторимыми и трудно-копируемыми. Новая философия подразумевает ориентацию на процесс, а не структуру; на целостность, а не раздробленность; на сотрудничество, а не конкуренцию.
Другой важнейший фактор успешного перехода на новую модель развития - технологический прогресс, извлечь максимум преимуществ из которого позволит эффективная национальная инновационная система. Ирландская инновационная система - уникальное явление, требующее детального рассмотрения.
Инновационная система Ирландии
Особенность национальной инновационной системы Ирландии заключается в ее дуализме - эффективном сочетании компонентов американской и европейской инновационных систем. К тому же она базируется на высокоразвитой системе высшего образования и поддержке крупным бизнесом новых секторов. Как всякая инновационная система, ирландская также несовершенна и обладает как определенными преимуществами, так и недостатками.
К серьезным проблемам, появившимся в последние годы, следует отнести явное смещение акцентов в сторону научных исследований, в ущерб инновационной продуктивности. Данная тенденция отмечается не только многими ирландскими экспертами, но и иностранными бизнесменами, работающими в Ирландии [6].
По оценкам представителей крупных корпораций-резидентов, чтобы поддержать общую эффективность и производительность их организаций, легче обратиться к процессным инновациям, созданным где-либо в другом уголке земного шара, нежели использовать местные разработки. Ориентация на науку без учета ее адаптации к нуждам потребителей может негативно повлиять на имидж страны как благоприятного региона для размещения инновационного производства высочайшего уровня [6].
Назрела необходимость сместить акценты в научнотехнологической политике на инновационную составляющую. Предполагается, что ключевую роль здесь сыграет Агентство по промышленному развитию Ирландии (IDA), задача которого - расширить существующую базу клиентов, способных в будущем внести значительный вклад в экономический рост страны.
Адекватность такого решения подтверждается тем фактом, что приток прямых иностранных инвестиций создал предпосылки к очередному экономическому скачку после временного застоя в 2001-2002 годах. Способность IDA к открытому диалогу с зарубежными заказчиками, в частности, посредством форумов, организуемых совместно с Торгово-промышленной палатой США, сформировала уникальный деловой климат, который называют «семейным». Деловой истеблишмент открыт для решений, которые принесут пользу не только конкретным компаниям, но и стране в целом. Это относится как к местным фирмам, так и к резидентам. Можно сказать, сегодня мы наблюдаем «перекрестное опыление» по-ирландски, когда конкурирующие компании не опасаются обмена идеями, даже если они с равным успехом работают на конкурентов. Влияние этого фактора трудно измерить количественно, он рассматривается как истинная инновация, двигающая экономический прогресс.
К явным преимуществам ирландской инновационной системы можно отнести и вышеупомянутый гармоничный синтез европейского и американского подходов к инновационному развитию.
Географическое положение страны и ее история сделали ирландцев одинаково лояльными к ЕС и США. В свою очередь, и Евросоюз, и Соединенные Штаты внесли огромный вклад в экономический успех Ирландии и будут оказывать влияние на страну в будущем. Так, многие ключевые инновации ирландского происхождения были созданы при финансовой поддержке Евросоюза. По инициативе Еврокомиссии образован Ирландский научный фонд (SFI), который организует технологический Форсайт. В то же время SFI во многом копирует структуру Национального научного фонда США.
В итоге субъекты национальной инновационной системы Ирландии разделились на две категории. В политике одной из них явно прослеживается сфокусированность Евросоюза на исследованиях и разработках в сфере более материальных продуктовых инноваций.
Другая же ветвь отражает американский акцент на менее осязаемых процессных инновациях. Оба подхода оказывают явное влияние на экономику Ирландии и ее способность сохранять нынешние темпы роста.
Как известно, инновации - нечто большее, чем просто новые продукты, поэтому сегодня ирландцы работают над тем, чтобы сбалансировать свою инновационную систему, а следовательно и экономику, развивая американский вектор. В этом направлении уже делаются конкретные шаги. В частности, разрабатывается стратегия инновационного развития сектора услуг, занятость в котором за период 1994-2004 годов выросла в Ирландии на 58% (для сравнения: занятость в промышленности за тот же период увеличилась всего на 5.6%) [7].
Говоря о факторах роста экономики Ирландии, следует иметь в виду, что если ранее он был вызван, во многом, благоприятным стечением обстоятельств, то выявление и активизация новых его источников требуют неординарного подхода.
С этой целью в Ирландии была развернута серия Форсайт-проектов по определению грядущих вызовов и ответов на них. Далее мы рассмотрим два наиболее значимых. Один из них - технологический Форсайт, в процессе которого определяются критические технологии (в виде перечня так называемых стратегических технологических платформ - СТП). Второй проект - разработка будущих сценариев развития, которые опираются на результаты технологического Форсайта. ^
Инновационная политика Ирландии эффективно сочетает в себе фокус Евросоюза на продуктовых инновациях и американский акцент на менее осязаемых процессных инновациях.
ФОРСАЙТ ИРЛАНДИИ Больше, чем направления
В поисках факторов роста ирландцы методично и регулярно исследуют глобальные рыночные тренды, прогрессивные технологии и их потенциальное влияние на будущее. Ирландский Форсайт приобрел характер постоянного процесса, что позволяет обеспечить выявление новых и корректировку существующих стратегических технологических направлений (платформ). К этому инструменту в Ирландии решили обратиться, досконально изучив мировой опыт Форсайт-исследований и используемые в них методологии.
Первый пилотный Форсайт-проект был осуществлен здесь в 1998 году. Спустя пять лет, в 2003 году, были оценены его результаты и принято решение об организации Форсайт-процесса на постоянной основе.
Сам процесс Форсайта имеет для Ирландии не меньшее значение, чем его конечные результаты, поэтому наряду с пересмотром перечня СТП регулярно уточняется и используемая методология. При проведении первого технологического Форсайта выбор был остановлен на методологии экспертных панелей, но в 2003 году они были признаны недостаточно эффективными и заменены методом критических технологий.
Что касается самого понятия СТП, то в ирландском варианте оно имеет собственное толкование. Как показывает опыт, в разных странах это понятие трактуется по-своему, а для выявления таких платформ используются различные методы.
СТП решают широкий спектр задач, формируя базис для разработки национальной стратегии развития
научных исследований. Они обеспечивают Ирландии весомый авторитет, позволяющий влиять на формирование общеевропейских СТП, развитие которых так или иначе отражается на стране. Кроме того, они позиционируют уникальность страны в плане научной, производственной и природно-ресурсной базы и, наконец, интегрируют различные технологии, порождая эффект синергии.
Центральная роль в развитии СТП отводится бизнесу, что особенно важно в свете тех амбициозных целей, которые ставит перед собой страна, а именно - достичь к 2010 году уровня затрат на научные исследования и разработки в размере 2.5% ВВП (по сравнению с 1.4% в 2004 году) [8].
Платформы роста
Процесс идентификации стратегических платформ и корректировки их перечня имеет циклический характер и охватывает три этапа.
На первом этапе осуществляется сбор информации в режиме диалога между ключевыми игроками, формируется список потенциальных СТП. Особое внимание уделяется оценке уникальных возможностей страны, включая: природные ресурсы (Ирландия располагает прибрежной полосой, благоприятной для развития волновой энергетики); промышленные разработки (беспроводные коммуникации, производство медицинского оборудования, биометрия); базу знаний и научную инфраструктуру.
На втором этапе перечень платформ фильтруется, в результате выделяются 30-40 позиций в качестве претендентов на статус СТП. Важную роль в этом процессе играет анализ адекватности рекомендаций
Стратегические технологические платформы - ирландский контекст
Под стратегическими технологическими платформами подразумевают группы технологий, которые в совокупности могут иметь широкий спектр практических приложений, будь то бизнес-процессы, производство продуктов или услуг. Сфера применения СТП не ограничивается производством определенного продукта либо границами того или иного сектора экономики [8].
Конечная цель СТП - формирование и развитие уникального устойчивого конкурентного преимущества.
СТП выступают в качестве инструмента для:
• выбора приоритетов государственного финансирования науки;
• формирования стратегии прикладных исследований и разработок, ориентированной на реальные нужды промышленности;
• создания промышленных кластеров, охватывающих, в том числе, малые и средние предприятия;
• стимулирования научно-исследовательской деятельности компаний в промышленности;
• привлечения прямых внешних инвестиций;
• фокусирования политики государственных ведомств.
Перечень СТП регулярно актуализируется.
Финансовая поддержка государством технологических платформ, которые не оправдывают себя, равно как и тех, которые способны перейти на самоокупаемость, прекращается.
Информационные и коммуникационные технологии
Создание новых материалов, технологий и бизнес-процессов
Здравоохранение и науки о живом
Химия и фармацевтика
Природные ресурсы
Энергетика
Транспорт и логистика
Строительство и инфраструктура
сетевые технологии
разработка систем распределенных и параллельных вычислений, прогнозирования и безопасности
компоненты: интеграция, миниатюризация, низкое энергопотребление; новая архитектура
системы взаимодействия «человек-машина»
разработка и производство новых и усовершенствованных материалов, включая биоматериалы, «умные» и повторно используемые материалы
интеграция и миниатюризация оборудования
биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве, рыбной промышленности, пищевой промышленности; геномика
новые виды диагностики
целенаправленная доставка лекарств к больным органам с помощью нанороботов
традиционные и передовые технологии биологического синтеза гибкие, экологически чистые и эффективные процессы автоматизация и мониторинг производственных процессов
производство качественной и безопасной пищевой продукции управление качеством окружающей среды
использование биотехнологий в сельском хозяйстве и пищевой промышленности
анализ рынков, определение будущих потребностей в продуктах питания
использование новых и возобновляемых источников энергии интеллектуальные решения на основе энергетических технологий технологии энергосбережения и повторного использования
интермодальные транспортные системы (эффективное разделение пространства между различными видами транспорта) телематические технологии (управление транспортными маршрутами)
управление транспортной инфраструктурой
использование ИКТ (системы трехмерного проектирования, сметные расчеты и т. д.)
новые строительные материалы и элементы оптимизация процессов строительства
Источник: [8].
предшествующего Форсайта текущему рыночному контексту.
Третий этап предполагает установление финального перечня собственно 10-20 стратегических технологических платформ и мер по их реализации. Выявленные стратегические платформы служат механизмом эффективного управления инвестициями в науку, технологии и инновации, а также основой для разработки сценариев будущего. Примеры действующих ирландских СТП представлены в таблице 1.
Наряду с этим Форсайт позволил также определить «узкие места», которые требуют особого вни-
мания. К ним относятся: слабая связь между фундаментальными и прикладными исследованиями; необходимость разработки новой стратегии развития промышленности; поиск путей использования имеющихся ресурсов в новых отраслях. Направления, не имеющие стратегической значимости, были отмечены как рисковые проекты, не претендующие на финансовую поддержку со стороны государства. Высока вероятность того, что знания, полученные в результате «нестратегических» исследований, и персонал, адаптированный под использование таких знаний, окажутся невостребованными современной экономикой.
Воображаемая Ирландия
Как известно, видение предшествует проектированию будущего. В ирландском понимании - не предсказанию, не планированию, а именно проектированию. Подготовка к столкновению с будущим - задача из разряда экстраординарных. Используя форсайтные методологии, ирландцы смело проектируют свой будущий мир, оказывая себе и окружающим неоценимую услугу в адаптации к неопределенности.
В 2005 году в Академии исследований будущего при Дублинском институте технологий на основе результатов технологического Форсайта разработали документ «Воображаемая Ирландия: сценарии будущего до 2030 года» [5].
Эксперты Академии поставили перед собой следующие задачи:
• выявить основные факторы, влияющие на развитие страны, путем оценки взаимодействий между ключевыми движущими силами перемен (технологии, общество, окружающая среда, экономика, государство, демография, культура);
• выделить главных субъектов процесса;
• сформировать возможные сценарии развития, основываясь на наиболее вероятных траекториях изменений ключевых переменных факторов.
Исследование состояло из шести этапов:
• формулирование стратегически важных проблем
путем обсуждений с ключевыми действующими лицами;
• определение движущих сил перемен с использованием так называемого метода «шести секторов», подразумевающего анализ социального, демографического, экономического, экологического, государственного и технологического аспектов развития общества;
• выявление главных тенденций, связанных со стратегическими задачами.
• оценка уровня влияния стратегических проблем и тенденций на ключевые аспекты развития общества, а также уровня неопределенности (вероятности наступления какого-либо события в определенный отрезок времени);
• логическое обоснование сценариев, их структуризация;
• построение набора правдоподобных сценариев,
представляющих картины возможного будущего страны к указанному временному горизонту.
В результате разработаны три сценария, получившие названия соответственно «Свобода», «Равенство» и «Хрупкость» (табл. 2).
Очевидно, реализация какого-либо из рассмотренных сценариев в «чистом виде» вряд ли вероятна, но принципиальное значение будет иметь выработка эффективных политических решений, нацеленных на достижение благоприятных для страны результатов. ^
Степень технологической независимости
Будучи членом Евросоюза и его активным участником, Ирландия вряд ли может в полной мере чувствовать себя автономной в разработке стратегических платформ и сценариев развития. Исходя из общеевропейского контекста, ирландцы не отказываются от сложных решений, а напротив, настроены на интеграцию в европейские программы, хотя и опережая европейский форсайтный мэйнстрим. Таким образом, влияя на дизайн европейских СТП, страна имеет возможность создать для себя определенные преимущества и повлиять на формирование расклада сил в свою пользу.
Для этого есть все основания, ведь СТП в Ирландии начали разрабатывать гораздо раньше, чем в Евросоюзе в целом. Ко времени появления европейских СТП у страны уже был определенный качественный опыт, соответствующие компетенции и результаты. Это позволяет Ирландии занимать активную позицию в европейских технологических платформах, оказывая тем самым прямое воздействие на размещение инвестиций в научные исследования и разработки.
Сравнительный анализ ирландских и европейских СТП показывает принципиальные различия между ними. Так, европейские платформы отличает то, что они объединяют широкие заинтересованные круги вокруг общей концепции технологического развития с последующим формированием критической массы исследовательских и инновационных ресурсов вокруг приоритетных направлений.
Европейские платформы характеризуются высокой интенсивностью исследований, активной поддержкой со стороны национальных правительств, частного капитала, рамочных программ ЕС, структурных фондов, Европейского инвестиционного банка и т.д. Но если европейские платформы ориентированы на отдельные секторы, то ирландские - на межсекторальное сотрудничество и реализацию межотраслевых научных исследований.
Таблица 2. Сценарии развития Ирландии до 2030 года
Аспекты/
Политика
Экономика
Наука
Экология
Общество
Свобода
• Открытость глобальному рынку
• Поддержка предпринимательства, стимулирование рисковых проектов
• Консолидация с Северной Ирландией
и технологии
• Рост цен на недвижимость, перегруженные дороги и напряженно работающее население
• Установление единой для всего острова валюты после вхождения Британии в зону евро
• Ирландия - в числе ведущих игроков на глобальном рынке
• Процветание интеллектуальных видов бизнеса
Повсеместное распространение компьютеров и телекоммуникационных сетей
• Рост хоумсорсинга (квалифицированные профессионалы предпочитают работать на дому, посылая результаты своей работы через Интернет)
• Расширенные возможности управления компьютерами (тактильное, голосовое, жестикулярное)
• Совершение большинства покупок через Интернет, 24-часовой шоппинг
• Резкое ухудшение качества среды и рост заболеваемости - негативная сторона быстрого экономического роста
• Пробки на дорогах, наносящие ежегодный ущерб стране в размере нескольких миллиардов фунтов
• Бессистемное планирование городской среды, зачастую проводящееся молодыми стажерами, что препятствует эффективному развитию городов
• Доминирование индивидуализма, сведение роли общественной жизни до минимума
• Угрожающие темпы роста преступности, из-за чего жители городов стремятся при первой возможности их покинуть
• Превращение отдельных районов крупных городов в гетто, живущие по собственным законам
• Шестидневная рабочая неделя, рост числа заболеваний, вызванных хроническим стрессом. Заработки ирландцев растут, но они имеют все меньше свободного времени
• 4% населения не могут найти работу, не сумев принять «технократический» стиль жизни. Они негодуют по поводу новой системы, сделавшей их маргиналами
Равенство
• Стимулирование пожилых людей к продолжению трудовой деятельности посредством пенсионной реформы
• Увеличение числа работающих женщин
• Совершенствование инфраструктуры детских учреждений
• Либеральная трудовая политика, стимулирующая иммигрантов занимать низкоквалифицированные рабочие места
• Негативные эффекты для национальной экономики вследствие колебания курса евро и подьема экономик стран Азии и Латинской Америки
• Открытость глобальному рынку, отказ от протекционизма
• Смещение акцентов от промышленного производства к сфере услуг
• Повсеместное распространение компьютеров и телекоммуникационных сетей
• Опасения населения по поводу возможного негативного влияния ИКТ на сохранение личной конфиденциальности и национальную безопасность
• Рост хоумсорсинга, что позволяет снизить нагрузку на автодороги
• Рост местной индустрии программного обеспечения благодаря бесперебойной поставке вузами квалифицированных специалистов
• Введение жестких экологических нормативов, пошлин и сборов, требование властей от предприятий ежегодного предоставления программ по утилизации отходов, их переработке и вторичному использованию
• Благоприятные условия для развития альтернативных источников энергии, в частности ветровой и солнечной энергетики
• Введение в школах обязательного предмета «Экология»
• Доминирование солидарности вследствие признания вреда, нанесенного обществу концепцией индивидуализма
• Принятие новой конституции, повышающей роль региональных властей
• Примерно равное распределение благ технологического прогресса
• Рост государственных расходов на социальные услуги (общественный транспорт, здравоохранение и др.)
• Концентрация ресурсов на развитии отстающих регионов
• Уменьшение остроты проблем бедности и разделения общества на гетто
• Ирландия - пример для остального мира в адаптации глобальных перемен при сохранении сплоченности общества
• Равное соблюдение прав и обязанностей всех слоев общества
Хрупкость
• Возврат в зону нестабильности, изменчивая и противоречивая политическая система
• Рост влияния различных лоббистских групп на национальную политику и предвыборные кампании. Как результат - полное разочарование общества в существующей политической системе
• «Перегретая» экономика с высоким бюджетным дефицитом и инфляцией
• Рост забастовок, как следствие -повышение затрат на оплату труда, рост налогов с целью компенсации непродуманных и неэффективных расходов правительства
• Падение рейтинга кредитоспособности Ирландии
• Отток сборочных производств в страны Азии
• Рост доходов от развития инфраструктуры туризма, в том числе с привлечением инвестиций от ирландской диаспоры
• Возможность скорого наступления кризиса в промышленном секторе вследствие его недофинансирования, недооценки государством и несвоевременного реформирования
• Разработкой программного обеспечения в основном занимаются не крупные компании, а небольшие команды креативных программистов
• Недостаток квалифицированных кадров сдерживает рост индустрии программного обеспечения
• Введение обязательной экологической сертификации вновь выпускаемой продукции, что сдерживает эффективный рост многих бизнесов
• Невозможность модернизации и развития дорожной инфраструктуры. Крупные города ежегодно терпят многомиллиардные ущербы из-за дорожных пробок
• Резкое удорожание жизни в городах
• Отток населения из сельской местности, рост урабнизированных территорий
• Ирландское общество охвачено атмосферой безысходности и бессилия. Многие люди «оказались на мели».
Тем не менее отдельные члены низших слоев общества пробивают себе дорогу к благосостоянию
• Угрожающие темпы роста подростковой преступности
• Возврат к тенденции раннего ухода на пенсию принял масштабный характер. Тем не менее правительство нашло эффективный способ использования этого ресурса. Это один из его немногих удачных политических ходов
• Ввод высоких ставок по налоговым кредитам, увеличение налоговых льгот для занятых в высокотехнологичных секторах
• Низкое доверие общества к способности политиков решать имеющиеся проблемы
Источник: [9].
«МЫ ОПРЕДЕЛЯЕМ
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПЕРЕМЕН»
Директор Академии исследований будущего Ирландии (the Futures Academy) Джон Рэтклифф ответил на вопросы редакции журнала «Форсайт».
Джон Рэтклифф - выпускник Ольстерского, Сассексского и Лондонского университетов (Великобритания). Более 40 лет работает в качестве исследователя, преподавателя и консультанта. Занимал руководящие должности в ряде университетов Великобритании, Гонконга, Сингапура и Китая. В данное время - ректор Дублинского института технологий, декан факультета «Моделирование среды обитания». Автор более 200 публикаций, посвященных планированию и развитию городских территорий и, с недавних пор, исследованиям будущего. С 2005 по сентябрь 2007 года возглавлял Всемирную федерацию исследований будущего.
- Г-н Рэтклифф, какие задачи решает возглавляемая вами Академия исследований будущего?
- Академия исследований будущего - молодая организация. Созданная в 2003 году, она является частью Дублинского института технологий. Наша цель - стать лидерами в исследовании будущего Ирландии, для этого приходится решать целый комплекс сложнейших задач.
Академия организует экспертную сеть специалистов высокого класса из разных секторов, которые заинтересованы в разработке новой эффективной стратегии национального развития.
Далее, мы определяем основные движущие силы перемен и анализируем политические шаги, способные повлиять на будущее Ирландии. Кроме того, проводятся тренинги, реализуются междисциплинарные образовательные программы по концепциям и методам Форсайт-исследований.
Важно сформировать творческое мышление у исследователей и специалистов-практиков, вовлеченных в построение сценариев, и внедрить такую корпоративную ментальность, которая предполагает обязательную разработку долгосрочного видения будущего. Эту задачу можно сформулировать в виде девиза - «Формируйте видение желаемого будущего и создавайте соответствующие планы».
В последние годы мы провели ряд Форсайт-про-ектов для многих стран, городов, компаний. Исследования охватывали такие сферы, как планирование развития городских территорий; изменения климата; социальная ответственность корпораций; ядерная энергетика; строительство; стратегия предприятий;
городская культура; усовершенствование бизнес-процессов; образование; качество городской среды; банковский сектор; недвижимость и т. д.
- Имеются ли у проектов Академии свои «истории успеха»?
- Могу отметить три проекта нашей Академии, имеющие соответственно глобальный, общеевропейский и национальный масштабы.
Начну с глобального проекта, который мы недавно завершили. Исследование «Будущее рабочего пространства» проводилось по заказу подразделения Global Workspace Solutions компании Johnson Controls - одного из крупнейших в мире поставщиков услуг по управлению инфраструктурой бизнеса. Была исследована возможная картина будущего рабочего пространства, затем - определены текущие и зарождающиеся тренды, выстроена «дорожная карта» для компании, которая поможет ей сформировать стратегию по реализации услуг. Над проектом работала интернациональная команда, состоящая из ведущих европейских и американских ученых, представителей компании-заказчика, ее основных клиентов и независимых экспертов.
Что касается второго проекта, организованного на уровне Евросоюза, то его задача сформулирована в названии - «Повышение качества жизни в крупных, но экономически отсталых городах». В проекте принимали участие более 20 партнеров из двенадцати европейских городов, которые представляли ведущие университеты и отделы планирования городских администраций. Результатом трехлетнего исследования,
завершенного в 2006 году, стала разработка ряда политических мер, направленных на экономическое возрождение этих крупных городов. В качестве ключевого условия для решения проблемы указана необходимость коллаборативного подхода к городскому планированию, который реализуется через Форсайт-методики, практикуемые сегодня Академией. Рекомендации легли в основу «Руководства по разработке видения будущего городов» («Handbook for City Visioning»).
Наконец, третий проект, национального уровня - «Воображаемая Ирландия: сценарии будущего до 2030 года», завершившийся в конце 2005 года, был призван продемонстрировать, как «футуристическое» мышление и сценарные исследования помогут выявить вызовы и возможности, ожидающие Ирландию в ближайшие десятилетия.
Сценарии получили столь позитивный резонанс в ирландском обществе, что правительство поручило нам возглавить следующий масштабный проект под названием «Удвоение» («Twice the Size»), который направлен на разработку Национальной стратегии территориального развития и ее согласование с Национальным планом развития страны, исходя из того, что Ирландия способна удвоить численность своего населения к 2030 году. Проект завершится к концу текущего года.
- Какая методология используется в этом проекте?
- Мы задействовали собственную, нами же разработанную методологию - формирование перспектив посредством сценариев. Ее суть - в построении воображаемой картины желаемого будущего, с предварительным ее тестированием наряду с набором альтернативных сценариев, каждый из которых является правдоподобным, перспективным, внутренне содержательным и практичным.
На мой взгляд, исследование окажет значительное влияние на формирование видения оптимальных путей развития страны у административных и деловых кругов.
- Ваши планы на ближайшее будущее?
- Мы рассчитываем в скором времени принять участие в проекте «Eurosearch Project», организованном под эгидой 7-й Рамочной программы Евросоюза. Его задача - предложить ряд сценариев перспективных изменений в ценностях европейцев. Важным фактором этих перемен считается развитие науки и технологий.
- Как известно, на сегодняшний день существуют две всемирные организации, объединяющие исследователей будущего. В какой-то мере их интересы пересекаются. Ваша Академия играет ключевую роль в одной из них. Расскажите о сосуществовании этих игроков на глобальной Форсайтной площадке.
- Последние два года я занимал пост Генерального секретаря Всемирной федерации исследований будущего (World Futures Studies Federation - WFSF), в связи с чем наша Академия являлась ее штаб-квартирой. Но недавно эта функция перешла к другим членам WFSF. Полагаю, нами внесен определенный вклад в развитие Федерации. В частности, мы реорганизовали управленческие процессы, модернизировали новостной бюллетень WFSF и наладили его регулярный выпуск, в результате он стал весьма востребован.
И тем не менее я опасаюсь за будущее WFSF. При том, что у Федерации превосходный послужной список и она объединяет ведущих специалистов со всего мира, ее установки слабо соответствуют глобальному контексту. В глобальной конкурентной, полной вызовов среде подход «заинтересованного любителя» малоэффективен.
Я убежден в том, что если Федерация не поменяет свою хартию, не усилит коммерческую направленность своей деятельности и не укрепит связи с Всемирным обществом исследований будущего (World Futures Society - WFS), ее дальнейшее существование окажется под угрозой.
Между тем для многих членов Федерации коммерческая направленность ее деятельности неприемлема, поскольку противоречит их убеждениям, а более тесные отношения с WFS рассматриваются как достижение консенсуса в пользу США. Досадно, что существующие противоречия служат барьером для создания единого глобального альянса исследователей будущего.
- Позвольте вернуться к Форсайт-исследованию по Ирландии. В чем вы видите его методологическую роль?
- В принципе исследование «Воображаемая Ирландия» было типичным Форсайт-проектом и включало в себя целый комплекс методов: сканирование горизонтов, прогнозирование, разработку видений, планирование. Хотя проект и не предполагал активных действий по результатам Форсайта, тем не менее он продемонстрировал жизнеспособность подхода к построению сценариев. Кроме того, он послужил трамплином для последующих стратегических проектов. ■
1. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые определяют будущее. М.: Классика-XXI, 2007.
2. NCC Annual Competitiveness Report 2006, v. 1, Ireland’s Benchmarking Analyse, Forfas, 2006.
3. NCC Annual Competitiveness Report 2006, v. 2, Ireland’s Competitiveness Challenge. Forfas, 2006.
4. World Bank Report on Doing Business in 2005. http://www.china.org.cn/english/international/106518. htm.
5. Imagineering Ireland: Future Scenarios for 2030. Foresight Brief № 041. http://www.efmn.info/index. php? option=com_docman&task=doc_ view&gid=41.
6. Collins P., Pontikakis D. Innovation Systems in the European Periphery: the Case of Ireland and Greece. Paper for European Regional Science Association 2006 Conference on «Enlargement, Southern Europe and the Mediterranean», Volos, Greece, 2006.
7. Services Innovation in Ireland - Options for Innovation Policy. Forfas, 2006.
8. Strategic Technology Platforms. ICSTI Statement. Forfas, 2005.
9. Ratcliffe J. Scenarios for Ireland. http://www.dit.ie/DIT/built/futuresacademy/publications/docs/Scenarios-for-Ireland. doc.