ИННОВАЦИОННОЕ РАЗБИТИЕ
УДК 336 (470+571)
ФОРСАЙТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ*
О.В. МАЛИНОВСКАЯ, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] И.П. СКОБЕЛЕВА, доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансов и кредита E-mail: [email protected] Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург
В статье представлена характеристика содержательных основ форсайта1 на основе анализа категории и составляющих, осуществлены выделение этапов развития форсайта и классификации видов, раскрыта его роль как технологии стратегического развития. Отражены содержательные основы российского форсайта и его особенности.
Ключевые слова: форсайт, государственное стратегическое планирование, технологический мейнстрим
Международный опыт внедрения стратегического планирования и управления как ведущего на-
* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансы и кредит». 2014. № 32 (608).
1 Форсайт (англ. foresight — видение будущего) — метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества на основе масштабного опроса экспертов в целях определения областей стратегических исследований и технологий, которые вероятно смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды.
правления планирования (управления) на государственном уровне свидетельствует о возможностях качественного изменения социально-экономической ситуации и повышения эффективности бюджетной политики при применении современных технологий стратегического планирования (управления). Примером является опыт США, Канады, Германии, Франции, Италии, Японии, Южной Кореи и Китая, которые одними из первых начали применять механизмы стратегического планирования развития в различных сферах государственного управления и постоянно апробируют и развивают технологии этого планирования.
Реальный процесс формирования системы государственного стратегического планирования (ГСП) в современной России начался после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 536 «Об основах стратегического планирования». Значительное влияние на развитие процессов стратегического планирования оказал и проект федерального закона «О государственном
стратегическом планировании», уже принятый Государственной Думой РФ во втором чтении. Основной идеей данного проекта является создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития России, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны. В связи с этим разработка Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, определяющей предельные расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ РФ на основе прогноза основных бюджетных параметров, представлена в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 гг. в качестве актуальной задачи Правительства РФ по переходу к долгосрочному бюджетному планированию. Эффективное функционирование системы стратегического управления особенно актуально в период финансового кризиса и дефицита федерального и консолидированного бюджетов России. Формирование системы государственного стратегического управления позволит:
- изменить подход к среднесрочному прогнозированию;
- обеспечить его связь с прогнозированием долгосрочных тенденций развития;
- обеспечить координацию разработки, реализации долгосрочных стратегий и программ развития Российской Федерации в целом, а также отдельных регионов и секторов экономики, их взаимную интеграцию по целям, срокам и мероприятиям.
Кроме того, данная система предполагает развитие механизмов БОР (бюджетирования, ориентированного на результат), обеспечивающих связь между результатами деятельности органов власти и бюджетными ресурсами, выделенными на их достижение.
Проблема внедрения ГСП сопряжена с развитием современных технологий стратегического планирования. К наиболее приоритетным из них относится технология форсайта, трактуемая как технология единства предвидения, стратегического управления и политических решений. Эту технологию следует рассматривать как научную основу формирования бюджетной стратегии на долгосрочную перспективу. Изучение трех составляющих форсайта в единстве характеризует современный форсайт, его роль и определяется как основа разработки прогнозов, а затем стратегий. В 50 странах — членах ОЭСР форсайт-исследования считаются обязательным инструментом выработки научно-технологической и инновационной
политики. Одновременно и государствам, желающим присоединиться к Евросоюзу, предъявляется условие -подготовить региональный форсайт в рамках Лиссабонской стратегии. Оценка приоритетности форсайта как технологии стратегического государственного управления осуществлена и в России2.
К примеру, в докладе Общественной палаты Российской Федерации по промышленной политике и инновациям за 2007 г. отмечается, что в развитых странах одним из наиболее эффективных инструментов определения стратегических перспектив инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать максимально позитивное воздействие на экономику и общество в долгосрочной перспективе, является методология форсайта, которая активно применяется на всех уровнях — от корпоративного до национального. При этом целями национальных программ форсайта обычно являются описание вероятных тенденций социально-экономического и технологического развития на долгосрочную перспективу и достижение консенсуса между государством, бизнесом и обществом по стратегическим направлениям национального развития, обеспечивающим повышение конкурентоспособности страны и решение наиболее важных социально-экономических проблем.
Следует отметить, что форсайт имеет этапность и истоки развития. Для понимания его сущностных основ необходимо рассмотрение и этих сторон его жизнеспособности, несмотря на крах отдельных программ и проектов форсайта.
Человечество всегда интересовало будущее, поэтому истоки теории предвидения имеют глубокие исторические корни (табл. 1).
Современный форсайт как научная технология предвидения отличается практически от всех известных инструментов научного предвидения, имевших распространение до XXI в. Это отличие заключается в масштабности участия гражданского общества в составлении картины предвидения и активных действиях всех заинтересованных сторон этого общества в реализации этих предвидений.
2 Лиссабонская стратегия (Lisbon Strategy) — новая стратегическая цель Европейского союза, направленная на повышение его глобальной конкурентоспособности, экономическое обновление, улучшения в социальной сфере и охране окружающей среды. В марте 2000 г. Европейский совет в Лиссабоне определил для Европейского союза задачи на следующее десятилетие по созданию самой динамичной в мире экономики, базирующейся на знаниях, способной к постоянному росту и обеспечивающей наибольшее количество лучших рабочих мест, а также и тесное социальное сплочение.
Таблица 1
Исторические корни развития технологии предвидения
Этап развития Форма проявления Инструмент реализации
Античный период В основном - теологические догадки или озарения, но это не исключало и развития теории светского понимания процесса предвидения. Первой из известных попыток стала книга величайшего древнегреческого врача Гиппократа «Прогностика». Она была написана более двух тысяч лет назад. Название «Прогностика» происходит от древнегреческого prognosis - предвидение. Это понятие обозначало искусство формулирования диагнозов и прогнозов процессов и явлений в сфере медицинских исследований Прорицания отличаются мистическим характером, носящим сугубо субъективный характер (яркий пример - жрица Пифия). В то же время гиппократовская «Прогностика» в отличие от предсказаний оракулов того времени касалась в основном способов определения различных болезней, их протекания и исходов. Предсказания базировались на опыте обобщения объективно протекающих, неоднократно повторяющихся процессов при наличии одинаковых внешних факторов
Эпоха утопистов («Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томазо Кампанеллы) Утопии представляли собой один из видов предсказания будущего, основанного на умозрениях авторов, уверенных в цивилизационном развитии человечества и отрицании действующей общественной системы Утопии были прежде всего проекциями ценностных ожиданий авторов, а не предсказаниями или исследованиями. В этом их отличие от античной трактовки предвидения и современной трактовки форсайта как технологии предвидения
Х1Х-ХХ вв. -футуристиче ский этап и этап фантастов Футурологи* стали экстраполировать технологические, экономические и социальные тенденции, пытались предсказать будущие тенденции. В конце 1960-х гг. в мире сформировалась критическая масса футурологов, начался международный диалог о долгосрочных целях развития человечества. В 1972 г. был составлен отчет Римского клуба «Пределы роста», предупреждающий о последствиях роста населения, увеличения использования ресурсов и экономического роста. Были созданы международные организации футурологов: Всемирная федерация изучения будущего (World Futures Studies Federation) и Всемирное общество будущего (World Future Society) Отсутствие научных методов предвидения основано на вымыслах и их субъективной трактовке. Основным инструментом являлось прогнозирование, основанное на догадках и вымыслах. В ХХ в. перешли от прогнозирования (прогнозы развития технологий и пр.) к сценариям развития. Расширяя сферу применения своих методов, футурологи перестали уделять достаточное внимание прогнозам развития технологий. В этой области эстафету у футурологии перехватил метод под названием «технологическое предвидение» (technology foresight)
*Выделение футурологии в отдельную дисциплину произошло после Второй мировой войны, когда Советский Союз, страны Европы и получившие независимость страны Африки и Азии начали масштабные проекты восстановления и развития экономики. Для этого им были необходимы методы изучения будущего, постановки общественных целей, экономического и научного планирования. В США футурология стала результатом успешного применения практических методов и инструментов системного анализа и планирования в армии во время войны. До настоящего времени футурологи в США менее склонны к широким прогнозам, связанным с будущим всего человечества и планеты.
Оно обусловлено тем, что применение форсайта допустимо только при условии его успешного формирования, что возможно при наличии элементов гражданского общества, поскольку стратегическое предвидение — не только продукт деятельности ученых, но и результат деятельности различных социальных групп общества и государства. При этом следует отметить, что форсайт, возникая на базе гражданского общества, активно стимулирует его развитие и создает базу для формирования системы передачи полномочий от государства обществу, т.е. способствует развитию аутсорсинга.
Таким образом, в современных условиях форсайт решает в большей мере проблему достижения консенсуса по поводу будущего, порождая тем самым общественную активность. В такой целостной форме он начал складываться лишь к концу прошлого сто-
летия. Именно этот период и следует рассматривать как исходную точку истории форсайта как технологии предвидения и стратегии управления. Роль форсайта состоит в том, что эта технология выступает своеобразным мостом между исследованиями перспектив и разработкой политических, социально-экономических, технологических, корпоративных планов и стратегий. Его рассматривают как особую организационную технологию, включающую элементы воздействия на будущее со стороны бизнеса, общества, государства.
Для понимания содержательных основ форсайта необходимо проследить эволюцию возникновения и развития этой технологии предвидения (табл. 2). Активизирующим событием, обеспечивающим развитие форсайта во всем мире, стали принятая в марте 2000 г. в Европейском союзе так называемая Лис-
Таблица 2
Эволюция возникновения форсайта как научной технологии предвидения
Этапы развития Сфера применения и механизм организации
Первый этап (в авторской интерпретации -конец XX в.). Технологический форсайт Определенные приемы технологического форсайта (Technology Foresight) использовались в США в области оборонных исследований и перспектив безопасности в 1950-х гг. Элемент этой технологии был эффективно применен в Японии в 1971 г. в ходе реализации организацией Science and Technology Foresight Center проекта «Future Technology in Japan toward the Year 2030», разрабатываемого National Institute of Science and Technology Policy (NISTEP). С 1971 г. каждые пять лет в Японии публикуется прогноз научных и технических достижений на предстоящие 30 лет, имеющий системный характер. Данный документ широко используется разработчиками научно-технической политики страны, научно-исследовательскими институтами и лабораториями, учебными заведениями, а также в предпринимательской сфере. Несколько позднее (1972 г.) по инициативе АН СССР, Госплана СССР и Госстроя СССР похожий проект был разработан в Советском Союзе. Он назывался «Комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономические последствия» и функционировал до 1990 г.
Второй этап - переход форсайта на государственный уровень и развитие рыночно ориентированного форсайта Одной их первых технологию форсайта на государственном уровне стала использовать Великобритания. Программа технологического предвидения в этой стране была сформирована в 1993 г с бюджетом примерно в 1 млн фунтов стерлингов. Также в 1990-е гг. форсайт начали применять правительства США, Японии и Австралии. Практика применения форсайта получила значительное развитие и в Ирландии. Это государство поставило перед собой цель — к 2010 г. довести уровень затрат на научные исследования и разработки до 2,5% ВВП. В контексте ее реализации правительство и гражданские институты страны обратились к опыту использования форсайта. Первый пилотный форсайт-проект был осуществлен здесь в 1998 г., а в 2003 г. после оценки его результатов было принято решение об организации общенационального форсайт-процесса на постоянной основе. В основе ирландского опыта использования форсайта как фактора национального роста лежат выявление новых и корректировка существующих стратегических технологических направлений, или платформ (СТП). На втором этапе, когда больше внимания стали уделять разработке рыночно ориентированного форсайта, в котором оценивались социальные и культурные последствия появления и внедрения технологий (например, влияния Интернета на семейные и политические институты, организацию труда), слово «технологический» стало появляться все реже. Форсайт концентрировался на обсуждении важных для страны, но считавшихся неразрешимыми проблем. Технологический прогноз начали привязывать к решению конкрентной проблемы (ликвидация голода, бедности, обеспечение безопасности и т.п.). Развитие форсайта в России на этом этапе было сосредоточено на формировании критических технологий национального развития (с 1996 г.). В утвержденном в 2002 г. Президентом Российской Федерации итоговом перечне были 52 критические технологии. Полученные списки критических технологий не смогли стать эффективным инструментом научно-технической политики по ряду причин. Во-первых, они были чрезмерно широкими и не позволяли концентрировать бюджетные ресурсы на действительно важнейших направлениях. Во-вторых, сама процедура строилась по принципу «от технологий — к рынкам», что привело к включению в состав критических множества позиций, не имеющих серьезного рыночного потенциала. В-третьих, заявленные приоритеты зачастую оставались декларациями и не использовались при формировании научно-технической политики. В четвертых, отсутствовали эффективные механизмы их реализации
Третий этап - процессуальный форсайт как инструмент консенсуса для общества При переходе к третьему этапу форсайт все в большей степени становится технологией переговоров элит, создания консенсуса о будущем для всего общества. Форсайт третьего этапа развития используется как системный инструмент влияния на формирование будущего, позволяющий учитывать возможные изменения во всех сферах общественной деятельности -науке и технологиях, экономике, социальных и общественных отношениях, культуре. В современных условиях можно говорить о становлении форсайта на международном, национальном, региональном, муниципальном уровнях и в сферах развития бизнеса, каждая из которых обладает определенной спецификой. Именно поэтому прилагательное «технологический», как правило, употребляют достаточно редко, хотя оно не утратило своего значения. Особое место на этом этапе форсайт занимает в системе национального инновационного развития. В Японии Национальный институт научно-технической политики (NISTEP) опубликовал результаты работы над очередным — восьмым прогнозом с временным горизонтом до
Окончание табл. 2
Этапы развития Сфера применения и механизм организации
2035 г. Экспертам было предложено проанализировать 858 конкретных тем, распределенных по 13 тематическим разделам. В прогнозе были четко выделены 130 конкретных инновационных направлений, для каждого из которых составлено подробное описание, раскрывающее как его содержание, так и социально-экономическую значимость. В научно-методической и организационной работе задействовали 170 специалистов, а число экспертов, принявших участие во втором туре опроса, составило 2 239 чел. На этом этапе сформировалось несколько специфических зон развития форсайта: 1) американский форсайт, который можно назвать институциональным управлением будущим. Он реализуется как управленческая технология - очень ценная и продвинутая. Эта технология позволила американцам захватить и удерживать лидерство в технологическом развитии. Следует отметить, что механизмы институционализации инноваций создаются с опережением, поэтому форсайтный инструментарий наиболее эффективен. Учредив Биотехнологическую промышленную организацию и приняв законодательные акты по работе с рекомбинантной ДНК, по патентной защите продуктов селекции растений, по наблюдению за генномодифици-рованными животными, по исследованию стволовых клеток, Соединенные Штаты обеспечили себе первенство в применении биотехнологических инноваций; 2) японский форсайт. Онтологическая основа японского форсайта описана в рамочном документе «Внутренняя граница: цели Японии в XXI столетии». Связь между прогнозированием и администрированием обеспечивается традиционностью, привычностью форсайта, наличием у форсайтных исследований своего места в процедуре государственного управления. Социоин-женерная составляющая включена через систему государственного заказа на инновационную деятельность крупных корпораций; 3) европейские форсайты. Они предельно формализованы и предметны, вообще не содержат прогностического элемента и должны рассматриваться как совокупность представлений о будущем, сложившихся у европейских элит. Форсайтные технологии применяются в Европе массированно - по любому поводу их проводят десятками в каждой стране. Онтология у европейского форсайта отсутствует; 4) российский форсайт. Он придает большое значение онтологическим вопросам. Это, возможно, влияет на философскую глубину и прогностическую содержательность, но никак не помогает преодолеть главный недостаток - слабое влияние на механизм принятия административных решений. Российское прогнозирование исходит из неизбежности развития - изменений системы, изменений структуры этой системы, гибели старого, возникновения нового, появления иного. Оно, таким образом, диалектично. Это прогнозирование также и дедуктивно: выводит частные факты из общих принципов. Здесь намечается рассогласование с европейскими форсайтами, где частные экспертные позиции обобщаются в виде содержательных принципов
сабонская стратегия и ряд докладов ЕС3, в которых всем странам Евросоюза предложено шире использовать этот инновационный инструмент предвидения. Международный опыт показывает, что практически во всем мире все сценарии будущего стран уже более 30 лет разрабатываются по результатам форсайтов и являются руководством к принятию стратегически важных решений.
За четверть века государствами, регионами, крупными компаниями было проведено более 800 форсайт-исследований национального уровня на предмет определения стратегического курса развития производительных сил страны, человеческого капитала, науки, систем управления и т.д.
3 В заключительном докладе под названием «Thinking, Debating & Shaping the Future Foresight for Europe», опубликованном 26.04.2002, отмечается, что в 2000-2010 гг. в странах ЕС приветствуется использование инновационного инструмента, именуемого форсайтом.
Широкий спектр распространения и масштабность развития форсайта требуют его теоретического обоснования, которое начинается с характеристики содержательных основ форсайта как наиболее дискуссионных с точки зрения терминологии, используемой при его характеристике (табл. 3).
Анализ содержательного потенциала понятия «форсайт» позволяет рассматривать его как сложную системную категорию, синтезирующую предвидение, стратегическое управление, политические решения. Сложность категории предопределяет множественность терминов, связанных с форсайтом, — «технология», «техника», «методология», «методика», «метод», «процесс», «набор инструментов». Каждый из них имеет право на существование и собственную трактовку. Так, при рассмотрении форсайта как фактора предвидения чаще всего употребляется термин «технология», термин «форсайт как методика» имеет собственное наполнение и при-
Таблица 3
Форсайт как технология стратегического развития государства, бизнеса
и гражданского общества
Содержательный потенциал категории Источник
Форсайт - систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества в целях идентификации зон стратегического исследования и создания родовых технологий, которые могут приносить самые крупные экономические и социальные выгоды (фундаментальное исследование ЮНИДО) Unido Technology Foresight Manual. Vienna, 2005. Volume 1 Organization and Methods
Процесс активного познания будущего и создания видения среднесрочной и долгосрочной перспектив, нацеленный на принятие актуальных решений и мобилизацию объединенных усилий. Форсайт возникает в результате взаимопроникновения тенденций развития в области политического анализа, стратегического планирования и изучения будущего. Он объединяет ключевых участников изменений и различные источники знания для разработки стратегического видения и развития способностей к прогнозированию будущего. Региональный форсайт - это воплощение пяти необходимых элементов форсайта: предвидения, участия, взаимодействия сети агентов, видения и активного действия в масштабах ограниченной территории, на которой факторы географической близости становятся определяющими (исследование ЕС) A Practical Guide to Regional Foresight European Communities, 2001, p. V
Форсайт следует понимать как процесс активного познания будущего и создания видения среднесрочной и долгосрочной перспективы; систематическое исследование будущего науки, экономики и общества в целях поддержки принятия актуальных решений и мобилизации совместных усилий для их исполнения. Необходимо подчеркнуть два аспекта форсайта. Первый заключается в том, что это процесс, а не набор инструментов. Он включает в себя консультативный процесс, обеспечивающий обмен мнениями (в том числе обратную связь) между участниками. Во-вторых, исходной позицией форсайта является признание множественности вариантов развития будущего. То, какой из этих вариантов будет реализован, зависит, в частности, от решений, принимаемых сегодня. Таким образом, форсайт требует сознательной, «активной» позиции по отношению к будущему и признания того, что выбор, сделанный сегодня, может влиять на формирование картины завтрашнего дня или даже создавать ее Becker Patrick. Corporate Foresight in Europe: A First Overview. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2003, p. 7
Форсайт - это процесс. Это постоянно уточняющееся видение будущего. Это попытка заглянуть в будущее таких видов деятельности, как наука, технологии, экономика, социальные и культурные процессы, происходящие в обществе, в целях оценки важнейших направлений достижений. При этом представление о будущем является результатом согласования партикулярных интересов различных социальных слоев гражданского общества. Форсайт - это совокупность инструментов, позволяющих активно предугадывать проблемы будущего. Это активный прогноз, который включает элементы воздействия на будущее с помощью согласования партикулярных интересов различных социальных слоев гражданского общества. Форсайт - это механизм согласования партикулярных интересов отдельных групп граждан: потребителей и общественных организаций, ученых, политиков и бизнеса. Форсайт - это технология долгосрочного прогнозирования крупномасштабных процессов, основанных на обработке коллективных экспертных оценок, получаемых от различных слоев общества, готовых активно содействовать реализации формируемого будущего В.П. Третьяк «Формирование форсайта и развитие гражданского общества»
Форсайт - это интеллектуальная технология совместного проектирования будущего. Этот формат коммуникации позволяет участникам создать коллективный образа будущего и договориться о совместных действиях по его достижению. Форсайт - это метод, который объединяет планирование будущего и networking участников. Форсайт как методика масштабируется и помогает сформировать согласованное видение будущего в масштабе проектной команды, государства и даже межгосударственных организаций. Методика форсайта продолжает свое активное развитие Методология Rapid Foresight Агентства стратегических инициатив (АСИ)
Форсайт - это социальная технология, формат коммуникации, который позволяет участникам договориться по поводу образа будущего, а определив его желаемый образ, - и о действиях в его контексте Форсайт-методичка - 2-0 (URL: http://ru.scribd.com/ doc/168500425/)
Форсайт представляет собой обсуждение возможных путей развития и формирование на основе этого долгосрочных приоритетов в разных отраслях, в том числе и в экономике, иначе говоря, предвидение Журнал «Отраслевые рынки». 2006. № 3-4
Окончание табл. 3
Содержательный потенциал категории Источник
Система форсайт определяется как форма стратегического планирования в условиях социально ориентированной рыночной экономики, основанная на прогнозном (индикативном) характере показателей и социально-диалоговых, партнерских механизмах принятия и реализации соответствующих решений. URL: http://www.dissercat com/content/forsait-kak- instrument-strategicheskogo- upravleniya-innovatsionnoi- deyatelnostyu-v- ekonomich#ixzz2vELia7Dq
Сейчас под форсайтом обычно понимают формализованный опрос экспертов. Группе специалистов предлагают в письменной форме оценить «что-то в будущем». Например, развитие телекоммуникационных технологий, рынок зерна, структуру социальных сетей, функции ООН или геополитическую карту мира. Результаты обрабатывают, отбрасывают крайние мнения, фиксируют совпадения и повторяют опрос. Процедура повторяется, пока не закончатся деньги или пока все эксперты не придут к единому мнению. Это мнение и объявляется форсайтом - картиной будущего Форсайт научно-технологического развития РФ на период до 2030 года
меняется лишь к различным методологиям развития форсайта (например, методология Rapid Foresight, используемая АСИ и направленная прежде всего на инновационное развитие).
Потенциал содержания категории раскрывается и через систему принципов форсайта. С точки зрения авторов, позиция, выраженная в пособии «Технологический Форсайт», изданном коллективом экспертов ЮНИДО, в котором выделен ряд принципов форсайта, адекватно отражает его содержание и способствует обеспечению эффективности действия этой технологии стратегического предвидения. Назовем эти принципы.
1. Вовлеченность (commitment) различных общественных сил — бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества в обсуждение и сопоставление долгосрочных прогнозов, стратегий развития, выработку более полного комплексного видения будущего, достижение консенсуса и согласования путей достижения будущего.
2. Коммуникация (communication) всех участников.
3. Концентрация на долговременном периоде (concentration on the long term).
4. Координация (coordination). Это означает, что наука и технология оцениваются в связи с экономическими и социальными достижениями.
Выделенные принципы требуют некоторого обоснования. Например, концентрация на долгосрочном периоде задает временные горизонты действия форсайта. Методы форсайта используются как для анализа глобальных мегатрендов, так и на более локальном материале — для создания сценариев возможного будущего отдельных стран, регионов и отраслей. Временной горизонт прогнозирования определяется не только предметной спецификой проекта, но и степенью территориального охвата
форсайта. Если для глобальных международных проектов, как правило, выбирается достаточно большой временной горизонт планирования (около 50 лет), то в национальных форсайтах горизонт прогнозирования варьируется в диапазоне от 5 до 20 лет. Также временной горизонт форсайт-исследования частично определяется культурными особенностями страны проведения. Например, национальный форсайт Японии всегда проводится с одним и тем же достаточно длинным временным горизонтом прогнозирования в 30 лет, а во Франции в силу относительной новизны методологии для построения долгосрочных сценариев развития страны выбирается сравнительно короткий период — 5 лет. В целом, как свидетельствует мировая практика, временной горизонт позволяет выделить:
- краткосрочный форсайт — 3-6 лет;
- среднесрочный форсайт — 6-10 лет;
- долгосрочный форсайт — до 30 лет.
Коммуникации всех участников требуют создания институциональной среды взаимодействия и развития системы информационной открытости при прогнозировании системы будущего и одновременно институционализации инноваций, при этом раскрываются их содержание и социально-экономическая значимость.
Следует отметить, что форсайтные исследования (как и вообще любое прогнозирование) содержат некоторую философскую основу и прогностику. Философская основа зиждется на онтологии, т.е. опирается на какую-то совокупность представлений исследователя о прошлом, настоящем и будущем, о развитии, прогрессе в целом. Прогностику форсайта аналитики связывают с экспертными панелями и с техникой сценирования или ситуационного управления. Эта проблема является на современном этапе дискуссионной, так как большинство ученых считают, что форсайт использует или должен использо-
вать сценарный подход к управлению, но существует определенный массив форсайтных исследований, которые сводятся к пошаговому экспертному опросу и не содержат никаких элементов сценирования.
Теоретические основы форсайта определяются не только содержательным потенциалом, его функциями, но и классификацией видов, которая также не имеет завершенного характера. Авторский подход к классификации видов форсайта представлен в табл. 4.
Классификация не носит исчерпывающего характера, поскольку теория форсайта пока еще не оформлена целостно. При этом следует отметить, что представленные виды форсайта чаще всего функционируют в смешанных ипостасях, а форсайт-проекты являются носителями смешанных элементов их определенных видов. Целесообразно
выделить и международные форсайт-проекты, которые пока не отражены в представленной классификации, что обусловлено главным образом крахом ведущего проекта XXI в. в данной области — так называемой Лиссабонской стратегии, разработанной ЕС. По мере приближения к определенному сроку завершения (2010 г.) стратегию неоднократно корректировали, наиболее значимые дополнения в нее были внесены в 2006 г. в Брюсселе. Немаловажную роль в выполнении Лиссабонской стратегии играет Седьмая рамочная программа (7РП) ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию (Seventh Framework Programme ofthe European Community for Research, Technological Development) на 2007-2813 гг. В результате этих изменений сроки реализации стратегии были перенесены, ее ориентиры некоторым образом сместились. Однако
Таблица 4
Виды форсайта как технологии стратегического развития
Классификационный признак Вид
По способу создания форсайт-проектов (сверху и снизу) Форсайт (top-down) - инициатива создания форсайт-поектов исходит сверху, и взаимодействию в этой системе уделяется незначительное внимание. Форсайт (bottom-up) - инициатива создания проектов исходит снизу и основана на активном взаимодействии науки и гражданского общества
По субъекту рассмотрения форсайта Тематический (отраслевой, национальный) форсайт, или форсайт, затрагивающий определенные секторы экономики и имеющий влияние на общий процесс развития экономики. Например, в России получили развитие проекты форсайта национального образования, национального здравоохранения. Кроме того, в 2012 г. в рамках Промышленного и технологического форсайта Российской Федерации на долгосрочную перспективу был разработан проект, инициированный Министерством промышленности и торговли РФ и выполненный экспертной группой под руководством Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Проект оформлен в форме зеленых книг Основными целями работы стали получение долгосрочных прогнозов развития мирового производственного сектора и технологических рынков в сценарной форме, а также фиксация целевых позиций российских игроков по отношению к выявленным сценариям и составление «дорожных карт» достижения лидерства на приоритетных технологических рынках Российской Федерации. Осуществление промышленного и технологического форсайта позволило определить перспективные ниши на рынках продуктов и технологий, направления государственной политики по развитию и регулированию технологического роста промышленности, направления научно-технологической политики в промышленности и смежных секторах. Результаты этой работы могут стимулировать принятие целого ряда стратегических проектов. В фокус исследования попали три «технологических потока» - групп технологий, оказывающих революционное воздействие на большинство базовых сфер, рынков и производственных процессов (системные инновации): 1) современное проектирование, включая как концептуальный дизайн, так и самые современные средства инжиниринга и технологии производства; 2) технологии получения и применения новых промышленных материалов; 3) «умные» (автоматизированные, интеллектуальные, автономные) системы и среды. Их комплексное применение позволит многим российским отраслям перейти к «новому качеству» развития и выйти в авангард мировых рынков. В рамках европейского форсайта: Европейская комиссия поддерживала широко известный проект развития транспорта Foresight for Transport (1998-2002 гг.), определяющий перспективные ниши развития транспортной системы. Корпоративный форсайт - корпоративные форсайт-проекты нацелены на выбор технологических приоритетов, определение основных факторов, способных повлиять на изменение рынков, оценку потенциальных продуктов, которые могут быть востребованы на этих
Окончание табл. 4
Классификационный признак Вид
рынках, выявление технологического потенциала корпораций, выбор мер, необходимых для развития существующих и достижения новых конкурентных преимуществ. Подобные проекты в разные годы реализовывались в таких компаниях, как Daimler-Chrysler, Shell, Motorola, Siemens, Ericsson и др. Эти проекты относятся к наиболее секретным и занимается ими конкурентная разведка, поскольку они связаны с конкурентными преимуществами компании. В терминах корпоративного форсайта главным шагом подготовки сценария будущего развития является изучение взаимодействия между социальным и технологическим развитием. Для этого проводится тщательное изучение социальных тенденций и изменений поведения клиентов в зависимости от проникновения новых технологий на рынок. Таким образом, в рамках форсайта технологическое прогнозирование всегда связано с широким анализом развития социальной и экономической среды, т.е. с PEST-анализом. При развитии этого вида форсайта следует отметить типичный инструментарий стратегического планирования, применяемый практически всеми корпорациями - дорожные карты (corporate road mapping), которые способствуют нахождению верных решений в отношении изменений среды, все больше усиливающих конкуренцию*. Территориальный форсайт - механизм добровольного принятия на себя обязательств и ответственности по отношению к общему будущему территории, которое определено обществом в результате прогнозирования. К примеру, Великобритания имеет богатый опыт региональных форсайтов, проводимых вследствие программы национального форсайта, стартовавшей в 1993 г. по инициативе правительства и нацеленной на повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Если в 1999 г. в эту программу было вовлечено 4 региона, то к концу 2001 г. количество регионов возросло до 11. Наиболее активно и успешно проекты осуществились в Северо-Восточном и Западном Мидландсе, Шотландии и Северной Ирландии. Значимым результатом этих проектов стало понимание того, как форсайт может обеспечить развитие экономического сектора и кластеров на уровне регионов. Проекты показали, что региональный форсайт является эффективным средством взаимодействия региональных властей с малым и средним предпринимательством. В России территориальные форсайт-проекты активно развиваются в Иркутске, Башкортостане, Санкт-Петербурге, Томске. Следует отметить, что в РФ на базе высшей школы (СПбПГУ, ВШЭ и др.) функционируют определенные форсайт-структуры, т.е. создается институциональная среда формирования форсайта, обеспечивающая алгоритм взаимодействия вузов и промышленности
Сферы использования форсайта Развитие производительных сил (технологический форсайт). Развитие человеческого капитала (социально-экономический форсайт). Развитие науки (форсайт научной сферы). Развитие системы управления (форсайт систем управления)
Степень открытости форсайта Открытый - форсайт, осуществляемый силами «фабрик мысли» (американская трактовка). Представляет собой обычное формализованное научно-технологическое прогнозирование. При этом используются метод Дельфи и другие итеративные экспертные процедуры, включая «мозговой штурм». Чаще всего полученные прогнозы включаются в примитивное социальное сценирование, образуя его технологический модуль. Вся эта процедура совершенно открыта, публикуются даже прогнозы в военной области. Закрытый - форсайт, осуществляемый силами закрытых прогностических структур, непосредственно завязанных на ближайшее окружение главы государства. Делается закрытый форсайт институциональных и нормативно-правовых решений. Здесь используется содержательное социальное сценирование, опирающееся на результаты научно-технологических форсайтов. Затем на основании разработанных сценариев разрабатываются «дорожные карты», где прописываются институциональные и нормативно-правовые решения, которые необходимо будет принять на том или ином «шаге развития»
*Создание «дорожной карты» должно представлять собой стратегический процесс, направленный на достижение необходимых характеристик с реальными по величине затратами, с использованием правильных методов и в нужное время (Wimmer M.A., Codagnone C., Xiaofeng M. Developing an E-Government Research Roadmap - Method and Example from E-GovRTD2020. Lecture Notesin Computer Science. 2007).
большинство аналитиков относятся к этой стратегии весьма скептически4.
Следует отметить, что недостатки международного форсайта не привели к отказу от разработки национальных форсайтов и на их основе — долгосрочных стратегий.
Поэтому целесообразность развития форсайта в российских условиях на фоне его успешного использования в мире не вызывает сомнений. В разработанном Форсайте научно-технологического развития РФ на период до 2030 г. обоснована специфика российского форсайта и выявлены приоритеты технологического развития, содержащиеся в основе сценирования будущего. Выбор приоритетов технологического развития, по мнению разработчиков, осуществлен в рамках технологического мейнстрима5 и содержит четыре технологических пакета. 1. Информационные технологии. Базовой технологией этого пакета является информационный
4 На заседании Европейского совета в Лиссабоне в марте 2000 г главы государств и правительств заложили начало так называемой Лиссабонской стратегии. В качестве цели было заявлено стремление сделать Европейский союз (ЕС) самой конкурентоспособной экономикой мира и к 2010 г. достичь полной занятости. Разработанная в рамках последующих заседаний Европейского совета стратегия основывается на трех опорах. В экономике: переход к конкурентоспособной, динамичной и основанной на научных знаниях экономике; опорными пунктами являются поддержка исследований и разработок и постоянная адаптация разработок к развивающемуся информационному обществу. В социальной сфере: модернизация европейской социальной модели посредством инвестиций в человеческие ресурсы и борьба с социальной обособленностью; государства -участники ЕС призываются инвестировать в образование и профессиональное обучение и вести активную политику занятости для облегчения перехода к обществу знания. В области защиты окружающей среды: эта опора добавлена на заседании Европейского совета в Гётеборге в июне 2001 г.: центральным аспектом является разделение экономического роста и использования природных ресурсов.
5 В зарубежных форсайтах мейнстрим определяется как
системно связанные ключевые технологии, отвечающие на современные вызовы голода, терроризма, загрязнения среды, нехватки энергоносителей и генерирующих мощностей. Эта концепция онтологически опирается на представления об устойчивом развитии, а институционально — на глобализацию. Авторы полагают, что основное содержание мейнстрима иное. Во-первых, мейнстрим не образует систему, входящие в него технологические пакеты могут быть связаны только проектно, поскольку имеют разную онтологию, требуют разных ресурсов и, реализуясь, создают разные версии будущего. Во-вторых, главное назначение развития мейстримных технологий — это создание нового мирового валютно-финансового механизма, позволяющего утилизировать «горячие деньги» и разрешить текущий экономический кризис. В конечном итоге мейнстрим создает условия для осуществления глобальных постиндустриальных проектов. Мейнстрим в авторском определении опирается на модель спонтанного, предельно неустойчивого развития и не имеет в современном мире адекватного институционального решения.
процессинг — преобразование информации в информацию по определенному алгоритму.
2. Биотехнологии. Это сумма технологий, использующих разрезание, рекомбинацию и сборку ДНК. Биотехнологии опираются на биологию, прежде всего — на генетику и теорию эволюции. Достижения биотехнологий могут быть использованы в сельском хозяйстве, медицине, природопользовании, инженерии.
3. Нанотехнологии. Можно рассматривать их как результат взаимодействия квантовой механики и обычных индустриальных технологий — металлургических, химических, электротехнических и электронных, машиностроительных и т.п. В настоящий момент технологический пакет «на-нотехнологии» имеет две различные ключевые технологии. Это «атомный манипулятор»6 и «синтез наноматериалов». Форсайт-проект предсказывает создание технологии, объединяющей оба пути управления нанообъектами. Результатами развития нанотехнологий станут создание наноматериалов (нанометаллы, нанофильтры, наномембраны), наноустройств и переход от микро- к наноэлектронике, но эти результаты носят частный характер. Магистральный путь развития нанотехнологий — это все более полное воплощение в материалах, механизмах и устройствах квантовых эффектов.
4. Технологии природопользования. Технологический пакет «природопользование» определяет форматы, институты и механизмы взаимодействия социосистемы и окружающей среды. В индустриальной экологической онтологии «природопользование» — это совокупность технологий энерго-, сырье- и природосбережения, очистки отходов производства и жизнедеятельности. В постиндустриальной эвологической онтологии «природопользование» — системная совокупность технологий, оптимизирующих социосистемные процессы по информации, веществу и энергии. При этом энергосберегающие технологии являются лишь частью создающегося технологического пакета, причем не самой важной. Развитие технологического пакета «природопользование» будет происходить прежде всего в экономической плоскости. Это подразумевает создание новых моделей управления территориями, управление ресурсами, управление экосистемами.
Следует отметить, что в онтологической природе русского форсайта значительное внимание
6 Зондовый или атомарно-силовой микроскоп.
уделяется системе рисков. Так, в рамках развития технологических пакетов, являющихся современным методом форсайт-проектов, выделяется ряд рисков, к которым этот форсайт-проект относит:
- развитие «черного рынка» исследований и разработок (особенно в областях, находящихся под официальным запретом: разработка новых наркотиков и подпольная пересадка органов, продажа оружия и т.д.);
- резкое столкновение между финансовым «черным» и «белым» рынками исследований, переходящее в симбиоз, грозящий новым финансовым кризисом.
Раскрытие и развитие теоретических основ форсайта в России приобретают принципиальное значение в период формирования гражданского общества, определяющего эффективность разработки форсайт-проектов. При этом следует учитывать взаимовлияние процессов формирования гражданского общества и развития технологии форсайта, что для РФ имеет принципиальное значение.
Однако обзор российских форсайт-проектов, представленный авторами, позволяет констатировать, что РФ стала активным участником форсайта. Это требует дальнейшего совершенствования долгосрочного стратегического управления страной. Только в условиях реальных стратегических документов результаты форсайт-проектов приобретут черты возможности реального воплощения и перестанут быть «данью моде». Следовательно, целесообразность создания бюджетной стратегии до 2030 г. — закономерный вывод, определяющий нишу государственного воздействия на национальную экономику и способы этого воздействия. Кроме того, это будет стимулирующим фактором развития экономики, поскольку позволит предопределить конкретность долгосрочной государственной по-
литики и обеспечит интеграцию стратегических и бюджетных приоритетов.
Список литературы
1. Гиппократ. Прогностика. М.: Сварог и К. 1994.
2. Доклад Общественной палаты Российской Федерации по промышленной политике и инновациям за 2007 г. URL: http://www.rspp.ru/Attachment. aspx?Id=2925.
3. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие. М.: КноРус. 2011.
4. Малиновская О.В., СкобелеваИ.П. Бюджетирование, ориентированное на результат: мировой и российский контекст // Финансы и кредит. 2011. № 11.
5. Третьяк В.П. Структура Форсайта // Отраслевые рынки. 2007. № 1-2.
6. Третьяк В.П. Форсайт как технология предвидения // Экономические стратегии. 2009. № 8.
7. Форсайт научно-технологического развития РФ на период до 2030 года. URL: http://www.future-designing.org/download.php?d=28&is=doc.
8. Becker Patrick Corporate Foresight in Europe: A First Overview. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2003.
9. Unido Technology Foresight Manual. Vienna, 2005. Volume 1, Organization and Methods.
10. Keenan M., Marvin S. & Winters C. United Kingdom Country Report «Mobilising the regional foresight potential for an enlarged European Union», April 2002, Brussels. URL: http://www.regional-foresight.de/download/UnitedKingdom.pdf.
11. URL: http://www.transhumanism-russia.ru/ content/view/39/37.
12. URL: http://www.csr-nw.ru/upload/file_ content_1270.pdf.
Digest Finance Innovation development
ISSN 2311-9438 (Online) ISSN 2073-8005 (Print)
FORESIGHT AS STRATEGIC PLANNING AND MANAGEMENT TECHNOLOGY
Ol'ga V. MALINOVSKAYA, Inna P. SKOBELEVA
Abstract
The article presents the characteristics of the fundamental concepts of foresight on the basis of the analysis of the category and its components. The authors identify the
stages of foresight development, give the classification of its types and describe its role as a strategic development technology. The authors also discuss the fundamental concepts of foresight in Russia and its specifics.
Keywords: foresight, strategic planning, technological mainstream
References
1. Hippocrates. Prognostika [The Book of Prognostics]. Moscow, Svarog i K Publ., 1994.
2. Doklad Obshchestvennoi palaty Rossiiskoi Federatsii po promyshlennoi politike i innovatsiyam za 2007 g. [The report of the Civic Chamber of the Russian Federation on industrial policy and innovations for 2007]. Available at: http://www.rspp.ru/Attachment. aspx?Id=2925. (In Russ.)
3. Malinovskaya O.V., Skobeleva I.P., Brovki-na A. V. Gosudarstvennye i munitsipal'nye finansy [Public and municipal finances]. Moscow, KnoRus Publ., 2011.
4. Malinovskaya O.V., Skobeleva I.P. Byudzhe-tirovanie, orientirovannoe na rezul'tat: mirovoi i ros-siiskii kontekst [Result-oriented budgeting: the global and Russian context]. Finansy i kredit- Finance and credit, 2011, no. 11.
5. Tret'yak V.P. Struktura Forsaita [Foresight structure]. Otraslevye rynki - Branch markets, 2007, no. 1-2.
6. Tret'yak V.P. Forsait kak tekhnologiya predvi-deniya [Foresight as a technology of anticipation].
Ekonomicheskie strategii - Economic strategies, 2009, no. 8.
7. Forsait nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya RF na period do 2030 goda [Foresight of scientific
and technological development of the Russian Federation for the period till 2030]. Available at: http://www. future-designing.org/download.php?d=28&is=doc. (In Russ.)
8. Becker Patrick. Corporate Foresight in Europe: A First Overview. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2003.
9. Unido Technology Foresight Manual. Organization and Methods, Vienna, 2005, vol. 1.
10. Keenan M., Marvin S. & Winters C. United Kingdom Country Report "Mobilising the regional foresight potential for an enlarged European Union", Brussels, April, 2002.
Ol'ga V. MALINOVSKAYA
Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]
Inna P. SKOBELEVA
Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The article is adapted from the journal of "Finance and credit", 2014, no. 32 (608).