/fr ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Вертакова Ю.В., Греченюк О.Н.
ФОРСАЙТ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальности и возможности применения инструментария форсайт-проектирования социально-экономического развития регионов РФ в условиях трансграничного взаимодействия. Выявлены основные проблемы реализации форсайт-проектирования в современных экономических условиях. Определены перспективные направления стратегического вектора регионального форсайта.
Ключевые слова. Форсайт-проектирование, регион, социально-экономическое развитие, трансграничное взаимодействие.
Vertakova Yu.V., Grechenyuk O.N. FORESIGHT-DESIGN OF CROSS-BORDER INTERACTION OF RUSSIAN REGIONS
Abstract. The article is devoted to the study of the relevance and the possibility of using the tool foresight design of social and economic development of RF regions in the context of transboundary interaction. The main problems of realization of foresight design in modern economic conditions are revealed. Prospective directions of the strategic vector of regional foresight have been determined.
Keywords. Foresight-design, region, socio-economic development, transboundary cooperation.
В последние годы в России приобретает популярность пришедший с Запада новый концептуальный подход - форсайт-проектирование перспективного развития регионов. Применение этого подхода позволяет эффективно решить ряд проблем регионального развития, особенно в условиях трансграничного взаимодействия. В современных экономических условиях, характеризующихся активизацией процессов интеграции и глобализации, вопросы трансграничного взаимодействия регионов представляют огромный интерес.
Форсайт-проектирование социально-экономического развития страны в региональном разрезе (региональное прогнозирование) для целей государственной региональной политики включает в себя разработку прогнозов двух видов: федеральных, которые разрабатываются федеральными органами власти и включают региональную составляющую макроэкономических прогнозов в целом по стране и, непосредственно, региональных - по каждому региону России, которые разрабатываются региональными органами власти. И федеральные, и региональные прогнозы носят официальный характер, так как их разработка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
ГРНТИ 06.52.17
© Вертакова Ю.В., Греченюк О.Н., 2017
Юлия Владимировна Вертакова - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск). Ольга Николаевна Греченюк - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск).
Контактные данные для связи с авторами (Вертакова Ю.В.): 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 (Russia, Kursk, 50 let of October str., 94). Тел.: 8 (4712) 22 26 46. E-mail: [email protected].
Согласно ему, вышеуказанные официальные прогнозы разрабатываются ежегодно по поручениям Правительства Российской Федерации и в соответствии с согласованным с ним порядком разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, а также исходя из утвержденных Правительством России сценарных условий социально-экономического развития страны на прогнозируемый период. Данные прогнозы содержат информацию по типовому перечню агрегированных показателей, которые характеризуют экономическое развитие регионов в целом, таких как ВРП, численность населения, выпуск продукции по отраслям экономики, индексы-дефляторы и т.д. (главным образом, количественную, без детальных аналитических обоснований, выводов и оценок). В прогнозах отсутствует информация по конкретным существующим объектам производственного и социального назначения или планируемым инвестиционным проектам [1].
С отмеченной выше особенностью регионального прогнозирования связана проблема согласованности двух видов прогнозов, одновременно разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях. Эта проблема связана с методическими, информационными и организационными трудностями, как учета в макроэкономическом прогнозировании на федеральном уровне целей, ограничений и факторов социально-экономического развития регионального уровня, так и учета федеральных прогнозных оценок в региональных прогнозах [2]. Еще одной проблемой прогнозирования социально-экономического развития регионов на данный момент является исключение воздействия влияния фактора взаимодействия трансграничных регионов [3].
Среди современных инструментов планирования регионального развития, форсайт-проектирование занимает особое место, что обусловлено концептуальными и методическими особенностями, характеризующими данную новацию. Это связано с прокламируемым принципиально новым отношением к будущему, которое необходимо не предсказывать, а скорее конструировать в наиболее желаемом варианте [4]. Причем основой данного конструирования будущего является его систематическое осмысление (предвидение), представляющее инструмент созидательного процесса [5]. Форсайт-проектирование включает также формирование инновационной среды региона, которое предполагает системный подход к исследованию инновационного потенциала региона [6], выявление соответствия его потребностям социума, анализ системных противоречий в инвестиционной среде региона, как причин невосприимчивости к инновациям, и т.д. [7].
На региональном уровне форсайт-проектирование представляет собой технологический инструмент управления развитием социально-экономической системы, что способствует использованию его как инструмента управления на различных уровнях государственной власти. Региональный форсайт также представляет собой эффективный инструмент формирования интеллектуальной и коммуникационной инфраструктуры инновационного сектора [5]. В современной практике принято выделять следующие компоненты форсайта: анализ трендов и событий, рисков; проецирование (блиц-проектирование); индикативный анализ проектов; составление Road Map; сценирование (формирование технического задания на реализацию и работу с дорожной картой и «упаковка» результатов форсайта, составление рекомендаций).
Road Map или составление дорожной карты - это процедура, в результате которой мы получаем карту развития отраслевых или мировых трендов. В дальнейшем, между трендами выстраиваются связи, добавляются события, влияющие на эти тренды. Технологически составление Road Map осуществляется путем предположений и обсуждений аудиторией трендов будущего. Причем, кроме формулировок и сути самого тренда, обсуждается еще и год его старта и динамика этого тренда. По итогом обсуждений каждый тренд схематично наносится на карточку и размещается на временной шкале Road Map. Затем между трендами выстраиваются связи, и к ним привязываются события, влияющие на эти тренды.
Помимо традиционной дорожной карты могут строиться Events Map. В этом случае в дорожной карте, помимо трендов, отображаются события, влияющие на развитие тренда (ускоряющие его рост или тормозящие). Причем, это могут быть как реально происходящие, так и прогнозируемые события. События можно вынести в отдельную «дорожную карту событий». Также возможно составление Type Map, которые связаны с созданием новых типов и форматов деятельности. Например, если раньше для подачи материала использовались книги, лекции, семинары, то сегодня - это интернет, мозговые штурмы, презентации - более популярные и более адекватные настоящему
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 1 (31).
7
времени и новым технологиям форматы. Дорожная карта позволит наметить эти типы и форматы деятельности будущего. Их можно выводить на отдельную «Дорожную карту форматов».
Дорожная карта является объектом пространственного сценарного прогнозирования. В результате работы с Road Map можно наметить, кроме форматов и событий, проекты и сценарии развития, ориентированные на будущее. Сценариев развития будущего получится несколько. Сценарии будут опираться на тренды будущего и настоящего. Составление сценариев и проектов - это другой этап форсайтной работы. Составление дорожной карты - это первый и основной этап форсайта. Форсайт-технология - это процедура «сетевого планирования», поэтому предполагается, что по окончании форсайта начнется выполнение созданного плана. План этот не статичен, он постоянно меняется и корректируется, опираясь на созданную «дорожную карту», которая отнюдь не линейна. Но, до внедрения этого плана в жизнь предстоит сделать еще несколько важных шагов.
По результатам работы дорожная карта должна включать в себя: непосредственно карту трендов (прогнозирование будущего); карту возможных событий, способствующих раскрытию динамики тренда - Events Map; карту форматов (новые форматы работы, законодательных инициатив, бизнеса) - Type Map; приложение с подробным описанием трендов. После составления дорожной карты участники форсайтной группы составляют проекты решений, опираясь на карту трендов. Прописываются требования к структуре проекта, о которых необходимо задуматься и учесть в ходе работы (выбрать сегмент рынка проекта, прикинуть эскиз-бизнес-план, расписать этапы проекта, описать и презентовать идею).
Разумеется, блиц-проектирование - это только эскиз проекта, и эти блиц-проекты потребуют детальной доработки и развития. Интересным моментом является тот факт, что проекты, кроме того что они привязаны к трендам, также привязываются к временной шкале. Иными словами, есть проекты для настоящего, а есть такие проекты, которые в настоящем времени не осуществимы. Такие проекты можно закладывать на уровне подготовки. А еще можно проектировать события, которые также будут способствовать осуществлению дальнейших целей. Как только период блиц-проектирования закончен - проекты презентуются и анализируются. Затем происходит привязка к Road Map.
Результат проецирования: эскизы возможных проектных решений, полученные опираясь на дорожную карту; оценка проектов на предмет рисков (предварительно создаются критерии оценки проектов). Проведя первичный отбор блиц-проектов, можно исследовать эти проекты и выделить критерии для качественного анализа любых проектов, опираясь на карту трендов. Такая процедура выходит за рамки групповой форсайтной работы и делается после проведения процедур составления дорожной карты и аналитики. Мы исследуем проекты и выделяем критерии качества - их может быть множество. После чего можно составить квалификационные эталоны для анализа проектов, где в каждый отраслевой или тематический кластер попадут комплиметарные критерии. Как только появились квалификационные эталоны и они сбалансированы - можно приступить к оценке проектов.
Сценирование - самый важный итог форсайта. Сценарии делают картину будущего «объемной» и намечают нестандартные и направленные шаги инвестирования. Сценарии должны опираться на динамику трендов. Также важным этапом «упаковки результатов» любого форсайта является составления сценариев развития. Сценарии включают в себя описание «картины мира будущего», критерии, характеристики и тренды, на которые это будущее опирается. В сценарии может быть список рекомендаций и система управления проектами. Рекомендации и стратагемы, которые появляются в итоге, имеют нелинейный характер. Эти сценарии сложно охарактеризовать положительно или отрицательно, так как на них смотрят с точки зрения темы форсайта. Это сценарии, в которых, в зависимости от того, какие проекты идут, и какие тренды они поддерживают (или поддерживаемые они какими трендами) - вырисовывают различный образ будущего.
Упаковка результатов форсайта разбивает Road Map на сегменты по периодам и направлениям. Тренды можно объединить в смысловые группы (мега-тренды), которые обобщают тенденции. Результат сценирования: составление предельных сценариев (стратегических схем) с учетом трендов; объединение трендов в мега-тренды и их распределение по сценариям (составление карты мега-трендов); составление рекомендаций по развитию. С помощью форсайта можно составлять сценарии и прогнозировать будущее для развития и проекты для регионального субъекта (территории,
города, района), а также для отдельного сегмента экономики (направления функционирования и развития региона.
Методическую основу форсайт-проектирования формирует постоянно расширяющееся многообразие инструментов, включающее уже десятки специальных качественных и количественных методов (интервью, обзоры литературы, морфологический анализ, «деревья соответствий», ролевые игры, сценарии, анализ взаимного влияния, моделирование и др.), а также синтетические методы: Дельфи, критические технологии, разработка сценариев, технологическая дорожная карта, формирование фокус-групп и экспертных панелей.
В составе стратегического вектора в региональном форсайте могут быть выбраны три направления. Первое - установить социальное партнерство власти и бизнеса. Второе - обеспечить развитие малого и среднего бизнеса на основе их кластеризации, с тем, чтобы повысить долю средних и малых предприятий в валовом региональном продукте, увеличить занятость населения и налоговые поступления в региональный бюджет. Третье направление - повышение доли сферы услуг в валовом региональном продукте за счет формирования региональной агломерации.
Однако, наряду со всеми достоинствами форсайта, необходимо отметить и его недостатки: во-первых, сложность определения границ форсайта; во-вторых, проблема реализуемости; в-третьих, трудность в процедуре построения сценариев развития, т.к. форсайт - это механизм рефлексивного управления, включающий участников в процесс формирования желаемого будущего. На данный момент в России, пока, нет сформированной форсайтной культуры. Для ее формирования необходимо создавать соответствующие методики обучения.
Исследование выполнено по Государственному заданию Министерства образования и науки РФ № 26.3546.2017/ПЧ «Развитие фундаментальных основ анализа и прогнозирования структурно-динамических параметров региональной экономики на основе интеграции российского и мирового опыта управления территориальным развитием и современных научных доктрин».
ЛИТЕРАТУРА
1. Plotnikov КА., Vertakova Yu.V. Sustainable development of spatially distributed socio-economic system: the experience of Russia // Innovation Management and Sustainable Economic Competitive Advantage: From Regional Development to Global Growth, IBIMA 2015 Proceedings of the 26th International Business Information Management Association Conference, 2015. Р. 3224-3229.
2. Плотников В.А. Индустриальное общество второй генерации // Экономическое возрождение России. 2016. № 3 (49). С. 111-117.
3. Vertakova Yu. V., Grechenyuk O.N., GrechenyukA. V. Non-technological innovations and their impact on the socio-economic development of Russia // 3rd International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts, SGEM 2016. Volume "Economics and Tourism", 2016. Р. 479-486.
4. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С., Некипелова А.С. Дифференциация регионов в соответствии с фазами развития: модифицированная методика оценки структурного цикла // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 15-19.
5. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Современные проблемы российского менеджмента в условиях инновационной экономики // Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. С. 11-14.
6. Греченюк О.Н., Греченюк А.В. Основные тенденции инновационного развития российской экономики в разрезе отдельных отраслей и видов экономической деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 169-176.
7. Греченюк О.Н., Греченюк А.В. Оценка эффективности и определение приоритетных направлений инновационной политики Курской области // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 1. С. 93-99.