УДК 339.94
Тарас МЕДВЕДКИН, Евгения МЕДВЕДКИНА1
ИРЛАНДИЯ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОФШОР ИЛИ ЛИДЕР ЕВРОПЕЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ?
Аннотация. В статье приводятся результаты исследования национальной инновационной системы Ирландии, особенностей привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли ирландской экономики, корпоративного налогового законодательства Ирландии и Европейского Союза, а также методов прямого государственного стимулирования в сфере исследований и разработок. Представленным анализом подтверждается авторская гипотеза о технологической офшоризации национальной инновационной системы Ирландии, которая требует трансформации на основе имеющегося инновационного потенциала и сформированных финансовых ресурсов.
Ключевые слова: Ирландия, инновации, исследования и разработки, высокотехнологичный экспорт, прямые иностранные инвестиции, налоговый кредит, налог на исследования и разработки, корпоративный налог, офшор.
Маленький город Бандоран (Bundoran), графство Донегол (Donegal), расположенный на Северо-Западе страны в заливе Донегол, является наиболее популярным местом для сёрфинга в Ирландии, на пляже которого образуются две знаменитые волны - Пик (Peak) и Пампа - Пойнт (Pampa Point). Как искушенный серфингист, Ирландия, восстанавливаясь после банковского и финансового кризисов 2008-2009 гг., снова пытается не просто "поймать" волну экономической глобализации, но и "оседлать" её с помощью новых драйверов социально-экономического развития: трансфер знаний, технологий и инноваций. Ждёт ли Ирландию удача или подводные течения глобального рынка высоких технологий выбросят её на беспощадные инновационные рифы?
Масштабы и тенденции современной глобализации формируют новые вызовы и возможности эволюции экономических систем различных уровней научной аб-
© Медведкин Тарас Сергеевич — д.э.н., профессор кафедры "Мировая экономика, политика и глобализация", Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), доцент. Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69. E-mail: taras.medvedkin@gmail.com Медведкина Евгения Александровна — д.э.н., профессор кафедры "Мировая экономика, политика и глобализация", Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), доцент. Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69. E-mail: yevgeniya.medvedkina@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/soveurope2201790100
стракции, аргументируют необходимость их тонкой настройки исходя из конкурентной позиции, а также определяют роль в международном разделении труда в XXI в.
Так, устойчивое и долгосрочное экономическое развитие государства может быть достигнуто только лишь исходя из синергетического эффекта, полученного в результате структурных макроэкономических трансформаций и стратегического (целевого) планирования изменений национальной инновационной системы как, с одной стороны, обособленного конструкта, обеспечивающего формирование долгосрочной международной конкурентоспособности государства, а с другой - глубоко интегрированной (инкорпорированной) системой в рамках глобальных цепочек создания стоимости, базовым элементом которых в настоящее время являются исследования и разработки.1
Исходя из того, что инновационный процесс на государственном уровне из дискретного трансформировался в перманентный, произошло слияние национальной инновационной деятельности и государственной макроэкономической политики, а в рамках Европейского Союза, ещё и интеграционного взаимодействия в целом, актуальным становится изучение стимулирования инновационной деятельности как одной из основных целей европейской политики развития постиндустриальной экономики, которая предусматривает достижение целевого показателя инвестирования исследований и разработок на уровне не менее 3% от ВВП2.
Одним из наиболее значимых факторов привлечения иностранного бизнеса в экономику любого государства является комфортная налоговая среда, а именно корпоративный налог (налог на доход корпораций) (corporate tax), являющийся прямым налогом, который часто соотносится с налогом на прибыль или налогом на капитал компаний. Следует отметить, что партнёрские отношения в рамках производственной кооперации в системе корпоративной цепочки создания стоимости, как правило, не облагаются налогом на уровне предприятия, но в то же время под правовые нормы этого закона попадают и иностранные корпорации, которые имеют постоянное представительство в стране базирования, и корпорации, считающиеся налоговым резидентом страны базирования для оптимизации (минимизации) налоговых обязательств.
Фискальное законодательство ЕС, касающееся размеров ставок корпоративного налога, не отличается единообразием и постоянством, что во многом объясняется особенностями посткризисного восстановления, размерами экономики и структурой хозяйства. Однако в течение как минимум последних десяти лет в Европейском Союзе существовали налоговые бреши в монолитном конструкте европейского фискального законодательства - Кипр, Ирландия и Болгария, которые сохраняли уровень ставки корпоративного налога на уровне, не превышающем 12,5%.
Исходя из особенностей структуры экономик Кипра, Болгарии и Ирландии, только лишь последняя обладает необходимым промышленным потенциалом (фармацевтика, производство медицинского оборудования, информационные и мультимедийные технологии, машиностроение, пищевая промышленность), который при инвестиционном стимулировании может дать значительный экономический эффект в высокотехнологической сфере.
1 OECD-World Bank Group report "Inclusive Global Value Chains: Policy options in trade and complementary areas for GVC integration by small and medium enterprises and low-income developing countries"
2 URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:2020:FIN:EN:PDF
Своевременным становится вопрос о глубинных причинах достаточно стремительного восстановления экономики Ирландии, триггерах постиндустриального развития и дальнейшем мейнстриме инновационной политики Ирландии в контексте усиления научно-технологической глобализации и уплотнении "материи" международного рынка высокотехнологичной продукции.
Ирландия прошла тяжёлый путь восстановления после 2010 г., когда рухнула банковская система и наблюдался глубокий кризис суверенного долга, итогом которого стало включение в программу финансовой поддержки и стабилизации ЕС и МВФ. По прогнозным показателям, в 2016 г. экономика Ирландии должна увеличиться на 4% по приросту ВВП, что ниже, чем достигнутый 6%-ый прирост в 2015 г., но в то же время такая динамика обеспечивает лидирующее место среди стран ОЭСР (см. график 2). Государственный дефицит, приближающийся к показателю в 100% ВВП (-2% по сравнению с 2015 г.), позволяет говорить об относительном оздоровлении банковской системы на фоне существенного снижения безработицы с 15,1% до 9,3% к концу 2016 г.
График 2.
Динамика валового внутреннего продукта и общей факторной производительности
Ирландии
ВВП, млрд. евро ~ "Общая факторная производительность (Total Factor Productivity, TFP), % (правая шкала)
Источник: данные ОЭСР
С одной стороны, Ирландия столкнулась с нисходящей динамикой общей факторной производительности (total factor productivity) как экономического понятия, обозначающего совокупность факторов, влияющих на выпуск продукции, за исключением затрат труда и капитала. Другими словами, это так называемый остаток Солоу, отвечающий за те изменения в объёме выпуска продукции, которые не вызваны затратами труда и капитала, исходя из функции Кобба - Дугласа. В случае Ирландии общая факторная производительность может рассматриваться как индикатор долгосрочных технологических изменений или технологической динамики, хотя чёткая аналогия с макростатистическими показателями, такими, как, напри-
мер, государственные расходы на науку и образование, бизнес - расходы на НИОКР, отсутствует.
С другой стороны, положительная динамика роста валового внутреннего продукта в посткризисный период иногда поверхностно объясняется только лишь притоком иностранных инвестиций. Так, за период с 2009 г. по 2013 г. объём иностранных инвестиций в экономику Ирландии составил 125 млрд евро, что составило 61% ВВП по итогам 2013 года. Даже в самый разгар банковского, финансового и миграционного кризиса иностранный капитал и интеллект продолжали вливаться в экономику Ирландии. Наиболее заметным свидетельством этого процесса можно определить функционирование так называемых Кремниевых доков (Silicon Docks), расположенных в восстановленных доках в порту Дублина. Это место считают ядром кластера информационных технологий Ирландии. Ряды стратегических партнёров, таких, как IBM и Microsoft, в последние годы дополнились партнёрами из европейских, ближневосточных и африканских представительств компаний, оказывающих онлайн услуги и администрирующих социальные сети, такие, как Google, Facebook, Twitter и LinkedIn.
В отличие от традиционных концепций и подходов, предлагаем исследовать это достаточно новое явление с точки зрения офшорной составляющей функционирования высокотехнологичных транснациональных компаний, их подразделений и филиалов, которые позиционируют себя налоговыми резидентами Ирландии.
Национальная инновационная система Ирландии представляет собой противоречивый механизм генерирования новых знаний и идей, который не всегда поддается экономической логике (далее по тексту подтвердим этот аргумент), поэтому предлагаем рассматривать его как элемент теории системного анализа под названием "черный ящик" (black box phenomena).
Валовые расходы на исследования и разработки в Ирландии за исследуемый период существенно не изменились и почти достигли 3 млрд евро, в контексте снижения доли государственного сектора в инвестиционном процессе с 33% до четверти от ВВП (см. график 3). Однако указанное снижение компенсируется не только сохранением значения иностранного инвестирования, но и увеличением этого показателя почти до 50% (или 1459 млн евро).
Влияние прямых иностранных инвестиций в инновационной системе трудно недооценить, так как по итогам 2013 г. 80% (1574 ед.) инновационно активные фирмы Ирландии являются иностранными компаниями, с одной стороны, и налоговыми резидентами Ирландии - с другой. Следует отметить, что из указанных компаний 74% - это предприятия мелкого бизнеса, 19% - среднего и только лишь 7% - крупного. Сферы хозяйственной деятельности инновационно активных компаний также существенных изменений не претерпели - 42% составила сфера материального производства и 32% - информационные и коммуникационные технологии.
Таким образом, краткий обзор текущего состояния национальной инновационной системы Ирландии даёт полное основание говорить о доминировании малых неирландских компаний, которые активизируют свою деятельность в высокотехнологичном секторе - "электроника и телекоммуникационное оборудование".
Приведённые выше макростатистические данные, которые характеризуют инновационную сферу Ирландии, являются результирующими показателями, напрямую зависящими от государственной политики, институциональной среды и налогового законодательства. Государственное стимулирование инновационной деятельности может реализовываться в прямой и косвенной форме.
График 3.
Динамика основных источников инвестиций для исследований и разработок в Ирландии, млн евро (total intramural R&D expenditure)
¡»«¡Совокупные расходы Ирландии на исследования и разработки^^Государственнные инвестиции в исследования и разработки ^^Общие расходы бизнеса на исследования и разработки ^^Ирландские расходы бизнеса на исследования и разработки ^^Иностранные расходы бизнеса на исследования и разработки
Источник: данные Евростата1.
Ирландия впервые представила налоговый кредит по исследованиям и разработкам (R&D tax credit) в Законе о финансах в редакции от 2004 г. [Finance Act, 2004] как наиболее значимый инструмент косвенной, а корректнее - скрытой формы и инструмента поддержки инновационной сферы. Основная цель налогового кредита - это стимулирование дополнительного объёма валовых расходов бизнеса на исследования и разработки. Налоговый кредит доступен для всех фирм - налоговых резидентов Ирландии, которые осуществляют исследования и разработки в Европейской экономической зоне (European Economic Area).
Первоначально схему использовали по расходам и исследованиям, связанным с инкрементальными инновациями (инновации, чаще всего являющиеся порождением маркетологов, которые, исследовав запросы целевой аудитории, заказывают технологам новую функциональность, то есть имеют низкую наукоёмкость / новизну технологического решения и низкую пользу для общества в целом), начиная с 2003 г. Тем не менее с 2012 г. до настоящего времени схема кредита по исследованиям и разработкам используется для любого типа инновационного продукта2.
1 URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do
2 Квалификация расходов на инновационную деятельность (исследования и разработки) производится на основе 6-й редакции Руководства Фраскати [Manual Frascati, 2002]. Поскольку налоговый кредит был введён в 2004 г., определение доходов и расходов изменило
Налоговый кредит по исследованиям и разработкам предусматривает возможность возврата до 25% квалификационных расходов по исследованиям и разработкам в соответствии с фискальным законодательством Ирландии [Statutory Instrument No. 434, 2004] за последние 12 месяцев проведения исследований и разработок.
В качестве приоритетных сфер для исследований и разработок фискальное законодательство определило, с одной стороны, естественные, инженерные, медицинские и сельскохозяйственные науки, а с другой - виды работ, фундаментальные, прикладные и экспериментальные.
Хотя схема полноценного кредитования исследований и разработок является более эффективной для администрирования, тем не менее она снижает результаты применения этого инструмента, так как распространяется на инновационную деятельность, которая реализовывалась и до принятия Закона о налоговом кредите по исследованиям и разработкам.
Другое основное изменение налогового кредита произошло в 2009 году, когда кредит стал погашаться, то есть фирмы могут потребовать возврата денег, если их расходы на исследования и разработки были больше, чем их налоговые обязательства (которые могут быть нулевыми или положительными). Это было сделано для повышения привлекательности полной схемы для предпринимательского сектора, и можно было бы считать особенно полезным для фирм на этапе стартапа.
Стоимость казначейского налогового кредита учитывает два основных элемента: упущенные налоговые поступления от фирмы, выставленные против их положительных налоговых обязательств, и возвратный кредит для фирм в случае, когда их расходы на исследования и разработки больше, чем их налоговые обязательства (которые могут быть нулевыми или положительными). Доля возвратных кредитов становится все больше и больше в стоимости казначейских налоговых кредитов, так как в них нет никаких ограничений по направлению использования размещённых на возвратной основе сумм налоговых кредитов, а это означает, что убыточная фирма может извлекать выгоду из полноценной схемы в течении неопределённого срока.
Как показывает статистика, в инновационной системе Ирландии функционировало 159 фирм, которые ежегодно получали безвозмездный кредит в период с 2009 по 2014 год, из них 97% были налоговыми резидентами Ирландии, в том числе и иностранными компаниями, а 75% из них имели штат менее чем 50 сотрудников (см. график 4). Эти же фирмы составляют 63% от общего количества всех фирм, претендующих на возврат налоговых кредитов, возникших в период между 2009 и 2014 годами.
Прямые формы поддержки инновационной деятельности в Ирландии не являются новыми для экономики и реализуются в форме предоставления субсидий и грантов прямой финансовой поддержки. Общий объём средств, предоставленных в виде субсидий, возрос на 42% начиная с 2007 г. до 2010 г., а в 2010 г. он преодолел свой пик и упал на 20%, что обусловило падение доли общего объёма финансирования исследований и разработок в размере от 20 до 50% из-за значительного увеличения возмещаемого налогового кредита.
своё толкование. Начиная с 2015 г. интерпретация выручки стала более узким, чем указано в Руководстве Фраскати, но за рассматриваемый период (2007-2014 гг.) оно не выходит за рамки определения ОЭСР.
График 4.
Количество требований по налоговому кредиту по исследованиям и разработкам,
ед. (total number of R&D tax credit claims)
1800 "I-
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Источник: данные Евростата1.
За период с 2007 по 2014 г. динамика финансирования прямой поддержки изменялась синусоидально: первоначальный рост с 70 млн евро до более чем 120 млн к 2010 г. сменился снижением до почти 100 млн в 2014 г. (см. табл. 5), что подтверждает влияние глобальной неопределённости экономического развития.
Таблица 5.
Прямая государственная поддержка исследований и разработок в Ирландии в виде
грантов (субсидий), млн евро
Год Гранты (субсидии) на проведение исследований и разработок Всего
Ирландские компании Иностранные компании
2007 33 36 69
2008 48 39 87
2009 64 55 119
2010 59 63 122
2011 50 58 108
1 URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do
2012 52 44 96
2013 55 59 114
2014 52 46 98
Источник: данные Евростата1.
С точки зрения расходов, доля субсидий между ирландскими и иностранными фирмами была равномерно распределена в течение периода. На отраслевом уровне, суммарные выплаты грантов преобладают в сфере материального производства и оказания информационных (коммуникационных) услуг, на долю которых приходится 46 и 40% соответственно. Профессиональные, научные и технические виды деятельности получили значительную часть грантовых выплат - 6,1%, в то время как все другие секторы получили в совокупности 4,5%.
Хотя общий уровень поддержки ирландских и иностранных компаний достаточно похож, распределение видов экономической активности между ними меняется. Оказание поддержки ирландским фирмам сосредоточено в секторе информационных технологий и связи (см. график 5).
График 5.
Распределение государственных грантов на исследования и разработки по видам инновационной деятельности в Ирландии в 2014 г., млн евро
промышленность связь услуги
^Ирландские компании <йИностранные компании
Источник: данные Евростата2.
1 иИЬ: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do
2 иИЬ: http://ec.europa.eu/growth/industry/innovation/facts-figures/scoreboards_en
Поддержка иностранных фирм в это же время в значительной степени сконцентрирована в обрабатывающей промышленности, что, с одной стороны, снижает значимость Ирландии как технологического офшора, а с другой - определяет принцип опосредованное™ технологической преемственности.
Таким образом, резюмируя анализ государственной инновационной политики Ирландии в сфере поддержки исследований и разработок (прямые и косвенные инструменты поддержки), необходимо сопоставить затрачиваемые усилия и полученный эффект. В качестве экономического "знаменателя", к которому можно привести различные инструменты государственной поддержки, считаем целесообразным выбрать удельные затраты на одного занятого в инновационной среде.
К сожалению, сравнение в данном случае является несовершенным, поскольку численность работников для фирм, получающих гранты, основана на данных, формируемых на уровне предприятия, тогда как статистика по налоговому кредиту формируется на уровне органа государственной статистики (см. график 6). Более того, облагаемый субъект может состоять из более чем одного завода.
График 6.
Средние издержки на государственную поддержку исследований и разработок на одного занятого в инновационной сфере в Ирландии в 2014 г., евро
'Гранты (субсидии) ^^Налоговый кредит по исследованиям и разработкам
Источник: данные Евростата1.
1 иИЕ: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/R_%26_D_expenditure
Как показывают данные, эффективность налогового кредита на одного работника достигла своего пика в 2009 г., когда инструмент кредитования был введён. Хотя статистика даёт возможность сформировать некоторое представление об относительных затратах, этого недостаточно, чтобы сделать вывод, на каком из инструментов государственной инновационной политики отражается более эффективное использование государственных средств, и так как неопределённой остаётся процедура "перелива" гранта (прямой государственной субсидии) в налоговый кредит, предлагаем использовать это в качестве black box phenomena. Более того, практически вне системного анализа остаются, например, "переливы", связанные с проведением фундаментальных прикладных исследований, то есть, например, грант может быть лучше реализован в состоянии целевых исследований, что ближе по своей природе к прикладным исследованиям, а налоговый кредит по исследованиям и разработкам сформирован в рамках выполнения фундаментальных исследований.
Подытоживая анализ прямых и косвенных инструментов государственной поддержки исследований и разработок в Ирландии, можем сформировать несколько тезисов, которые, могут в некоторой степени ответить на вопрос, поставленный в начале статьи:
- инновационная система Ирландии до 2009-2010 гг. носила явные характеристики офшорной территории, что подтверждается принципом экстерриториальности в фискальном законодательстве, особенностями иностранного инвестирования и государственного невмешательства в выбор приоритетных сфер высокотехнологичных исследований и разработок, которые определяются руководством Фраскати;
- доминирующим субъектом национальной инновационной системы Ирландии является налоговый резидент (иностранная компания) со штатом до 50 человек, который имеет все возможности следовать не только принципам руководства Фраскати, но и попасть под пристальное внимание антимонопольного законодательства ЕС;
- практически паритетное деление государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности между обрабатывающей промышленностью и сферой оказания услуг, с одной стороны, свидетельствует о роли Ирландии как европейского инновационного лидера, с другой - ставит под сомнение юридическую возможность применения исключительно национального законодательства для привлечения крупных игроков рынка высокотехнологичных товаров и услуг.
Вместо выводов
Безусловно, Ирландия не является европейским пионером создания особых территорий развития, пользующихся разнообразными преференциальными инструментами государственной поддержки инновационной деятельности, хотя некоторые национальные зоны стратегического развития Ирландии (Strategic Development Zones) в последние месяцы не сходили с первых полос таблоидов как в Европе, так и за океаном. Достаточно вспомнить претензии Еврокомиссии к корпорации Apple в виде иска на 14,3 млрд долларов США неуплаченных долгов из-за представительства в Дублине, до этого - Starbucks и 34 млн долларов США, McDonalds, Amazon и
1 URL: http://www.nytimes.com/2016/11/10/technology/ireland-apple-tax-vestager.html
Подобные территории позволяют странам в период глубоких, структурных и системных трансформаций национальных экономических систем получить дополнительный импульс для развития, особенно это важно и значимо в посткризисный период, о чём свидетельствуют представленные результаты проведённого исследования. Однако этот процесс, как говорится в ирландской пословице It's an ill wind that blows nobody good, может не столько придать импульс развитию, сколько "перегреть" экономику, причинив больший ущерб. Об этом свидетельствуют полученные результаты исследования: в Ирландии - минимальный уровень корпоративного налога, высокий уровень иностранной инвестиционной активности, но низкий уровень национального участия в глобальных цепочках создания стоимости, при значительном кадровом потенциале, что может расцениваться как критерии технологического офшора.
Проведённое исследование не претендует на однозначность представленных выводов, предлагаемых аргументов и тезисов, но, на наш взгляд, в национальной инновационной системе Ирландии сформировалась финансовая основа для технологических трансформаций, отработан институт налоговой поддержки высокотехнологичных предприятий и отраслей, заложен фундамент подготовки национальных специалистов, которые могут радикальным образом изменить соотношение сил за счёт синергетического эффекта не только среди стран Европейского Союза, но и в мировом масштабе.
Список литературы / References
Finance Act of Ireland, 2004.
Taxes Consolidation Act 1997 (qualifying town renewal areas) (rosses point, county sligo) (amendment) order 2007. - Statutory Instrument No. 434, - 2004.
Frascati Manual: Proposed Standard Practice for Surveys on Research and Experimental Development, 6th edition, - 2002.
EUROPE 2020: A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. - Brussels. - 3.3.2010.-C0M(2010) 2020 final
OECD Economic Surveys: Ireland 2015, OECD, 2015, http://dx.doi.org/10.1787/888933275011
Ireland: the technological offshore or the European innovation leader
Authors. Medvedkin T., Doctor in Economics, Ass. Professor, Professor of the Department of World Economics, Politics and Globalization, Rostov State University of Economics. Address: 69, B. Sadovaya st., Rostov-on-Don, Russia. E-mail: taras.medvedkin@gmail.com
Medvedkina Ye., Doctor in Economics, Ass. Professor, Professor of the Department of World Economics, Politics and Globalization, Rostov State University of Economics. Address: 69, B. Sadovaya st., Rostov-on-Don, Russia. E-mail: yevgeniya.medvedkina@gmail.com
Abstract. The article presents the results of the study of the national innovation system in Ireland, the features of attracting foreign direct investment in the high-tech sectors of the Irish economy, the corporate tax legislation of Ireland and the European Union, as well as methods of direct government incentives in research and development. The presented analysis confirms the authors' hypothesis of technological offshorization of the national innovative system of Ireland, which requires transformation based on the available innovative potential and generated financial resources.
Keywords: Ireland, innovations, research and development, hi-tech export, foreign direct investment, tax credit, R&D tax, corporate tax, offshore.
DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/soveurope2201790100