Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛИ РОССИЙСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛИ РОССИЙСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоринин Николай Михайлович

Стремительно трансформирующаяся экономика современной России особенно сильно актуализирует гармоничную работу малого и среднего бизнеса. Социальное предпринимательство является неотъемлемой частью российской экономической системы и может выступить гарантом будущего процветания как экономики, так и социальной политики нашего государства в целом. В связи с этим видится необходимым обладать качественной информацией об актуальном состоянии социальных предприятий, особенностей их работы в современных условиях, а также о возникающих барьерах и проблемах в процессе жизнедеятельности. Начиная исследования с регионов, можно получить более подробную и структурированную модель российского социального предпринимательства. Данная статья посвящена изучению социальных предпринимателей районного города Московской области, условиям работы их социальных предприятий и мерам государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE MODEL OF RUSSIAN SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

The rapidly transforming economy of modern Russia especially strongly actualizes the harmonious work of small and medium-sized businesses. Social entrepreneurship is an integral part of the Russian economic system and can act as a guarantor of the future prosperity of both the economy and the social policy of our state. In this regard, it seems necessary to have high-quality information about the current state of social enterprises, the features of their work in modern conditions, as well as the emerging barriers and problems in the process of life. Starting research from the regions, one can get a more detailed and structured model of Russian social entrepreneurship. This article is devoted to the study of social entrepreneurs of the district city of the Moscow region, the working conditions of their social enterprises and measures of state support.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛИ РОССИЙСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Трансформации модели российского социального предпринимательства

Федоринин Николай Михайлович,

аспирант, кафедра управления персоналом, Институт государственной службы и управления, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: socmanconsult@gmail.com

Стремительно трансформирующаяся экономика современной России особенно сильно актуализирует гармоничную работу малого и среднего бизнеса. Социальное предпринимательство является неотъемлемой частью российской экономической системы и может выступить гарантом будущего процветания как экономики, так и социальной политики нашего государства в целом. В связи с этим видится необходимым обладать качественной информацией об актуальном состоянии социальных предприятий, особенностей их работы в современных условиях, а также о возникающих барьерах и проблемах в процессе жизнедеятельности. Начиная исследования с регионов, можно получить более подробную и структурированную модель российского социального предпринимательства. Данная статья посвящена изучению социальных предпринимателей районного города Московской области, условиям работы их социальных предприятий и мерам государственной поддержки.

Ключевые слова: экономическая социология, социальное предпринимательство, малый и средний бизнес, экономические санкции, социальная политика.

С 2019 года в России официально закреплен новый вид предпринимательской деятельности - социальное предпринимательство [1], который так же может способствовать развитию экономики в условиях политики протекционизма. Социальное предпринимательство, как вид экономической деятельности ещё не стал повсеместно распространенным, но активно набирает обороты в течении последних 10 лет [2, с. 12]. Развиваются программы государственной поддержки социальных предприятий в разных регионах, создаются официальные реестры социальных предпринимателей, организуются ассоциации единомышленников, целью которых является поддержка и развитие социального предпринимательства на конкретной территории. Одним из первых официальных реестров социальных предприятий был создан Министерством инвестиций, промышленности и науки Московской области и существует уже с 2020 года. С научной точки зрения сам феномен социального предпринимательства является новой, нераскрытой в полной мере и актуальной темой для исследований. Основной целью данной статьи является анализ определенных факторов и условий функционирования социальных предприятий Павлово-Посадского района, входящих в официальный «реестр социального предпринимательства» Московской области [3], а именно особые условия работы социальных предприятий в условиях пандемии COVID-19 и современных санкций Запада по отношению к экономике России. В процессе исследования особое внимание было уделено изменению поведения целевой аудитории данных предприятий в сложившейся ситуации и эффективности программ государственной поддержки социального бизнеса в регионе Московской области.

289

Содержание исследования

Автор придерживается концепции редукционизма, начиная изучения особенностей российского социального предпринимательства с исследований в небольших районных городах, опираясь на экспертное мнение В. Бариновой: «чтобы построить модель российского социального предпринимательства нужно начинать с изучения своеобразия данного феномена в регионах». [6]

Исследование заключалось в проведении глубинного интервью с бизнесменами городского округа Павловский Посад, предприятия которых входят в официальный реестр социального предпринимательства Московской области. Всего было проведено порядка 10 интервью. Гайд интервью был разделен на несколько блоков вопросов, среди которых были затронуты темы пользы от получения статуса социального предприятия, роли социального предпринимательства в экономической системе регионов, изменения функционирования социальных предприятий и потребительского поведения в условиях «ковидных» ограничений и западных санкций, а также эффективность программ государственной поддержки социального бизнеса.

Было выяснено, что самой распространенной формой деятельности социальных предпринимателей городского округа Павловский Посад является оказание образовательных слуг, их оказывает половина организаций опрошенных предпринимателей. Оставшиеся предприятия занимаются оказанием услуг по уходу за детьми, научно-исследовательской, производственной и физкультурно-оздоровительной деятельностью. Большинство социальных предприятий района имеют официальный статус социального предприятия всего лишь на протяжении первого года (8 из 10 опрошенных). В связи с тем, что сами предприятия функционировали до того момента, как их включили в реестр социальных предприятий Московской области (все 10 опрошенных, руководителям проще сравнивать

работу предприятия до получения статуса и после. Большинство респондентов (7 из 10) объяснили, что отношение потребителей к предприятию изменяется в положительную сторону после того, как потребители узнают, что у предприятия есть статус «социального». Заметно возрастают лояльность клиентов и частота пользования услугами предприятия. Основной проблемой в этом ключе является непрямой доступ к информации о том, что предприятие является «социальным». Всего один респондент из десяти имеет приставку «социальное» в названии предприятия, когда остальные такой приставки не имеют. Им приходится ненавязчиво предоставлять эту информацию непосредственно каждому клиенту, либо клиент сам узнает об этом статусе исходя из льготных цен (образовательные центры) или особенностей продукции предприятия (производство изделий народного промысла). По словам тех, кто не имеет приставку «социальное» в названии предприятия работают над этим вопросом, так как после получения статуса не успели внести коррективы в название, так же есть часть респондентов, которые эти коррективы вносить не хотят, в связи с тем, что, по их мнению, это «портит эстетику названия» (2 из 10) или даже похоже на «отголоски Советского Союза» (1 из 10).

Особенно интересным является тот факт, что официальное закрепление статуса социального предприятия и формирование первого реестра социальных предприятий Московской области выпал на период пандемии COVID-19 летом 2020 года, а к тому же в настоящей ситуации вся экономическая система России терпит серьезный прессинг со стороны стран Запада в виде экономических санкций. Получается, что официальное существование социального предпринимательства пришлось на сложный трансформационный период.

Все десять респондентов утверждают, что им пришлось подстраиваться под постоянно меняющиеся условия работы. В период пандемии были вынуж-

290

дены закрыться четыре предприятия из десяти, среди которых предприятия по уходу за детьми, производство изделий народного промысла и социальный банный комплекс. Остальные продолжали работать в режиме онлайн или с соблюдением всех требований Ро-спотребнадзора [8]. После снятия «ко-видных» ограничений все предприятия вернулись к обычному режиму работы и продолжают успешно функционировать.

Следующим серьезным вызовом для отечественных предпринимателей стали современные экономические санкции стран Запада. На фоне повсеместного увеличение продовольственных цен 9 респондентов утверждают, что спрос на их услуги остался неизменным, а у одного из респондентов (руководитель социального банного комплекса) спрос даже возрос. Он это объясняет увеличением цен на альтернативные виды проведения досуга, например, бары и рестораны, при том условии, что цены на услуги банного комплекса тоже возросли, но заметно меньше чем у «не социальных» конкурентов. К тому же, по его словам, лояльность посетителей возрастает, когда они понимают суть социального бизнеса (банный комплекс предоставляет услуги по льготным ценам социально незащищенным слоям населения). На базе банного комплекса даже организовываются неформальные сообщества клиентов, которые периодически обновляются составом участников. По мнению руководителя банного комплекса, посетителям приятно, что заведение несет социальную нагрузку, заботясь о досуге социально незащищенных слоев населения.

По мнению всех респондентов, экономические ограничения западных стран способствуют развитию социальных предприятий, так как все предприятия (10 из 10 респондентов) ориентированные на местных потребителей и используют отечественные ресурсы для создания собственного продукта.

По словам самих предпринимателей с 2020 года Министерством инве-

стиций, промышленности и науки МО оказываются меры поддержки социальным предприятиям из официального реестра. На данный момент таких форм две: финансовые и образовательные. Образовательные заключаются в привлечении социальных предпринимателей к обучению на бесплатных курсах от Министерства, финансовые в получении грантов и субсидий на развитие бизнеса. В Павлово-Посадском городском округе воспользовались бесплатными образовательными услугами семь руководителей социальных предприятий из десяти. Шестеро из прошедших курсы получили финансовую поддержку в размере от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей на развитие бизнеса. Прохождение образовательных курсов было одним из обязательных условий получения финансовых выплат. Исходя из ответов предпринимателей в ходе интервью процесс получения был не сложным и «без лишней бюрократии». Каждый получивший финансовые выплаты положительно высказывался об условиях получения такого рода поддержки, основные из которых: финансовый контроль на целевые траты средств предпринимателем со стороны Министерства инвестиций, промышленности и науки МО, а также получение статуса социального предприятия на протяжении последующих трех лет с момента получения выплаты. Каждый субъект социального предпринимательства, входящий в официальный реестр московской области, должен продлевать этот статус каждый год, подавая специальный пакет документов [7].

Предприниматели, которые не принимали участия в образовательных курсах с последующим получением финансовых выплат обосновали это отсутствием свободного времени для обучения, но с большей вероятностью будут участвовать в этой акции в следующий раз.

Выводы

Социальное предпринимательство как вид экономической деятельности остается новым для России, но его активное

291

развитие не может быть проигнорировано со стороны научного сообщества. Изучение самобытности российского социально ориентированного бизнеса будет способствовать его развитию и образованию новых институтов поддержки. Социальное предпринимательство полезно как в экономическом, так и в социальном плане, повышает уровень жизни исключительно нуждающихся в этом граждан, решает острые социальные проблемы местного характера и дает возможность реализации новых экономических инициатив.

Социальные предприниматели - это особенная категория людей, деятельность которых видится интересным с точки зрения социологических исследований. Абсолютно уверенно можно заявить, что институт социального предпринимательства стремительно развивается в нашей стране, не смотря на всевозможные экономические и политические ограничения, а также пользуется активной поддержкой со стороны государственных органов.

Литература

1. Федеральный закон от 26.07.2019 N 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие».

2. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования [Текст] / отв. ред. А.А. Московская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 321 с.

3. https://mb.mosreg.ru/content/ Реестр-социальных-предприятий (01.04.2022)

4. Рождественская Н.В. Оценка эффективности проектов некоммерческих организаций, социального предпринимательства и гражданских инициатив [Текст] / Н.В. Рождественская, С.Б. Богуславская, О.С. Боброва // Издательство Поли-

технического университета, 2016. -255 с.

5. Зверева Н. Создание успешного социального предприятия // М.: Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», 2017. -260 с.

6. Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России / В. Баринова - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2018. - с. 100: ил. - (Научные труды / Ин-т экономической политики имени Е.Т. Гайдара; № 174P). - ISBN 978-5-93255-532-3

7. https://invest.mosreg.ru/business_ creation/razvitie-biznesa/socialnoe-predprinimatelstvo (01.04.2022)

8. http://23.rospotrebnadzor.ru/con-tent/427/51905/ (01.04.2022)

TRANSFORMATION OF THE MODEL OF RUSSIAN SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

Fedorinin N.M.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

The rapidly transforming economy of modern Russia especially strongly actualizes the harmonious work of small and medium-sized businesses. Social entrepreneurship is an integral part of the Russian economic system and can act as a guarantor of the future prosperity of both the economy and the social policy of our state. In this regard, it seems necessary to have high-quality information about the current state of social enterprises, the features of their work in modern conditions, as well as the emerging barriers and problems in the process of life. Starting research from the regions, one can get a more detailed and structured model of Russian social entrepre-neurship. This article is devoted to the study of social entrepreneurs of the district city of the Moscow region, the working conditions of their social enterprises and measures of state support.

Keywords: economic sociology, social entre-preneurship, small and medium business, economic sanctions, social policy.

References

1. Federal Law No. 245-FZ of July 26, 2019 "On Amendments to the Federal Law

292

"On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation" in terms of fixing the concepts of "social entrepreneurship", "social enterprise".

2. Social entrepreneurship in Russia and in the world: practice and research [Text] / ed. ed. A.A. Moskovskaya; National research University "Higher School of Economics". - M.: Ed. house of the Higher School of Economics, 2011. - 321 p.

3. https://mb.mosreg.ru/content/Register-of-social-enterprises (01.04.2022)

4. Rozhdestvenskaya N.V. Evaluation of the effectiveness of projects of non-profit organizations, social entrepreneurship and civil initiatives [Text] / N.V. Rozhdestvenskaya, S.B. Boguslavskaya, O.S. Bobrova // Pol-

ytechnic University Publishing House, 2016. - 255 p.

5. Zvereva N. Creation of a successful social enterprise // M.: Fund for Regional Social Programs "Our Future", 2017. - 260 p.

6. Foreign experience in the development of social entrepreneurship and the possibility of its application in Russia / V. Barinova - M .: Publishing House of In-ta Gaidar, 2018. - p. 100: ill. - (Scientific works / E.T. Gaidar Institute of Economic Policy; No. 174P). - ISBN 978-5-93255-532-3

7. https://invest.mosreg.ru/business_ creation/razvitie-biznesa/socialnoe-predprinimatelstvo (01.04.2022)

8. http://23.rospotrebnadzor.ru/con-tent/427/51905/ (01.04.2022)

293

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.