Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития сферы социального предпринимательства в Российской Федерации'

Актуальные проблемы развития сферы социального предпринимательства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1209
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИННОВАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTERPRISE / SOCIAL PROBLEMS / INNOVATION / STATE SUPPORT / NON-PROFIT ORGANIZATION / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Ирина Владимировна, Федорова Марина Владимировна

Статья посвящена изучению «социального предпринимательства» как отдельного самостоятельного института. Значимость исследования и анализа данного института не вызывает сомнений, поскольку «социальное предпринимательство» новое явление в Российской Федерации. Кроме того, в статье приведено законодательно закрепленное понятие «социального предпринимательства», его возникновение и правовое регулирование. В статье проведен анализ практики социального предпринимательства в России. Отражение получили проблемы развития и поддержки социального предпринимательства в государстве, среди которых основной является непроработанность правовых основ его функционирования и поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of “social entrepreneurship” as a separate independent institution. The significance of the study and analysis of this institution is not in doubt, since “social entrepreneurship” is a new phenomenon in the Russian Federation. In addition, the article gives a legislatively fixed concept of “social entrepreneurship”, its occurrence and legal regulation. The article analyzes the practice of social entrepreneurship in Russia. Reflected are the problems of development and support of social entrepreneurship in the state, among which the main one is the lack of development of the legal foundations of its functioning and support.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития сферы социального предпринимательства в Российской Федерации»

УДК 346.7

Федорова Ирина Владимировна Федорова Марина Владимировна Российский государственный университет правосудия Факультет подготовки специалистов для судебной системы

Уральский филиал Россия, Челябинск firina.fyodorova@ya.ru fmarina.fyodorova@ya.ru Fedorova Irina Vladimirovna Fedorova Marina Vladimirovna Russian State University of Justice Faculty of training specialists for the judicial system

Uralian branch Russia, Chelyabinsk

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: статья посвящена изучению «социального предпринимательства» как отдельного самостоятельного института. Значимость исследования и анализа данного института не вызывает сомнений, поскольку «социальное предпринимательство» новое явление в Российской Федерации. Кроме того, в статье приведено законодательно закрепленное понятие «социального предпринимательства», его возникновение и правовое регулирование. В статье проведен анализ практики социального предпринимательства в России. Отражение получили проблемы развития и поддержки социального предпринимательства в государстве, среди которых основной является непроработанность правовых основ его функционирования и поддержки.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное предприятие, социальные проблемы, инновация, государственная поддержка, некоммерческая организация, законодательство.

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: the article is devoted to the study of "social entrepreneurship" as a separate independent institution. The significance of the study and analysis of this institution is not in doubt, since "social entrepreneurship" is a new phenomenon in the Russian Federation. In addition, the article gives a legislatively fixed concept of "social entrepreneurship", its occurrence and legal regulation. The article analyzes the practice of social entrepreneurship in Russia. Reflected are the problems of development and support of social entrepreneurship in the state, among which the main one is the lack of development of the legal foundations of its functioning and support.

Key words: social entrepreneurship, social enterprise, social problems, innovation, state support, non-profit organization, legislation.

Последнее десятилетие определено периодом формирования в Российской Федерации малоизвестного ранее явления на рубеже экономической и социальной сфер - социального предпринимательства. Социальное предпринимательство является одной из активно развивающихся форм предпринимательской деятельности и несет в себе огромный потенциал социальных изменений: ускорение социально-экономического и инновационного развития экономики государства, повышение уровня благосостояния и качества жизни населения в результате решения социальных проблем в сфере здравоохранения, культуры, образования, спорта, трудоустройства социально незащищенных слоев населения, иные проблемы, которые не способны решать другие секторы экономики.

Определение явления социального предпринимательства было сформулировано в 90-ые годы XX века [1, с. 125]. Первой страной, закрепившей на законодательном уровне понятие «социальное предпринимательство» и определившей меры государственной поддержки, стала Италия. Именно в этом государстве в 1990 году вышел в свет журнал «Социальное предприятие» (итал. Impresa Sociale). После этого социальное предпринимательство получило широкое распространение. В результате в 1991 году Правительство Италии утвердило первую организационно-правовую форму социального кооператива, которая создавалась для развития данного феномена [17]. Несмотря на это, закон, регулирующий деятельность социальных предприятий, был принят только в 2006 году[15, p. 515-534]. Позже нормативные акты, направленные на стимулирование социальных кооперативов, приняли в Португалии («О кооперативах общественной солидарности», 1998 г.), Греции («О социальных кооперативах с ограниченной ответственностью», 1999 г.), Финляндии (с 2003 года стал действовать Закон о социальных предприятиях, в котором четко отражались критерии приема на работу инвалидов и трудоустройства безработных, которые при этом могли участвовать в деятельности кооперативов и не лишались пособий по безработице) [12, с. 143].

В России возникновение и институционализация социального предпринимательства началась лишь с начала 2000-ых годов, что является причиной отставания в данной области от западных государств [1, с. 125]. Внедрение в отечественную правовую действительность рассматриваемого явления произошло в 2007 году, когда был создан Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» [6, с. 3]. Российские эксперты Фонда охарактеризовали социальное предпринимательство следующим образом: «это предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующуюся социальным воздействием, инновационностью (использование новой комбинации ресурсов, разработка нового товара или услуги), самоокупаемостью и финансовой устойчивостью,

масштабируемостью и тиражируемостью, а также предпринимательским подходом [5, с. 91].

Впервые термин «социальное предпринимательство» появился в Приказе Министерства экономического развития № 223 [20] о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2014 году - это Приказ Минэкономразвития России от 01.07.2014 № 411 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» [21], согласно которому социальное предпринимательство является деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на решение социальных проблем.

Важным с точки зрения развития социального предпринимательства в Российской Федерации является выступление Президента Российской Федерации на Форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» в январе 2015 года. В.В. Путин заявил, что «сегодня все больше людей стремится участвовать в жизни своей страны, браться за социально значимые проекты, приносить реальную пользу окружающим» [14].

Следующим правовым актом, который определил государственной целью развитие социального предпринимательства, стала Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р [19] и предусматривающая необходимость принятия комплекса мер, направленных на поддержку малых и средних предприятий в области социального предпринимательства, в том числе создание и развитие специализированных организаций инфраструктуры поддержки в субъектах Российской Федерации, предоставление субсидий на реализацию проектов в области социального предпринимательства, меры по популяризации данной деятельности.

26 июля 2017 года Президент Российской Федерации дал поручение законодательно закрепить понятие «социальное предпринимательство» [10], что свидетельствует о важности легитимизации статуса данного вида предпринимательской деятельности. Однако федеральный закон, закрепивший понятие рассматриваемого явления был принят лишь в июле 2019 года (Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие"» [18]). В соответствии с Федеральным законом, под социальным предпринимательством понимается «предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона».

Под указанными условиями, в соответствии с которыми субъект социального предпринимательства вправе рассчитывать на помощь государства или органов местного самоуправления, понимаются: 1) обеспечение занятости граждан, относящихся к социально уязвимым категориям населения (не менее 50 процентов от всех работников), при этом доля расходов на оплату труда указанных лиц в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов; 2) реализация производимых гражданами указанных выше категорий товаров (работ, услуг); 3) осуществление деятельности по производству товаров (работ, услуг), предназначенных для граждан из указанных выше категорий, в целях создания для них условий, позволяющих преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности; 4) осуществление деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей и способствующей решению социальных проблем общества, включающей в себя оказание различного вида услуг, направленных на укрепление семьи, поддержку детства и материнства, образование, развитие волонтерства, деятельность по организации отдыха и оздоровления детей и т.д. Субъект малого или среднего

предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства, является социальным предприятием. В принятом нормативном акте также перечислены меры поддержки СМСП, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства.

Таким образом, принятие Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ является знаковым для всей сферы социального предпринимательства и даст новый импульс развитию данной отрасли и возможность государству поддерживать социальное предпринимательство через механизмы государственно-частного партнерства. Однако есть несколько вопросов, которые возникают в ходе его анализа. Приведенное выше определение социального предприятия, а также сам факт того, что нормы о социальном предпринимательстве внесены в федеральный закон, регулирующий деятельность малого и среднего предпринимательства, приводит к мысли, что данная деятельность распространяется только на малый и средний бизнес. Однако зарубежная и отечественная практика показывает, что значительна роль в данной сфере принадлежит социально ориентированным некоммерческим организациям, имеющим право осуществлять и предпринимательскую деятельность для реализации своих уставных целей. Однако Федеральный закон не распространяется на данные юридические лица. Этот подход уже неоднократно критиковался российскими учеными [9, с. 117].

В настоящее время рынок социального предпринимательства в государстве растет. Увеличивается число объектов инфраструктуры поддержки социального предпринимательства со стороны государства и крупного бизнеса. Сегодня большое значение придается социальным проектам, способным легко сориентироваться и максимально быстро решить проблему, стали востребованы образовательные программы по повышению компьютерной и мобильной грамотности для пожилых людей, а также программы профессионального обучения и трудоустройства для людей старшего возраста [3, с. 68-69]. Представляется возможным выделить три категории социальных предпринимателей России. Во-первых, это специализированные организации и

их представители [8, с. 37]. К примеру, ООО «Картон Черноземье», осуществляющее раздельный сбор вторичного сырья (Воронежская область). Вторая категория - это некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, соответствующую ее уставным и социальным целям. Большую часть социальных предпринимателей России следует отнести к этой категории. В качестве примера, можно привести благотворительный фонд «Надежда» в Санкт-Петербурге, который выпускает оборудование для реабилитации людей с ограниченными возможностями [7, а 84]; АНО «Международный образовательный центр Монтессори-Педагогики» (качественное дошкольное и начальное образование, реабилитация, спортивные и общеукрепляющие занятия для детей с особенностями в развитии, Ленинградская область) [13]. Третья группа - это малый бизнес и его представители [7, а 84]. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют успешные проекты в следующих сферах: фермерское и сельское хозяйство, возрождение ремесел и народных промыслов, местный туризм [8, с. 37].

Отсутствие целостной нормативно-правовой основы для функционирования социального предпринимательства в России затрудняют его учет, контроль, а также разработку дифференцированных форм поддержки со стороны различных субъектов. Как показали результаты всероссийских опросов россиян, проводимых исследовательской группой ЦИРКОН (Всероссийский омнибус «КВАРТА») с 2008 по 2016 годы, за восемь лет мониторинга представления о социальном предпринимательстве в российском обществе практически не изменились, несмотря на все большую поддержку этого вида деятельности со стороны различных субъектов и продвижения в информационном пространстве [2, с. 94]. В теории встречаются утверждения, что «российское социальное предпринимательство в настоящее время развивается в отсутствие правового регулирования благодаря инициативе активных граждан страны, поддержке негосударственных фондов и практике иностранной сертификации» или, что «по оценкам экспертов, сейчас лишь 1%

малых и средних предпринимателей в России могут назвать себя социально ориентированными» [11, с. 94].

Проанализировав уровень развития социального предпринимательства в Российской Федерации, выделим ряд проблем:

Во-первых, проблема нормативно-правового регулирования. В настоящее время для социальных предпринимателей не сформировано отдельное правовое поле и не закреплен их правовой статус. Анализ законодательства зарубежных стран, регулирующего деятельность социальных предпринимателей, показывает, что эти законы достаточно успешно решают проблемы институционализации рассматриваемого феномена. Как на федеральном, так и на региональном уровнях отсутствует единый реестр социальных предпринимателей, соответственно сложно сделать вывод об их точном количестве. Следовательно, дальнейшее развитие и совершенствование нормативной базы, упорядочение контрольно-надзорных процедур создаст условия для развития социального предпринимательства.

Во-вторых, проблема организационно-кадрового обеспечения. На данный момент отсутствует развитое социально ориентированное образовательное поле и достаточное количество специалистов в области социального предпринимательства. Следует создать общенациональную систему дистанционного обучения, необходима популяризация форумов и конкурсов для социальных предпринимателей, увеличение количества акселерационных программ, формирование сети партнерств вокруг социальных предприятий, создание Ассоциации социальных предпринимателей России [4, с. 30].

В-третьих, проблема инфраструктурного обеспечения и недостаточного информирования населения [8, с. 47]. Необходимо осуществлять медиа-просвещение публики: рассказывать об идее социального предпринимательства, освещать успешные практики реализованных проектов.

В-четвертых, имеет место региональное различие в тенденциях развития и поддержки социального предпринимательства, в силу чего в одних регионах формируется целая инфраструктура поддержки социальных бизнес-инициатив

граждан, а в других - потенциальные и уже функционирующие предприниматели даже не знают, куда они могли бы обратиться за консультацией или финансовой поддержкой [4, с. 29-30].

В результате, можно сделать вывод, что в настоящее время Россия обладает низкой степенью развитости социального предпринимательства, но органы власти готовы активно содействовать развитию данного института.

Таким образом, полагаем, что назрела необходимость принять Федеральный закон «О социальном предпринимательстве», который будет предусматривать: понятие, критерии отнесения к субъектам социального предпринимательства, механизм сертификации социального

предпринимательства, единый реестр и требования к ежегодной отчетности предпринимателей, ответственность субъектов, меры поддержки и льготы для инвесторов, доступ к рынкам сбыта социальных предпринимателей (в том числе к государственным заказам), наличие координационного органа, ответственного за развитие института. На региональном уровне необходимо: выстраивание коммуникаций социальных предпринимателей с местными органами власти, включение предприятий социального предпринимательства в региональные программы социально-экономического развития, создание условий для информационной, консультационной и финансовой поддержки социальных предпринимателей, увеличение количества образовательных программ по социальному предпринимательству в регионах [13].

На основе сказанного выше, приходим к выводу, что социальное предпринимательство, принимающее разнообразные организационно-правовые формы в зависимости от политических, экономических, социальных условий функционирования организации, поставленных целей и задач, направлено на практическую реализацию инновационных решений социальных проблем, а накопленная практика реализации социальных проектов требует изучения и, следовательно, выявления перспективных направлений развития и распространения нового института в условиях современной рыночной экономики России.

Исследуя правовое регулирование социального предпринимательства, обозначим, что созданная в России в настоящее время система государственной поддержки данного явления требует дальнейшего своего совершенствования. Создание благоприятных условий, правовой база, выработка действенного правового механизма регулирования данной формы предпринимательства в целом, раскрытие предпринимательского потенциала регионов должно быть одним из основных направлений государственной политики.

Список литературы:

1. Алиева Г.Ш. К вопросу о социальном предпринимательстве в России / Г.Ш. Алиева, Е.Б. Калашникова, В.Д. Минетдинова // Modern science. - 2019. -№ 10-2. - С. 124-127.

2. Баринова В.А. Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России / В.А. Баринова.

- М.: Издательство Институт Гайдара, 2018. - 100 с.

3. Валеева Е.Г. Актуальные вопросы развития социального предпринимательства / Е.Г. Валеева, Р.К. Зиганшина, Е. Рябова // Modern science. - 2019. - № 11-3. - С. 67-70.

4. Герасикова Е.Н. Социальное предпринимательство: потенциал и меры поддержки / Е.Н. Герасикова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019.

- № 7. - С. 26-32.

5. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие / В.В. Жохова // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2015. - № 1 (73). - С. 85-98.

6. Киселева Н.В. Правовые основы социального предпринимательства в условиях Российской Федерации / Н.В. Киселева // Центральный научный вестник. - 2019. - Т. 4. - № 2S (67). - С. 3-4.

7. Шапкина Е.А. Социальное предпринимательство как перспективная форма партнерства государства и общества / Е.А. Шапкина // Аграрное и земельное право. - 2019. - № 10 (178). - С. 84-85.

8. Мирошниченко О.Н., Семенова В.В. Социальное предпринимательство как перспективный формат сотрудничества государственной власти, бизнеса и общества / О.Н. Мирошниченко, В.В. Семенова // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2019. - № 3 (18). - С. 29-49.

9. Нетесова М.С. О развитии законодательства в сфере социального предпринимательства / М.С. Нетесова // Modem science. - 2019. - № 9-2. - С. 115-120.

10. Перечень поручений по итогам встречи с представителями социально ориентированных, благотворительных организаций и волонтерского движения, утвержденный Президентом РФ 23 августа 2017 г. № Пр-1650 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». - URL: https://base.garant.ru.

11. Плетень А.С. Социальное предпринимательство в современной России: законодательное регулирование и основные направления государственной поддержки / А.С. Плетень // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 10. - С. 94-101.

12. Плюхина А.А., Умнов В.А. Анализ зарубежного опыта государственной поддержки социального предпринимательства / А.А. Плюхина, В.А. Умнов // Государственное управление. Электронный вестник. -2018. - № 71. - С. 141-162.

13. Социально предпринимательство в России [Электронный ресурс] // Социально-ответственное предпринимательство в Арктике. - URL: http://www.arctic-social.biz/library/socialnoe-predprinimatelstvo-v-rossii.pdf (дата обращения: 02.02.2020).

14. Форум «Государство и гражданское общество» [Электронный ресурс] // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 02.02.2020).

15. Perrini F. A process-based view of social entrepreneurship: From opportunity identification to scaling-up social change in the case of San Patrignano / F. Perrini // Entrepreneurship & Regional Development. - 2010. - № 6 (22). - P. 515-534.

17. Vanek W.M. Italian Social Cooperatives / V.M. Vanek // Grassroots Economic Organization [Электронныйресурс]. - URL: http://www.geo.coop/archives/vanek.htm (датаобращения: 02.02.2020).

18. Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие"» // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 30. - Ст. 4147.

19. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 24. - Ст. 3549.

20. Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2012 № 223 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.

21. Приказ Минэкономразвития России от 01.07.2014 № 411 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.