Научная статья на тему 'Трансфер проекта «Обучающийся регион – обучающееся сообщество» в Российской Федерации'

Трансфер проекта «Обучающийся регион – обучающееся сообщество» в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ РЕГИОН / СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ / ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скобельцына Е. Г., Сибгатуллина И. Ф.

В статье представлены основные характеристики проекта «Обучающийся регион – обучающееся сообщество», приведены качественные различия между формальным и неформальным образованием взрослых на протяжении всей жизни. Описан восьмиблочный SWOT-анализ для оперативного представления информации о ходе внедрения проекта в регионах, зарубежный опыт реализации проекта и опыт в развитии образования на протяжении всей жизни в новой системе повышения квалификации и переподготовки Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансфер проекта «Обучающийся регион – обучающееся сообщество» в Российской Федерации»

УДК 37:33

ТРАНСФЕР ПРОЕКТА «ОБУЧАЮЩИЙСЯ РЕГИОН -ОБУЧАЮЩЕЕСЯ СООБЩЕСТВО» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.Г.Скобельцына, И.Ф.Сибгатуллина

В статье представлены основные характеристики проекта «Обучающийся регион -обучающееся сообщество», приведены качественные различия между формальным и неформальным образованием взрослых на протяжении всей жизни. Описан восьмиблочный 8Ж0Т-анализ для оперативного представления информации о ходе внедрения проекта в регионах, зарубежный опыт реализации проекта и опыт в развитии образования на протяжении всей жизни в новой системе повышения квалификации и переподготовки Республики Татарстан.

Ключевые слова: обучающийся регион, социальная сплоченность в образовании взрослых, формальное и неформальное образование.

Согласно Лимерикской декларации по руководству для создания обучающихся регионов (Лимерик, Ирландия, 2008) стратегии развития инновационного потенциала экономики связаны, в том числе, с развитием системы образования взрослых. Обучающийся регион - это регион, где традиционные ценности сохранены, а всем гражданам обеспечен свободный доступ к образованию, следствием чего становится активизация социальной и профессиональной мобильности граждан.

Процессы глобализации влияют на современные стратегии развития образования настолько, насколько человек сам осознает постоянную необходимость в обучении и переобучении. XXI век уже назвали веком неопределенности и перемен. Чтобы сохранить себе рабочее место, человек сталкивается с необходимостью обучения на протяжении всей жизни. Никакая новая технологическая «изюминка» не гарантирует постоянства в трудоустройстве, наличии постоянного дохода и улучшение качества жизни.

В 1990 году ЮНЕСКО инициировало новые подходы для расширения возможностей образования взрослых. По сути, новые подходы в образовании взрослых определяются в большей степени не предложением образовательных услуг отдельными учреждениями, а анализом первичного спроса и оперативного коррегирования сферы образовательных услуг для человека любого возраста.

Национальный координатор акции ЮНЕСКО в Российской Федерации профессор Литвинова Н.П. определяет эти изменения как переход от «образования на протяжении всей жизни, которое является подходом, основанным на предложении, к активному формальному и неформальному обучению на протяжении всей жизни, основанному на спросе» [2].

Социальная сплоченность в образовании взрослых может быть достигнута только через становление и развитие обучающегося сообщества. Реализация Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» ориентирована на активное участие жителей той или иной территории в организации качественной жизни на месте проживания. Большая роль в этом процессе принадлежит формальным и, особенно, неформальным формам образования взрослых, связанным с формированием нового мышления у участников обучающегося сообщества.

Формирование обучающегося сообщества на муниципальных территориях призвано обеспечить доступ каждого взрослого жителя региона, города, поселка к овладению навыками, знаниями и актуальной информацией. Только возможность полноценного участия в жизни города, района влияет на социальную сплоченность в образовании. Иначе говоря, определение новых социальных стратегий в образовании взрослых обеспечивается путем общественного вмешательства поддержать организационные и иные инновации региональной или муниципальной власти.

Опыт развития обучающегося сообщества, обучающегося региона в Германии, Ирландии, Финляндии, Китае, Франции, Канаде и США показывает, что основной предпосылкой реализации подобных инновационных проектов является горизонтальная кооперация между местными властями, образовательными институтами, организациями культуры, коммерческими предприятиями, торгово-промышленными палатами и общественными структурами. Не менее важным является участие граждан во всех проектах обучения в регионе. Главная цель здесь состоит в том, чтобы предоставить гражданам региона, независимо от их образования, социального и

экономического положения, возможности активно и на протяжении всей жизни участвовать в инновационных изменениях. Третьей предпосылкой социальной сплоченности в образовании становится четкий план действий по разъяснению местной властью предстоящих изменений населению через содержание новых образовательных программ для неформального обучения взрослых. Использование местных ресурсов и образовательных идей укрепляет обучающееся сообщество, не вторгаясь в «поле» исторической, экономической и социокультурной идентичности региона.

Вышеуказанная Лимерикская декларация раскрывает роль главных участников создания обучающегося региона: университетов, школ, сектора бизнеса, промышленности, торговли, производств. Объединение усилий сферы образования с перечисленными структурами позволяет наиболее полно использовать кадровые, материальные, финансовые ресурсы региона в целях создания благоприятных условий для развития и обучения населения.

Региональный комплекс соответствующих отраслей, в котором реально осуществляется образовательная деятельность для взрослого населения, собственно и становится инфраструктурой для реализации проекта «обучающийся регион - обучающееся сообщество». Признание права на обучение в течение всей жизни логично подкрепляется, в таком случае, региональными возможностями это право качественно и своевременно реализовать.

Понятия «обучающийся регион», «обучающееся сообщество» все чаще составляют ядро растущего числа региональных стратегий развития образования за рубежом. Япония, Англия, США, Австралия, Канада, Г ермания, Австрия, Ирландия и Финляндия - вот тот перечень зарубежных стран, которые имеют государственные программы развития системы образования взрослых через реализацию проекта «обучающийся регион - обучающееся сообщество». Общей характеристикой реализации проекта как государственного в вышеуказанных странах является горизонтальная сетевая структура взаимодействия и социальное партнерство между всеми участниками проекта.

Кроме того общим становится и поэлементный «узловой» подход к организации образовательной сети, большая роль в которой отводится локальной программе развития «обучающийся город». Муниципальные образования в этом случае берут на себя каждодневную заботу, сопровождение и контроль технологической инфраструктуры системы образования взрослых. Продвигается идея сотрудничества государственного, частного и добровольного секторов в процессе достижения соразмерной, согласованной, сотворческой цели обеспечения развития системы образования населения отдельного города в формальных и неформальных возможностях.

Примером «обучающихся городов» могут стать Мюнхен (Германия), Берлин (Германия), Вена (Австрия), Юджин (США), Лимерик (Ирландия), Токио (Япония), Какелава (Япония), Уоррингон (Великобритания) и другие известные города. В аналитических научных трудах Н.П.Литвиновой (Россия), Ю.Тинессе-Демел (Германия), Р.Типпельта (Германия), Ч.Лэндри (Великобритания), Р.М.Шерайзиной (Россия) и др. отмечается, что общими закономерностями развития образования взрослых является расширение возможностей в интеграционных процессах, формах, видах и направлениях интеграции с участием образовательных учреждений. Основу стратегий развития составляют социальные технологии в развитии обучения на протяжении всей жизни, социальное партнерство, частно-государственное партнерство, сетевое взаимодействие. Не менее важным является вопрос признания и оценки знаний, полученных вне системы формального образования, разработка методологии признания и оценки полученных компетенций.

В различных зарубежных странах государственные законы, касающиеся образования и обучения взрослых, могут являться частью различных политических сфер. Ответственность за обучение взрослых разделена между разными ведомствами и правительственными органами. Частичным исключением может служить Финляндия, в которой на высоком уровне налажена координация между сетевыми «узлами», комитетами и ведомствами.

Или Великобритания, в которой одно министерство отвечает за это стратегическое направление образовательной политики.

Сложная ситуация складывается в странах с федеральной структурой. Там деятельность различных неформальных учреждений образования взрослых, например Высшие народные школы, Университеты третьего возраста, народные муниципальные школы второго шанса, вечерние школы и т.д., «подпадает» под различные законодательные нормативы, положения, законы. Страны Европейского Союза ищут выход из сложившейся ситуации путем создания так называемых временных сетей. Организационные проекты разнообразны, но сетевое подчинение строится как по горизонтали, так и по вертикали. Причем вертикальное взаимодействие регулируется через законодательные нормы отдельной территории. Во временной сети взаимодействуют несколько «обучающихся городов», но тема проекта только одна. Например, в «обучающемся регионе» вокруг Боденского озера в Германии совместно несколькими «обучающимися городами» возникла сеть «Образование для взрослых в свете европейской стратегии качества». Целью проекта стало обоснование критериев качества, показателей и методов его оценки на основе практической деятельности региональных народных школ.

Бизнес школа г.Тулузы (Франция) реализовала проект совместно с рядом университетов Норвегии и Ирландии по разработке и тестированию показателей для контроля и измерения работы заинтересованных организаций в обучающихся городах. Интересным моментом в этом проекте были промежуточные цели поиска обучающих организаций высокого класса, их взаимодействия с другими организациями города, региона и за их пределами. Результатом проекта стала гибкая адаптированная к образовательному спросу стратегия обновления программ повышения квалификации в техническом и технологическом секторе региона.

Неправительственная организация «Випёа1апё» (Швеция) начала процесс создания сети обучающегося региона юго-восточной территории Швеции. Взаимодействие «узлов» сети направлено на развитие человеческих ресурсов

сельской местности и организационную поддержку образовательных проектов по регионоведению и управлению финансов.

Уникальными в 2011 году были образовательные проекты обучающихся регионов в Швейцарии. Многие из них направлены на развитие лесного хозяйства, улучшение окружающей среды, эстетики ландшафта, озеленения городов, улучшения качества жизни населения в сельских районах и поощрение диверсификации управления бизнесом.

Пример канадского феномена связан с мониторингом. Целеполагание государственного проекта развития образования на протяжении всей жизни отражено в программе «Канада обучающаяся - 2020». Уникальным в проекте является идея сравнительного мониторинга за всеми видами образования, закрепленными в законах государства: формальным, неформальным и

информальным. Сводный индекс мониторинга отражает критерии условий образования, процесса образования и результата образования на протяжении всей жизни, а основанием классификации явилось обучение, для того чтобы знать, делать, жить вместе и быть здоровым. По сути, речь идет о базовом образовании, последипломном образовании, социальных программах в вечерних формах образования и университетах третьего возраста.

Общей характеристикой всех приведенных примеров является сервисная поддержка сетей «обучающиеся сообщества» со стороны местной власти, обеспечение качества образования взрослых, продвижение поликультурных регионов, содействие экономическому развитию региона, увеличение числа креативных городов, поддержка цивилизованности граждан.

Восьмиблочный SWOT-анализ, предложенный финскими коллегами Я.Асикайнен и М.Мерисало, способен представить внутренние и внешние показатели целостности реализуемых в разных странах стратегий образования взрослых: возможности, угрозы, сильные и слабые стратегические стороны, факторы успеха проектов, факторы промежуточного ослабления, контроль непредвиденных угроз и критических ситуаций. Подобная форма SWOT-анализа является удобной для оперативного предоставления информации о

ходе внедрения проекта в регионе. Эта форма используется во многих зарубежных странах.

На территории Российской Федерации трансфер европейского опыта реализации проекта «Обучающиеся регионы - обучающиеся сообщества» успешен в таких городах, как Санкт-Петербург, Боровичи (Ленинградская область), Иркутск и др. В Республике Татарстан реализуется комплексная программа «Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 20112015 годы «Килэчэк» - «Будущее». Институт-оператор программы - ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан».

Реализация стратегии обучения на протяжении всей жизни объединяет и формирует «обучающееся сообщество» в системе формирования новой системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Исполнение функции республиканского оператора осуществляется через создание республиканского депозитария учреждений ДПО и реализуемых ими образовательных программ; организацию сетевого взаимодействия учреждений ДПО и сети стажировочных площадок на базе общеобразовательных учреждений, имеющих соответствующие кадровые, материально-технические, информационные ресурсы; реализацию модульного принципа при разработке программ последипломного образования, осуществление контроля за условиями и качеством реализации программ, персонифицированный учет и мониторинг развития профессиональных компетентностей педагогических кадров.

Наличие разветвленной сети образовательных учреждений разного уровня (вузов, школ, детских садов, информационно-методических центров и др.), осуществляющих повышение квалификации и профессиональную переподготовку, позволяет татарстанской системе повышения квалификации педагогических работников постоянно эволюционировать, гибко приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, предохраняет специалистов от застоя, обеспечивая постоянный обмен и движение информации в процессе смены ролей участников (сегодня - слушатель курсов

повышения квалификации, завтра - тьютор, наставник, новатор). Включение в состав учреждений дополнительного образования коллективов школ - лидеров, способных к новому виду деятельности - образованию взрослых, способствует реализации главного требования к современной системе повышения квалификации - обучение на основе деятельностного подхода.

Обеспечение вариативности и реальной свободы выбора педагогическими работниками содержания, времени, места и организационных форм повышения квалификации осуществляется за счет организации и сопровождения повышения квалификации каждого педагога в отдельности на корпоративном портале повышения квалификации http://ppk.irort.ru. Этот формат деятельности Института развития образования Республики Татарстан открыл новые возможности в повышении квалификации и профессиональной переподготовке работников образования Республики Татарстан и других регионов Российской Федерации, объединил специалистов сферы дополнительного профессионального образования в новое обучающееся и развивающееся сообщество.

Привлекательным для других регионов Российской Федерации опытом может быть проект «Организация международных зимних научных школ». Зимние научные школы в Татарстане посвящены проблемам международного образования и развития региональной модели дополнительного профессионального образования с целью выработки международных стратегий партнерства в Приволжском федеральном округе. Основой реализации проекта в городе Казани является научный и прикладной подходы к обучению на протяжении всей жизни. Международная хартия по образованию взрослых отражена в Лимерикской декларации и требует реализации в Приволжском регионе как регионе обучающегося сообщества. Не менее важным является в реализации проекта обсуждение результатов сравнительного анализа российского и зарубежного опыта в использовании уже существующих технологий обучения на протяжении всей жизни. Основные вопросы для научной дискуссии: основополагающая динамика регионального развития

обучения на протяжении всей жизни, способствующая развитию инноваций и соразмерности изменяющимся требованиям международного рынка труда. Зимние научные школы проводятся на Волжских землях и позиционируют город Казань как город слияния восточной и западной культур, как центр международного научного взаимодействия профессорско-преподавательского состава институтов развития образования Приволжского федерального округа РФ и стран ЕС. Результатом проекта «Зимние научные школы» является разработка конкретных адресных проектов и механизмов их реализации в РТ, формирующих партнерскую сеть обучающихся регионов в международном сообществе.

Реализация проекта зимних научных школ в РТ является результатом взаимодействия Академии наук РТ, Казанской бизнес школы «АйТек», Института развития образования РТ, министерств, немецкого фонда академических обменов ЭЛЛО, классических университетов (Казанского, Братиславского, Мюнхенской академии художественного образования), частных университетов на территории ЕС и др.

Содержание проведения международных зимних научных школ, формирующее «обучающееся сообщество», определено академическими рамками и этическими нормами, принятыми в государствах-участниках. Практикумы российского и зарубежного опыта как форма работы направлены на представление конкретных историй успеха в области международного последипломного образования, новых технологических принципов разделения труда в условиях современной экономики знаний, неформальных способов образования.

Ярким примером международного сотрудничества в контексте повышения квалификации педагогических кадров является так называемый «Сингапурский проект», стартовавший в Казани в мае 2011 г. Участие в проекте стало механизмом расширения международных контактов для педагогов республики, стимулирующим приток новаций в образовательное пространство Республики Татарстан. Полученный опыт, прежде всего, ориентированный на организацию

учебного процесса, применение активных форм и методов обучения в контексте профессиональной подготовки учителей в зарубежных странах, нашел свое применение в создании телекоммуникационного проекта «преподавание религиозных культур» как одного из модулей предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), введенного с 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Видеоуроки размещаются с регулярной сеткой обновления на сайте Института развития образования http://www.irort.ru. Главное достоинство телеуроков - доступность в режиме 24/7, бесплатность, масштабируемость передового педагогического опыта.

Результатом реализации второго этапа проекта стала возросшая потребность учителей - участников проекта в трансляции свежих идей, новых подходов к обучению в педагогическую практику, что подтверждают их новеллы, представленные в книге «Четыре ступени к мастерству». Материалы демонстрируют индивидуальный, но, без сомнения, творческий характер восприятия полученного опыта всеми, без исключения, участниками.

Третий этап «Сингапурского проекта» (сборник открытых уроков педагогов-участников) выявил положительную динамику творческой активности учителей в организации учебного процесса. Эффект проявился в отношении таких свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения, которые, по мнению А.И.Пригожина, являются «сущностными и инструментально значимыми свойствами учебного процесса» [3]. Конспекты, планы, разработки уроков, мастер-классы, представленные участниками проекта в сборнике, демонстрируют готовность учителей к применению полученных на тренинге ориентиров, представлений о возможностях практического использования разнообразных форм и методов организации образовательного процесса. Сочетание традиционных отечественных подходов к организации учебного процесса с использованием разнообразных инновационных моделей его построения свидетельствует о личном принятии педагогами полученного опыта

независимо от специфических особенностей, связанных с преподаваемым предметом.

Взаимодействующая сеть, представленная конкретными учреждениями, их структурами и учеными, учителями-практиками, выявила общие и трудные точки. Например, несовершенную систему признания сертификации и аккредитации неформального обучения на протяжении всей жизни, критерии признания компетентностей в отдельных видах образования, признание статуса научных руководителей международными грантовскими проектами в научном сообществе своих государств, формализм оформления заявок на научные конкурсы, эволюции учебных планов дополнительного профессионального образования.

Таким образом, краткий анализ и обзор реализации проекта «Обучающийся регион - обучающееся сообщество» за рубежом и в Российской Федерации открывают новые возможности развития образования на протяжении всей жизни, доказывают, что существуют все необходимые предпосылки реализовать проект в сетевой форме.

Источники:

1. Институт образования ЮНЕСКО (2010): Повестка на будущее // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.unesco.org/en/confinteavi/grale

2. Литвинова Н.П., Маркушева В.В. и др. Обучающийся регион как мировой феномен // [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.despb.com

3. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989. 270 с.

4. Ютта Тинессе-Демель. Обучающиеся регионы Германии // Интеграционные процессы в образовании взрослых. СПб., 2011. С. 27-36.

5. Sibgatullina I. Erfolgfaktoren fur einen Tranferprojekt / Weiterbildung/ // Final konferenz des Projekts EDUPLAN, 26 Juni 2012. Munchen. 11-17 s.

References:

1. Institut obrazovaniya YUNESKO (2010): Povestka na budusch'ee // [E'lektronny'y resurs]: Rejim dostupa: http://www.unesco.org/en/confinteavi/grale

2. Litvinova N.P., Markusheva V.V. i dr. Obuchayusch'iysya region kak mirovoy fenomen // [E'lektronny'y resurs]: Rejim dostupa: www.despb.com

3. Prigojin A.I. Novovvedeniya: stimuly' i prepyatstviya. M., 1989. 270 s.

4. YUtta Tinesse-Demel'. Obuchayusch'iesya regiony' Germanii // Integracionny'e processy' v obrazovanii vzrosly'h. SPb., 2011. S. 27-36.

5. Sibgatullina I. Erfolgfaktoren fur einen Tranferprojekt / Weiterbildung/ // Final konferenz des Projekts EDUPLAN, 26 Juni 2012. Munchen. 11-17 s.

Зарегистрирована: 25.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.