Научная статья на тему 'Исследование образовательных потребностей жителей сельской местности'

Исследование образовательных потребностей жителей сельской местности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБУЧАЮЩЕЕСЯ СООБЩЕСТВО / СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ / СЕМИНАР / ОБУЧАЮЩИЙСЯ РЕГИОН / EDUCATIONAL NEEDS / LEARNING COMMUNITY / VILLAGER / WORKSHOP / LEARNING REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Нина Петровна, Голивцова Наталия Николаевна

В статье исследуются вопросы и тенденции развития образовательных потребностей жителей сельской местности. Анализ ситуации проводился в Альшевском районе Республики Башкортостан и Чистопольском районе Республики Татарстан. В целях обеспечения гарантии успешного развития сельского обучающегося сообщества сформулированы стратегические предложения и неотложные организационные меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF EDUCATIONAL NEEDS OF VILLAGES

The article examines the issues and trends in the development of the educational needs of rural residents. The situation was analyzed in the Alshevsky district of the Republic of Bashkortostan and the Chistopolsky district of the Republic of Tatarstan. In order to guarantee the successful development of the rural learning community, strategic proposals and urgent organizational measures have been formulated.

Текст научной работы на тему «Исследование образовательных потребностей жителей сельской местности»

СОЦИОЛОГИЯ_

УДК 374.72

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Литвинова Нина Петровна, д.э.н., профессор

(e- mail: ninalitvinova@mail.ru) Голивцова Наталия Николаевна, к.э.н., доцент (e- mail: golivzova@rambler.ru)

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных

технологий и дизайна, Россия

В статье исследуются вопросы и тенденции развития образовательных потребностей жителей сельской местности. Анализ ситуации проводился в Альшевском районе Республики Башкортостан и Чистопольском районе Республики Татарстан. В целях обеспечения гарантии успешного развития сельского обучающегося сообщества сформулированы стратегические предложения и неотложные организационные меры.

Ключевые слова: образовательные потребности, обучающееся сообщество, сельский житель, семинар, обучающийся регион.

Исследование состояния и тенденций развития образовательных потребностей жителей в сельской местности осуществлялось на основе теоретического анализа и оценки Дорожной карты по развитию обучающегося сообщества в России на 2015-2016 г., п. 1.3. «Развитие обучающегося сообщества в сельской местности». с 19.10.2015 по 23.10.2015 был проведен экспертный семинар. Семинар проводился в сельских муниципалитетах, с которыми РОО «Дом Европы в Санкт- Петербурге» сотрудничает много лет: Альшеевский район Республики Башкортостан с 1997 г., Чистопольский район Республики Татарстан с 2010г. Семинар проводился в рамках первых акций «Неделя образования взрослых на селе». Проведен социологический опрос населения: проведено анкетирование по изучению образовательных потребностей населения двух районов; проведена экспертная проверка возможности использования ключевых показателей и индикаторов развития обучающегося региона, предложенных Пекинской конференцией в 2013 г. в Альшеевском районе. На основе полученного материала и с учетом итогов анкетирования 2000г. были проведены следующие исследования:

- сравнение образовательных потребностей населения в Альшеево в 2000 и в 2015 г.г. по аналогичной анкете;

- сравнение итогов анкетирования образовательных потребностей населения Чистопольского района Р. Татарстана и Альшеевского района Р. Башкортостана в 2015 г;

-показана приемлемость использования показателей и индикаторов ЮНЕСКО к обучающемуся региону в сельской местности.

Как показал анализ опроса по случайной выборке селян Альшеевского район РБ международные индикаторы приемлемы и для России. Судя по ответам, сельское население обладает высоким потенциалом социального капитала, высоким уровнем охвата неформальным образованием, готовностью в взаимообучению, отличается регулярными занятиями спортом и готовностью к волонтерской деятельности, при этом достигнутый уровень показателей практически превышает среднеевропейский.

Район, который постоянно на протяжении 18 лет имел контакты со специалистами по обучению на протяжении всей жизни, участвовал в международных и российских конференциях и семинарах, в «Неделе образования взрослых» с 2000г по ряду параметров является одним из лидирующим в стране

Совершенно очевидно, что и далее требуется целенаправленная поддержка образовательной работы в сельской местности.

В кризисных условиях экономического развития реализация проекта «Обучающийся регион» становятся фактором развития человеческого потенциала за счет внутренних ресурсов территорий и координации межведомственного сотрудничества.

Учитывая, что, согласно мировой статистике к 2030 году в городах будут проживать 80 % населения, требуется неотложная программа поддержки сельского населения, на которое будет ложиться увеличивающаяся нагрузка по поддержанию продовольственного потенциала страны [1].

Единственно верным путем решения проблемы является развитие сельских сообществ как обучающихся, то есть главное внимание необходимо уделить развитию человеческого потенциала в сельском сообществе.

Как показал экспертный семинар, развитие обучающегося сообщества в сельской местности при низкой по сравнению с городами материальной базе и меньшем разнообразии возможностей обучения сельского населения, имеет важное преимущество перед городом: социальный капитал, степень доверия друг другу в сельских поселениях несравнимо более высокие, чем в городах.

На фоне богатых возможностей города, обнаруживается разобщенность населения, а в сельской местности, напротив, материальные и финансовые трудности преодолеваются за счет солидарности населения, близости руководства к насущным потребностям населения, высокого уровня социального контроля

В ходе семинара, проводимого членами Экспертного совета, были выявлены проблемы становления обучающегося сообщества на селе, требующие принятия ряда мер на федеральном уровне.

- необходимо произвести анализ использования материальных баз школ, закрытых в последнее время, на предмет их перепрофилирование и использование в целях образования и организации досуга всего сельского поселения

- не реализованы возможности переподготовки сельских педагогов и руководителей по андрагогике для работы со взрослым сообществом.

- не адаптирован зарубежный опыт и не обобщен российский по работе с детско-взрослым сообществом.

- отсутствует программа разноуровневого и преемственного образования взрослых.

- несовершенна финансовая система по поддержке образования взрослых в его разных формах, ее создание послужило бы гарантией реализации Закона о дополнительном образовании в его последней редакции.

- отсутствуют организационные структуры на федеральном уровне аналогичные европейским национальным агентствам по обучению взрослых.

- не разработана система медиа- и телепродвижения идеи обучения на протяжении всей жизни на федеральном и региональном уровне.

- имеет место недооценка руководством Министерства образования и науки потенциала программы ЮНЕСКО «Обучающиеся города и регионы» в дальнейшем развитии обучающихся сообществ в России

Исходя из вышеизложенного, в целях обеспечения гарантии успешного развития сельского обучающегося сообщества можно сформулировать ряд стратегических предложений и неотложных организационных мер:

А. Выделить развитие обучающего сообщества в сельской местности в подпрограмму, имея в виду , что реализация определенного потенциала села в развитии обучающегося сообщества, его преимуществ перед городом - более тесной сплоченностью, более сильным социальным капиталом населения, высоким уровнем социального контроля требует систематической научно- методической помощи в организации социального партнерства, сетевого взаимодействия всех учреждений и организации города и села , доступных для всего населения на данной территории и широкого межведомственного взаимодействия

С этой целью необходимо обеспечить поддержку прямых контактов сельского актива с научно-методическими центрами по проблемам развития обучающегося сообщества путем организации регулярного повышение квалификации лидеров сельского сообщества в российских и международных семинаров и курсах;

- в случае получения целевого финансирования проекта «Обучающиеся регионы» следует предусмотреть выделением строки «в т. ч. в сельской местности»

Б. Для дальнейшего развития образования населения, достигнутого в инновационных сельских районах, реализовать следующую систему мер, а именно:

- установление патронажа местных ВУЗов над сельскими сообществами, развивающимися по модели «Обучающийся регион» в целях оказания научно-методической помощи для обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории;

- заключение трехсторонних договоров между Администрацией сельского района, администрацией местного ВУЗа и руководством РОО «Дом Европы в Санкт - Петербурге» как координатором Международного проекта «Обучающийся регион в России»;

- подготовка вебинара «Развитие обучающегося сообщества» для сельских районов, начинающих развивать данную программу (апробация январь-февраль 2016 - Псковская область;)

- разработка учебного плана и программы повышения квалификации для сельской школы по андрагогике с акцентом на методике реализации межпоколенных и поликультурных программ;

- систематизация российского и зарубежного опыт по проблеме финансирования образования взрослых, в том числе, включая на опыт Комитета по социальной защите Республики Башкортостана;

- издание в рамках общей работы по признанию компетенций, полученных вне системы формального образования, методических рекомендаций для включения села в эту работу.

В. В целях более эффективного международного сотрудничества

создать на основе действующих договоров ,возобновляемых каждые два года, начиная с 2004г, между координатором проекта «Обучающийся регион»- РОО «Дом Европы в Санкт- Петербурге» и его участниками «Объединение обучающихся городов и регионов», аналогичное научно-методическим объединениям в зарубежных странах. в соответствии с дорожной картой,

-установление партнерских связей с зарубежными регионами, развивающимися по этой программе в ходе реализации международных программ повышения квалификации, проводимых РОО «Дом Европы в Санкт - Петербурге

-организовать международную рабочую группу по развитию обучающегося сообщества в сельской местности во время проведения международной акции «Неделя образования взрослых - 2016»

Список литературы

1. Литвинова Н.П Развитие обучающихся регионов - ответ на вызов современности //Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2014. № 3.

2. Литвинова Н.П. Обучающийся регион: теоретические предпосылки, разнообразие моделей и общие характеристики //Интеграционные процессы в образовании взрослых В 2 томах . Т.2. СПб., Изд-во «Политехника»,2011, с. 326

3. Строев В.В., Крупкин А.В., Литвинова Н.П. Обучающийся регион как мировой феномен. Монография. СПб, 2007, изд-во «Тускарора». 190 с.

4. Иванова Л.А, Литвинова Н.П, Маркушева В.В. Первый обучающийся регион -Боровичский район Новгородской области// Образование на протяжении всей жизни: разнообразие идей, концепций, форм, методов, технологий. В десяти томах. Том 1. Политика образования на протяжении всей жизни: глобальный, национальный и региональный контекст. Международная монография по итогам акций «Неделя образования взрослых» 2012-2014 г.г. / Под ред. Н.П. Литвиновой, С. С. Лебедевой. - СПб: Изд-во «Политехника-сервис», 2014, с.123

5. Гордина О.В. Проект «Обучающийся город» в Иркутске: опыт, перспективы раз-вития//СПб: Изд-во «Политехника-сервис», 2014, с.378-388.

6. Key Features of Learning Cities. Introductory Note. Adopted at the International Conference on Learning Cities Beijing, China, October 21-23, 2013 http://conference. pascalobservatory org/sites/default/files/ introductory_ note_of_key_features_8'Education and Urban Life 20 Yaers of Educating Cities/Ваrсelona, 2008

7. 8.Обучающийся регион как мировой феномен / А. В Крупкин., Н.П. Литвинова, В.В. Маркушева, Л.А. Иванова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// despb.com/programs/training-region/33.php

8. Medel-Anonuevo. Revising Lifelong Learning for the 21st Century / C. Medel-Anonuevo, T. Ohsako, W. Mauch, — UNESCO Institute for Education, 2001.

9. 10.Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 года N 1398-р «О пе-речне монопрофильных муниципальных образований Российской Федера-ции (моногородов) (с изменениями на 13 мая 2016 года). Доступ из справ.- правовой системы «Консуль-тантПлюс».

10. Дулесов А.Н., Бехтерев Д.В Классификация моногородов по их жизненному циклу // Научный журнал «Фундаментальные исследования». 2015. № 10 (часть 1). С. 161-165.

11. Кузминых Ю.В., Шмулевич Т.В О кредитоспособности предприя-тий в инновационной экономике // Научно-практическое издание «Путево-дитель предпринимателя». 2017. № 34. С. 174-181.

12. 13.Анимица, Е.Г. Памятка по разработке основных (приоритетных) направлений реструктуризации экономики моногородов [Электронный ресурс] / Е.Г. Анимица. -Режим доступа: http://www.rosdeputat.ru/ publications/view/19.

13. 14. Голивцова Н. Н. Развитие сферы услуг и рынка труда в шахтерских регионах (на примере Ростовской области): автореферат дисс. канд. экон. наук. - Ростов-на-Дону. - 1999. - 24 с.

14. Голивцова Н.Н. Основы профессиональной деятельности: учебное посо-бие для студентов направления менеджмент СПбГТУРП. - СПб., 2015. - 59 с.

15. 16. Грицких Н. В. Агломерационный процесс в монопрофильных муниципальных образованиях как фактор развития градообразующих предприятий // Вестник Челябинского государственного университета, 2009, № 18 (156). - С. 130-138.

16. 17.Зенченко С.В., Шемёткина М.А. Инвестиционный потенциал региона // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2007. - № 6.

17. 18.Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. - М.: Независимый институт социальной политики, 2010. - 160 с.

18. 19.Казанская А.Ю. Разработка методики комплексной оценки социально-экономического состояния муниципальных образований //Электронный научный журнал «Исследовано в России»// URL: zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2005/043.

19. 20. Карты статистических данных // сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. URL: http://www.minregion.ru (дата обращения 01 февраля 2011).

20. 21.Мохини А., Питбладо Д. Boom town blues: Elliot Lake, collapse and revival in a single-industry community//1999. - 344 с.

21. 22.Oliver J. Dinius, Angela Vergara, Company Towns in the Americas: Landscape, Power, and Working-Class Communities, 2011, 236.

22. Роль регионального маркетинга в повышении конкурентоспособности региона/ Голивцова Н.Н.// В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты, сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 45-49.

23. Общественные группы в реализации плана маркетинга города/ Голивцова Н.Н.// В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты, сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 49-56.

24. Имидж города как инновационный инструмент маркетинга/ Руденко З.А., Голивцова Н.Н.// В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты, сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 130-136.

25. Региональный маркетинг: принципы и основные понятия/ Блехцин И.Я., Голивцова Н.Н.// Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2006. № 1. С. 53.

26. Основы профессиональной деятельности/ Голивцова Н.Н.// Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров. Санкт-Петербург, 2015.

27. Менеджмент/ Голивцова Н.Н., Юдин А.П.// Санкт-Петербург, 2017.

28. Гражданское участие в обеспечении устойчивого развития моногорода/ Голив-цова Н.Н.// Путеводитель предпринимателя. 2018. № 37. С. 38-45.

Litvinova Nina Petrovna, Doctor of Economics, Professor (e-mail: ninalitvinova@mail.ru)

St. Petersburg State University of Industrial Technology and Design, Russia Natalia Golivtsova, Ph.D., associate professor (e-mail: golivzova@rambler.ru)

St. Petersburg State University of Industrial Technology and Design, Russia STUDY OF EDUCATIONAL NEEDS OF VILLAGES

Abstract: The article examines the issues and trends in the development of the educational needs of rural residents. The situation was analyzed in the Alshevsky district of the Republic of Bashkortostan and the Chistopolsky district of the Republic of Tatarstan. In order to guarantee the successful development of the rural learning community, strategic proposals and urgent organizational measures have been formulated.

Keywords: educational needs, learning community, villager, workshop, learning region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.