ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:
ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ЮНЕСКО
Н. П. Литвинова
Акция «Неделя образования взрослых» зародилась в Великобритании. С 1992 г. в этой стране к Национальной неделе обучения взрослых привлекают самые широкие круги общественности (педагогов, спонсоров, центральные и местные власти, радио, телевидение и т. д.), которые способствуют сотрудничеству организаций, работающих в области образования взрослых. Для многих стран идея оказалась привлекательной. Её главный смысл - достигнуть признания образования взрослых как необходимого условия обучающегося общества, преодолеть ограниченное представление об образовании как посещении университетов и колледжей. В 1997 г. она была поддержана V Гамбургской конференцией ЮНЕСКО как конструктивная, мобилизующая людей на продолжение обучения. В настоящее время более 60 стран мира проводят её ежегодно1. Во время Недели проходят конференции и коллоквиумы, посвященные образованию взрослых, университеты, образовательные центры, фирмы организуют различные мероприятия: открытые дни, выставки, передачи по местному радио с интервью и дискуссиями, мероприятия по повышению квалификации. Все эти мероприятия имеют своей целью пропаганду образования взрослых, повышение мотивации к получению такого образования.
На основе опыта проведения Недели в разных странах были выделены те элементы Недели, которые являются интернациональными: (а) мотивация как участни-ков-взрослых, так и организаций; (б) связь со средствами массовой информации и их использование для повышение мотивации; (в) межотраслевая природа связей и социального партнерства; (г) акцент на успех учащихся; (д) вовлечение политиков в дебаты об образовании для повышения престижа образования взрослых; (е) координация действия на местах и в центре; (ж) показ церемоний награждений и лучших учащихся и др. Таким образом, суть стратегии формирования обучающегося общества путем проведения Недели образования взрослых заключается в том, чтобы дать стартовый толчок к непрерывному образованию как можно большему количеству людей и широко пропагандировать передовой опыт обучения взрослого населения.2
Неделя образования взрослых в России была поддержана инициативой РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» и Европейским форумом за свободу в образовании. Был разработан проект «Недели образования в России» в рамках Международного движения «Красивая школа», который был представлен в 1999 г. в Нижнем Новгороде на Международной конференции «Образование взрослых -шаг России в XXI век», посвященной реализации идей V Гамбургской конференции ЮНЕСКО (1997) и получил общее одобрение в заключительном докладе и рекомендациях.
1 NIACE, 1996. Report: Adult Zeamers week. 1995, NIACE. 1996.
2 Edwards, RBehind the Bamner. Whither the Learning Society - Adults Learning, February 1995. P. 187-189.
56
Реализация идеи непрерывного образования не является чем-то привнесенным из-за рубежа. В конце 70-80-х гг. в Советском Союзе отмечался всплеск социологических и педагогических исследований в области непрерывного образования. V Гамбургская конференция ЮНЕСКО послужила импульсом активизации исследований и практической работы по развертыванию сети центров образования взрослых, высших народных школ и университетов третьего возраста. Первую Неделю образования взрослых было решено провести в форме Международного передвижного института «Санкт-Петербург - Владивосток». Российская модель проведения акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» формировалась в ходе десятилетия проведения Недели образования взрослых. В нынешнем году состоится уже 14 Неделя по маршруту «Санкт-Петербург - Псков - Киев - Ялта». Выявлены следующие характерные черты осуществления проекта «Недели образования взрослых» в России.
I. Международный характер проекта. Между российской Ассоциацией образования взрослых и Институтом образования ЮНЕСКО в Гамбурге имеется соглашение о сотрудничестве в области образования взрослых, в частности и о проведении Недели образования взрослых1. Многие акции организовывались совместно с представителями других стран. В 2001-2002 гг. проходила российско-украинская акция, 2004-2005 гг. - казахстанская акция, и наконец, 2007-2009 гг. - российско-китайская акция. Особое внимание привлекает более чем десятилетнее сотрудничество Украины и России в реализации проекта «Недели образования взрослых». Широко используется опыт зарубежных экспертов (Вида Михорчич из Словении, Сью Даффен из Великобритании, Арне Карлсен и др.)
II. Оригинальная модель проведения - Международный передвижной институт. Первая акция определила важную черту российской модели. Учитывая пространственный фактор, все акции строились как международные мобильные институты, либо включали в себя элементы движения по областям с тем, чтобы охватить вниманием и сельскую местность. Российская модель проведения акций защищена авторским свидетельством. Эту модель используют регионы России, она получила признание и применение в проведении национальных акций Украины. Появились варианты.
III. Традиции, которые позволяют сохранить преемственность опыта и актив участников. Многолетней традицией стало проведение в рамках Недели ежегодного международного конкурса «Красивая школа». В 2012 г. прошел 15-й конкурс по пяти номинациям («Школа как обучающаяся организация», «Межпоколенные программы - богатая палитра образовательных возможностей», «Школа как лидер в развитии местного сообщества, «Сохранение традиций российского образования и культуры»). Специальное внимание уделяется развитию образования взрослых на селе (в 2001 г. семинар по образованию взрослых на селе в Альшеевском районе Республики Башкортостан собрал более 300 человек. На семинаре обсуждалось, как создать привлекательный имидж сельской жизни в социальном, культурном, экономическом и
1 Соглашение между Институтом ЮНЕСКО по образованию, Всероссийской Ассоциацией образования взрослых и Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, 2001 г.
57
образовательном отношениях; возродить духовность и российские просветительские традиции на основе объединения ресурсов и т. д.).
V. Диверсификация источников финансирования проекта. Финансовая основа акции складывается из бюджетных средств, выделяемых некоторым участникам на командировочные расходы, средств РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» и принимающего региона на подготовку акции, личных средств участников, а также большой вклад вносят волонтеры всех участвовавших регионов.
VI. Управление проектом в рамках сетевой структуры с привлечением широкого круга социальных партнёров. Такое управление даёт возможность оставаться проекту мобильным, оперативно реагировать на внешние изменения, преодолевать возникающие риски. На наш взгляд, для социального проекта - это оптимальная форма управления. Сложился определенный механизм распространения инноваций в ходе проведения акции ЮНЕСКО в России. К числу наиболее значимых инноваций, относятся: (а) развитие просветительских программ для старшего поколения россиян (Высшая народная школа Санкт-Петербурга, сетевые народные школы в г. Боровичи и др.); (б) форум высших народных школ России и Украины с 2009 г, учреждение почетного звания «Народный просветитель»; (в) (в) проект «Обучающийся регион» (г. Боровичи, Алтайский край, Иркутская область и др.). Инновации в российском образовании взрослых получили новый импульс после VI конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых (Бразилия, 2009), в итоговом документе которой подтверждается эффективность перехода от эксклюзивного к инклюзивному образованию, признается ценность достижений в проекте «Обучающийся регион». Работа по указанным выше проектам и программам позволяет нашей стране принять равноправное участие в новейших программах ЮНЕСКО, например в первой глобальной конференции обучающихся городов и регионов осенью 2013 г. в Пекине, которая объединит около 500 мэров, председателей городских советов, руководителей городских отделов образования и экспертов/консультантов.
VII. Особое внимание уделяется развитию неформального образования. На фоне общего сокращения доли расходов на образование, неформальное образование пострадало сильнее всего, поскольку более приоритетное профессиональное образование коммерциализовалось, и население не в состоянии оплатить неформальное образование в тех масштабах, в каких существует потребность в нём. Учитывая эту ситуацию, организаторы Недели образования активно продвигают интеграцию формального и неформального образования в различных формах: (а) развитие программ неформального образования (университетов третьего возраста, высших народных школ, центров образования взрослых) на базе вузов, школ, домов детского и юношеского творчества; (б) проведение в период Недели семинаров по сертифицированным университетами программам, касающихся различных аспектов образования; (в) работы по официальному признанию результатов неформального образования. Институтом ЮНЕСКО подготовлены «Руководящие принципы ЮНЕСКО по
58
признанию, сертификации аккредитации результатов обучения вне стен учебных заведений и неформального образования»1.
Таким образом, различными путями - посредством живого общения с носителями опыта развития образования взрослых в России и за рубежом, через обобщение опыта, благодаря многочисленным публикациям, привлечению молодежи к волонтерской деятельности - идея образования на протяжении всей жизни становится все более понятной и реальной для тысяч наших соотечественников разных поколений.
Одним из важнейших факторов развития образования взрослых в России являются программы Института ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни, которые несут в себе научное обобщение мирового опыта, имеют научно-методическое обеспечение и дают достаточный простор для совместных действий, учитывающих национальные, региональные и местные особенности.
1 httpllunesdoc.unesco.org\images\0021\000163\216300e.pdf.
59