Научная статья на тему 'Открытое образование взрослых как ключевая проблема международного сотрудничества'

Открытое образование взрослых как ключевая проблема международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ ИНИЦИАТИВ / ОТКРЫТЫЙ МЕТОД КООРДИНАЦИИ / СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА / OPEN EDUCATION / TRANSNATIONAL PROJECTS / COMPLEMENTARITY OF INITIATIVES / OPEN COORDINATION METHOD / NETWORK STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухлаева Татьяна Всеволодовна

В статье дается краткий обзор методологии проектной деятельности в сфере образования взрослых в европейском образовательном пространстве, анализируются факторы успеха и основные закономерности развития международных проектов. Рассмотрены аспекты интеграции российского образования в мировой образовательный процесс и потенциал международных проектов для развития отечественной системы образования взрослых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open Education of Adults as the Key Problem of International Cooperation

The article gives a short summary of the methodology of projecting activity in the sphere of adult education in the European educational environment, analyses success factors and main dependencies of international projects development. It considers the aspects of integration of Russian education into the world educational process and potential of international project for development of Russian adult education system

Текст научной работы на тему «Открытое образование взрослых как ключевая проблема международного сотрудничества»

Т. В. Мухлаева

(Санкт-Петербург)

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В статье дается краткий обзор методологии проектной деятельности в сфере образования взрослых в европейском образовательном пространстве, анализируются факторы успеха и основные закономерности развития международных проектов. Рассмотрены аспекты интеграции российского образования в мировой образовательный процесс и потенциал международных проектов для развития отечественной системы образования взрослых

Образование как важная сторона общественной жизни в существенной мере определяется процессами интернационализации и глобализации, происходящими в современном мире. Беспрецедентное возрастание международной функции образовательных систем, рост активности, мобильности, международное «разделение труда» в сфере профессионального образования делают особенно актуальными информационный обмен и сотрудничество в образовании.

Важно, чтобы современная стратегия реформирования российского образования строилась с учетом мировых тенденций интеграции в мировое образовательное пространство, была направлена на становление открытого образования взрослых.

Главное отличие свободного, «открытого» образования от традиционного заключается в его общедоступности, открытости для всех желающих, независимо от возраста, уровня предшествующей подготовки или каких-либо других предварительных условий [1, с.31]. Большое значение для этого имеет участие в международных проектах, изучение международного опыта и сотрудничество. Особый потенциал международные проекты могут иметь для отечественной системы дополнительного образования взрослых. Преимущества современной системы дополнительного образования состоят в ее мобильности, быстром отклике на меняющиеся потребности в квалифицированных кадрах, а также возможностях неформального образования и

просвещения взрослых, реализации актуализированных потребностей личности в самых разных сферах. Справедливо отнести ее к одной из наиболее важных частей реформирования всей образовательной системы общества, однако роль этого образовательного направления остается неоцененной в должной мере, и его развитие имеет во многом стихийный характер.

В отечественной педагогической теории дополнительное образование взрослых традиционно рассматривалось как вспомогательное, пополняющее полученное ранее основное образование. Исторически и до недавнего времени оно действительно выполняло компенсирующую, факультативную функцию. Тем не менее международный опыт показывает, что дополнительное образование превращается в одну из ведущих форм социальной активности человека и важнейшую сферу деятельности общества. Важно и то, что в системе дополнительного образования взрослых происходят интенсивные процессы разработки новых моделей обучения, формирования инновационных педагогических технологий, которые затем распространяются на другие звенья образовательной системы.

Однако ввиду интенсивных социальноэкономических процессов, сопровождающих становление новой государственности в России, и в контексте острейших проблем основного образования утверждение о необходимости приоритетного развития дополнительного образования взрослых может показаться недостаточно убедитель-

ным. Анализ образовательных систем за рубежом позволяет выявить состояние и тенденции его развития в странах, которые находятся в более благоприятных социально-экономических условиях, где образовательные тенденции не затушеваны острыми социально-экономическими процессами и поэтому проявляются наиболее отчетливо [2].

Сопоставительный анализ общемировых тенденций в образовании в процессе реализации международных проектов представляет большой интерес для отечественной науки в контексте интеграции российского образования в мировой образовательный процесс с целью поиска оптимального решения стоящих перед педагогическим сообществом задач. Современное состояние системы образования взрослых в России и протекающие в нем процессы обусловлены множеством разнонаправленных векторов внутреннего и внешнего порядка. Участие в международных проектах может способствовать заданию вектора, направленного на реализацию продуктивных тенденций, существующих в мировой практике образования взрослых.

Образование взрослых становится одной из ключевых проблем международного сотрудничества в современном мире и основой целого ряда соответствующих проектов. Они осуществляются на межгосударственном и межпарламентском уровнях, на основе региональной координации деятельности неправительственных организаций, а также на базе международных департаментов национальных организаций по образованию взрослых. Лидерами в этом сотрудничестве выступают такие крупные международные организации, как ЮНЕСКО, в частности институт образования ЮНЕСКО в Гамбурге, Европейское бюро по образованию взрослых, Европейская Ассоциация образования взрослых и другие международные организации. Транснациональные проекты являются высокоэффективными средствами поддержки изменений. Они позволяют участникам проанализировать то, что делают другие, что они могут делать, посмотреть на свою собственную ситуацию в новом свете, находить и реализовывать конструктивные пути ее улучшения.

Практическую актуальность представляют краткий анализ главных движущих сил и этапов реализации международных проектов в сфере образования в Европе; выбор принципов и подходов к их осуществлению; факторы успеха и основные закономерности развития образовательного сотрудничества.

Лиссабонская повестка дня, сформулированная на заседании Европейского совета в марте 2000 (Lisbon European Council, 23 and 24 March 2000, Presidency Conclusions), определила стратегическую цель следующего десятилетия: «стать наиболее конкурентоспособной и динамичной системой, основанной на знаниях экономики мира, способной обеспечить устойчивый экономический рост, рабочие места лучшего качества и социальную сплоченность общества».

Проект «Детальной программы по реализации целей развития в сфере образования и профессиональной подготовке в Европе» был принят решением Совета и Комиссии: «Outcome of proceedings. Council of the European Union. Brussels, 20 February

2002. Detailed work programme on the follow up of the objectives of educational and training systems in Europe». В программе Совет и Комиссия предлагают признать формирование пространства образования и подготовки ключевым приоритетом для реализации Лиссабонской стратегии. Это должно обеспечить понимание того, что какой бы эффективной ни была политика в других сферах, становление ЕС как ведущей мировой экономики, основанной на знаниях, возможно только на основе решающего вклада образования и подготовки как факторов экономического роста, инноваций, устойчивой занятости и социального равенства. Были сформулированы ожидаемые к 2010 году результаты:

- достичь высочайшего уровня качества образования и подготовки в Европе и признания его как мирового образца качества;

- обеспечить сопоставимость систем образования и подготовки, предоставление гражданам возможности перехода из системы в систему;

- создать условия для валидации квалификаций, знаний и навыков, полученных

в различных Институтах стран, чтобы их обладатели имели возможность для продолжения обучения или развития карьеры;

- связать возможность обучения в течение всех жизни для европейцев всех возрастов;

- обеспечить привлекательность Европы для студентов, преподавателей и исследователей из других регионов и ее открытость для взаимовыгодной кооперации с другими регионами мира.

Были сформулированы три стратегические цели:

1. Повышение качества и эффективности систем образования и подготовки.

2. Содействие доступности образования и подготовки для всех. Она включает, в том числе, формирование открытого образовательного пространства, а ключевыми задачами в этом блоке являются: расширение доступности образования в течение всей жизни через информирование и консультации обо всех образовательных возможностях; предоставление образования и подготовки в таких формах, чтобы взрослое население могло сочетать обучение и др. виды деятельности; обеспечение доступности образования для всех категорий граждан; гибкости образовательных траекторий; содействие формированию сетей образовательных институтов на всех уровнях.

Одним из существенных инструментов сотрудничества в сфере образования является открытый метод координации (ОМК). Принцип ОМК впервые был сформулирован на заседании ЕС в Лиссабоне как способ обеспечения «распространения наилучших практик и достижения наибольшего сближения с целью достижения основных целей ЕС». Метод направлен на то, чтобы помочь странам-членам поступательно развивать свои политики, и включает:

- определение общего направления (генеральной линии) в сочетании со специальными графиками реализации целей в краткосрочной среде и долгосрочных периодах;

- разработку количественных и качественных индикаторов и критериев оценки относительно наилучших мировых образцов, но адаптированных к потребностям различных стран и секторов, как средства сравнения с наилучшими практиками;

- трансформацию общих европейских целей в национальных и региональных политиках с определением их специфики, учитывающей национальные и региональные различия;

- периодический мониторинг, оценку и взаимная оценку, организованные как взаимно обучающий процесс.

Программы, разработанные Европейской Комиссией, были приняты на заседании Европейского Парламента, состоявшемся 25 октября 2006 г. Впервые за историю европейской политики в сфере образования была принята единая программа, касающаяся вопросов обучения европейцев от детского и юношеского до пожилого возраста. Программа непрерывного обучения (Lifelong Learning Programme), рассчитанная на семь лет (2007-2013), объединяет существующие проекты «Сократ», «Леонардо да Винчи», «Коменский», «Эразм», «Грюндтвиг», «Электронное обучение».

Так, одна из главных целей SOCRATES, особенно широкого в отношении всех уровней образования, состоит в формировании условий для расширения европейского измерения в образовании. В рамках транснациональных программ это понятие в одних случаях толкуется как сетевое сотрудничество с коллегами по системам высшего образования из других стран Европы, в других - как внедрение «европейских элементов» в учебные программы, главным образом через передаваемые партнерскими вузами модули или курсы. В третьих случаях понятие принимает форму возможности познакомиться с другими методами работы в партнерских странах. Появление ИКТ способствовало формированию европейского измерения в той степени, что видеоконференции и лекции в режиме реального времени действительно сократили потери, связанные с факторами пространства и времени.

Однако из названных проектов только GRUNDTVIG напрямую связан с образованием взрослых, и именно его можно считать наиболее инновационной, по-настоящему успешной акцией по образованию. Он дополняет ERASMUS и COMENIUS и помогает расширить сферы школьного и высшего образования новыми целевыми группами и

новыми задачами, соответствующими целям образования в течение жизни.

Также из-за своего особого характера, GRUNDTVIG играет ключевую роль в вовлечении в образование людей с ограниченными способностями и обеспечении равных возможностей.

Существенно, что характер взаимодействия участников проектов в ходе их осуществления меняется, трансформируясь от параллельного движения к обеспечению комплиментарности и последовательности инициатив по мере усиления понимания общности целей и необходимости синергии инициатив.

На основе анализа опыта предшествующего периода, результатов независимых оценок программ и рекомендаций, направленных на повышение эффективности программ и обеспечение их соответствия вызовам нового этапа развития, разработано предложение Комиссии о новом поколении программ Сообщества по мобильности и сотрудничеству в сфере образования и профессиональной подготовки на период 2007-2013 гг. (Communication from the Commission. The new Generation of the Community Education and Training Programmes after 2006. Brussels, 09.03.2004). Комплексная программа для обучения в течение жизни существенно увеличена в части децентрализованных акций и направлена на поддержку индивидуальной мобильности граждан и партнерства между организациями.

Не вызывает сомнения, что реализация широкомасштабных проектов в сфере образования не формирует возможности создания единой для всех стран идеальной модели системы образования взрослых. Главная задача состоит в том, чтобы в разнообразии стран увидеть общее для всех национальных образовательных систем исходя из убеждения, что общечеловеческое составляет неотъемлемую часть народного, неотделимо от национального; различия, исторически обусловленные взаимодействием их компонентов, составляющие их особенность и определяющие их характеристики; наиболее перспективные для сотрудничества области и направления.

В то же время становится актуальным создание единого поликультурного образо-

вательного пространства, призванного отразить целостную картину мира, общие истоки нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой. В систему ценностей, которая может быть положена в основу создания такого пространства, обязательно должны быть включены:

- общечеловеческие ценности, к которым относится планета Земля, человек, его жизнь, экологические принципы, нравственность, гуманность;

- личностные ценности, среди которых

- физическое состояние человека, его здоровье, творчество и т.д.

В России к международным проектам в области образования взрослых относится крупномасштабный проект под названием «Неделя образования взрослых», который ежегодно привлекает большое количество зарубежных специалистов по образованию взрослых, в ходе «Недель» осуществляется интеграция отечественного и зарубежного опыта в этой области.

Акция «Неделя образования взрослых» зародилась в Великобритании в 1992 г. и была поддержана Гамбургской конференцией ЮНЕСКО 1997 года как конструктивная, мобилизующая людей на продолжение обучения. Сейчас более 60 стран мира проводят ее ежегодно.

Участие в международных проектах и изучение международного опыта дополнительного образования взрослых в значительной степени способствовало созданию Высшей Народной школы в Санкт-Петербурге.

Высшая Народная школа для пожилых людей Санкт-Петербурга была открыта в 1998 году на базе региональной общественной организации «Дом Европы в Санкт-Петербурге». Школа принимает и развивает основные исходные принципы педагогики народных школ Дании и других европейских стран, следует богатым традициям российского просвещения.

Одним из активно действующих направлений в Высшей Народной школе С.-Петербурга является клуб «Природа и экология». Десятилетний опыт его работы показывает, что экологическая проблематика приобретает в просвещении взрослых все больший приоритет.

Следует отметить, что среди международных проектов существенная доля приходится на проекты, связанные с экологическим образованием. Ему принадлежит особая роль в формировании единого образовательного пространства. Экологическое образование является одним из способов решения задачи, которую ставит образовательная политика, заключающейся в распространении и закреплении плюралистической демократии, достижении социальной сплоченности. Доминантой межкуль-турных проектов на всех ступенях непрерывного образования являются гражданское, экологическое (часто рассматривается как составная часть гражданского) и по-ликультурное образование.

Необходимость совместного решения глобальных проблем, выходящих за национальные и государственные рамки, лежит в основе построения единого образовательного пространства в Европе и создания большинства международных проектов. Экологическое образование предоставляет особо актуальные и наглядные возможности для этого. Известно, что загрязнение окружающей среды не соблюдает никаких границ. Как отмечает М. Валлстрем, бывший Специальный уполномоченный по проблемам окружающей среды Европейской комиссии, загрязненная вода и загрязненный воздух пересекали наши границы намного раньше, чем мы начали думать об их открытии для пограничной торговли. Почти все большие озера и водные пути в Европе делятся между двумя или несколькими странами. Балтийское, Средиземное, Северное моря - общее наследие многих Европейских стран. Если мы действительно хотим улучшить окружающую среду, мы должны начать работать вместе, в том числе в области экологического образования.

Одним из международных проектов, реализующихся в последний год в работе клуба «Природа и экология» Народной школы, является работа по программе «Зеленый пакет». «Зеленый пакет» был разработан Региональным экологическим центром для Центральной и Восточной Европы (РЭЦ ЦВЕ) в Европе при поддержке Программы экологических грантов «Тойоты». Начиная с 2002 года обучение с использо-

ванием материалов комплекта прошли более 10 000 преподавателей и более миллиона учащихся пяти стран: Польши, Болгарии, Венгрии, Чехии и Словакии.

Выступая на церемонии представления «Зеленого пакета», первый координатор российской части проекта В. В. Элиас отмечала: «В России разработано немало интересных отечественных материалов для экологического образования и образования в интересах устойчивого развития. Но особая ценность «Зеленого пакета» в его мультимедийной, междисциплинарной и международной природе. Помимо получения новых знаний, он позволит освоить новые информационно-коммуникационные методы, а также обеспечит основу для лучшего понимания друг друга коллегами из разных стран в будущем. Пройдя обучение с использованием материалов «Зеленого пакета», они смогут взглянуть на проблемы окружающей среды и устойчивого развития со сходных позиций, будут обладать общим багажом знаний. А это, несомненно, важный шаг к взаимопониманию и сотрудничеству».

Несомненно, что среди форм реализации проектов, способствующих развитию интеграционных процессов в экологическом образовании взрослых, важная роль принадлежит международным конференциям, коллоквиумам, семинарам, международным исследовательским проектам. Так, например, одним из довольно многочисленных проектов в сфере экологического образования и просвещения является конференция «Green Week», которая организуется Европейским Союзом начиная с 2001 г.

[17].

В основе взаимодействия между партнерами, принимающими участие в проектах в сфере образования, лежит сетевая структура, являющаяся эффективной для взаимодействия и сотрудничества.

Сетевая структура соответствует объективным процессам, происходящим в сфере управления в постиндустриальном обществе. Складывается новая организационная культура, характерными чертами которой являются коллегиальность в обсуждении и принятии ситуационных решений; отказ от иерархической подчиненности;

поощрение инновационных идей; переход к гибким рабочим командам, предпочтение умению работать в них; корпоративный дух; компетентность, личное обаяние, порядочность и ответственность руководителей.

Эта структура предполагает свободно связанную сеть равноправных и независимых партнеров. Ее назначение - сохранение различий между партнерами, а значит, и разнообразия их ресурсов, при одновременном признании ими общих ценностей и стремлении к достижению общих целей путем активного включения в процессы принятия решений. Следствием этого является принятие общих правил взаимодействия, рост самостоятельности и широкая децентрализация ответственности, обусловливающие постоянное и систематическое повышение квалификации участников.

Особенностью сетевых форм организации является то, что акценты в них смещаются от развития информационно-коммуникативных сторон взаимодействия партнеров в сети к социальным и социальнопсихологическим. Современные технологии создают лишь предпосылки доступа к информации и ускоряют установление коммуникации, но не заменяют саму коммуникацию. Достоверность передаваемой информации всецело зависит от степени доверия, складывающегося между партнерами.

Организационный механизм реализации международного проекта в сфере образования включает вопросы: как составить юридическое основание для сотрудничества между координатором и партнерами проекта; как справляться с финансовыми требованиями; как оценить проектные результаты и процессы, структуры, теорию и инструменты; как эффективно использовать новые технологии для коммуникации в пределах проекта; как иметь дело с языковыми барьерами и межкультурными проблемами в европейском сотрудничестве; как запланировать стратегии связей с общественностью и распространение информации. Он рассмотрен в специальной книге, написанной коллективом авторов, участников ряда крупных международных проектов в сфере образования взрослых,

под редакцией Н. Bienzle, менеджера программ «Комениус» и «Грюндтвиг» [9]. Авторы отмечают, что планирование проектного плана является неотъемлемой частью начала проекта, но его усовершенствование должно иметь место в течение всей жизни проекта. Общие цели и задачи должны быть определены и переведены на конкретные результаты и продукты. Главные шаги, которые приводят к развитию продуктов, должны быть представлены и рассчитаны в плане работы. Все это должно быть основано на доступности ресурсов и бюджета. Мало того, что команды и подкоманды должны быть установлены на национальных и европейских уровнях, также должны быть организованы отношения с более широкой проектной окружающей средой. Команда, в которой все участники одинаково вовлечены и могут положиться друг на друга, является ключевым фактором для успеха. Поэтому много времени должно быть посвящено развитию конструктивной проектной культуры. Также необходима система решения конфликта. Большинство проектных координаторов соглашается, что межнациональные встречи играют важную роль. Соответственно встречи должны быть организованы профессионально и принимать во внимание межкультурное измерение европейского проекта сотрудничества. Каналы коммуникации между встречами также нуждаются в аккуратном планировании. Для достижения конечного качества проекта должен быть осуществлен постоянный контроль продвижения работы и оценки процессов и продуктов, в четкой структуре оценки.

В заключение отметим, что в современных условиях образование взрослых все чаше рассматривается в ряду глобальных проблем, без изучения и решения которых развитие человека и общества в целом является невозможным. В связи с этим чрезвычайно важным является объединение усилий всех организаций, занимающихся непрерывным образованием взрослых, в поиске ответов на вопросы, обращенные к подготовке и переподготовке, а также просвещению взрослого населения каждой отдельно взятой страны, содержанию и технологиям образования взрослых. Важность

участия в международных проектах для решения этой проблемы, возможности партнерства иногда недооцениваются.

Основной задачей международных проектов в образовании взрослых в России является достижение открытого общества -

такой социальной системы, которая стремится к самоорганизации за счет взаимодействия с другими социальными институтами, учреждениями образования других стран, открыта для постоянного коррелирования с ними и взаимообогащения.

Литература

1. Змеев С. И. Андрагогика. Основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕР СЭ, 2007. -272 с.

2. Митина А. М. Становление и развитие дополнительного образования взрослых за рубежом: концептуальный анализ : автореф. ... д-ра. пед. наук. - Волгоград, 2005. - 40 с.

3. Ларионова Н. В. Сотрудничество в сфере образования в Европе. - Логос: Универс. книга, 2006. - 336 с.

4. Колесникова И. О международном опыте организации образования взрослых в современном обществе // Новые знания. -№ 1. - 2007. - С. 22-29.

5. Международное сотрудничество в образовании : сб. науч-но-методич. статей. - СПб.: Нестор, 1999. -175 с.

6. Онушкина Е. В. Реализация и развитие концепций образования взрослых в деятельности Совета Европы : автореф. дис. ... канд. пед. наук.

7. Мотова Г., Гарифуллина Ф. О международном сотрудничестве в системе гарантии качества образования // Alma Mater. -2007. - № 1. - С. 45-48.

8. Образование взрослых в современном мире. Информационно-справочное издание / авт.-сост. Т. В. Мухлаева. - СПб. -

2003. - 70 с..

9. A Survival Kit for European Project Management / Holger Bienzle. - Vienna: Buro fur Europaische Bildungskooperation, 2001. -105 p.

10. Болонский процесс: основополагающие материалы. - Изд-во Финансы и статистика, 2006. - 87 с.

11. Бурцев А. А. Болонский процесс. Документы и материалы.

- М., 2007.

12. Мухлаева Т. В. 43 Зальцбургская конференция работников сферы образования взрослых // Новые знания. - 2000. - № 4.

- С. 39-41.

13. Moukhlaeva Т. Традиционное и новое в российской концепции образования взрослых // Soll und Haben - eine Bildungsbilanz. Wien, 2001. - p.21.

14. Moukhlaeva Т. Adult Education in Russia // Crossing borders and forming networks. Costs and benefits for adult education. Educational work and Research Unit of the Association of Austrian Adult Education Centres, Vienna. - 2003. - С. 44-45.

15. Мухлаева Т. В. «Золотой» стандарт // Новые знания. -2007. - №1. - С. 17-21.

16. Экологическое образование в высших народных школах / под общ. ред. Т. В. Мухлаевой. - СПб.: Тускарора, 2006. - 70 с.

17. Мухлаева Т. В. Европейское экологическое движение и проблемы экологического просвещения взрослых в России // Образование взрослых: глобальный диалог : материалы международной научно-практич. конф. - СПб: РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге». - 2003. - С. 50-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.