Научная статья на тему 'Образование взрослых: вызовы программного планирования'

Образование взрослых: вызовы программного планирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫЗОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЕ МАНИФЕСТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHALLENGES AND TENDENCIES OF MODERN EDUCATION / BALANCING THE GOALS OF EDUCATION / EUROPEAN MANIFESTOS OF EDUCATION / ADULT EDUCATION PROGRAMS / NON-FORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухлаева Т.В.

В статье приводится обоснование сбалансированности целей в содержании образования взрослых, опосредованных современными вызовами; формулируются требования к соответствующему переосмыслению образовательных программ. В этом аспекте анализируются существенные возможности в области неформального образования, потенциал его программ для ответа на существующие вызовы, прежде всего для достижения целей устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухлаева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adult education: program planning challenges

The paper provides a rationale for the balance of goals in the contents of adult education, mediated by contemporary challenges; demands for the corresponding rethinking of educational programs are stated. In this aspect the significant opportunities in the field of non-formal education, the potential of its programs to respond to the current challenges, especially for achieving the objectives of sustainable development are analyzed

Текст научной работы на тему «Образование взрослых: вызовы программного планирования»

Т. В. Мухлаева

(Санкт-Петербург)

Образование взрослых: вызовы программного

планирования

В статье приводится обоснование сбалансированности целей в содержании образования взрослых, опосредованных современными вызовами; формулируются требования к соответствующему переосмыслению образовательных программ. В этом аспекте анализируются существенные возможности в области неформального образования, потенциал его программ для ответа на существующие вызовы, прежде всего для достижения целей устойчивого развития.

В определении направлений развития сод

сосредоточимся на наиболее актуальных общих вызовах и целях программ образования взрослых, обусловленных контекстом мирового развития. Вслед за В. Гизеке мы рассматриваем образовательную программу как «материализованный результат процедур конвергенции и координации и выражение концепции педагогического действия, где концептуальные и ориентированные на спрос соображения тесно взаимосвязаны» [1], и работающую, согласно ее историко-просве-тительскому определению, «... как отражение социальных процессов» [2].

Для выявления тенденций, которые требуют переосмысления программ в современном мире образования, обратимся к двум манифестам в европейском образовании, разработанным в последнее время. Это Манифест «Образование для изменений - изменения для образования, учительский манифест 21 века» [3] и Манифест обучения взрослых в 21 веке [4]. Они называют проблемы, которые являются актуальными для образования в Европе (и России], первый манифест - для всех уровней образования, второй - для образования взрослых.

Учительский Манифест 21-го века [3] раскрывает миссию современного образования, показывает, как она связано с видением общества, в котором хотим жить, называет универсальные проблемы, которые имеем в настоящее время и которые требуют изменения в образовании.

Манифест обосновывает призыв к сбалансированному развитию различных целей образования. Две из них зачастую стоят в авангарде текущего образовательного мышления и практики. Это «подготовка для рынка труда

ния образования взрослых в первую очередь и развитие и поддержание широкой базы знаний». Признавая важность этих обязательств, Манифест призывает усилить акцент на двух других целях: «образование как подготовка к жизни в качестве активных граждан в современных, сложных и демократических обществах сегодняшнего и завтрашнего дня, а также образование для развития личности» [3, с.6.].

Что предлагается принять во внимание при переосмыслении образовательных программ?

Экономическая среда. В Манифесте отмечается, что ведущей силой со стороны общества, учитывающейся в создании большинства образовательных программ, является подготовка к профессиональной деятельности. При этом программы в существенной мере основаны на усвоении знаний; темы разных предметов рассматриваются как дискретные единицы, изучаемые параллельно, с неглубокой междисциплинарной связью и недостаточным вниманием к прикладным знаниям и обучению на основе компетенций и навыков.

Необходимость развития универсальных компетенций и навыков межличностного общения, сотрудничества в самых разнообразных условиях называется в Манифесте одним из главных вызовов в образовании. К ним относятся, в частности, «навыки решения проблем, международные и межкультурные компетенции, системное мышление и коллективная выработка знания, критическое мышление, способность быстро отвечать на развитие и справляться с неопределенностью, умение работать в команде, ориентация в различных знаниевых сетях, приспосабливае-мость к технологическим изменениям и мо-

делям организации работы». Отмечается, что рынки труда и рекрутеры в первую очередь ищут работников, обладающих такими навыками.

Существенно большее значение целесообразно придавать «аспектам гибкости и мобильности - географической, профессиональной, а также -интеллектуальной и эмоциональной. Они будут иметь важное значение для будущего контекста работы» [3, с. 8-9].

Цифровая среда. Расширение цифрового пространства способствует беспрецедентной взаимосвязанности людей. В Манифесте отмечается, что «цифровая среда обладает потенциалом для повышения уровня индивидуального и группового участия и, таким образом, новыми возможностями для активного и демократического гражданства. ... Действующий в киберпространстве человек может перейти от роли потребителя к роли участника» [3, с. 10].

Разнообразная среда. Мульти- или плюра-культурализм, говорится в Манифесте, является контекстом нашего современного общества, он касается каждого человека, и это не просто вопрос меньшинств или мигрантов. «Разнообразие также проявляется в проблемах демографии, доступе к информации и знаниям, доступе к средствам и ресурсам, образе жизни, мировоззрении и т.д. ... Мы должны научиться понимать это разнообразие и непохожесть как обогащение нашего общества» [3, с. 11].

Конечная среда. Быстро ухудшающаяся экологическая ситуация, безусловно, ставит один из самых серьезных вызовов перед человечеством. В настоящее время в планетарном масштабе даже в скромной степени не достигнуты успехи экологической устойчивости. В Манифесте утверждается, что мы все благодаря разным формам образования должны приобрести отношения, знания и навыки для решения этой проблемы; традиционные среды обучения не могут делать это эффективно [3, с. 9].

Обоснованно отмечается, что мы должны стремиться к такому образованию, которое открывает окно знаний о мире, работает в качестве «научного сообщества, желающего исследовать и критически подходить к миру в своих многочисленных измерениях» [3, с. 25]. Это может быть сделано путем замены традиционных методов обучения информирующими о мире, активными кооперативными ме-

тодами обучения, . позволяющими приобрести «опыт и элементы сотрудничества для того, чтобы учиться, как жить и действовать вместе».

Манифест подчеркивает важную роль развития личных ценностей в образовании. Они, как известно, являются неотъемлемым фактором формирования как нашей когнитивной сферы, так и аффективного и эмоционального измерения наших отношений и поведения. На основе тесного взаимодействия между диспозиционно-ценностными структурами (установками, интересами, мотивациями] и собственно когнитивными операциями человек становится более способным понимать мир, свою роль в нем [5, с. 37-38]. Ценности человека являются основанием для его решений, они, образно говоря, служат маяками, направляющими человека по определенному пути, стандартами, информирующими и определяющими решения индивида относительно его взаимоотношений с людьми, природой.

В Манифесте обучения взрослых в 21-м веке [4] отмечается, что образование взрослых является сегодня ключевым инструментом для решения ряда основных проблем в Европе.

Одна из них, как утверждается, связана с ростом неравенства, с которым сталкивается Европа. Важной целью образования взрослых в этом аспекте является информационно-пропагандистская деятельность в отношении групп, которые не участвуют в процессе обучения, с тем чтобы добиться большей социальной интеграции, чтобы взрослые люди «смогли принимать более активное участие: в обществе, демократии, экономике, искусстве и культуре».

Особое внимание также, как и в Учительском манифесте, уделяется поддержке ключевых и универсальных навыков. «Сугубо технический подход представляет опасность обучения ограниченному набору навыков, которые могут стать устаревшими в ближайшее время» [4]. Образование взрослых, согласно Манифесту, должно быть направлено на воспитание таких обучающихся, которые смогут сочетать информальное, неформальное и формальное обучение на протяжении всей жизни и постоянно поддерживать статус образованных людей.

Манифест подчеркивает ограниченность электронного обучения, что не всегда прини-

мается во внимание. Справедливо отмечается, что электронное обучение существенно повышает образовательные возможности, но в то же время уменьшает социальный аспект, имеющий важное значение для многих обучающихся. «Образование взрослых может предоставить необходимые им пространства для встреч, которые являются частью благополучия, психического здоровья, солидарности и социальной сплоченности ...».

Утверждается, что «европейские граждане нуждаются в большом количестве информации, с одной стороны, и инновационных пространствах, с другой стороны, чтобы разрабатывать новый стиль жизни, новые проекты, новые подходы. Образование для взрослых может помочь предоставить информацию, пространства для обсуждений и творчества»

[4].

Резюмируя, отметим, что вызовы и проблемы планирования программ обусловлены такими глобальными факторами, как развитие цифровой среды, разнообразие, экологические проблемы, растущее неравенство, потребность в ключевых и универсальных навыках.

Оба манифеста призывают к поддержке и развитию устойчивости во всех областях -экономической, социальной и экологической. «Устойчивость» становится ключевым словом в рассмотрении целей и вызовов современного образования.

Одним из развивающихся секторов в области образования взрослых России, имеющих существенный потенциал реализации рассмотренных тенденций, являются народные школы и университеты.

Приоритетами в их программном планировании являются:

- связь обучения и социальной деятельности;

- развитие социальной активности, гражданского участия и сплоченности;

- создание благоприятных условий для взаимодействия обучающихся, их совместного обогащения;

- развитие личностных и социальных навыков для жизни в разнообразном взаимосвязанном мире;

- преодоление инклюзии в образовании взрослых [6].

На их примере кратко проанализируем связь планирования программ в образовании взрослых с особенностями этой институцио-

нальной формы, сосредоточившись на программах экологического образования Санкт-Петербургской Высшей Народной школы (ВНШ), прежде всего в контексте их потенциала для развития социальной и экологической устойчивости, развития универсальных ключевых компетенций обучающихся.

Важно отметить, что экологическое образование, как правило, ограничивается пространством и временем формального образования и охватывает в определенной степени школы и несколько областей профессионального образования. Возможности его предоставления искусственно сдерживаются институциональными границами; оно традиционно не признается в качестве одной из важнейших частей образования на протяжении жизни. В то же время экологические проблемы в основном связаны с деятельностью взрослого населения. Соответствующие программы образования взрослых могут обеспечить решение проблемы создания традиции экологически безопасного и разумного поведения, развитие гражданской ответственности и участие в общественной деятельности в этой особо значимой области.

Следующее противоречие связано с тем, что в то время как проблема выживания человека на планете требует широкого участия в ее решении и социальной сплоченности, в России мы сталкиваемся с традиционно низким взаимодействием людей в природоохранной деятельности и небольшой верой в ее эффективность. Проблема человеческого благополучия в контексте экологического кризиса недооценивается. Традиционный консервативный подход - природа является неисчерпаемым источником сырья и энергии - являет собой стереотипное клише и препятствует идентификации взрослыми как существующих, так и новых вызовов для принятия экологически верных решений. Неоправданное безразличие и пассивность в восприятии экологических проблем и их решении почти повсеместны. Отличительной характеристикой современного мировосприятия является чувство беспомощности, вызванное ограниченным пониманием индивидуальных и общественных возможностей для улучшения качества окружающей среды. Участие общественности в поддержке и инициировании экологически ориентированной деятельности является минимальным в нашей стране.

Содержание и структура программ в СПб ВНШ способствуют развитию критического мышления, вовлечению обучающихся в процесс принятия решений, конструктивному участию в сообществах, развитию навыков коммуникации, овладению навыками ответственного поведения в окружающей среде. Программы развивают знания, ценности, навыки творческого гражданства. Они инициируют озабоченность обучающихся экологическими проблемами, формируют необходимые отношения и укрепляют осведомленность в соответствующей области.

В то же время они поощряют участие обучающихся в общественной деятельности на разных уровнях, поддержку и вклад в конструктивные инициативы и инновации в сообществах, способствуют продвижению обучающимися своих гражданских интересов.

Программы способствует развитию устойчивости, прежде всего в экологической и со-

циальной областях, противостоят наступлению технократического мышления.

В заключение, планирование образовательных программ для взрослых в России стоит перед глобальными вызовами, а также проблемами, более характерными для образования в нашей стране, в первую очередь связанными с масштабными социально-экономическими сдвигами, социальным неравенством, а также недостаточностью законодательной базы в сфере образования взрослых. Программы образования взрослых имеют широкие возможности для реализации сбалансированных целей, отражающих роль образования для социальных изменений и экологической устойчивости. Планирование программ должно преодолеть ряд противоречий, среди которых необходимость сокращения разрыва между социально значимыми целями и собственными потребностями взрослых обучающихся.

Литература

1. Gieseke, W., & Opelt, K. (2005). Programmanalyse zur kulturen Bildung in Berlin/Brandenburg. In W. Gieseke u.a., Kulture Erwachsenenbildung in Deutschland — Exemplarische Analyse (pp. 43108). Berlin/Brandenburg, Münster u.a.

2. Gieseke, W. (2015). Why do we need program research? Retrieved from http://www.die-bonn.de/

3. Council of Europe (2015). Education for Change — Change for Education. Teacher manifesto for the 21st century of the conference 'The Professional Image and Ethos of Teachers', April 2014, Council of Europe, Strasbourg. Prepared by Community of Practice of the Pestalozzi Programme Education and Culture Committee of the Conference of International Non-governmental Organizations of the Council of Europe. Retrieved from http://www.coe.int/t/dg4/education/pestalozzi/Source/Documentat ion/T21/FinalManifesto_En.pdf.

4. European Association for the Education of Adults (2016). Manifesto for Adult Learning in the 21st Century. Retrieved from http://www.eaea.org/media/policy-advocacy/manifesto/manifesto.pdf.

5. Кулюткин Ю. Н. Ценностные ориентации современного образования. - СПб.: Специальная литература, 2000.

6. Мухлаева Т. В. Народные университеты и школы как открытые системы образования взрослых / / Практическая андрагоги-ка. Книга 5. Открытое образование взрослых : моногр. / под ред. А. Е. Марона. - СПб.: УРАО ИОВ, 2012 - С. 149-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.