А. Л. Гавриков,
(Великий Новгород), Т. В. Мухлаева
(Санкт-Петербург)
международный контекст образования для устойчивого развития
the international context of education for sustainable development
В статье рассматриваются ведущие цели и положения образования для устойчивого развития ЮНЕСКО. На их основе формулируются ключевые компетенции, развитие которых системами образования стран мира является необходимым для достижения устойчивого развития. В этом контексте анализируются возможности образования взрослых для реализации целей устойчивого развития. Выделяются наиболее характерные проблемы и вызовы экологического образования взрослых и делаются выводы о его потенциале для освоения взрослыми людьми принципов устойчивого развития.
Ключевые слова: ЮНЕСКО, образование в интересах устойчивого развития, цели устойчивого развития, компетенции устойчивого развития, образование взрослых, экологическое образование, Народные школы.
The article examines the leading goals and ideas of education for sustainable development of UNESCO. On their basis, key competencies are formulated, the development of which by the world' education systems is necessary for achieving sustainable development. The possibilities of adult education for the realization of sustainable development goals are analyzed. Urgent problems and challenges of the environmental education of adults are highlighted and conclusions are made about its potential for the acquiring principles of sustainable development by adults.
Keywords: UNESCO, education for sustainable development, sustainable development goals, competences for sustainable development, adult education, environmental education, Public schools.
Образование является одним из ключевых прав человека, основой для поддержания мира и устойчивого развития и, соответственно одним из главных приоритетов ООН. Сектор образования ООН в лице ЮНЕСКО отвечает современным глобальным вызовам посредством выработки стратегических ориентиров образования, обеспечивая глобальное и региональное лидерство в области образования, укрепляя национальные системы образования.
С 1992 года ЮНЕСКО содействует Образованию в интересах устойчивого развития (Education for Sustainable Development). ЮНЕСКО способствовала проведению Десятилетия ООН по этой теме с 2005 по 2014 год, а в настоящее время возглавляет Гло-
бальную программу действий по образованию (Global Action Programme) в целях устойчивого развития.
В документах ООН отмечается, что Образование для устойчивого развития никогда не было столь значимым, как в настоящее время. Глобальные проблемы, такие как изменение климата, в срочном порядке требуют изменения образа жизни и трансформации того, как мы мыслим и действуем. Чтобы добиться этих изменений, нам нужны новые навыки, ценности и отношения, которые приводят к созданию более устойчивых обществ [1].
Системы образования должны реагировать на эту насущную потребность, определяя соответствующие цели и содержание
обучения, настоятельно призывая свои институты включать принципы устойчивости в работу их управленческих структур.
Цели в области устойчивого развития (Sustainable Development Goals, SDG), как новая глобальная структура перенаправления человечества на устойчивый путь развития, разрабатывались после Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио + 20, Рио-де-Жанейро, 2012) в течение трех лет государствами-членами ООН путем национальных обсуждений с участием миллионов людей всего мира. Они были утверждены 25 сентября 2015 года на Генеральной Ассамблее ООН, наряду с Повесткой дня для устойчивого развития до 2030 года. Концепция этих целей состоит в том, чтобы обеспечить устойчивую, мирную, процветающую и справедливую жизнь на земле для всех сейчас и в будущем. Цели отвечают на глобальные вызовы, их реализация имеет решающее значение для выживания человечества. Они основываются на существовании пределов возможностей окружающей среды и устанавливают критические пороговые значения для использования природных ресурсов.
Цели определяют направление развития ряда социальных сфер, включая образование, здравоохранение, социальную защиту и трудоустройство в контексте решения проблемы изменения климата и защиты окружающей среды.
Цель, непосредственно связанная с образованием (цель № 4), направлена на обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования и содействие достижению непрерывного образования для всех.
Формулируя эту цель, ЮНЕСКО заявляет о важности:
- инклюзивного и качественного образования для всех в деле обеспечения устойчивого развития;
- охраны культурного наследия и борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей;
- преодоления кризиса в области естественно-научного, технического, инженерного и математического образования, с которым сегодня столкнулось мировое сообщество;
- инвестиций, направленных на поддержку молодежи и обеспечение доступа к качественному образованию в целях борьбы с насильственным экстремизмом;
- роли свободы выражения мнений и доступа к информации и знаниям об устойчивом развитии;
- поощрения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в интересах устойчивого развития и прочного мира [2].
Четвертая цель устойчивого развития включает семь основных задач, пять из которых относятся прежде всего к образованию взрослых, а две учитывают потребности детей.
В качестве дорожной карты достижения задач Цели в области образования выступает Рамочная программа действий в области образования на период до 2030 года, принятая в ноябре 2015 года на Всемирном форуме по вопросам образования в Инчхоне [3]. Эта Программа устанавливает руководящие принципы для правительств и партнёров как основу воплощения обязательств в конкретные действия.
Новая расширенная Глобальная повестка дня в области образования на период до 2030 года:
• охватывает все ступени образования от обучения детей младшего возраста до образования и подготовки молодёжи и взрослых;
• делает упор на приобретении навыков, необходимых для работы;
• подчёркивает важность образования в духе глобальной гражданственности в плюралистичном и взаимозависимом мире;
• уделяет особое внимание инклюзив-ности, равноправию и гендерному равенству;
• нацелена на обеспечение качественных результатов обучения для всех на протяжении всей жизни [4].
Общества во всем мире сталкиваются с множеством новых проблем. К ним относятся: увеличение сложности и неопределенности; углубление индивидуализации и социального разнообразия; расширение экономического и культурного единства;
деградации экосистем; большая уязвимость от воздействия природных и техногенных опасностей; быстро распространяющийся доступный объем информации. Все эти условия требуют творческого и самоорганизованного действия, поскольку сложность ситуации превосходит имеющийся потенциал решения проблем. Люди должны научиться понимать сложный мир, в котором они живут. Они должны быть способны сотрудничать и действовать для осуществления позитивных изменений. Эти люди могут быть названы «устойчивыми» гражданами» [5]. Существует общее мнение, что так называемые «устойчивые граждане» должны обладать определенными ключевыми компетенциями, которые позволят им конструктивно и ответственно участвовать в сегодняшнем мире.
Эти компетенции включают конкретные качества людей, потребность в действии и самоорганизацию в различных комплексах контекстов и ситуаций. К ним относятся когнитивные, эмоциональные, волевые и моти-вационные компоненты; следовательно, они являются взаимодействием знаний, возможностей и навыков, мотивов и аффективных диспозиций. Компетенции не могут преподаваться, но должны быть освоены самими обучающимися. Они приобретаются во время действия, на базе опыта и рефлексии.
Образование может служить достижению Целей устойчивого развития на основе формирования этих компетенций, носящих междисциплинарный характер, являющихся сквозными, кросс-культурными ключевыми компетенциями в области устойчивого развития. Овладение ими существенно для достижения всех Целей.
Условием их развития является системное мышление - способность распознавать и понимать различного рода отношения; анализировать сложные системы; понимать, как они внедряются в различные области разных масштабов; справляться с неопределенностью.
В компетенции устойчивого развития входят:
Компетенция прогнозирования (anticipatory competency). Наличие этой компетен-
ции означает способность понимать и оценивать несколько сценариев будущего - возможных, вероятных и желаемых; создание своего собственного видения будущего; применение принципа предосторожности; оценки последствия действий; умение справиться с рисками и изменениями
Нормативная компетентность: способность понимать и отражать нормы и ценности, лежащие в основе действий человека, а также обсуждать ценности, принципы, цели и задачи в контексте конфликтов интересов и компромиссов, неопределенности знаний и противоречий.
Стратегическая компетентность: способность коллективно развиваться и внедрять инновационные действия, которые обеспечивают дополнительную устойчивость на местном и более высоких уровнях.
Компетенция сотрудничества: способность учиться у других; понимать и уважать потребности, перспективы и действия других (эмпатия); понимать, проявлять отношение и быть чувствительными к другим (эмпатическое лидерство); иметь дело с конфликтами в группе; содействовать совместному решению конфликтов и проблем на основе сотрудничества.
Компетентность, обусловленная наличием критического мышления: способность подвергать сомнению нормы, практики и мнения; размышлять о своих собственных ценностях, восприятии и действиях; занять позицию в дискурсе устойчивости.
Компетенция самосознания: способность размышлять о своей собственной роли в местном и глобальном сообществах; постоянно оценивать и далее мотивировать свои действия; осознавать свои чувства и желания.
Интегрированная компетентность по решению проблем: развитая способность применять различные рамки к решению сложных проблем устойчивости и нахождению жизнеспособных, всеобъемлющих и справедливых вариантов решения, способствующих устойчивому развитию, интегрируя описанные выше компетенции [6].
Ключевые компетенции представляют собой межсекторальные компетенции, которые необходимы всем учащимся всех
возрастов во всем мире (разработаны на разных возрастных уровнях). Их можно понимать как трансверсальные, многофункциональные и контекстно-независимые. Они не заменяют конкретных компетенций, необходимых для успешных действий в определенных ситуациях и контекстах, но они охватывают эти компетенции и более широко ориентированы.
Чтобы все люди в мире могли принять меры в пользу Целей устойчивого развития, все учебные заведения должны считать своей обязанностью интенсивно заниматься вопросами устойчивого развития, содействовать развитию устойчивости и достижению конкретных результатов обучения, связанных со всеми SDG.
В чем может быть конкретный вклад образования взрослых? Необходимо, чтобы его программы во всем мире информировали людей о таких вопросах, как изменение климата, продовольственная безопасность и использование энергии, предоставляли им научные доказательства, позволяющие принимать более экологически обоснованные решения. Образование взрослых повышает шансы на то, что вопросы устойчивости будут публично обсуждаться, оно способствует овладению компетенциями устойчивого развития, формированию более экологичного, дружественного по отношению к природе образа жизни и поощрению сообщества во всем мире к организации устойчивого научнообоснованного природопользования [7].
Большой потенциал в развитии компетенций устойчивого развития взрослых имеет неформальное образование, прежде всего образование в области экологии.
20 лет назад на пятой Международной конференции по образованию взрослых в Гамбурге (1997) на семинаре, посвященном экологическому образованию взрослых, были освещены его основные проблемы, которые по-прежнему актуальны для современного экологического образования взрослых:
• Правительственная и донорская политика в отношении экологического образования взрослых неустойчива и недостаточно определена.
• Экологическое образование менее развито во взрослых и неформальных секторах, чем в школах.
• Практика преподавания в образовании для взрослых часто ограничивается передачей знаний, а не содействием критическому изучению экологических проблем.
• Практические решения редко поощряются в экологическом образовании для взрослых.
• Экологическое образование редко связано непосредственно с той окружающей средой, в которой живут обучающиеся.
• Часто возникает предвзятость в направлении продвижения «экспертных» знаний и научно-технических подходов.
• Существует все еще широко распространенное представление о том, что наука нейтральна, прогресс линейный и имеет неограниченный рост.
•... экологическое образование для взрослых остается заблокированным в рамках идеологий, которые вызвали многие из современных экологических проблем [8].
По нашему мнению этот список может быть дополнен необходимостью переосмысления взглядов и моделей, которые представляют собой серьезную проблему в экологическом образовании.
Традиционные способы рассмотрения природы как бесконечного источника сырья и энергии имеют глубокие корни и стали стереотипным клише. Это способствует сохранению опасного консервативного подхода.
Освоение принципов устойчивого развития и разумного потребления также затруднено негибкостью стереотипов взрослых людей, полученных в повседневной профессиональной и других видах деятельности. Это часто является одним из самых серьезных препятствий для выявления взрослыми как существующих, так и новых проблем, для принятия экологически приемлемых решений.
В то же время люди часто считают себя беспомощными перед лицом серьезных экологических проблем, которые существенно ограничивают понимание их индивидуальных возможностей в улучшении или поддержании качества окружающей среды.
Безразличие и пассивность в восприятии экологических проблем являются общими тенденциями для современного общества, и многие люди считают свой индивидуальный способ жизнедеятельности относительно незначительным в отношении решения экологических проблем.
Еще одна важная проблема, стоящая перед экологическим образованием, - недостаточная мотивация взрослых; экологическая осведомленность в среднем не имеет приоритетов в современном «обществе знаний». Проблема выживания человека в контексте экологического кризиса часто не рассматривается в ряду ведущих проблем образования. На эту область образования в области окружающей среды негативно повлияло снижение популярности естественных наук за последние два десятилетия (в России это очевидно), в то время как естественные науки имеют наибольшую долю в общей системе экологических знаний. Это изменение также может быть обусловлено глобальной тенденцией укрепления чрезмерно прагматической ориентации образования.
Как указывает П. Джарвис [9], мы имеем общество, в котором особое внимание уделяется определенным формам знания, которые становятся основой для общества знаний, в то время как экологическое знание обычно не имеет приоритетов в нем. Это опасная тенденция в неолиберализме, где результат может часто оправдывать средства, и нет другой морали [10].
Как показывает наш опыт работы в рамках клуба «Природа и экология» в Высшей Народной школе Санкт-Петербурга, эффективной формой освоения взрослыми людьми компетенций для устойчивого развития может стать Высшая Народная школа [11, 12].
В ходе работы над курсом обучающиеся продвигаются в овладении компетенциями, связанными с прогнозированием, у них развиваются нормативная и стратегическая компетентности, приобретаются эффективные навыки сотрудничества. Вносится существенный вклад в развитие критического мышления и развитие самосознания в аспекте способности размышлять о своей роли в сообществах разного масштаба и оценивать свои действия в контексте развития взаимоотношений человека и природы. Деятельность Народной школы позволяет взрослым слушателям приобщаться к целям, ценностям и реалиям современного общества, отвечающим глобальным вызовам и вносящим вклад в реализацию Глобальной повестки дня ЮНЕСКО в области образования на период до 2030 года.
Таким образом, образование взрослых является одной из наиболее эффективных и перспективных социальных систем, вносящих вклад в цивилизационные механизмы устойчивого развития общества, обеспечивающих поддержку соответствующих социальных эстафет и продвигающих новые основы жизни людей на планете.
Литература
1. Education for Sustainable Development Goals. Learning Objectives. UNESCO 2017. Электронный ресурс http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002474/247444e.pdf (дата обращения 14.09.2017).
2. ЮНЕСКО и цели устойчивого развития. Электронный ресурс http://ru.unesco.org/sdgs (дата обращения 14.09.2017).
3. Инчхонская декларация и рамочная программа действий по осуществлению цели 4 в области устойчивого развития. Электронный ресурс http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002456/245656R.pdf (дата обращения 03.10.2017).
4. Ведущая роль ЮНЕСКО в реализации глобальной Повестки дня «Образование - 2030». Электронный ресурс http://ru.unesco.org/themes/vedushchaya-rol-yunesko-v-realizacii-globalnoy povestki-dnya-obrazovanie-2030 (дата обращения 05.09.2017).
5. Wals A.E.J. 2015. Beyond unreasonable doubt. Education and learning for socio-ecological sustainability in the Anthropocene. Wageningen, Wageningen University. Электронный ресурс https://arjenwals.files.wordpress.com/2016/02/8412100972_rvb_inauguratie-wals_ oratieboekje_v02.pdf (дата обращения 20.09.2017).
6. Education for Sustainable Development Goals. Learning goals for achieving the SDGs. Key competencies foe sustainability. Электронный ресурс http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002474/247444e.pdf (дата обращения 21.08.2017).
7. III Global report on adult learning and education. The Impact of Adult Learning and Education on Health and Well-Being; Employment and the Labour Market. Social, Civic and Community Life. Электронный ресурс http://uil.unesco.org/system/files/grale-3.pdf (дата обращения 06.10.2017).
8. Adult environmental education: awareness and environmental action (1999). Электронный ресурс http://www.unesco.org/education/uie/confintea/pdf/6a.pdf (дата обращения 13.05.2017).
9. Jarvis P. Adult education and lifelong learning. 4th Revised edition. London, United Kingdom London, New York: Routledge. - 352 p.
10. Jakovlevic J. What is the Future for Adult Education? (Interview with professor Dr. Peter Jarvis). Andragoske studije. - 2010, broj 1.
11. Мухлаева Т.В. Экологическое образование взрослых в Народной школе // Человек и образование. - 2010. - №1. - С. 70-74.
12. Литвинова Н.П. Тенденции и перспективы развития высших народных школ // Человек и образование. - 2010. - № 4. - С. 15-19.