Научная статья на тему 'Образование для устойчивого развития и мира'

Образование для устойчивого развития и мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CITIZENSHIP EDUCATION / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ МИРА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND PEACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бомбарделли Ольга

В статье отражен существенный вклад образования в устойчивое развитие и укрепление мира. Образование это «мягкая сила», во всяком случае, она формирует будущее. Школа и университет меняющиеся элементы социума, в контексте неформального и неофициального образования, в более широких рамках всего общества. Образование включает в себя множество когнитивных и поведенческих аспектов, касающихся знаний студентов и концептуального понимания, их интересов, навыков и компетенций, ценностей, установок и отношений. Статья состоит из трех частей: проблемы нашей эпохи во взаимозависимом мире и возможные меры их преодоления; устойчивое развитие и укрепление мира в условиях равноправия; образование для устойчивого развития как средство, укрепляющее ответственное гражданское поведение как отдельных лиц, так и групп или организаций, способствующих развитию человеческого потенциала, в ориентировании на стабильное будущее, и для улучшения процесса принятия общественно значимых решений (политические партии, предприятия и правительства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this paper is dealing with the contribution of education to sustainable development and to peace. Education is a soft power, anyway it prepares the future. School and university are changing actors of the society, in the context of non-formal and informal learning within the wider societies. Education involves a variety of cognitive and attitudinal strands, it concerns students’ knowledge and conceptual understandings, interests, skills and competences, values, attitudes and dispositions. This text is organized in three parts: the challenges of our era in an interdependent world and possible coping measures, sustainable development and peace in equity, education for sustainable development, as mean for enhancing responsible civic behaviour of both individuals and groups or organizations, in order to foster human development for a sustainable future, and to improve public decision making (political parties, enterprises and governments).

Текст научной работы на тему «Образование для устойчивого развития и мира»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Бомбарделли Ольга

профессор, профессор кафедры гуманитарных наук и философии

университет Тренто (г. Тренто, Итальянская Республика)

УДК 37.01:001.8

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И МИРА

(переводЯ.В. Поляковой, К.С. Буряк)

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND PEACE

В статье отражен существенный вклад образования в устойчивое развитие и укрепление мира. Образование - это «мягкая сила», во всяком случае, она формирует будущее. Школа и университет - меняющиеся элементы социума, в контексте неформального и неофициального образования, в более широких рамках всего общества. Образование включает в себя множество когнитивных и поведенческих аспектов, касающихся знаний студентов и концептуального понимания, их интересов, навыков и компетенций, ценностей, установок и отношений.

Статья состоит из трех частей: проблемы нашей эпохи во взаимозависимом мире и возможные меры их преодоления; устойчивое развитие и укрепление мира в условиях равноправия; образование для устойчивого развития как средство, укрепляющее ответственное гражданское поведение как отдельных лиц, так и групп или организаций, способствующих развитию человеческого потенциала, в ориентировании на стабильное будущее, и для улучшения процесса принятия общественно значимых решений (политические партии, предприятия и правительства).

Ключевые слова: образование, гражданское образование, устойчивое развитие и укрепление мира.

The purpose of this paper is dealing with the contribution of education to sustainable development and to peace. Education is a soft power, anyway it prepares the future. School and university are changing actors of the society, in the context of nonformal and informal learning within the wider societies. Education involves a variety of cognitive and attitudinal strands, it concerns students' knowledge and conceptual understandings, interests, skills and competences, values, attitudes and dispositions.

This text is organized in three parts: the challenges of our era in an interdependent world and possible coping measures, sustainable development and peace in equity, education for sustainable development, as mean for enhancing responsible civic behaviour of both individuals and groups or organizations, in order to foster human development for a sustainable future, and to improve public decision making (political parties, enterprises and governments).

Key words: education, citizenship education, sustainable development and peace

1. Введение

В этой статье я затронула проблему изучения предложений по преодолению существующих проблем социо-экономико-политической ситуации в локальном, национальном и мировом контексте, сосредоточив внимание на образовании. «В борьбе с вызовами, которые нам готовит будущее, человечество видит образование незаменимым средством в попытках достичь идеалов мира, свободы и социальной справедливости» (Delors, 1996, p.11).

Методология этой работы включает ссылки на исследования в области образования (UNESCO, 2005; Ainscow, Sandill, 2010), в ней использованы документы национальных и международных организаций (государственных и негосударственных), связанные с ключевыми аспектами настоящего исследования.

На горизонте возникают смутные очертания нестабильного будущего. Социо-культурная, экономическая, политическая и институциональная области нуждаются в структурных изменениях. Учитывая, что процесс развития, мировая безопасность и стабильность, права человека и образование взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, важнейшей целью исследования является образование для устойчивого будущего, с учетом качества образования, вклад в предотвращение насильственных конфликтов, при столкновении с проблемами отторжения по причине бедности, миграции, мировой конкуренции и несправедливости.

2. Глобальная взаимозависимость проблем

В настоящее время общество переживает трудные времена. Некоторые государства находятся в высшей степени сложной ситуации; существуют неразрешенные конфликты, а устойчивые глобальные интересы находятся в постоянном напряжении. Человечество существенно превышает экологические пределы (Rockström, et al., 2009. p. 472-475), крайняя бедность, конфликты (даже вооруженные) остаются широко распространенными. Мы являемся свидетелями безработицы в ряде стран, наряду с экономической и культурной нищетой, отсутствием социальной мобильности, дискриминацией, а также страданий, неуверенности в будущем, тревоги и страха.

В докладе организации «Международная амнистия» подчеркивается, что 2016-й год был тяжелейшим для прав человека, в связи с военными преступлениями, совершаемыми по всему миру, потоком беженцев, ставшими камнем преткновения, и мировыми властями, неспособными ничего с этим поделать (Amnesty, 2016). Согласно последним статистическим данным ООН, число международных мигрантов в мире достигло 244 миллионов в 2015 г., что на 41% больше в сравнении с 2000 г. (United Nations, Statistics Division, 2016).

В связи с нынешней глобальной взаимозависимостью, никто не может остаться в стороне от мировых проблем, или быть где-то в безопасности, не рискуя подвергнуться насилию или испытать другие трудности. Делаются попытки координирования ответных действий; проводятся двусторонние и многосторонние встречи и Декларации. Однако по-прежнему существует разрыв между заявленными намерениями, политикой и реализацией важных проектов. Существующие меры предотвращения и урегулирования конфликтов, миграции, усилия по искоренению нищеты, а также сокращения оборота оружия выглядят малоэффективными. Устойчивое развитие в области окружающей среды и гуманизма является лучшей предпосылкой для мирового прогресса, учитывая замкнутую взаимозависимость политических вопросов в каждой стране и в каждом регионе.

Инвестирование кадрового потенциала, финансирование, техническое сотрудничество и т.д. для обеспечения безопасного будущего не следует понимать лишь как гуманитарные аспекты для находящихся в неблагоприятном положении стран; усилия, направленные на сокращение неравенства и предотвращение конфликтов, следует рассматривать в качестве долгосрочной стратегии успешного выживания. Глобальное равнодушие лишь ухудшает ситуацию.

3. Мы все вместе. Новые решения для мира, находящегося в опасности

Текущая ситуация может быть охарактеризована как нестабильная, с потерей доверия к демократическому порядку, вызов через популизм, пропаганду и авторитаризм. Рост ксенофобии, радикализма и экстремизма является ожидаемой реакцией со стороны граждан стран, столкнувшихся с непреодолимыми трудностями.

Однако во многих странах существуют движения широких масс, борющихся за лучшее правительство, устойчивое развитие и мир. Многие граждане выступают за ответственное участие и вовлечение сообщества в процесс создания демократических ценностей, усовершенствования прав человека и достойный процесс управления.

Неправительственные международные организации выказывают озабоченность и критические замечания, религиозные группы, отдельные лица практикуют солидарность, помогая ООН в достижении целей «Трансформация нашего мира: 2030 г. Повестка дня: Люди, планета, процветание, мир, партнерство» (UN, 2014). Краткосрочные меры имеют значение в долгосрочной перспективе.

Сильное гражданское общество, как полагают, является неотъемлемой частью любой успешной борьбы против неравенства, коррупции и отчуждения; общественные организации могут укрепить культуру «всеобщего участия» во всех странах, принимающих участие в укреплении мира.

Долгосрочные стратегии необходимы для того, чтобы противостоять опасной ситуации в долгосрочной перспективе и предотвращать ухудшение условий для людей, находящихся в затруднительном положении. Подобная концепция предусматривает введение безотлагательных мер для борьбы с проблемами неблагополучия, начиная с их правильной интерпретации, проявляя инициативу в разработке новых форм сосуществования.

Объяснение явления влияет на его общественное восприятие. Знание и осознание причин неблагоприятных условий местной и международной обстановки является важным шагом к понимаю сущности проблемы.

СМИ играют большую роль в формировании общественного мнения, и журналистские расследования являются одним из основных столпов в борьбе за сокращение неравенства. Интернет и социальные сети меняют международный информационный процесс; они предоставляют людям возможности безграничного общения, стать отправной точкой в пересылке информации, и ресурсы для проведения собственных расследований (Bombardelli, Ferreira, 2016).

Граждане должны осознавать наиболее важные причины развития и неравенства. Знание о тесной взаимозависимости глобальных проблем должно усиливать понимание того, что наши интересы в необходимости обеспечения мира и безопасности совпадают с другими; подобное взаимодействие должно создать прочную основу для образования крепких социальных связей, и платформу для развития концепции солидарности всех людей.

Честное политическое взаимодействие является первой формой солидарности, как заявил Дон Лоренцо Милани, в соответствии с девизом его школы в Барбиане (Barbiana): «Мне не все равно» (Milani, 1996 p. 34). Важным является не только выбор, сделанный правительством, людьми и организациями, но и действия, которые будут предприниматься в дальнейшем.

Компетентные и осведомленные граждане могут осуществлять несколько форм участия: быть информированными, влиять на принятие решений (организованное управление и голосование), осуществлять групповую деятельность, принимать участие в демонстрациях, разрабатывать предложения, избирательно относиться к товарам (в зависимости от происхождения продуктов), а также участие общин (на добровольных началах, участие в организациях по борьбе с коррупцией, связями с мафией, отмыванием денег и т.д.), принимать участие в контроле и надзоре действий руководящих органов, направленных на вытеснение политических и бизнес-лидеров, участие в продвижении перспективной политики мира и справедливости. Одной из долгосрочных стратегий мирного существования является укрепление культуры мира и интеграции, направленной на устойчивое развитие.

4. Устойчивое развитие и укрепление мира в области правосудия

До тех пор, пока международная экономика и политика не будут основываться на принципах справедливости, до тех пор, пока отсутствует уважение к правам человека и культурному многообразию, религиям и вероисповеданиям, мы не можем ожидать улучшений в направлении укрепления мира и благополучия для всех. Долгосрочное урегулирование требует кардинальных изменений в том, как мы сталкиваемся с проблемами.

Устойчивое развитие связано с охраной окружающей среды, уважением прав человека, этичностью в экономической сфере и укреплении мира, что, кажется, больше не входит в приоритеты нашей страны и мира. Наиболее популярное определение процесса устойчивого развития было дано в докладе «Наше общее будущее» (1987), также известного как доклад Брундтланда: «Устойчивое развитие - развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности^т^^^, 1987 p. 43).

Устойчивое развитие представляет собой процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация технологического развития и институциональные изменения находятся в гармонии и направлены на повышение как текущего, так и будущего потенциала для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений (Bruntland, 1987), заботясь о справедливости (справедливости между/в рамках одного поколения, географическая справедливость в духе совместной/общей ответственности, процедурная справедливость для демократичного управления на основе широкого участия), общественности и моральных обязательствах: считая насущной необходимостью для процесса устойчивого развития роль институтов, ведущих общество к стабильности.

Укрепление мира и корпоративная социальная ответственность (Crane et.al., 2008) являются приоритетными направлениями на последующие годы и десятилетия; ответственная предпринимательская деятельность и корпоративные социальные возможности являются действующими концептами, посредством которых организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за последствия их деятельности в отношении клиентов и поставщиков, при работе на перспективу, более широкую и долгую, чем их собственные непосредственные, краткосрочные финансовые возвраты; они обобщаются и резюмируются по трем основным направлениям: люди, планета, прибыль, подразумевая заботу о здоровом выборе человечества.

Были приняты новые показатели благополучия, выявленные по индексу развития человеческого потенциала (HDI) (Доклад о развитии человека, 2016), запущенного Программой развития ООН (UNDP),

разработанной экономистом ul Haq M. в 1990 г. и развивающейся в последующие годы с помощью группы известных экономистов (в их числе A. Sen's 1996) (Haq ul, 1995; McGillivray, White, 2006, pp. 183-192). В ИРЧП включены три основные аспекта: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, знания и образование, и уровень жизни (покупательная способность).

Мир долговечен, если он основан на справедливости. В соответствии с Резолюцией от 24 июня 2016 г., одобренной Советом по правам человека ООН, Генеральная Ассамблея рекомендует принять «Декларацию о праве на мир» (Совет по правам человека, 2016 г.), подготовленную Рабочей группой Совета после 4 лет дебатов (Papiska, Mascia, 2016). «Каждый имеет право на мир, чтобы все права человека были соблюдены и защищены, а развитие реализовывалось в полном объеме» (Статья 1).

Признавая важность разрешения споров и конфликтов мирными средствами, глубоко осуждая все террористические акты, призывая к искоренению бедности/нищеты, и содействуя устойчивому экономическому росту и глобальному процветанию для всех, а также признавая необходимость устранения неравенства внутри стран и между ними (Декларация о праве на мир, 2016). Мир - это не только отсутствие войны, но и потребность в позитивном, динамичном процессе участия, где конфликты решаются в духе взаимопонимания и сотрудничества. Качество жизни, образования, уровень занятости и демографическая реальность подразумевают баланс иммиграции/миграции.

Влиятельные люди и органы власти, а также простые граждане призываются к совершенствованию. Граждане как покупатели, инвесторы, акционеры как потребители товаров и услуг (как этика банковских услуг, например), как работодатели, члены правительственных и неправительственных организаций по всему миру, вовлечены в решение политических и социальных проблем и играют важную роль в содействии расширению устойчивого развития и укреплению мира.

Активную гражданскую позицию можно объяснить, как Гражданское Участие в жизни общества, и/или политической жизни; взаимодействие характеризуется уважением и гармонией.

Гражданская позиция также может быть воспринята как знание и выполнение прав и обязанностей, а также знание гражданских ценностей, отношений и диспозиций. Гражданственность варьируется от социокультурного к политическому и экономическому аспектам (Augigier, 2000), тесно связанным друг с другом.

Необходим долгосрочный подход к устойчивым социоэкономическим планам, информации, осведомленности и образованию. Кроме стратегий в политико-экономической сфере,

образование является хорошей основой для устойчивого развития и укрепления мира.

Все может измениться только если люди хорошо информированы и искренне убеждены в ценности идей. Качественное образование в стабильном будущем - устойчивая форма солидарности, создающая для людей возможность обучаться в школах, колледжах, университетах, культурных и научных центрах, неформальных или виртуальных учебных сообществах.

ЮНЕСКО подчеркнула важность содействия устойчивому развитию, напомнив о его важности в качестве общей цели для всех образовательных и обучающих работ. Десятилетие образования в целях устойчивого развития ООН (2005-2014) - попытка интегрировать принципы, ценности и методы устойчивого развития во все аспекты образования и обучения, в целях решения социальных, экономических, культурных и экологических проблем, с которыми мы сталкиваемся в 21 веке.

5. Гражданское воспитание для обеспечения устойчивого развития и укрепления мира

Обучение в процессе устойчивого развития, прежде всего, предполагает понимание мировых проблем. Преподавание/обучение не является оценочным, оно сопряжено с ценностями; оно несовместимо с негуманизированными формами образования, которые Пол Фрере назвал «банковская концепция» образования (Freire 2008, 242-254). Ожидается, что учащийся достигнет досконального понимания ключевых политических, экономических и правовых аспектов, будет знать, каким образом международная, региональная и местная политики воздействуют друг на друга, анализировать основные аспекты господствующих политических течений, понимать движущие силы, лежащие в основе процессов дисбаланса, и рассматривать краткосрочные и долгосрочные последствия неравенства.

Важно, чтобы ученики узнали о процессе построения собственного суждения; развивали сбалансированность в принятии решений и процессе решения проблем, становясь независимыми, компетентными мыслителями.

Они должны принимать участие во многих областях, предполагая, что они примут активные позиции, а не только будут практиковать пассивное поведение. Студенты изучают процесс сбора, оценки, отбора и использования информации для того, чтобы иметь возможность анализировать и оценивать текущее положение дел, справляться со средствами массовой информации.

Методы преподавания должны предусматривать обучение критическому, аргументированному мышлению, применять методологически и теоретически обоснованные подходы к изучению

тем, освещать текущие вопросы, управляя спорными дебатами (s. Beutelsbacher Konsens).

Инновационной образовательной деятельностью является создание рабочих групп, проведение семинаров, проектных работ, а также некоторые формы активного обучения. Использование международных разработанных учебных материалов, международный обмен молодежью, а не только студентами, мобильность и перспективность преподавателей, позволяет видеть ситуации с различных точек зрения (Beutelsbacher Konsens), и учиться друг у друга.

Гражданское и общественное образование должно поддерживать молодежь в осознании собственной роли, которую они могут играть на социальном, экономическом и политическом уровнях, увеличивая их контроль и коллективную активность, что побуждает их влиять на общество и политику.

Изучение этих вопросов в школе может быть предоставлено несколькими интегрированными предметами, такими как: история, общественные науки, география, философия, религиозное образования/этика), на междисциплинарном уровне, включая экономику, социальные науки, родной и иностранный язык, информационные технологии и др.

Гражданское образование включает в себя множество когнитивных и поведенческих аспектов, касающихся знаний студентов и концептуального понимания, их интересов, навыков и компетенций, ценностей, установок и отношений. Оно является результатом формального, неформального и неофициального обучения, влияния семьи, соседей, примеров, подаваемых властями и со стороны общества, в том числе - средствами массовой информации.

Очень важно, чтобы суть образования в интересах устойчивого развития и поддержания мира достигла понимания, и чтобы ответственное гражданское поведение стало привычкой, то есть частью собственной идентичности.

6. Заключение

Социально-экономическая и политическая ситуация в Европе и во всем мире в настоящее время далека от перспективной; количество и тяжесть проблемных вопросов вызывают тревогу. Усилия, затраченные на стабильные решения необходимы для гарантии мира, безопасности и процветания; исходя из этого, нашим первым шагом должна быть ликвидация нежизнеспособных практик, ориентация на равное распределение мировых богатств, уважение прав человека и создание хорошего правительства.

Политические системы и простые граждане призваны принимать участие в достижении устойчивого развития и укрепления мира между разные странами и людьми, бороться с неравенством в социально-экономических, культурных областях.

Реальные предложения для краткосрочных и

долгосрочных решений могут быть реализованы только в том случае, если власти должным образом их примут, и если простые граждане смогут оказать давление на свои правительства.

Устойчивое образование в целях укрепления мира должно способствовать повышению компетентности, активизировать гражданскую позицию, влиять на решения и действия политических лидеров и правительства, предполагая, что политики в демократическом обществе прислушиваются к общественному мнению, положительно реагирует на давление со стороны своих граждан и социальных групп, в особенности на те общественные движения, которые четко выражают свое мнение, чтобы быть избранными.

Понимание общности будущего и текущих опасностей в контексте глобальной взаимозависимости должны быть основой для построения стабильного будущего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ainscow M. Developing inclusive education systems: the role of organisational cultures and leadership / M. Ainscow, A. Sandill // International Journal of Inclusive Education. - 2010. - Volume 14. - Issue 4.

2. Amnesty. 'The world in 2016 became a darker place'. - - URL: http://www.dw.com/en/amnesty-the-world-in-2016-became-a-darker-place/a-37646634

3. Audigier F. Basic Concepts and core competencies for education for democratic citizenship. - Strasbourg: Council of Europe, DGIV/EDU/CIT, 2000. - Р. 23.

4. Bombardelli O. Education for responsible citizenship and sustainable development in Lifelong Learning and Active Citizenship. London: CiCe, 2010. - PP. 364-371.

5. Bombardelli, O., Ferreira, P.D. Editorial: Digital Tools and Social Science Education // Journal of Social Science Education. - 2016. - Volume 15. - Number 1. Spring.

6. Brundtland G. H. World Commission on Environment and Development: Our Common Future, WCED). - Oxford: Oxford University Press, 1987.

7. Crane A., et.al. The Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility. -Oxford: Oxford University Press, 2008.

8. Delors, J. (1996). Learning. The Treasure Within. Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty -first Century. Paris: Unesco Publishing. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0010/001095/109590eo.pdf

9. Freire, P. (2008). The "Banking" Concept of Education. in Bartholomae, David and Anthony Petrosky. Ways of Reading. 8th ed.. Boston: Bedford- St. Martin's.

10. Haq ul, M. (1995) Reflections on Human Development. - New York: Oxford University Press.

11. Human Rights Council of the United Nations, Resolution recommending the General Assembly to adopt the "Declaration on the right to peace" as prepared by the Council's.

12. Working Group of the Human Rights Council in drawing the text of the Declaration. - URL: http://unipd-centrodirittiumani.it/en/pubblicazioni/The-Declaration-on-the-right-to-peace-is-in-the-pipeline-to-the-General-Assembly-of-the-United-Nations/1138 Declaration on the Right to Peace (2016). http://unipd-centrodirittiumani.it/public/docs/Declaration_RightToPeace_24062016.pdf

13. Landeszentrale fuer politische Bildung Baden Wuerttemberg. Beutelsbacher Konsens. - URL: https://www.lpb-bw.de/beutelsbacher-konsens.html HDI (Human Development Index). http://hdr.undp.org/en/content/human-development-index-hdi

14. Human Development Report UNDP (2016). Human Development for Everyone. -URL: http://hdr.undp.org/en/content/download-and-read-latest-human-developmentreport-2016-human-development-everyone

15. McGillivray M., White H. Measuring development? The UNDP's human development index, Journal of International Development. - 2006. - Vol. 5. - No. 2.

16. Milani L. Lettera a una professoressa. - Firenze: LEF, 1996.

17. Papisca A., Mascia M. The Declaration on the right to peace is in the pipeline to the General Assembly of the United Nations. - URL: http://unipd-centrodirittiumani.it/it/.pubblicazioni/The-Declaration-on-the-right-to-peace-is-in-the-pipeline-to-the-General-Assembly-of-the-United-Nations/1138 United-Nations, Statistics division, Demographic and Social Statistics, https://unstats.un.org/unsd/demographic/

18. Rockstrom, J. et al. A safe operating space for humanity. Nature. - 2009. -461(7263). - P. 472-475.

19. Sudhir A., Sen A.K. (1996). Human Development: Concepts and Priorities. United Nations Development Programme, Office of Development Studies United Nations Decade of Education for Sustainable Development - URL: http://www.unesco.org/en/esd/

20. United Nations (2014). Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. - URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/ transformingourworld. Last access to the websites April 2017.

Заворотнева Наталия Кирилловна

учитель первой категории ОШ №11,

(г.Макеевка, ДНР) Томашевская Елена Юрьевна

кандидат экономических наук ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378

ЛИЧНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ PERSONALITY IN THE LEARNING PROCESS

В статье рассмотрена роль образования в процессе становления личности и ее самореализации. Большое внимание уделяется гражданскому образованию как неотъемлемой части образовательного процесса. Акцент сделан на совершенствовании образовательного уровня, высоких профессиональных навыках и компетентности личности с целью ее успешности и конкурентоспособности на рынке труда.

Ключевые слова: личность, образование, гражданственность, самообразование.

In the present paper, the role of education in the course of personality becoming and self-fulfillment is analyzed. A great attention is paid to civic education as an integral part of the learning process. An emphasis is laid on improvement of the level of education, high

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.