КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 11 • Номер 12 • декабрь 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
задачи финансово-экономического образования для устойчивого развития
Насибян С.С.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматриваются современные взгляды на развитие образования исходя из модели устойчивого развития. Такие аспекты устойчивого развития, как формирование «зеленой экономики», переход к новому индустриальному укладу, в котором возрастает роль нематериальных информационных потоков, интеллектуальной собственности, непосредственно связаны с образованием, формированием человеческого капитала. Рассматриваются направления реализации устойчивого развития в образовательных концепциях, конкретных задачах развития образовательных организаций.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, устойчивое развитие, человеческий капитал, компетенции, образовательная концепция.
Tasks of financial and economic education for sustainable development
Nasibyan S.S.1
1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia
введение
Значение образования в концепции устойчивого развития в настоящее время возрастает, что требует развития функций образовательных систем, совершенствования их содержания, повышения технологической доступности. Образование признается в качестве важнейшего механизма достижения устойчивого развития общества. Если раньше образование служило инструментом раскрытия принципов и условий устойчивого развития, то в настоящее время подразумевается, что образование должно участвовать в разработке и формировании устойчивого развития, освоении и распространении лучших практик и междисциплинарных знаний. Предполагается, что содержательно образование должно перейти на новый уровень: от включения вопросов устойчивого развития в образовательные программы к формированию модели образования для устойчивого развития.
В Целях устойчивого развития (ЦУР) (Sustainable Development Goals (SDGs)), официально известных как «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development), ЮНЕСКО определяет значение образования в качестве четвертой из 17 целей для преобразования нашего мира. Цель сформулирована следующим образом: «Обеспечение всеобъемлющего и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Образование следует за такими глобальными целями, как ликвидация нищеты, ликвидация голода, хорошее здоровье и благополучие.
Новый уклад - новые потребности
Согласно современным взглядам образование для устойчивого развития (ОУР) представляет собой непрерывный процесс обучения и исследования, развития специальных навыков, формирования жизненной позиции и ценностей, т.е. процесс формирования определенного набора человеческих качеств, как профессиональных, так и личностных. Предполагается, что эти качества обеспечат повышение уровня жизни в пределах естественной емкости природных экосистем. К числу необходимых качеств, которые должно сформировать образование для устойчивого развития, относятся, прежде всего, знания, умения и навыки, а также отношения, черты (ценности) личности, стиль деятельности людей и сообществ.
Перед ОУР стоит масштабная задача обеспечения новых потребностей рынка труда. Особенности устойчивого развития, формирование «зеленой экономики», а также переход к новому индустриальному укладу, «информационному обществу», в котором возрастает роль нематериальных информационных потоков, интеллектуаль-
ABSTRACT:_
The article describes modern views on the development of education on the basis of the model of sustainable development. Such aspects of sustainable development as the creation of "green economy" and transition to a new industrial order, when the role of non-material information flow and intellectual property increases, are directly related to education and human capital formation. We consider development directions of sustainable development in educational conceptions and certain tasks of development of educational programs.
KEYWORDS: education, sustained development, human capital, competence, education conception. JEL Classification: J24, I00, I21 Received: 19.12.2017 / Published: 28.12.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Nasibyan S.S. ([email protected])
CITATION:_
Nasibyan S.S. (2017) Zadachi finansovo-ekonomicheskogo obrazovaniya dlya ustoychivogo razvitiya [Tasks of financial and economic education for sustainable development]. Kreativnaya ekonomika. 11. (12). - 1303-1314. doi: 10.18334/ce.1 1.12.38685
ной собственности, приводит к возрастанию роли человеческого капитала, усилению «экономик знаний» как главной его составляющей [1] (Aganbegyan, 2017).
Современное образование включает в себя не только знание теории, но овладение практическими навыками, следование принципам профессиональной этики, мотивацию на ответственное (безопасное, экологическое) поведение в будущей профессии.
Несомненно, в минувшее десятилетие, которое было объявлено ООН Десятилетием образования для устойчивого развития, были достигнуты существенные успехи в экологическом образовании, внедрении новых направлений образования, непосредственно связанных с подготовкой кадров для важнейших отраслей «зеленой экономики». Россия была признана и остается в числе лидеров в этом направлении образования. Вместе с тем анализ достижимости цели устойчивого развития в сфере образования, обозначенной ООН, стоящей перед нашей страной, показывает, что задача формирования современных, востребованных рынком навыков, особенно навыков будущего, для молодежи и взрослых остается нерешенной [3] (БоЬу1еу, Grigorev, 2016).
Концепция устойчивого развития сформировалась на основе соединения трех направлений: экономического, экологического и социального. Такой подход позволяет рассматривать понятие экономической эффективности в особом аспекте. Длительные экономические проекты, учитывающие закономерности природы, в результате оказываются более эффективными, чем проекты, при реализации которых не учитываются возможные негативные экологические последствия. Основная цель устойчивого развития в области экологии состоит в поддержании стабильности физических и экологических систем. Игнорирование потребностей экологии приведет к деградации окружающей среды и поставит под угрозу существование всего человечества. Значение социального направления можно рассматривать как приоритетное -именно осознание социальных проблем стало толчком к формированию концепции устойчивого развития, которая направлена на сохранение культурной и социальной стабильности, а также на уменьшение разрушающих конфликтов.
Экологические требования общества имеют высокий приоритет в модели устойчивого развития, что подчеркивается принятием документов на государственном уровне [6].
Однако без экономического развития и финансовой устойчивости не будут удовлетворены базовые требования общества. Экономическое развитие в настоящий период проходит этап формирования нового технологического уклада (четвертая технологическая революция, Индустрия 4.0). Возможности и характеристики этого
ОБ АВТОРЕ:_
Насибян Седа Саркисовна, доктор экономических наук, профессор, декан факультета финансов и банковского дела (з.паз1Ьуапйгапера.ш)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Насибян С.С. Задачи финансово-экономического образования для устойчивого развития // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 12. - С. 1303-1314. сЫ: 10.18334/се.1 1.12.38685
уклада имеют существенное значение для достижения устойчивого развития, однако при этом порождают наряду с экологическими и новые риски - технологические, социальные, финансовые и прочие.
Учитывая эти факторы, ОУР не может быть ограничено рамками экологических проблем. Необходимо развивать комплексную систему образования, в которой в конечном итоге найдут отражение составляющие экологической культуры, актуальные требования к технологическим и информационным факторам, а также требования к финансовой устойчивости и социальной ответственности бизнеса.
В практике реализации задач ОУР есть много нерешенных вопросов. Для устойчивого развития помимо экологической необходимы также социальная и экономическая компоненты.
Модель ОУР только формируется как на теоретическом, так и на методологическом уровнях. Пока отсутствует четкое понимание конкретики модели ОУР. Однако существенные, пусть и разрозненные, требования к этой модели уже представлены.
Логично, что ОУР должно давать основы для решения проблем, которые могут возникнуть в будущем. При этом в образовательных программах следует учитывать как среднесрочные, так и долгосрочные потребности и последствия устойчивого развития. ОУР должно включать освоение таких видов деятельности как прогнозирование, моделирование, стратегическое планирование. ОУР должно представлять собой определенную систему, в которой экологические, природоохранные курсы будут интегрированы с социальными и экономическими дисциплинами. Переход к устойчивому развитию требует целенаправленной подготовки специалистов, способных принимать системные решения, ориентированных на технологии устойчивого развития.
Основы устойчивого развития должны быть включены в подготовку всех специалистов, которые бы имели адекватный уровень знаний, владели бы навыками и компетенциями в области устойчивого развития. К числу таких навыков и компетенций можно отнести: критическое мышление, аналитические способности, навыки работы в команде, навыки и опыт осуществления проектов и представления информации. Большое значение имеют навыки в области этики, а также развитие коммуникаций.
Развитие цифровой экономики порождает новые риски социального и экономического характера: смещение реального сектора экономики в виртуальную сферу, деформация системы ценностей, смещение ориентиров сознания и поведения в область виртуальной коммуникации, вероятность информационных войн, кибертерроризма, развитие кибермошенничества в финансовой сфере. В этих условиях образовательные программы для специалистов (как технических, так и гуманитарных направлений) должны включать вопросы информационной культуры, информационной безопасности.
Знания решают многое
В настоящее время, как отмечено в Докладе ЮНЕСКО, большинство систем образования не в состоянии удовлетворить рыночный спрос. К 2020 г. дефицит специали-
стов с высшим образованием и необходимой квалификацией во всем мире составит 40 млн человек, а нехватка работников с более низким уровнем образования составит порядка 95 млн. человек [7].
10 лет назад не существовали многие профессии, которые сегодня входят в число самых востребованных и высокооплачиваемых (например, специалист по BIG DATA, разработчик мобильных приложений, оператор дрона и т. д.).
Ожидается, что к 2030 г. исчезнут 57 профессий и появится 186 новых профессий [2], так полагают эксперты Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив. В финансовом секторе прогнозируется появление новых профессий: оценщик интеллектуальной собственности, менеджер финансирования проектов с привлечением интернета, разработчик персональных пенсионных планов, мультивалютный переводчик, менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей. Эти новые профессии, в свою очередь, требуют владения т. н. «над-профессиональными» навыками и умениями. К ним относятся системное мышление, межотраслевая коммуникация, умение управлять проектами и процессами, программирование, робототехника, клиентоориентированность (умение работать с запросами потребителя). При этом профессия бухгалтера, банковского операциониста, менеджера по кредитам должны устареть еще до 2020 года.
В реальной жизни в настоящее время крупнейшим российским банкам требуются специалисты, которые сочетают знание традиционных банковских областей и современных информационных технологий, а также владеют инструментами аналитики. Одними из самых востребованных специалистов на рынке труда остаются риск-менеджеры. Одновременно наблюдается нехватка экспертов и методологов по внедрению стандартов Базельского комитета, возрастает потребность в квалифицированных экспертах в сфере информационной безопасности и мониторинга мошенничества. И следует заметить, что банковский сектор пока не отказывается от операционистов и бухгалтеров, менеджеров по работе с клиентами. Потребность в этих специалистах в большей мере наблюдается в регионах в связи с открытием там крупными банками региональных офисов, сервисных центров либо же в связи с переносом туда определенных видов банковских и учетных операций (работа по проверке заемщиков, бухгалтерские операции), создания удаленных контактных центров [8].
В финансовой сфере в большей мере будут востребованы так называемые гибридные специалисты, которые в одинаковой степени компетентны в различных специальностях: например, в информационных технологиях и микрофинансировании или в финансовом мониторинге, аудите и корпоративном кредитовании.
На уровне экономических субъектов - предприятий и организаций - достижение устойчивого развития предполагает постановку и решение конкретных задач в области управления капиталом и финансами, информационно-аналитического обеспечения принятия решений, проведения учета и подготовки отчетности, включая
комплексную корпоративную отчетность, соответствующую принципам открытости и социальной ответственности бизнеса.
Для решения этих задач нужны подготовленные кадры, имеющие уже в настоящее время необходимые компетенции. Так, в последние годы развивается конкретное направление - подготовка корпоративной отчетности в области устойчивого развития. Многие российские компании уже делают такую отчетность и составляют программы и стратегии развития исходя из 17 целей устойчивого развития.
на этапе ускорения
Реализация ОУР из идеи в конкретную задачу вузов может потребовать определенных методологических и организационных изменений в образовательных учреждениях. Так, возможно изменение стандартного учебного плана в виде утвержденной схемы обучения в вариант учебного плана в виде гибкой вариативной схемы усвоения материала. Возможно изменение методологии разработки учебных программ - переход от предметной ориентации к подготовке междисциплинарных обучающих модулей. Может быть сформирован определенный набор таких модулей, которые могут быть различными по сложности, набору дисциплин, адаптированы к индивидуальным потребностям студентов.
Изменения в технологии образования происходят и в настоящее время, однако переход к образованию для устойчивого развития должен ускорить этот процесс. Использование в учебной деятельности кейс-метода, деловых игр, предполагающих разрешение проблемных и затруднительных ситуаций, применение интегрированных курсов, модульная организация обучения, проектные и практические занятия и др. методы - все это развивает интеллектуальные способности студентов, компетенции, познавательные и коммуникационные навыки.
Учитывая быстрое внедрение информационных технологий в образование, образовательные продукты могут быть предоставлены с использованием интернета: виртуальные классы, включая массовые открытые онлайн-курсы (МООС), синхронное и асинхронное обучение. В 2015 г. российские вузы открыли собственную площадку для онлайн-обучения - Национальную платформу открытого образования, где представлены 9 ведущих вузов. Могут быть использованы и другие возможности электронного обучения (использование CD-ROM, «облачное», мобильное обучение, видеоконференции через спутник и др.).
Ожидается, что новые технологии и искусственный интеллект изменят образование путем диверсификации процесса обучения и оценивания. Так, в 2017 г. Sony Corporation и Global Education (SGE) создали систему с применением технологии блок-чейн в сфере образования. Система обеспечивает централизованное управление данными в рамках нескольких образовательных учреждений, что позволит делать ссылки, записывать информацию, а также получать данные об успеваемости. Технология блокчейн используется для создания журнала хранения информации о полученном
образовании - дипломах, степенях, тестировании. Система позволяет анализировать данные с помощью искусственного интеллекта, а затем предлагать способы усовершенствования учебных программ, улучшения методов управления образовательными организациями [9].
Образование в целях устойчивого развития должно проходить в особой форме -в форме непрерывного образования (lifelong learning), что обеспечивает обновление профессиональных знаний и навыков как условие развития, карьерного роста. В системе непрерывного образования ведущие российские вузы имеют существенные преимущества. Отметим основные из них. Дополнительные знания и навыки можно получать и развивать на основе концепции и традиций вуза, сложившихся за годы или десятилетия, что позволяет приобщиться к этике и ценностям вуза. Немаловажно, если основное образование было получено в этом же вузе, тогда включение слушателя в процесс дополнительного образования не потребует времени для адаптации.
Следует учитывать преимущества непосредственного, прямого контакта с преподавателями - носителями знаний в ходе образования, а также с представителями государственных органов, регулирующих организаций, которые, как правило, имеют развитые контакты с ведущими вузами. Эти контакты происходят как на семинарах, лекциях, мастер-классах, так и в ходе общения на конференциях, дискуссиях, круглых столах, которые проводятся в рамках вуза. Документы (дипломы, свидетельства, сертификаты), которые получают выпускники по завершении образования, соответствуют государственным требованиям, придают существенный социальный статус их владельцам. Обучение в ведущих вузах позволяет приобрести новые социальные контакты (полезные знакомства), которые можно развивать, общаясь с сокурсниками в рамках ассоциаций (клубов) выпускников.
Компетентность для будущего
Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС при Президенте РФ в своей деятельности стремится реализовать концепцию образования для устойчивого развития применительно к финансово-экономическому образованию. Ориентированность факультета на задачи устойчивого развития обозначена в его миссии - подготовка глобально конкурентоспособных специалистов, способных предлагать модели организации устойчивого развития, осуществлять экспертно-аналитическое и консультационное сопровождение принятия управленческих решений в сфере экономики и финансов.
Образовательная концепция факультета строится на принципе непрерывного обучения и преемственности программ. Факультет реализует полный цикл обучения: профильный бакалавриат по экономике, программы магистратуры по экономике, менеджменту, финансам и кредиту, специализированные программы МВА, англоязычную программу ЕМВА, эксклюзивную программу DBA.
Развитие факультета предусматривает несколько ключевых направлений, в их числе, прежде всего, следует отметить соответствие требованиям и стандартам профессиональных ассоциаций (как зарубежных, так и национальных), изменение платформы обучения, интернационализацию образовательных программ.
Первое ключевое направление развития факультета, которое рассматривается как одно из важнейших направлений системных изменений в образовательном процессе, это соответствие требованиям и стандартам профессиональных ассоциаций как зарубежных, так и национальных.
В 2013 г. факультет получил Свидетельство IQA CEEMAN (Международная ассоциация развития менеджмента в динамичных обществах). В настоящее время находится в аккредитационном процессе в AACSB (Ассоциация ведущих школ факультетов бизнеса). Руководство РАНХиГС считает аккредитацию AACSB одним из наиболее приоритетных инструментов повышения качества. Аккредитационный процесс AACSB с сопутствующими расходами включен в стратегический план развития ФФБ, который прошел обсуждение на ученом совете, утвержден деканом и ректором РАНХиГС.
Ежегодно руководство РАНХиГС проводит внутренний рэнкинг бизнес школ и программ. Наличие международных аккредитаций - важный критерий внутреннего рэн-кинга, причем аккредитации AACSB придается наибольший удельный вес, что свидетельствует о заинтересованности руководства в прохождении аккредитационных процедур.
Что касается национального уровня, то аккредитацию прошли программы всех уровней обучения. Программы факультета одни их первых прошли профессионально-общественную аккредитацию (ПОА) Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка. Речь шла о соответствии образовательных программ требованиям профессионального стандарта. В результате были получены свидетельства по трем программам бакалавриата и трем программам магистратуры. Программа МВА «Банковское дело и финансы» имеет аккредитацию Национального аккредитацион-ного совета делового и управленческого образования (НАСДОБР).
Второе направление развития факультета - это изменение платформы обучения, использование новых образовательных технологий. Еще 10 лет назад факультет только приступал к обучению по программным продуктам, сегодня же владение компьютерными технологиями стало нормой для студентов факультета. Расширяется использование программных продуктов Microsoft в учебном процессе, внедряются профессиональные продукты Bloomberg, Thomson Reuters Financial (Eikon, DataStream, Embargoed Research) в образовательный процесс и исследовательскую деятельность. Применяются такие формы, как: мультимедийные курсы в рамках проекта «Открытая академия», трансляция лучших зарубежных и национальных бизнес-кейсов. На факультете внедряются новые образовательные технологии, включающие использование электронного обучения.
Третье направление развития факультета - интернационализация образовательных программ. Так, в настоящее время на факультете осуществляется интеграция
курсов на основе сетевого взаимодействия по учебным планам, которые совместно разработаны двумя или несколькими членами российско-французского консорциума. Соглашение об этом было подписано ректором РАНХиГС весной 2016 года. В результате выпускники факультета имеют возможность получить степень (квалификацию) двух или нескольких национальных дипломов учебных заведений - участников интегрированных программ обучения, а также могут принять участие в обменных программах, повысить языковую подготовку, приобрести навыки адаптации в мультикультур-ной среде.
Во все обучающие программы встроены сертификационные модули. Это означает, что выпускник факультета помимо диплома может иметь сертификат признанного зарубежного вуза, например, Британского института, о признании специалистом в области управленческого учета. Многие студенты получают сертификаты Microsoft. Система сертификации пронизывает все профили бакалаврской и магистерской подготовок.
На факультете реализуется уникальная программа двойного диплома Private Capital Management & Luxury management в рамках дополнительного образования.
Коллектив факультета осознает особую ответственность за устойчивое будущее российской финансовой сферы в динамично меняющейся среде и применяет PRME в качестве руководящих принципов и основы для образовательной, исследовательской, публикационной и другой деятельности. Этичное и ответственное поведение признается одним из наиболее важных образовательных результатов и ключевой составляющей профессионализма, обеспечивающей положительную репутацию, профессиональную адаптивность и стабильную способность зарабатывать.
Принципы этического предпринимательства имеют важнейшее значение при подготовке студентов. Факультет присоединился к Глобальной инициативе ООН по внедрению этих принципов и успешно внедряет международные стандарты ISO-26000. При поддержке Фонда кардинала Поля Пупара, советника Папы Римского по вопросам культуры, на факультете разработан курс «Основы медиации», который реализован на программах магистерского уровня и дополнительного образования.
Задачи повышения эффективности финансово-экономического образования в контексте устойчивого развития побуждают актуализировать содержательную составляющую учебных программ. Так, кризисные явления в экономике вызвали необходимость интегрировать в программы MBA и DBA учебные курсы по устойчивому развитию организации, социальной ответственности инвестирования и этике предпринимательства.
Заключение
Внедрение элементов научной работы в образовательный процесс дает возможность преподавателям и студентам проводить научные исследования в вопросах, которые способствуют реализации концепции устойчивого развития. Одним из
направлений научно-исследовательской работы факультета будет являться разработка рекомендаций по формированию показателей комплексной корпоративной отчетности для устойчивого развития. В числе результатов исследовательской работы разработка программы развития профессиональных квалификаций и компетенций специалистов в сфере подготовки публичной нефинансовой отчетности для устойчивого развития.
Факультет финансов и банковского дела может реализовать задачи образования для устойчивого развития, используя такие инструменты, как стратегический подход при формировании образовательного процесса, высококвалифицированный кадровый потенциал, методические и технические возможности, опыт организации и проведения мероприятий, продвигающих принципы устойчивого развития.
ИСТОЧНИКИ:
1. Аганбегян А.Г. Человеческий капитал и его главная составляющая - сфера «эко-
номики знаний» как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии. - 2017. - № 3-4.
2. Атлас новых профессий, вторая редакция. Москва. Atlas100. [Электронный ресурс].
URL: http://atlas100.ru (дата обращения: 25.11.2017).
3. Бобылев С.Н., Григорьев Л.М. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. - 44 с.
4. Мазуров Ю.Л. Образование для устойчивого развития в России: в поисках перспек-
тивы // Вестник ЮНЕСКО. - 2013. - № 18. - с. 324-335.
5. Мау В.А. Антикризисные меры или структурные реформы: экономическая политика
России в 2015 г // Вопросы экономики. - 2016. - № 2. - с. 5-33.
6. Основы государственной политики в области экологического развития на период до
2030 г. - Утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.
7. Резюме всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования. Образование
в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех. Unesdoc. [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002457/245745R. pdf (дата обращения: 25.11.2017).
8. Кого будут переманивать банки в 2017 году. Пять тенденций развития банков, кото-
рые повлияют на подбор персонала // Ведомости. 07.12.2016
9. Sony собирается использовать технологию блокчейн в сфере образования. Cryptos.tv.
[Электронный ресурс]. URL: https://cryptos.tv/sony-ispolzuet-texnologiyu-blokchejn-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 25.11.2017 ).
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2013 г. № 792-р
11. План действий по реализации основ государственной политики в области эколо-
гического развития на период до 2030 г. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. № 2423-р// 12. Working Group on Education: Digital skills for life and work. September, 2017.
REFERENCES:
Aganbegyan A.G. (2017). Chelovecheskiy kapital i ego glavnaya sostavlyayuschaya -sfera «ekonomiki znaniy» kak osnovnoy istochnik sotsialno-ekonomicheskogo rosta [Human capital and its main component - the sphere of the "knowledge economy" as the main source of socio-economic growth]. Economic strategies. (3-4). (in Russian).
Bobylev S.N., Grigorev L.M. (2016). Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiyskoy Federatsii za 2016 god [Russian Federation. 2016 Human Development Report] M.: Analiticheskiy tsentr pri Pravitelstve Rossiyskoy Federatsii. (in Russian).
Mau V.A. (2016). Antikrizisnye mery ili strukturnye reformy: ekonomicheskaya politika Rossii v 2015 g [Crisis measures or structural reforms: Russia's economic policy in 2015]. Voprosy Ekonomiki. (2). 5-33. (in Russian).
Mazurov Yu.L. (2013). Obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya v Rossii: v poiskakh perspektivy [Education for sustainable development in Russia: looking for prospects]. Vestnik YuNESKO. (18). 324-335. (in Russian).