Научная статья на тему 'Стратегия финансового образования: инновации и стандарты'

Стратегия финансового образования: инновации и стандарты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР / ИННОВАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / EDUCATION / FINANCIAL SECTOR / INNOVATIONS / COMPETENCES / EDUCATIONAL STANDARDS / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насибян Седа Саркисовна

В статье рассматриваются основные подходы к стратегии развития финансового образования в условиях перехода к информационному обществу, применения информационно-телекоммуникационных технологий во всех областях финансовой деятельности. Приводятся практические примеры реализации стратегических целей и задач в рамках Стратегии развития факультета финансов и банковского дела РАНХиГС: гармонизация российских образовательных и профессиональных стандартов, интеграция стандартов международного сообщества в образовательные программы, актуализация профилей образования, развитие навыков самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, внедрение программных продуктов в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of financial education: innovations and standards

The article reviews main approaches to the development strategy of financial education under conditions of transition to the informational society, application of the information and communication technologies in all spheres of financial activity. Practical examples for implementation of strategic goals and issues within the Development strategy for the Faculty of Finance and Banking of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration are given: harmonization of Russian educational and professional standards, integration of the international community standards into educational programs, actualization of educational profiles, development of skills for independent and scientific and research work of students, introduction of software products into the academic activity.

Текст научной работы на тему «Стратегия финансового образования: инновации и стандарты»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Насибян С.С.1

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Стратегия финансового образования: инновации и стандарты

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматриваются основные подходы к стратегии развития финансового образования в условиях перехода к информационному обществу, применения информационно-телекоммуникационных технологий во всех областях финансовой деятельности. Приводятся практические примеры реализации стратегических целей и задач в рамках Стратегии развития факультета финансов и банковского дела РАНХиГС: гармонизация российских образовательных и профессиональных стандартов, интеграция стандартов международного сообщества в образовательные программы, актуализация профилей образования, развитие навыков самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, внедрение программных продуктов в учебный процесс.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, финансовый сектор, инновации, компетенции, стандарты образования, стратегия развития

JEL: I23, L15, 030

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Насибян С.С. Стратегия финансового образования: инновации и стандарты // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1229-1236. — doi: 10.18334/ce.10.11.37075

Насибян Седа Саркисовна, доктор экономических наук, профессор, декан факультета финансов и банковского дела, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (s.nasibyan@ranepa.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 16.11.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.11.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/ce.10.ll.37075

(с) Насибян С.С. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Развитие цифровых технологий определило смену тенденций развития: от экономики, основанной на материальных активах, к экономике знаний. Знания становятся основным фактором развития экономики. Во всех сферах и отраслях производства и управления широкое распространение получают информационно-коммуникационных технологии. Система образования под воздействием этих тенденций должна неизбежно изменяться. Ее основными задачами становятся развитие мышления, формирование универсальных учебных действий как средства переработки информации в личностное знание. Индивидуализация процесса труда определяет необходимость развития в ходе образования персонального потенциала личности, способности к самостоятельным действиям и самообучению, постоянному поиску новых и совершенствованию имеющихся знаний.

Переход к информационному обществу, применение информационно-телекоммуникационных технологий во всех областях финансовой деятельности ставит задачу подготовки специалистов, которые способны работать с информацией, используя современные технологии, при этом они должны критически мыслить и видеть возникающие реальные проблемы, должны самостоятельно приобретать необходимые знания и уметь применять их на практике. Современные специалисты в области финансов должны обладать не только академическими знаниями, но и практическими навыками.

Работа специалистов финансовой сферы претерпевает существенные изменения вследствие того, что в самой финансовой индустрии происходят технологические и структурные преобразования. Так, например, предполагается превращение кредитных институтов в экосистемы, при создании которых используются концепции открытого кода, что подразумевает встраивание в структуру уже действующего банка различных как финансовых, так и не финансовых партнеров на основе бурного развития информационных технологий, однако при соответствующей поддержке нормативно-правовой среды. Изменения работы финансовых специалистов касаются не столько ее направлений или специализаций, сколько характера работы. В финансовой сфере в большей мере будут востребованы так называемые гибридные специалисты, которые в одинаковой степени компетентны в различных специальностях: например, в информационных технологиях и

микрофинансировании или в финансовом мониторинге, аудите и корпоративном кредитовании.

Можно сказать, что в этих условиях стратегия системы финансового образования и повышения квалификации предполагает решение двух задач: первая - это адаптация к изменяющимся условиям экономики, вторая - сохранение опыта, традиций и навыков работы в конкретной отрасли, что закреплено в соответствующих профессиональных и этических стандартах.

Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС имеет свою Стратегию развития, которая была разработана в 2013 г. Она предполагает укрепление основных компетенций факультета: университетского образования, бизнес-школы, экспертно-консультационного, научно-исследовательского и аналитического центра. Стратегия охватывает период развития факультета до 2020 г. и основана на двух этапах стратегического развития образовательных программ: в пределах трех-пяти лет и в более отдаленной перспективе -за пределами пяти лет. Этот горизонт планирования позволяет выстроить подготовку специалистов таким образом, что по совокупности полученных компетенций они будут опережать текущие потребности работодателей и при этом будут адаптированы к изменениям в финансовой сфере.

Особое место в Стратегии развития факультета отводится гармонизации российских образовательных (ФГОС3+ ВО) и профессиональных стандартов, которые утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ. Эта цель реализуется при формировании образовательных программ факультета всех уровней обучения (от программ высшего образования до программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Стратегическая позиция факультета строится на интеграции стандартов международного сообщества в образовательные программы, благодаря чему студенты имеют возможность получать международные профессиональные сертификаты. Факультет является одной из немногих бизнес-школ в России, которые предлагают такую образовательную модель.

В результате последовательной работы в направлении гармонизации образовательных стандартов в 2016 г. программы высшего образования уровней бакалавриата и магистратуры по направлениям 38.03.01 «Экономика», 38.04.01 «Экономика», 38.04.08 «Финансы и кредит» успешно прошли профессионально-общественную аккредитацию. Советом по

профессиональным квалификациям финансового рынка при РСПП особо был отмечен эксклюзивный опыт факультета в области практического внедрения российских и международных профессиональных стандартов в программы высшего образования.

Факультет актуализировал профили, которые реализуются в программе бакалавриата по экономике, как с учетом национальной квалификационной рамки, так и с учетом требований международных профессиональных ассоциаций. Экспертами факультета были выбраны наиболее динамичные сферы, в которых ощущается нехватка квалифицированных специалистов на стартовых позициях и в то же время есть возможности карьерного роста. Так, в рамках направления «Экономика» появились профили «Финансы и кредит», «Учет, анализ и аудит», «Деньги, банки, финансовые рынки», «Фондовые рынки и технологии», «Международные финансовые организации в глобальной экономике». Обучение по этим профилям отвечает ожиданиям объединений работодателей и профессиональных ассоциаций, которые представляют все сегменты финансового рынка.

По программам подготовки студентов в рамках подписанного Академией соглашений с самыми авторитетными в мире крупнейшими профессиональными организациями, сертифицирующими специалистов в области финансов и инвестиций (ACCA, CIMA, CIIA, CFA, ERP и другие), а также английского языка (LCCY English for Business) на факультете были расширены рамки образовательных компетенций. Так, например, учебные планы бакалавров построены таким образом, что студенты имеют возможность в процессе обучения на факультете проходить специальные курсы по согласованным с CIMA (The Chartered Institute of Management Accountants) программам трех дисциплин, а также по программам двух дисциплин на английском языке. В итоге они получают и диплом о высшем образовании, и сертификат - конечно, при условии успешной сдачи экзаменов, предусмотренных программой. Другими словами, студент в процессе обучения имеет возможность строить свою карьеру.

Интегрирование в программы подготовки как бакалавров, так и магистров дополнительных (по отношению к государственным образовательным стандартам) опций от мировых лидеров в профессиональной области (главных бухгалтеров, аудиторов, аналитиков, консультантов, стратегического управленческого учета и финансового менеджмента) поднимает образовательный процесс на уровень мировых требований и стандартов. Соответствие результатов обучения потребностям

бизнеса всегда будет волновать профессиональное сообщество, служить драйвером развития бизнес-школ. Профессиональные сертификации заслуженно имеют хорошую репутацию и признаны деловым сообществом как максимально соответствующие его задачам.

Стратегическая цель образования предполагает, что выпускник факультета, обладая дипломами Академии при Президенте РФ и крупнейших профессиональных организаций в специализированных областях, получает высокую конкурентоспособность на рынке труда.

Другое существенное направление в развитии компетенций студентов факультета - внедрение программных продуктов в учебный процесс. В этом контексте факультет тесно и продуктивно сотрудничает с такой всемирно известной и авторитетной организацией, как Microsoft, является участником Программы академического сотрудничества с Microsoft (Microsoft Dynamics Academic Alliance - DynAA). Студенты факультета обучаются с использованием программных продуктов Microsoft по комплексному управлению финансами с последующей сертификацией. В текущем учебном году предусмотрено расширение программных продуктов Microsoft в учебном процессе, внедрение профессиональных продуктов Thomson Reuters Financial (Eikon, DataStream, Embargoed Research) в образовательный процесс и исследовательскую деятельность.

Принципы этического предпринимательства имеют важнейшее значение при подготовке студентов, факультет присоединился к Глобальной инициативе ООН по внедрению этих принципов и успешно внедряет международные стандарты ISO - 26000. При поддержке Фонда кардинала Поля Пупара, советника Папы Римского по вопросам культуры, разработан и реализован на программах магистерского уровня и дополнительного образования курс «Основы медиации».

Логическим развитием стратегических задач по гармонизации образовательных стандартов выступает разработка факультетом на основе мультидисциплинарного подхода собственных образовательных стандартов, которые Академия вправе самостоятельно устанавливать согласно Указу Президента РФ от 07.07.2011 № 902.

Стратегия развития факультета учитывает масштабы деятельности Академии - в настоящее время 61 филиал Академии представлен в 53 субъектах Российской Федерации. И в этой связи факультет готовится распространять лучшие образовательные практики, сформированные за последние 17 лет, по всей филиальной сети Академии. Для студентов и слушателей Академии от Калининграда до

Сахалина это будет означать стабильно высокое качество обучения вне зависимости от региона. Для преподавателей и методистов это гарантия единства подходов к формированию и реализации образовательных программ и отдельных курсов.

Стратегия предусматривает создание в период до 2020 г. научно-методического совета - центра компетенций в области финансов и кредита, банковской, инвестиционной и биржевой деятельности, а также эккаунтинга и аудита в партнерстве с представителями зарубежных и отечественных научных и бизнес-экспертов.

Информационные технологии позволяют адаптировать программы образования к потребностям каждого студента, сделать образование более персонифицированным и интерактивным. Использование мобильных устройств обеспечивает каждому студенту доступ в интернет, к огромным базам данных. Однако студентам необходим целый набор навыков для использования этих возможностей: выбор необходимых и актуальных знаний в конкретной изучаемой области, построение логических связей, критический анализ, сопоставление фактов и концепций и пр. В задачи образования и входит необходимость формирования таких навыков у студентов, все в большей мере ориентированных на их самостоятельную работу.

Актуальной задачей является внедрение элементов научной работы в образовательный процесс. С 2013 года на факультете действует Межкафедральная лаборатория, на базе которой регулярно выполняются заказы по научно-исследовательской работе, в том числе с привлечением студентов образовательных программ. Преподаватели факультета совместно со студентами и выпускниками факультета проводят научные исследования, публикуют статьи, учебные пособия. При таком подходе студенты имеют возможность не только обучаться, но и получать навыки научных исследований и проектирования, при этом происходит их личностный рост.

Одной из стратегических целей развития факультета является формирование преподавательского состава, способного использовать современные информационные и коммуникационные технологии, интерактивные методы обучения, работать в международной среде. Все работы по совершенствованию образовательных программ проводятся на коллегиальной основе. За последние 5 лет только штатными преподавателями факультета было разработано около 200 кейсов и миникейсов для программ всех уровней, более 300 заданий для самостоятельных, контрольных домашних работ, а также реализовано

более 90 предложений по созданию новых курсов или принципиальному обновлению существующих.

Заключение

В завершении статьи хотелось отметить, что совместные усилия преподавателей факультета - специалистов из разных областей экономики, финансов и управления, междисциплинарный подход и внедрение научных и исследовательских достижений в учебный процесс позволяют добиться синергетического эффекта и вывести образовательные программы на уровень, соответствующий тем изменениям, которые происходят в финансовой деятельности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в

Российской Федерации».

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

3. Гребенюк А.А. Модернизация российского образования в контексте смены

технологического уклада // Ректор вуза. - 2012. - № 5.

4. Молчанов И.Н. Особенности инновационного развития образовательных услуг в

Российской Федерации // Ректор вуза. - 2016. - № 3.

5. Преображенский А.П. Характеристики инновационных процессов в образовании //

Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. -Т. 10. - № 3-2.

Seda S. Nasibyan, Doctor of Science, Economics, Professor, Dean of the Faculty of Finance and Banking, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Strategy of financial education: innovations and standards

ABSTRACT

The article reviews main approaches to the development strategy of financial education under conditions of transition to the informational society, application of the information and communication technologies in all spheres of financial activity. Practical examples for implementation of strategic goals and issues within the Development strategy for the Faculty of Finance and Banking of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration are given: harmonization of Russian educational and professional standards, integration of the international community standards into educational programs, actualization of educational profiles, development of skills for independent and scientific and research work of students, introduction of software products into the academic activity. KEYWORDS: education, financial sector, innovations, competences, educational standards, development strategy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.