Научная статья на тему 'Современные тренды в модернизации российского высшего образования'

Современные тренды в модернизации российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ПЕРСОНАЛ / PERSONNEL / СЕРТИФИКАЦИЯ / CERTIFICATION / СТАНДАРТЫ / STANDARDS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMS / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗНАНИЯ / MULTI-DISCIPLINE KNOWLEDGE / БАНКИ / BANKS / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насибян Седа Саркисовна

Рассматриваются вопросы подготовки лидеров, обладающих мультидисциплинарными знаниями, способных строить эффективные коммуникации, гармонизировать отношения с внешней и внутренней средой бизнеса. Здесь важно наличие инновационной архитектуры образовательных программ и использование современного управленческого инструментария, информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Trends of Russian Higher Education Modernization

Article considers issues of leaders training which have multi-discipline knowledge, who can construct effective communications, to harmonize relations with internal and external business environment. Here is important to have innovative architecture of educational programs and use modern management tooling, information technologies.

Текст научной работы на тему «Современные тренды в модернизации российского высшего образования»

Насибян Седа Саркисовна

доктор экон. наук, декан факультета финансов и банковского дела, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва s.nasibyan@ffb.ru

инновационная архитектура образовательных программ

современные тренды в модернизации

российского высшего образования

_Аннотация

Рассматриваются вопросы подготовки лидеров, обладающих мультидисципли-нарными знаниями, способных строить эффективные коммуникации, гармонизировать отношения с внешней и внутренней средой бизнеса. Здесь важно наличие инновационной архитектуры образовательных программ и использование современного управленческого инструментария, информационных технологий.

Ключевые слова: инновации, персонал, сертификация, стандарты, образовательные программы, мультидисциплинарные знания, банки, менеджмент, информационные технологии

Главный принцип воспроизводства человеческого капитала заключается в непрерывности образования (1). Для формирования целостной системы непрерывного образования Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 года предусмотрен целый ряд существенных новшеств. Среди них обеспечение ключевых российских вузов глобально конкурентоспособными профессорско-преподавательскими кадрами (в том числе приведение уровня оплаты и условий труда к уровню международных стандартов за счет повышения нормативов финансирования образовательных программ из средств федерального бюджета).

Время требует кадровой свежести

Отбор вузов предполагается осуществлять на конкурсной основе с учетом наличия в них профессорско-преподавательского состава с подтвержденной международной публикационной активностью в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science). Будут изменены принципы формирования профессорско-преподавательского состава и руководства, научного и управленческого состава вузов. Так, будет введена контрактная основа зачисления на работу по категориям персонала. С учетом международной публикационной активности претендентов будут

введены дополнительные надбавки к оплате труда преподавателей. Кроме того, предусмотрена подготовка нового поколения управленческих кадров в высшем образовании как в ведущих международных университетах и их долгосрочные стажировки, так и в Центре подготовки управленческих кадров в сфере образования (на уровне магистратуры и аспирантуры) с участием представителей ведущих зарубежных вузов. В связи с развитием международной интеграции повышены требования в образовательных программах знаний по иностранным языкам.

Предусматривается также создание регулярно обновляемых рейтингов вузов на основе стандартизированного тестирования выпускников образовательных программ. Вузам, не обеспечивающим должное качество подготовки, будет отказано в государственном финансировании аспирантуры и магистратуры. На основе стандартизированного экзамена, аналогично GRE subject test (индикатора качества подготовки специалиста), признаваемого во многих странах, будет осуществляться прием в магистратуру Для решения этой задачи предусматривается формирование независимого от системы образования института профессиональных экзаменов. С внедрением практики проведения профессиональных экзаменов ассоциациями представителей профессионального сообщества будут повышены требования к присуждению профессиональных квалификаций и допуска к профессии по ряду специальностей и видов деятельности. Одновременно прорабатывается вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций путем преобразования существующих образо-

вательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Эксперимент по внедрению прикладного бакалавриата еще не завершен. Он коснулся, прежде всего, технических специальностей. Разрабатываются предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, прежде всего, по направлениям подготовки в области экономики, юриспруденции, управления и социологии. К 2015 году планируется разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.

Сертификация качества

В соответствии с современными требованиями к качеству продукции и услуг широкое распространение в мире получает сертификация. Как инструмент регулирования качества продукции и услуг она позволяет интегрироваться в инновационные процессы, мировые процессы поставки продукции и услуг Стандарты качества сегодня распространяются на все сферы деятельности, включая сферу управления (в том числе госаппарат). В России существуют две разновидности сертификации: обязательная, устанавливаемая государством как средство контроля безопасности какой-либо продукции, и добровольная, рассматриваемая производителем как средство повышения конку-

будет введена контрактная

основа зачисления на работу по категориям персонала

вузам, не обеспечивающим

должное качество подготовки, будет отказано в государственном финансировании аспирантуры и магистратуры

рентоспособности своей продукции. Существование целого ряда финансовых операций, требующих обеспечения безопасности их выполнения, обусловливает полезность расширения процедуры сертификации. Анализ практики банковской деятельности показывает, что в России тестирование и сертификацию проходят программные продукты, обслуживающие различные сегменты финансового рынка (РОССВИФТ). В выдаваемом сертификате указывается перечень банковских операций, на которые он распространяется (платежи, форек-сные и иные сделки на денежном

существование целого ряда финансовых операций, требующих обеспечения безопасности их выполнения, обусловливает полезность расширения процедуры сертификации

рынке, документарный бизнес, операции с ценными бумагами и др.). Сертификацию криптографической защиты информации осуществляет Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Ассоциация российских банков создает аттестационные центры, аккредитованные в системе лицензирования и сертификации ФАПСИ, с целью оказания помощи в получении соответствующего сертификата. Однако возможно и создание разными организациями параллельных и конкурирующих между собой процедур. Способом избежать дублирования может стать унификация и стандартизация требований. Применительно к банкам в соответствии с требованиями к кредитным организациям «Базель-2» и стандартами МСФО целью сертификации является обеспечение заданного качества услуг с использованием единых методов расчета рисков, повышения организованности и ответственности персонала и руководства бизнес-структур. Требования к сертификации становятся универсальными и обязательными как для финансово-банковского сектора, так и для потребителей кредитных и инвестиционных ресурсов — в реальных секторах экономики. В России с 1999 года осуществляются подготовка и сертификация за рубежом экспертов международной категории А1, что необходимо для формирования национального института независимых экспертов, способных самостоятельно решать задачи гармонизации СМК в соответствии с требованиями ISO 9001, 19001 и технических регламентов. Завершается обучение вручением сертификатов, подтверждающих компетентность персонала в соответствии со стандартом ISO

17024 (с аккредитацией в странах ЕС и Швейцарии).

Европейский опыт

Перспективы стандартизации банковского образования в Европе, создание новой системы сертификации компетенций и аккредитации образовательных учреждений в области финансовых услуг в рамках транснационального проекта CERTIFIED обсуждались еще в марте 2009 года на очередном заседании Ассоциации европейского банковского образования (EBTN). Были определены профессиональные позиции и банковские направления, рекомендованные 17 европейскими странами, нуждающиеся в сертификации. Для специалистов и менеджеров среднего звена, наиболее нуждающихся в сертификации, предложены профессиональные позиции (управляющий филиалом, тренинг-менеджер, специалист по комплайенс, специалист по управлению отношениями с клиентами, специалист по внутреннему аудиту) и банковские направления (ретейл, корпоративный бизнес, средний и малый бизнес, риск-менеджмент, управление активами и пассивами, операции call-центра).

Большой популярностью в России пользуются специалисты, обладающие международными сертификатами в сфере финансов, эккаунтинга и аудита. Так, для получения сертификата необходимо сдать более десятка экзаменов. Серьезные трудности у российских бухгалтеров в получении сертификатов АССА связаны с недостаточным владением иностранным языком и ограниченностью финансовых возможностей. В результате только единицы российских бухгалтеров прошли все испытания и именуются АССА, СРА, СА. Подавляющее же большинство,

пройдя обучение по продукту АССА, получают диплом по международным стандартам финансовой отчетности (DiplFRS).

Российский опыт

Единственная русскоязычная программа, имеющая международный статус, — это CIPA (Certified International Professional Accoutant — Сертифицированный Международный Профессиональный Бухгалтер). Несмотря на международный статус, она является и российской, поскольку используется 7-ю ведущими профессиональными организациями, входящими в Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, каковой объединяет 24 ассоциации из 9 стран СНГ Отметим, что обучение на этой программе по стоимости существенно ниже, чем по ее аналогам. Учитывая глобальные тенденции, необходимо создание российской инфраструктуры подготовки сертифицированных специалистов. Механизм сертификации в соответствии с Законом РФ от 10.06.1993 № 5151-1 «О серти-

серьезные трудности у российских бухгалтеров в получении сертификатов АССА связаны с недостаточным владением иностранным языком и ограниченностью финансовых возможностей

фикации продукции и услуг» предполагает создание системы сертификации, включающей совокупность участников сертификации (создатели системы сертификации, органы по сертификации, производители продукции, исполнители услуг) и правил, установленных в этой системе (положений, осуществляющих регулирование и координацию всех сторон деятельности данной системы).

В связи с объединением в 2011 г усилий двух ведущих мировых профессиональных ассоциаций в области учета и управления в Великобритании (CIMA) и США (AICPA, The American Institute of Certified Publik Accountant) и созданием глобального профессионального сообщества CGMA (Chartered Global Management Accountant) возрастает значимость и своевременность включенного обучения. Специалисту, обладающему профессиональной квалификацией CIMA, автоматически присваивается высшая квалификация CGMA.

Во всем мире специалисты с дипломами о высшем образовании и сертификатами признанных международных организаций имеют большие шансы в

международная профессиональная сертификация студентов не является самоцелью, она рассматривается

факультетом как составляющая учебного процесса

области карьерного роста. Очевидно, что подготовка и сертификация специалистов в соответствии с международными требованиями важны для экономики России в период перехода на Международные стандарты финансовой отчетности и формирования практического опыта их применения (2). Международная профессиональная сертификация студентов не является самоцелью, она рассматривается факультетом как составляющая учебного процесса, как средство повышения конкурентоспособности выпускника и оправдания работодателя. Первые успехи студенты факультета продемонстрировали в 2011 г в международном проекте CIMA (The CIMA global business challenge), по результатам которого в качестве финалистов интеллектуальных соревнований получили возможность по приглашению за счет средств английского банка принять участие в соревнованиях в Китае, где они прошли стажировку в финансовых институтах и транснациональных компаниях. Впоследствии получили приглашения на работу Победители регионального конкурса 2012 г получили сертификаты на обучение за счет средств CIMA.

Вывод

В современных условиях нарастающей сложности управленческой функции подготовка лидеров, обладающих мультидисциплинарными знаниями, способных строить эффективные коммуникации, гармонизировать отношения с внешней и внутренней средой бизнеса достигается благодаря инновационной архитектуре образовательных программ и использованию современного управленческого инструментария, информационных технологий. При этом на основе применения

единой учетной системы управления ресурсами предприятия, ERP-2 (программы Microsoft Dynamics NAV) для принятия решений межфункционального характера в учебном процессе предусмотрена подготовка к сдаче экзамена на получение сертификата Microsoft, подтверждающего профессиональные управленческие навыки работы выпускника, что обеспечивает ему высокую конкурентоспособность при трудоустройстве,

Литература

1. Горелов Н.А., Кораблева О.Н. Знание и креативность - основные черты нового социума (Текст) // Российское предпринимательство, 2012, № 2.

2. Никитина Я.А. Проблемы и перспективы перехода малых и средних предприятий на международные стандарты финансовой отчетности (Текст) // Российское предпринимательство, 2011, № 5. Вып. 2.

Seda S. Nasibyan

Dr. of Econ. Sci., Dean, Faculty of Finance and Banking, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Current Trends of Russian Higher Education Modernization

_Abstract

Article considers issues of leaders training which have multi-discipline knowledge, who can construct effective communications, to harmonize relations with internal and external business environment. Here is important to have innovative architecture of educational programs and use modern management tooling, information technologies.

Keywords: innovations, personnel, certification, standards, educational programs, multi-discipline knowledge, banks, management, information technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.