ИССЛЕДОВАНИЕ
Насибян С.С.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Перспективные направления развития образовательных программ в финансовой сфере (на примере РАНХиГС)
АННОТАЦИЯ:
Сфера необходимых компетенций специалистов финансово-кредитной сферы претерпевает существенные изменения за последние десятилетия. Глобализация и развитие информационных технологий диктуют необходимость подготовки специалистов, владеющих смежными специальностями на стыке финансовой и других областей. В статье проанализированы основные тренды и выделены ключевые факторы развития образовательных программ для подготовки конкурентоспособных специалистов финансовой сферы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательные программы, образование в финансовой сфере, непрерывное образование
JEL: G21, I21, I24
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Насибян С.С. Перспективные направления развития образовательных программ в финансовой сфере (на примере РАНХиГС) // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 10. — С. 1083-1090. — doi: 10.18334/ce.10.10.36993
Насибян Седа Саркисовна, доктор экономических наук, профессор, декан факультета финансов и банковского дела, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 14.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.10.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/ce.10.10.36993
(с) Насибян С.С. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
За прошедшее десятилетие сфера компетентности специалистов финансово-кредитной сферы претерпела значительные изменения, которые были обусловлены глобализацией финансовых систем, развитием информационных технологий, еще большим внедрением финансовых процессов в экономические производственные системы. Постоянный возрастающий ритм изменений обуславливает необходимость навыков и знаний не только в управлении финансовыми инструментами, но и в их создании и интеграции в бизнес-процессы. Это приводит к усилению конкуренции на рынке труда финансовых специалистов и необходимости поиска новых моделей и форм обучения.
В данных условиях определение необходимых компетенций выпускника образовательной программы стоит рассматривать не просто как набор навыков и знаний, необходимых для выполнения определенных функций. Термины «компетентность» и «компетенция» рассматриваются в образовательной практике с позиций соответствия знаний и навыков уровню решаемых проблем и задач [3].
Термин «competence» оксфордский словарь определяет как «способность делать что-то хорошо». Можно заметить, что этот термин имеет общее происхождение с другим термином «competitiveness» -конкурентоспособность. И в современных условиях именно этот оттенок выходит на первый план - компетенцию и компетентность приходится рассматривать не просто как «способность делать что-то хорошо», а как «способность делать что-то лучше», то есть быть конкурентоспособным, отличаться в лучшую сторону от других специалистов.
Развитие профессиональной финансовой сферы, кроме высокой конкуренции, характеризуется также изменением потребностей бизнес-сообщества и области государственного управления, все большую востребованность получают специалисты, обладающие знаниями в смежных специальностях:
— информационные технологии в финансовой сфере;
— стратегический финансовый менеджмент;
— международный финансовый менеджмент;
— экономическая и финансовая безопасность;
— медиация в финансовых отношениях.
В связи с растущим темпом изменений в наборе необходимых компетенций ключевым фактором конкурентоспособности специалистов станет не просто некий уровень знаний, с которым выпускник заканчивает
образовательную программу, но и способность и готовность эти знания получать самостоятельно на протяжении всего процесса профессиональной деятельности. В международной практике расширение академической самостоятельности студентов, самостоятельный поиск знаний стали главной тенденцией в развитии дидактического процесса в системе высшего образования [11]. На образовательном рынке доминирующим станет принцип непрерывности образования [6].
Этому должны способствовать изменения в образовательных технологиях, ориентированных на применение интерактивных методов обучения, а также работу в мультикультурной среде на английском языке.
Одной из особенностей изменения процесса обучения может стать изменение от программы обучения к образовательной программе [12] и модификация принципа образовательной программы с внедрением управления образовательными проектами, в рамках которого образовательный процесс рассматривается с позиций проектного менеджмента и управляется исходя из текущей стадии его жизненного цикла [5].
Образовательная стратегия РАНХиГС до 2020года
В связи с этим разработанная Факультетом финансов и банковского дела РАНХиГС стратегия до 2020 года предполагает укрепление основных компетенций факультета: университетского образования, бизнес-школы, экспертно-консультационного, научно-исследовательского и аналитического центра. Особое место в стратегии отводится гармонизации профессиональных и образовательных стандартов, а также разработке собственных образовательных стандартов и созданию методических советов по направлениям деятельности факультета. Мы готовимся распространять лучшие образовательные практики, сформированные на факультете за последние 17 лет, по всей филиальной сети РАНХиГС.
Для студентов РАНХиГС от Калининграда до Сахалина это будет означать стабильно высокое качество обучения вне зависимости от региона. Для преподавателей и методистов это гарантия единства подходов к формированию и реализации образовательных программ и отдельных курсов.
На данный момент мы считаем приоритетным для себя взаимодействие с Советом по профессиональным квалификациям
финансового рынка при РСПП. Как известно, Совет, в состав которого входят представители ведущих профессиональных объединений (Ассоциации региональных банков России, Ассоциации российских банков, Всероссийского Союза страховщиков, Ассоциации корпоративных казначеев, Объединенной лизинговой ассоциации и др.), а также представители Минфина России, Минтруда России, Пенсионного фонда России, Федерального казначейства России, экспертов образовательных и консалтинговых организаций, весной 2015 года определил основные направления деятельности. Первоочередными из них были признаны следующие: создание национальной рамки квалификаций, разработка отраслевой рамки квалификаций, разработка и профессионально-общественное обсуждение проектов профессиональных стандартов для специалистов финансового рынка для обеспечения сбалансированности теоретической и практической составляющих образовательных программ [2].
В задачи Совета также входят организация и проведение методологических семинаров для экспертов, проведение анализа рынка труда с целью выявления востребованных профессий, определение списка разрабатываемых профессиональных стандартов, разработка рекомендаций по использованию профессиональных стандартов при актуализации многоуровневых программ высшего образования. В настоящее время разработан и принят 21 профессиональный стандарт, они представлены на сайте Минтруда. В конце 2015 года были предложены стандарты еще по 15 специальностям. С учетом профессиональных стандартов актуализируются федеральные государственные образовательные стандарты, поправки по которым вступят в силу с 1 июля 2016 года.
В связи с этим факультет актуализировал профили, которые реализуются в программе бакалавриата по экономике, как с учетом национальной квалификационной рамки, так и с учетом требований международных профессиональных ассоциаций. Экспертами факультета были выбраны наиболее динамичные сферы, в которых ощущается нехватка квалифицированных специалистов на стартовых позициях и в то же время есть возможности карьерного роста. Так, в рамках направления «Экономика» появились профили «Финансы и кредит», «Учет, анализ и аудит», «Деньги, банки, финансовые рынки», «Фондовые рынки и технологии», «Международные финансовые организации в глобальной экономике». Обучение по этим профилям отвечает ожиданиям
объединений работодателей и профессиональных ассоциаций, которые представляют все сегменты финансового рынка.
По программам подготовки магистров в рамках подписанного Академией при Президенте РФ (по инициативе факультета финансов и банковского дела) соглашения с самыми авторитетными в мире крупнейшими профессиональными организациями, сертифицирующими специалистов в областях финансов и инвестиций (ACCA, CIMA, CIIA), мы расширяем рамки компетенций. Это достигается в том числе благодаря интегрированию сертификационных программ, программных продуктов, рекомендуемых международными ИТ-компаниями. Отметим, что международная профессиональная сертификация студентов не является самоцелью, она рассматривается факультетом как составляющая учебного процесса, как средство повышения конкурентоспособности выпускника [9].
Интегрирование в программы подготовки как бакалавров, так и магистров дополнительных (по отношению к государственным образовательным стандартам) опций от лидеров в профессиональной области (главных бухгалтеров, аудиторов, аналитиков, консультантов, стратегического управленческого учета и финансового менеджмента) поднимает образовательный процесс на уровень мировых требований и стандартов. Выпускник факультета - обладатель дипломов Академии при Президенте РФ и крупнейших профессиональных организаций в специализированных областях - получает высокую конкурентоспособность на рынке труда.
Программа МВА «Банки» направлена на подготовку нового поколения лидеров в финансово-банковской сфере, способных провести рационализацию управленческих функций, обеспечить устойчивое стратегическое развитие организаций в меняющемся мире, предложить новые модели управления, направленные на повышение стоимости финансовой организации.
Факультет присоединился к Глобальной инициативе ООН по внедрению принципов этического предпринимательства и успешно внедряет международные стандарты ISO - 26000. При поддержке Фонда кардинала Поля Пупара, советника Папы Римского по вопросам культуры, разработан и реализован на программах магистерского уровня и дополнительного образования курс «Основы медиации».
Соответствие результатов обучения потребностям бизнеса всегда будет волновать профессиональное сообщество и служить драйвером развития бизнес школ. Профессиональные сертификации заслуженно
loss
имеют хорошую репутацию и признаны деловым сообществом как максимально соответствующие его задачам. Вместе с тем на сегодняшний день противопоставление профессиональной сертификации программам, приводящим к получению диплома, постепенно теряет свою актуальность для нас. Это связано с интеграцией подготовки к сертификации в основные образовательные программы. Мы являемся одной из немногих бизнес школ в России, которые предлагают такую образовательную модель. В целях признания качества специалиста факультет проводит экзамены на получение аттестата инвестиционного аналитика CIIA на основании соглашения с Гильдией инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА), уполномоченного представителя ACIIA (официального владельца сертификации CIIA). В области финансов и учета факультет признан официальным центром CIMA по подготовке к экзаменам сертификационного уровня. Достигнута договоренность с ACCA о подготовке к сдаче экзаменов на получение диплома. Студенты факультета уже четвертый год обучаются с использованием в учебном процессе программных продуктов Microsoft по комплексному управлению финансами с последующей сертификацией. Особенность программ состоит в новой архитектуре, позволяющей в процессе обучения строить карьеру, благодаря приобретению компетенций и сдаче экзаменов на получение международного признания CFA и QIA.
Заключение
Среди ключевых целей развития образовательных программ в финансовой сфере можно выделить следующие:
1. Повышение конкурентоспособности выпускников за счет повышения качества программ обучения, подтвержденного национальной и международной аккредитацией, а также расширения спектра интегрированных программ непрерывной подготовки и переподготовки к международным и национальным экзаменам сертификационного уровня (CFA, CIIA, CIMA, ACCA, ERP и др.), в том числе по английскому языку LCCY English for Business.
2. Междисциплинарность образовательных программ, включающая подготовку специалистов для перспективных областей профессиональных компетенций.
3. Интернационализация образования за счет сетевого взаимодействия по учебным планам, разработанным с участием зарубежных партнеров. Обучение на таких интегрированных программах позволит
студентам принимать участие в обменных программах, чтобы повысить языковую подготовку и приобрести навыки адаптации в мультикультурной среде.
4. Инновационные образовательные технологии, то есть расширение специализированных прикладных программных продуктов Microsoft в учебном процессе, внедрение профессиональных научных и учебных продуктов Thomson Reuters Financial (Eikon, DataStream, Embargoed Research) в образовательный процесс и исследовательскую деятельность, создание мультимедийных курсов, расширение новых техник обучения, участие в веб-семинарах по финансовым рынкам, пользование онлайн библиотекой.
5. Финансовые условия, то есть наличие бюджетных мест, стипендиальная поддержка, в том числе система поощрения студентов с высокой успеваемостью и персонализированная система скидок.
ИСТОЧНИКИ:
1. Батоврин В.К. Процесс системной инженерии для формирования совокупности
требований к образовательным программам // Известия ЮФУ. Технические науки.
- 2014. - № 6. - С. 94-101.
2. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент в образовательных университетских программах
// Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2013. - № 5.
- С. 84-89.
3. Котельников А.В. К вопросу о компетентности будущих экономистов и менеджеров //
Учитель и время. - 2015. - № 10. - С. 109-112
4. Литвинцева М.А. Дистанционное обучение по образовательным программам научно-
технической направленности // Наука и образование: новое время. - 2014. - № 1.
- С. 310-314.
5. Логинов М.П., Гончарова Н.А. Использование проектной методологии для управления
образовательными программами в вузе // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 4. - С. 253-259.
6. Насибян С.С. Инновации в системе непрерывного образования: современные вызовы //
Российское предпринимательство. - 2012. - № 12. - С. 116-122.
7. Насибян С.С. Интеллектуализация банковской деятельности: современные вызовы //
Банковские услуги. - 2008. - № 2. - С. 30-34.
8. Насибян С.С. Профессиональная сертификация в области учета и финансов:
современное состояние и пути развития // Российское предпринимательство. -2012. - № 14. - С. 100-105.
9. Насибян С.С. Современные тренды в модернизации российского высшего образования
// Креативная экономика. - 2012. - № 10. - С. 66-71.
10. Насибян С.С. Современные тренды в модернизации финансового образования //
Финансы, деньги, инвестиции. - 2012. - № 3. - С. 2-6.
11. Счастная Т.В. Совершенствование и преемственность учебных программ подготовки в
области финансов и кредита // Проблемы учета и финансов. - 2014. - № 1. - С. 6870.
12. Фильченкова И.Ф., Воронин Д.И. Инновационные подходы к управлению основными
образовательными программами высшего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 31.
13. Шапиро С.А. Корпоративное обучение как фактор повышения трудового потенциала
работников организации // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2011. - № 28. - С. 263-276.
Seda S. Nasibyan, Doctor of Science, Economics, Professor, Dean of Faculty of Finance and Banking, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Prospective directions for development of educational programs in the field of finance (as exemplified by the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)
ABSTRACT
The field of necessary competences of financial and credit experts has been undergoing essential changes for last decades. Globalization and development of IT necessitate training of experts that have related professions at the joint of financial and other fields. The article analyzed main trends and stresses out key factors for development of educational programs for training of competitive experts in the field of finance. KEYWORDS: educational programs, education in the field of finance, continuous education