ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
В XXI ВЕКЕ
йО!: 10.17805^ри.2018.2.2
Цели устойчивого развития ООН и модернизация профессионального экологического образования: практико-ориентированный подход
Н. Е. Рязанова
Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел России
В работе исследуются вопросы внедрения в учебные программы профессионального образования тематического содержания Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН (2015) и трансформации образования с точки зрения достижения устойчивости экономик государств мира. Однако содержательное наполнение каждой ЦУР довольно сильно отличается от страны к стране, от региона к региону. Возможности достижения устойчивости африканскими государствами и особенно трансформация систем обучения в них радикально отличаются, например, от содержательного наполнения, возможностей и ожидаемых результатов в Европе.
С 2005 г. Россия планомерно и последовательно внедряет систему согласованных с международным сообществом действий, в рамках которых предусмотрена деятельность по трансформации учебных стандартов, учебных планов для подготовки специалистов, готовых работать в рамках жестких природно-ресурсных и финансовых ограничений. Это требует пересмотра существующих образовательных технологий, перестройки сознания граждан и значительной перестройки и технического перевооружения промышленных объектов. Добиться этого без согласованных действий в глобальном масштабе невозможно. Именно поэтому ООН предлагает согласованную программу действий «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В статье обсуждаются возможности трансформации законодательной базы, требований работодателей, а также возможности трансформации образования в направлении содержания целей устойчивого развития.
Рассмотрены возможности негосударственных международных образовательных ресурсов для скорейшего распространения идей ЦУР (на примере сети SDSN). Показана необходимость внедрения в основные руководящие документы государства, в том числе в образовательные стандарты для высшего профессионального образования, содержательной составляющей Целей устойчивого развития. Без грамотной подготовки таких специалистов движение страны в указанном направлении будет практически невозможно.
Ключевые слова: образование для устойчивого развития; устойчивое развитие; цели устойчивого развития; экологическое образование; профессиональное образование; проблемы экологии
ВВЕДЕНИЕ
Десятилетие 2005-2014 гг. было объявлено ООН Десятилетием образования в интересах устойчивого развития ООН, и основной задачей декады являлась мобилизация образовательных ресурсов мира для помощи государствам мира в создании устойчивого будущего (Наука в интересах устойчивого будущего ... : Электронный ресурс). В течение прошедших десяти лет многие вузы России перешли на новые образовательные стандарты, переработали программы учебных дисциплин, обновили учебные пособия и пересмотрели свои отношения с работодателями. Основная проблема и претензия работодателей к выпускникам вузов (по сути, к самим вузам страны) состояли (до сих пор это актуально) в том, что требования современной экономики и обязательства государства по международным и внутренним требованиям (социального, экономического, экологического характера) необходимо выполнять (ВоппеИ, 1999).
Для тех предприятий России, которые были связаны с западными компаниями, имеющими, например, системы экологического менеджмента и отчитывающимися по показателям устойчивого развития бизнеса, пришлось на ходу перестраивать свои требования к уровню подготовки персонала и прописывать четкие критерии его соответствия. Среди таких критериев для персонала и для самого предприятия уже более 15 лет значатся показатели устойчивого развития, экологический менеджмент и корпоративная социальная ответственность бизнеса перед своими сотрудниками и перед государством.
Для достижения требований стандартов экологического менеджмента всем звеньям экономической цепи (от людей до предприятий) пришлось постигать суть поставленных ООН Целей развития тысячелетия (действовали до 2015 г.) и Целей устойчивого развития (будут действовать до 2030 г.).
Целью настоящего исследования является определение соответствия основных кластеров Целей устойчивого развития и их соответствие основным векторам экологической политики и ожиданиям нашего государства, в частности, от сферы образования. Также обсуждаются возможности трансформации законодательной базы, требований работодателей и возможности трансформации образования в направлении содержания целей устойчивого развития.
ОСНОВНЫЕ КЛАСТЕРЫ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
С 2015 г. Организацией Объединенных Наций были приняты 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), пришедших на смену 8 Целям развития тысячелетия (ЦРТ) (Цели устойчивого развития . : Электронный ресурс). Требование столь детальной проработки и выделения некоторых тем в собственное направление было продиктовано тем, что возникла необходимость обратить внимание не только общественности, но и лиц, принимающих решения, на важность достижения этих целей пусть за длительный период (до 2030 г.), но поступательно и неуклонно (Мазуров, 2013).
Беглый анализ трансформации ЦРТ в ЦУР показывает следующее: фокус в формулировке ЦУР сместился от помощи богатых стран бедным к равномерному развитию всех государств, т. е. на некоторую самостоятельность и опору на силы своих граждан и экономик; целевые показатели ЦРТ, касавшиеся отдельных стран, заменены на целевые показатели ЦУР для регионов, что закрепляет принципы коллективной ответственности и необходимость работать над достижением ЦУР сообща; вместо 21 задачи ЦРТ сформулированы 169 показателей в рамках ЦУР, они стали очень конкретны, и государства получили инструкции, в каком направлении им развивать собствен-
ное видение достижения этих целей (Доклад Межучрежденческой ... , 2016: Электронный ресурс).
В результате, например, Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации публикуется ежегодный Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации «Цели устойчивого развития ООН и Россия». В этом документе рассматриваются темы благосостояния, уровень занятости, борьба с бедностью и подъем уровня жизни и его выравнивание по регионам России; повышение качества образования и состояния здоровья нации; совершенствование институциональных условий развития экономики.
Предметный анализ возможности группировки Целей устойчивого развития показал, что их можно разделить на три кластера (цифры соответствуют номерам ЦУР):
— экономический: ЦУР 8, 9, 10, 12;
— социальный: ЦУР 1, 2, 3, 4, 5, 7, 11, 16;
— экологический: ЦУР 6, 13, 14, 15.
Также в ежегодном Докладе о человеческом развитии в Российской Федерации «Цели устойчивого развития ООН и Россия» детально прописаны задачи по достижению каждой ЦУР, что помогает государствам работать над собственной детализацией и наполнением их актуальной повесткой.
Важно и то, что еще в 2012 г. Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном была создана Sustainable Development Solutions Network (SDSN) — всемирная сеть организаций, деятельность которой направлена на мобилизацию научного и технического потенциала академических кругов, гражданского общества и частного сектора для решения проблем перехода к устойчивому развитию на локальном, национальном и глобальном уровнях. Членов организации в мире уже более 650! (Sustainable Development . : Электронный ресурс).
SDSN сотрудничает с учреждениями ООН и другими международными организациями. Направления ее работы охватывают вопросы низкоуглеродной энергетики и устойчивой промышленности; устойчивого сельского хозяйства и продовольственной системы; лесов, океанов, биоразнообразия и услуг по формированию и развитию экосистем; устойчивых «умных» городов, новой роли бизнеса в устойчивом развитии и др.
Работа организации структурирована. Например, по национальному принципу: в Бразилии отделение SDSN организовано международным Союзом охраны природы, Федеральным университетом Рио-де-Жанейро. В Индонезии принимающей стороной отделения SDSN является Университет Индонезии. В Италии организатором выступает Фонд Эни Энрико Маттеи. В Япония принимающая структура — Университет Организации Объединенных Наций и ИГЕС.
Организации по региональному принципу следующие:
1) в Бразилии работает Фонд по устойчивой Амазонии (FAS);
2) в Эквадоре работает Университет исследовательских научных технологий (Universidad de Investigaci ón de Tecnología Experimental (Yachay Tech), Urcuquí);
3) в Австралии/Океании работает Университет Монаша;
4) в Карибском бассейне работает Университет Вест-Индии в Ямайке;
5) на Великих озерах принимающей стороной выступает Университет Руанды;
6) в Средиземноморском регионе работает Университет Сиены Италии и т. д.
Существует Академия ЦУР, которая не имеет определенного территориального
размещения, функционирует виртуально и администрируется центральным офисом SDSN. Она действует в целях создания и проведения бесплатных онлайн-курсов по ус-
тойчивому развитию для выпускников школ, университетов, институтов. SDSN собирает вместе ведущих мировых экспертов для разработки всеобъемлющей основной учебной программы по вопросам устойчивости нашей планеты, включая здравоохранение, образование, изменение климата, сельское хозяйство и продовольственные системы, устойчивые инвестиции и другие смежные области.
Таким образом, экологический кластер ЦУР и в национальном, и в региональном подходах реализуется весьма своеобразно, однако ожидаемые результаты одинаковы — высокие стандарты качества окружающей среды.
Работу SDSN в России курирует Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации. Секретариат российского отделения SDSN создан на базе Центра экономического моделирования энергетики и экологии Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.
КЛЮЧЕВЫЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦУР
Прежде всего необходимо отметить, что при реализации задач ЦУР речь идет об усилиях и работе всех государств мира, а не отдельно Российской Федерации (Касимов, Мазуров, Тикунов, 2003). Однако задача эта не из простых, так как разные государства в разных регионах мира обладают совершенно разными экономическими ресурсами, социальными условиями и экологическими стартовыми позициями. Поэтому Генеральная Ассамблея ООН акцентировала внимание на том, что произошел отказ от странового принципа достижения ЦУР и принят региональный принцип (см.: Преобразование нашего мира ... : Электронный ресурс).
За выполнение и достижение ЦУР в государствах отвечают государственные органы власти (посредством организации сети и тематики национального мониторинга, национального совета и прочих институтов), органы местного самоуправления, научное сообщество, гражданское общество (возможно, в виде НКО или профессиональных объединений), информационные и иные представительства ООН в государствах (информцентры, отделения Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.), международные финансовые институты, бизнес-сообщества и организации-доноры (посредством внедрения систем корпоративной социальной ответственности, устойчивых технологий и систем экологического менеджмента, защиты прав персонала, иных методов). Разработано руководство для компаний — Компас ЦУР (The SDG Compass) — о том, как они могут согласовывать свои стратегии, а также измерять и управлять их вкладом в реализацию ЦУР. SDG Compass представляет пять шагов, которые помогают компаниям максимизировать свой вклад в SDG: понимание SDG, определение приоритетов, постановка целей, интеграция устойчивости и отчетности (SDG Compass: Электронный ресурс).
В целом кратко механизм внедрения и достижения ЦУР в государстве можно изложить следующим образом.
В качестве условий выступают общественный консенсус; политическая воля; лидирующая роль государства (правительство/парламент); участие бизнеса и гражданского общества.
Способы реализации включают создание национального дерева целей, соответствующего ЦУР; переход на принципы программно-целевого бюджетирования; ориентирование бюджетных расходов на достижение общественно значимых результатов.
Методы реализации включают создание координирующего органа на уровне национального правительства; создание национальной системы целей, задач, показателей, обеспеченной бюджетными ресурсами, программными документами, системой отчетности и измерения; использование системы целей, задач, показателей при планировании и реализации деятельности на национальном, региональном и местном уровне; формирование партнерского взаимодействия с бизнесом и гражданским обществом по реализации системы целей, задач, показателей.
Однако даже реализация этой относительно простой и целостной модели не гарантирует достижения ЦУР, если общество в целом и местные общины в частности не готовы, не «пропитаны» идеями ЦУР и не способны поддерживать новаторские идеи государства по их достижению. Именно для этого и необходима целенаправленная работа с молодежью, которая уже через 10-15 лет достигнет уровня лиц, принимающих решения, и станет нести идеи и ценности международной повестки в жизнь своей страны.
ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОЖИДАНИЯ ГОСУДАРСТВА ОТ УНИВЕРСИТЕТОВ
Состоявшаяся в 2009 г. в Бонне Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития определила многие приоритеты десятилетия ООН «Образование для устойчивого развития» (ОУР) и привела к формированию новой глобальной политики в сфере образования, в том числе экологического. Боннская декларация обосновала механизмы продвижения ОУР для всех значимых международных договоров, соглашений и конвенций, например конвенций о биоразнообразии, изменении климата, всемирном культурном и природном наследии и др. (Тарасова и др., 2003).
Эклогизация системы образования как необходимость стала очевидна уже в 1990-е годы, когда страны озаботились подведением итогов уходящего столетия. Многие государства начали тогда трансформацию всей системы образования, сообразуясь с необходимостью сохранения природного наследия и высокого качества биосферы на планете. В этот период впервые в мире начали готовить специалистов в области экологической политики и в области управления природопользованием.
Эти специальности стали востребованы уже в самом начале XXI в. на всех производствах. Однако до сих пор в России нет базового документа (доктрины, стратегии и пр.) в области экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития в Российской Федерации. Наличие его не только значительно способствовало бы экологизации всей системы образования, но и заставило бы проходить экологическую подготовку лиц, принимающих решения, в виде дополнительного образования (Cotton et al., 2007).
Ожидаемыми социально-экономическими следствиями экологического образования на федеральном уровне в России могут стать следующие результаты: предупреждение и значительное смягчение последствий экологических катастроф и экологического кризиса в регионах страны; экологизация инфраструктуры населенных пунктов и отраслей промышленности; широкое информирование населения и доступ к информации об экологическом состоянии окружающей среды; совершенствование экологической культуры населения и создание современных институтов гражданского общества в виде сети НКО.
Одним из новых документов, принятых на федеральном уровне, является Распоряжение Председателя Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Об утверждении ... : Электронный ресурс). Цель стратегии в документе формулируется следующим образом: «.определение приоритетов государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение» (там же).
Таким образом, в рамках экологического воспитания теперь задача на государственном уровне ставится так: становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними. Это соответствует достижению экологического кластера ЦУР (№6, 13, 14 и 15).
Пути и средства реализации государственной политики в области экологии рассматриваются в виде развития системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием, нормативного правового обеспечения и правоприменения, экономических и финансовых механизмов, экологического мониторинга и информационного обеспечения, научного обеспечения экологического образования и просвещения.
Основной задачей в экономическом, правовом и экологическом полях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии (Марфенин, Попова, 2005, 2006).
Отдельное внимание в стратегии уделено международному сотрудничеству. Основной задачей в этой области названа реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества. Для этого признано необходимым участие России в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработке и выполнении международных договоров по ее охране; содействие экологизации положений действующих и планируемых международных договоров; активное участие в международных экологических организациях, в том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций; обеспечение обязательной государственной экологической экспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов, реализуемых на территории страны; упреждающее воздействие на процесс глобализации путем активного участия Российской Федерации в международных переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и природной среде.
Необходимо отметить, что еще Вильнюсская стратегия 2005 г. Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития, Боннская декларация и разработанные группой европейских экспертов Компетенции преподавателей в области ОУР (2011) продемонстрировали необходимость перестройки всей системы образования в целом. Стало очевидным требование времени по переходу от прямой передачи (изложения очевидных) знаний, умений, навыков, необходимых просто для существования в современном мире, к активным, интерактивным, постановочным, модельным, экспериментальным, сюжетным и иным новаторским
формам обучения — для того, чтобы выпускники были подготовлены к участию в планировании социального развития страны, чтобы учились предвидеть и предупреждать последствия предпринимаемых действий в промышленном производстве и в обыденной жизни общества и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем (Марфенин, Попова, 2005, 2006). Так произошло становление идеи о необходимости образования для устойчивого развития (ОУР) (Мазуров, 2013).
Российская стратегия ОУР декларировала принцип системности, принцип интеграции естественно-научных, социально-экономических и правовых аспектов, принцип научности, принцип объединения теории с практикой, принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения, принцип личностно-ориентиро-ванного обучения, направленного на саморазвитие творческого потенциала личности, а также группу профессиональных этических принципов (ценность природы, минимальный ущерб природе и компенсация ущерба окружающей среде).
Во многих странах мира были приняты национальные стратегии в области образования для устойчивого развития (Scott, Stephen, 2003, 2004). Первые места по проработанности данного вопроса занимают страны Северной и Центральной Европы, Северной Америки. В нашей стране мы тоже уверенно движемся в этом направлении, хотя иногда экологические акции, проводимые как НКО, так и государственными структурами, носят несколько популистский или поверхностный характер.
В Федеральном законе от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2017) косвенным образом две главы регламентируют некоторые фрагменты экологической подготовки обучающихся. Например, ст. 70 «Научные исследования в области охраны окружающей среды» гл. XII «Научные исследования в области охраны окружающей среды» и ст. 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» гл. XIII «Основы формирования экологической культуры». Для достижения этих требований закона необходимы как систематическое образование, которое дают в ссузах и вузах, так и профессиональная просветительская деятельность, которая на высоком уровне обеспечивается профессионалами, получившими экологическое образование.
К образовательным же исследованиям в области охраны окружающей среды относят магистерские программы, тематика подготовки по которым должна и реально соответствует всем современным требованиям, предъявляемым к специалистам, которые будут реализовывать деятельность в соответствии с международными и российскими документами об охране окружающей среды.
Кроме того, в законе четко сказано о необходимости подготовки руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Это требование реализуется в настоящее время по желанию самими руководителями разных звеньев и регламентируется не иначе как простое требование об очередном повышении квалификации специалистов. Если руководитель примет решение о необходимости повышения квалификации по иному направлению деятельности, то экологическую грамотность он может не повышать, никаких штрафных санкций или взысканий из-за отсутствия именно такого сертификата о повышении квалификации не наступает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, очевидно, что подготовка экологов должна осуществляться практически на тех же принципах, что и подготовка медиков, — в виде непрерывной прак-
тической деятельности, включенной в теоретический образовательный процесс. Такие возможности уже сейчас широко внедряются в обучение экологов в виде значительно увеличившегося блока практики (учебной, производственной и преддипломной), что способствует более глубокому освоению будущей специальности. Также необходимо отметить значительное привлечение в реальной практике специалистов из реального сектора экономики, которые способны учить студентов особенностям и тонкостям будущей профессии, основываясь на собственном опыте и практической деятельности.
Все перечисленные запросы и ожидания реального сектора экономики довольно хорошо корреспондируют со всеми Целями устойчивого развития и задачами ближайшего будущего (Kasimov, Mazurov, Tikunov, 2004). Образовательные методики в высшей школе направлены на поиск педагогических и социальных инструментов для сопряжения всех трех пластов содержания ЦУР: социального, экономического и экологического.
Основная идея активного внедрения содержания и сути ЦУР в образовательный процесс состоит в том, чтобы специалисты из разных областей деятельности глубоко понимали и учитывали проблемы (или возможность их возникновения) при определении стратегии развития того или иного направления народного хозяйства. Стратегическое планирование сегодня во всех государствах мира осуществляется людьми, не имеющими специальной подготовки в области устойчивого развития. Именно эта проблема порождает все остальные, в том числе отсутствие учета возможных последствий. Образование в области ЦУР для лиц, принимающих решения, является той «точкой входа», которая определяет мировоззрение будущих управленцев и производственников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Доклад Межучрежденческой и экспертной группы по показателям достижения целей в области устойчивого развития (2016) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Экономический и социальный совет. URL: https://unstats.un.org/unsd/statcom/48th-ses-sion/documents/2017-2-IAEG-SDGs-R.pdf (дата обращения: 25.12.2017).
Касимов, Н. С., Мазуров, Ю. Л., Тикунов, В. С. (2003) Вектор инновации: от экологического образования к образованию в области устойчивого развития // Образование для устойчивого развития : материалы Всероссийского совещания «Образование для устойчивого развития» / под ред. Н. С. Касимова, В. С. Тикунова. Смоленск : Маджента. 318 с. С. 15-32.
Мазуров, Ю. Л. (2013) Образование для устойчивого развития: Что за пределами Десятилетия ООН? // На пути к устойчивому развитию России. №65. С. 58-62.
Марфенин, Н. Н., Попова, Л. В. (2005) Задачи экологического образования в интересах устойчивого развития // XI Международная конференция по экологическому образованию «На пути к устойчивому будущему: проблемы экологического просвещения и образования», Владимир, Россия, 22-24 июня 2005 г. : тезисы докладов. Владимир : б. и. 282, [6] с. С. 22-32.
Марфенин, Н. Н., Попова, Л. В. (2006) Экологическое образование в интересах устойчивого развития // Россия в окружающем мире: 2005 (Аналитический ежегодник) / отв. ред. Н. Н. Марфенин. М. : Модус-К ; Этерна. 320 с. С. 19-58.
Наука в интересах устойчивого будущего [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО. URL: https://ru.unesco.org/themes/nauka-v-interesah-ustoychivogo-budushchego (дата обращения: 25.12.2017).
Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/ 18312/ (дата обращения: 25.12.2017).
Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года / Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года [без передачи в главные комитеты (A/70/L.1)] [Электронный ресурс] // Генеральная Ассамблея ООН. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/29l/92/PDF/N1529192.pdf? OpenElement (дата обращения: 25.12.2017).
Тарасова, Н. П., Лаверов, Н. П., Саркисов, П. Д., Ягодин, Г. А. (2003) Образование для устойчивого развития: человек в меняющемся мире // Образование для устойчивого развития : материалы Всероссийского совещания «Образование для устойчивого развития» / под ред. Н. С. Касимова, В. С. Тикунова. Смоленск : Маджента. 158 с. С. 32-37.
Цели устойчивого развития [Электронный ресурс] // Global Compact Network Russia. URL: http://www.globalcompact.ru/index/czeli-ustojchivogo-razvitiya.html (дата обращения: 25.12.2017).
Kasimov N. S., Mazurov Y. L., Tikunov V. S. (2004) The concept of sustainable development: Its perception in russia // Herald of the Russian Academy of Sciences. Vol. 74. No. 1. P. 48-55.
Bonnett, M. (1999) Education for Sustainable Development: A coherent philosophy for environmental education? // Cambridge Journal of Education, Vol. 29 (3): P. 313-324.
Cotton, D. R. E., Warren, M. F., Maiboroda, O., Bailey, I. (2007) Sustainable development, higher education and pedagogy: a study of lecturers' beliefs and attitudes // Environmental Education Research. № 13:5. Р. 579-597. DOI: 10.1080/13504620701659061
SDG Compass [Электронный ресурс] // Global Compact Network Russia. URL: http://www. globalcompact.ru/index/czeli-ustojchivogo-razvitiya.html (дата обращения: 25.12.2017).
Scott, W., Stephen, G. (2003) Sustainable Development and Learning: Framing the Issues. London ; New York : Routlege Falmer. 192 с.
Scott, W., Stephen, G. (Eds) (2004) Key Issues in Sustainable Development and Learning. London ; New York : Routlege Falmer. 274 с.
Sustainable Development Solutions Network (SDSN) [Электронный ресурс] // Sustainable Development Solutions Network. URL: http://unsdsn.org/what-we-do/national-and-regional-net-works/members/ (дата обращения: 25.12.2017).
Дата поступления: 12.01.2018 г.
GOALS OF THE UN'S SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND MODERNISATION OF VOCATIONAL ENVIRONMENTAL EDUCATION: PRACTICE-ORIENTATED APPROACH
N. E. Ryazanova Moscow State Institute of International Relations (University), Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
The paper studies the issues of the thematic content of the UN's Sustainable Development Goals (UN SDGs) (2015) introduction into the vocational education curricula and the transformation ofedu-cation in terms of the economies of the world achieving sustainability. However, the content of each SDG is quite different from country to country, from region to region. The possibilities for achieving sustainability by African states, and especially the transformation of their teaching systems, differ radically, for example, from the content, capabilities, and expected results in Europe.
Since 2005, Russia has been systematically and consistently implementing a system ofactions coordinated with the international community, which implies activities on the transformation of the educational standards and curricula towards training professionals ready to work in strict natural resource and financial constraints. This requires a revision of the existing educational technologies, the restructuring of citizens' consciousness, and significant restructuring and technical re-equipment of industrial facilities. It is impossible to achieve that without concerted action on a global scale. That is why the UN proposes the global paradigm «Transforming Our World: the Agenda for Sustainable Development till 2030». The paper also discusses the possibilities of the legislative framework and employers' requirements transformation, as well as the possibilities of education transformation coherent with the SDGs content.
The possibilities of non-governmental international educational resources for the SDG ideas spreading (exemplified by the SDSN network) are considered. The necessity of an SDG substantial component introduction in the main guiding documents of the state, including standards for higher vocational education, is shown. The further development of the country in the mentioned direction will be almost impossible without the adequate training of such professionals.
Keywords: education for sustainable development; sustainable development; sustainable development goals; environmental education; vocational education; environmental issues
REFERENCES
Doklad Mezhuchrezhdencheskoj i ehkspertnoj gruppy po pokazatelyam dostizheniya celej v oblasti ustojchivogo razvitiya (2016). Organizaciya Ob'edinennyh Nacij. Ehkonomicheskij i social'nyj sovet [online] Available at: https://unstats.un.org/unsd/statcom/48th-session/docu-ments/2017-2-IAEG-SDGs-R.pdf (access date: 25.12.2017). (In Russ.).
Kasimov, N. S., Mazurov, Yu. L. and Tikunov, V. S. (2003) Vektor innovacii: ot ehkologicheskogo obrazovaniya k obrazovaniyu v oblasti ustojchivogo razvitiya. In: Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya: Materialy Vserossijskogo soveshchaniya «Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya» / ed. by N. S. Kasimov and V. S. Tikunov. Smolensk, Madzhenta. 318 p. Pp. 15-32. (In Russ.).
Mazurov, Yu. L. (2013) Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya: Chto za predelami Desyatiletiya OON? Na puti k ustojchivomu razvitiyu Rossii, no. 65, pp. 58-62. (In Russ.).
Marfenin, N. N. and Popova, L. V. (2005) Zadachi ehkologicheskogo obrazovaniya v interesah ustojchivogo razvitiya. In: XI Mezhdunarodnaya konferenciya po ehkologicheskomu obrazovaniyu «Na puti k ustojchivomu budushchemu: problemy ehkologicheskogo prosveshcheniya i obrazovaniya», Vladimir, Rossiya, 22-24 iyunya 2005 g. : tezisy dokladov. Vladimir, b. i. 282, [6] p. Pp. 22-32. (In Russ.).
Marfenin, N. N. and Popova, L. V. (2006) EHkologicheskoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya. In: Rossiya v okruzhayushchem mire: 2005 (Analiticheskij ezhegodnik) / ed. by N. N. Marfenin. Moscow, Modus-K; Ehterna. 320 p. Pp. 19-58. (In Russ.).
Nauka v interesah ustojchivogo budushchego. YUNESKO [online] Available at: https://ru.unes-co.org/themes/nauka-v-interesah-ustoychivogo-budushchego (access date: 25.12.2017). (In Russ.).
Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Pravitel'stvo Rossii [online] Available at: http://government.ru/docs/18312/ (access date: 25.12.2017). (In Russ.).
Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda / Rezolyuciya, prinyataya General'noj Assambleej 25 sentyabrya 2015 goda [bez peredachi v glavnye komitety (A/70/L.1)]. General'naya Assambleya OON [online] Available at: https://docu-ments-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement (access date: 25.12.2017). (In Russ.).
Tarasova, N. P., Laverov, N. P., Sarkisov, P. D. and Yagodin, G. A. (2003) Obrazovanie dlya ustoj-chivogo razvitiya: chelovek v menyayushchemsya mire. In: Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya: materialy Vserossijskogo soveshchaniya «Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya» / ed. by N. S. Kasimov and V. S. Tikunov. Smolensk, Madzhenta. 158 p. Pp. 32-37. (In Russ.).
Celi ustojchivogo razvitiya. Global Compact Network Russia [online] Available at: http://www. globalcompact.ru/index/czeli-ustojchivogo-razvitiya.html (access date: 25.12.2017).
Kasimov N. S., Mazurov Y. L. and Tikunov V. S. (2004) The concept of sustainable development: Its perception in Russia. Herald of the Russian Academy of Sciences, vol. 74, no. 1, pp. 48-55.
Bonnett, M. (1999) Education for Sustainable Development: A coherent philosophy for environmental education? Cambridge Journal of Education, vol. 29 (3), pp. 313-324.
Cotton, D. R. E., Warren, M. F., Maiboroda, O. and Bailey, I. (2007) Sustainable development, higher education and pedagogy: a study of lecturers' beliefs and attitudes. Environmental Education Research, no. 13:5, pp. 579-597. DOI: 10.1080/13504620701659061
SDG Compass. Global Compact Network Russia [online] Available at: http://www.globalcom-pact.ru/index/czeli-ustojchivogo-razvitiya.html (access date: 25.12.2017).
Scott, W. and Stephen, G. (2003) Sustainable Development and Learning: Framing the Issues. London; New York, Routlege Falmer. 192 p.
Scott, W. and Stephen, G. (Eds) (2004) Key Issues in Sustainable Development and Learning. London; New York, Routlege Falmer. 274 p.
Sustainable Development Solutions Network (SDSN) Sustainable Development Solutions Network [online] Available at: http://unsdsn.org/what-we-do/national-and-regional-networks/members/ (access date: 25.12.2017).
Submission date: 12.01.2018.
Рязанова Наталья Евгеньевна — кандидат географических наук, доцент, заведующая лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии Московского государственного университета международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел России. Адрес: 119454, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, д. 76. Тел.: +7 (499) 431-59-12. Эл. адрес: [email protected]
Ryazanova Natalya Evgenyevna, Candidate ofGeography, Associate Professor, Head, Laboratory of Geoecology and Sustainable Nature Management, Department of International Complex Issues of Nature Management and Ecology, Moscow State Institute of International Relations (University), Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Postal address: 76, Vernadskogo Ave., Moscow, Russian Federation, 119454. Tel.: +7 (499) 431-59-12. E-mail: [email protected]
РО!: 10.17805/7ры.2018.2.3
Философия риска в системе менеджмента качества образовательной организации высшего образования
И. И. Корягина Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации; Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова,
М. В. Жуколина Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации
Цель представленного исследования — анализ подходов к понятию «риск» в истории и современности, определение рисков при управлении образовательной организацией высшего образования и выработка интегральной концепции управления рисками. Методология исследования включает в себя этимологический и герменевтический анализ понятия «риск», анализ эмпирического опыта и систем менеджмента качества вузов, создание и апробацию двухфакторной модели менеджмента риска в образовательной организации высшего образования.
Представлена концепция риска как успешного способа освоения реальности, в которой опасности предстают как точки роста и предоставляют множество возможностей для развития, что позволяет перейти от негативного к позитивному восприятию риска.