Научная статья на тему 'Оценка имплементации повестки устойчивого городского развития и задач цур 11 в структуре государственных стратегий Российской Федерации. Часть 1'

Оценка имплементации повестки устойчивого городского развития и задач цур 11 в структуре государственных стратегий Российской Федерации. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1202
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / устойчивые города / Цели устойчивого развития / ЦУР 11 / умные города / развитие урбанизированных территорий / sustainable development / sustainable cities / resilient cities / Sustainable Development Goals / SDG 11 / Smart cities / Urban Agenda.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. Е. Рязанова, К. В. Меньшов

В работе рассмотрена трансформация международной повестки в области совершенствования урбанизированных территорий, проанализированы задачи и индикаторы Цели устойчивого развития 11 (ЦУР 11) в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Рассмотрены положительные и негативные стороны реализации Целей развития тысячелетия (ЦРТ) в контексте урбанизированных территорий и трансформация тематики в рамках ЦУР. Ключевым объектом исследования является ЦУР № 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов», приводятся обоснование ее необходимости, задачи и индикаторы цели, ход реализации и перспективы. В российской политической среде концепция устойчивого развития, система ЦУР ООН и, в частности, устойчивое городское развитие, слабо освещены и ограниченно представлены в ключевых государственных стратегиях по городскому управлению и развитию. Целью исследования является изучение начального этапа реализации ЦУР 11 в Российской Федерации по созданию местных устойчивых городов и населенных пунктов путем анализа и обзора принятых программных документов. Описана адаптация индикаторов ЦУР под российские реалии и перспективы государственного подхода к устойчивому развитию городов России. Представлены варианты адаптации российским руководством и научным обществом повестки в области устойчивого развития с акцентом на устойчивое развитие урбанизированных территорий. Аналитическим методом было проведено рассмотрение существующих программных документов Российской Федерации в области городского управления и развития урбанизированных территорий, которые впоследствии легли в основу данного исследования. В результате было выявлено, что процесс адаптации Повестки в области устойчивого развития урбанизированных территорий в России переживает активную фазу, получение комплексных данных об имплементации ЦУР ООН в России на данный момент не представляется возможным в силу несформированной статистической и институциональной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPLEMENTATION OF THE SUSTAINABLE URBAN DEVELOPMENT AGENDA AND THE SDG 11 TARGETS INTO THE STRUCTURE OF RUSSIAN STATE STRATEGIES

The key object of the study is Sustainable Development Goal 11 known as the 'urban SDG' in the context of Russia. Goal 11 provides for making cities and human settlements inclusive, safe, resilient and sustainable. It encompasses a provision for its implementation, a description of the goal targets and indicators, progress of implementation and prospects. In Russian political environment and research, the concept of sustainable development, the UN SDG system and, in particular, sustainable urban development, are poorly covered and are limitedly represented in the key state strategies on urban management and development. The study aims to observe the first stage of SDG 11 implementation in the Russian Federation to set up local resilient cities and communities. The study considers the ways SDG indicators are adapted in Russia and prospects for a state approach to the sustainable development of Russian cities. The author gives an outlook for the urban development international agenda transformation and Sustain.

Текст научной работы на тему «Оценка имплементации повестки устойчивого городского развития и задач цур 11 в структуре государственных стратегий Российской Федерации. Часть 1»

IK S

УДК 504.052

DOI: 10.24411/1816-1863-2018-14026

о

m

О ф

ОЦЕНКА ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПОВЕСТКИ УСТОЙЧИВОГО ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧ ЦУР 11 В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ 1

Н. Е. Рязанова, кандидат географических наук, заведующая лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования, доцент, кафедра международных комплексных проблем природопользования и экологии Московского государственного института международных отношений (Университет) при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), natamgimo@gmail.com, Москва, Россия,

К. В. Меньшов, студент кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии Московского государственного института международных отношений (Университет) при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), menshov.k.v@my.mgimo.ru, Москва, Россия

В работе рассмотрена трансформация международной повестки в области совершенствования урбанизированных территорий, проанализированы задачи и индикаторы Цели устойчивого развития 11 (ЦУР 11) в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Рассмотрены положительные и негативные стороны реализации Целей развития тысячелетия (ЦРТ) в контексте урбанизированных территорий и трансформация тематики в рамках ЦУР. Ключевым объектом исследования является ЦУР № 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов», приводятся обоснование ее необходимости, задачи и индикаторы цели, ход реализации и перспективы. В российской политической среде концепция устойчивого развития, система ЦУР ООН и, в частности, устойчивое городское развитие, слабо освещены и ограниченно представлены в ключевых государственных стратегиях по городскому управлению и развитию. Целью исследования является изучение начального этапа реализации ЦУР 11 в Российской Федерации по созданию местных устойчивых городов и населенных пунктов путем анализа и обзора принятых программных документов. Описана адаптация индикаторов ЦУР под российские реалии и перспективы государственного подхода к устойчивому развитию городов России. Представлены варианты адаптации российским руководством и научным обществом повестки в области устойчивого развития с акцентом на устойчивое развитие урбанизированных территорий. Аналитическим методом было проведено рассмотрение существующих программных документов Российской Федерации в области городского управления и развития урбанизированных территорий, которые впоследствии легли в основу данного исследования. В результате было выявлено, что процесс адаптации Повестки в области устойчивого развития урбанизированных территорий в России переживает активную фазу, получение комплексных данных об имплементации ЦУР ООН в России на данный момент не представляется возможным в силу несформированной статистической и институциональной базы.

The key object of the study is Sustainable Development Goal 11 known as the 'urban SDG' in the context of Russia. Goal 11 provides for making cities and human settlements inclusive, safe, resilient and sustainable. It encompasses a provision for its implementation, a description of the goal targets and indicators, progress of implementation and prospects. In Russian political environment and research, the concept of sustainable development, the UN SDG system and, in particular, sustainable urban development, are poorly covered and are limitedly represented in the key state strategies on urban management and development. The study aims to observe the first stage of SDG 11 implementation in the Russian Federation to set up local resilient cities and communities. The study considers the ways SDG

indicators are adapted in Russia and prospects for a state approach to the sustainable development of Russian cities. The author gives an outlook for the urban development international agenda transformation and Sustain.

Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивые города, Цели устойчивого развития, ЦУР 11, умные города, развитие урбанизированных территорий.

Key words: sustainable development, sustainable cities, resilient cities, Sustainable Development Goals, SDG 11, Smart cities, Urban Agenda.

Введение

В современных условиях мирового сообщества любому государству приходится решать задачи, связанные с совершенствованием национальной экономики, решением острых социально-экономических проблем, улучшением условий труда и качества жизни своих граждан, а также улучшением экологической обстановки в городах и населенных пунктах — вышеупомянутые вопросы уже стали неотъемлемой частью международной повестки дня.

Современные города становятся внутренними центрами притяжения, и именно их рациональное управление определяет степень процветания государства в целом. Появились новые модели развития урбанизированных территорий, принципиально выделяющиеся своими приоритетами в управлении: города и мегаполисы становятся умными, зелеными и устойчивыми [1—4].

В 2015 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций принята Резолюция «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (Повестка 2030) — документ, ставший одним из ключевых актов системы ООН, в рамках которого были приняты 17 целей устойчивого развития (ЦУР ООН) [5]. В рамках каждой цели сформулированы конкретные задачи (всего их 169 для всех 17 ЦУР) и индикаторы (232 показателя, утвержденных Резолюцией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 6 июля 2017 года «Работа Статистической комиссии, связанная с деятельностью по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года») [6], которых должны придерживаться государ -ства при осуществлении Повестки 2030. Более того, каждому государству необходимо адаптировать Повестку для подготовки национальной программы их имп-лементации с формированием перечня

задач и индикаторов и реализовать данную стратегию до 31 декабря 2030 года. Важно отметить, что в российской научной среде внимательно отнеслись к появлению системы ЦУР ООН и возникли попытки ее рассмотреть через призму российской действительности [3, 7]. Более того, сама концепция устойчивого развития уже на протяжении нескольких десятилетий является предметом дискуссий российской науки и общественности [8, 9].

Цель № 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов» предусматривает переход городов и населенных пунктов к устойчивому развитию с внедрением современных технологий, способствующих их процветанию. В последние десятилетия в мире усилился процесс урбанизации, который охватил большинство стран мира, в особенности развивающихся. Больше половины человечества — более 4 млрд человек — сегодня проживает в городах, и эта цифра будет стремительно расти в следующие десятилетия. Так как для большинства жителей планеты будущее связано исключительно с урбанизированными территориями и с городским типом жизни, решение глобальных вызовов человечества — нищета, изменение климата, здравоохранение, образование, — должно быть найдено в городской жизни уже в ближайшие годы.

ЦУР 11 заслуживает особого внимания со стороны общественности и научного сообщества в Российской Федерации, поскольку в отечественной научной среде городская тематика, процессы урбанизации в контексте устойчивого развития, городское развитие в контексте охраны окружающей среды слабо изучены и требуют более тщательного подхода при рассмотрении. По данным Федеральной службы государственной статистики России, доля городского населения в России достигла 74 %, что сопоставимо с пока-

IK S

О ^

m

О ф

зателями многих развитых государств и заметно выделяется среди развивающихся государств. Однако система расселения страны пока не преодолела последствия советского этапа развития и кризиса 1990-х годов. В 2005 году группа экспертов World Bank Group (рус. Всемирный банк) опубликовала доклад об экономическом развитии Российской Федерации, в котором отдельно рассматривалось «географическое перераспределение населения» в России после распада СССР [10]. Было отмечено, что в результате различных по силе и направленности потоков внутренней миграции населения происходила «корректировка структуры, сложившейся в рамках централизованного планирования». Согласно Докладу «Человек и инновации», подготовленному Аналитическим центром при Правительстве РФ [11] в 2018 году, особое значение в современной политике играют инвестиции в инфраструктуру и связь для преодоления различий между сельскими и городскими районами и географических различий.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России на 2018 год насчитывается 15 городов с населением более 1 млн человек [12], однако отсутствие в стране сравнимых со столичным регионом крупных развитых городов провоцирует проблему излишней концентрации населения в Москве и Московском регионе и замедляет развитие остальных регионов. Общераспространенные проблемы городов постсоветского пространства, такие как неграмотное и нерациональное городское планирование, неблагоприятная экологическая обстановка, кризис системы обслуживания и развития жилого фонда д елают ЦУР 11 в Российской Федерации актуальной и необходимой для ее внедрения и решения задач в пределах российских городов.

Целью данного исследования является детальное изучение промежуточных итогов осуществления «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» в контексте ЦУР 11 и повестки устойчивого развития урбанизированных территорий в пределах Российской Федерации. Особое внимание уделяется государственным программным документам и стратегиям на предмет содержания в них ссылок на Цели устойчивого развития ООН как одной из современных парадигм

мирового развития. Существует мнение, что в программных д окументах Правительства Российской Федерации слабо представлена ЦУР 11, поскольку городское развитие осуществляется на локальном уровне и «не имеет общей научной инновационной и институциональной базы». Таким образом, представляется целесообразным создание общей концепции устойчивого развития городов и населенных пунктов с единой научной и инновационной составляющей, встраивая в нее ЦУР 11 для дальнейшего применения на территории Российской Федерации.

Исходя из вышесказанного, цель исследования также предполагает необходимость изучения международного опыта осуществления повестки в области устойчивого развития урбанизированных территорий, выполнения задач ЦУР 11; акцент же делается на итоги осуществления задач ЦУР 11 в Российской Федерации с последующим предложением рекомендаций по усовершенствованию механизма внедрения Повестки в политику национальных правительств.

История вопроса устойчивого городского развития берет начало с 1970-х гг., когда общественность заинтересовал вопрос будущего городского развития одновременно с началом индустриализации в развивающихся государствах. Важнейшей организацией по городам и населенным пунктам можно назвать UN-Habitat (рус. Программа ООН по населенным пунктам), основанная в 1978 году со штаб-квартирой в Найроби, Республика Кения. Основной задачей UN-Habitat является содействие развитию международного сотрудничества в области населенных пунктов, жилищно-гражданского строительства и строительных материалов и продвижение программ, направленных на обеспечение каждого жителя планеты жилищем в социально и экологически устойчивых населенных пунктах. Секретариатом и исполнительным органом Комиссии ООН по населенным пунктам являлся основанный в октябре 1978 г. Центр ООН по населенным пунктам (Ха-битат). Хабитат в качестве исполнительного агентства ООН стал координировать все виды деятельности в области устойчивого развития населенных пунктов, которые ранее были распределены по различным департаментам и организациям

системы ООН. За сорокалетнюю историю существования ООН-Хабитат был проделан огромнейший путь в данном направлении, включая создание ц ел ого ряда программ для городов мира. Отличительной чертой организации можно назвать проведение специальных Конференций ООН по населенным пунктам, которые проводятся раз в двадцать лет, начиная с 1976 года. Всего мероприятий такого формата было три: Habitat I, Habitat II, Habitat III (их также еще называют «городскими саммитами»).

В преддверии проведения Третьей Конференции ООН по населенным пунктам в 2014 году был опубликован Доклад «Прогресс, достигнутый к настоящему времени в осуществлении решений второй Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат-II) и в выявлении новых и возникающих проблем в области устойчивого развития городов» [13], рассматривающий итоги проведенных реформ в области городского развития. В документе признается, что, несмотря на значительный прогресс во многих регионах мира в достижении этих целей, сегодня городские проблемы стали более актуальными. Причиной этому может служить как невыполнение ранее разработанной политики и наличие недостатков в данном подходе, так и стремительный рост незапланированной урбанизации (т. е. расползание городов). Города и другие населенные пункты признаются движущей силой экономического развития и заслуженно занимают центральное место в процессах производства и потребления, а также формирования социальных, политических и экономических отношений. 70 % ВВП обеспечивается в настоящее время именно городами, которые являются доминирующей средой обитания для человечества. Одновременно города, в особенности в развитых странах, страдают от высоких уровней загрязнения и увеличения выбросов парниковых газов. С развитием городов возникают проблемы социальной сегрегации, роста безработицы и нарастания социальных конфликтов.

Состояние городов, как в развитых, так и в развивающихся странах свидетельствует о наличии проблем устойчивого развития и факторов огромного риска, связанного с изменением климата. Отмечается,

что изменение роли, функций и формы городов, появление новых сил и финансовых потоков, а также революция в области информационных и коммуникационных технологий значительно осложнили достижение тех целей, которые были определены ранее.

Ситуация еще больше усугубилась в результате спекулятивной практики, связанной с использованием пространства и территории, многочисленных кризисов, роста безработицы, напряженности в работе финансовых институтов, отсутствия безопасности и проявления различных форм нестабильности. Современными приоритетами в области устойчивого городского развития стали:

— усиление роли урбанизации в качестве движущей силы устойчивого развития;

— изменение взаимосвязи между городами и окружающей средой с учетом последних мероприятий, являющихся «ответными мерами в связи с усилением влияния городов на окружающую среду и предусматривающих минимизацию экологических «следов», а также в связи с недавно разработанными концепциями «зеленой» экономики и необходимостью разрыва связи между ростом городов, и использованием ресурсов и воздействием этого процесса на окружающую среду»;

— преобразование концепции урбанизации из платформы для обеспечения перемен в средство осуществления перемен;

— обращение большего внимания устойчивому развитию городов в общем контексте устойчивого развития;

— обеспечение доступа к дешевому жилью;

— учет интересов неимущего населения в развитии городов и обеспечение их участия в данном процессе;

— обеспечение полной реализации прав человека, в том числе права на жилье, воду и санитарию, услуги здравоохранения и образование;

— сокращение неравенства и обеспечение равных возможностей для всех граждан.

Если сравнивать Цели развития тысячелетия и Цели в области устойчивого развития, то проблемы городов, урбанизированных территорий и проживающих в них жителей встали в один ряд с проблемами нищеты и голода только в рамках «Повестки дня в области устойчивого

CD О Ф

О

О -1 S

IK

О ^

m О ш

45,00 %

39,40 %

35,00 % 30,00 %

25,00% -

20,00% -

15,00% -

10,00% -

5,00% -

0,00% -

792

830

845

872

923

881

950

900

850

800

750

700

2000 г.

2005 г. 2007 г. 2010 г. 2012 г.

Количество, млн человек —•— Доля, %

2014 г.

Рис. 1. Динамика изменения доли городского населения в развивающихся странах, проживающего в трущобах (составлено по данным [14])

развития до 2030 года». Однако в рамках ЦРТ городская тематика уже присутствовала как проблема, требующая решение: в рамках цели № 7 «Обеспечение экологической устойчивости» существовала Задача 7.D — К 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 миллионов жителей трущоб, что напрямую относится к проблемам города. К слову, в процентном соотношении удалось добиться существенных результатов в решении данной задачи: если в 2000 году доля городского населения в развивающихся странах, проживающего в трущобах, составляла 39,4 %, то к концу 2014 года этот показатель удалось снизить до 29,7 % [14] (рис. 1). Однако крайне важным замечанием здесь будет тот факт, что если в процентном соотношении удалось добиться существенных результатов, то фактическое количество населения, проживающего в городских трущобах, лишь увеличилось вслед за общей численностью населения в мире: в 2000 году к этой категории относилось 792 млн человек, в 2014 году — 881 млн человек, что показывает двоякость проведенных мер по улучшению условий жизни в рамках городской среды.

Хотя во всем мире эта задача ЦРТ № 7 была решена, требуются дополнительные усилия для улучшения условий жизни и все возрастающего числа жителей трущоб, особенно в тех странах, которые все еще отстают в решении этой проблемы. Некоторые уроки могут быть извлечены из ус-

пешного опыта работы в течение последних 15 лет: например, смелые политические реформы и осуществление справедливой политики в сфере планирования и экономики в целях предотвращения роста трущоб в будущем. Фактические данные, собранные в нескольких десятках стран, показывают, что решение проблемы трущоб требует сочетания взаимодополняющих подходов — как повышения осведомленности, так и увеличения финансирования, направляемого на оказание базовых услуг, а также проведения политических реформ и укрепления институциональных механизмов.

Таким образом, в «Повестке дня в области устойчивого развития до 2030 года» данную проблему лишь расширили и уделили ей большее внимание, которое, в действительности, она заслуживает. Цель № 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов», предусматривающая переход городов и населенных пунктов к устойчивому развитию, на сегодняшний д ень в той или иной степени проявляется во всех странах мира вследствие сложившейся динамики роста населения на Земле.

Если же рассматривать предшествующий принятию «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» опыт России в контексте устойчивого городского развития, то здесь можно отметить ряд достижений в этой области. В частности, в конце 2000-х гг.

Москва присоединилась к Группе С40 (Группа городов-лидеров по проблеме климата — The C40 Cities Climate Leadership Group), объединяющей 90 ведущих городов в мире, в которых проживает более 650 млн человек и которые формируют четверть мирового ВВП. Группа С40 ориентирована на борьбу с изменением климата и принятием действенных мер по снижению выбросов парниковых газов городами и уменьшению климатических рисков, одновременно увеличивая благосостояние и экономические возможности городских жителей и стремясь к улучшению здоровья горожан [15].

Методические особенности исследований и исходная информация

Аналитическим методом были изучены соответствующие программные документы Российской Федерации в области городского управления и развития урбанизированных территорий, которые впоследствии легли в основу данного исследования. Сравнительно-историческим методом было изучено формирование существующей повестки в области устойчивого городского развития. Данное исследование было проведено при тщательном изучении ключевого документа концепции устойчивого развития, принятого в последние десятилетия, а именно «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В сочетании с Резолюцией «Работа Статистической комиссии, связанная с деятельностью по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» мы получили объемную структуру, которая, по мнению ООН, охватывает важнейшие аспекты устойчивого развития городов и должна быть учтена национальными правительствами [5, 6]. Обзорным методом выявлена существующая структура Целей устойчивого развития ООН, которая постепенно становится частью мировой повестки дня. ЦУР 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов» представляет собой совокупность десяти задач и пятнадцати согласованных индикаторов, по которым предполагается отслеживание хода имплементации данной цели устойчивого развития (табл. 1).

Актуальность этого направления деятельности в области устойчивого развития подчеркивается и свежими статистическими данными, которые публикуют организации системы ООН в открытый доступ. Согласно Докладу бывшего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Мировые демографические тенденции» от 2014 года [16], за последнюю четверть века население Земли выросло с 6 млрд человек д о 7,2 млрд человек на 2014 год, или на 20 %. Одновременно усилились процессы урбанизации во всем мире: к 2014 году больше половины населения в мире проживало в пределах города или урбанизированной территории (54 %). По прогнозам 2014 года, данный показатель вырастет до 66 %, т. е. две трети населения мира будут проживать в городах.

Более свежие данные приводит Департамент Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам (UNIC), который 16 мая 2018 года анонсировал доклад «2018 Revision of World Urbanization Prospects» [17], уточняющий прогноз относительно роста численности городского населения, и в своем пресс-релизе отметил, что в 2050 году 68 % мирового населения будут жить в городах при общей численности населения Земли, равной 9,82 млрд человек (рис. 2).

Аналитическим методом выявлена закономерная тенденция усиливающейся урбанизации и ускоренного роста мирового населения, что может стать ключевым социо-эколого-экономическим вызовом ближайших десятилетий. Соответственно, система ЦУР ООН также направлена на решение данного вызова.

Существенный вклад в реализацию Целей устойчивого развития вносят также и глобальные форумы, проводимые под эгидой агентств ООН, в частности, ООН-Ха-битат. Третья Конференция ООН по населенным пунктам (Habitat III) прошла в столице Эквадора Кито в октябре 2016 года, спустя год после утверждения «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Конференция Хаби-тат III активизирует глобальную приверженность устойчивой урбанизации и является одним из первых глобальных саммитов ООН после принятия «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Это дало возможность в открытом формате обсудить ключевые

Ф О Ф

О

О -1 S

О ^

т О ш

Таблица 1

Сводная таблица задач и индикаторов ЦУР 11 (составлена на основе [5, 6])

Задачи ЦУР 11 Индикаторы ЦУР 11

Задача 11.1. К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к достаточному, безопасному и недорогому жилью и основным услугам и благоустроить трущобы 11.1.1. Доля городского населения, проживающего в трущобах, неформальных и неудовлетворительных жилищных условиях

Задача 11.2. К 2030 году обеспечить, чтобы все могли пользоваться безопасными, недорогими, доступными и экологически устойчивыми транспортными системами, на основе повышения безопасности дорожного движения, в частности расширения использования общественного транспорта, уделяя особое внимание нуждам тех, кто находится в уязвимом положении, женщин, детей, инвалидов и пожилых лиц 11.2.1. Доля населения, имеющего удобный доступ к общественному транспорту, в разбивке по полу, возрасту и признаку инвалидности

Задача 11.3. К 2030 году расширить масштабы открытой для всех и экологически устойчивой урбанизации и возможности для комплексного и устойчивого планирования населенных пунктов и управления ими на основе широкого участия во всех странах 11.3.1. Соотношение темпов застройки и темпов роста населения

11.3.2. Доля городов, в которых регулярно и на демократической основе функционируют структуры, обеспечивающие прямое участие гражданского общества в градостроительном планировании и управлении городским хозяйством

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача 11.4. Активизировать усилия по защите и сохранению всемирного культурного и природного наследия 11.4.1. Общая сумма расходов (государственных и частных) в расчете на душу населения на ц ели сохранения и защиты всего культурного и природного наследия в разбивке по видам наследия (культурное, природное, смешанного характера и признанное объектом всемирного наследия Центром всемирного наследия), уровню государственной подведомственности (национальный, региональный и местный/муниципальный), видам расходов (эксплуатационные расходы/капиталовложения) и видам частного финансирования (пожертвования в натуральной форме, частный некоммерческий сектор и спонсорство)

Задача 11.5. К 2030 году существенно сократить число погибших и пострадавших и значительно уменьшить прямой экономический ущерб в виде потерь мирового валового внутреннего продукта в результате бедствий, в том числе связанных с водой, уделяя особое внимание защите малоимущих и уязвимых групп населения 11.5.1. Число погибших, пропавших без вести и пострадавших непосредственно в результате бедствий на 100 000 человек

11.5.2. Прямые экономические потери в процентном отношении к общемировому ВВП, ущерб важнейшим объектам инфраструктуры и число обусловленных бедствиями сбоев в работе основных служб

Задача 11.6. К 2030 году уменьшить негативное экологическое воздействие городов в пересчете на душу населения, в том числе посредством уделения особого внимания качеству воздуха и удалению городских и других отходов 11.6.1. Доля твердых бытовых отходов, которые регулярно собираются и надлежащим образом удаляются, в общей массе городских отходов

11.6.2. Среднегодовой уровень содержания мелких твердых частиц (например, класса РМ2.5 и РМ10) в атмосфере городов (в пересчете на численность населения)

Задача 11.7. К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к безопасным, доступным и открытым для всех зеленым зонам и общественным местам, особенно для женщин и детей, пожилых людей и инвалидов и прочных зданий с использованием местных материалов 11.7.1. Средняя доля застроенной городской территории, относящейся к открытым для всех общественным местам, с указанием доступности в разбивке по полу, возрасту и признаку инвалидности

11.7.2. Доля лиц, подвергшихся физическим или сексуальным домогательствам, в разбивке по полу, возрасту, признаку инвалидности и месту происшествия за последние 12 месяцев

Окончание табл. 1

Задачи ЦУР 11 Индикаторы ЦУР 11

Задача 11. а. Поддерживать позитивные экономические, социальные и экологические связи между городскими, пригородными и сельскими районами на основе повышения качества планирования национального и регионального развития 11.а.1. Доля населения, живущего в городах, осуществляющих городские и региональные планы застройки, в которых учитываются прогнозы роста населения и потребности в ресурсах, в разбивке по размерам городов

Задача 11.b. К 2020 году значительно увеличить число городов и населенных пунктов, принявших и осуществляющих комплексные стратегии и планы, направленные на устранение социальных барьеров, повышение эффективности использования ресурсов, смягчение последствий изменения климата, адаптацию к его изменению и способность противостоять стихийным бедствиям, и разработать и внедрить в соответствии с Сендайской рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015—2030 годы меры по комплексному управлению связанными с бедствиями рисками на всех уровнях 11.Ь.1. Число стран, принявших и осуществляющих национальные стратегии снижения риска бедствий в соответствии с Сендайской рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015—2030 годы

11.Ь.2. Доля местных органов власти, принявших и осуществляющих местные стратегии снижения риска бедствий в соответствии с национальными стратегиями снижения риска бедствий

Задача 11.c. Оказывать наименее развитым странам содействие, в том числе посредством финансовой и технической помощи, в строительстве экологически устойчивых и прочных зданий с использованием местных материалов 11.С.1. Доля финансовой поддержки наименее развитых стран, выделяемой на строительство экологичных, прочных и ресурсосберегающих зданий и переоборудование зданий для обеспечения их экологичности, прочности и экономии ресурсов с использованием местных материалов

вопросы касательно важнейших городс- ти, безопасности, жизнестойкости и эко-ких проблем, таких как устойчивое пла- логической устойчивости городов и насе-нирование и управление мегаполисами, ленных пунктов», которая, по сути, стала

городами и малыми населенными пунктами. В частности, конференция была посвящена ЦУР 11: «Обеспечение открытос-

основой для формирования новой городской повестки д ня. Ключевой ц елью и итогом данной конференции стало соглаше-

12 10 8 6 4

41 % 5,66

2,3

1994 год

54 %

3,9

2014 год

55 %

7,24 7,6

4,2

2018 год

60 % 8,62

66 % 9,55

6,3

5,17

68 % 9,82

6,68

80 % 70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %

2030 год 2050 год 2050 год

(прогноз, 2018) (прогноз, 2014) (прогноз, 2018)

Городское население, млрд чел.

Население в мире, млрд чел.

Урбанизация, %

Рис. 2. Динамика роста численности населения в мире по прогнозам ООН (составлено по данным [16, 17])

2

IK

О ^

m О ш

ние стран — членов ООН об утверждении Новой Программы развития городов (the New Urban Agenda (NUA)) [18], которая будет служить руководством для развития городов на следующие двадцать лет.

Данный д окумент имеет множество отсылок на важнейшие соглашения ООН последних десятилетий, в том числе на принятую в 1992 году Декларацию по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, на «Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», Межждународные руководящие принципы по городскому и территориальному планированию, Сендайские соглашения по снижению опасности стихийных бедствий и на Парижское соглашение по климату; все документы были подписаны в 2015 году.

В Программе описаны ч етыре м еханиз-ма, предусмотренных для осуществления Новой городской повестки дня:

— создание национальной городской политики, пропагандирующей интегрированные системы городов и населенных пунктов в целях содействия устойчивому интегрированному городскому развитию;

— усиление управления городским хозяйством с учреждением новых механизмов и институтов, которые полностью охватывают интересы городов, а также сдер-жек и противовесов в целях обеспечения предсказуемости, социальной интеграции, экономического роста и охраны окружающей среды;

— усиленное долгосрочное и комплексное градостроительное и территориальное планирование и проектирование с целью оптимизации пространственного

измерения городской формы и достижения положительных результатов урбанизации;

— создание эффективных инструментов финансирования, позволяющих проводить политику в области устойчивого развития городов.

Таким образом, Организация Объединенных Наций проводит активнейшую работу по формированию научной и статистической базы в области устойчивого развития урбанизированных территорий с привлечением мирового сообщества и национальных правительств, которые и обязаны достичь Целей устойчивого развития к 2030 году.

В России значительный вклад в создание рабочей базы по выполнению Повестки внесло Правительство Российской Федерации в лице Аналитического центра при Правительстве России. Оценка качества жизни городского населения требует подробнейшего изучения всех факторов, которые определяют это качество: экономических, социальных и экологических. В Докладе о человеческом развитии в Российской Федерации «Цели устойчивого развития ООН и Россия» [19] из семи задач ЦУР 11, по мнению экспертов Аналитического центра при Правительстве РФ, наиболее сопоставимы российским приоритетам и адаптируемы четыре из них: обеспечение доступного жилья (Задача 11.1), развитие общественного транспорта (Задача 11.2), улучшение экологической обстановки урбанизированных территорий (Задача 11.6) и увеличение/сохранение зеленых зон (Задача 11.7).

Библиографический список

1. Бойкова М. В., Ильина И. Н., Салазкин М. Г. «Умная» модель развития как ответ на возникающие вызовы для городов // Форсайт. 2016. Т. 10. № 3. С. 65—75.

2. Ильина И. Н. Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 5.

3. Бобылев С. Н., Порфирьев Б. Н. Устойчивое развитие крупнейших городов и мегаполисов: фактор экосистемных услуг // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2016. — № 6. — С. 3—21.

4. Singh S. (2014) Smart Cities — A $1.5 Trillion Market Opportunity // Forbes, 19.06.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.com/sites/sarwantsingh/2014/06/19/smart-cities-a-1-5-trillion-market-opportunity/#3b9495237ef9 (дата обращения — 05.01.2019).

5. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (A/RES/70/1) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R (дата обращения — 04.01.2019).

6. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 6 июля 2017 года. Работа Статистической комиссии, связанная с деятельностью по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития

на период до 2030 года (A/RES/71/313) [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/ 71/313 (дата обращения — 04.01.2019). е

7. Ильина И. Н. Развитие институтов устойчивого развития // В кн.: Управление устойчивым раз- О витием. СПб.: ООО «Издательский Дом «Реальная экономика», 2015. Гл. 2.3. С. 84—110. к

8. Индикаторы устойчивого развития России: эколого-экономические аспекты / С. Н. Бобылев, § М. Ю. Козельцев, М. Ю. Ксенофонтов и др. — ЦПРП Москва, 2001. — 220 с. Г

9. Бобылев С. Н. Устойчивое развитие: парадигма для будущего // Мировая экономика и междуна- я родные отношения. — 2017. — Т. 61, № 3. — С. 107—113.

10. От экономики переходного периода к экономике развития. Меморандум об экономическом положении Российской Федерации / Подготовлен под руководством К. Рюля // Всемирный банк, 2005. Стр. 39—60.

11. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2018. 172 с.

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Раздел «Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям» [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (дата обращения — 04.01.2019).

13. Доклад «Прогресс, достигнутый к настоящему времени в осуществлении решений второй Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат-II) и в выявлении новых и возникающих проблем в области устойчивого развития городов» (A/CONF.226/PC.1/5) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/CONF.226/PC.1/ 5&lang=R (дата обращения — 04.01.2019).

14. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. Официальный доклад ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015 (дата обращения — 05.01.2019).

15. Официальный сайт Группы С40 (Группа городов-лидеров по проблеме климата — The C40 Cities Climate Leadership Group) [Электронный ресурс]. URL: http://c40.org (дата обращения — 05.01.2019).

16. Мировые демографические тенденции. Доклад Генерального секретаря (E/CN.9/2014/3) [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N14/211/01/PDF/ N1421101.pdf?0penElement (дата обращения — 05.01.2019).

17. World Urbanization Prospects: The 2018 Revision [Электронный ресурс]. URL: https://esa.un.org/ unpd/wup/Publications/Files/WUP2018-KeyFacts.pdf (дата обращения — 05.01.2019).

18. Новая Программа Развития Городов (A/RES/71/256) [Электронный ресурс]. URL: http:// unhabitat.ru/assets/files/publication/Documents/NUA-Russian.pdf (дата обращения — 04.01.2019).

19. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.

ASSESSMENT OF THE IMPLEMENTATION OF THE SUSTAINABLE URBAN DEVELOPMENT AGENDA AND THE SDG 11 TARGETS INTO THE STRUCTURE OF RUSSIAN STATE STRATEGIES

N. Y. Ryazanova, Ph. D. (Geography) Department of International Problems of Environment and ecology, Head of Laboratory, associate professor, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), Moscow, Russia, natamgimo@gmail.com, K. V. Menshov, Under-graduate student, Department of International Problems of Environment and ecology, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), Moscow, Russia, menshov.k.v@my.mgimo.ru

References

1. Bojkova M. V., irina I. N., Salazkin M. G. "Umnaya" model" razvitiya kak otvet na voznikayushhie vy"zovy" dlya gorodov ["Clever" model of development as the answer to the arising calls for the cities]. Forsajt. 2016. T. 10. № 3. P. 65-75. [in Russian]

2. Il"ina I. N. Kachestvo gorodskoj sredy" kak faktor ustojchivogo razvitiya municipal'ny'x obrazovanij [Quality of the urban environment as factor of sustainable development of municipal units]. Imushhest-vennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii. 2015. № 5. [in Russian]

3. Boby"lev S. N., Porfir'ev B. N. Ustojchivoe razvitie krupnejshix gorodov i megapolisov: faktor e"kosis-temny"x uslug [Sustainable development of the largest cities and megalopolises: factor of ecosystem services]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: E'konomika. — 2016. — № 6. — P. 3—21. [in Russian]

4. Singh S. (2014) Smart Cities — A $1.5 Trillion Market Opportunity // Forbes, 19.06.2014. [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.forbes.com/sites/sarwantsingh/2014/06/19/smart-cities-a-1-5-trillion-market-£ opportunity/#3b9495237ef9 (data obrashheniya — 05.01.2019).

^ 5. Rezolyuciya, prinyataya General'noj Assambleej 25 sentyabrya 2015 goda. Preobrazovanie nashego mira:

^ Povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda (A/RES/70/1) [E'lektronny'j

resurs]. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R (data obrash-^ heniya — 04.01.2019). [in Russian]

6. Rezolyuciya, prinyataya General'noj Assambleej 6 iyulya 2017 goda. Rabota Statisticheskoj komissii, svyazannaya s deyatel'nost'yu po osushhestvleniyu Povestki dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda (A/RES/71/313) [E'lektronny'j resurs]. URL: https://undocs.org/ru/A7RES/71/313 (data obrashheniya — 04.01.2019). [in Russian]

7. irina I. N. Razvitie institutov ustojchivogo razvitiya [Development of institutes of sustainable development]. Upravlenie ustojchivym razvitiem. SPb.: OOO "Izdatel'skij Dom "Real'naya e'konomika", 2015. Gl. 2.3. P. 84—110. [in Russian]

8. Boby'lev S. N., Kozel'cev M. Yu., Ksenofontov M. Yu. i dr. Indikatory' ustojchivogo razvitiya Rossii: e'kologo-e'konomicheskie aspekty' [Indicators of sustainable development of Russia: ekologo-economic aspects]. CzPRP Moskva, 2001. — 220 p. [in Russian]

9. Boby'lev S. N. Ustojchivoe razvitie: paradigma dlya budushhego [Sustainable development: a paradigm for the future]. Mirovaya e'konomika i mezhdunarodnye otnosheniya. — 2017. — T. 61, № 3. — P. 107—113.

10. Ot e'konomiki perexodnogo perioda k e'konomike razvitiya. Memorandum ob e'konomicheskom poloz-henii Rossijskoj Federacii. Vsemirny'j bank, 2005. P. 39—60. [in Russian]

11. Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossijskoj Federacii za 2018 god. [The report on human development in the Russian Federation for 2018]. M.: Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2018. 172 p. [in Russian]

12. Oficial'ny'j sajt Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii. Razdel "Chislen-nost' naseleniya Rossijskoj Federacii po municipal'ny'm obrazovaniyam" [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (data obrashheniya — 04.01.2019). [in Russian]

13. Doklad "Progress, dostignuty'j k nastoyashhemu vremeni v osushhestvlenii reshenij vtoroj Konferencii Organizacii Ob''edinenny'x Nacij po naselenny'm punktam (Xabitat-II) i v vy'yavlenii novy'x i voznikayushhix problem v oblasti ustojchivogo razvitiya gorodov" (A/CONF.226/PC.1/5) [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/CONF.226/PC.1/5&lang=R (data obrashheniya — 04.01.2019). [in Russian]

14. Celi razvitiya ty'syacheletiya: doklad za 2015 god. Oficial'ny'j doklad OON [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015 (data obrashheniya — 05.01.2019). [in Russian]

15. Oficial'ny'j sajt Gruppy' S40 (Gruppa gorodov-liderov po probleme klimata — The C40 Cities Climate Leadership Group) [E'lektronny'j resurs]. URL: http://c40.org (data obrashheniya — 05.01.2019). [in Russian]

16. Mirovy'e demograficheskie tendencii. Doklad General'nogo sekretarya (E/CN.9/2014/3) [E'lektronny'j resurs]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/211/01/PDF/ N1421101 .pdf?OpenElement (data obrashheniya — 05.01.2019). [in Russian]

17. World Urbanization Prospects: The 2018 Revision [E'lektronny'j resurs]. URL: https://esa.un.org/unpd/ wup/Publications/Files/WUP2018-KeyFacts.pdf (data obrashheniya — 05.01.2019). [in Russian]

18. Novaya Programma Razvitiya Gorodov (A/RES/71/256) [E'lektronny'j resurs]. URL: http://unhabi-tat.ru/assets/files/publication/Documents/NUA-Russian.pdf (data obrashheniya — 04.01.2019). [in Russian]

19. Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossijskoj Federacii za 2016 god [The report on human development in the Russian Federation for 2018]. M.: Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2016. 298 p. [in Russian]

36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№4, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.