Научная статья на тему 'Оценка имплементации повестки устойчивого городского развития и задач ЦУР 11 в структуру государственных стратегий Российской Федерации. Часть 2'

Оценка имплементации повестки устойчивого городского развития и задач ЦУР 11 в структуру государственных стратегий Российской Федерации. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
783
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / устойчивые города / Цели устойчивого развития / ЦУР 11 / умные города / развитие урбанизированных территорий / sustainable development / sustainable cities / resilient cities / Sustainable Development Goals / SDG 11 / Smart cities / Urban Agenda

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Н Е. Рязанова, К В. Меньшов

В работе рассмотрена трансформация международной повестки в области совершенствования урбанизированных территорий, проанализированы задачи и индикаторы Цели устойчивого развития 11 (ЦУР 11) в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Рассмотрены положительные и негативные стороны реализации Целей развития тысячелетия (ЦРТ) в контексте урбанизированных территорий и трансформация тематики в рамках ЦУР. Ключевым объектом исследования является ЦУР 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов», приводятся обоснование ее необходимости, задачи и индикаторы цели, ход реализации и перспективы. В российской политической среде концепция устойчивого развития, система ЦУР ООН и, в частности, устойчивое городское развитие, слабо освещены и ограниченно представлены в ключевых государственных стратегиях по городскому управлению и развитию. Целью исследования является изучение начального этапа реализации ЦУР 11 в Российской Федерации по созданию местных устойчивых городов и населенных пунктов путем анализа и обзора принятых программных документов. Описана адаптация индикаторов ЦУР под российские реалии и перспективы государственного подхода к устойчивому развитию городов России. Представлены варианты адаптации российским руководством и научным обществом повестки в области устойчивого развития с акцентом на устойчивое развитие урбанизированных территорий. Аналитическим методом было проведено рассмотрение существующих программных документов Российской Федерации в области городского управления и развития урбанизированных территорий, которые впоследствии легли в основу данного исследования. В результате было выявлено, что процесс адаптации Повестки в области устойчивого развития урбанизированных территорий в России переживает активную фазу, получение комплексных данных об имплементации ЦУР ООН в России на данный момент не представляется возможным в силу несформированной статистической и институциональной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPLEMENTATION OF THE SUSTAINABLE URBAN DEVELOPMENT AGENDA AND THE SDG 11 TARGETS INTO THE STRUCTURE OF RUSSIAN STATE STRATEGIES. PART 2

In this scholar paper there is an outlook on urban development international agenda’s transformation and Sustainable Development Goal 11 targets and indicators (SDG 11) in case of the Sustainable Development Agenda 2030. There is an analysis of the Millennium Development Goals’ implementation and its advantages and disadvantages in case of urban territories. The key object of the study is Sustainable Development Goal 11 known as the “urban SDG”, — make cities and human settlements inclusive, safe, resilient and sustainable, there is a provision of arguments for its implementation, a description of the goal’s targets and indicators, progress of implementation and prospects. In Russian political environment, the concept of sustainable development, the UN SDG system and, in particular, sustainable urban development, are poorly covered and are limitedly represented in key state strategies on urban management and development. The study is aimed at observing the start of SDG 11’s implementation in the Russian Federation to set up local resilient cities and communities by analysis and outlook of adopted state laws. Adaptation of SDG indicators for Russian realities and prospects for a state approach to the sustainable development of Russian cities is described here. The adaptation options by the Russian government and the scientific community for the sustainable development agenda with an emphasis on the sustainable urban development are also presented. There is a review of existing program documents of the Russian Federation in case of urban management and urban development, which are formed the basis of this study. As a result, it is revealed that the adaptation process of the Sustainable urban development agenda is undergoing an active phase in Russia, and it is currently not possible to obtain comprehensive data on the UN SDGs implementation in Russia due to the unformed statistical and institutional framework.

Текст научной работы на тему «Оценка имплементации повестки устойчивого городского развития и задач ЦУР 11 в структуру государственных стратегий Российской Федерации. Часть 2»

УДК 504.052

ОЦЕНКА ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПОВЕСТКИ УСТОЙЧИВОГО ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧ ЦУР 11 В СТРУКТУРУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ 2

Б01: 10.24411/1816-1863-2019-11099

Н. Е. Рязанова, кандидат географических наук, заведующий лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования, доцент кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии Московского государственного института международных отношений (Университет) при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), [email protected], Москва, Россия,

К. В. Меньшов, студент кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии Московского государственного института международных отношений (Университет) при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), [email protected], Москва, Россия

а> о ф

О

О -i

В работе рассмотрена трансформация международной повестки в области совершенствования урбанизированных территорий, проанализированы задачи и индикаторы Цели устойчивого развития 11 (ЦУР 11) в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Рассмотрены положительные и негативные стороны реализации Целей развития тысячелетия (ЦРТ) в контексте урбанизированных территорий и трансформация тематики в рамках ЦУР. Ключевым объектом исследования является ЦУР 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов», приводятся обоснование ее необходимости, задачи и индикаторы цели, ход реализации и перспективы. В российской политической среде концепция устойчивого развития, система ЦУР ООН и, в частности, устойчивое городское развитие, слабо освещены и ограниченно представлены в ключевых государственных стратегиях по городскому управлению и развитию. Целью исследования является изучение начального этапа реализации ЦУР 11 в Российской Федерации по созданию местных устойчивых городов и населенных пунктов путем анализа и обзора принятых программных документов. Описана адаптация индикаторов ЦУР под российские реалии и перспективы государственного подхода к устойчивому развитию городов России. Представлены варианты адаптации российским руководством и научным обществом повестки в области устойчивого развития с акцентом на устойчивое развитие урбанизированных территорий. Аналитическим методом было проведено рассмотрение существующих программных документов Российской Федерации в области городского управления и развития урбанизированных территорий, которые впоследствии легли в основу данного исследования. В результате было выявлено, что процесс адаптации Повестки в области устойчивого развития урбанизированных территорий в России переживает активную фазу, получение комплексных данных об имплементации ЦУР ООН в России на данный момент не представляется возможным в силу несформированной статистической и институциональной базы.

In this scholar paper there is an outlook on urban development international agenda's transformation and Sustainable Development Goal 11 targets and indicators (SDG 11) in case of the Sustainable Development Agenda 2030. There is an analysis of the Millennium Development Goals' implementation and its advantages and disadvantages in case of urban territories. The key object of the study is Sustainable Development Goal 11 known as the "urban SDG", — make cities and human settlements inclusive, safe, resilient and sustainable, there is a provision of arguments for its implementation, a description of the goal's targets and indicators, progress of implementation and prospects. In Russian political environment, the concept of sustainable development, the UN SDG system and, in particular, sustainable urban development, are poorly covered and are limitedly represented in key state strategies on urban management and development. The study is aimed at observing the start of SDG 11's implementation in the Russian Federation to set up local resilient cities and communities by analysis and outlook of adopted state laws. Adaptation of SDG indicators for Russian realities and prospects for a state approach to the sustainable development of Russian cities is described here. The adaptation options by the Russian

government and the scientific community for the sustainable development agenda with an emphasis on ^ the sustainable urban development are also presented. There is a review of existing program documents ¡^ of the Russian Federation in case of urban management and urban development, which are formed the g basis of this study. As a result, it is revealed that the adaptation process of the Sustainable urban development agenda is undergoing an active phase in Russia, and it is currently not possible to obtain com-15 prehensive data on the UN SDGs implementation in Russia due to the unformed statistical and instil® tutional framework.

Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивые города, Цели устойчивого развития, ЦУР 11, умные города, развитие урбанизированных территорий.

Key words: sustainable development, sustainable cities, resilient cities, Sustainable Development Goals, SDG 11, Smart cities, Urban Agenda.

Правительство Российской Федерации в 2016 году поручило Федеральной службе государственной статистики начать работу по подготовке статистической базы индикаторов Целей устойчивого развития совместно с ООН, а также подготовить собственный Проект перечня национальных показателей ЦУР, который представляет собой набор индикаторов, отражающих российскую действительность и способных проиллюстрировать ход выполнения Целей устойчивого развития в Российской Федерации. Для сравнения, если в Глобальном перечне индикаторов Целей устойчивого развития за ЦУР 11 закреплены 15 индикаторов, но Федеральная служба государственной статистики предлагает отслеживать прогресс на основе 51 показателя, представленного ниже [1].

При кажущейся простоте формулировок национальных показателей для их достижения необходимы три базовых и довольно сложно выполнимых требования: 1) существенная переработка государ -ственных руководящих документов федерального и регионального уровней; 2) наличие финансирования под каждую позицию; 3) консенсус в обществе и проработка механизмов гражданского контроля, способного направлять и контролировать местные и государственные органы на пути к достижению поставленных задач.

В системе государственного управления каждый индикатор закрепляется за отдельным ведомством, которое обязано регулярно отчитываться о ходе выполнения определенного показателя. Выполнение задач контролируется Правительством Российской Федерации. Более того, к некоторым индикаторам привязаны существующие национальные программы, которые частично покрывают выполнение ЦУР 11 в России. Таким образом, Феде-

ральная служба государственной статистики (Росстат) в настоящий момент осуществляет существенный вклад по внедрению системы ЦУР ООН в национальную политику Российской Федерации. Однако в настоящий момент из семи основных показателей по ЦУР 11 частично разрабатываются только два [20]. Возможно, это обусловлено большим вниманием со стороны властей именно к данным показателям, возможно, основная проблема состоит в привлечении большого ч исла профессиональных экспертов и профильных ведомств, в профессиональных обязанностях которых в данный момент нет обязательства значительное время посвящать анализу возможности сопоставимости международной, национальной и региональной повесток. Эта проблема еще ждет своего разрешения.

Результаты и обсуждение. К сожалению, в ходе попытки сформировать промежуточные итоги исполнения ЦУР 11 в мире и, в частности, в Российской Федерации возникли определенные трудности по получению данных. Так, на сайте Рос-стата приводится инфографика о ходе разработки индикаторов ЦУР ООН совместно с Департаментом статистических данных Организации Объединенных Наций, которая отмечает, что из 15 индикаторов, закрепленных за ЦУР 11, лишь два разрабатываются и имеют определенные данные, тогда как оставшиеся 13 не разрабатываются до сих пор, то есть на данный момент не представлены модели расчетов этих показателей, а также метаданные, по которым можно проводить подобные вычисления [2]. Таким образом, можно констатировать несформированность статистической базы ООН и России по вопросу выполнения повестки в области устойчивого городского развития.

Таблица 1

Проект перечня национальных показателей ЦУР. Индикаторы ЦУР 11

11.1. К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к достаточному, безопасному и недорогому жилью и основным услугам и благоустроить трущобы

Доля городского населения, проживающего в трущобах, неформальных поселениях или в неудовлетворительных жилищных условиях (11.1.1)

Доля городского населения, переселенного из аварийного жилищного фонда в благоустроенные жилые дома, % Доля ввода жилья по стандарту экономического класса в общем вводе всего жилья, %

Доля населения, проживающего в аварийном жилищном фонде, %

Доля городских улиц с усовершенствованным покрытием, % Доля площади города, убираемая механизированным способом, %

Доля домохозяйств, испытывающих стесненность при проживании

Доля д омохозяйств, собирающихся купить (построить) другое жилье

Средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам в рублях, выданным с начала года

11.2. К 2030 году обеспечить, чтобы все могли пользоваться безопасными, недорогими, доступными и экологически устойчивыми транспортными системами, на основе повышения безопасности дорожного движения, в частности расширения использования общественного транспорта, уделяя особое внимание нуждам тех, кто находится в уязвимом положении, женщин, детей, инвалидов и пожилых лиц

Доля населения, имеющего удобный доступ к общественному транспорту, в разбивке по полу, возрасту и признаку инвалидности (11.2.1)

Число сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами

Доля эксплуатационных автобусов, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения, в общем количестве эксплуатационных автобусов Число дорожно-транспортных происшествий, ед. Количество ДТП с участие пешеходов со смертельным исходом на душу населения, ед.

Доля лиц в возрасте 15 лет и более, пользующихся общественным транспортом

Доля лиц в возрасте 15 лет и более, пользующихся общественным транспортом, имеющим возможность добраться до нужного места другим видом транспорта при наличии сбоев в работе общественного транспорта Доля лиц в возрасте 15 лет и более, оценивших доступность транспортных средств общего пользования для инвалидов и маломобильных групп населения

11.3. К 2030 году расширить масштабы открытой для всех и экологически устойчивой урбанизации и возможности для комплексного и устойчивого планирования населенных пунктов и управления ими на основе широкого участия во всех странах

Соотношение темпов застройки и темпов роста населения. Изложить в редакции: соотношение темпа ввода в действие жилых домов к темпу роста населения, % (11.3.1) Доля городов, в которых регулярно и на демократической основе функционируют структуры, обеспечивающие прямое участие гражданского общества в градостроительном планировании и управлении городским хозяйством, % (11.3.2)

11.4. Активизировать усилия по защите и сохранению всемирного культурного и природного наследия

Общая сумма расходов (государственных и ч астных) в расчете на душу населения на цели сохранения и защиты всего культурного и природного наследия в разбивке по видам наследия (культурное, природное, смешанного характера и признанное объектом всемирного наследия Центром всемирного наследия), уровню государственной подведомственности (национальный, региональный и местный/ муниципальный), видам расходов (эксплуатационные расходы/ капиталовложения) и видам частного финансирования (пожертвования в натуральной форме, частный, некоммерческий сектор и спонсорство) (11.4.1) Доля объектов культурного наследия, в которых размещены общественные или социальные учреждения, %

101

О ^

т О ш

Продолжение табл. 1

102

11.5. К 2030 году существенно сократить число погибших и пострадавших и значительно уменьшить прямой экономический ущерб в виде потерь мирового валового внутреннего продукта в результате бедствий, в том числе связанных с водой, уделяя особое внимание защите малоимущих и уязвимых групп населения

11.6. К 2030 году уменьшить негативное экологическое воздействие городов в пересчете на душу населения, в том числе посредством уделения особого внимания качеству воздуха и удалению городских и других отходов

Число погибших, пострадавших непосредственно в результате бедствий на 100 тыс. человек Число погибших, пропавших без вести и пострадавших непосредственно в результате бедствий на 100 тыс. человек (11.5.1) Прямой материальный ущерб от пожаров Количество пострадавших и погибших в результате чрезвычайных ситуаций

Число лиц, пропавших без вести в результате чрезвычайных ситуаций

Отношение количества посещений особо охраняемых природных территорий к их рекреационной емкости, % Прямые экономические потери в процентном отношении к общемировому ВВП, ущерб важнейшим объектам инфраструктуры и число обусловленных бедствиями сбоев в работе основных служб (11.5.2)

Доля твердых бытовых отходов, которые регулярно собираются и надлежащим образом удаляются, в общей массе городских отходов, % (11.6.1)

Доля просвещенного и информированного населения по вопросам охраны и использования водных объектов Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I—IV классов опасности

Доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов Доля сбросов загрязненных сточных вод, приходящихся на крупнейших водопользователей в общем объеме сбросов загрязненных сточных вод, %

Среднегодовой уровень содержания мелких твердых частиц (например, класса РМ2.5 и РМ10) в атмосфере городов (в пересчете на численность населения) (11.6.2) Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе

Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха

Доля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сверх нормативов в общем объеме выбросов вредных (загрязняющих) веществ, % Доля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, приходящихся на хозяйствующих субъектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в общем объеме выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, % Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, по городским округам в отчетном году, тыс. тонн:

— Братск,

— Красноярск,

— Липецк,

— Магнитогорский городской округ,

— Медногорск,

— Нижний Тагил,

— Новокузнецкий городской округ,

— Норильск,

— Омск,

— Челябинский городской округ,

— Череповец,

— Чита

Доля ликвидированных в отчетном году несанкционированных свалок в границах городов от общего количества выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов

Окончание табл. 1 _ е

11.7. К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к безопасным, доступным и открытым для всех зеленым зонам и общественным местам, особенно для женщин и детей, пожилых людей и инвалидов Средняя доля застроенной городской территории, относящейся к открытым для всех общественным местам, с указанием доступности в разбивке по полу, возрасту и инвалидности (11.7.1) Доля л иц в возрасте 15 лет и более, указавших на наличие проблем при проживании в своем населенном пункте, связанных с общей неблагоустроенностью, недостаточностью озеленения Доля площади зеленых насаждений в пределах городской черты к общей площади г ородских земель в пределах городской черты, % Доля общей протяженности освещенных частей городских улиц, проездов, набережных к общей протяженности городских улиц, проездов, набережных, % Доля лиц, подвергшихся физическим или сексуальным домогательствам, в разбивке по полу, возрасту, признаку инвалидности и м есту происшествия за последние 12 месяцев (11.7.2) Число лиц, признанных потерпевшими по преступлениям, сопряженным с насильственными действиями, по категориям потерпевших и месту происшествия

11.а. Поддерживать позитивные экономические, социальные и экологические связи между городскими, пригородными и сельскими районами на основе повышения качества планирования национального и регионального развития Доля населения, живущего в городах, осуществляющих городские и региональные планы застройки, в которых учитываются прогнозы роста населения и потребности в ресурсах, в разбивке по размерам городов (11.а.1)'

11.Ь. К 2020 году значительно увеличить число городов и населенных пунктов, принявших и осуществляющих комплексные стратегии и планы, направленные на устранение социальных барьеров, повышение эффективности использования ресурсов, смягчение последствий изменения климата, адаптацию к его изменению и способность противостоять стихийным бедствиям, и разработать и внедрить в соответствии с Сендай-ской рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015—2030 годы меры по комплексному управлению связанными с бедствиями рисками на всех уровнях Число стран, принявших и осуществляющих национальные стратегии снижения риска бедствий в соответствии с Сендайской рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015—2030 годы (11.Ь.1) Доля местных органов власти, принявших и осуществляющих местные стратегии снижения риска бедствий в соответствии с национальными стратегиями снижения риска бедствий (11.Ь.2) Доля населения, пострадавшего от стихийных бедствий, в общем числе населения, %

11.с. Оказывать наименее развитым странам содействие, в том числе посредством финансовой и технической помощи, в строительстве экологически устойчивых и прочных зданий с использованием местных материалов Доля финансовой поддержки наименее развитых стран, выделяемой на строительство экологичных, прочных и ресурсосберегающих зданий и переоборудование зданий для обеспечения их экологичности, прочности и экономии ресурсов с использованием местных материалов (11.с.1)

Примечание. Таблица подготовлена на основе [1]. 103

№1, 2019

О ^

т О ш

На государственном уровне при разработке документов долгосрочного планирования развития страны необходимо руководствоваться Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3], в котором содержатся основные требования по разработке д окументов, це-леполаганию на государственном уровне. Например, ст. 32 Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Также разработана Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [4], а также Стратегия научно-технологического развития страны [5]. Однако Стратегии д остижения устойчивого развития пока нет, возможно, это обусловлено краткостью периода, на который необходимо разработать показатели, — до 2030 года, в то время как горизонт разработки стратегических документов обычно составляет 25—50 лет. В таком случае имеет смысл дополнять и детализировать существующие руководящие документы государственного и регионального уровня, а также разрабатывать новые документы с учетом международных рекомендации, официально поддержанных Россией в рамках крупных международных мероприятий.

Далее, при рассмотрении российского Проекта перечня национальных показателей ЦУР возникает множество вопросов о наличии в настоящий момент статистических данных по расчету данных индикаторов, при том что в официальном документе даже прописаны целевые значения к 2020 году. Например, индикатор «Доля просвещенного и информированного населения по вопросам охраны и использования водных объектов по Российской Федерации» к задаче 11.6 по охране окружающей среды в пределах городов вы-считывается Министерством природных ресурсов и экологии России и напрямую связан с Государственной программой Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» и Федеральной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012—2020 годах», в которой и прописан м еханизм расчета д ан-ного индикатора. Предполагается, что к 2020 году данный показатель будет иметь значение 55 %, однако текущих данных по данному параметру найдено не было [1].

Иным примером является показатель «Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе» для задачи 11.6, ответственность за который возложена на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, однако никаких ссылок на наличие формул для расчета или баз данных, по которым высчитывается данный показатель, выявлено не было. В силу того факта, что помимо 13 глобальных индикаторов ЦУР недоработанными остаются больше 15 индикаторов из Проекта национального перечня показателей ЦУР, ожидается, что Росстату и ответственным за определенные показатели ведомствам предстоит проделать объемную работу по подготовке статистической базы, в частности, для ЦУР 11.

Кейсовые проекты по задачам ЦУР 11. Несмотря на ограниченные успехи в области оценки реализации ЦУР 11 в Российской Федерации, существует ряд перспективных проектов, полностью охватывающих задачи этой цели и позволяющих констатировать прогресс по имплемента-ции повестки в области устойчивого городского развития в России.

Кейс 1. Задача 11.1. «К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к достаточному, безопасному и недорогому жилью и основным услугам и благоустроить трущобы». В последнее десятилетие вопрос расселения населения из ветхого и аварийного жилья городского населения обрел новое значение. К сожалению, единственным регионом, имеющим юридически закрепленную стратегию развития городской среды в сфере улучшения качества жилья, является только город федерального значения Москва. В 1990—2000-е годы проходила кампания по сносу пятиэтажных жилых домов, результатом которой стало обновление жилого фонда во многих центральных районах Москвы. В 2017 году была проведена масштабная информационно -просветительская кампания, направленная на повышение грамотности населения в сфере качества жилищных условий. Мэрией города Москвы был предложен проект реновации жилого фонда, рассчитанный на несколько десятилетий вперед и направленный на снос всех пятиэтажных жилых домов, построенных в 1957— 1968-е годы, а также иного жилья, относя-

щегося к категории ветхого или аварийно -го и строительство нового жилья согласно современным требованиям и санитарным нормам. Были приняты Закон г. Москвы от 17 мая 2017 г. № 14 «О д ополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» [6] и ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» [7] и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилого фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве» [8]. По оценкам специалистов, новый глобальный проект обновления жилья затронет больше 1,5 млн жителей Москвы и улучшит их жилищные условия.

Кейс 2. Задача 11.2. «К 2030 году обеспечить, чтобы все могли пользоваться безопасными, недорогими, доступными и экологически устойчивыми транспортными системами, на основе повышения безопасности дорожного движения, в частности расширения использования общественного транспорта, уделяя особое внимание нуждам тех, кто находится в уязвимом положении, женщин, детей, инвалидов и пожилых лиц». Грамотно спланированная транспортная система является ключевым фактором устойчивого развития города. Устойчивые транспортные системы вносят позитивный вклад в экологическую, социальную и экономическую устойчивость городского сообщества, которому они служат. Транспортные системы существуют для обеспечения социальных и экономических связей, и люди быстро овладевают средствами повышения мобильности, поэтому крайне важной сферой городского управления будет всегда оставаться транс -порт. При поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) Администрация города Казани в 2015 году приняла постановление «Об утверждении Комплексной схемы организации дорожного д вижения города Казани на 2014—2020 годы с перспективой до 2030 года», которое служит стратегией развития транспортной системы столицы Республики Татарстан [9]. Проект предпо-

лагает развитие велотранспортной инфраструктуры с формирования велодорожной сети по всему городу, реорганизацию общественных пространств для увеличения пропускной способности пешеходного движения; делается упор на развитие общественного транспорта с целью улучшения транспортного обслуживания жителей Казани, а также отмечает необходимость преобразования дорожной сети города с целью улучшить безопасность дорожного движения.

Кейс 3. Задача 11.3. «К 2030 году расширить масштабы открытой для всех и экологически устойчивой урбанизации и возможности для комплексного и устойчивого планирования населенных пунктов и управления ими на основе широкого участия во всех странах». Существенных успехов в данной области достигла российская столица — Москва стала одним из первых мегаполисов мира, который создал платформу, где каждый житель может внести вклад в формирование комфортной городской среды. Проект получил название «Активный гражданин» [10] и послужил ярким примером инструмента гражданской активности для других городов России. Система электронных опросов горожан запущена по инициативе Правительства Москвы 21 мая 2014 года. В Москве на платформе для голосования «Активный гражданин» зарегистрировано более 2 млн пользователей. Более того, «Активный гражданин» — пример использования технологии «умного города» на практике, когда IT-техноло-гии делают жизнь горожан удобной, комфортной и простой. В Докладе McKinsey & Company «Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан?» [11], опубликованном в 2018 году, подчеркивается, что Москва является одним из лидеров по внедрению умных технологий и входит в группу городов, средний уровень использования умных решений в которых превышает 30 %. Наконец, в 2018 году Москва заняла первое место в рейтинге ООН «Improve cities resilience and sustainability through e-government assessment» по индексам оказания электронных услуг, что, безусловно, можно считать достижением в российском городском управлении [12].

Кейс 4. Задача 11.3. Также на решение этой задачи направлен проект г. Москвы «Цифровая стратегия Москвы 2030» [13],

CD О Ф

О

О -1

О ^

т О ш

предполагающий активное участие граждан-жителей города: в разработке подходов к новому поколению потребностей, целей и задач инновационного умного города будущего; совместном осмыслении информационно-коммуникационных технологий в городе; обновлению подходов к определению качества жизни в городской среде и качеству предоставляемых услуг. В рамках этой стратегии рассматривается триединство таких действующих сил, как государство, бизнес и жители. Для обсуждения предложены глобальные мега-тренды: урбанизация, умные технологии, мобильность, социализация, виртуальная жизнь, конвергенция, коннективность, модернизация. Интересно отметить, что уже получены первые результаты участия граждан в обсуждении предложенной стратегии. В Топ-5, по мнению москвичей, вошли такие потребности, как: персонализированная медицина (64 %), умный дом (52 %), искусственный интеллект в управлении городом (49 %), искусственный интеллект в мониторинге состояния окружающей среды (46 %), электронные референдумы для решений по д омовым/район-ным городским вопросам (43 %).

Среди показателей оценки стратегии «Умный город-2030» предложено рассматривать две группы индексов:

1. Индекс качества жизни. Показатели: материальное благополучие, здоровье, общественная стабильность и безопасность, климат и география, гарантия работы, гендерное равенство, образование, экология, безопасность, гражданские права и другие показатели.

2. Индекс качества городской среды. Показатели: типы оцениваемых пространств (жилые, озелененные, водные, уличная инфраструктура, общественно-деловая). Критерии для каждого пространства (безопасность, комфорт, экологичность, идентичность, разнообразие, современная среда).

Необходимо отметить, что граждане, принявшие участие в данном обсуждении, в большинстве своем имеют некоторые представления о зарубежных городах, как в развитых, так и в развивающихся государствах мира, то есть способны сравнивать и делать выводы, а также активно формировать своим мнением комфортную среду для своего города. Это один из

наиболее интересных подходов к реализации механизмов гражданского общества в рамках разработки национальных показателей по ЦУР 11. Представляется интерес -ным и практически значимым не только продолжение и совершенствование этой практики, чем увлеченно и высоко профессионально сейчас и занимается Правительство Москвы, но и распространение того опыта на города-миллионники Российской Федерации, а также некоторые крупные промышленные города, возможно, в качестве пилотных проектов.

Кейс 5. Задача 11.3. Одновременно с этим Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2017 году разработало Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» [14], основной целью которого является создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации путем реализации ежегодно до 2020 года комплекса первоочередных мероприятий по формированию современной комфортной городской среды в субъектах Российской Федерации. Успешным примером осуществления данного проекта является Нижегородская область, где в 2018 году механизм общественного участия в выборе объектов для благоустройства стал более прозрачным. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1578 объекты, подлежащие благоустройству в 2018 году, были выбраны во всех муниципальных образованиях региона путем проведения рейтингового голосования [15]. Параллельно федеральным программам муниципалитеты предлагают собственные инициативы по благоустройству общественных пространств города с учетом мнения горожан. В столице Дальневосточного федерального округа, городе Владивостоке в 2018 году дали старт муниципальной программе «Формирование современной городской среды на территории Владивостокского городского округа», в рамках которой прошло общественное голосование по выбору приоритетных проектов по обновлению парков, скверов, улиц города. Администрация Владивостока также представила дизайн-проекты благоустройства общественных территорий [16]. Данная

инициатива косвенно подтверждает выполнение задачи 11.3 по всеобщему участию в устойчивом городском развитии.

Кейс 6. Задача 11.6. «К 2030 году уменьшить негативное экологическое воздействие городов в пересчете на душу населения, в том числе посредством уделения особого внимания качеству воздуха и удалению городских и других отходов». В последнее десятилетие политика в области экологии и охраны окружающей среды стала приоритетным направлением представителей разных уровней власти в России. В 2012 году Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу «Охрана окружающей среды» на 2012—2020 годы, в ходе которой Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с другими ведомствами Правительства России реализует проекты в области улучшения экологической обстановки, в том числе в пределах городских агломераций. Особое внимание стоит уделить Приоритетному проекту «Чистая страна», в зону ответственности которого входит ликвидация отходов. В 2018 году началась реализация проектов в городе Калининграде: в частности, был ликвидирован ущерб окружающей среде, накопленный в результате прошлой хозяйственной деятельности целлюлозно-бумажного предприятия акционерного общества закрытого типа «Дарита» (золоотвал), г. Калининград, а также начата рекультивация городского полигона ТБО, расположенного в пос. им. А. Космодемьянского г. Калининграда, что несомненно внесет впоследствии особый вклад в улучшение состояния окружающей среды в пределах центра Калининградской области [17].

Кейс 7. Задача 11.7. «К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к безопасным, доступным и открытым для всех зеленым зонам и общественным местам, особенно для женщин и детей, пожилых людей и инвалидов». Ни для кого не секрет, что наиболее чувствительны к проблемам неграмотного городского планирования и ограниченности среды являются маломобильные горожане и люди с инвалидностью. Зачастую их жизнь в городе осложнена отсутствием средств приспособления по безопасному перемещению в городе, слаборазвитой инфраструктурой, которая ограничивает их жизнь одним домом. В рамках

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выполнения Приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в Санкт-Петербурге были выполнены работы по переустройству городского пляжного комплекса «Ласковый» для пользования маломобильными группами населения [18]. Объект был сдан в эксплуатацию в 2016 году и позволяет вместить на территории пляжа 200—500 людей с ограниченными возможностями одновременно. Данный шаг лишь способствует формированию доступной и комфортной среды для людей с инвалидностью.

Вывод. Подводя итоги проведенного исследования, нельзя не отметить тот факт, что в программных документах Правительства Российской Федерации слабо представлена ЦУР 11, поскольку городское развитие осуществляется на локальном уровне и не имеет общей научной инновационной и институциональной базы. В этом плане представляется целесообразным создание общей концепции устойчивого развития городов и населен -ных пунктов с единой научной и инновационной составляющей, встраивая в нее ЦУР 11. В российской политической среде концепция устойчивого развития, система ЦУР ООН и, в частности, устойчивое городское развитие слабо освещены и ограниченно представлены в ключевых государственных стратегиях по городскому управлению и развитию, однако благодаря работе Росстата этот аспект постепенно может стать одним из основных в работе правительства. В рамках общей концепции ЦУР в процессе перехода к устойчивому социо-эколого-экономическому развитию страны появляется возможность выстраивания вертикальных связей, координация национального, регионального и локального уровня управления. Более того, на данный в стадии разработки находятся и большинство закрепленных за ЦУР 11 глобальных индикаторов, а также индикаторы из Проекта национального перечня показателей ЦУР, однако во многих случаях никаких ссылок на наличие формул для расчета или баз данных, по которым высчитывается конкретные показатели, выявлено не было, следовательно, процесс адаптации Повестки переживает активную фазу, а получение комплексных данных об имплементации ЦУР ООН в России на данный момент не пред-

а>

о ^

о

О -1

ставляется возможным. Со стороны Рос- денное исследование способно сформи-

5 сии ключевую роль играют Правительст- ровать поле для дальнейшего изучения и

о во Российской Федерации и, в частности, контроля процесса внедрения повестки

о Федеральная служба государственной ста- устойчивого развития в управленческие

тистики России. Таким образом, прове- стратегии российского руководства.

Библиографический список

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Раздел «О Целях устойчивого развития» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/goalOfDevelopment/ (дата обращения — 04.01.2019).

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Раздел «Статус разработки показателей целей устойчивого развития» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/m-sotrudn/CUR/cur_STATUS.htm (дата обращения — 04.01.2019).

3. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция).

4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

5. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

6. Закон г. Москвы от 17 мая 2017 г. № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» (современная редакция).

7. Федеральный Закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусы столицы Российской Федерации» от 01.07.2017 № 141-ФЗ (современная редакция).

8. Интернет-портал «Реновация» [Электронный ресурс]. URL: https://myrenovacia.ru/federalnyiy-zakon-o-renovatsii (дата обращения — 04.01.2019).

9. Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 16.12.2015 № 4366 «Об утверждении Комплексной схемы организации дорожного движения города Казани на 2014—2020 гг. с перспективой до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kzn.ru/upload/iblock/c78/ _4366_16.12.2015.pdf (дата обращения — 04.01.2019).

10. Интернет-портал «Активный гражданин» [Электронный ресурс]. URL: https://ag.mos.ru/ (дата обращения — 04.01.2019).

11. Доклад McKinsey & Company «Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан?» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckmsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Public%20Sector/ 0ur%20Insights/Smart%20city%20solutions%20What%20drives%20citizen%20adoption%20around%20 the%20globe/smartcitizenbook-rus.ashx (дата обращения — 04.01.2019).

12. Отчет ООН «Improve cities resilience and sustainability through e-government assessment» [Электронный ресурс]. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2018-Survey/E-Government%20Survey%202018_Chapter%207.pdf (дата обращения — 06.01.2019).

13. «Цифровая стратегия Москвы 2030». [Электронный ресурс]. URL: https://ict.moscow/strategy/ (дата обращения — 07.01.2019).

14. Официальный сайт Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gorodsreda.ru/gorodskaya-sreda/ (дата обращения — 05.01.2019).

15. Официальный сайт Правительства Нижегородской области. Раздел «Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» [Электронный ресурс]. URL: https://government-nnov.ru/?id=207565 (дата обращения — 06.01.2019).

16. Постановление № 907 от 26.02.2018 Администрации города Владивостока «Об утверждении дизайн-проектов благоустройства общественных территорий, предусмотренных перечнем общественных территорий Владивостокского городского округа, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в 2018 году в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Владивостокского городского округа» на 2018— 2022 годы, для голосования по отбору таких общественных территорий» [Электронный ресурс]. URL: http://old.vlc.ru/docs/npa/210807/ (дата обращения — 06.01.2019).

17. Портал Госпрограмм РФ. Раздел «Охрана окружающей среды» на 2012—2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/quarterMonitoring?gpId=12&year=2018& quarter=3&type=pgp&id=F36C360A-C35B-4B75-A4C6-49D41851E92E&detail=0 (дата обращения — 06.01.2019).

18. Официальный сайт Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Раздел «Пляжный комплекс для маломобильных групп населения в границах городского пляжа "Ласковый"» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gorodsreda.ru/gorodskaya-sreda/vodnyy-obekt2/ plyazhnyy-kompleks-dlya-malomobilnykh-grupp-naseleniya-v-granitsakh-gorodskogo-plyazha-laskovyy/ (дата обращения — 06.01.2019).

ASSESSMENT OF THE IMPLEMENTATION OF THE SUSTAINABLE URBAN DEVELOPMENT AGENDA AND THE SDG 11 TARGETS INTO THE STRUCTURE O

OF RUSSIAN STATE STRATEGIES. PART 2 K

o

N. Y. Ryazanova, Ph. D. (Geography) Department of natural resources and ecology studies, o

Head of Laboratory, associate professor, Moscow State Institute of International Relations s

(MGIMO University), Moscow, Russia [email protected],

K. V. Menshov, Under-graduate student, Department of natural resources and ecology studies, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), Moscow, Russia [email protected]

References

1. Oficial"ny"j sajt Federal"noj sluzhby" gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii. Razdel "O Celyax ustojchivogo razvitiya" [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/goalOfDevelopment/ (data obrashheniya — 04.01.2019).

2. Oficial"ny"j sajt Federal"noj sluzhby" gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii. Razdel "Status razrabotki pokazatelej celej ustojchivogo razvitiya" [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/m-sotrudn/CUR/cur_STATUS.htm (data obrashheniya — 04.01.2019).

3. Federal"ny"j zakon "O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii" ot 28.06.2014 N 172-FZ.

4. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 N 683 "O Strategii nacional"noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii".

5. Ukaz Prezidenta RF ot 01.12.2016 N 642 "O Strategii nauchno-texnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii".

6. Zakon g. Moskvy" ot 17 maya 2017 g. № 14 "O dopolnitel"ny"x garantiyax zhilishhny"x i imushhestven-ny"x prav fizicheskix i yuridicheskix licz pri osushhestvlenii renovacii zhilishhnogo fonda v gorode Moskve" (sovremennaya redakciya).

7. Federal"ny"j Zakon "O vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii "O statusy" stolicy Rossijskoj Federacii" ot 01.07.2017 N 141-FZ (sovremennaya redakciya).

8. Internet-portal "Renovaciya" [E"lektronny"j resurs]. URL: https://myrenovacia.ru/federalnyiy-zakon-o-renovatsii (data obrashheniya — 04.01.2019).

9. Postanovlenie Ispolnitel"nogo komiteta g. Kazani ot 16.12.2015 № 4366 "Ob utverzhdenii Kompleksnoj sxemy" organizacii dorozhnogo dvizheniya goroda Kazani na 2014-2020 gg. s perspektivoj do 2030 goda" [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.kzn.ru/upload/iblock/c78/_4366_16.12.2015.pdf (data obrashheniya — 04.01.2019).

10. Internet-portal "Aktivny"j grazhdanin" [E"lektronny"j resurs]. URL: https://ag.mos.ru/ (data obrashheniya — 04.01.2019).

11. Doklad McKinsey&Company "Texnologii umny'x gorodov: chto vliyaet na vy"bor gorozhan?" [E"le-ktronny"j resurs]. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Public%20Sector/ Our%20Insights/Smart%20city%20solutions%20What%20drives%20citizen%20adoption%20around%20 the%20globe/smartcitizenbook-rus.ashx (data obrashheniya — 04.01.2019).

12. Otchet OON "Improve cities resilience and sustainability through e-government assessment" [E"lektron-ny"j resurs]. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2018-Survey/E-Government%20Survey%202018_Chapter%207.pdf (data obrashheniya — 06.01.2019).

13. "Cifrovaya strategiya Moskvy" 2030". [E"lektronny"j resurs]. URL: https://ict.moscow/strategy/ (data obrashheniya — 07.01.2019).

14. Oficial"ny"j sajt Federal"nogo proekta "Formirovanie komfortnoj gorodskoj sredy"" [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.gorodsreda.ru/gorodskaya-sreda/ (data obrashheniya — 05.01.2019).

15. Oficial"ny"j sajt Pravitel"stva Nizhegorodskoj oblasti. Razdel "Prioritetny"j proekt "Formirovanie komfortnoj gorodskoj sredy"" [E"lektronny"j resurs]. URL: https://government-nnov.ru/?id=207565 (data obrashheniya — 06.01.2019).

16. Postanovlenie № 907 ot 26.02.2018 Administracii goroda Vladivostoka "Ob utverzhdenii dizajn-proektov bla-goustrojstva obshhestvenny"x territorij, predusmotrenny"x perechnem obshhestvenny"x territorij Vladivostok-skogo gorodskogo okruga, podlezhashhix blagoustrojstvu v pervoocherednom poryadke v 2018 godu v ramkax realizacii municipal"noj programmy" "Formirovanie sovremennoj gorodskoj sredy" na territorii Vladivostok-skogo gorodskogo okruga" na 2018—2022 gody", dlya golosovaniya po otboru takix obshhestvenny"x territorij" [E"lektronny"j resurs]. URL: http://old.vlc.ru/docs/npa/210807/ (data obrashheniya — 06.01.2019).

17. Portal Gosprogramm RF. Razdel "Oxrana okruzhayushhej sredy"" na 2012—2020 gody". [E"lektronny"j resurs]. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/quarterMonitoring?gpId= 12&year=2018&quar-ter=3&type=pgp&id=F36C360A-C35B-4B75-A4C6-49D41851E92E&detail=0 (data obrashheniya — 06.01.2019).

18. Oficial"ny"j sajt Federal"nogo proekta "Formirovanie komfortnoj gorodskoj sredy"". Razdel "Plyazhny"j kompleks dlya malomobil"ny"x grupp naseleniya v graniczax gorodskogo plyazha "Laskovy"j"" [E"le-ktronny"j resurs]. URL: http://www.gorodsreda.ru/gorodskaya-sreda/vodnyy-obekt2/plyazhnyy-komple-ks-dlya-malomobilnykh-grupp-naseleniya-v-granitsakh-gorodskogo-plyazha-laskovyy/ (data obrashheni-ya — 06.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.