Научная статья на тему 'Проблемы реализации целей устойчивого развития в России'

Проблемы реализации целей устойчивого развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16538
700
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦУР / ООН / ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / СБОР ИНДИКАТОРОВ ЦУР / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ В РОССИИ / SDG / UN / PROGRAM DOCUMENTS / IMPLEMENTATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS / COLLECTION OF SDG INDICATORS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT MANAGEMENT SYSTEM IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Тамара Сергеевна, Камышников Иван Николаевич

В статье рассматриваются основные программные документы по реализации целей устойчивого развития, отмечаются основные проблемы реализации целей устойчивого развития в России, в том числе, что не всем целям устойчивого развития (ЦУР) уделяется должное внимание. Подчеркивается выступление Росстата с инициативой закрепления за ним обязанностей по организации и сбора индикаторов ЦУР и необходимость создания полноценной системы управления устойчивым развитием в России, которая будет включать в себя участие всех заинтересованных сторон, и использовать критерии, соответствующие критериям реализации ЦУР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова Тамара Сергеевна, Камышников Иван Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the main policy documents on the implementation of sustainable development goals, highlights the main problems of achieving the goals of sustainable development in Russia, including that not all the goals of sustainable development (SDGs) receive enough attention. The performance of Rosstat is underlined with the initiative of entrusting it with responsibilities for organizing and collecting SDG indicators and the need of creating a full-fledged system for managing sustainable development in Russia, which will include the participation of all stakeholders, and use criteria that meet the criteria for implementing the SDGs.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации целей устойчивого развития в России»

Список литературы

1. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005. Глава «Отправляясь в одиночное плавание».

2. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005. Глава «Борьба с коррупцией».

3. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005. Глава «Справедливое общество, а не государство всеобщего благоденствия».

4. 27 июня 2016 Денис Бондарев. Theory&practice статья «Из грязи в князи: как в Сингапуре произошло экономическое чудо». https://theoryandpractice.ru/posts/14042-singapore

5. 4 декабря 2015 Елена Степанова. Статья «Экономический рост Сингапура: факторы успеха» http://xn--e1aaaabdjg2bcbdka0aeo3b0ksd.xn--p1ai/news/uniq/89/

6. Стратегическое планирование на региональном уровне (по Д.С. Львову, А.Г. Гранбергу, А.П. Егоршину) https://kpfu.ru/docs/F1553168800/4 Bog lek3.pdf

7. Дарья Хохлова 5ноября 2016. Статья Smart Nation: как Сингапур превратился в полигон для тестирования технологий «умного» города. https://vc.ru/future/19751-singapore-smart-city

Проблемы реализации целей устойчивого развития в России Problems of implementation of sustainable development goals in Russia

Ь Л МОСКОВСКИЙ ■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ

УДК 332.02 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18059 Смирнова Тамара Сергеевна,

старший преподаватель кафедры «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: [email protected]

Камышников Иван Николаевич, студент Факультета управления и политики ФГБОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации». e-mail: [email protected] Tamara S. Smirnova,

Senior Lecturer of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow Ivan N. Kamyshnikov,

Student of School of Governance and Politics Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow Аннотация. В статье рассматриваются основные программные документы по реализации целей устойчивого развития, отмечаются основные проблемы реализации целей устойчивого развития в России, в том числе, что не всем целям устойчивого развития (ЦУР) уделяется должное внимание. Подчеркивается выступление Росстата с инициативой закрепления за ним обязанностей по организации и сбора индикаторов ЦУР и необходимость создания полноценной системы управления устойчивым развитием в России, которая будет включать в себя участие всех заинтересованных сторон, и использовать критерии, соответствующие критериям реализации ЦУР. Summary. The article discusses the main policy documents on the implementation of sustainable development goals, highlights the main problems of achieving the goals of sustainable development in Russia, including that not all the goals of sustainable development (SDGs) receive enough attention. The performance of Rosstat is underlined with the initiative of entrusting it with

responsibilities for organizing and collecting SDG indicators and the need of creating a full-fledged system for managing sustainable development in Russia, which will include the participation of all stakeholders, and use criteria that meet the criteria for implementing the SDGs. Ключевые слова: ЦУР, ООН, программные документы, реализация целей устойчивого развития, сбор индикаторов ЦУР, система управления устойчивым развитием в России. Key words: SDG, UN, program documents, implementation of sustainable development goals, collection of SDG indicators, sustainable development management system in Russia.

Общее развитие человечества за последние десятилетия привело к все более неблагоприятным климатическим изменениям и стихийным бедствиям, а также войнам и политической, и социально-экономической нестабильности.

Все эти условия привели к необходимости создания абсолютно нового типа поведения, направленного на более рациональное и эффективное управление человеческими ресурсами, что позволит снизить нагрузку и воздействие на окружающую среду. Концепция устойчивого развития основывается на концепции развития (социально-экономическое развитие в соответствии с экологическими ограничениями), концепции потребностей (перераспределение ресурсов для обеспечения качества жизни для всех) и концепции будущих поколений (возможность долгосрочного использования ресурсов для обеспечения необходимого качества жизни для будущих поколений). Взаимосвязь трёх основных элементов устойчивого развития, а именно: экологической устойчивости, социальной стабильности, экономической устойчивости, являются ядром понятия устойчивого развития. Полное устойчивое развитие достигается за счет сбалансированности всех этих компонентов, однако достичь требуемых условий нелегко, поскольку в процессе достижения своих целей каждый компонент устойчивости должен учитывать интересы других компонентов, чтобы не привести их к дисбалансу.

Цели в области устойчивого развития (ЦУР) являются преемниками «Целей развития тысячелетия». ЦРТ были приняты правительствами в 2000 году для достижения глобального прогресса в борьбе с бедностью, голодом, а также улучшения образованием, здравоохранения и ситуации с окружающей средой. Срок действия ЦРТ истек в конце 2015 года. В том же году на Саммите ООН были приняты новые цели устойчивого развития, которые является намного амбициознее предыдущих. Мировые лидеры заявили о своей приверженности новой «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», охватывающей 17 универсальных и преобразующих целей устойчивого развития (ЦУР). Они представляют собой универсальный набор целей, задач и показателей, которые, как ожидается, будут использоваться всеми государствами-членами ООН для составления

своих повесток дня в области развития, социально-экономической политики и действий, направленных на снижения зависимости от углеводородных источников топлива в течение следующих 15 лет, для достижения устойчивого развития и мира, где «никто не остался позади», не ставя под угрозу устойчивость планеты. Устойчивое развитие должно обеспечить решение с точки зрения удовлетворения основных потребностей человека, интегрируя развития и охраны окружающей среды, обеспечения равенства, обеспечения социального самоопределения и культурного разнообразия и поддержания экологической целостности.

Современное понимание концепции устойчивого развития рассматривается в рамках Целей в области развития, сформулированных в «Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций», с упором на сложную глобальную ситуацию, такую, как рост численности населения, голод и нищета, войны и политическая нестабильность, а также дальнейшая деградация окружающей среды.

Основные трудности реализации Концепции устойчивого развития связаны с разной степенью социально-экономического развития стран, с нехваткой финансовых ресурсов и технологий, а также разнообразие политических и экономических целей в глобальном масштабе [1].

Само устойчивое развития и его концепция, смысл и основные идеи достаточно новы для России и если провести обзор официальных документов, то можно обнаружить, что они используются достаточно редко, кроме некоторых программных документов. Но стоит отметить, что цели, намеченные в стратегиях во многом схожи или почти что совпадают с целями устойчивого развития. Во многих программных документах, а также выступлениях политиков перед российской экономикой ставится задача устойчивого переход к несырьевой модели экономики, что повлечет, конечно же, развитие несырьевых отраслей и повышений устойчивости производственного комплекса. Цели устойчивого развития, затрагивающие экологию и социальное развитие в основном, являются частью Долгосрочной концепции социально-экономического развития страны до 2020 года и других похожих стратегий. Важно отметить, что реализация целей устойчивого развития невозможно без развития зеленой экономике, и одна из главных задач зелёной экономики это энергоэффективность. Данную цель можно найти в следующих программных документах: «Энергетическая стратегия России до 2030 года», а также в ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основополагающие принципы перехода России к устойчивому развития находят своё отражение в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», принятой Указом Президента РФ в 1996 года, которая направлена на «обеспечивающие сбалансированное решению социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей [2].

Основной задачей концепции было создание необходимых документов, направленных на прогнозирование и обеспечение программной базы: долгосрочной стратегии действий, различных прогнозов, программные документы, отражающие отрасли промышленности, прогнозы влияния промышленной и хозяйственной деятельности на экосистемы. В Концепции отмечается, что к началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной.

Понятие устойчивое развитие было отражено в «Экологической доктрине Российской Федерации», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р [3].

В доктрине обозначено, что вся планета и в том числе Россия сталкивается, и будет сталкиваться ещё в большей мере с экологическими проблемами и катастрофами, и отражены варианты преодоления возможных кризисных ситуаций. Важным элементом доктрины является совершенно иной взгляд на элементы экологического кризиса. В Доктрине обозначено, что основной составляющей кризиса является сокращение ресурсов природы при росте их использования.

Для достижения стратегической цели государственной экологической политики необходимо решить следующие задачи:

- Сохранять и восстанавливать природные системы, их биологическое разнообразие и способность к саморегуляции;

- Обеспечить рациональное использование природы и обеспечить равные права в доступе к природным ресурсам нынешнего и будущих поколений;

- Обеспечить благоприятную окружающую среду как необходимое условие для улучшения качества жизни и здоровья людей.

Качественный скачок к устойчивому развитию был заложен в «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 год». Главной задачей данной программы является сохранение экономического роста при минимальном ущербе для экологической безопасности России, при этом потребности нынешних и будущих поколений должны

быть удовлетворены. Государственная программа обращает особое внимание на права на благоприятную окружающую среду и что немало важно на ответственность в сфере преступлений против окружающей среды [4].

Среди новых официальных условий для страны можно выделить следующие: переход к модели экологически устойчивого развития, система показателей экологически устойчивого развития, система компенсаций (платежей) за эко-системные услуги, учет оценки рисков причинения вреда здоровью человека, экологические финансовые инструменты и т. д. Кроме того, повысить энергоэффективность, в том числе развитие возобновляемых источников энергии. В 2017 году Росстат выступил с инициативой закрепления за ним обязанностей по организации и сбора индикаторов ЦУР. Данное решение было поддержано Межведомственной рабочей группой, и вскоре закреплено Постановлением Правительства Российской Федерации (от 6 июня 2017 г. №1170-р). Перед Росстатом стоит достаточно обширная задача по усовершенствованию механизма сбора данных о выполнение ЦУР, а также создание плана по усовершенствованию статистического учёта. Согласно проведённому анализу, на данный момент показатели собираются с около 70 индикаторов ЦУР, но на ближайшие два года согласно плану статистических работ, анализ показателей будет производится ещё с 18 индикаторов ЦУР.

Кроме того, Росстатом были сформированы предложения по созданию национальной системы мониторинга ЦУР и перечень показателей, направленных на измерения степени достижения ЦУР. Результатом стало принятие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2017 г. № 2033-р [5], что теперь в Федеральный план статистических работ входит мониторинг ЦУР, и на данный момент в него вошли около 90 показателей. Однако, важно отметить, что имеются достаточно большие проблемы, связанные с экологическими индикаторами устойчивого развития, а также индикаторов влияния промышленности на экологию и биоразнообразие. Кроме того, имеются существенные проблемы по работе с индикаторами ЦУР 12, ЦУР 13, ЦУР 14. Основная проблема состоит в том, что нет показателей по данным целям устойчивого развития применимых на территории России. Многие задачи никак не связаны с Россией или обусловлены количеством принятых нормативно правовых актов в определённых направлениях.

Цели ООН в области устойчивого развития (ЦУР) предлагают вдохновляющее и всеобъемлющее видение будущего: мир, свободный от нищеты, несправедливости и дискриминации, и здоровая планета для нынешнего и будущих поколений. Это видение, которое требует глобального партнерства наций и народов - от самых бедных сообществ

до самых богатых стран - и это видение, которое требует беспрецедентных изменений, как в мышлении, так и в поведении. Это также предполагает существенный вклад со стороны бизнеса - и, возможно, в большей степени, чем это было официально признано.

На протяжении всего процесса консультаций и переговоров, ведущих к принятию ЦУР, частный сектор выделялся в качестве партнера, который может внести вклад различными способами в достижение целей развития: стимулируя экономический рост и создавая рабочие места, предоставляя инвестиции и финансы, а также делясь ресурсами и знаниями, необходимыми для выработки инновационных решений глобальных проблем. Отношения между бизнесом и развитием - между личной выгодой и общественным благом - не так просты, как это может показаться в некоторых рассуждениях. Вклад бизнеса - это гораздо больше, чем создание рабочих мест, уплата налогов и развитие технологий. Речь идет также об определении характера и цели бизнеса в мире, где экономический рост принес богатство наряду с неравенством и процветание наряду с ущербом для окружающей среды [6].

Существует столкновение между надвигающейся проблемой и амбициями. Потребности велики, а масштаб проблемы огромен. Хотя ЦУР подчеркивают важность глобального партнерства, которое включает частный сектор, они не уточняют, что это может означать на практике, и не затрагивают трудностей, связанных с созданием партнерских отношений. Это может быть понятно, учитывая политический и желательный характер Целей. ЦУР, похоже, незаметно переосмыслили новую модель бизнеса, преобразованную в качестве агента развития, которую правительства используют и направляют на борьбу с нищетой и содействие устойчивому экономическому росту для всех. Согласно этой модели, бизнес платит достойную заработную плату, уважает окружающую среду, устойчиво управляет ресурсами и вносит существенный вклад в достижение приоритетов развития.

Важно отметить, что российские компании тоже следуют общемировой тенденции перехода на более устойчивые модели развития бизнеса. Однако, согласно исследованию, проведённое компанией Ве1о1йе, около 70 процентов компаний не соотносят свою стратегическую цель с ЦУР, и многие из компаний утверждают, что их действия в сфере корпоративной ответственности уже приносят пользу обществу [7]. Стоит обратить внимание на исследование другой известной компании КРМО, согласно которым бизнес считает, что оказывает достаточно большое влияние на ЦУР номер 3, связанное с хорошим здоровьем и благополучием, ЦУР номер 9, связанная с индустриализацией, инновациями и инфраструктурой и ЦУР номер 8 - достойная работа и экономический рост.

Важно отметить, что Россия должна создать новую стратегию устойчивого развития, которая будет опираться на «Повестку 2030», и включать в себя устойчивое развитие по всем 17 ЦУР. Стратегия должна устанавливать приоритеты России в области устойчивого развития, а также в ней должны быть закреплён перечень действий для достижения заданных целей. Кроме того, в стратегии должны быть установлен план действий, направленных на вклад России в достижение Глобальной повестки Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития на период до 2030 года. Будущая стратегия должна быть основана на следующих принципах: ответственность за будущее; баланс между тремя измерениями устойчивого развития; включение принципов устойчивости по всем национальные программы и проекты; согласованность и скоординированность между различными областями устойчивости; международное партнёрство в области устойчивого развития [8]. Новая Стратегия должна не противоречить уже действующим программам и современному экономическому контексту России.

В тоже время в России должен быть создан Национальный совет по устойчивому развитию. Основная функция Совета должна состоять в том, чтобы действовать в качестве консультативного органа при правительстве, изучая вопросы устойчивого развития и предоставляя консультации по вопросам эволюции и успеха стратегии и политики устойчивого развития, а также продвижение политики и действий в приоритетных областях. Также Совет на регулярной основе отчитываться перед правительством и анализировать прогресс имплементации национальной стратегии. Если рассматривать международный опыт, то Совет должен находится в прямом подчинение Президента или Правительства, что позволит обеспечить высокую координацию деятельности Совета. В его состав должны входить представители всех министерства, а также что не маловажно, члены парламента, представители бизнеса, НКО, представители малочисленных народов, профсоюзов, гражданского общества.

В России происходит медленный процесс имплементации ЦУР в программные документы, однако муниципальные образования и субъекты не принимают должного участия в этом процессе.

Для достижения ЦУР Россия должна предпринять серьезные преобразования в сфере образования, здравоохранения, энергетики, землепользования, городского развития и многих других аспектов. Каждая трансформация требует долгосрочных изменений с участием большого числа заинтересованных сторон из правительства, бизнеса и гражданского общества. Поскольку такие сложные преобразования не могут быть осуществлены с помощью одних рыночных механизмов, государство должно взять на себя

инициативу по мобилизации заинтересованных сторон, планированию преобразований, разработке вспомогательных политических процессов и мобилизации государственного финансирования. Для России это особенно актуально, так как страна демонстрирует низкий уровень политического лидерства и институционализации ЦУР, характеризующийся, в частности, отсутствием публичных заявлений главы государства о том, как страна планирует реализовать ЦУР. Кроме того, Россия в 2018 году находится только на 63 месте в мире по реализации ЦУР [9].

Российские нормативно-правовые документы, которые связаны с устойчивым развитие достаточно отрывочные и не покрывают все аспекты устойчивое развития. В большинстве все они охватывают только экологический аспект устойчивого развития. Необходимо создать полноценную систему управления устойчивым развитие в России, которая будет включать в себя участие всех заинтересованных сторон, и использовать критерии, соответствующие критериям реализации ЦУР.

Список литературы

1. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год Организация объединенных наций Нью-Йорк, 2015 год

URL: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015.pdf_(Датаобращения:

14.06.2019).

2. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" Собрание Законодательства Российской Федерации №15 от 8 апреля 1996 года, ст. 1572.

3. Собрание Законодательства Российской Федерации №36 от 9 сентября 2002 года, ст. 3510.

4. «О мерах по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»» URL: http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical bulletins/79877/Щата обращения:13.06.2019).

5. Распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2017 г. N 2033-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 671-р».

6. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71673862/#ixzz5jxa8Bd9r (Дата обращения: 18.06.2019)

7. Российский бизнес и Цели устойчивого развития. Сборник корпоративных практик. / Е. Н. Феоктистова, Г. А. Копылова, М. Н. Озерянская, М. В. Москвина, Н. И. Хофманн, Д. Р. Пуртова — РСПП, Москва, 2018г. — 200 стр.

8. Основная цель развития до 2030 г.: успешный бизнес и стабильное будущее. Deloitte, январь 2017 г. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/risk/sustainable-development-goals-2030.pdf (Дата обращения: 24.04.2019).

9. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.

10. Sachs, J., Schmidt-Traub, G., Kroll, C., Lafortune, G., Fuller, G. (2018): SDG Index and Dashboards Report 2018. New York: Bertelsmann Stiftung and Sustainable Development Solutions Network (SDSN). URL:https://www.sdgindex.org/assets/files/2018/01%20SDGS%20GLQBAL%20EDITIQN%20 WEB%20V9%20180718.pdf (Дата обращения: 23.05.2019).

11. Смирнова Т.С., Камышников Н.И., Хохлова Д. С. Основные направления устойчивого развития аэрокосмической отрасли. // 17-я Международная конференция «Авиация и космонавтика - 2018». 19-23 ноября 2018 года. Москва. - Типография «Люксор», С.711-712 2018.

12. Konovalov V.B., Tikhonov A.I., Fursov V.A., Sogacheva Q.V., Pyanova N.V. // Marketing planning in industrial enterprises in the context of import substitution strategy International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 12. С. 171-182.

Состояние электронной торговли России и перспективы ее развития в

Забайкальском крае Perspectives of e-commerce development in the Trans-Baikal region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.