Вестник НВГУ. № 1/2016
В. С. Вербовская, А. Г. Гогоберидзе
of preschoolers for developing emotional responsiveness; age coherence between the needs for social activities and socially significant relationships; potential for emotional development in a game as the leading preschool activity. After analyzing these factors, the authors determined three aspects in solving the urgent problem of fostering emotional responsiveness of preschool children, such as amplifying the educational environment, considering individual characteristics of each child and developing teashers' readiness to foster emotional responsiveness. The authors pay much attention to the teacher's readiness to foster emotional responsiveness of preschool children, study this quality among preschool teachers and make relevant conclusions. The empirical results gained through the practical study have showed that more than two thirds of teachers are unwilling to develop emotional responsiveness of preschoolers. The authors believe this fact is due to both subjective and objective reasons. Low level of teachers' positive emotional attitude can be explained through increasing teaching load, stricter reporting requirements and other changes in working conditions. However, the emotional responsiveness of teachers themselves is not only the leading condition for fostering this quality in children, but also an essential professional quality. According to the results of study, it requires further pedagogical attention, both at the level of training, and the level of further and advanced education.
Key words: preschool age; emotional responsiveness; educational activities; developing environment; sensitive age; emotional and social experience.
About the authors: Valeria Sergeevna Verbovskaya1, postgraduate student Herzen State Pedagogical University of Russia; Alexandra Givivna Gogoberidze2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department for Preschool Pedagogy
Place of employment: Herzen State Pedagogical University of Russia2.
УДК 377.3 А. В. Кандауроеа
Тара, Россия
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И В ЕВРОПЕ, В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (по материалам учительского манифеста для XXI в. «Образование — для изменений. Изменения — для образования»)
Аннотация. В статье анализируется Учительский манифест для XXI в. «Образование — для изменений. Изменения — для образования», представляющий собой реакцию европейской педагогической общественности на изменения социального взаимодействия в современном мире. Изменения, происходящие в обществе, в России, в мире в целом, безусловно, влияют на образовательное пространство, нередко вызывая деструктивные его изменения. Реакция на влияние социальных изменений может анализироваться на различных уровнях, но в статье доказывается, что уровень профессионально-педагогического сообщества является самым адекватным и оперативно реагирующим. В качестве примера реакции на происходящие изменения действительности в статье анализируется документ, составленный зарубежными педагогами. Результаты анализа доказали, что требования к педагогам XXI в. европейского сообщества, выраженные в манифесте, идентичны тем требованиям, которые предъявляются к учителям современной России. Общемировые требования к педагогам обусловлены общемировыми тенденциями изменений социального взаимодействия в условиях открытого социального общества, развития цифровых технологий, науки, информационно-коммуникативного пространства, роста общемировых экологических проблем и др.
Основным выводом анализа, приведенного в статье, является положение о необходимости меняться самому педагогу, чтобы обеспечить адекватное современным требованиям развитие и образование своим ученикам. Только педагог, готовый к изменениям, включенный в систему обучения через всю жизнь, способен обеспечить своим обучающимся весь потенциал формального, неформального и информального образования в контексте современности. Именно данная позиция отражена в анализируемом манифесте европейского педагогического сообщества и созвучна требованиям российской действительности, предъявляемым научно-педагогическим обществом и родительской общественностью к современным российским учителям. Объективность и перманентность изменений детерминирует необходимость непрерывного профессионального образования и самих педагогов как образования в течение всей жизни в интеграции формального, неформального, информального образования.
Ключевые слова: изменение; вызовы изменений; социальное взаимодействие; педагогическая деятельность; непрерывное образование; компетенции.
Сведения об авторе: Анна Валерьевна Кандаурова, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина.
Контактная информация: 646535, г. Тара, ул. Университетская, д. 2; e-mail: [email protected].
Происходящие в мире изменения в силу своей масштабности, динамичности, скорости и вариативности стали сущностной характеристикой современной действительности. Изменения касаются всех сфер человеческой жизнедеятельности, вызывают неопределенность сложившихся стереотипов социального взаимодействия в профессиональной и повседневной жизни человека. Современная действительность, характеризующаяся изменениями различного масштаба, от глобализации до изменений локального социально-политического или социально-экономического характера, диктует необходимость осмысления, рефлексии происходящих изменений как ведущей категории повседневности.
Осмысление категории изменения имеет значение для любой профессиональной области, но особенно актуальна данная проблема для сферы образования. Дело в том, что образовательная система как социальный институт призвана обеспечить будущее страны, общества, мира, цивилизации не только кадрами, но и идеологией, системой нравственных норм и правил. Между тем как все образование в целом и педагогическую деятельность в частности принято считать консервативными, немобильными, медленно реагирующими на изменения. С одной стороны, эти свойства полезны, поскольку они позволяют сохранять системность образования и его добрые традиции. С другой стороны, отсутствие адекватной реакции образования на глобальные изменения в живой реальности делает его бесполезным институтом, поскольку оно уже не способно отвечать на вызовы времени (Кандаурова 2014: 124—126). Собственно говоря, развернувшаяся критика в адрес современного образования как раз и является реакцией научного и педагогического сообществ на происходящие изменения. Разные авторы высказывают свои соображения по поводу устранения сложившегося дисбаланса. Так, И. А. Колесникова подчеркивает, что современный педагог должен осваивать новые форматы социального взаимодействия (Колесникова 2009: 12—23); Е. В. Пискунова обосновывает новые функции профессиональной педагогической деятельности в условиях изменений (Пискунова 2005).
В России данные требования находят отражение в новых нормативно-правовых документах. Это Закон об образовании, Профессиональный стандарт педагога, ФГОС и др. В современных педагогических исследованиях, в педагогическом дискурсе поднимается и обосновывается актуальность проблемы подготовки педагога нового типа, готового к эффективной педагогической деятельности в условиях перманентных разномасштабных социальных изменений (Кандаурова 2014: 58—62).
Задачей данной статьи является сравнение требований, предъявляемых к современному педагогу в российском обществе и в Европе. Педагогическая общественность всего мира все чаще заявляет о необходимости изменений педагога, педагогической деятельности, детерминированных изменениями социального взаимодействия в меняющемся мире. Например, в рамках Программы Песталоцци Советом Европы регулярно проводятся форумы и семинары для педагогов, целью которых является поиск путей согласования педагогической деятельности с меняющейся реальностью социального взаимодействия. Так, по итогам Конференции международных негосударственных организаций Совета Европы в рамках Международной программы Песталоцци, проходившей в Страсбурге в 2014—2015 гг., был разработан Teacher Manifesto for the 21st Century «Education for Change — Change for Education» (Учительский манифест для XXI в. «Образование — для изменений. Изменения — для образования») (Учительский манифест 2014—2015).
Актуальность манифеста обосновывается беспрецедентной скоростью изменений в мире: «Глобальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, потребуют для своего решения людей с хорошо развитыми компетенциями в области инноваций и творчества, людей, которые способны и склонны думать вне заданных рамок, наблюдать, критически анализировать и решать проблемы через совместное обучение и работу, людей которые способны жить и работать в различных командах и социальных условиях» (Учительский манифест 2014—2015). При этом современная педагогическая деятельность не готовит новое поколение к изменившемуся социальному взаимодействию, а «по-
Вестник НВГУ. № 1/2016
А. В. Кандаурова
прежнему сосредоточена в значительной степени на простой передаче набора фиксированного знания, в осуществляемой педагогической деятельности не придается существенного значения развитию рефлексии и необходимых универсальных навыков, отношений, диспозиций и ценностей» (Учительский манифест 2014—2015). Разработчики манифеста считают, что в «общественной дискуссии о компетенциях следует найти такие компетенции, которые мы должны освоить для преодоления вызовов, стоящих перед нами впереди» (Учительский манифест 2014—2015).
К таким вызовам современности, обусловленным изменениями социального взаимодействия и нашедшим отражение в манифесте, относятся:
- вызовы изменений экономической среды (глобализация и открытие мирового рынка, формирование мировой идеологии потребителя, экономическая, трудовая мобильность и безработица, динамичная смена актуальных профессий: отмирание старых и появление новых и др.);
- вызовы среды цифровых технологий (открытое киберпространство, замена вербального взаимодействия на виртуальное, замена человеческого труда техническими средствами и ми. др.). Именно среда цифровых технологий потребует от педагогов парадигмальных изменений;
-вызовы многообразия окружающей среды: «Контекстом нашего современного общества является мульти- или плюракультурализм, который касается каждого человека; это не просто вопрос меньшинств или мигрантов. Разнообразие также проявляется в проблемах демографии, доступе к информации и знаниям, доступе к средствам и ресурсам, образе жизни, мировоззрении и т.д. ... Мы должны научиться понимать это разнообразие и непохожесть как обогащение нашего общества» (Учительский манифест 2014—2015);
- вызовы конечности окружающей среды: быстро меняющаяся экологическая ситуация на планете все чаще осмысливается как угрожающая жизни и существованию. Впервые Римский клуб поднял вопрос об экологической сознательности в 1972 г., а через сорок с лишним лет данный вопрос звучит еще более актуально. «Молодые люди в состоянии понять, что загрязнение может иметь негативное влияние на их здоровье и само существование в будущем.
Нам всем надо обрести позицию, знания и навыки, чтобы решать эту проблему и идти в ногу с быстрым развитием практически всех отраслей техники» (Учительский манифест 2014— 2015).
В манифесте подчеркивается, что педагогическая деятельность в контексте изменений социального взаимодействия не может оставаться нейтральной, напротив, именно она должна меняться в первую очередь. Однако это требует изменений в самом педагоге. Первоочередной задачей является изменение педагогического мышления, развитие его социальной, информационной, самообразовательной активности, мобильности, рефлексивности, личностной готовности к рискам изменений и к самим изменениям. В манифесте поднимается проблема развития новых компетенций современных учителей, готовых осуществлять педагогическую деятельность в XXI в. в условиях изменения социального взаимодействия.
Так, разработчики манифеста предлагают требуемые временем компетенции учителя XXI в., подходы учителей XXI в., умения учителей XXI в., знания учителей XXI в., действия учителей XXI в., обусловленные социальными изменениями, происходящими в Европе. Между тем, их анализ показывает, что предлагаемые разработчиками манифеста знания, умения, подходы, действия и компетенции учителя XXI в. актуальны и для России, и для всего мира.
В области развития компетенций педагога XXI в. манифест обращает внимание на универсальные компетенции, то есть не на пред-метно-специфичные, а применимые к различным аспектам, как то: «к содержанию обучения, педагогическим методам, управлению группой, ежедневным отношениям с учащимися, индивидуальным и групповым, с коллегами, родителями и другими действующими лицами» (Учительский манифест 2014—2015).
В качестве ключевых слов, обусловливающих выбор подходов учителей XXI в., в манифесте определены следующие: сотрудничество, разнообразие и плюрализм мнений и практик, справедливость, беспристрастность, сопереживание людям, терпимость к двусмысленности и неопределенности, развитие использования вербальной и невербальной коммуникации.
Учитель XXI в. должен уметь отыскивать информацию и интерпретировать различные источники, создавать многоперспективную картину, децентрироваться, отходя от собст-
венной точки зрения и принимая во внимание мнения других, изменять и адаптировать собственный способ мышления согласно ситуации или контексту, проявляя когнитивную пластичность, применять лингвистические, социолингвистические и дискурсивные умения, в том числе умения в налаживании нарушенного общения, договариваться с учащимися о критериях оценки перед оцениванием любых достижений учащихся, быть готовым выступить в качестве «посредника» в межкультурных обменах, включая умение письменного и устного перевода и объяснения.
Названные умения учителя XXI в. требуют сформированных знаний: нужно знать механизмы предрассудков, стереотипов, явной и скрытой дискриминации, понимать влияние языка на наше переживание мира, понимать, что все языки по ценности равны, знать о некоторых верованиях, ценностях, практиках, дискурсах Других, знать правовую базу, регулирующую права и гражданские обязанности.
Действия учителя XXI в., включенного в измененные социальные взаимодействия, заключаются в том, что он противостоит стереотипам и культурным предрассудкам, обеспечивает посредничество в конфликтных ситуациях, вмешивается и выражает противодействие в ситуациях выражения предрассудков и дискриминации отдельных людей или групп людей, поощряет позитивный вклад в жизнь общества различных людей независимо от их происхождения, говорит об учащихся, которые говорят на разных языках, как о равных, внося вклад в разнообразие, выступает против концепций, дискриминирующих людей из-за их языка, выступает (устно и письменно) против отношений и поведения, которые противоречат правам человека, и принимает меры для защиты достоинства и прав людей, независимо от их принадлежности или образа жизни.
Учитель XXI века, по мнению разработчиков манифеста, должен отвечать всем требованиям меняющегося мира, а этого можно добиться только в процессе качественного образования на протяжении всей жизни. Идея непрерывности может и должна быть реализована в интеграции формального, неформального и информального образования. Как отмечается в манифесте, «демократические ценности и компетенции не могут быть приобретены только на основе формального образования, они нуждаются в постоянном применении на практике»
(Учительский манифест 2014—2015), то есть в «обучении действием», основанном на опыте. Стратегия обучения в течение жизни может быть достигнута только путем политики непрерывного профессионального развития. Она должна поддерживаться учителями, готовыми и способными применять инновационные действия в своей профессиональной деятельности. В данной стратегии педагогические компетенции больше не могут рассматриваться как «индивидуальные и конечные» — «необходимы целостные подходы со стороны школы и поддержка освоения учителями навыков сотрудничества, подходов для обучения в команде и кооперативных методик» (Учительский манифест 2014—2015). Только профессиональное обучение педагогов в среде коллег и единомышленников, работа в команде, изучение инновационных практик, работа в сетях на местном, региональном, национальном и международном уровнях, развитие языка и коммуникативных навыков позволят поддерживать профессиональное развитие на протяжении жизни. Педагог, готовый к изменениям, включенный в систему обучения через всю жизнь, способен помочь своим ученикам «развиваться и учиться в классах (формальное образование), в процессе внешкольных мероприятий (неформальное образование) и в самостоятельном — в некоторых случаях цифровом — контексте (информальное образование)» (Учительский манифест 2014— 2015). Очевидно, что требования к учителю XXI в., обозначенные в манифесте европейского педагогического сообщества, созвучны требованиям, предъявляемым научно-педагогическим обществом и родительской общественностью к современным российским учителям.
В отечественном педагогическом дискурсе вопрос о подготовке педагога нового типа, готового эффективно работать в новых, меняющихся условиях, стоит достаточно остро (И. А. Колесникова, Е. В. Пискунова, Н. И. Сур-таева, др.). Теоретические, методологические вопросы развития неформального образования в РФ рассматривают Н. Н. Букина, С. Г. Вер-шловский, Т. Л. Дубровина, Н. Ю. Морозова, О. В. Павлова, О. В. Ройтблат, Н. Н. Суртаева и др. Утверждению понятия «неформальное образование» в педагогическом дискурсе способствовали Меморандум непрерывного образования Европейского Союза, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы, экспертные
Вестник HB ГУ. № 1/2016
А. В. Кандаурова
заключения Общественной палаты РФ и Государственного университета «Высшая школа экономики», модель «Российское образование — 2020» и другие документы. О. В. Ройтблат подчеркивает, что именно неформальное образование в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров имеет значительный потенциал для непрерывного профессионального развития (Ройтблат 2011: 59—64).
Между тем, теоретически обоснованное и достаточно убедительное понимание необходимости изменения педагога наталкивается на определенное сопротивление со стороны практиков в силу сложившихся социальных и профессиональных стереотипов. В манифесте также отмечается, что учителя часто весьма устойчивы к влиянию внешних изменений. Изменения они осуществляют только тогда, когда регулярно сталкиваются с вызовами и чувствуют себя неудовлетворенными. Кроме того, отдельному учителю, готовому к изменениям, трудно противостоять «инерции созданной системы». Результаты наших исследований также доказывают существование значительного числа проблемных полей, сопротивлений изменениям, профессиональных затруднений отечественных практикующих педагогов (Иванова 2014: 5—7; Кандаурова 2014: 58—62). Отсутствие серьезных теоретических концепций и досконально разработанных практик не способствует готов-
ности будущего педагога к осуществлению своей будущей профессиональной деятельности в условиях меняющихся социальных взаимодействий (Кандаурова, Курашева 2014: 83— 87).
Тем не менее, проблема подготовки педагога к профессиональной деятельности в условиях изменения социального взаимодействия является актуальной для всего мирового сообщества. Современный учитель, готовый эффективно работать в XXI в., должен менять свои убеждения, нередко ломать сложившиеся профессиональные и поведенческие стереотипы. Он должен быть включен в систему непрерывного профессионального обучения и развития, совмещая аспекты формального, неформального и информального образования. Важнейшая миссия в решении этой проблемы лежит на системе дополнительного профессионального образования, призванного, по меньшей мере, сопровождать педагога в меняющемся мире. Изучение изменений, влияния изменений на педагогическую деятельность, анализ существующих мировых практик, согласованность действия всех социальных институтов государственного и межгосударственного социального взаимодействия, безусловно, прерогатива системы дополнительного профессионального педагогического образования (Милованова 2015; Суртаева 2014 и др.).
ЛИТЕРАТУРА
Иванова О. А., Суртаева Н. Н. 2014. Проблемные изменения социального пространства педагогического образования // Специфика педагогического образования в регионах России 1(7), 5—7.
Кандаурова А. В. 2014. Затруднения педагогов в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности в условиях социальных изменений // Соколова И. И. (гл.ред.) Человек и образование 4(41), 58—62.
Кандаурова А. В. Курашева С. В. 2014. Подготовка бакалавров педагогики к социальному взаимодействию в период педагогической практики // Ковалевский В. А. (гл. ред.) Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева 1, 83—87.
Кандаурова А. В. 2014. Готовность педагогов к социальным изменениям действительности // Моисеева М.К. (отв. ред.) Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность5(132), 124—126.
Колесникова И. А. 2009. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России 7, 12—23.
Милованова Н. Г. 2015. Изменения социального взаимодействия как фактор развития профессионального взаимодействия в педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования 5 // http://www.science-education.ru/128-22180 (2015 14 окт.).
Пискунова Е. В. 2005. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: монография. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена.
Ройтблат О. В. Макареня А. А., Суртаева Н. Н. 2011. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации // Соколова И.И. (гл.ред.) Человек и образование 4, 59—64.
Суртаева Н. Н. Макареня А. А., Кривых С. В. 2014. Методологические подходы к построению инновационного пространства непрерывного педагогического образования // Соколова И. И. (гл.ред.) Человек и образование 2, 18—24.
Учительский манифест для XXI в. «Образование - для изменений. Изменения - для образования» // http://pandia.ru/text/80/031/5018.php (2015 14 окт.).
REFERENCES
Ivanova О. A., Surtaeva N. N. In: Spetsifika pedagogicheskogo obrazovaniya v regionakh Rossii [Specificity of teacher education in Russian regions]. Vol. 1(7) (2014): 5—7. (In Russian).
Kandaurova A. V. In: Chelovek i obrazovaniye [Man and education]. Vol. 4(41) (2014): 58—62. (In Russian).
Kandaurova A. V., Kurashova S. V. In: Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogog universiteta im. V.P. Astafieva [Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University], Vol. 1 (2014): 83—87. (In Russian).
Kandaurova A. V. In: Omsky nauchniy vestnik. Seriya Obschestvo. Istoriya. Sovremennost [Omsk Scientific Bulletin. Series: Society. History. Modern Age], Vol. 5 (132) (2014): 124—126. (In Russian).
Kolesnikova I. A. In: Vyscheye obraszovaniye v Rossii [Higher education in Russia], Vol. 7 (2009): 12—23. (In Russian).
Milovanova N. G. In: Sovremenniye problem nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. Vol. 5 (2015). Available at http://www.science-education.ru/128-22180 (Accessed on Octover 14, 2015). (In Russian).
Piskunova E. V. Sotsiokulturnaya obuslovlennost izmeneniy professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti uchitelya: monografiya [Socio-cultural conditions for changes in the professional and pedagogical activities of teachers: A monograph]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia, 2005. (In Russian).
Roytblat O. V.. Makarenya A. A., Surtaeva N. N. In: Chelovek i obrazovaniye [Man and education]. Vol. 4 (2011): 59—64. (In Russian).
Surtaeva N. N.. Makarenya A. A., Krivykh S. V. In: Chelovek i obrazovaniye [Man and education]. Vol. 2 (2014): 18—24. (In Russian).
Teacher Manifesto for the 21st century. «Education for change. Change for education». Available at http://pandia.ru/text/80/031/5018.php (Accessed on October 14, 2015). (In Russian).
A. V. Kandaurova
Tara, Russia
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE REQUIREMENTS TOWARDS MODERN RUSSIAN AND EUROPEAN TEACHERS IN THE CONTEXT OF CHANGING SOCIAL INTERACTION (based on the teacher manifesto for the 21st century «Education for change. Change for education»)
Abstract. The paper analyzes the Teacher Manifesto for the 21st Century «Education for Change. Change for Education» as a response of the modern European teaching community to the changes in the modern social interaction. Social changes in Russia and in the whole world naturally affect the educational environment, often causing destructive changes. The response to the social changes can be viewed from different points. However, this paper proves that the reaction in the professional teaching community is the most appropriate and prompt. As an example, the authors consider the reaction towards social changes manifested in a document drawn up by foreign teachers. The analysis shows that the requirements to European teachers of the 21st century, expressed in the manifesto, are similar to the requirements to modern Russian teachers. Worldwide requirements imposed on teachers are conditioned by the global changes in social interaction within the context of an open society, developed digital technologies, science, information and communication media, increasing global environmental problems, etc.
The authors conclude that modern teachers need to change in order to provide development and education for their students adequate to modern requirements. Only the ones ready for change and included in the system of lifelong education are able to provide their students with a complete potential of formal, non-formal and informal education in the modern context. This is the attitude reflected in the manifesto of the European teaching community, which corresponds to the requirements imposed on Russian teachers by the scientific, pedagogical and parent community. Objective and permanent changes determine the need for continuing professional education and improvement for teachers and integration of formal, non-formal, and informal education.
Key words: change; change-related challenges; social interaction; teaching activities; continuing education; competence.
About the author: Anna Valerievna Kandaurova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Place of employment: Tarsky Branch of Omsk State Agricultural University.
УДК 378.147.34 Г. М. Махутова, М. П. Трофименко
Нижневартовск, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ
Аннотация. В статье поднимается проблема формирования и развития социально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов ведущим ориентиром определяет компетентностный подход в образовании. Авторы в статье предлагают интеграцию компетентностного и проблемного подходов в решении задачи развития социально-коммуникативной компетентности студентов при обучении их иностранному языку.