Научная статья на тему 'Проблемы сотрудничества России и других европейских стран в области образования взрослых'

Проблемы сотрудничества России и других европейских стран в области образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ / ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫЕ ГРУППЫ ВЗРОСЛЫХ В ОБРАЗОВАНИИ / РЕФЛЕКСИЯ ИСТОРИИ В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ / ПРОГРАММА ПЕСТАЛОЦЦИ СОВЕТА ЕВРОПЫ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЫ / NTERNATIONAL COOPERATION IN ADULT EDUCATION / EUROPEAN ASSOCIATION OF ADULT EDUCATION / SOCIALLY VULNERABLE GROUPS OF ADULTS IN EDUCATION / REFLECTION OF HISTORY IN ADULT EDUCATION CONTENTS / PESTALOZZI PROGRAMME OF THE COUNCIL OF EUROPE / ONLINE COMMUNITY OF EDUCATION PROFESSIONALS PRACTICE IN EUROPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухлаева Татьяна Всеволодовна

В статье рассматриваются вопросы международного сотрудничества организаций, работающих в сфере образования взрослых в Европе: вовлечение в образование социально уязвимых категорий взрослых, развитие у взрослых таких важных качеств современной культуры личности, как уважение прав других людей, способность к критическому мышлению, осмысливание и рефлексия событий истории в современных условиях. Описывается участие нашей страны в общеевропейских проектах и программах по образованию взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of cooperation between Russia and other European countries in the field of adult education

The article deals with international cooperation among organizations working in the field of adult education in Europe: involvement of socially vulnerable adults groups into education, development of such important qualities of personality’s modern culture as respect for other people’s rights, rejection of xenophobia, capacity for critical thinking, comprehension and reflection of historical events in nowadays life. Russian Federation's participation in European projects and programs of adult education is described.

Текст научной работы на тему «Проблемы сотрудничества России и других европейских стран в области образования взрослых»

Т. В. Мухлаева

(Санкт-Петербург)

Проблемы сотрудничества России и других европейских

стран в области образования взрослых

В статье рассматриваются вопросы международного сотрудничества организаций, работающих в сфере образования взрослых в Европе: вовлечение в образование социально уязвимых категорий взрослых, развитие у взрослых таких важных качеств современной культуры личности, как уважение прав других людей, способность к критическому мышлению, осмысливание и рефлексия событий истории в современных условиях. Описывается участие нашей страны в общеевропейских проектах и программах по образованию взрослых.

Международное сообщество предпринимает усилия по сотрудничеству в сфере образования взрослых, распространению на его основе лучших практик для повышения роли образования в личностном развитии людей и по обеспечению устойчивого и демократического развития сообществ различных уровней.

На виртуальном семинаре «Образование взрослых и развитие: после 2015 года», проводившемся 10-24 марта 2014 г. Международным советом по образованию взрослых (International Council for Adult Education, ICAE], Paul Belanger, один из ведущих ученых в сфере образования взрослых, бывший Президент Совета, отметил, что в области здравоохранения, окружающей среды, а также в экономике, направленной на повседневные потребности людей, реальные и устойчивые изменения не могут произойти без развития возможностей людей действовать индивидуально и коллективно, их активного и творческого участия, на протяжении жизни, например:

- Без повышения информированности и осуществления мониторинга компетентности жителей планеты в области сохранения и улучшения окружающей среды: как мы можем изменить существующие опасные экологические тенденции?

- Без образования родителей, тем самым без сотрудничества между поколениями: как возможно демократизировать образование, расширить в нем участие школьников?

- Без соответствующего образования и подготовки всех работающих людей: как мы можем улучшить продуктивность нашей экономики и, следовательно, иметь возмож-

ность перераспределять доходы в пользу устойчивого экономического развития?

- Без сельскохозяйственных знаний: как мы можем добиться аграрной реформы, повышения продуктивности сельского хозяйства и сделать это экологически правильно, тем самым помогая преодолению нынешнего продовольственного кризиса?

- Как мы можем снизить растущее экономическое социальное и культурное неравенство и, следовательно, бедность, не давая людям возможности участия в ориентированном на работу образовании?

- Без образования в тюрьмах, как мы можем улучшить социально-профессиональную интеграцию бывших заключенных и тем самым помочь сотням тысяч людей стать полноценными гражданами?

Европейская Ассоциация образования взрослых (ЕАЕА] является крупнейшей международной организацией, широко развивающей сотрудничество с другими организациями Европы в этой области. Ассоциация широко пропагандирует политику образования на протяжении жизни в странах Европы и делает конкретные шаги по ее реализации, активно занимается развитием соответствующей практики в рамках проектов, публикаций и т.д.

Большая роль уделяется ЕАЕА вовлечению в образование взрослых тех групп населения, которые традиционно представлены в нем менее активно. Этой теме была посвящена прошедшая 16-17 июня 2014 г. в Брюсселе конференция «Расширение прав и возможностей, диверсификация», которая сопровождалась проведением Генеральной Ассамблеи ЕАЕА.

На конференции, в которой принимало участие большинство европейских стран (Россия была представлена Институтом педагогического образования и образования взрослых РАО) были проанализированы стратегии охвата образованием социально уязвимых категорий взрослых и методики работы с ними. Обсуждались возможности эффективного содействия диверсификации организаций, занимающихся образованием взрослых; рассматривались стратегии расширения прав обучающихся, учета их разнообразных мнений для улучшения процесса образования.

Участники конференции в ходе стендовых докладов на основе опыта участия в международном проекте ЕАЕА «Расширение прав и возможностей, диверсификация» демонстрировали конкретные приемы вовлечения различных категорий взрослых в образовательный процесс. Анализировались способы оптимизации менеджмента институтов образования взрослых через их диверсификацию в этом аспекте. К ведущим принципам, определяющим развитие инклюзивного подхода в образовании взрослых, отнесены: целостный подход к реализации различных предложений по включению в образование отдельных групп взрослых; усиление внимания «голосу и выбору» обучающихся; дидактическая согласованность процесса обучения; возможность участников образовательного процесса обмениваться ролями: преподавание с использованием экспертизы обучающихся; пространственная когерентность.

По результатам проекта разработано и опубликовано методическое руководство по расширению прав и возможностей обучающихся взрослых, диверсификации в сфере образования взрослых [1].

Генеральная Ассамблея ЕАЕА (17-18 июня] была открыта Директором по образованию и профессиональной подготовке Генерального департамента образования и культуры Европейской комиссии, г-ном Antonio Silva Mendes.

Далее Президент EAEA Per Paludan Hansen представил флагманскую инициативу EAEA по проведению Европейского года обучения взрослых (2017 или 2018 г.] «Радость познания». Отмечалось, что эта кампания позволит повысить осведомленность о положительных результатах обучения для всех взрослых и

осознание общественностью и должностными лицами важности образования взрослых.

Профессор Licino Lima (Португалия] в своем докладе показал, что образование взрослых является одним из решающих факторов в процессе гуманизации человеческого существования и имеет неоценимое значение для улучшения качества жизни людей, вовлечения большего числа участников в создание мира социальной справедливости

Члены Ассоциации приветствовали 17 новых членов из Австрии, Бельгии, Болгарии, Чехии, Германии, Италии, Норвегии, Румынии, Испании и Великобритании. EAEA теперь состоит из 126 организаций, занимающихся образованием взрослых в 42 странах Европы. Россия представлена в Ассоциации Институтом педагогического образования и образования взрослых РАО.

В ряду рассмотренных на Ассамблее вопросов отмечалась важность рефлексии в образовании взрослых исторических событий, в частности Первой мировой войны, и возможность участия в этом году в общеевропейском проекте «Вспоминая Первую мировую войну ради будущего - образование взрослых для продвижения мира и согласия в Европе».

Как известно, в 2014 году исполнилось 100 лет со дня начала Первой мировой войны -войны, которая подпитывалась ксенофобией и экономическими потрясениями, которая резко изменила Европу и во многом определила в XX веке судьбу нашего континента и за его пределами.

Сейчас, когда мир снова сталкивается с беспрецедентными проблемами, особенно важно осуществить рефлексию прошлого во имя настоящего и будущего путем создания возможностей для взаимного обучения, размышления и диалога в различных формах и институтах образования взрослых. В рамках предложенной темы на экспериментальной площадке Института педагогического образования и образования взрослых - Высшей Народной школе Санкт-Петербурга нами выполняется проект «Музеи как место рефлексии взрослыми людьми исторического опыта Первой мировой войны»

Основная цель проекта заключается в оказании поддержки развитию и углублению представлений о Первой мировой войне и рефлексии ее наследия в современных условиях в процессе изучения истории на выстав-

ках и постоянных экспозициях музеев Санкт-Петербурга, посвященных 100-летию начала войны. Это достигается путем изучения и анализа истории Первой мировой войны, события которой привели к разрушению жизни общества и отдельных людей; эмоционального вовлечения, гласности и личного признания боли и страданий, причиненных войной, которые приводят к ее осуждению; осознания уроков из прошлого, направленных на то, чтобы не повторять ошибки, за которые оно, возможно, ответственно. Память о Первой мировой войны должна служить в качестве предупредительного сигнала обществу, показывающего, как человеческое действие или бездействие может привести к трагическим событиям.

Многие из музеев Санкт-Петербурга в 2014 году подготовили выставки, посвященные юбилею Первой мировой войны. Это особое событие в нашей стране — память об этой войне не была так бережно сохранена в России, как во многих европейских странах. В значительной мере она была стерта драматическими событиями, которые последовали за войной, - революцией, гражданской войной, сталинизмом, Второй мировой войной, что не позволило прочно держать в национальной памяти военные события 1914-1918 годов, несмотря на то, что они были массовыми и жестокими.

В рамках проекта организованы экскурсии в музеи для слушателей Санкт-Петербургской Высшей Народной школы, обсуждена музейная информация, позволяющая, ориентируясь на уроки войны, показать опасность национализма, ксенофобии, агрессивного поведения и речи. Тема анализа и рефлексии истории Первой мировой войны в современной ситуации не является широко популярной в обществе. Сотрудники музеев с большим интересом относятся к совместной работе со слушателями Народной школы.

Проекты разных стран Европы, посвященные памяти и рефлексии истории Первой мировой войны в образовании взрослых, в том числе наш проект, будут обсуждены в ходе конференции «Память о прошлом ради будущего», которая состоится 13-14 ноября 2014 г. в Сараево [3], а также описаны в книге, которая будет издана Европейской Ассоциацией образования взрослых.

В целом, безусловно, работа в подобных проектах в образовании взрослых оказывает

посильное влияние на общество через историю, позволяя сделать его более мирным, безопасным, терпимым, счастливым.

Другой крупной европейской программой в сфере образования взрослых (преимущественно педагогов] является программа Песта-лоцци, носящая имя одного из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века. Она осуществляется Советом Европы и направлена на повышение квалификации и наращивание профессионального потенциала людей, играющих активную роль в ежедневной практике образования, изменяющих жизнь в классах и других местах обучения в 50 государствах-участниках Европейской Культурной конвенции.

Целью Программы является реализация основных задач деятельности Совета Европы и его ценностей - демократии, уважения прав человека, человеческого достоинства и верховенства закона - в практике образования (формального, неформального и информаль-ного); поддержка государств-членов Совета Европы в переходе от политики в области образования в практику образования в соответствии с этими ценностями.

Мероприятия Программы направлены на поддержание и дальнейшее развитие компетенций, способствующих:

- критическому наблюдению с опорой на разные точки зрения;

- действиям, основанным на уважении достоинства и прав человека;

- умениям сотрудничать, действовать демократически;

- пониманию разнообразия и развитию способности жить в разнообразии;

- пониманию прошлого и настоящего и способности проецировать себя в будущее;

- умению общаться по всем видам и типам границ;

- критическому, ответственному и эффективному использованию медиа-среды;

- способности и готовности продолжать учиться в течение всей жизни.

Эффективное обучение в рамках Программы опирается на совместную работу, экспертизу и опыт обучаемых, находящихся в центре процесса обучения, способствует изменению их профессиональных индивидуальной и общественной практик. При этом развитие межкультурного понимания лежит в основе каждого вида учебной деятельности независимо от ее конкретной темы (3).

Советом Европы в рамках программы Пес-талоцци 24-25 апреля 2014 г. в Страсбурге была проведена конференция «Профессиональный образ и нравственный облик учителей», на которой Россия была представлена сотрудником Института педагогического образования и образования взрослых М. Н. Кожевниковой. На конференции обсуждалось значение образования для подготовки молодежи как граждан в различных демократических обществах к их будущему мирному продуктивному труду, к соответствующему развитию их личностей, рассматривалось, каковы в связи с этим должны быть компетенции учителя в его ежедневной педагогической практике. Анализировались роль убеждений учителей, родителей и общественности относительно критериев и качеств современного хорошего образование в целом, результаты, на которые оно должно работать. Также разрабатывался и анализировался Манифест Учителя XXI века, который может служить источником вдохновения и ориентации как для учителей, так и для других людей, связанных с образованием, - детей, родителей, членов местных органов самоуправления, гражданского общества и общества в целом [4].

В рамках Программы организована и активно действует сеть ее участников из всех стран Совета Европы, в которой активно обсуждаются ключевые проблемы, с которыми работает Программа.

Эта сеть носит название Community of Practice of Education Professionals - сетевое Сообщество практики профессионалов образования, работающее на основе ценностей и принципов Совета Европы. Она предлагает модерируемое пространство для постоянного обмена информационными ресурсами, опытом, идеями специалистов в области образования из европейских стран. Всем участникам учебных мероприятий в рамках Программы предлагается присоединиться и использовать это пространство. Взаимная поддержка и совместное развитие, поиск ответов на вопросы образовательной практики находятся в центре этого сообщества практиков образования.

Сетевое взаимодействие участников способствует созданию чувства принадлежности единому педагогическому пространству Ев-

ропы среди членов Сообщества. Совместное «строительство» профессионального знания содействует пониманию его как знания «в процессе становления», а не как конечного продукта, показывает, как оно создается, как важно быть готовым задавать вопросы собственным знаниям и мнениям, позволяет создавать базу знаний на основе взаимодействия и сотрудничества.

Одним из ключевых мероприятий Программы является проведение ежегодной Летней школы для работников сферы образования.

Темой Летней школы-2014, проходившей на базе Академии последипломного образования учителей Баден-Вюртемберга (Германия], стало «Содействие участию». Была проведена уникальная 8-дневная работа по профессиональному развитию коллектива коллег из большинства европейских стран, в ходе которой состоялось рассмотрение разнообразных вопросов участия педагогов, детей, других категорий обучающих и обучающихся в социальной, культурной, политической и экономической жизни, в жизни демократического общества в целом, обсуждение того, в какой мере могут способствовать развитию соответствующих навыков профессионалы сферы образования. От России в работе Летней школы активное участие приняла автор статьи. Это позволило нам широко обменяться знаниями, поделиться опытом и осуществить поиск возможных путей решения различных педагогических проблем на основе объединения ресурсов профессионального развития участников Школы.

Широкое участие нашей страны в международных программах по образованию взрослых может способствовать решению многих общих для разных стран проблем в этой области - включению в образование социально уязвимых групп взрослого населения, развитию у взрослых таких сторон культуры современного человека, как интеркультурная компетентность, продуктивное участие в различных областях жизни общества, рефлексия прошлого во имя настоящего и будущего, способность к критическому наблюдения с опорой на разные точки зрения, неприятие национализма, агрессии, ксенофобии.

Литература

1. Kil, Monika, Dasch, Birke, & Henkes, Maren (2013). Outreach -Empowerment - Diversity: Collection, Presentation and Analysis of Good Practice Examples from Adult Education Leading towards an Inclusive Society. Deutsches Institut für Erwachsenenbildung - Leibniz-Zentrum für Lebenslanges Lernen e.V., April 2013. 99 pp.

2. European Association for the Education of Adults. (2014). Remembering for the Future [an initiative aims at collecting various World War I related projects and activities organised by Adult Education providers]. Retrieved from http://european-association-for-the-education-of-adults.sivuviidakko.fi/en/projects/eaea-coordinated-projects/remembering-for-the-future.html

3. Huber, Josef, & Mompoint-Gaillard, Pascal (Eds.). (2012). Teacher education for change. The theory behind the Council of Europe Pestalozzi Programme. (Pestalozzi Series, No. 1). Council of Europe Publishing. 153 pp.

4. Кожевникова М. Н. Концепция учительной философии образования // Учитель наедине с собой : сб. науч. ст. // ред.-сост. М. Н. Кожевникова. - СПб.: Лема ; ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. - С. 80134.

5. Соколова И. И., Мухлаева Т. В. Европейская Ассоциация образования взрослых в решении ведущих проблем образования на протяжении жизни // Человек и образование. - 2013. - № 3. -С. 141-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.