Научная статья на тему 'Планирование программ в образовании взрослых - транснациональный контекст'

Планирование программ в образовании взрослых - транснациональный контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПРОГРАММНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / РИЗОМА / ADULT EDUCATION / PROGRAM PLANNING / INTERNATIONAL CONTEXT / INSTITUTIONAL FORMS OF ADULT EDUCATION / RHIZOME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухлаева Татьяна Всеволодовна

В статье анализируются актуальные аспекты планирования программ для образования взрослых. Данное поле исследований представлено в международной контексте институционального и организационного развития, определяемого как «ризомоподобный» рост

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning programmes in adult education - the transnational context

The article analyzes the relevant aspects of program planning for adult education. This field of research is presented in the context of international institutional and organizational development, defined as "rhizome-like” growth

Текст научной работы на тему «Планирование программ в образовании взрослых - транснациональный контекст»

Т. В. Мухлаева

(Санкт-Петербург)

Планирование программ в образовании взрослых -

транснациональный контекст

В статье анализируются актуальные аспекты планирования программ для образования взрослых. Данное поле исследований представлено в международной контексте институционального и организационного развития, определяемого как «ризомоподобный» рост

29 октября 2015 г. при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования и Высшей аттестационной комиссии в РГПУ им. А. И. Герцена прошло Всероссийское совещание «Совершенствование требований к диссертациям по педагогическим и психологическим наукам». В речи выступившей на совещании Л. М. Огородо-вой, зам. министра образования и науки РФ, была подчеркнута бесспорная важность отражения глобального характера науки в исследованиях по педагогике и психологии, значимость участия российских ученых в международных конференциях для развития науки, выбора ее современных приоритетов и направлений, организации экспертно-аналити-ческого процесса, возможностей междисциплинарной консолидации, рационального направления ресурсов.

Развитие научных контактов с ведущими международными организациями, национальными ассоциациями и институтами образования взрослых целесообразно отнести к одному из стратегических направлений деятельности СПб филиала ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» в Санкт-Петербурге [1]. Эти контакты, в частности, дают основу для сотрудничества в области совместных научных публикаций, увеличения доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах с высоким рейтингом, что, как известно, служит в настоящее время одним из показателей оценки эффективности научно-исследовательской деятельности ученых, научных коллективов и организаций.

28 сентября - 1 октября 2015 г. в Германии, университете г. Ганновера, состоялись две международные конференции: «Культуры планирования программ в образовании

для взрослых, автономия и инновации» и «Разные культуры обучения взрослых - региональные, национальные, транснациональные».

Конференции явились результатом совместных усилий университета Лейбница в Ганновере, Немецкого института образования взрослых, Лейбницского Центра образования на протяжении жизни и университета Гумбольдта в Берлине.

В конференциях приняли участие ведущие ученые в области образования взрослых из Германии, ряда других европейских стран, США, Республики Кореи, Канады, Австралии. Презентации и доклады участников отразили последние результаты научных исследований, проведенных в образовании взрослых в различных странах мира в рамках заявленных тем [2].

Филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» в Санкт-Петербурге принял участие в обеих конференциях. Старшим научным сотрудником Т. В. Мухлаевой были представлены доклады с презентациями, отражающие соответствующие результаты научных исследований и анализ опыта этих областей образования взрослых в России.

Конференции внесла вклад в достижение следующих целей:

1. Стимулирование обмена между учеными и установление международных сетей в области программного планирования и программного анализа. Наука в области образования взрослых сталкивается с серьезной проблемой реализации научного диалога и сетевого взаимодействия в транснациональных и международных контекстах.

2. Способствование тому, чтобы исследования по программному планированию и анализу программы стали более заметными на международном уровне:

- для анализа и сравнения различных моделей, раскрывающих и объясняющих программное планирование;

- для контекстуализации программного планирования в рамках различных национальных и международных контекстов;

- для анализа существующих противоречий между новым государственным управлением, образовательными действиями и обеспечивающими образование организациями.

3. Определение сравнительных рамок международных исследований по планированию программ:

- чтобы подчеркнуть различия и общие черты в отношении к терминологии, категориям, теориям и методам;

- чтобы сопоставить поля исследований по планированию программ.

4. Представление существующих архивов, собирающих программы, обсуждение возможных способов ответа архивов на новые вызовы, например, такие как вступление в цифровую эпоху. Определение видов инноваций, которые становятся возможными вследствие легкого доступа к программам по всему миру через интернет.

5. Повышение доступности тех учебных программ в области образования взрослых, которые учат планированию программ. Поиск ответа на вопросы:

- Как преподаются ключевые компетенции в планировании программы?

- Какие проблемы в настоящее время обнаруживаются в обучающих планированию программах и каковы их инновационные решения?

- Справедливо ли, что это - область, которая в целом не считается модной в настоящее время?

Миссия конференций - сделать поля исследований в области планирования программ в образовании взрослых и культуры обучения взрослых более видными в международном контексте, содействовать международному обмену, ознакомиться с разными моделями и концепциями создания программ, рассмотреть различия и сходства в отношении терминологии, категорий, теорий и методов.

Программное планирование в области образования взрослых не является областью, хорошо изученной на международном уровне, несмотря на тот факт, что планирование программ для взрослых и их предоставление

является одним из основных видов деятельности персонала, работающего в области образования взрослых. Пристальный взгляд на программы и исследование принципов их разработки позволяет более основательно рассматривать важнейшие вопросы образования взрослых в отношении политики, автономии или инноваций. Профессиональные действия по планированию программ включают все мероприятия, необходимые для разработки отдельных учебных курсов или проектов. Планирование программ в определенной мере «защищает» учебные структуры организаций образования взрослых и продолженного образования; - оно в определенной мере способствует легитимизации организации в этой категории. Программы выявляют тенденции и разработки в различных контентных областях (областях изучения] образования взрослых и продолженного образования (культуры и искусства, здравоохранения, языков, профессиональной подготовки, базового образования и т.д.]; они проливают свет на конкретную концепцию образования, которую они отражают в данный период времени, также как и на адресатов, к которым они обращены, и стиль, в котором они созданы.

Анализ программ и действий по их планированию создают связи с разнообразными дискурсами; они могут относиться к типам организации (центр образования взрослых, университет, компания и так далее], к теме или контентным областям (например, искусство/образование в области культуры], к различным регионам и населенным пунктам, образовательно-политическому инструментарию и политике образования.

Различные аспекты программ образования взрослых рассмотрены Петрой Херре [3]:

I. Программы как визитные карточки институтов образования взрослых и учреждений продолженного образования.

Программа отражает образовательные потребности и понимание образовательных задач соответствующим спонсором или учебным заведением. Различные учреждения отличаются по профилю своих предложений и определением приоритетов. Программы показывают установку приоритетов и отображение диапазонов содержания: например, культура, языки, здоровье, общество, информационные технологии, базовое образование. Они предоставляют информацию о подходе к образованию, формату и организационной

форме предложения, целевых группах, речевых особенностях людей, которым они адресованы.

Программы также служат в качестве отчета об исполнении для тех структур, которые обеспечивают их деятельность - государственных фондов и грантодателей, муниципалитетов и местных органов власти. В этом смысле программы также выполняют функцию обеспечения законности в отношении государственных спонсоров. Благодаря им учреждения также учитывают, в какой мере они удовлетворяют потребности общества.

II. Планирование программ как основа профессиональной практики в образовании взрослых.

Планирование программ - творческое и концептуальное ядро профессиональной практики в образовании взрослых и непрерывном образовании, что отражает его сущностный признак, благодаря которому эта область образования отличается от других, таких, как государственные школы; во многих случаях образование взрослых и непрерывное образование не имеют настолько жесткой закрепленной структуры учебной программы.

Программы являются «трансформацией форматов» (Wiltrud Gieseke], в которых сливаются требования и потребности. При планировании различных стратегий особую роль играет общение и сетевое взаимодействие в местном и региональном контекстах, определение потребностей через консультации возможных целевых лиц и гибкий график, осуществляющийся через сетевое взаимодействие учебных знаний («островки знаний», W. Gieseke].

Соответственно программы служат показателем того, какие человеческие, финансовые и инфраструктурные ресурсы доступны для учреждений.

III. Программы как культурно-исторические источники.

Программы также можно рассматривать с культурно-исторической точки зрения. Программы для образования взрослых и программы непрерывного образования представляют собой существенное поле местной культурной политики и работы. Курсы образования для взрослых являются важным средством соотнесения социально-культурных изменений и их последствий для жизни людей. Программы обеспечивают доступ, ко-

торый помогает выявлению соответствующих возможностей обучения, которые предлагаются для ответа на современные вызовы. Поэтому они являются важным источником культурной истории. Образование взрослых не просто сопровождает социальные изменения, а в какой-то степени управляет ими и двигает их вперед, сопровождает их рефлексивно (Ortfried Schäffter). В этом смысле, программы учебных заведений являются важным источником для исследования в социальной, культурной и образовательной истории страны.

IV. Программное исследование как исследовательский метод науки образования взрослых.

Если программы систематически рассматриваются в качестве продуктов образовательных учреждений и составляют предмет исследования, эти документы являются очень важными источниками, которые резонно относить к подлинному методу исследования науки, исследующей образование взрослых (Ekkehard Nuissl). В этом случае предметом исследования становятся профессиональные формы деятельности во взрослом и непрерывном образовании, темы и области контента, а также типы организаций и региональные особенности. Данные вопросы лежат в основе документов, касающихся образовательной политики и являются всеобъемлющими. В дополнение к ним, предметом исследования также могут быть формы представления программы и пути их адресования конкретным потребителям.

В статье профессора Вилтруд Гизеке, одной из выдающихся современных ученых в области образования взрослых [4], изложен ряд ключевых позиций немецкой научной школы по исследованию программ, используемых в образовании взрослых, которые были приняты в качестве исходных позиций немецкой научной школы образования взрослых для дискуссии на конференциях.

В развитии образовательных программ особое внимание автором уделяется структуре знаний в определенном организационном контексте.

Программа института продолженного образования понимается как центральное звено в цепи между самим институтом, общественностью и личностью. Она соединяет институт и участников обучения и представляет собой:

- предварительное условие для всех последующих процессов преподавания и обучения,

- отражение продолженного характера образования, предоставляемого данным институтом,

- результат педагогически спланированного действия,

- продукт постоянно вырабатываемых решений,

- результат внутренних и внешних специфических в отношении данного института координационных процедур. В образовании взрослых эти процедуры прежде всего ориентируются на соотношение спроса-предложения.

Программа, таким образом, по мнению В. Гизеке (Wiltrud Gieseke], является материализованным результатом сближения и координации процедур и выражения концепции педагогического действия, в котором концептуальные и ориентированные на спрос положения образуют между собой новые формы взаимосвязи.

Исследуя профессионализм в области образования взрослых, В. Гизеке отмечает, что каждая научная дисциплина, которая оперирует как наука, связанная с действием, должна всегда принимать во внимание необходимость развития практик и инструментов, основанных на исследовании. «Мы говорим о профессионализме, если систематическое научное знание в сложных областях - особенно относящихся к людям - используется и сопровождается влияющими на него процессами практики».

Исследование феномена институциализа-ции и развития знания в области образования взрослых связывается рядом ученых с понятием ризомы. Ризома (фр. rhizome «корневище»] относится к одному из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма, оно было введено Ж. Делё-зом и Ф. Гваттари в книге с одноименным названием (1976]. Считается, что ризома проти-

востоит неизменным линейным структурам. Наглядным образом ризомы может выступать запутанная корневая система растения. Согласно Делёзу и Гваттари, в ризоме нельзя выделить ни начала, ни конца, ни центра, ни центрирующего принципа («генетической оси»], ни единого кода. Она может порождать несистемные и неожиданные различия, которые невозможно противопоставить по наличию или отсутствию некоего признака.

На конференциях Wiltrud Gieseke подчеркивалось, что институциональное развитие образования взрослых и продолженного образования определяется как «ризомоподоб-ный рост», характеризуется как новые конфигурации институционального и организационного планирования. Образование взрослых не похоже на школьное, официально структурированное законами и правилами; также оно не занимает определенной фазы жизни, связанной с экзаменами, которые структурируют дальнейшие образовательные процессы. Образование взрослых/продолженное образование сопровождает профессиональную и семейную жизнь и служит социально-информационным целям, оно направлено на получение новых знаний в рамках различных областей, приобретение новых квалификаций и компетенций для действий в области трудовой занятости, существования и развития социума и поддержания параметров биосферы.

В заключение отметим, что организация образования взрослых и продолженного образования предполагает широкий масштаб в конструировании программ с различными тематическими фокусами. Невозможно сейчас и не удастся в будущем полностью зафиксировать все многообразие этих ризомоподобных систем и структур, но надо стремиться к тому, чтобы пролить свет на отдельные элементы и формы в таком важном исследовательском поле образования взрослых как программное планирование.

Литература

1. Соколова И. И., Мухлаева Т. В. Европейская Ассоциация образования взрослых в решении ведущих проблем образования на протяжении жизни // Человек и образование. - 2013. - № 3. - С. 141-146.

2. Deutsches Institut für Erwachsenenbildung (2015). Cultures of program planning in adult education: policies, autonomy, and innovation. International conference of the expert group on program research. http:// die-bonn.de/institut/dienstleistungen/servicestellen/programm-forschung/ conference2015/default.aspx/

3. Herre, P. (15 July 2015). International conference "Cultures of programme planning in adult education: policies, autonomy, and innovation". Retrieved from: http://www.infonet-ae.eu/articles-science-55/2264-international-conference-cultures-of-programme-planning-in-adult-education-policies-autonomy-and-innovation

4. Gieseke, W. (2014). Adult and Continuing Education: Results in the Context of Research on Programs and Professionality. In B. Kapplinger, S. Robak (Eds.). Changing Configurations in Adult Education in

Transitional Times (pp. 153-171). Berlin, New York.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.