Научная статья на тему 'Открытый университет как феномен образования взрослых'

Открытый университет как феномен образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1566
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. / LIFELONG LEARNING / ADULT EDUCATION / NON-FORMAL EDUCATION / OPEN UNIVERSITY.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабакова Татьяна Анатольевна, Левина Ольга Рахмиэлевна

в статье предпринято педагогическое осмысление специфики работы Открытого университета при Петрозаводском государственном университете за период 2010−2015 гг. На основе анализа понятий непрерывное, формальное, неформальное, информальное, дополнительное образование, повышение квалификации Открытый университет ПетрГУ представлен как нетрадиционная форма неформального образования взрослых. Дана оценка эффективности его работы, полученная в ходе анализа результатов опроса (интервьюирования и анкетирования) преподавателей и наиболее активных слушателей. Сформули-рованы педагогические принципы организации деятельности Открытого университета: взаимосвязь обучения и просветительства, систематичность, практическая направленность, взаимосвязь общекультурной и региональной составляющих, взаимосвязь неформального и информального образования, демократический характер управления и самоуправление. На конкретных примерах показано, что взрослые люди, в том числе пожилого возраста, заинтересованы в повышении своего образовательного и культурного уровня, а преподаватели считают важной причиной своего участия в работе Открытого университета понимание значимости просвещения населения. Сделан вывод о том, что подобная форма работы с населением способствует утверждению университета как центра образования, науки и культуры в регионе. Положения и выводы, содержащиеся в статье, представляют интерес для исследователей в области образования взрослых, для практических организаторов такого рода структурных подразделений в университетах как многопрофильных образовательных учреждениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open university at petrozavodsk state unuversity as a phenomenon of adult education

the article attempts a pedagogical evaluation of Open University at Petrozavodsk State University specific activities for the period 2010−2015. The Open University (OU) is presented as non-traditional type of non-formal adult education after analyzing such concepts as lifelong, formal, non-formal, informal, additional types of education, and professional development. The efficiency of the OU is estimated on data obtained in the course of analysis through interviews and questionnaires of teachers and most active learners. The pedagogical principles of organizing the OU activities are formulated, namely: consistency, pragmatic approach, democratic management and self-management style, and interconnection between education and enlightenment, general and regional component, non-formal and formal education. The fact that adults including seniors are interested in increasing their educational and cultural level on the one hand, and the instructors rea-son for their participation in teaching at the OU as deep understanding of the importance of enlight-enment for the population on the other hand, is proved via concrete cases. The authors conclude that the above described form facilitate the university to be the pillar of education, science, and culture in the region. The statements and conclusions presented in the article are of interest for investigators in the field of adult education and for the organizers of such structural divisions at the universities as multi-profile educational institutions

Текст научной работы на тему «Открытый университет как феномен образования взрослых»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК. Выпуск 2 (14) (summer 2016)

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век

научный электронный журнал

ПЕТРОЗАВОДСКИМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

http://LLL21.petrsu.ru

http://petrsu.ru

Издатель

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет», Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

■ ■ ЧУ ЧУ ЧУ

Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК

Выпуск 2 (14). Summer 2016

Редакционная коллегия

О.Грауманн Е. В. Игнатович

B. В. Сериков

C. В. Сигова

И. З. Сковородкина Е. Э. Смирнова И. И. Сулима

Главный редактор

И. А. Колесникова

Редакционный совет

Т. А. Бабакова Е. В. Борзова А. Виегерова С. А. Дочкин А. Клим-Климашевска Е. А. Маралова А. В. Москвина А. И. Назаров Е. Рангелова А. П. Сманцер

Служба поддержки

А. Г. Марахтанов Е.Ю. Ермолаева Т. А. Каракан Е. В. Петрова В. П. Петров

ISSN 2308-7234

Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-57767 от 18.04.2014

Адрес редакции

185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, каб. 254а

Электронная почта: LLL21@petrsu.ru

© ФГБОУ ВО «ПетрГУ» © авторы статей

УДК 374.72

БАБАКОВА Татьяна Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики общего и профессионального образования ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (Петрозаводск)

babakova@petrsu. ru ЛЕВИНА Ольга Рахмиэлевна руководитель Открытого университета ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (Петрозаводск)

olevina@petrsu.ru

ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация: в статье предпринято педагогическое осмысление специфики работы Открытого университета при Петрозаводском государственном университете за период 2010-2015 гг. На основе анализа понятий непрерывное, формальное, неформальное, инфор-мальное, дополнительное образование, повышение квалификации Открытый университет ПетрГУ представлен как нетрадиционная форма неформального образования взрослых. Дана оценка эффективности его работы, полученная в ходе анализа результатов опроса (интервьюирования и анкетирования) преподавателей и наиболее активных слушателей. Сформулированы педагогические принципы организации деятельности Открытого университета: взаимосвязь обучения и просветительства, систематичность, практическая направленность, взаимосвязь общекультурной и региональной составляющих, взаимосвязь неформального и ин-формального образования, демократический характер управления и самоуправление. На конкретных примерах показано, что взрослые люди, в том числе пожилого возраста, заинтересованы в повышении своего образовательного и культурного уровня, а преподаватели считают важной причиной своего участия в работе Открытого университета понимание значимости просвещения населения. Сделан вывод о том, что подобная форма работы с населением способствует утверждению университета как центра образования, науки и культуры в регионе. Положения и выводы, содержащиеся в статье, представляют интерес для исследователей в области образования взрослых, для практических организаторов такого рода структурных подразделений в университетах как многопрофильных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, неформальное образование, Открытый университет.

Babakova T.

Levina O.

OPEN UNIVERSITY AT PETROZAVODSK STATE UNUVERSITY AS A PHENOMENON OF ADULT EDUCATION

Summary: the article attempts a pedagogical evaluation of Open University at Petrozavodsk State University specific activities for the period 2010-2015. The Open University (OU) is presented as non-traditional type of non-formal adult education after analyzing such concepts as lifelong, formal, non-formal, informal, additional types of education, and professional development. The efficiency of the OU is estimated on data obtained in the course of analysis through interviews and questionnaires of teachers and most active learners. The pedagogical principles of organizing the OU activities are formulated, namely: consistency, pragmatic approach, democratic management

and self-management style, and interconnection between education and enlightenment, general and regional component, non-formal and formal education. The fact that adults including seniors are interested in increasing their educational and cultural level on the one hand, and the instructors reason for their participation in teaching at the OU as deep understanding of the importance of enlightenment for the population on the other hand, is proved via concrete cases. The authors conclude that the above described form facilitate the university to be the pillar of education, science, and culture in the region. The statements and conclusions presented in the article are of interest for investigators in the field of adult education and for the organizers of such structural divisions at the universities as multi-profile educational institutions.

Key words: lifelong learning, adult education, non-formal education, open university.

1. История создания Открытого университета. В феврале 2010 г. по инициативе ректора ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» профессора Анатолия Викторовича Воронина, на основании решения ученого совета вуза был создан и начал работать Открытый университет, который дополнил уже имеющиеся структуры, предоставляющие дополнительные (к основной деятельности вуза) образовательные услуги населению. Согласно «Положению об Открытом университете ПетрГУ», целевыми установками новой структуры стали организация и проведение дополнительных просветительских и образовательных услуг и мероприятий для широких слоев населения, способствующих укреплению общественной активности ПетрГУ и связям с местными сообществами, участие в организации профориентационной работы со школьниками и родителями старшеклассников1.

Сегодня слушатели Открытого университета - преимущественно люди взрослые, работающие и находящиеся на заслуженном отдыхе, хотя в аудиториях можно встретить и студентов, и школьников. Все годы существования Открытый университет активно развивается, расширяя сферу своего влияния. Так, только в 2015 г. обучающие курсы освоили 499 человек, просветительские курсы посещали 1285 слушателей (всего 1784 человека). Важно отметить, что, наряду с постоянными слушателями, которые посещают разные курсы в течение ряда лет, каждый год в университетских аудиториях появляются новые лица, причем, что существенно, без какой-либо специальной рекламы Открытого университета. Настало время проанализировать сущность такой формы образования, ее значимость для региона и университета, особенности организации работы, причины популярности, показать исключительность данного явления для отечественного образования, которая проявляется не только в «продолжительности жизни» Открытого университета, но в масштабах его работы при неизменном сохранении интереса слушателей.

2. Образование взрослых в понятийном контексте. Остановимся на круге понятий, непосредственно связанных с темой статьи: «непрерывное образование», «образование взрослых», «формальное образование», «неформальное образование», «информальное образование», «дополнительное образование», «повышение квалификации». Данные понятия являются широко употребительными, но не вполне установившимися, поэтому стоит определиться с их пони-

1 Отметим, что за прошедшие годы задачи профориентационной работы со школьниками по ряду причин в большей степени перешли в ведение других подразделений вуза.

манием для раскрытия темы. Глубинный анализ связей и отношений между ними не входит в задачи данной статьи.

Современный этап общественного развития, часто называемый «обществом знания», характеризуется пониманием того факта, что постоянно развивающееся и обновляющееся знание является условием социально-экономического развития общества в целом и фактором сохранения и развития активности каждого человека. Сущность современных концепций непрерывного образования заключается в обосновании необходимости постоянного обучения человека в течение всей жизни, т. е. на всех возрастных этапах.

В Петрозаводском государственном университете в течение ряда последних лет в рамках Программы стратегического развития ПетрГУ работает научная лаборатория проблем непрерывного образования.

Результаты научных поисков и анализ опыта ПетрГУ получили отражение в ряде публикаций в журнале «Непрерывное образование: XXI век»: Витухновской А. А. (№ 4, 2013 г.), Дербеневой О. Ю. (№ 4, 2013 г.), Игнатович Е. В. (№ 2, 2013 г.; № 2 (10), 2015 г.), Колесниковой И. А. (№ 1, 2013, № 4, 2014); Назарова А. И., Сергеевой О. В. (№ 3 (7), 2014 г.), Новичонка А. О., Скориковой Н. С. (№ 1 (9), 2015 г.), Суворовой И. М. (№ 3, 2013 г.), Терентьева К. Ю. (№ 2 (6), 2014 г; № 3 (11), 2015 г.). Кроме того, подготовлена серия сборников научно-методических статей «Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета»1.

Особое место в реализации непрерывного образования занимает решение проблемы образования взрослых. По данным демографических исследований, население развитых стран мира «стареет», т. е. средняя продолжительность жизни людей увеличивается. При этом современное «старшее поколение» не утрачивает своей познавательной и социальной активности. Решение задачи удовлетворения образовательных потребностей данного контингента является актуальным как для общества, так и для данной категории населения. Образование для «золотого возраста» рассматривается как одно из важных условий достойного и активного долголетия. Образование взрослых может осуществляться в разных формах: человеку в любом возрасте доступно получение подтвержденного документально образования, в том числе и высшего, в образовательном учреждении; работающие взрослые, как правило, периодически осуществляют повышение квалификации на курсах соответствующего профиля. Кроме того, современная социокультурная ситуация характеризуется расширением сети объединений людей по интересам (клубов, центров, обществ и т. п.), возможностей развития своего кругозора с помощью сети Интернет, путем самообразования и т. д. В связи с этим еще в середине XX в. было предложено различать формальное, неформальное, информальное образование.

Формальное образование связано с учебными заведениями, входящими в систему образования, к неформальному образованию относится организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы, ин-формальное образование человек приобретает в результате взаимодействия с окружающей действительностью, общения с членами семьи, друзьями, коллегами. Можно добавить, что формальное образование, как правило, осуществля-

1 С материалами сборников можно ознакомиться, пройдя по ссылке URL: http://Ш21.petrsu.ru/zal.php(дата обращения 12.02.16).

ется под контролем государства, сопровождается выдачей соответствующего документа.

Особого внимания заслуживает неформальное образование взрослых. Его значимость определяется большей гибкостью по сравнению с формальным образованием. Современное понимание особенностей неформального образования взрослых представлено на сайте Европейской ассоциации образования взрослых, которая существует с 1953 г. [3]. На сегодняшний день накоплен немалый опыт реализации неформального образования взрослых, как международный, так и отечественный, который анализируется в ряде источников [1; 2; 4; 5].

В ряде работ неформальное образование связывается с понятиями «дополнительное образование» и «повышение квалификации». Например, в статье О. В. Ройтблат анализируется такая форма неформального образования взрослых, как стажировочные площадки в условиях Института повышения квалификации, т. е. речь идет о специфической форме дополнительного профессионального образования или просто повышения квалификации учителей. В образовательном законодательстве используются оба эти понятия. Фактически они являются разновидностями неформального образования, но не вбирают в себя все его варианты. Н. В. Чекалева с соавторами привлекают внимание к интеграции формального, неформального и информального образования, касающихся получения и совершенствования подготовки учителей [4]. Идея интеграции данных видов образования плодотворна не только для педагогического образования. Для неформального образования особенно важной является его взаимосвязь с информальным образованием, т. е. с использованием приобретенных знаний и умений в самообразовании, в практической жизни.

3. Открытый университет как модель неформального образования взрослых. Для данной статьи полезными являются результаты сравнительного анализа формального и неформального образования, проведенного Т. В. Мухлаевой на основе изучения зарубежного опыта. Как отмечает исследователь, различия между формальным и неформальным образованием не являются жесткими, тем не менее они хорошо прослеживаются. Исследователем в качестве признаков для сравнения избраны: цели, время, содержание, место, ресурсозатратность, контроль [1]. Наиболее интересными для авторов данной статьи являются специфические особенности мотивационно-целевых установок, содержания, способов организации обучения и контроля в неформальном образовании, а именно:

- цели - кратковременные и специфические;

- мотивация - высокая, выражен личностный смысл обучения;

- содержание - индивидуализировано, ориентировано на результаты; практическое; гибкое, личностно-ориентированное, обучающиеся определяют входные требования;

- организация и методы - гибкие, практико-ориентированные;

- контроль - внутренний (ответственность обучающихся за результаты);

- управление процессом - самоуправление, демократический.

По всем указанным признакам Открытый университет Петрозаводского госуниверситета соответствует понятию «неформальное образование», поэтому их можно использовать как рабочие положения для характеристики этой особой формы образовательной деятельности.

А. Цели и задачи Открытого университета.

При создании любой новой структуры, требующей определенных материальных и интеллектуальных затрат, встает вопрос о целесообразности ее существования. Университеты в нашем отечестве во все времена решали задачи не только профессиональной подготовки студентов, но являлись центрами науки, культуры, просвещения в своих регионах. Открытый университет создан для выполнения Петрозаводским государственным университетом этой важной миссии на неформальной основе. Удовлетворяя потребности населения в повышении образовательного и культурного уровня через организацию деятельности данного структурного подразделения, ПетрГУ решает задачу повышения собственного имиджа в регионе и за его пределами, привлечения в университет потенциальных студентов. Задачи отдельных курсов, организуемых Открытым университетом, определяются не только их непосредственным содержанием, но и запросами слушателей.

Б. Принципы работы Открытого университета.

Взаимосвязь обучения и просветительства. Среди предлагаемых слушателям курсов есть как просветительские по основной направленности (по истории, литературе, музыке, изобразительному искусству и т. п.), так и обучающие (освоение умений использования компьютерной техники, изучение иностранных языков) курсы. Есть и курсы смешанной направленности, например, курс «Моя родословная» не только знакомит с основами генеалогии, но связан с обучением работе с архивными документами, что необходимо для составления родословной своей семьи.

Высокий уровень профессионализма преподавателей, который проявляется не только в профессиональных знаниях и умениях, но способности обучать и просвещать людей взрослых, стимулировать и поддерживать познавательную мотивацию слушателей.

Ориентация на интересы слушателей во взаимосвязи с разнообразием предлагаемых курсов реализуется через взаимные предложения Открытого университета (руководства, преподавателей ПетрГУ, сотрудников других организаций) и слушателей. В результате формируется разнообразие проводимых курсов (циклов занятий).

На сегодняшний день среди них можно выделить циклы лекций общекультурной направленности:

- Великие музеи мира;

- История мировых религий;

- Мифы среди нас;

- Прогулки с Моцартом;

- Глубина художественного слова.

Историческую тематику в широком диапазоне (история России, Карелии, Петрозаводска, своей семьи):

- Русская живопись: страницы истории;

- Православие в России: страницы истории;

- «Дворцовые» перевороты в истории России;

- «В поисках симфонии»: государство и церковь в истории России;

- Карелия: десять веков истории;

- Валаам: история в памятниках и ландшафтах;

- Иконопись древней Карелии;

- Великая Отечественная война в Северной Европе и в Карелии;

- История Петрозаводска;

- Моя родословная: изучение истории семьи, исследования в архивах, составление генеалогических схем и росписей.

Занятия по освоению умений и навыков прикладной и профессиональной направленности:

- Цветоводство. Ландшафтный дизайн;

- Дачные дела (комплекс курсов - технология выращивания овощей, плодоводство, садоводство и др.);

- Клуб молодых журналистов;

- Практическая фотография;

- Основы работы в Интернете;

- Работа с графическими объектами: обработка рисунков и фотографий средствами Microsoft Office Picture Manager - 2007 и Microsoft Paint;

- Работа с текстовым редактором Microsoft Word и создание презентаций средствами Microsoft PowerPoint;

- Курсы иностранных языков (английского, немецкого, шведского, финского, польского, китайского) с учетом уровня подготовленности обучаемых.

Темы, ориентированные на понимание себя и окружающих, на личностный рост слушателей:

- Как не болеть, если ты живешь в Карелии;

- Психологические семинары-тренинги «Беседы с психологом»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Соционика для всех: как научиться понимать людей;

- Циклы лекций и консультаций по психологии: «Пора взросления», «Школа для родителей» и др.

Систематичность проявляется как в содержании курсов (каждый курс проводится в соответствии со специально разработанной программой), так и в организации занятий. Занятия проводятся по стабильному расписанию, которое предполагает возможность посещения практически всех курсов, идущих в каком-либо семестре.

Практическая направленность - применимость в жизни полученных знаний и умений по возможности обеспечивается во многих курсах, что отражается даже в их названиях, например, «Как не болеть, если ты живешь в Карелии» (лекции ведущих врачей ПетрГУ), «Дачные дела».

Взаимосвязь общекультурной и региональной составляющих. Общекультурная компонента доминирует в искусствоведческих курсах, в освоении особенностей мировых религий. С отражением особенностей региона, кроме названных в предыдущем пункте курсов, связаны и краеведческие курсы по истории развития природы края, по культуре, древней живописи Карелии.

Взаимосвязь неформального и информального образования является важным принципом в работе Открытого университета. Побудительными стимулами к самообразованию становятся не только спонтанно появляющийся в

ходе занятий интерес к дополнительному познанию тех или иных вопросов, но и использование преподавателями специальных приемов. Например, на курсах «Великие музеи мира» и «История русской живописи» преподаватель на каждом занятии сообщает и коротко комментирует специально подготовленную им информацию о текущих телепрограммах, показах фильмов, выставках в республиканских, российских и зарубежных музеях, об интересных сайтах. В результате такой регулярной работы активизировалось не только виртуальное ознакомление с музеями и произведениями искусства, но и реальное посещение музеев (и отечественных, и зарубежных).

Демократический характер управления и самоуправление - еще одна особенность работы Открытого университета. Регулярно проводятся небольшие анкетирования для оценки слушателями организации работы и качества предлагаемых занятий, а также для внесения предложений по совершенствованию деятельности Открытого университета. Итоги работы отдельных курсов по желанию слушателей подводятся «за круглым столом». Слушателями создана страница «Открытый университет ПетрГУ» в социальной сети «Вконтакте», где регулярно появляются различного рода новости (о режиме работы, о ближайших лекциях, о культурных событиях в Петрозаводске и т. п.)1.

Оценка результативности работы Открытого университета. Эффективность деятельности Открытого университета может оцениваться и реально оценивается по формальным показателям, таким как:

- общее количество слушателей (постоянно растет и составляет более полутора тысяч слушателей в год);

- количество слушателей каждого курса (есть курсы, собирающие аудитории до 70 и более человек);

- количество пролонгированных курсов (идущих в течение ряда лет с обновляющейся программой) - таковыми являются курсы по музееведению и изобразительному искусству, психологии, дачным делам;

- количество посещаемых курсов каждым слушателем (от одного до большинства курсов, реализуемых в течение года);

- продолжительность (количество лет) участия в работе университета (каждый год приходят новые слушатели, но есть немало таких, кто связан с университетом в течение ряда лет).

Но в связи с целевыми установками и принципами работы Открытого университета как структуры неформального образования для оценки результативности работы используются, прежде всего, мнения преподавателей и слушателей. Такая работа ведется в течение всех лет существования Открытого университета. Далее представлены результаты последнего анкетирования слушателей и преподавателей, а также фрагменты отзывов слушателей.

4. Результаты анкетирования преподавателей. Для анализа и оценки опыта работы Открытого университета в феврале 2016 г. (к шестилетию создания) было проведено анкетирование преподавателей и слушателей. Вопросы анкеты для преподавателей предполагали их оценку значения Открытого уни-

1 URL: https://vk.com/proseca

верситета для Петрозаводского госуниверситета и для них лично. Вопросы анкеты для слушателей наряду с выяснением их представлений о значимости Открытого университета предполагали выяснение факторов, побуждающих посещать занятия, а также выявление особенностей состава слушателей и оценку их активности участия в работе Открытого университета. Возможные варианты ответов предложены на основе результатов интервьюирования наиболее активных преподавателей и слушателей.

Преподавателями Открытого университета преимущественно являются преподаватели и сотрудники ПетрГУ, но есть и приглашенные специалисты из других учреждений и организаций. Анализ анкет преподавателей (22 человека) показал следующее.

На вопрос: «Какое значение, по Вашему мнению, имеет Открытый университет для Петрозаводского госуниверситета?» были получены следующие ответы (поскольку можно было выбрать несколько ответов, сумма распределения превышает 100 %):

- выполнение ПетрГУ своей миссии как центра образования, науки и культуры в регионе (86,4 %);

- повышение общественного статуса ПетрГУ, так как Открытый университет способствует расширению связей ПетрГУ с населением города Петрозаводска (63,6 %);

- привлечение внимания к ПетрГУ потенциальных абитуриентов и их родителей (36,4 %).

Интересны и отдельные индивидуальные суждения, высказанные преподавателями: «Сохранение университетом себя как Университета, как культурного, образовательного центра духовной жизни»; «Уникальный шанс преподавателю ПетрГУ получить общественную оценку и признание своей деятельности», «Психолого-педагогическое просвещение родителей - актуальная задача»... Разработка программ и методики проведения занятий с особым контингентом (преимущественно с людьми пенсионного возраста) и в соответствии с интересами слушателей требует от преподавателей приложения немалых усилий и временных затрат, при этом занятия проводятся на условиях почасовой оплаты, что вряд ли может служить большим стимулом для такой работы. Поэтому было интересно выяснить, что побуждает преподавателей (некоторых в течение ряда лет) работать в Открытом университете (можно было выбрать несколько ответов, поэтому сумма распределения превышает 100 %).

Оказалось, что это, прежде всего, «понимание значимости просветительской деятельности в современном обществе» (86,4 %) и «заинтересованность аудитории» (72,7 %). Значимы для преподавателей и следующие причины:

- возможность для профессионального совершенствования (40,9 %);

- возможность самореализации (40,9 %);

- комфортные условия для занятий, обеспечение решения организационных вопросов (40,9 %).

Далее в порядке уменьшения количества выборов идут пункты:

- позитивная оценка моей деятельности слушателями (36,4 %);

- возможность получения дополнительных материальных доходов (22,7 %);

- возможность выхода за пределы образовательной программы для студенческой аудитории (13,6 %).

5. Результаты анкетирования слушателей. На вопросы анкеты для слушателей ответили 221 человек (более 10 процентов слушателей, обучающихся в течение года), что позволяет считать выборку репрезентативной. Первый вопрос, заданный слушателям, аналогичен таковому для преподавателей, а именно: «Какое значение, по Вашему мнению, имеет Открытый университет для Петрозаводского госуниверситета?»

Ответы распределились следующим образом:

- выполнение ПетрГУ своей миссии как центра образования, науки и культуры в регионе (85,5 %);

- повышение общественного статуса ПетрГУ, так как Открытый университет способствует расширению связей ПетрГУ с населением города Петрозаводска (62,4 %);

- привлечение внимания к ПетрГУ потенциальных абитуриентов и их родителей (19,9 %).

Высказаны и иные мнения (единично): «оказание методической помощи педагогам школ», «оказание помощи садоводам-любителям», «для ориентации в большом потоке информации (не всегда добросовестной)», «повышает уровень знаний населения», «расширение кругозора студентов и преподавателей».

Ответы на первый вопрос совпадают с мнением преподавателей, но, в отличие от преподавателей, слушателями несколько ниже оценена профориента-ционная значимость Открытого университета.

Второй вопрос анкеты («Почему Вы занимаетесь в Открытом университете ПетрГУ? (Что привлекает Вас?)») был направлен на выявление мотивации слушателей.

Ответы распределились следующим образом:

- возможность повышения своего образовательного и культурного уровня (90,5 % респондентов);

- приобретение полезных для жизни практических знаний и умений (57,9 %);

- профессионализм преподавателей (54,8 %);

- разнообразие курсов, возможность выбора занятий по интересам (48 %);

- заинтересованность преподавателей (28,5 %);

- комфортные условия для занятий (31,2 %);

- расширение круга общения (26,2 %).

Почти две трети слушателей выбрали вариант ответа «бесплатность занятий» (62,4 % опрошенных), что совершенно очевидно связано с материальным положением людей пенсионного возраста и не имеет отношения к оценке качества предлагаемых занятий.

Любопытные мнения высказаны и дополнительно к обозначенным в анкете: «духовная потребность», «общение с умными людьми», «хотела лично услышать лекции преподавателей, о которых много слышала», «единственная возможность послушать коллегу в организованном курсе», «полезное и приятное проведение свободного времени», «преподаватели-практики», «удовлетворение потребности в саморазвитии после окончания университета».

Следующие вопросы были связаны с изучением активности слушателей Открытого университета: выяснялось, сколько лет посещают занятия, какое количество и какие курсы осваивали.

При анализе ответов на вопрос: «Сколько лет Вы посещаете Открытый университет?» были получены следующие данные:

- первый год (33,03 %);

- 2 года (17,65 %);

- 3 года (12,67 %);

- 4 года (5,43 %);

- 5 лет (4,07 %);

- 6 лет (4,52 %).

Общая сумма не равна 100 % в связи с тем, что не все респонденты ответили на данный вопрос. Приведенные данные подтверждают информацию о том, что в Открытый университет ежегодно приходят новые люди, но есть (и немало) слушателей, которые связаны с ним в течение ряда лет.

Изучение количества осваиваемых курсов выявило следующее: один курс посещали и посещают 45,7 % слушателей, 2 курса - 23,98 %, 3-4 курса - 18,55 %, 5-6 курсов - 4,98 %, 7-8 курсов - 0,9 %, 9-10 курсов - 1,81 %.

Приведенные данные согласуются с данными руководства Открытого университета. Действительно, есть очень активные в познавательном отношении слушатели, проявляющие разнообразные интересы, занимающиеся на разных курсах, но есть и такие, которые в течение всех лет оказываются «верными» одному-двум курсам, особенно пролонгированным, например таким, как: «Великие музеи мира», «Дачные дела», «Психология».

Ряд вопросов анкеты был направлен на изучение качественного состава слушателей и их связей с Петрозаводским университетом. Логично было предположить, что среди слушателей Открытого университета доминируют лица, так или иначе связанные с ПетрГУ в настоящее время или ранее. Однако полученные данные противоречат такому предположению. Преподаватели и сотрудники ПетрГУ (в том числе бывшие) составили всего 12 % опрошенных, учились в ПетрГУ - 36,7 % слушателей, 5,4 % являются студентами, остальные (44,8 %) респондентов не были связаны ранее с ПетрГУ. Последняя цифра оказалась неожиданной, но хорошо подтверждающей мнения респондентов о роли такой формы образования, как Открытый университет.

Изучение возрастного состава слушателей показало, что среди слушателей респонденты до 25 лет составили 6,3 %, 25-40 лет - 14,9 %, 40-55 лет - 23,1 %, свыше 55 лет - 53,5 %. Поскольку некоторые указали свой конкретный возраст, оказалось, что среди слушателей есть такие, кому «за шестьдесят» (63, 68, 75, 78, 76) лет. Причем, по нашим наблюдениям, это весьма активные люди.

Исследование социального статуса слушателей подтвердило результаты наблюдений в аудиториях: преобладают лица пенсионного возраста (неработающие пенсионеры составляют 41 %, работающие пенсионеры - 24 %), небольшую группу составляют студенты (6,4 %), остальные - взрослые работающие люди.

Таким образом, анкетирование слушателей Открытого университета показало:

- в составе слушателей основной контингент - это люди взрослые, большей частью пенсионного возраста;

- данная часть населения отличается высокой потребностью и активностью в повышении своего образовательного и культурного уровня;

- слушатели высоко оценивают данную форму образования и качество работы Открытого университета ПетрГУ;

6. Отзывы о работе Открытого университета. Дополнительные оценки идеи Открытого университета и ее практической реализации можно получить из отзывов слушателей. Далее приводятся фрагменты отзывов слушателей Открытого университета разных лет, позволяющие уловить некоторые существенные черты, характеризующие работу Открытого университета в целом.

.Собственно, «закрытым» университет не был: литературные вечера, правовые консультации юрфака, концерты студенческого хора, ансамбля «Тойве», театрального коллектива всегда привлекали внимание петрозаводчан. Теперь же речь идет об открытости не только дверей - университет готов поделиться главным богатством - знаниями и опытом своих высококвалифицированных кадров и приглашает всех, кто чувствует, что имеющийся багаж нуждается в пополнении, а сам ход жизни диктует потребность сближения с «электронным» поколением.

.Все преподаватели Открытого университета просто талантливы. Каждый прекрасно знает свой предмет, любит его, увлечен своей работой. Все программы - авторские, составлены специально для Открытого университета. «История мировых религий». Преподаватель (канд. филос. наук, доцент О. С. Мартьянова) с таким уважением и тактом относится к слушателям, что завораживает всех без исключения. Для большинства это настоящее открытие трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. При этом у преподавателя присутствует некоторая недоговоренность, которая побуждает слушателя самостоятельно продолжить свое образование.

.Канд. истор. наук, доцент А. И. Бутвило читает курс лекций по отечественной истории «"Дворцовые перевороты" в истории России». Поскольку история нашей страны постоянно переписывается, интерес к этому предмету не угасает. Лектор излагает свою концепцию «дворцовых переворотов». В основе лекций множество источников. Материал преподносится с некоторой иронией и юмором. В своем авторском цикле «Великие музеи мира» канд. филос. наук, доцент В. Н. Семеновкер о каждом художнике говорит с присущей ему страстью. К каждой видеолекции он готовится очень тщательно. И всегда находит много нового материала, выбирает лучшие отрывки из документальных и художественных фильмов, предлагая лучшее из созданного в мировом кинематографе о великих художниках. Некоторые картины слушатели видят впервые, и у многих появилась цель - увидеть великие коллекции самим, в путешествиях!

.Для чего я хожу на лекции «Великие музеи мира»? Думая над ответом на этот вопрос, перелистала свой блокнотик с записями лекций. Какие имена, какие произведения! Ватто Антуан «Паломничество на остров Киферу», Давид Жак Луи «Коронация Жозефины», Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах». Мне так не хватало этих познаний в юности и в зрелые годы, когда я учила детей «великому, доброму, вечному».

. Фильм о жизни и творчестве Клода Моне навсегда запомнится мне. Его знаменитые «Кувшинки», его любимую деревню Живерни я теперь узнаю, если встречу репродукции в альбомах. Меня теперь не пугают неизвестностью, а, наоборот, привлекают имена художников: Ренуара, Дега, Тулуз-Лотрека, Гогена, Ван Гога. Какое счастье, что хоть в зрелом возрасте появилась возможность получать настоящее гедонистическое наслаждение от знакомства и лицезрения (пусть и на экране) шедевров мирового искусства. После лекции я выхожу из университета одухотворенная, наполненная радостью соприкосновения с прекрасным. Моя заветная мечта теперь - посетить эти знаменитые музеи Франции.

.Помню, как зимним вечером за окном хлопья снега плавно опускались на землю. Я также медленно и неторопливо, строка за строкой, читала книгу о судьбе финнов, книгу, которая, возможно, стала моим мостиком в мир прошлого. В ней я нашла упоминание о семье, живущей в США и носящей такую же фамилию, как и я. «Эти люди, так неожиданно появившиеся в моей жизни, могут быть мне родственниками», - подумала я. Снова и снова перечитывала упоминание о них: думала, какими они были,

представляла, как сложилась их судьба... На следующий день я узнала, что в Открытом университете ПетрГУ организован новый курс «Моя родословная». «Это то, что мне было нужно!» - сказала я себе. Впереди меня ждало два месяца увлекательных и интересных занятий, которые вели канд. ист. наук, доценты кафедры архивоведения и специальных исторических дисциплин ПетрГУ И. В. Савицкий и С. Э. Яловицына, а также начальник отдела использования и публикации документов Национального архива РК Е. В. Усачева. В архиве я в числе других слушателей курсов сквозь пожелтевшие страницы истории, испещренные чернилами, делала попытки найти свои корни, свои истоки. Вновь и вновь перелистывая архивные документы, хранящие имена ушедших людей, близких и далеких, кто-то совершал удивительные открытия: находил своих предков. Прикоснувшись к пожелтевшим страницам рукописных книг, я ощутила уникальность истории своей семьи. Документы, бережно собранные кропотливым трудом наших историков и архивистов, стали живой историей для меня, наполнив новым смыслом мою жизнь.

.Мы, слушатели «Открытого университета», в гораздо более выгодном положении, чем студенты любого факультета - такой разнообразной тематики лекций квали-фицированнейших профессионалов нет нигде! Сегодня тебя напугали вредоносностью карельского климата - и успокоили огромной пользой для здоровья наших уникальных ягод. Завтра обнадежат, что, несмотря на наш район рискованного земледелия, урожай можно получать отменный, да еще и разомнешься правильно и вволю. То порадовали необычными рассказами и фильмами об изобразительном искусстве. А занятия с психологом - это отдельная песня! Некоторые бабушки со страхом, чуть не со слезами записывались на какой-то «тренинг» - но героинь набралось-таки около десятка. И теперь ходят, дисциплинированно выполняют задания, рисуют картинки, делают самоанализ, концентрируются, постигают премудрости человеческих отношений. Оказывается, этому учиться полезно в любом возрасте. Эх, видели бы их старания невестки и внуки!

«Век живи - век учись». Без ЕГЭ. Без ограничения возраста. Исключительно «ad libitum» - по желанию.

.Не будем вдаваться в сложности организации замечательной инициативы ПетрГУ. Сегодня он предлагает важный социальный проект, в котором мы едины, независимо от возраста, социального статуса и образовательного уровня. Нас приглашают за знаниями по принципу «меньше теории, больше практического применения», гарантируя надежную, качественную информацию в условиях приятного общения. Диплома не будет. Польза будет...

Приведенные отзывы подтверждают значимость Открытого университета ПетрГУ как важного социального проекта, целесообразность создания данной структуры именно в университете с его высококвалифицированными в разных вопросах кадрами. Высоко оценивается качество занятий практически всех курсов, подчеркивается открытость, разнообразие содержания, авторство и уникальность предлагаемых программ. Подтверждается практическая направленность курсов, отмечается стимулирующая роль занятий в Открытом университете для самообразования. А главное - это подтверждение наличия потребностей у взрослых людей в повышении своего образовательного и культурного уровня и возможности их успешного удовлетворения через данную модель неформального образования.

7. Заключение. Анализ особенностей организации и результативности работы Открытого университета ПетрГУ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, подтверждается значимость региональных университетов как многопрофильных образовательных учреждений в реализации неформального об-

разования взрослых, в просветительской работе с населением, в обеспечении связей с сообществом.

Во-вторых, Открытый университет является эффективной формой неформального образования взрослых, позволяющей удовлетворять разнообразные познавательные потребности населения на высоком профессиональном уровне, тем самым обеспечивая повышение социального престижа государственного университета как центра образования, науки и культуры.

В-третьих, при организации деятельности Открытого университета как структурной единицы государственного университета целесообразно ориентироваться на ряд указанных выше принципов, обеспечивающих успешность неформального образования взрослых.

В-четвертых, в работе Открытого университета, как и в других формах неформального образования населения (особенно в просветительской его составляющей), важно максимально обеспечивать бесплатность занятий и доступность для слушателей оплаты обучающих курсов, учитывая слабую платежеспособность людей пенсионного возраста.

Список литературы

1. Мухлаева Т. В. Международный опыт неформального образования взрослых [Электронная статья] / Т. В. Мухлаева // Человек и образование. 2010. № 4 (25). С. 158-162. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2010-4_p158-162.pdf. (дата обращения 12.02.16).

2. Ройтблат О. В. Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России [Электронная статья] // Человек и образование. 2013. № 1. С. 25-28. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2013-1_025-028.pdf (дата обращения 15.02.16).

3. Сайт Европейской ассоциации образования взрослых. URL: http://www.eaea.org/ (дата обращения 24.04.16).

4. Чекалева Н. В. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых [Электронная статья] / Н. В. Чекалева, О. В. Ройтблат, Н. Н. Суртаева // Письма в Эмиссия.Оффлайн. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm (дата обращения 10.02.16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.