Научная статья на тему 'Международная конференция как глобальная презентация современной стадии исследований в образовании взрослых'

Международная конференция как глобальная презентация современной стадии исследований в образовании взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ЖУРНАЛЫ / INTERNATIONALIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES / INTERNATIONAL COOPERATION IN ADULT EDUCATION / INTERNATIONAL CONFERENCES / RESEARCH TENDENCIES / EUROPEAN SOCIETY FOR RESEARCH IN ADULT EDUCATION / INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухлаева Татьяна Всеволодовна

Обосновывается актуальность международного сотрудничества и обмена в образовании взрослых и рассматриваются направления современных научных исследований, определяемые прежде всего в контексте крупнейшей конференции в этой области, проведенной Европейским обществом по исследованиям в образовании взрослых (ESREA) в сентябре 2016 г. Также освещены проблемы публикации статей в международных журналах, проанализированные их редакторами и другими участниками конференции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the relevance of international cooperation and exchanges in adult education and discusses the tendencies of modern scientific research, defined primarily in the context of the largest conference in this area held by the European Society for Research on the Education of Adults (ESREA) in September 2016. It also highlights the issues of publication of articles in international journals, analyzed by their editors and other conference participants

Текст научной работы на тему «Международная конференция как глобальная презентация современной стадии исследований в образовании взрослых»

Т. В. Мухлаева (г. Санкт-Петербург) МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТАДИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ

INTERNATIONAL CONFERENCE AS GLOBAL PRESENTATION OF PRESENT STAGE OF RESEARCH IN ADULT EDUCATION

Обосновывается актуальность международного сотрудничества и обмена в образовании взрослых и рассматриваются направления современных научных исследований, определяемые прежде всего в контексте крупнейшей конференции в этой области, проведенной Европейским обществом по исследованиям в образовании взрослых (ESREA) в сентябре 2016 г. Также освещены проблемы публикации статей в международных журналах, проанализированные их редакторами и другими участниками конференции

Ключевые слова: интернационализация научно-исследовательской деятельности, международное сотрудничество в образовании взрослых, международные конференции, направления научных исследований, Европейское общество по исследованиям в образовании взрослых, международные научные журналы

The article substantiates the relevance of international cooperation and exchanges in adult education and discusses the tendencies of modern scientific research, defined primarily in the context of the largest conference in this area held by the European Society for Research on the Education of Adults (ESREA) in September 2016. It also highlights the issues of publication of articles in international journals, analyzed by their editors and other conference participants

Keywords: internationalization of research activities, international cooperation in adult education, international conferences, research tendencies, European Society for Research in Adult Education, international scientific journals

Представление результатов исследований, определение их наиболее перспективных полей, рефлексия научных подходов, эффективность стратегий во многом осуществляются в ходе международных научных конференций. Они способствуют интернационализации научно-исследовательской деятельности, интеграции России в мировое научное и образовательное пространство, повышению конкурентоспособности науки и образования, преодолению изоляционизма российской системы образования, что является важной задачей развития науки и практики в сфере образования взрослых [1].

Руководителями Министерства образования и науки РФ неоднократно отмечалось, что получение прорывных результатов в науке требует консолидации интеллектуального потенциала и концентрации ресурсов разных стран [2, С.57].

В СССР была разработана концепция непрерывного образования, работала его разветвленная система, которая была в определенной мере идеологизирована, но в то же время предоставляла широкие возможности как формального, так и неформального образования взрослых. Она не только провозглашала, но и в значительной мере обеспечивала своими ресурсами поступательное развитие личностного потенциала взрослого человека.

В период с 1959 по 1997 год Советский Союз, а затем Россия были представлены в Совете управляющих (Governing Board] Института образования ЮНЕСКО в Гамбурге (сейчас Институт ЮНЕСКО на протяжении жизни) сначала А.Н. Леонтьевым (до 1964 года], затем директором института образования взрослых РАО В.Г.Онушкиным (до 1997 г.] [3].

В настоящее время наша страна, к сожалению, недостаточно представлена в между-

народных организациях, занимающихся образованием взрослых. Также российские ученые в области образования взрослых довольно скромно представлены в международных публикациях и конференциях.

Кратко представим обзор и анализ состояния современных исследований в образовании взрослых прежде всего в контексте только что состоявшейся конференции крупнейшей международной организации в сфере научных исследований в образовании взрослых в Европе, Европейского общества по исследованиям в образовании взрослых (ESREA]. Оно было основано в 1991 году, его целью явилось «создание междисциплинарного форума для развития исследовательских подходов в той мере, в которой они относятся к образованию взрослых» [4].

ESREA пропагандирует и распространяет теоретические и эмпирические исследования в области образования и обучения взрослых в Европе в рамках исследовательских сетей, конференций и публикаций. В состав ESREA входят исследовательские сети, занимающиеся проблемами:

- доступа, карьеры в обучении и идентичности;

- активного демократического гражданства и обучения взрослых;

- преподавателей и тренеров в образовании взрослых и их профессионального развития;

- трудовой жизни и обучения;

- истории образования и обучения взрослых в Европе;

- гендерной тематики и обучения взрослых;

- жизненных историй и биографических исследований;

- связи между глобальным и локальным в обучения взрослых и сообществ;

- миграции, транснационализма и расизма;

- образования и обучения пожилых людей;

- изучения политики в области образования взрослых;

- процессов трансформации и международного обмена в обучении.

Участники сетей встречаются каждые год или два.

По названию сетей можно в определенной степени судить о важнейших направлениях современных научных исследований в

образовании взрослых. Также средством поддержки развития соответствующих научных областей служит выпускаемый ESREA с 2010 года Европейский журнал по исследованиям в области образования и обучения взрослых (RELA). В первом номере журнала желание стимулировать соответствующую дискуссию среди европейских ученых было поддержано самим его названием «Предвидение будущего исследований в области образования и обучения взрослых», основные принципы и положения раскрываются в редакторской статье с таким же названием. Авторы (Fejes & Salling Olesen) утверждают, что новый журнал оправдан в рамках «появления научного сообщества, глубоко укоренившегося в социальных практиках и в то же время реконструирующего интеллектуально эти практики и их контекст как научные объекты; он обеспечивает арену для рефлексивных дискуссий и обсуждения взаимосвязей международных структур этого сообщества». Они обосновывают журнал как форум и рефлексивное пространство для обсуждения направлений и социальных целей исследований в образовании и обучении взрослых в настоящем и будущем [5]. В редакционную коллегию и редакционный консультативный совет журнала входят ведущие европейские ученые в области образования взрослых.

Важным инструментом распространения и развития теоретических и эмпирических исследований в образовании и обучении взрослых являются проводимые каждые три года ESREA общие конференции. 8-11 сентября 2016 г. в Maynooth University, Ирландия, была проведена восьмая конференция-триеннале «Образы диверсифицированного будущего для образования взрослых: вопросы власти и ресурсов творчества». Отметим, что концепт «власть» (power) не сводится в данном контексте к понятию подавления, подчинения, а рассматривается существенно шире - как полномочия, спектр влияния, потенциал.

Общей целью конференции ESREA - 2016 явилось создание богатого и многослойного диалога о возможностях и потенциале власти и определении ресурсов творчества в образовании взрослых. Этот фокус был определен в контексте главной темы конференции - будущего образования взрослых. На конференции более чем 100 участниками из большинства европейских стран, а также США. Канады,

Южной Америки, Австралии было создано совместное пространство критического обсуждения вопросов власти и определения ресурсов творчества. Участники изложили и совместно проанализировали широкий спектр взглядов на будущее образование взрослых.

От нашей страны с докладом выступила автор статьи, а также была представлена статья к публикации в сборнике конференции. Все пленарные и сессионные заседания, семинары, круглые столы, другие многочисленные формы совместной работы были в высшей мере интересными, в течение 4-х дней состоялось около 80 разных событий.

В материалах конференции отмечается, что в эпоху непрерывного образования обучение взрослых приобрело новое значение. По всему миру количество времени, которое взрослые люди проводят в процессе своего обучения, постоянно растет, и новые политические императивы часто связаны с таким понятием, как «сектор экономики знаний», -оно стало одной из основных тем исследований в образовании взрослых.

В массиве исследований, выросших из динамичной и разнообразной области современного образования взрослых, власть всегда была серьезной проблемой. В частности, существует давняя заинтересованность в отношениях между образованием и прогрессивными социальными изменениями. В период кризиса, характеризующегося углублением неравенства, ростом расизма и ксенофобии, столкновением с серьезными экологическими угрозами, вопросы власти и изменения приобрели новую актуальность и востребованность. Эта тема, а также целый ряд других вопросов, связанных с властью, стали основой обсуждения участниками конференции: как власть проявляется и работает в образовании взрослых и через него; что формирует политику образования взрослых и служит ее источником, и на какое влияние может надеяться образование взрослых в отношении сглаживания социально-культурных, экономических и политических неравенств; как сдвиги в экономике, технологиях, работе, миграции и культуре осуществили переконфигурацию в образовании взрослых; как «необходимость» учиться на протяжении жизни затрагивает то, что студенты и преподаватели думают об образовании, и как новый язык стандартов и результатов, который стал вездесущим, видоизменил концепции обучения;

нужны ли нам в свете этих изменений и комплексных, часто противоречащих друг другу практик в области современного образования взрослых новые теории и подходы к исследованию.

Обсуждения и анализ проблем образования взрослых в этом контексте могут привести к чувству личной беспомощности перед лицом кажущихся неразрешимыми вопросов. Ресурсы надежды, однако, как отмечают организаторы и участники конференции, находятся в наших возможностях рефлексии, воображения и творческих способностей; они позволяют нам задавать вопросы и противостоять проблемам данности общественных дискурсов, которые ограничивают наши мысли, чувства и действия. Поэтому затрагиваемые конференцией темы были прежде всего сосредоточены на вопросах творчества в области образования и обучения взрослых.

Ключевыми докладчиками на конференции выступили всемирно известные ученые в области образования - Джон Филд [John Field), Антония Дардер [Antonia Darder) и Лене Тангаард [Lene Tanggaard).

Профессор Д.Филд [Шотландия), автор ряда книг по образованию взрослых, в том числе весьма влиятельной «Обучение на протяжении всей жизни. Новый образовательный заказ» [2000 г.), отметил, что в последние годы понятие власти было непопулярным в дебатах по обучению взрослых. Хотя образование взрослых уже давно понимается как средство содействия эмансипации и гражданству с одной стороны, и как способствующее адаптации к требованиям работодателей и государства, с другой стороны, эти широкие цели часто обсуждаются в терминах, которые обходят вопрос о власти или делают это минимально. Докладчик поставил акцент на идее власти в качестве центрального аспекта нашего понимания обучения взрослых и контекста, в котором она функционирует. Это в свою очередь актуализирует вопрос: если наша роль в качестве исследователей требует, чтобы мы «говорили правду власти», что будет у нас на самом деле, чтобы сказать? И если мы не говорим правду власти, то для чего наши исследования?

Д-р А. Дардер [США) принадлежит школе выдающегося теоретика педагогики XX века П. Фрейре, ее критическая теория бикультурализ-ма связывает вопросы культуры, власти и педагогики с проблемами социальной справедливости в сфере образования.

В презентации А.Дардер дала обоснование «революционной концепции» образования взрослых в соответствии с признанием П. Фрейре грамотности как вопроса понимания и самосознания и его аксиомой грамотности как политического процесса чтения слова и мира (the word and the world]. Соответственно, она выражает непоколебимую веру в способность людей испытывать мир и создавать смысл из их собственного мира. Именно эти ценности должны прежде всего определять профессиональное видение нас как преподавателей взрослых. В основе тезиса, который порождает эту дискуссию, лежит глубокое эмпирическое понимание грамотности как средства, с помощью которого люди приходят к рефлексии и выражению понимания своей жизни и - через этот процесс - открытию в себе и других сил и способности «переписать» мир.

Профессор Лене Тангаард (Дания] отметила, что XXI век представляет новый набор проблем по сравнению с прошлым, новую рабочую среду для людей, вступающих на рынок труда, которая также является новой для преподавателей взрослых. В выступлении были представлены полученные в последнее время выводы из исследований в области творчества в контексте вызовов в образовании взрослых. Презентация была сфокусирована на двух основных вопросах.

Первый главный вопрос, который может в то же время служить лейтмотивом: как будут влиять на образование взрослых насущные требования к работникам на современном рабочем месте быть более творческими и инновационными, и как это будет организовано? Второй крупный вопрос, адресованный участникам конференции, сводился к тому, как можно опираться на идеи быстро развивающейся области экспериментального и познавательного обучения для того, чтобы улучшить образование для взрослых, увеличить количество его участников?

Наибольшее количество обсуждаемых на конференции тем было связано с системами образования взрослых и политикой в этой области, особенностями процесса учения взрослых, профессиональной деятельностью в образовании взрослых, знанием и компетенциями в этой области. Рассмотрение современной стадии исследований в образовании взрослых может быть отражено через сопоставление терминов «поле» и «ризома» [6,

С. 140-141]. «Поле» предполагает конститу-циирование области научных исследований, определенность основной области ее задач, методологических мейнстримов, четкость границ. Метафора «ризома» заимствована исследованиями в образовании взрослых из социальных наук, означает отсутствие общепризнанного всеми центра, многократно связанные открыто развивающиеся взаимопроникающие сети, которым свойственно отсутствие иерархии, гибкость, постоянное расширение, упадок и новые связи. Современная стадия исследований в образовании взрослых, как показала конференция ESREA, может быть представлена в виде процветающей ри-зомы, ей присущи динамичность, разнообразие и сложность.

Многие авторы отмечали необходимость более пристального внимания к компаративным исследованиям в образовании взрослых, эта область по-прежнему остается вызовом, необходимо новое качество исследований, пересекающих национальные границы.

Среди многочисленных вопросов конференции, требующих широкого осмысления, остановимся в рамках данной статьи на анализе политики публикаций в научных журналах, работающих в поле образования взрослых. В дискуссиях принимали участие редакторы ряда ведущих международных журналов из этой области исследования, среди которых - European Journal for Research on the Education and Learning of Adults, Adult Education Quarterly, International Journal of Lifelong Education, Studies in Continuing Education.

Участники конференции отмечали, что поле современных исследований образования взрослых в англоязычных журналах очень сильно смещено как с точки зрения географии авторства, так и цитирования. Такая ситуация является проблематичной в нескольких направлениях.

Во-первых, в связи с появлением экономики публикаций и цитирования исследователи в тех странах, где английский не является родным языком, в определенной мере вынуждены публиковаться в англоязычных журналах, при этом большинство из них издается в англоговорящих странах. Таким образом, эти журналы независимо от того, как они представляют себя сами, начинают позиционироваться как "меж-

дународные" в мировой экономике исследований. Это особенно характерно для журналов, проиндексированных в базах данных ISI Web of Science и Scopus, так как эти базы во многих случаях используются в качестве основы для библиометрических расчетов, что в свою очередь используется для определения «качества» научных исследований и как основание для их выборочного финансирования.

Во-вторых, резонно ожидать, что определенная тенденциозность в терминах авторства должна влиять на то, какие виды интеллектуальной работы, теории и методы, делаемые таким образом «видимыми», позиционируются как важные. Не в последнюю очередь следует также принимать во внимание тот факт, что редакторы и члены редколлегий «международных» журналов в области образования взрослых в основном из англоговорящих стран. Авторы, таким образом, должны убедить англоязычных «привратников» (gatekeepers], что то или иное явление, существующее зачастую в рамках совершенно иной культурной и исторической практики, чем в англоязычных странах, описываемое ученым на не родном для него языке, представляет интерес для "международной" аудитории.

Отмечалось, что несмотря на схожесть интеллектуальных традиций в исследованиях в области образования взрослых, безусловно, существуют различия, не в последнюю очередь

вызванные фокусировкой на том, кто цитируется и таким образом позиционируется как видный ученый в образовании взрослых (или по крайней мере признанный). В свете нынешней экономики публикаций и цитирования это вызывает опасения относительно будущего развития знаний и научных разработок в этой области.

Редакторы научных журналов в своих выступлениях единодушно подчеркивали важность анализа в статье уже проведенных в мире исследований рассматриваемой проблемы и представления своих результатов прежде всего на основе понимания того, что уже сделано в этой научной области ученым сообществом.

В заключение отметим безусловную необходимость уделять большее внимание международному сотрудничеству, в том числе участию в международных конференциях в образовании взрослых. Что касается публикаций, отражающих комплекс стоящих в центре внимания мирового научного сообщества проблем по образованию взрослых, большую роль в их освещении и анализе в России играет журнал «Человек и образование». Он является крупнейшим в стране журналом, актуализирующим и системно освещающим проблемы образования взрослых, в том числе в международном контексте (например, см. №№ 1, 2, 2016 г., №№ 1, 3, 2015 г., № 4, 2014 г. и др.).

Литература

1. Минобрнауки.РФ/министерство/международной сотрудничество [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai,

2. Мухлаева Т.В. Планирование программ в образовании взрослых -транснациональный контекст // Человек и образование. - 2015 - № 3. - C. 57-61.

3. [Электронный ресурс]. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001262/ 126240e.pdf, p.38

4. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.esrea.org/?l=en

5. Andreas Fejes, A and Olesen, H.S.. Envisioning future research on the education and learning of adults. European Journal for Research on the Education and Learning of Adults. 2010 1(1-2), pp 7-16.

6. Kapplinger, B. Adult education research between field and rhizome - a bibliometrical analysis of conference programs of ESREA. European Journal for Research on the Education and Learning of Adults. 2015, vol.6, № 2, pp 139-157.

7. Мухлаева Т.В. Проблемы сотрудничества России и других европейских стран в области

образования взрослых / / Человек и образование. - 2014 - № 3. - C. 163-167.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.