Научная статья на тему 'Институализация образования взрослых'

Институализация образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЕСКО / UNESCO / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ADULT EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манукян Инна Вагановна

В статье расматривается образование взрослых которое составляет неотъемлемую и в то же время относительно обособленную часть системы образования. Это означает, что наряду с проблемами, общими для всех направлений образовательной деятельности, оно имеет свой собственный контингент учащихся и специфические задачи, на выполнение которых направлена деятельность соответствующих учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the education of adults, which constitutes an integral and at the same time relatively isolated part of the education system. This means that along with the problems common to all areas of educational activity, it has its own contingent of students and specific tasks for which the activities of the relevant institutions are directed.

Текст научной работы на тему «Институализация образования взрослых»

образовательных программ, которые будут максимально учитывать личностный потенциал каждого студента. Многофункциональность системы обеспечивается посредством реализации широкого спектра функций регионального университетского комплекса в решении проблем образования и воспитания современной модели высшего профессионального образования.

Развитие регионального университетского комплекса решит многие западающие звенья современного высшего образования и усилит следующие направления его деятельности, в том числе:

- развитие университетской науки; организация научных объединений, ассоциаций для реализации актуальных научных программ;

- диверсификация образовательного процесса за счёт распространения и применения новых знаний, реализации многопрофильных образовательных программ;

- непрерывное воспроизводство научных кадров высшей квалификации для нужд социально-экономической сферы региона;

- развитие региональных научных школ;

- концентрация подготовки аспирантов и докторантов вокруг ведущих научно-педагогических школ университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Подготовлена Минобразованием России и одобрена Председателем Правительства РФ (распоряжение № 1756-р от 28.12.2001 г.) // Инновации в образовании. - 2002. - № 3.

2. Садовничий В.А. Университетское образование в XXI веке / В.А. Садовничий // Роль классических университетов в развитии единого научного и образовательного пространства России: Материалы всероссийской научно-практической конференции 6-9 декабря 2011 г. - Ростов-на-Дону, 2012.

Манукян Инна Вагановна,

аспирант кафедры образования и педагогических наук, Академия психологии и педагогики Южный федеральный университет

(г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

УДК 373.1.018.42

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ INSTITUTIONALIZATION OF ADULT EDUCATION

В статье расматривается образование взрослых которое составляет неотъемлемую и в то же время относительно обособленную часть системы образования. Это означает, что наряду с проблемами, общими для всех направлений образовательной деятельности, оно имеет свой собственный контингент учащихся и

специфические задачи, на выполнение которых направлена деятельность соответствующих учреждений.

Ключевые слова: ЮНЕСКО, образование взрослых, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

The article deals with the education of adults, which constitutes an integral and at the same time relatively isolated part of the education system. This means that along with the problems common to all areas of educational activity, it has its own contingent of students and specific tasks for which the activities of the relevant institutions are directed.

Key words: UNESCO, adult education, professional development, professional retraining.

Один из основных субъектов на международной арене организации образования взрослых - ЮНЕСКО - крупнейший интеллектуальный центр межправительственного сотрудничества по вопросам образования, науки и культуры. XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». ЮНЕСКО (UNESCO - United Nations Educational, Scientificand Cultural Organization) создана как организация для предотвращения войны, является единственной международной организацией по вопросам образования, в которой участвует все международное сообщество.

Начиная с момента создания в 1945 году, Организация занимается деятельностью по улучшению положения дел в сфере образования во всем мире посредством разработки международных норм, оказания технических консультаций и создания дееспособной организационной сети, играет руководящую роль в деле содействия развитию образования взрослых в качестве составной части системы образования. Деятельность ЮНЕСКО в области образования призвана дать образование всем, на всех уровнях и на протяжении жизни, так как образование играет главную роль в становлении и развитии личности человека и укреплении социальных связей. Государствам-членам ЮНЕСКО рекомендует рассматривать образование взрослых как всеобщее дело, содействуя установлению нового международного порядка, с которым ЮНЕСКО связала себя обязательствами в качестве рупора мирового сообщества в научных, образовательных и культурных вопросах.

В г. Найроби в 1976 г. Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры приняла «Рекомендации о развитии образования взрослых». Рекомендации опираются на следующие постулаты:

- доступ взрослых к образованию, в перспективе непрерывного образования, является одним из основных аспектов права на образование и способствует осуществлению права принимать участие в политической и культурной жизни;

- в целях всестороннего развития человеческой личности, в частности в связи с быстрыми темпами научно-технических, экономических и социальных изменений, образование должно рассматриваться в глобальном масштабе и как непрерывный процесс;

- развитие образования взрослых, в контексте непрерывного образования, необходимо для обеспечения более рационального и более справедливого распределения ресурсов в области образования между молодежью и взрослыми и между различными социальными группами, а также для обеспечения лучшего взаимопонимания и более эффективного сотрудничества между поколениями;

- образование взрослых как неотъемлемая часть непрерывного образования может решительно содействовать экономическому и культурному развитию, социальному прогрессу и делу мира во всем мире, а также развитию систем образования.

Понятие «образование взрослых» определено в Рекомендации как «весь комплекс организованных процессов образования, независимо от содержания, уровня и метода, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах и вузах, а также практическое обучение, благодаря которым лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности; обогащают свои знания, улучшают свою техническую и профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию и изменяют свои взгляды или поведение в двойной перспективе всестороннего личного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном, экономическом и культурном развитии» [1].

В рамках Рекомендаций выработаны принципы, на которых должно базироваться образование взрослых:

- оно должно основываться на потребностях учащихся и использовать их разносторонний опыт в развитии образования взрослых;

- оно должно полагаться на способность и стремление всех людей развиваться в течение всей жизни как в личном плане, так и в плане социальной деятельности;

- оно должно стимулировать и поддерживать интерес взрослых учащихся, обращаться к их опыту, стимулировать и поддерживать веру в себя и обеспечивать их активное участие на всех этапах процесса образования, в который они вовлечены;

- оно должно быть приспособлено к конкретным условиям быта и труда, учитывать личные качества взрослых учащихся, их возраст, семейное, социальное, профессиональное положение, среду, в которой они живут, и характер взаимосвязи этих факторов;

- оно должно организовываться и осуществляться гибко с учетом социальных, культурных, экономических и институционных факторов каждой страны и общества, к которым принадлежат взрослые учащиеся;

- оно должно содействовать экономическому и социальному развитию всего общества в целом;

- оно должно признавать, что каждый взрослый, мужчина или женщина, в силу своего жизненного опыта, является носителем культуры, что дает ему

возможность выступать в процессе образования, в котором он участвует, одновременно в качестве обучающегося и обучающего [1].

Конференция служит делу укрепления базы знаний, потенциала и компетенции Института ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни (ИЮОЖ) в качестве руководящего органа и центра мирового уровня в области распространения грамотности, неформального образования, образования взрослых и обучения на протяжении всей жизни. Международная конференция ЮНЕСКО по образованию взрослых (CONFINTEA) является важной платформой на международном уровне для политического диалога и принятия новых обязательств в области образования взрослых. Она является также одним из наиболее крупных форумов, возглавляемых ЮНЕСКО.

Для мировой практики образования взрослых характерны следующие тенденции: непрерывность; увеличение количества людей, задействованных в сфере образовательных услуг; широкий охват специалистов, повышающих свою квалификацию или стремящихся сменить профессию; значимость качества образования; ориентация на саморазвитие, самореализацию обучающихся в образовательной деятельности.

Успешное развитие экономики, общества, каждого человека должно сопровождаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь (life long learning). Главная идея нового подхода состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки; оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности.

ЮНЕСКО разработала кафедральную программу

UNITWIN/ЮНЕСКО, предназначенную для развития университетской сети и других путей сотрудничества высших учебных заведений на межрегиональном, региональном и субрегиональном уровнях. Кафедры ЮНЕСКО созданы и объединены в университетскую сеть UNITWINNetworks в 1992 году в соответствии с резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО на 26 сессии в 1991 году.

Программа университетских кафедр ЮНЕСКО (UNITWIN) - является главным средством для обмена, трансфера новых знаний во взаимодействии со многими высшими учебными заведениями. Программы, разрабатываемые кафедрами ЮНЕСКО, являются, как правило, междисциплинарными, способствуют интеграции образования, науки, культурного многообразия. С помощью кафедр ЮНЕСКО оказывается всесторонняя поддержка международному сотрудничеству в области высшего образования.

Программа ЮНЕСКО Grundtvig - обучение взрослых и другие направления образования (названа в честь датского просветителя -Nikolai Frederik Severin Grundtvig (1783-1872), создана с целью предоставления возможностей для получения качественного

образования для взрослых на основе Европейского сотрудничества. Это и поддержка транснациональных проектов, и создание новых партнерств и сетей, и развитие мобильности учителей и преподавателей.

Европейская комиссия также анонсировала создание Интегрированной программы нового поколения на период с 2007 по 2014год. Она включает в себя проекты Comenius, Erasmus, Leonardo da Vinci, Grundtvig, Jean Monnet. Основными целями являются:

1 повышение качества и эффективности образования в Европе;

2 совершенствование подготовки педагогов;

3 развитие новых умений и компетенций для экономики знания;

4 обеспечение доступности ИКТ;

5 повышение эффективности инвестиций в образование;

6 повышение доступности образования всех уровней в течение всей жизни.

В настоящее время в большинстве европейских стран ведется разработка механизмов оценки и признания неформального и спонтанного обучения. Советом по образованию уже приняты европейские принципы по определению и признанию неформального обучения (май 2004 г.) в виде Заключения Совета.

В 1998 г. в Санкт-Петербурге была создана Российская ассоциация образования взрослых. Россия является активным участником международных и мировых отношений, в том числе, с ЮНЕСКО. Образовательные программы ЮНЕСКО обеспечивают, с одной стороны, прямой постоянный доступ к передовым методикам и опыту других стран в области образования, с другой - возможность распространения российского опыта в других странах. Основной признак предлагаемой системы образовательных программ - широкая доступность обучения, в результате чего образование станет подлинно массовым движением.

В Декларации Международной конференции «Образование взрослых для новой России» (2004) говорится, что образование в целом и образование взрослых в частности, представленное в совокупном комплексе формального и неформального обучения для личного, социального, гражданского и профессионального развития взрослого человека, является неотъемлемым правом человека и ключом к XXI-му веку.

В современном, быстро меняющемся мире, основу развития которого во все большей степени составляют высокотехнологичные отрасли, человек должен иметь постоянный доступ к образовательным услугам, чтобы не оказаться на периферии социально-экономического развития; образование взрослых может стать действенным инструментом обеспечения стабильности в обществе и социальной адаптации человека в усложняющейся общественной среде, особенно для слабо защищенных категорий населения, а, следовательно, гарантией важнейших прав человека; демократические ценности могут быть осознаны и приняты людьми только в результате

широкой образовательно-просветительской работы, направленной на развитие гражданского общества; образование в целом и образование взрослых в частности представляют собой важный фактор национальной безопасности в условиях современных вызовов и угроз.

В мире существует большое количество образовательных центров, деятельность которых направлена на исследование и организацию непрерывного образования, как в своей стране, так и организацию интернационального взаимодействия. Теоретические исследования в этой области знаний возглавляют Институт образования ЮНЕСКО (Гамбург) и Международный Институт планирования образования (Париж). Швейцарская организация образования взрослых; Международный педагогический центр (Франция); Национальный институт образования взрослых (Великобритания). Российское участие осуществляется путем создания Ассоциации Образования Взрослых Северо-Запада, миссия которой определяется как развитие неформального образования взрослых. Все виды неформального образования призваны способствовать демократизации и развитию гражданского общества у нас в стране.

В мире накоплен значительный положительный опыт развития теории и практики образования взрослых. Вовлечение взрослого человека в разные формы образовательной деятельности в течение всей жизни позволяет ему не только полнее удовлетворять свои потребности, но и стать свободным творцом своей жизни, реализовать себя. С середины XX века образование взрослых рассматривается как элемент непрерывного образования. В российском образовании окончательно утвердилась новая парадигма «образование в течение всей жизни», что актуализирует понимание феноменов «повышение квалификации», «профессиональная переподготовка» как категорий образования взрослых.

Непрерывное образование превратится в определяющий гуманитарно-социальный институт, поэтому лидировать будет та нация, которая создаст наиболее эффективную систему непрерывного образования - «образования в течение всей жизни» (long life education).

ЛИТЕРАТУРА

1. Рекомендация о развитии образования взрослых (1976 г.) [электронные текстовые данные]. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/mpravo/razdel2/?doc4.html.

2. Хоронько Л.Я. Образование взрослых в контексте стратегических инициатив ЮНЕСКО / Л.Я. Хоронько, Т.А. Цквитария // Образование.Наука.Инновации: Южное измерение // Научно-образовательный журнал. - № 5. - 2014. - С. 101-108.

3. Хоронько Л.Я. Векторы модернизации образования в постиндустриальном обществе / Л.Я. Хоронько // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Научно-образовательный журнал. - 2011. - № 5 (20). - С. 27-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.