Научная статья на тему 'Образование для пожилых в контексте концепции "благополучного старения"'

Образование для пожилых в контексте концепции "благополучного старения" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ / "БЛАГОПОЛУЧНОЕ СТАРЕНИЕ" / ADULT EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / EDUCATION FOR THE ELDERLY / "PROSPEROUS AGING"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Елена Геннадьевна, Мухлаева Татьяна Всеволодовна

В статье анализируются особенности и перспективы развития образования взрослых для представителей старших возрастных групп в рамках концепции «благополучного старения»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION FOR THE ELDERLY IN THE CONTEXT OF THE CONCEPT OF "SAFE AGING"

The article analyzes the features and prospects of adult education development for representatives of older age groups in the framework of the concept of “safe aging”

Текст научной работы на тему «Образование для пожилых в контексте концепции "благополучного старения"»

Е.Г. Королева, Т.В. Мухлаева

(Санкт-Петербург)

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ «БЛАГОПОЛУЧНОГО СТАРЕНИЯ»

EDUCATION FOR THE ELDERLY IN THE CONTEXT OF THE CONCEPT OF «SAFE AGING»

В статье анализируются особенности и перспективы развития образования взрослых для представителей старших возрастных групп в рамках концепции «благополучного старения». Ключевые слова: образование взрослых, непрерывное образование, образование для пожилых, «благополучное старение».

The article analyzes the features and prospects of adult education development for representatives of older age groups in the framework of the concept of "safe aging".

Key words: adult education, continuing education, education for the elderly, "prosperous aging".

Образование взрослых в современных условиях может быть рассмотрено в различных контекстах: как помощь личности адаптироваться и продвигаться в процессе постоянных изменений в мире, находить новые пути и возможности в профессиональной сфере, развивать социальную активность, продвигать свой творческий потенциал, быть примером для младших поколений, получать в жизни второй шанс в самых разных ее областях, увеличивать продолжительность жизни, вносить вклад в развитие экономики.

В России, как и во всем мире, эти контексты являются безусловно актуальными. Однако политика, направленная на обеспечение доступности образования для всех взрослых, в том числе пожилых людей, продолжает оставаться достаточно сложной задачей.

Прогноз изменения численности людей старше трудоспособного возраста в России, предложенный Федеральной службой государственной статистики, предполагает рост их доли от 25,9 % в 2019 году до 31,1

% в 2036 году в процентах от общей численности населения [1]. Аналогичная тенденция верна и для большинства европейских стран. В настоящее время более 18% европейцев составляют лица, достигшие 65 лет и старше (более 92 миллионов человек). Ожидается, что к 2060 году доля пенсионеров в Европе станет почти такой же, как и доля детей в возрасте до 15 лет. Очевидно, что благополучное, или «активное», старение должно в большей степени ориентироваться на поддержание благосостояния людей в разных смыслах этого слова по мере повышения их возраста. В этом контексте жизненно важно обеспечить возможности и поддержку пожилых людей для продолжения их обучения. Этот процесс представляет собой относительно недорогое и экономически эффективное вмешательство [2].

Мониторинг образования и обучения Европейской комиссии представляет ежегодную оценку образования и обучения в Европе [3], сообщает о результатах соответствующей деятельности стран Европейского союза, уточняет приоритеты политики

и инициативы в области образования. Его результаты, представленные в 2018 году, включают описание ключевых характеристик образования взрослых, что очень важно для продвижения его теории и практики, а также достижения терминологического единства в этой области.

Отмечается, что первой ключевой характеристикой обучения взрослых является финансирование его преимущественно частным сектором в связи с приоритетом неформального и информального характера образования взрослых по сравнению со школьным / университетским образованием, которое в основном формально, регулируется, финансируется и обеспечивается преимущественно государственным сектором.

Усилия по разработке статистических данных образования взрослых все еще находятся на стадии развития. Чтобы ответить на эти потребности, Евростат разработал классификацию образовательных процессов, в которой различает три основные категории обучения (они соответствуют классификации ЮНЕСКО в отношении образования взрослых):

- формальное (преднамеренное, институциональное обучение длительностью не менее 6 месяцев с официальным признанием и другими особенностями);

- неформальное (преднамеренное, институциональное обучение любой продолжительности, которое не ведет к официальному признанию);

- информальное (преднамеренное, но неинституциональное обучение).

Эта классификация обеспечивает базовую основу для измерения участия взрослых в обучении и связывает его с другими статистическими данными.

Вышеприведенная классификация составляет основу для трех основных источников статистических данных Европейского союза по образованию взрослых. Внимание к данной классификации в России очень важно для разрешения в нашей стране некоторого замешательства в терминологической сфере образования взрослых

Вторая выделяемая ключевая характе-

ристика обучения взрослых связана с первой и определяет его преимущественно неформальный характер, то есть абсолютное большинство учебных программ для взрослых не являются формальными, а это означает, что они предполагают преднамеренное обучение и имеют место в учреждении, но не приводят к официальному признанию.

Третья ключевая характеристика обучения взрослых заключается в том, что для большинства взрослых участие в организованном обучении по-прежнему является очень редким опытом и в основном его продолжительность невелика. Большинство взрослых стран Европейского союза сообщают о том, что в 2016 году приняли участие не более чем в одной формальной или неформальной учебной деятельности в течение 12-месячного периода. Для большинства стран только 10% взрослых в 2016 году отметили участие в 5 или 6 учебных событиях (кроме Нидерландов).

Четвертая ключевая характеристика обучения взрослых заключается в том, что для большинства взрослых оно связано с работой и спонсируется организацией-работодателем. В 2016 году почти три четверти всех неформальных образовательных мероприятий в ЕС-28 были связаны с работой и работодателем, спонсировавшими мероприятия по обучению взрослых.

Пятая ключевая характеристика обучения взрослых - это множественные формы представления и набор разнообразных провайдеров, обеспечивающих возможности для обучения взрослых [4].

Изменения, которые мы наблюдаем в настоящее время и в социальной жизни, и в образовательной ситуации в сфере обучения взрослых в России, потребовали кардинального пересмотра представлений о взрослости, особенно если речь идет о представителях предпенсионного и постпенсионного возраста. К этим изменениям можно отнести: растущие требования к подготовке и повышению квалификации специалистов, возрастающую роль образования как фактора социализации взрослых на разных этапах их жизни, численный рост

обучающихся, перешагнувших порог социальной зрелости, изменение сроков выхода на пенсию вследствие новой пенсионной реформы, интерес ученых и практиков к психологическим проблемам обучения лиц третьего возраста. разнообразие образовательных запросов взрослых. Все это в целом позволяет по-новому поставить проблему «взрослый и образование».

Следует отметить существенные изменения, которые произошли в последние годы в восприятии социально-психологического статуса взрослого человека в научных исследованиях, а также в общественном сознании и СМИ. Изменились научные представления об особенностях социализации взрослых и роли образования в этом процессе, основные принципы и подходы к обучению взрослых с учетом возрастной и психофизиологической динамики их познавательной деятельности, а также роли андрагога в процессе их обучения.

В последнее время мы наблюдали широкое обсуждение новой пенсионной реформы в научных кругах и средствах массовой информации. Необходимость принятия такой реформы была вызвана не только экономической необходимостью, но и обусловлена сформировавшимися изменениями в общественном сознании относительно социального статуса и социальных ролей людей, достигших предпенсионнного и постпенсионного возраста.

В научной литературе наряду с употреблением таких понятий, как старость, пожилой возраст, напрямую подчеркивающими биологический статус человека, все чаще используются понятия, обозначающие размытые границы возраста: третий возраст, «серебряный возраст», старшее поколение и др. Изменились и эстетические представления о представителях старших возрастных групп. Образ человека постпенсионного возраста, тиражируемый в литературе, средствах массовой информации, представляется гораздо более эстетически привлекательным, чем это было полвека назад. Появились новые технологии, позволяющие пожилому человеку сохранять творческую и социальную активность, высокую трудо-

способность, повышать качество жизни. Как отмечала министр просвещения РФ Ольга Васильева в связи с принятием новой пенсионной реформы: «Мы живем по пенсионному законодательству 1930 и 1956 годов. С официального установления действующего пенсионного возраста в СССР прошло уже более 60 лет. За этот период трудоспособность не могла не измениться». Министр рассказала о случаях, когда опытные педагоги вынуждены покинуть свое место в школе по достижении 55-60-летнего возраста, в то время как они еще очень нужны своим коллективам [5].

В зарубежной геронтопсихологии достаточно популярной является концепция «успешного» или «благополучного старения» (Р. Хэвайюрс), которая определяет, какие факторы влияют на процессы старения и как должна протекать старость человека. «Успешность» старения при этом понимается как достижение гармонии между внешним окружением и внутренним миром пожилого человека. Это состояние, когда поставленные цели осознаются как достигнутые, когда присутствует чувство собственной значимости и самоуважения. Отношение к этой концепции в научных кругах далеко не однозначно, так как она представляется слишком «оптимистичной». Процесс старения отдельных групп населения и индивидов происходит далеко неодинаково. Большое влияние на него оказывают социально-психологические факторы: уровень образования и способность к обучению, социальный статус и широта социальных ролей, биологические факторы -состояние здоровья человека, генетическая предрасположенность к долгой продуктивной жизни. Социально-психологическое развитие взрослого никогда не идет линейно, как простое накопление мотивационных устремлений, установок, ценностных ори-ентаций. В процессе социализации взрослого возникают достаточно драматичные переходы к смысловой ориентации основных видов деятельности. Смена статуса при вступлении в пожилой возраст несет с собой совершенно новые для человека изменения. Выход на пенсию, вдовство или ухуд-

шение состояния здоровья могут привести к потере ответственности и независимости.

Одно из самых корректных определений благополучного старения дано Мередит Флад из Университета Северной Каролины: «Благополучное старение - это исход, предпочтительный для индивидуума, при котором он способен адаптироваться и справляться с нарастающими возрастными изменениями, сохраняя при этом цель и смысл жизни» [6].

В современной действительности все яснее осознается роль образования как одной из форм жизнедеятельности человека в любой период жизни. Непрерывное образование - это один из способов успешного разрешения кризиса, путь обретения человеком новых возможностей и социальный механизм сохранения и воспроизведения некоторых характеристик юности. Конечно, необходимо не только пополнять знания, а обретать духовную, умственную гибкость, новое профессиональное мировоззрение.

Геронтологи считают, что главной проблемой обучения пожилых людей, существенно улучшающего качество и продолжительность их жизни, является формирование умений интенсивного и результативного участия во всех областях социальной жизни. Достичь такого результата можно путем удовлетворения определенных интеллектуальных пожеланий и требований, которые выдвигает общество перед пожилым человеком. Например, повышение уровня профессионализма, поддержка состояния здоровья, участие в общественной жизни, социальных проектах, продуктивная организация свободного времени, саморазвитие.

Прошло 16 лет с тех пор, как в 2002 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) одобрила так называемую активную рамочную структуру старения. Она повлияла на политику и практику в области старения во всем мире и привлекла внимание общественности к новым возможностям и вызовам, которые эта глобальная проблема приносит людям и обществу [7]. Система «активного» старения включает в себя возможности для «здоровья», «участия» и

«безопасности» - три ключевых фактора, определяющих качество жизни людей пожилого возраста. Она выступает за признание физического и психического здоровья, а также социальных связей как не менее важных элементов активной жизни. Активный дискурс старения является результатом растущей озабоченности правительств в отношении финансирования здравоохранения и социальных услуг для пожилых людей. В то же время он отражает и потенциально способствует позитивному сдвигу в отношении социума к старости: видение жизни в пожилом возрасте не как периода «дефицита», а как времени «компетентности и знаний» [8].

Ключевые положения «активного старения» представляют широкий подход, который определяет состояние активности как продолжение занятий любой социальной, экономической, культурной или гражданской деятельностью на уровне своего потенциала.

Идея состоит в том, чтобы охватить не только право человека и его ответственность оставаться активным, но и ответственность правительства за создание благоприятной для возраста социальной системы и окружающей человека среды в сообществе, в котором он живет. Следовательно, теоретически в рамках этой структуры требуется, чтобы все уровни власти принимали меры для обеспечения возможностей для всех пожилых людей, особенно наиболее уязвимых, оставаться в безопасности, быть здоровыми, участвовать в различных областях жизни [9]. Тем не менее адаптация этих рамок далеко не безупречна. К. Boudiny утверждает, что система активного старения обычно используется для стимулирования физической активности и длительного трудового участия, поэтому ее часто упоминают рядоположенно наряду с «продуктивным старением» и «здоровым старением» [8]. По словам автора, этот доминирующий дискурс рискует попасть в ту же модель, что и теория активности, созданная полвека назад, потому что она ставит своей целью достижение здоровья и независимости - недостижимой для многих пожилых людей, которые зачастую имеют проблемы со здо-

ровьем, могут быть в существенной мере зависимыми, очень пожилыми. В целях разработки более всеобъемлющей политики и практики предлагается альтернативное видение, которое признает здоровье как ресурс и результат активного старения, а не как необходимое условие или цель активного старения.

К сожалению, личные и структурные барьеры мешают многим пожилым людям воспользоваться этими преимуществами. Участие в обучении и образовании взрослых неравномерно распределяется между странами. Например, в странах Организации экономического сотрудничества и развития участие более образованных пожилых взрослых в три-пять раз выше, чем у лиц с более низким образованием, то есть более уязвимой группы [10]. Кроме того, участие в обучении на протяжении всей жизни (как формальном, так и неформальном) резко уменьшается с возрастом. Опрос 14 европейских стран показал, что средний уровень участия в учебных курсах людей в возрасте 60-69 лет составил 7 процентов, из них граждан 70 лет и старше только 3 процента [11]. Тем не менее те же исследования также показывают, что уровень участия сильно варьируется даже между странами. Например, в скандинавских странах, выраженно ориентированных на реализацию справедливого участия в образовании взрослых его различных групп, государственная политика обеспечивает гораздо более высокий уровень участия в образовании [11].

Учитывая разницу в обучении на протяжении всей жизни, сокращение участия в учебных мероприятиях в более пожилом возрасте и текущее сокращение бюджета для обучения взрослых во многих странах, крайне важно продвигать преимущества обучения на протяжении всей жизни, чтобы все пожилые люди, особенно более уязвимые в образовательном и финансовом аспектах, нуждающиеся в особой социальной или медицинской помощи, могли воспользоваться этой эффективной компенсационной стратегией.

В целях разработки более всеобъемлющих и справедливых стратегий и методов

«активного старения» пропагандируются три дополнительных принципа: «содействие адаптации», «поддержание эмоционально близких отношений» и «устранение структурных барьеров, связанных с возрастом» [8]. Директивным органам правительства всех уровней следует взглянуть на программы обучения на протяжении всей жизни в качестве необходимой и экономически эффективной стратегии поощрения благосостояния и здоровья и разработать более доступные и разнообразные программы обучения на более позднем этапе для достижения цели активного старения для всех групп пожилых людей.

Учитывая контекст глобального старения, становится более важным исследование эффектов обучения, которые могут быть плохо видимыми, но играют важную роль в сохранении автономии, здоровья и качества жизни пожилых людей.

Важной задачей в настоящее время является реализация положения о том, что вне зависимости от социально-психологического статуса пожилых людей, их образовательных запросов, образование для них должно быть прежде всего социальным, то есть многоаспектным непрерывным образованием, осуществляемым как в институциональных, так и внеинституциональных формах. Оно должно отвечать на жизненно важные вопросы, стоящие перед людьми. Классики андрагогики всегда подчеркивали следующее положение: каким бы хорошим не было профессиональное образование, лучшим для взрослого является социально ориентированное образование, образование, которое строится на принципах интеграции профессионального и общекультурного [12]. Именно высокий общекультурный компонент образования, его социальная направленность обеспечивает возможность для пожилых взрослых адаптироваться и развиваться в условиях изменения мира и себя, осуществлять эффективную коммуникацию и конечном итоге обеспечивает ощущение социальной и психологической стабильности.

Литература

1. Федеральная служба Государственной статистики. Демография. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography// (дата обращения 12.11.2018).

2. Why learning for old people needs to look beyond qualifications [Электронный ресурс] URL: https://ec.europa.eu/epale/en/blog/why-learning-older-people-needs-look-beyond-qualifications (дата обращения 22.10.2018).

3. Education and Training Monitor 2018 [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/ education/sites/education/files/document-library-docs/volume-1-2018-education-and-training-monitor-country-analysis.pdf (дата обращения 07.12.2018).

4. Образование в Российской Федерации: 2014. Статистический сборник. - Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 464 с.

5. Совицкая Н. Пенсионная реформа меняет смысл работы учителя старшего возраста // Независимая газета. - 21.06.2018.

6. Meredith F. Successful aging: a concept analysis. // Journal of Theory Construction and Testing, 2002.

7. Narushina M., Liu J., Diestelkamp N. Lifelong learning in active ageing discourse: its conserving effect on wellbeing, health and vulnerability. Ageing Soc. 2018 Apr; 38(4): 651-675) [Электронный ресурс] URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5848758/ (дата обращения 22.10.2018).

8. Boudiny K. Active ageing: from empty rhetoric to effective policy tool. Ageing Soc. 2013 Aug; 33(6):1077-1098, p.1078

9. World Health Organization (WHO) 2002. Active Aging: A Policy Framework [Электронный ресурс] URL: http://whqlibdoc.who.int/hq/2002/who_nmh_nph_02.8.pdf) (дата обращения 08.12.2018).

10. Desjardins R. Participation in Adult Education Opportunities: Evidence from PIAAC and Policy Trends in Selected Countries. Background Paper for the Education for All Global Monitoring Report 2015 UNESCO. [Электронный ресурс] URL: unesdoc.unesco.org/ images/0023/002323/232396e.pdf (дата обращения 02.12.2018).

11. Kolland F., Wanka A. Learning in later life. In: Field J., Burke R. J. and Cooper C. L. (eds), The Sage Handbook of Aging, Work and Society. Sage, Los Angeles, 2014, pp 380-400.

12. Мухлаева Т.В., Литвинова Н.П. Платформа обучения на протяжении всей жизни - пространство реализации ведущей стратегии современного образования// Человек и образование. - 2018. - № 3. - С. 145-152.

13. Горшкова В.В., Писанко В.А. Непрерывное образование в условиях новой социальной реальности // Человек и образование. - 2017. - №4. - С. 4-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.