VII. ИЗ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ
УДК 378:81
Войтович И. К.
Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
«ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ» В КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
В статье анализируется мировой опыт деятельности образовательных учреждений в отношении людей «третьего» (пенсионного) возраста на примере отдельных стран Европы и Америки. Основное внимание уделено наличию образовательных программ для людей «третьего возраста» в классических университетах. Раскрываются причины, побудившие классические университеты многих стран мира привлекать данную категорию слушателей системы непрерывного образования к возвращению в университетские стены, анализируется специфика предлагаемых образовательных программ и организации обучения людей «треть -его возраста». Далее исследуется состояние системы дополнительного образования и готовность российских университетов распахнуть свои двери для слушателей «третьего возраста». Вопросы «третьего возраста» достаточно полно исследованы российской наукой. Однако проведенный в исследовании анализ показал низкую степень готовности российских классических университетов работать со слушателями «третьего возраста». В статье анализируются такие причины текущей ситуации, как сложившиеся стереотипы, демографическая ситуация, образовательные традиции вузов и законодательная база высшего образования. Изложенные в исследовании данные дают основание полагать, что в силу национальной специфики и сложившихся образовательных традиций российские классические университеты довольно нескоро массово придут к наличию университетов «третьего возраста» в своей структуре, предлагающих образовательные программы для пожилых граждан.
Ключевые слова: высшее образование, непрерывное образование, «третий возраст», университеты, иностранные языки.
Voytovich I. K.
Udmurt State University, Izhevsk, Russia
THE «THIRD AGE» AT CLASSICAL UNIVERSITIES: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND RUSSIAN REALITY
The article analyses international experience of educational institutions in relation to the people of the «third age» (retired members of the community) taking some European and American countries as an example. The main attention is paid to the specialized educational programs for people of the «third age» at classical universities. The paper discusses the reasons for offering special courses for this category of students in classical universities of many countries (within the continuing education system), as well as the specifics of the offered educational programmes and the organization of training the «third age» citizens. Alongside, the current situation in continuing education sector of Russian universities and their readiness to open the doors for the «third age» students is discussed. The «third age» issues are widely and adequately covered by the Russian science. However, the survey conducted by the author, revealed a low degree of readiness of Russian classical universities to work with the students of the «third age». The article analyses the
reasons for the present situation, such as: stereotypes, demographics, educational traditions of Russian universities and higher education legislation. The conclusion is made that in the near future Russian classical universities will not be able to offer educational courses for the «third age» people on a broad scale.
Key words: higher education, continuing education, third age, Universities, foreign languages.
Введение
Изучение иностранных языков является одним из востребованных направлений системы дополнительного образования вуза. Различны не только мотивы изучения языков, но и категория слушателей, заинтересованных в иностранных языках. Наряду с традиционной аудиторией молодого возраста нередким становится появление в языковых группах людей зрелого возраста. Тем не менее, нельзя утверждать, что обучение поколения «третьего возраста» - это привычное явление в образовательной практике российского вуза. Пребывание в университете им. Масарика (Брно, Чехия) по программе академического обмена Erasmus - AURORA 2 побудило автора статьи к изучению предлагаемых вузами Чехии образовательных программ в системе непрерывного образования в целом. Особый интерес вызвали программы, предлагаемые для пожилых людей. Объясняется это тем, что Российские классические вузы неохотно работают со студентами нетрадиционного возраста, не говоря уже о пожилых студентах или слушателях предлагаемых вузом образовательных программ. Интересна реакция одного из руководителей вуза на идею разработки программ для людей пенсионного возраста в системе дополнительного образования вуза: «И что мы будем делать с этими ветеранами?». Это достаточно типично - приравнивать «третий возраст» к 75-80-ти летним людям, что, в свою очередь, свидетельствует о неготовности российских вузов распахнуть свои двери поколению «третьего возраста». Таким образом, появилась задача изучить европейский опыт по продвижению образовательных программ для людей «третьего возраста» в классических университетах, во-первых; исследовать состояние дел в российских классических университетах, во-вторых; и, наконец, проанализировать, почему далеко не все российские университеты имеют подобного рода программы в системе дополнительного образования вуза.
1. Образовательные программы в университетах Европы
Обзор литературы. Провозглашенный Э. Фором манифест о непрерывном характере образования и его открытости всем возрастным категориям граждан (UNESCO, 1972), одним из следствий имел появление университетов «третьего возраста». К «третьему возрасту» относятся вышедшие на пенсию люди шестидесяти лет и старше, которые в своем большинстве еще полны сил и здоровья, желания жить продуктивно и быть полноправными членами общества. Многих из них отличает активная жизненная позиция и стремление действовать. Кроме того, у многих из них высвобождается время для посвящения себя досугу, хобби или учебе, что стало возможным реализовывать и в классических университетах.
Университеты всегда играли важную роль в продвижении концепции непрерывного образования. Относительно «третьего возраста» их миссия видоизменяется. Выполняя свои основные образовательные функции, университеты все больше становятся центрами социализации, духовного и личностного развития пожилых людей. Университеты «третьего возраста» увеличивают возможности возвращения пожилых к активному образу жизни или его сохранения на должном уровне, расширяют поле интересов, помогают структурировать и заполнять свободное время. Одними из первых университеты «третьего возраста» появились во Франции в 1973 г. и далее начали массово распространяться в разных странах мира. Как отмечает Ч. Хуанг, университеты «третьего возраста» могут быть подчиненными струк-турами в составе классических университетов; представлять собой объединенные усилия университетов и государственных учреждений; получать государственное финансирование или являться независимыми ассоциациями, координирующими свою деятельность с университетами [1, с. 826]. Однозначно, что в последние десятилетия университеты Америки
и Европы предлагают целый спектр программ для людей «третьего возраста», и концепция университетов «третьего возраста» считается полностью устоявшейся [2]. Имеются много -численные исследования «третьего возраста», позиции университетов по отношению к обучению людей «третьего возраста» и специфики образовательных программ для пожилых в разных странах мира. Так, например, хорошо исследованы биологические и психологические причины возвращения людей «третьего возраста» в образование. В исследованиях установлено, что чем активнее, общительнее, здоровее и образованнее пожилые люди, тем меньшую обузу для семьи и общества они представляют, потому что вовлеченность пожилых в социальные дела, учебу и досуг положительно влияет на их умственное и физическое здоровье [3, с. 132]. Можно отметить, что выход на пенсию совпадает с одним из переходных (трансформационных) периодов в жизни человека, в которые, как было показано в исследованиях Д. Левинсона, увеличивается стремление людей вернуться в образование по разным мотивам [4]. Р. Фернандес Баллестерос в своих исследованиях называет стремление стареющих людей к возвращению в формальное и неформальное образование активной парадигмой старения (active aging paradigm) [5; 2, с. 666].
Не будем также забывать изменение демографической ситуации и ощутимое старение населения во многих странах мира, сокращение рождаемости и уменьшение количества студентов традиционного возраста. По прогнозам World Economic Forum количество людей 60-летнего возраста и выше к 2050 году может составить 22% населения земли, доходя до 32% в более развитых регионах мира [6]. В связи со снижением рождаемости и увеличением продолжительности жизни установлено, что впервые в истории количество пожилых людей превзойдет по численности количество молодых. Наибольшее старение населения прогнозируется в таких странах мира как Япония (42%), Португалия(40%), Куба (39%), Корея (39%), Италия (38%), Испания (38%), Сингапур (38%), Германия (38%) и Швейцария (37%) [3].
Следует также отметить большие социальные сдвиги, происходящие в связи со стремительной информатизацией общества, побуждающей людей любого возраста постоянно осваивать новые знания и учиться.
Неслучайно многие вузы мира, в том числе и европейские, стали предлагать широкий спектр образовательных программ людям пенсионного возраста. В структуре классического университета это могут быть, например, университеты «третьего возраста» (U3As, UTAs) или институты непрерывного образования, предполагающие обучение людей пенсионного возраста (LLIs). Рассмотрим в качестве примера вузы Брно, второго по величине города Чехии, в котором обучаются тысячи молодых студентов из разных стран мира. Тем более удивительно обнаружить в программах ряда брненских университетов целый спектр программ для пожилых. Более того, в административной структуре вузов можно увидеть, например, подразделение, занимающееся предоставлением образовательных программ для людей «третьего возраста», и даже наличие должности проректора по обучению слушателей «третьего возраста». Так, например, в университете им. Масарика (г. Брно) имеется университет «третьего возраста» (U3V), который был реорганизован в отдельное структурное подразделение вуза в 1990 г. по решению руководства университета. Университет U3V является одной из составных частей системы непрерывного образования вуза. Контингент слушателей на фоне общего количества студентов небольшой (около 2000 человек), однако за годы существования университета он вырос в четыре раза [7]. Люди пенсионного возраста могут обучаться как на краткосрочных курсах продолжительностью не более нескольких недель, так и на долгосрочных образовательных программах, предполагающих три или четыре года обучения. Образовательные программы построены на практических интересах людей «третьего возраста», как то: решение жизненно важных ситуаций, связанных, например, с недвижимостью; поддержание здоровья в пожилом возрасте; вопросы культуры и религии, а также хобби и спорт. Интересно также то, что U3V проводит не только традиционные, в основном лекционные, занятия, но и организует небольшие кратковременные образовательные экскурсии для людей «третьего возраста».
В практике Университета им. Масарика это не только однодневные туры по городам и интересным местам Чехии, но и ознакомительные экскурсии на различные факультеты университета. Очевидно, это своеобразный способ сделать ресурсы университета привлекательными и доступными для пожилых людей с целью поддержания качества жизни данной категории граждан и сохранения их активной жизненной позиции.
Особенности «третьего возраста» накладывают специфику организации работы с данной категорией слушателей. Прежде всего, это доступные цены. Так, само обучение бесплатно, но при записи на курсы взимается одноразовый взнос, в случае долгосрочных образовательных программ взнос оплачивается один раз в каждом учебном году. Занятия носят в основном лекционный характер. Нередко обучение идет ненавязчиво, например, через экскурсии, а понятие экзаменов носит условный характер.
Методы исследования. Приводимые в статье данные были собраны в 2015 г. во время пребывания автора в университете им. Масарика по программе академической мобильности путем анализа научных публикаций по исследуемому вопросу, непосредственного знакомства с деятельностью вузов Чехии через наблюдение и интервью с координаторами образовательных программ, анализа сайтов вузов России и личного опыта автора в организации деятельности системы дополнительного образования в одном из российских вузов, чем и объясняется интерес к теме исследования.
2. Образовательные программы в России
Выше было показано, что в большинстве стран мира университеты «третьего возраста» представляют собой устоявшуюся реальность. Классические университеты мира в соответствии с целями, задачами и миссией концепции непрерывного образования имеют в своей академической структуре сектор, направленный на удовлетворение образовательных запросов людей «третьего возраста» Это вызвано довольно стремительным старением населения и наличием законодательных актов (например, 1991 UN Principles for Older Persons; 1973 Lifelong Learning Act, USA), благодаря которым вузы вынуждены были распахнуть свои двери для пожилых граждан. Предлагаемые вузами программы для людей «третьего возраста» направлены на сохранение ими активной жизненной позиции и физического здоровья в первую очередь. Следует отметить, что в России так же, как и во многих странах мира, имеются образовательные системы для пожилых, в том числе и университеты «третьего возраста». Отличие заключается в том, что возникают они как частные инициативы на местах и наблюдаются чаще в Москве и Московской области, Петербурге, Саратове, Орле, Кирове, Костроме, Кургане, Курске, Ярославле, Челябинске. Неформальные структуры и традиции обычно превалируют над формальными. Наиболее же распространенной формой обучения у пожилых остается самообразование через чтение книг, прессы, просмотр кинофильмов и общение. В связи с изложенными фактами возникает вопрос, придут ли классические российские вузы к аудитории «третьего возраста» и станет ли она целевой аудиторией системы дополнительного образования российского вуза на регулярной основе, как это произошло в большинстве стран мира?
Для ответа на поставленные вопросы были проанализированы сайты различных университетов России. В настоящее время сайты российских образовательных учреждений регулярно обновляются и предлагают достоверную информацию. Информация о вузах была получена при помощи портала «1000 лучших вузов России» [8], где вузы сгруппированы по регионам. Региональное деление вузов также является источником дополнительной информации и в какой-то мере определяет полученные результаты. Анализ вузов проводился выборочно. С одной стороны, в выборку попали вузы, отобранные в случайном порядке, с другой стороны, отдельные вузы были включены целенаправленно. Для них существовали определенные критерии отбора. Учитывалась не только региональная принадлежность вузов, но и их популярность среди абитуриентов и исторически сложившийся имидж. В каждой региональной группе вузов в анализе участвовало не менее 10 университетов. Для получения информации на сайтах просматривалась структура вуза,
наличие подразделений дополнительного или непрерывного образования и наличие либо университетов «третьего возраста», либо их аналогов, либо просто перечень программ для пожилых людей. Иногда информация была получена через опцию «Поиск» на сайтах вуза, через раздел новостей, публикации или интервью в СМИ. Полученные результаты приведены в табл. 1.
Таблица 1 - Наличие образовательных программ для пожилых граждан в университетах России
Федеральные округа Количество исследованных вузов Наличие системы дополнительного образования Наличие Университетов третьего возраста или программ для пожилых
Центральный 12 12 1 В КГУ (Кострома) с 2011 г. действует Университет пожилого человека
Южный 10 10 Не обнаружено в выборке
Северо-Западный 10 10 2 Университеты третьего возраста: СПбГУ (Санкт-Петербург) БФУ им. И. Канта (Калининград)
Дальневосточный 10 9 Не обнаружено в выборке
Сибирский 10 10 2 ТГУ (Томск): Открытый университет, например, программа «Возраст свободы» ИГУ(Иркутск): Университет «Старшее поколение»
Уральский 10 10 1 ЮГУ (Ханты-Мансийск): Социальный проект «Мы вместе» совместно с Университетом третьего возраста
Приволжский 12 12 6 Имеют или участвуют в проектах «(Народный) Университет третьего возраста»: СГУ им. Н.Г.Чернышевского (Саратов) ПГНИУ (Пермь; 2004) ОГУ (Оренбург; 2011) МарГУ (2012) КФУ (Казань; 2007) БашГУ (2011)
Северо-Кавказский 10 8 Не обнаружено в выборке Сайты отдельных вузов нечетко отражают деятельность в сфере дополнительного образования
Нельзя сказать, что университеты России не предлагают образовательные программы для пожилых. Напротив, следует отметить, что все больше вузов пытаются найти возможности для предоставления своих образовательных программ людям «третьего возраста». Например, в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) уже с 2002 г. работает Народный факультет, созданный по инициативе выпускников. В 2012 г. состоялось открытие Университета «третьего возраста» в Балтийском федеральном университете им.
И. Канта (БФУ им. И. Канта). Университет предлагает бесплатные занятия и представляет собой совместный проект образовательного учреждения, государственной и общественной организаций. Тем не менее, как показывает выборочный анализ, из 84 университетов только в 12 из них были обнаружены либо реальные подразделения в виде университетов «третьего возраста», либо какие-то совместные социальные проекты, предполагающие обучение пожилых людей. Далеко не всегда было легко обнаружить наличие работы университетов с пожилыми людьми. Поиск затруднялся витиеватой и не всегда прозрачной навигацией уни -верситетских сайтов. С точки зрения удачной навигации и не только, особо хотелось бы выделить группу университетов Приволжского федерального округа, где оказались самые высокие результаты по наличию университетов «третьего возраста» и программ для пожилых - 50% университетов в анализируемой группе озадачены вопросом предоставления образовательных услуг людям старшего возраста. В ряде же случаев из-за запутанной навигации сайта было даже трудно понять, имеет ли вуз вообще программы дополнительного образования, не говоря уже о программах для людей «третьего возраста».
Идея возвращения пожилых людей в образование в России приживается сложно, что можно объяснить разными причинами. Так, фактор демографического старения населения России является объективной реальностью, как и в большинстве стран мира. В настоящее время в России проживает около 10 млн. мужчин и почти 26 млн. женщин пенсионного возраста. Установлено, что в 2015-2017 гг. их численность будет возрастать примерно на 500 000-600 000 человек в год [9]. В последние годы, однако, наблюдается увеличение рождаемости и выход страны на положительный естественный прирост населения, поэтому процесс старения населения не имеет в России такого драматического оттенка, как в отдельных странах Америки или Европы. Тем не менее, демографический прогноз до 2030 г. показывает некоторое снижение естественного прироста населения [10].
Помощь государства пожилым людям сосредоточена в основном в социальной сфере и мало касается образования. Возможно, это также объясняется отсутствием соответствующего законодательства, которое обязывало бы классические университеты России предлагать образовательные программы для людей «третьего возраста». Следует учесть также и другие факторы. Например, не все пожилые люди готовы прийти обучаться именно в вузы. Сделать это им могут мешать страх, неуверенность в себе, ощущения себя не на месте, прошлые воспоминания или отрицательный опыт учебы. И, наконец, сдерживающим фактором могут стать деньги - стоимость обучения может оказаться за пределами платежеспособности пожилых. Вузы же не всегда могут позволить себе предлагать образовательные программы для граждан «третьего возраста» бесплатно.
Заключение
Изложенные в исследовании данные дают основание полагать, что в силу национальной специфики и сложившихся образовательных традиций российские классические университеты довольно нескоро массово придут к наличию университетов «третьего возраста» в своей структуре, предлагающих образовательные программы для пожилых граждан. Вероятно, это будет непростой и длительный процесс, отягощающими факторами которого также являются имеющиеся стереотипы, специфика демографической ситуации, равно как и политика государства в отношении образования. Тем не менее, следует отметить, что образовательные программы для пожилых уже предлагаются рядом классических университетов России, имея различную форму и содержание, отвечающие потребностям пожилых и особенностям регионов.
Литература
1. Chin-Shan, H. The University of the Third Age in the UK: an Interpretive and Critical Study.
In Educational Gerontology. 2006. N 32. P. 825-842.
2. Feliciano, V., Montserrat, C. Generativity in Older Age: A Challenge for Universities of the Third
Age (U3A). In Educational Gerontology. 2012. N 38. P. 666-677.
3. Marriam, Sh. B., Youngwha, K. Promoting Community Wellbeing: The Case for Lifelong Learning for Older Adults. In Adult Education Quarterly. 2014. N 64(2). P. 128-144.
4. Levinson, D. J. The Mid-Life Transition: A Period in Adult Psychosocial Development. In Psychiatry. 1977. N 40. P. 99-112.
5. Ferna'ndez Ballesteros, R. Envejecimiento activo: contribuciones de la psicologi'a / Active aging: Psychological contributions. Madrid, Spain: Pira'mide, 2009.
6. World Economic Forum. Global population ageing: Peril or promise? 2012 <http://www3.weforum.org/docs/WEF_GAC_GlobalPopulationAgeing_Report_2012.pdf/ >.
7. Masaryk University: University of the Third Age. <http://u3v.muni.cz/en/>.
8. Вузы России: вузы, рейтинги, отзывы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1000vuzov.ru/allcomments.aspx, http://www.1000vuzov.ru/.
9. Дипломированное старение. Ведомости. N 3755 от 22.01.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/.
10. Демография: Федеральная Служба Государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography/.
References
1. Chin-Shan, H. The University of the Third Age in the UK: an Interpretive and Critical Study. In Educational Gerontology. 2006. N 32. P. 825-842.
2. Feliciano, V., Montserrat, C. Generativity in Older Age: A Challenge for Universities of the Third Age (U3A). In Educational Gerontology. 2012. N 38. P. 666-677.
3. Marriam, Sh. B., Youngwha, K. Promoting Community Wellbeing: The Case for Lifelong Learning for Older Adults. In Adult Education Quarterly. 2014. N 64(2). P. 128-144.
4. Levinson, D. J. The Mid-Life Transition: A Period in Adult Psychosocial Development. In Psychiatry. 1977. N 40. P. 99-112.
5. Ferna'ndez Ballesteros, R. Envejecimiento activo: contribuciones de la psicologi'a / Active aging: Psychological contributions. Madrid, Spain: Pira'mide, 2009.
6. World Economic Forum. Global population ageing: Peril or promise? 2012 <http://www3.weforum.org/ docs/WEF_GAC_GlobalPopulationAgeing_Report_2012.pdf/ >.
7. Masaryk University: University of the Third Age. <http://u3v.muni.cz/en/>.
8. Universities of Russia. <http://www.1000vuzov.ru/allcomments.aspx/, http://www.1000vuzov.ru/>.
9. Diplomaed aging. In Vedomosti. 2015. N 3755. <http://www.vedomosti.ru/>.
10. Demographics: State Statistics Federal Service. <http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/>.