УДК 378.046.4
Н. И. Горохова, И. И. Андросов
Люди третьего возраста в контексте непрерывного профессионального образования
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В данной статье рассматривается исследование вовлеченности людей третьего возраста в образовательный процесс, сделанное на основе мониторинга за 3 года, образование в течение всей жизни, интегрирующее формальное и неформальное образование. Мониторинговое исследование преследовало цели анализа тенденции личного развития людей в возрасте 50+ путем формального образования в сфере дополнительного профессионального образования (далее - ДПО). Описаны наиболее актуальные образовательные программы ДПО, реализуемые для людей третьего возраста в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова.
Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, формальное образование, неформальное образование, третий возраст, образование взрослых, геронтообразование.
N. I. Gorokhova, I.1. Androsov
Third age People in the Context of Continuous Professional Education
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article observes the involvement of the third age people in the educational process, lifelong education, integrating formal and non-formal education, based on the 3-year monitoring. The monitoring pursued the goal of analyzing trends in the personal development of people aged 50+ through formal education in the field of continuous professional education (hereinafter, additional professional education). The article describes the most relevant educational programmes of APE, implementable for the third age people at the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
Keywords: additional education, additional professional education, professional retraining, advanced training, formal education, non-formal education, third age, adult education, gerontological education.
Введение
Современная система образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики. Стратегической целью государственной политики в области образования до 2020 г. является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1].
ГОРОХОВА Нюргустана Ивановна - аспирант 2 года обучения, кафедры андрагогики Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
GOROKHOVA Nurgustana Ivanovna - a 2-year postgraduate student at the Department of Andragogy of the Institute of Continuing Professional Education of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
АНДРОСОВ Иван Иванович - ведущий специалист отделения дистанционного и сетевого образования Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
ANDROSOV Ivan Ivanovich - Leading Specialist of the Department of Distance and Network Education of the Institute of Continuing Professional Education of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
Геронтообразование (образование людей третьего возраста) в России, как и во всем мире, стало необходимостью. В мире быстрыми темпами увеличивается количество людей старшего поколения, опережая в несколько раз численность всего населения. В России 30 млн граждан относятся к людям «третьего возраста», из них 179 тыс. - жители Республики Саха (Якутия). До начала XIX в. средний возраст составлял всего 35-40 лет, а сегодня, согласно данным отчета Министерства здравоохранения, по итогам 2017 года в России продолжительность жизни выросла до 72 лет, а смертность в России снизилась.
Сегодня отчетливо осознается важность образования в пожилом возрасте в обществе пре-фигуративной культуры, где глобально, интенсивными темпами развиваются инновации, где адаптивность людей третьего возраста, включенность в социальные взаимодействия опосредованы цифровыми технологиями.
В стремительно развивающемся мире мы наблюдаем новую модель старости - людей третьего возраста, которые способны отвечать потребностям и приоритетам к быстроизменяю-щейся экономики и принимающих вызовы времени.
Одна из самых значимых и устойчивых тенденций (трендов) в образовании - продолжающееся или непрерывное образование и в особенности дополнительное профессиональное развитие уже работающих специалистов [2]. Основной целью образовательных программ по ДПО для людей третьего возраста является не только приумножение запаса знаний, но и развитие неформального образования, моделирование вектора общественного и профессионального становления. Непрерывное образование дает возможность оставаться социально и экономически активными, конкурентоспособными на рынке труда, оказывает содействие сохранению максимального функционального потенциала на протяжении всей жизни, а также формированию цифровых компетенций.
Ключевыми мотивами работающих пенсионеров является желание сохранить текущую работу, продлить профессиональную деятельность, продолжать заниматься приносящим доход деятельностью; неработающие пенсионеры преследуют другие цели, это поддержание здоровья, продуктивное времяпровождение, общение, занятие в клубах по интересам, увлечениям и т. д. Сейчас интерес исследователей привлекает именно образовательная деятельность неработающих пенсионеров, которая является эффективным инструментарием социальной адаптации после прекращения трудовой деятельности.
На сегодняшний день назрела необходимость исследования в целях последующего усовершенствования образования людей третьего возраста в Республике Саха (Якутия), которое в современных социально-экономических условиях приобретет новый смысл и значение.
Понятийные и терминологические аспекты вопроса
К понятию «старость» начали применять западное понятие «третий возраст», которое означает, что человек после окончания профессиональной деятельности, в связи с выходом на пенсию, не выпадает из общества, а просто выходит на следующий жизненный этап. Третий возраст начинается от 50 лет.
В образовании людей третьего возраста в республике, с учетом меморандума непрерывного образования Европейского Союза [3], закреплены три вида образовательной деятельности, посредствам которых осуществляется обучение:
- формальное образование («formal») - образование, структурированное в плане целей, продолжительности и помощи в обучении и завершающееся выдачей документа об образовании [4];
- неформальное образование («nonformal») - образование, структурированное в плане целей, продолжительности и помощи в обучении, но не завершающееся выдачей документа об образовании [4];
- информальное обучение («informal») - обучение, осуществляемое в ходе повседневной жизнедеятельности человека, связанной с его работой, жизнью в семье или проведением досуга, не структурированное в плане целей, продолжительности и помощи в обучении; самообразование [4].
Образование людей предпенсионного и пенсионного возраста в Республике Саха (Якутия) реализуется по всем вышеуказанным видам деятельности. Классификация практики образовательной деятельности людей третьего возраста основана на концепции непрерывного образования.
В республике также, как и во всем мире, актуальным и малоисследованным остается вопрос образования людей третьего возраста, которые являются субъектами непрерывного образования и различаются по возрасту, образованию и социальному положению.
Дополнительное образование людей третьего возраста в СВФУ
Дополнительная профессиональная переподготовка является составной частью непрерывного профессионального образования, а вовлечение в образовательный процесс людей предпенсионного и пенсионного возраста является эффективным механизмом инновационного развития в социальной и экономической сфере.
Институт непрерывного профессионального образования Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (далее - СВФУ) является ярким примером вовлечения людей третьего возраста в образовательный процесс, Институт реализует курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по социально-экономическим, инженерно-техническим, педагогическим направлениям, по которым люди третьего возраста проходят обучение с целью сохранения рабочего места и продолжения профессиональной деятельности. С 2015-2017 гг. удостоверение СВФУ установленного образца получили 9380 человек, из них 2247 человек в возрасте от 50-64 лет. Диплом СВФУ о профессиональной переподготовке установленного образца получили 2262 человека, из них 86 человек в возрасте от 50-64 лет.
Следует отметить, что для людей третьего возраста образование - средство решения конкретных вопросов. К примеру, рассмотрим содержание курса ПК «Компьютерная грамотность населения», реализуемого ИНПО СВФУ Данный курс является очень актуальным и востребованным среди лиц в возрасте 50+. Программа курса адаптирована для занятий людей третьего возраста и разработана, учитывая их возрастные, психологические и физические способности. В ходе образовательного процесса слушатели получают систематизированные знания для пользования информационно-коммуникативными технологиями, безусловно облегчающими жизнь в компьютеризированном обществе [5].
Всего за 3 года по дополнительным профессиональным программам обучено 11642 человека, из них 2332 человека в возрасте от 50-64 лет. Проведенный мониторинг показывает стабильность результатов. На протяжении трех лет наблюдается стремление людей третьего возраста к осуществлению трудовой деятельности, активное участие в процессе социального-экономического развития республики (табл. 1, 2.). Хочется отметить, что здесь действует один из важнейших принципов образования: «нужные знания нужным людям в нужное время».
Таблица 1
Общая статистика, обученных людей по курсам ПК и 1111 с 2015-2017 гг.
№ Вид программы Количество Итого
2015 2016 2017
1 Курсы ПК с выдачей удостоверения 3110 3128 3142 9380
2 Курсы ПП с выдачей диплома 829 739 694 2262
3 Итого за год 3939 3867 3836 11 642
Таблица 2 Статистика по обучению людей в возрасте от 50-64 лет по курсам ПК и 1111 с 2015-2017 гг.
№ Вид программы Количество Итого
2015 2016 2017
1 Курсы ПК с выдачей удостоверения 749 813 685 2247
2 Курсы ПП с выдачей диплома 34 37 14 85
3 Итого за год 783 850 699 2332
Как видно из таблиц 1 и 2, соотношение обучающихся в возрасте 50-64 лет к общему количеству обучающихся в 2015-2017 гг. составляет 24%, 25,9%, 21,8% соответственно. По курсам профессиональной переподготовки мы видим, что соотношение выглядит следующим образом: 4,1%, 5%, 2%.
Таким образом, с учетом небольшой глубины исследования (3 года) на первый взгляд можно увидеть не явную тенденцию к снижению людей в возрасте 50+, которые хотели бы продолжить свое и личное развитие путем формального образования в сфере ДПО.
Заключение
На сегодняшний день наблюдается заинтересованность людей третьего возраста к продолжению активной трудовой деятельности, что может составить определенную базу для регионального социально-экономического развития, дополнительные ресурсы, а сами люди третьего возраста получают возможность для личностного, карьерного роста, учитывая, что многие из них являются высококвалифицированными специалистами, обладают огромным профессиональным и жизненным опытом, свободным временем для социально значимой деятельности.
Очень важно использовать все имеющиеся ресурсы для адаптации людей третьего возраста к новым социальным условиям, ориентируясь на стратегию развития региона. Развитие общества, основанного на знаниях, является не только лозунгом, при этом и пространством образования является среда профессионального труда и общественной активности [6]. А вуз, обладая мощным научно-методическим и кадровым потенциалом, способен предложить пути решения проблемы в сотрудничестве с другими организациями и со студенческим волонтерским движением [7] для работы с людьми третьего возраста.
Литература
1. Чоросова О.М., Соломонова Г.С. Актуальные вопросы становления и развития электронного обучения в Якутии. Pedagogical Journal. 2016, Vol. 6. Is. - 296 с.
2. Герасимова Р.Е., Никулина А.А., Горохова Н.И. Мониторинг качества дополнительного профессионального образования. Pedagogical Journal. 2017, Vol. 7. Is. 5A - 139 с.
3. Концепция развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 г.
4. Безруков В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000. - 959 с.
5. Паскова А.А., Бутко Р.П. Формирование компьютерной грамотности как необходимая составляющая информатизации общества // Avaiable at: lib.mkgtu.ru/images/stories/journal-vmgtu/2015-01/017
6. Лобанов Н.А., Куля Е., Пенковска М.; под научн. ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова; ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. - 347 с.
7. Шарыпин А.В. Волонтерское движение студентов: истоки и современность // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - № 4(04). - 216 с.
References
1. Chorosova O.M., Solomonova G.S. Aktual'nye voprosy stanovlenija i razvitija jelektronnogo obuchenija v Jakutii. Pedagogical Journal. 2016, Vol. 6. Is. - 296 s.
2. Gerasimova R.E., Nikulina A.A., Gorohova N.I. Monitoring kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija. Pedagogical Journal. 2017, Vol. 7. Is. 5A - 139 s.
3. Koncepcija razvitija sistemy nepreryvnogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii do 2012 g.
4. Bezrukov V.S. Osnovy duhovnoj kul'tury (jenciklopedicheskij slovar' pedagoga). - Ekaterinburg, 2000. - 959 s.
5. Paskova A.A., Butko R.P. Formirovanie komp'juternoj gramotnosti kak neobhodimaja sostavljajushhaja informatizacii obshhestva // Avaiable at: lib.mkgtu.ru/images/stories/journal-vmgtu/2015-01/017
6. Lobanov N.A., Kulja E., Penkovska M.; pod nauchn. red. N.A. Lobanova, V.N. Skvorcova; LGU im. A.S. Pushkina, NII soc.-jekon. i ped. probl. nepreryv. obrazovanija. - SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2011. -347 s.
7. Sharypin A.V. Volonterskoe dvizhenie studentov: istoki i sovremennost' // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. - 2010. - № 4(04). - 216 s.