Научная статья на тему 'Процессный подход в реализации дополнительных профессиональных программ в условиях развития инженерного образования в РС (я)'

Процессный подход в реализации дополнительных профессиональных программ в условиях развития инженерного образования в РС (я) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОТКРЫТЫЕ ГОРНЫЕ РАБОТЫ / ПОДЗЕМНАЯ РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ / ГОРНЫЕ МАШИНЫ / БУРОВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заровняев Борис Николаевич, Николаева Александра Афанасьевна, Николаева Елена Сергеевна, Овчинников Николай Петрович, Петров Андрей Николаевич

Профессиональная переподготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для горнодобывающих предприятий требует особого внимания со стороны руководства. В статье рассматриваются принципы взаимодействия субъектов интегративной системы непрерывного профессионального образования в образовательном пространстве Северо-Восточного федерального университета на основе принципов процессного подхода на примере ИНПО СВФУ и Горного института СВФУ. Описаны разработанные в ГИ СВФУ и реализуемые во взаимодействии с ИНПО СВФУ образовательные программы по профессиональной переподготовке специалистов по актуальным направлениям минерально-сырьевого комплекса: «Открытые горные работы», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», «Горные машины и оборудование (для открытых горных работ)», «Горные машины и оборудование (подземной разработки месторождений полезных ископаемых)». Дана характеристика модульного и компетентностного подходов в обучении, отраженных в ДПП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заровняев Борис Николаевич, Николаева Александра Афанасьевна, Николаева Елена Сергеевна, Овчинников Николай Петрович, Петров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process Approach to the Implementation of Additional Professional Programs in the Conditions of Development of Engineering Education in SR (Y)

The professional retraining of specialists with higher and middle professional education for mining enterprises requires particular interest from the management. The article discusses the principles of interaction between the subjects of the integrative system of continuous vocational education in the educational space of the North-Eastern Federal University based on the process approach principles on the example of the ICPI and the Mining Institute of the NEFU. The article described educational programs for professional retraining of specialists in the current areas of the mineral and raw materials complex developed by the Mining Institute and implemented in cooperation with ICPI NEFU: «Open-pit mining», «Underground mining of mineral deposits», «Mining machines and equipment (for open-pit mining operations)», «Mining machinery and equipment (underground mining of mineral deposits)». The characteristics of the modular and competence approaches in training reflected in the additional training programs are given.

Текст научной работы на тему «Процессный подход в реализации дополнительных профессиональных программ в условиях развития инженерного образования в РС (я)»

УДК 378.622 (561.56)

Б.Н. Заровняев, А.А. Николаева, Е.С. Николаева, Н.П. Овчинников, А.Н. Петров, Г.С. Соломонова, О.М. Чоросова, Г.В. Шубин

Процессный подход в реализации дополнительных профессиональных программ в условиях развития инженерного образования в РС (Я)

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Профессиональная переподготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для горнодобывающих предприятий требует особого внимания со стороны руководства. В статье рассматриваются принципы взаимодействия субъектов интегративной системы непрерывного профессионального образования в образовательном пространстве Северо-Восточного федерального

ЗАРОВНЯЕВ Борис Николаевич - доктор технических наук, профессор, директор Горного института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

ZAROVNIAEVBoris Nikolaevich - Doctor of Engineering Sciences, Professor, Director, Mining Institute, М.К. Аммosov North-Eastern Federal University.

НИКОЛАЕВА Александра Афанасьевна - старший преподаватель Горного института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

NIKOLAEVA Aleksandra Afanas'evna - Senior Lecturer, Mining Institute, М.К. Аммosov North-Eastern Federal University.

НИКОЛАЕВА Елена Сергеевна - зав. отд. мониторинга, маркетинга, статистики и социологических исследований ИНПО Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

NIKOLAEVA Elena Sergeevna - Head, Department of Monitoring, Marketing, Statistics and Social Researches, Institute of Continuous Professional Education, М.К. Аммosov North-Eastern Federal University.

ОВЧИННИКОВ Николай Петрович - кандидат технических наук, доцент Горного института СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

E-mail: ovchinnlar1986@mail .ru

OVCHINNIKOV Nikolay Petrovich - Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Mining Institute, М.К. Аммosov North-Eastern Federal University.

ПЕТРОВ Андрей Николаевич - кандидат технических наук, зав. кафедрой «Горное дело» Горного института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

PETROVAndrey Nikolaevich - Candidate of Engineering Sciences, Head, Department of Mining, Mining Institute, М.К. Аммosov North-Eastern Federal University.

СОЛОМОНОВА Галина Сергеевна - нач. отдела научных исследований и проектов ИНПО СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

SOLOMONOVA Galina Sergeevna - Head, Department of Research Studies and Projects, Institute of Continuous Professional Education, М.К. Аммosov North-Eastern Federal University.

ЧОРОСОВА Ольга Марковна - доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, член АПСН, директор ИНПО Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

CHOROSOVA Olga Markovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Director, Institute of Continuous Professional Education, М.К. Аммosov North-Eastern Federal University.

ШУБИН Григорий Владимирович - кандидат технических наук, доцент Горного института СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

SHUBIN Grigory Vladimirovich - Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Mining Institute, М.К. Аммosov North-Eastern Federal University.

университета на основе принципов процессного подхода на примере ИНПО СВФУ и Горного института СВФУ Описаны разработанные в ГИ СВФУ и реализуемые во взаимодействии с ИНПО СВФУ образовательные программы по профессиональной переподготовке специалистов по актуальным направлениям минерально-сырьевого комплекса: «Открытые горные работы», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», «Горные машины и оборудование (для открытых горных работ)», «Горные машины и оборудование (подземной разработки месторождений полезных ископаемых)». Дана характеристика модульного и компетентностного подходов в обучении, отраженных в ДПП.

Ключевые слова: процессный подход, интегративная система непрерывного профессионального образования, профессионально-специализированная компетенция, профессиональный модуль, профессиональная деятельность, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, открытые горные работы, подземная разработка месторождений, горные машины, буровзрывные работы.

B.N. Zarovniaev, A.A. Nikolaeva, E.S. Nikolaeva, N.P. Ovchinnikov, A.N. Petrov, G.S. Solomonova, O.M. Chorosova, G.V. Shubin

Process Approach to the Implementation of Additional Professional Programs in the Conditions of Development of Engineering Education in SR (Y)

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The professional retraining of specialists with higher and middle professional education for mining enterprises requires particular interest from the management. The article discusses the principles of interaction between the subjects of the integrative system of continuous vocational education in the educational space of the North-Eastern Federal University based on the process approach principles on the example of the ICPI and the Mining Institute of the NEFU. The article described educational programs for professional retraining of specialists in the current areas of the mineral and raw materials complex developed by the Mining Institute and implemented in cooperation with ICPI NEFU: «Open-pit mining», «Underground mining of mineral deposits», «Mining machines and equipment (for open-pit mining operations)», «Mining machinery and equipment (underground mining of mineral deposits)». The characteristics of the modular and competence approaches in training reflected in the additional training programs are given.

Keywords: process approach, integrated system of continuous vocational education, professional specialized competences, professional module, professional activity, professional retraining, in-plant training, open-pit mining, underground development of deposits, mining machines, drillings and blasting.

Введение

Сегодня перед образованием, государством и обществом поставлены важнейшие задачи, среди которых исследователи называют такие, как повышение человеческого потенциала как важнейшего условия конкурентоспособности страны, приобретение обучающимися в процессе образовательной деятельности репертуара личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире людей и профессий и др. [1-3].

Интегративная система непрерывного профессионального образования развивается с учетом потребностей рынка труда в Республике Саха (Якутия) в контексте реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642), где подчеркивается, что сохраняющаяся «несогласованность приоритетов и инструментов поддержки научно-технологического развития Российской Федерации на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях ... не позволяет сформировать производственные цепочки создания добавленной стоимости высокотехнологичной продукции и услуг, обеспечить наибольший мультипликативный эффект от использования создаваемых технологий» [4].

Становление и развитие интегративной системы непрерывного профессионального образования в образовательном пространстве федерального университета началось с создания

структуры ДПО - ИНПО СВФУ, деятельность которого основывается на широком вовлечении научно-технического и интеллектуального потенциала как Северо-Восточного федерального университета, так и его научно-образовательных партнеров в процессы изучения, апробации и распространения перспективных технологий в сфере дополнительного профессионального образования.

В основе модели структуры ДПО лежит представление о нетрадиционных инновационных структурах, так называемых сетевых безграничных учреждений, организаций дополнительного профессионального образования, создающихся с использованием систем информации и коммуникации, а также на основе интегрированных, но автономных формах труда. ИНПО имеет опыт создания коллабораций или научно-образовательного партнерства, основанного на единстве поставленных целей [5], а образовательная организация ДПО становится в определенном смысле безграничной организацией, в которой и внутренние, и внешние сотрудники входят в преподавательский состав, объединяются на основе софинансирования собственные и чужие ресурсы и т.д. Традиционные трудовые отношения преобразуются в договорные отношения с высокой долей ответственности исполнителя за конечный результат: срочный трудовой договор, частичная занятость, договор о сотрудничестве, взаимодействии между учреждениями и организациями - субъектами сети или кластера [6, 7].

В настоящее время подчеркивается привлекательность кластерного подхода к образованию, в том числе дополнительному профессиональному, когда в таком объединении учитываются интересы всех субъектов кластера - обучающихся (развитие профессиональной квалификации, устранение квалификационных дефицитов или приобретение новой), обучающих (общеобразовательные организации, организации ДПО, СПО, ВО) и работодателей (запросы организаций в квалификациях специалистов). В таких кластерах достигается продуктивно-де-ятельностная интеграция компетенций, обеспечивающая не только меж-, но и трансдисципли-нарность в развитии профессиональных компетенций или приобретении новых посредством дополнительного профессионального образования.

Успешному проведению диверсификации образовательной деятельности способствуют организационные особенности в федеральном университете. Опыт реализации дополнительных профессиональных программ в СВФУ подтверждает, что каждая структура университета при наличии потребности и необходимых ресурсов может реализовывать для своего основного контингента - студентов разнообразные (диверсифицированные) образовательные продукты по направлениям лицензии СВФУ

Так, в период освоения основной образовательной программы (ОПОП) последовательность траекторий получения дополнительного образования студентов имеет следующий вид: расширенная или (и) углубленная специализация; дополнительная профессиональная программа (ДПП) с получением диплома о профессиональной переподготовке после получения основного диплома; дополнительная квалификация (ДК); второе высшее профессиональное образование (ВВПО).

Взаимодействие между основной образовательной структурой и структурой ДПО проиллюстрируем на примере взаимодействия Горного института и Института непрерывного профессионального образования.

Реализация ДПП в целях развития инженерного образования в регионе на примере взаимодействия ГИ и ИНПО СВФУ

Для реализации системной работы по развитию инженерного образования в РС (Я) в контексте государственных стратегических документов в сфере образования в СВФУ имеются все необходимые ресурсы: в Горном институте - высококвалифицированный педагогический состав, производственная база, лаборатории, в ИНПО - многолетний опыт организации и регламентирования образовательной деятельности в сфере ДПО, диверсификации ДПП по актуальным и востребованным направлениям; организации горизонтальных связей между структурными единицами учебного процесса (кафедрами и факультетами). В данном направлении налажена конструктивная совместная работа с Горным институтом и другими структурами.

Специалисты ИНПО, осуществляющие учебный процесс, обладают достаточным педагогическим опытом (более 20 лет) по ведению различных видов дополнительной образовательной деятельности.

В других публикациях уже говорилось о процессном подходе к образовательной деятельности по дополнительному профессиональному образованию в ИНПО СВФУ. Такой подход сегодня предполагает изучение современного рынка труда, спроса на профессии и квалификации, планирование и проектирование мероприятий, ориентированных на повышение качества ДПО, мониторинговые исследования реализации ДПО в СВФУ, исследование профессионально-личностного самочувствия потребителей образовательных услуг и т.д. [8].

При процессном на первый план выходят межфункциональные процессы, горизонтальные связи в организации, которые, с одной стороны, в традиционных структурах не очень хорошо отлажены, с другой стороны, - заключают в себе большой потенциал для проектной работы, решения актуальных задач силами членов организации на ситуативной основе.

Расширение диверсифицированной образовательной деятельности требует создания полноценной информационной базы учебных планов, дополнительных профессиональных программ по всем специальностям (направлениям) и специализациям, реализуемым в вузе, со свободным доступом к ним (через Интернет) всех заинтересованных физических и юридических лиц (организаций). Это требование реализуется на портале «Веб-кафедра» ИНПО.

Внедрение инноваций в образовательный процесс нередко сопровождается издержками, которые в большинстве высших учебных заведений обусловливаются следующими факторами: затратами на создание полноценной учебно-методической среды для различных образовательных траекторий (выход на новые рынки), оптимизацией организации технологического взаимодействия процесса. Между тем, самый опасный и труднопреодолимый барьер в успешности задуманного, необходимого, - это сопротивление изменениям со стороны управленцев среднего звена: неотработанность финансовых механизмов по оплате договоров ГПХ с привлеченными ППС и НПР по ведению аудиторных занятий и разработке ДПП, недостаток средств на развитие инфраструктуры ДПО и создание цифровой образовательной среды, несовершенство коммуникации на уровне структур в силу непонимания сути процессного подхода и единого целеполагания в реализации дополнительных профессиональных программ.

А изменения востребованы, так как диверсификация образовательной деятельности федерального университета связана с изменениями задач, которые сегодня стоят перед СВФУ и касаются влияния университета на развитие региона, в том числе отраслей экономики, в которой востребовано качественное инженерно-техническое образование.

Кадровое обеспечение горнодобывающей отрасли является одной из наиболее сложных проблем современного этапа ее развития. Прогнозируемые темпы и масштабы развития горной отрасли в Республике Саха (Якутия) требуют опережающего роста кадрового наполнения всех структур горнодобывающей отрасли. Сегодня система формирования и сохранения кадрового потенциала в горнодобывающей отрасли республики нуждается в модернизации, так как существует необходимость в изменении ситуации на рынке трудовых ресурсов посредством обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.

Реализация ДПП как направление развития инженерного образования в РС (Я)

В сентябре 2017 г. на базе Санкт-Петербургского горного университета состоялся Совет ректоров по созданию Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО с участием ключевых министерств РФ. На совете были рассмотрены миссия и значение Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, вопросы создания единого образовательного пространства как механизма повышения доступности, качества и привлекательности горнотехнического образования, унификации учебных планов и программ для обеспечения глобальной мобильности студентов и преподавателей, единые требования к «пороговым» знаниям, навыкам и опыту, формирования системы непрерывного образования в современном обществе, как фактора социально-экономической устойчивости. Также были подняты вопросы единой системы меж-

дународной профессиональной аттестации инженерных кадров для минерально-сырьевого комплекса, создания единой системы компетенций. Все это создает базу для формирования единого международного реестра специалистов и руководителей компаний минерально-сырьевого комплекса по уровням профессиональных квалификаций, создания международного центра компетенций для подготовки и переподготовки специалистов.

Таким образом, существуют объективные предпосылки для формирования компетенций международного уровня для подготовки горных инженеров, а также для системы переподготовки специалистов, т.к. уже сегодня проектирование, планирование и обеспечение горных работ на крупных предприятиях Республики Саха (Якутия) и Северо-Востока страны уже осуществляется на программном обеспечении международного уровня (Micromine, Surpak, DataMine, Mineframe, Blastmaker). Здесь необходимо отметить, что освоение таких крупных месторождений, как Эльгинское каменноугольное, Томторское редкоземельное, Хангалас-ское, Нежданинское, Лебединское, Кючусское золоторудные, Селигдарское апатитовое месторождения будут осуществляться в соответствии с требованиями международных стандартов, в том числе и к компетенциям международного уровня.

Начато освоение крупнейшего месторождения золота «Наталкинское» в Магаданской области, на всем Северо-Востоке России продолжает разрабатываться множество россыпных месторождений, более 100 карьеров строительных материалов, десятки разрезов. Реализация схемы развития производительных сил республики предусматривает строительство карьера апатитового месторождения в Алданском районе, начата разработка месторождения урана «Лунное», Таежнинского железорудного месторождения с перспективой строительства металлургического комбината.

В последние годы наметилась тенденция перехода горнодобывающих предприятий РС (Я) на подземный способ разработки месторождений. В настоящее время три ГОКа АК «АЛРО-СА» добывают руду подземным способом. В Южной Якутии вышла на проектную мощность угольная шахта «Денисовская», завершено строительство шахты «Инаглинская». Реализация схемы развития производительных сил РС (Я) предусматривает строительство подземных рудников на Эльконской группе урановых месторождений, рудников по добыче железной руды, угольных шахт. В перспективе - строительство крупных рудников по добыче золота, олова, серебра и сурьмы на месторождениях Кючус, Нежданинское, Прогноз, Депутатское, Сентачан и др.

В свете изложенного есть все основания говорить о повышении квалификации и подготовке специалистов как процессе непрерывном и востребованном. Так, в сложившихся условиях на горнодобывающих предприятиях Республики Саха (Якутия) и Северо-Востока России наблюдается дефицит опытных специалистов в области горного дела и геологии, действующих горных предприятий, что обусловливает актуальность задачи подготовки высококвалифицированных специалистов в области горного дела для горнодобывающих предприятий и в целом для экономики региона по направлениям: «Открытые горные работы», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», «Горные машины и оборудование (для открытых горных работ)», «Горные машины и оборудование (подземной разработки месторождений полезных ископаемых)».

Развитие горного направления в инновационной экономике обеспечивают высококвалифицированные специалисты, способные адаптироваться в любых условиях, непрерывно совершенствовать свой профессиональный уровень, в том числе обучаясь на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Как показывает опыт, на горных предприятиях работают не только специалисты соответствующего профиля, но и специалисты с экономическим, геологическим и другим образованием. Ввиду последних изменений в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности ужесточились требования к лицам, занимающим руководящие должности (к управлению технологическими процессами, связанными с обращением с взрывчатыми материалами на производственных объектах, в том числе к разработке, согласованию и утверж-

дению технических, методических и иных документов, регламентирующих порядок выполнения взрывных работ и работ с взрывчатыми материалами), а именно наличие горнотехнического (высшего или среднего профессионального) образования либо образования, связанного с обращением с взрывчатыми материалами.

Курсы профессиональной переподготовки по дополнительным профессиональным программам для осуществления профессиональной деятельности в горной отрасли предполагают формирование соответствующих компетенций [9, 10]. ДПП разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования. Программы переподготовки составлены по модульному и компетентностному подходу обучения. Каждая образовательная программа состоит из модулей, которые представлены ниже в виде блок-схем (рис. 1, 2, 3, 4). Слушатели курсов должны освоить соответствующие профессионально-специализированные компетенции согласно своей направленности.

После освоения программы подготовки и реализации соответствующих компетенций слушатели курсов выполняют выпускную квалификационную работу, охватывающую все технологические разделы реального проекта рудника, карьера или разреза, механизации технологических циклов горного предприятия. Лица, выполнившие все требования учебного плана и успешно защитившие выпускную квалификационную работу, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца СВФУ

Рис. 1. Образовательная программа «Открытые горные работы»

Рис. 2. Образовательная программа «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»

Рис. 3. Образовательная программа «Горные машины и оборудование (для открытых горных работ)»

Для составления ДПП разработана рабочая инструкция «Порядок разработки дополнительной профессиональной программы СВФУ», а также соблюдаются требования законодательных и нормативных актов РФ в области горного дела, охраны труда и промышленной безопасности, «Федеральные нормы и правила по промышленной безопасности».

Рис. 4. Образовательная программа «Горные машины и оборудование (подземной разработки месторождений полезных ископаемых)»

Как показывает практика, реализация программ переподготовки, представленные выше модули образовательных программ подтвердили востребованность среди работников горных предприятий республики и успешно реализуются совместно с Институтом непрерывного профессионального образования СВФУ с 2015 г

Содержание и качество курсов по программам дополнительного профессионального образования обеспечивает профессорско-преподавательский состав Горного института СВФУ в общем количестве 19 человек: из них докторов наук - 3 чел., (16%), кандидатов наук - 7 чел., (37%), ст. преподавателей - 6 чел., (31 %), аспирантов- 3 чел., (16 %).

Преподаватели имеют большой опыт в образовательной деятельности, а также опыт участия в прикладных проектах в области горного дела, практический опыт в технологии буровзрывных работ в условиях многолетней мерзлоты, обладают высоким потенциалом и способностью решать современные задачи по подготовке высококвалифицированных кадров и выполнению научных исследований.

25

О

2015 2016 2017

■ ОГР "ПРМПИ "Горные машины "Курсы ПК

Рис. 5. Статистические данные по курсам ПП в 2015, 2016, 2017 гг.

В 2015 г. курсы профессиональной переподготовки по направлению «Открытые горные работы» закончили 12 чел., в 2016 г. - 26 чел., в 2017 г. - 5 чел., по направлению «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» - 6 чел., в 2016 г. - 16 чел., 2017 г. - 2 чел. (рис. 5). В 2016 г. курсы ПП по направлению «Горные машины и оборудование (для открытых горных работ)» закончили 6 чел., по направлению «Горные машины и оборудование (подземной разработки месторождений полезных ископаемых)» - 12 чел. (рис. 5).

На курсах повышения квалификации по теме «Инновационные технологии и современные комплексы оборудования на открытых горных работах в условиях многолетней мерзлоты» объемом 72 ч. обучились 25 чел. (рис. 5).

Количество слушателей, продолжающих обучение в 2017 г. по направлению «Открытые горные работы», составляет 26 чел., по направлению «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» - 15 чел., по направлению ««Горные машины и оборудование (для открытых горных работ)» - 10 чел., что говорит о высокой востребованности данных направлений среди специалистов с техническим образованием.

В 2015 г. Институт непрерывного профессионального образования совместно с Горным институтом участвовал в конкурсном отборе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров в рамках реализации ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 20152016 годы», утвержденной приказом МОиН РФ от 12 мая 2015 г. № 490. В перечень отобранных ДПП вошла разработанная в ГИ СВФУ программа ПК «Инновационные технологии и современные комплексы оборудования на открытых горных работах в условиях многолетней мерзлоты», на реализацию которой, по условиям конкурса, предусматривались средства в объеме1 075 000,00 руб.

Программа курсов включает изучение безлюдной технологии открытых горных работ, обеспечение безопасности, современного геомаркшейдерского оборудования и программных средств для проектирования объектов горно-геологической отрасли. Обучение по программе предполагает освоение соответствующих профессиональных компетенций в процессе изучения перечисленных профессиональных модулей:

- Геомаркшейдерское обслуживание горных предприятий с применением универсальной беспроводной системы мониторинга полостей (CMS) MINEi;

- Современные средства взрывания;

- Устройство, параметры, принцип работы, функции лазерного сканера Leica HDS-8800;

- Геомаркшейдерское обслуживание горных предприятий с применением лазерного сканера Leica HDS 8800;

- Программно-технологический комплекс В^!Макег;

- Обзор программных комплексов: Мюгатше, MineFrame, DataMine, Gemcom и др.

Курсами были охвачены инженерно-технические кадры из АО «Алданзолото» ГРК» - 15

чел, ООО «Артель старателей «Тал» - 10 чел. - работники горных предприятий, имеющие опыт работы в разных направлениях, владеющие достаточным уровнем профессиональной подготовки.

В рамках реализации ВЦП «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы» были организованы стажировки для 5 специалистов ООО «Артель старателей «Тал» на базе научного института ФГБУН «Институт горного дела Севера имени Н.В. Черского» СО РАН и зарубежная стажировка для 3 чел. в учебном центре ОсОО «В^Шакег», г. Бишкек, Республика Кыргызстан.

Приоритетным направлением развития науки, технологий и техники является рациональное природопользование, которое на сегодняшний день актуально своей востребованностью на изучение и расширение вопросов современной технологии буровзрывных работ в условиях многолетней мерзлоты, комплексов автоматизированного проектирования и реализации массовых взрывов на карьерах. Постоянное усложнение горнотехнических условий добычи на разрабатываемых месторождениях, увеличение глубины горных работ и необходимость освоения новых месторождений со сложными условиями залегания или низким содержанием полезного ископаемого в руде, требуют разработки и внедрения инновационных технологий ведения горных работ открытым способом.

Взаимодействие образовательной организации с предприятиями реального сектора экономики позволило специалистам расширить профессиональные и теоретические знания, ознакомиться с инновационными достижениями в области разработки месторождений в условиях многолетней мерзлоты, практически внедрять инновационные технологии и современные оборудования на открытых горных работах, повышение профессиональной компетентности инженерно-технических кадров, результаты которых опубликованы в работе [11].

Во время реализации ДПП наладились контакты с такими предприятиями реального сектора экономики и бизнеса горнодобывающей отрасли, как АК «АЛРОСА», ОАО «Алмазы Анабара», ОАО ХК «Якутуголь», ООО «АДК», ООО «Янтарь», ООО «Горная компания «Тал», АО «ЮВГК», ОАО «Телен», ОАО «Сарылах-Сурьма», ОАО «Якутцемент», ООО «Дор-стройматериалы», ОАО «Алданзолото» ГРК», ООО «Сунтарцеолит», ООО «Восток», ГУГГП РС (Я) «Якутскгеология», ЗАО «Зырянский угольный разрез» и др. Следует отметить, что повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов создает определенные трудности как для слушателей, так и для предприятий и организаций, в связи с чем обучение должно быть организовано таким образом, чтобы производительность труда, качество работы после получения соответствующего образования перекрывали в будущем все затраты на обучение. Таким образом сформировался центр горного образования в Республике Саха (Якутия) [12].

Заключение

С созданием Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО становится актуальным формирование компетенций международного уровня для подготовки горных инженеров, а также и для системы переподготовки специалистов, включающей формирование образовательного пространства как механизма повышения доступности, качества и привлекательности горнотехнического образования, унификации учебных планов и программ в условиях глобализации рынка труда в минерально-сырьевой отрасли промышленности.

Разработанные программы переподготовки специалистов с учетом компетенций, согласно требованиям образовательных стандартов, апробировались в течение трех лет для нужд горнодобывающих предприятий республики и доказали востребованность и эффективность их реализации, т.к. через них прошли специалисты транснациональной компании ПАО «АЛРОСА» и других горнодобывающих компаний с международным участием.

Как показала практика реализации программ, процессный подход в организации ДПО, модульный и компетентностный подходы в обучении позволяют организовать обучение специалистов с учетом их востребованности и направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для дальнейшего развития программ профессиональной переподготовки кадров необходимо расширение и модернизации учебно-лабораторной базы, обеспечивающих работу таких программных комплексов как Mikromine, Surpak, DataMine, Minefrmame, Blastmaker.

Литература

1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография / М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГБНУ «Ин-т нац. шк. Респ. Саха (Якутия)»; [сост.: д.соц.н., к.псих.н., проф. УА. Винокурова, к.п.н. С.С. Семенова; отв. ред. УА. Винокурова]. - Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. - 416 с. - С. 13-28.

2. Практико-ориентированное образование как гарантия повышения качества высшего образования [Электронный ресурс] / Е.И. Михайлова, В.М. Саввинов, В.П. Игнатьев // www.esa-conference.ru.

3. Михайлова, Е.И. Вклад Северо-Восточного федерального университета в развитие горнопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) / Е.И. Михайлова // Горный журнал. - 2016. - №9. -С. 4-13.

4. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41449.

5. Михайлова, Е.И., Чоросова, О.М. Подходы к организации управления трансформационными процессам в непрерывном профессиональном образовании педагогов / Е.И. Михайлова, О.М. Чоросова // Россия и Казахстан на пути к всеобщему непрерывному образованию: моногр. / сост. Н.А. Лобанов, А.М. Мамырханова; под науч. ред. Ж.О. Жилбаева, Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова; НИИ соц.-экон. и пед. проблем непрерыв. образования. - СПб.: ЛГУ им. А.С., 2016.

6. Чоросова, О.М. Подходы к синхронизации модернизационных процессов в системе непрерывного профессионального образования О.М. Чоросова // Наука и образование в XXI веке: роль университета в инновационном развитии региона: тезисы докладов международной конференции, г. Якутск, 25-26 октября 2012 г. / Сост.: О.Д. Романова и др. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 252 с.

7. Чоросова, О.М. Сетевые организации в образовании как тенденция организационного развития в условиях глобализации / О.М. Чоросова // Сб. науч. мат. международного симпозиума «Образование и межнациональные отношения. Education and Interethnic Relations - IEIR2012» / Под ред. Э.Р. Хакимова. - Ч. 1. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. - 332 с.; С. 283.

8. Информационная карта процесса. Реализация дополнительного профессионального образования, утверждено ректором СВФУ 28.01.2014 г.

9. Петров, В.Л. Вопросам подготовки инженерных кадров для горной промышленности - первостепенное внимание / В.Л. Петров // Горный журнал - 2017. - №1. - С. 98-100.

10. Петров, В.Л. Федеральное учебно-методическое объединение «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» - новый этап сотрудничества государства, академического сообщества и промышленности / В.Л. Петров // Горный журнал. - 2016. - №9. -С. 115-119.

11. B. Zarovnyaev, N. Egorov, G. Kovrov. The Relationship between University, Business and Government in Training for Mining and Geological Enterprises of the Region// International Journal of Innovative Science and Research Technology. Volume 2, Issue 6, June, 2017. 269-272 p.

12. Заровняев Б.Н., Петров А.Н., Шубин Г.В., Аммосова М.Н. Формирование центра горного образования на Северо-Востоке России // Тез. Докл. Междунар. конфер. «Наука и образование в XXI веке: Роль университета в инновационном развитии региона 25-26 октября, 2012. - Якутск, СВФУ, 2012. - С. 6.

References

1. Asmolov, A.G. Strategija sociokul'turnoj modernizacii obrazovanija: na puti k preodoleniju krizisa identichnosti i postroeniju grazhdanskogo obshhestva / A.G. Asmolov // Jetnokul'turnoe obrazovanie v Dal'nevostochnom federal'nom okruge Rossijskoj Federacii: kollektivnaja monografija / M-vo obrazovanija Resp. Saha (Jakutija), FGBNU «In-t nac. shk. Resp. Saha (Jakutija)»; [sost.: d.soc.n., k.psih.n., prof. U.A. Vinokurova, k.p.n. S.S. Semenova; otv. red. U.A. Vinokurova]. - Jakutsk: Media-holding «Jakutija», 2015. -416 s. - S. 13-28.

2. Praktiko-orientirovannoe obrazovanie kak garantija povyshenija kachestva vysshego obrazovanija [Jelektronnyj resurs] / E.I. Mihajlova, V.M. Savvinov, V.P. Ignat'ev // www.esa-conference.ru.

3. Mihajlova, E.I. Vklad Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta v razvitie gornopromyshlennogo kompleksa Respubliki Saha (Jakutija) / E.I. Mihajlova // Gornyj zhurnal. - 2016. - №9. - S. 4-13.

4. Strategija nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii (utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 dekabrja 2016 g. N 642) [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.kremlin. ru/acts/bank/41449.

5. Mihajlova, E.I., Chorosova, O.M. Podhody k organizacii upravlenija transformacionnymi processam v nepreryvnom professional'nom obrazovanii pedagogov / E.I. Mihajlova, O.M. Chorosova // Rossija i Kazahstan na puti k vseobshhemu nepreryvnomu obrazovaniju: monogr. / sost. N.A. Lobanov,

A.M. Mamyrhanova; pod nauch. red. Zh.O. Zhilbaeva, N.A. Lobanova, V.N. Skvorcova; NII soc.-jekon. i ped. problem nepreryv. obrazovanija. - SPb.: LGU im. A.S., 2016.

6. Chorosova, O.M. Podhody k sinhronizacii modernizacionnyh processov v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija O.M. Chorosova // Nauka i obrazovanie v XXI veke: rol' universiteta v innovacionnom razvitii regiona: tezisy dokladov mezhdunarodnoj konferencii, g. Jakutsk, 25-26 oktjabrja 2012 g. / Sost.: O.D. Romanova i dr. - Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2012. - 252 s.

7. Chorosova, O.M. Setevye organizacii v obrazovanii kak tendencija organizacionnogo razvitija v uslovijah globalizacii / O.M. Chorosova // Sb. nauch. mat. mezhdunarodnogo simpoziuma «Obrazovanie i mezhnacional'nye otnoshenija. Education and Interethnic Relations - IEIR2012» / Pod red. Je.R. Hakimova. -Ch. 1. - Izhevsk: Izdatel'stvo «Udmurtskij universitet», 2012. - 332 s.; S. 283.

8. Informacionnaja karta processa. Realizacija dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija, utverzhdeno rektorom SVFU 28.01.2014 g.

9. Petrov, V.L. Voprosam podgotovki inzhenernyh kadrov dlja gornoj promyshlennosti - pervostepennoe vnimanie / V.L. Petrov // Gornyj zhurnal - 2017. - №1. - S. 98-100.

10. Petrov, V.L. Federal'noe uchebno-metodicheskoe ob#edinenie «Prikladnaja geologija, gornoe delo, neftegazovoe delo i geodezija» - novyj jetap sotrudnichestva gosudarstva, akademicheskogo soobshhestva i promyshlennosti / V.L. Petrov // Gornyj zhurnal. - 2016. - №9. - S. 115-119.

11. B. Zarovnyaev, N. Egorov, G. Kovrov. The Relationship between University, Business and Government in Training for Mining and Geological Enterprises of the Region // International Journal of Innovative Science and Research Technology. Volume 2, Issue 6, June, 2017. 269-272 p.

12. Zarovnjaev B.N., Petrov A.N., Shubin G.V., Ammosova M.N. Formirovanie centra gornogo obrazovanija na Severo-Vostoke Rossii // Tez. Dokl. Mezhdunar. konfer. «Nauka i obrazovanie v XXI veke: Rol' universiteta v innovacionnom razvitii regiona 25-26 oktjabrja, 2012. - Jakutsk, SVFU, 2012. - S. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.