Научная статья на тему 'Развитие системы дополнительного профессионального образования РС (я) в условиях качественного и структурного изменения экономики региона'

Развитие системы дополнительного профессионального образования РС (я) в условиях качественного и структурного изменения экономики региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАТИВНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Евгения Исаевна, Чоросова Ольга Марковна

В статье рассматриваются современные подходы к определению тенденций, оценке и прогнозированию развития дополнительного профессионального образования (ДПО) в РС (Я), необходимые управленческие решения по предупреждению рисков. Исследование позволило определить наиболее вероятные и значимые тенденции, критические ситуации, перспективные технологии и необходимые управленческие решения по развитию дополнительного профессионального образования, в частности, создание профессионально-образовательного кластера ДПО. На основе полученных в исследовании результатов разработаны концепция, карты, положения, в которых системным образом представлена необходимая деятельность по дополнительному профессиональному образованию для сохранения и развития человеческого капитала Республики Саха (Якутия) на 2017-2030 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Евгения Исаевна, Чоросова Ольга Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the System of Additional Vocational Education in the Sakha Republic (Yakutia) in Conditions of Qualitative and Structural Changes in the Economy of the Region

The article discusses the experience of innovative management in the field of continuous professional education at the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University and highlights the institutional features of the corresponding agency in the educational space of the federal university. The authors analyze the management of the NEFU, ICPE and its departments that have no counterparts in other subdivisions of the university, as well as organizational qualities from the point of view of the category of innovation. Being an innovative subdivision within the federal university, the Institute implements one of the principal educational strategies of the modern times: focus on continuous education and lifelong learning for sustainable development of a person, who is the subject of educational process.

Текст научной работы на тему «Развитие системы дополнительного профессионального образования РС (я) в условиях качественного и структурного изменения экономики региона»

УДК 378

Е.И. Михайлова, О.М. Чоросова

Развитие системы дополнительного профессионального образования РС (Я) в условиях качественного и структурного изменения

экономики региона

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к определению тенденций, оценке и прогнозированию развития дополнительного профессионального образования (ДПО) в РС (Я), необходимые управленческие решения по предупреждению рисков. Исследование позволило определить наиболее вероятные и значимые тенденции, критические ситуации, перспективные технологии и необходимые управленческие решения по развитию дополнительного профессионального образования, в частности, создание профессионально-образовательного кластера ДПО. На основе полученных в исследовании результатов разработаны концепция, карты, положения, в которых системным образом представлена необходимая деятельность по дополнительному профессиональному образованию для сохранения и развития человеческого капитала Республики Саха (Якутия) на 2017-2030 гг.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, миссия образования, интегративная система непрерывного профессионального образования, инновационная структура, профессионально-образовательный кластер, оценка современного состояния, прогнозирование развития.

E.I. Mikhailova, O.M. Chorosova

Development of the System of Additional Vocational Education in the Sakha Republic (Yakutia) in Conditions of Qualitative and Structural Changes in the Economy of the Region

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article discusses the experience of innovative management in the field of continuous professional education at the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University and highlights the institutional features of the corresponding agency in the educational space of the federal university. The authors analyze the management of the NEFU, ICPE and its departments that have no counterparts in other subdivisions of the university, as well as organizational qualities from the point of view of the category of innovation. Being an innovative subdivision within the federal university, the Institute implements one of the principal educational strategies of the modern times: focus on continuous education and lifelong learning for sustainable development of a person, who is the subject of educational process.

Keywords: continuous professional education, mission of education, integrative system of continuous professional education, innovative structure, vocational and educational cluster, assessment of the current state, development forecasting.

МИХАЙЛОВА Евгения Исаевна - академик РАО, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

E-mail: rector@s-vfu.ru

MIKHAILOVA Evgenia I. - Academician of RAE, Candidate of Psychological Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Rector of Ammosov North-Eastern Federal University.

ЧОРОСОВА Ольга Марковна - доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры андрагогики, директор Института непрерывного профессионального образования Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, член АПСН.

E-mail: chorosovaom@mail.ru

CHOROSOVA Olga M. - Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Academy of Pedagogics and Social Sciences Member, Andragogy Department Professor, Director of Institute of Continuing Professional Education, Ammosov North-Eastern Federal University.

Введение

С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», многие нормы и положения которого относятся к непрерывному образованию [1], институты непрерывного профессионального образования, с одной стороны, получили широкие возможности для развития, с другой стороны, государством поставлены стратегические задачи, выполнение которых требует изменения традиционных подходов к образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО) [2].

Развитие непрерывного профессионального образования, для того чтобы стать действительно опережающим и практико-ориентированным, должно основываться на научно-обоснованном подходе, базироваться на результатах научных исследований, которые включают мониторинги, социологические опросы, изучение российского и международного опыта, в том числе сравнительно-типологическое и др., а также таких прикладных исследований, как изучение запросов предприятий и организаций в квалификациях специалистов, выявление квалификационных дефицитов в контексте требований профессиональных стандартов и т.д.

Так, в статье Е.В. Игнатович [3] на основании анализа контента 65 сайтов российских университетов сформулированы основные компоненты социально-педагогической миссии институтов непрерывного образования, которые, несомненно, входят в содержание приоритетных задач и Института непрерывного профессионального образования СВФУ: развитие кадров региона; обеспечение взаимодействия с реальным сектором экономики, бизнесом, органами власти и представителями социальной сферы в области непрерывного образования; включение студентов в систему непрерывного образования, повышение их конкурентоспособности на рынке труда; развитие кадрового потенциала вуза, образование социально незащищенных слоев населения; социально-образовательные проекты; научная деятельность в области непрерывного образования; развитие вуза как международного центра непрерывного образования и др. По оценке автора, из 37 вузов, имеющих статус федеральных и национальных исследовательских университетов, лишь в 6 созданы и функционируют институты непрерывного образования, которые рассматриваются как инновационные структуры и среди которых назван ИНПО СВФУ Здесь необходимо отметить, что Институт непрерывного профессионального образования (ранее - Институт повышения квалификации педагогов) создавался в рамках деятельности научной школы «Управление модернизационными процессами в системе образования», основывающейся на необходимости гармоничного единения научного (теоретического) осмысления и педагогической практики. Тематика исследовательской деятельности научной школы включает следующие темы: организационно-педагогические условия развития современной сельской школы (на примере Республики Саха (Якутия); современные образовательные системы: осмысление опыта управления в условиях реформирования; интеграция в международное образовательное пространство; информатизация образования и др.

Являясь структурным подразделением, Институт непрерывного профессионального образования СВФУ не ограничивается реализацией дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки: в составе научной школы вносит посильный вклад в научно-исследовательскую работу федерального университета, осмысливая и обобщая свой практический опыт, разрабатывая проекты в области развития ДПО для устойчивого развития региона, совершенствования механизмов взаимодействия с организациями и предприятиями реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса, изучая изменения запросов рынка труда в перспективных профессиях и категориях специалистов, современное состояние дополнительного профессионального образования в регионе и тенденции его развития и др.

Современное состояние, тенденции и возможные сценарии развития непрерывного профессионального образования в РС (Я)

В современном стремительно изменяющемся мире именно глобальные тренды влияют на все сферы жизни общества, социально-экономическое развитие государств, включая процессы в образовании и в образовательных системах: многократная смена «профессиональ-

ных карьер» в течение жизни человека, потребность в обучении на протяжении всей жизни (непрерывное образование), кризис «традиционной модели детства» и др. [4]. К глобальным трендам сегодня относят: ускорение темпов социального развития; глобализацию (глобализация рынков, включая рынки знаний, технологий, инноваций, образования и др.), тотальную цифровизацию (расширение использования цифровых технологий во всех сферах жизни и деятельности человека); рост конкуренции (обострение конкуренции, в том числе в образовании между университетами разных стран, между университетами и другими организациями); рост мобильности и расширение возможностей человека (рост субъектности человека и возможностей выбора им мест и способов деятельности и образования); массовизацию образования (увеличение доли учащихся в университетах во всех возрастных группах, регионах и странах); когнитивную революцию (рост масштабов интеллектуальной деятельности); формирование новых способов мышления и творчества. Очевидно, что эти процессы диктуют необходимость коренных преобразований в системе непрерывного образования взрослых, в том числе ДПО педагогов. В 2015 г. руководством СВФУ была поддержана инициатива ИНПО по совместному социологическому исследованию с Национальной академией образования им. И. Алтынсарина (Казахстан) среди педагогов Якутии и Казахстана «Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни педагогов». В изучении сформированности профессиональных компетенций, профессионально-личностного благополучия педагогов, включающего удовлетворенность своей профессией, способность преодолевать кризисогенные факторы, оценки педагогами качества своей жизни научно-теоретической основой прикладного исследования стали труды и российских, и зарубежных авторов.

Так, о том, что учителям должна быть предоставлена возможность моделирования собственной профессиональной деятельности и критического осмысления ценностей, которые определяют практику, в 1998 г. говорил Tilstone [5]. О такой необходимой профессиональной компетенции, как использование конкретных методов, соответствующих педагогическим целям и связанным с теоретическими моделями обучения, писали Randall и Thornton [6]. Данные зарубежных исследователей свидетельствуют о том, что многие опытные педагоги испытывают неудовлетворенность своей профессией, испытывают постоянный стресс, являющийся явным демотиватором. Kyriacou [7] считает, что учительство является одной из пяти самых стрессовых профессий. Длительный стресс может привести к ухудшению качества работы педагога, особенно когда он вызван стремлением руководства оценивать деятельность учителя [8]. В процессе исследования возникло предположение о том, что сочетание некоторых параметров среды, в которой существует педагог, - низкая степень регламентации поведения, информационная обогащенность и представленность образцов креативного поведения - оказывает определяющее влияние на инновационное поведение педагога, которое предполагает и гибкость, и креативность [9-11].

Реалии нового времени четко обозначили несоответствие существующей образовательной системы и вновь формирующегося общественного запроса [12]. При всей своей масштабности и разветвленности (учреждения высшего и среднего профессионального образования, предприятия, организации и др.) данная система не вполне удовлетворяет современным требованиям в развитии непрерывного образования [13]. В самом общем виде до 2010-х гг. эти противоречия были между потребностью общества и уровнем подготовленности специалистов; между новыми целями и старыми формами организационных и управленческих структур; между интересами и реальными возможностями субъектов образовательного процесса

[14].

В федеральных вузах ДВФО, как в России и во всем мире, в сфере дополнительного профессионального образования наблюдаются следующие тенденции:

- объективно обусловленное в связи с социально-экономическими преобразованиями, происходящими в регионе, признание ведущей роли дополнительного профессионального образования в контексте непрерывного образования;

- сохраняющаяся в то же время его обособленность от системы образования, отсутствие управляемых и координируемых процессов интеграции ДПО в основную образовательную деятельность;

- сохраняющаяся несогласованность приоритетов и инструментов поддержки научно-технологического развития Российской Федерации на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях;

- интенсивное развитие внеинституциональных форм дополнительного профессионального образования взрослых, в связи с чем возникает острая необходимость в их сертификации;

- расширение разнообразия и доступности образования для всех (индивидуальная образовательная траектория; электронное обучение; дистанционное обучение; диверсифицированные образовательные программы по индивидуальным и корпоративным запросам и др.);

- тенденции к включению дополнительного профессионального образования в общеевропейское пространство высшего образования по мере внедрения в образовательную практику механизмов валидации или признания предшествующего обучения на уровне высшего образования в региональном образовательном пространстве, независимо от путей и форм его получения [15-16].

- активизация научных исследований в области перспектив направлений развития кадровой политики, экономики региона, а также роли ДПО в устойчивом развитии региона и др. [17-18];

- усиление сетевого взаимодействия образовательных организаций (ДПО, ВО, СПО и общего образования) различных форм собственности и ведомственной принадлежности;

- необходимость реализации интегративного, кластерного подходов, обеспечивающих взаимодействие между производством, наукой и образованием. Непрерывное развитие техники и технологий; оптимизация управления производством; оптимизация процессов труда обусловливают формирование новых компетенций специалистов, что, в конечном итоге, определяет и изменения требований рынка труда. В качестве одной из стратегических задач для экономического роста РС (Я) назван отход от моноотраслевой направленности экономики, что предполагает развитие новых отраслей промышленности. В связи с этим в сфере ДПО будет приобретать все большее значение усиление междисциплинарных, интегративных и кластерных подходов к разработке и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки специалистов предприятий и организаций реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса.

Непрерывное профессиональное образование специалистов развивающихся отраслей экономики РС (Я) должно учитывать следующие объективные факторы: появление новых и отмирание старых профессий; выявление квалификационных дефицитов и их восполнение; изменение квалификационных требований по отдельным профессиям; появление новых компетенций по существующим профессиям; расширение функциональных обязанностей в область смежных профессий; появление требований к изменению образовательного ценза по отдельным профессиям и др.

В 2016-2017 гг. в рамках комплексных научных исследований в РС (Я) была выполнена НИР по изучению современного состояния дополнительного профессионального образования Республики Саха (Якутия) и особенностей развития в рамках темы «Анализ состояния и выявление особенностей системы образования в Республике Саха (Якутия)». Так, по состоянию на декабрь 2016 г., по данным Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования РС (Я), в республике дополнительные профессиональные программы реализовывали 67 лицензированных образовательных организаций; осуществляют дополнительное образование взрослых 43 государственных образовательных организации, 21 негосударственная образовательная организация. В настоящее время развивается частный сектор дополнительного профессионального образования, в республике функционирует 21 частная организация, имеющая лицензию на ведение образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

По данным выборочного наблюдения в 2015-2016 гг. Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республики Саха (Якутия), численность населения, участвующего в непрерывном образовании от 20 до 70 лет в среднем составила 129, 9 тыс. чел. Из них численность освоивших дополнительные образовательные программы в возрасте от 20-72 лет составила 67,8 тыс. чел, а численность прошедших дополнительное обучение на работе - 78,8 тыс. чел. Процент освоивших дополнительные образовательные программы и прошедших дополнительное обучение на работе в возрасте от 25 до 29 лет в среднем составил 23,6 %, от 50-72 лет - 19,39%. Следует отметить, что численность участвующих в освоении дополнительных образовательных программ в возрасте от 50-72 лет составила 12,6 тыс. чел., что на 11,5% больше, чем освоивших дополнительные образовательные программы в возрасте от 25-29 лет. Среди получивших дополнительное профессиональное образование (ПК и ПП) лидируют определенные социально-профессиональные группы: госслужащие, врачи, педагоги, юристы. Значительно меньше охват дополнительным профессиональным образованием рабочих в промышленности, строительстве, на транспорте и связи. Достаточно низкий уровень повышения квалификации у предпринимателей, и, как правило, основной формой являются стажировки в регионах России и зарубежных странах.

По результатам первого этапа исследований были сделаны выводы о том, что в процессе работы с целевой аудиторией при разработке ДПП необходимо ориентироваться на квалификационные требования к специалистам и их компетенциям, источниками при этом выступают национальные (общероссийские государственные или ведомственные) классификаторы социально-экономической информации; нормативные документы, регламентирующие квалификационные структуры в Российской Федерации: Национальная рамка квалификаций РФ, отраслевая рамка квалификаций (если имеется в данной отрасли); профессиональные и корпоративные стандарты, квалификационные характеристики и др. В целом результаты анализа и осмысления выявленных противоречий и проблем в сфере ДПО в РС (Я) позволяют говорить о востребованности единой Концепции развития системы ДПО в регионе.

На втором этапе НИР в рамках комплексных научных исследований в РС (Я) проведен анализ и осмыслены тенденции в сфере сохранения и развития «человеческого капитала» через реализацию концепции непрерывного образования, в частности, дополнительного профессионального образования.

Выявлена проблема отсутствия объективных данных по образовательным организациям ДПО. Так, в статистических сборниках представлена информация о населении, его занятости и денежных доходах, данные, обеспечивающие всестороннюю характеристику уровня и тенденций развития сферы профессионального образования в РС (Я), однако при этом не выделяются соответствующим образом данные по дополнительному профессиональному образованию. На сайте Федеральной службы государственной статистики [19] публикуются сведения о социальной сфере, результатах научных разработок и инновационной деятельности, финансовом состоянии, инвестициях, ценах и тарифах, показатели численности рабочей силы, занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации; приведены итоги ежеквартального выборочного обследования рабочей силы (обследования населения по проблемам занятости). При этом по районам РС (Я) таких данных нет. В статистических сборниках не ведется учет образовательных организаций, имеющих лицензию на реализацию дополнительного профессионального образования по РС (Я) и РФ.

В регионе выявлено противоречие между имеющимся потенциалом (наличие кадровых, научно-методических и материально-технических, информационно-коммуникационных и др. ресурсов) для реализации современных форм дополнительного профессионального образования, включая сетевое, дистанционное образование, электронное обучение и отсутствием запроса со стороны организаций и предприятий реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса по обучению своих кадров на территории РС (Я) силами и ресурсами лицензированных образовательных организаций, реализующих ДПП.

Выше уже говорилось о том, что реализация инновационного сценария развития непрерывного профессионального образования должна основываться на научно-обоснованном

подходе, базироваться на результатах научных исследований. В связи с этим в 2016-2017 гг. современное состояние ДПО Якутии исследуется и как социальное явление, социальная проблема методами социологического исследования, и как область педагогической науки посредством комплекса методов, что в совокупности предполагает такой подход, который позволяет интегрировать возможности различных областей научного знания [20]. Необходимость интегративного подхода также объясняется тем, что «одновременно с системными объектами (наукой, техникой, производством, образованием, человеком, природой, обществом и др.) происходит уплотнение, новообразование, взаимопроникновение в самой методологии, усложнение ее инфраструктуры, междунаучного взаимодействия универсального типа на основе теории и практики интеграции и дифференциации в обосновании системных объектов» [21, с. 8].

Исследование позволило определить наиболее вероятные и значимые тенденции, критические ситуации, перспективные технологии и необходимые управленческие решения по развитию дополнительного профессионального образования. Полученные в исследовании результаты стали основой создания документов (концепция, карты, атлас, положения), в которых предложены мероприятия для реализации инновационного сценария развития ДПО РС (Я) на 2017-2030 гг., модели институциональной и внеинституциональной организации ДПО в контексте сохранения и развития человеческого капитала Республики Саха (Якутия) (профессионально-образовательный кластер дополнительного профессионального образования) и др.

При формировании выборочного массива первичных проверочных единиц за основу было взято территориальное деление республики на экономические зоны, согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года (рис. 1).

Центральная зона

в Центральной зоне

Продолжение. Рис. 1б

Рис. 1б. Образовательные организации ВО, СПО и ДПО и востребованные профессии

в Центральной зоне

Для установления географической близости образовательных организаций, имеющих лицензию на реализацию дополнительного профессионального образования, в рамках экономической зоны Республики Саха (Якутия), применялся принцип серпантинного расположения территориальных единиц с севера на юг в направлении запад-восток. Основное назначение данной процедуры - выявление образовательных организаций, имеющих лицензию на реализацию дополнительного профессионального образования, и обеспечения сопоставимости обследования в разрезе прогноза возможности повышения профессионального уровня специалистов по востребованным профессиям. Отбор образовательных организаций осуществлялся в рамках территориальных сегментов, экономических зон на территории Республики Саха (Якутия).

Среди получивших в 2016 г. лицензию на право ведения дополнительного образования взрослых лидирует г. Якутск (рис. 3). Образовательные организации, реализующие дополнительные профессиональные программы, имеют соответствующие материально-техническое обеспечение и инфраструктуру, квалифицированный состав преподавателей.

Сегодня интенсивное наращивание человеческого капитала происходит на тех территориях, где действуют мощные (располагающие стратегиями и программами действий, а также финансами) субъекты, при этом представления о будущем, цели и действия разных субъектов должны быть согласованы.

Так, выявлены особенности, сильные и слабые стороны состояния ДПО по экономическим зонам РС (Я) (табл.).

■ Алдан - 3

■ Чурапчинский район -1

■ Жатай - 2

■ Томпонский -1

■ Ленек -1

Рис. 3. Сведения о количестве образовательных организаций, реализующих ДПП в улусах/районах РС (Я) (по данным Министерства труда и социального развития, Министерства образования и науки РС (Я))

Таблица

Выводы и рекомендации по развитию ДПО в РС (Я)

Экономическая зона (ЭЗ) Особенности состояния ДПО Рекомендации

Арктическая ЭЗ Отсутствие соответствующих образовательных организаций, готовящих востребованных специалистов для реализации плана экономического развития Арктической зоны количества образовательных, обусловливает необходимость консолидации усилий учреждений профессионального образования региона. Разработать стратегический план развития непрерывного профессионального образования Арктической экономической зоны. Вести целенаправленную работу по подготовке специалистов из числа жителей, проживающих в данной экономической зоне. Использовать имеющиеся ресурсы ГБОУ РС (Я) «Профессиональное училище №32» для подготовки рабочих специалистов рабочих профессий. Усовершенствовать интернет-коммуникацию для своевременной подготовки специалистов соответствующих профессий посредством сетевого электронного и дистанционного обучения, а также системного повышения их профессиональной квалификации.

Центральная ЭЗ Находится в самом выгодном положении, так как здесь находится большая часть образовательной инфраструктуры различных уровней и видов, которые могут обеспечить высококвалифицированными специалистами потребности рынка труда. Следует отметить одну из главных проблем в профессиональном образовании - несбалансированность связей между данными образовательными организациями, а также главными потребителями образовательных услуг - работодателями. Создать единую систему управления стратегией развития региональной системы дополнительного профессионального образования в форме Регионального агентства развития квалификаций при Главе РС (Я). Провести мониторинг состояния и динамики сектора дополнительных профессиональных образовательных услуг, сбор и обработку статистических данных по всем направлениям отраслей народного хозяйства в целях эффективного учета потребности рынка труда. Создать условия для ведущих образовательных организаций ДПО, находящихся в данной экономической зоне, для обеспечения отдаленных экономических зон востребованными специалистами инженерно-технических и рабочих профессий. Создать единую систему общественно-профессиональной аккредитации программ дополнительного профессионального обучения и сертификации выпускников образовательных организаций и сотрудников реального сектора экономики. Совершенствовать финансово-экономические механизмы эффективного и равномерного обеспечения ресурсов организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы.

Западная ЭЗ Одна из основных экономических зон региона, нуждающихся в квалифицированных рабочих и инженерно-технических профессиях. Отсутствие полной картины статистических данных о потребностях работодателей затрудняет своевременную подготовку востребованных специалистов рабочих и инженерно-технических профессий. Для обеспечения потребностей в рабочих и инженерно-технических кадрах в отрасли необходимо проводить кадровую политику с учетом увеличения производительности труда, технического перевооружения; организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Определить прогнозную потребность в специалистах посредством мониторинга состояния и динамики сектора дополнительных профессиональных образовательных услуг в Западной экономической зоне. Совершенствовать взаимодействие учебных заведений среднего профессионального и высшего образования и дополнительного профессионального образования в целях удовлетворения потребностей инновационной экономики. Повысить качество подготовки рабочих кадров по дефицитным профессиям; организации совместной работы по модернизации лабораторной базы с профильными образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего образования, в том числе ДПО. Унифицировать требования к качеству подготовки кадров с учетом потребностей отрасли.

Восточная ЭЗ Единственное образовательное учреждение СПО, которое может осуществлять образовательную деятельность в сфере ДПО, - Горно-геологический техникум. Экономическая привлекательность ЭЗ должна способствовать развитию профессионального образования посредством создания на базе ГБПОУ РС (Я) «Горно-геологический техникум» центра ДПО или центров ДПО на местах в целях своевременного удовлетворения потребностей отраслей, находящихся в данной зоне, востребованными специалистами рабочих и инженерно-технических профессий. На современном этапе статистических данных по позитивному развитию и размещению производительных и производственных отношений в Восточной экономической зоне не выявлено. Необходима целенаправленная работа по подготовке специалистов из числа жителей, проживающих в данной экономической зоне. Использовать имеющиеся ресурсы ГБПОУ РС(Я) «Горно-геологический техникум» для подготовки рабочих специалистов рабочих профессий. Усовершенствовать интернет-коммуникацию для своевременной подготовки специалистов соответствующих профессий посредством сетевого электронного и дистанционного обучения, а также системного повышения их профессиональной квалификации.

Южная ЭЗ Одна из самых перспективных и развивающихся ЭЗ региона, где интенсивно реализуются инновационно-инвестиционные проекты. Сегодня наблюдается противоречие между потребностью предприятий отрасли экономической зоны в высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических кадрах и возможностью учебных организаций спроектировать и проводить подготовку востребованных кадров в условиях реализации ФГОС СПО, ВО и профессиональных стандартов на основе требований работодателей. Целевая подготовка специалистов по заявкам работодателей должна вестись на основе соглашений с последующим трудоустройством выпускников. Вопрос своевременного удовлетворения потребностей, особенно в рабочих профессиях, в кратчайшие сроки может решить система ДПО посредством программ курсов профессиональной переподготовки. Разработать единый стратегический план взаимодействия профессиональных образовательных учреждений для подготовки квалифицированных специалистов и повышения их квалификации. Организовать интеграцию деятельности средних специальных и высших, дополнительных профессиональных учебных организаций с максимальным использованием имеющихся ресурсов для подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований работодателей и ФГОС СПО и ВО. Унифицировать требования к качеству подготовки кадров с учетом потребностей отрасли. Обеспечить востребованными кадрами приоритетные отрасли социально-экономического развития Южной экономической зоны путем реализации индивидуальных образовательных траекторий на всех уровнях профессионального и дополнительного профессионального образования.

Проведенная на первом этапе комплексных научных исследований работа по изучению состояния дополнительного профессионального образования РС (Я) позволила выявить следующие особенности.

Развитие дополнительного профессионального образования все более вписывается в контекст образования в течение всей жизни: специалистам в стремительно изменяющихся условиях необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции, повышать уровень профессионального и социально-личностного развития.

Деятельность лицензированных образовательных учреждений ДПО реализуется без систематического учета, мониторинга и контроля качества образовательной деятельности со стороны как государства, так и общественных организаций.

Уровень охвата дополнительным профессиональным образованием в регионе явно недостаточен для формирования необходимого инновационного потенциала населения.

В регионе установлено противоречие между имеющимся потенциалом (наличие кадровых, научно-методических и материально-технических, информационно-коммуникационных и др. ресурсов) для реализации современных форм дополнительного профессионального образования, включая сетевое, дистанционное образование, электронное обучение) и отсутствием запроса со стороны организаций и предприятий реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса обучения своих кадров на территории РС (Я) силами и ресурсами лицензированных образовательных организаций, реализующих ДПП. Анализ состояния ДПО и сценарное прогнозирование его развития по экономическим зонам привел к выводу, что инновационный прорыв в обеспечении качества профессиональной квалификации специалистов возможен за счет глубокой модернизации системы дополнительного профессионального образования, ядром которой может стать Северо-Восточный федеральный университет, объединяющий вокруг себя научно-образовательный комплекс и учреждения ДПО Якутии. В этой связи в условиях введения профессиональных стандартов (ПС) и оценки квалификаций как государственной политики разработан проект Профессионально-образовательного кластера ДПО (ПОК ДПО), призванного реализовать интеграцию образования, науки и производства в интересах устойчивого развития.

Из различных статистических данных, рейтингов и т.п. известно, что Якутия лидирует в ДВФО по количеству выпускников школ на 10 тыс. чел. населения, по количеству выпускников ссузов и вузов и, главное, по их трудоустройству. Деловая активность в республике, как отмечают независимые эксперты, находится на достаточном уровне - лучший в ДВФО индекс предпринимательской уверенности, высока доля прибыльных предприятий. Якутия является лидером по качеству человеческого капитала на Дальнем Востоке. Как показывает опыт многих стран с высоким качеством жизни, где человеческий капитал является главным богатством, степень развития экономики всецело определяется накопленным и реализованным человеческим потенциалом. При этом знания, компетенции и профессиональная квалификация специалистов являются ключевыми факторами экономического роста и интеллектуального развития общества. Современное состояние ДПО учитывает новые социальные тенденции, широкое развитие технологий, постоянно изменяющиеся экономические и социальные условия и обеспечивает комплексное углубление знаний специалистов в рамках тех или иных профессий.

Заключение

Понимание профессиональной квалификации как меры потенциала человека, личности и в целом человеческого капитала в условиях все еще сохраняющегося дефицита специалистов высокой квалификации требует учета нормативных документов о квалификациях и компетенциях при разработке и реализации образовательными организациями дополнительных профессиональных программ: национальных (общероссийских) классификаторов социально-экономической информации; Национальной рамки квалификаций РФ, отраслевой рамки квалификаций (если имеется в данной отрасли); профессиональных и корпоративных стандартов, квалификационных характеристик и др. Специальное образование, включающее фундамен-

тальные и специальные знания о предмете деятельности, высокая профессиональная квалификация стали мерой «потенциала человека», его потенциальной возможности осуществлять сложные виды деятельности.

Таким образом, для реализации инновационно-прорывного сценария в развитии дополнительного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) необходима единая система управления стратегией развития региональной системы дополнительного профессионального образования в форме Регионального агентства развития квалификаций при Главе РС (Я), которое возьмет на себя роль координатора ДПО региона: инновационный прорыв в образовании возможен за счет глубокой модернизации системы дополнительного профессионального образования, ядром которой должен стать Северо-Восточный федеральный университет, объединяющий вокруг себя научно-образовательный комплекс и учреждения дополнительного профессионального образования Якутии.

Внедрение в деятельность образовательных организаций РС (Я), реализующих дополнительные профессиональные программы, статистического инструментария позволит вести мониторинг образовательной деятельности в сфере ДПО, контролировать динамику развития человеческого капитала с учетом индикаторов развития ДПО; координировать деятельность лицензированных образовательных организаций по ДПО и независимой общественной внешней оценки качества и социально-экономической эффективности реализуемых ими дополнительных профессиональных программ. В условиях цифровизации всех сфер жизни общества

- от экономики до образования - объективно необходимо создание единого информационного пространства ДПО в регионе, единую региональную систему по сбору статистических данных о реализации ДПО в соответствии с инструментарием федерального статистического наблюдения, что повысит эффективность подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке, доступность ДПО, способствующего профессиональному росту и личностному развитию.

Литература

1. Прикот О.Г. Непрерывное образование: изменение философии управления образовательной организацией [Электронный ресурс] / О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2016. - №1 (31). -С. 5-13. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_27671294_33084695.pdf (дата обращения 04.02.2017 г.).

2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/ doc20130325_06.

3 Игнатович Е.В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования [Электронный ресурс] / Е.В. Игнатович // Непрерывное образование: XXI век.- 2013. - Вып. 2. - С. 1. - Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2085.

4. Волков В.Н. О характере проявления концептуальных изменений в образовании в управлении современной школой [Электронный ресурс] / В.Н. Волков // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2016. - № 1 (31). - С. 13-20.

- Режим доступа: http://elibrary.ru/query_results.asp. (дата обращения 04.02.2017 г).

5. Tilstone C. (1998). Observing Teaching and Learning: Principles and Practice. London: David Fulton Publishers.

6. Randall M., Thornton B. (2001). Advising and Supporting Teachers. Ambridge: Cambridge University Press.

7. Coombe С. (2008). 'Burnout in ELT: Strategies for avoidance and prevention'. Perspectives, 15, (3), 11-13.

8. Aubrey J. and Coombe C. (2011). An investigation of occupational stressors and coping strategies among EFL teachers in the United Arab Emirates', in C. Gitsaki (ed.), Teaching and Learning in the Arab World. Bern: P. Lang, pp. 181-201.

9. Amabile Т. M. (1982). «Social psychology of creativity : A consensual assessment technique», Journal of Personality and Social Psychology, 43(5), 997-1013.

10. Barron F. (1988). «Putting creativity to work», in R. J. Sternberg (Ed.), The nature of creativity (p. 76-98), New York, Cambridge University Press.

11. Sternberg R. J., & Lubart Т. I. (1995). Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity, New York, Free Press.

12. Большакова О.И. Основы инновационных процессов в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / О.И. Большакова // СПО. - 2011. - №7. - С. 45-47. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nosnovy-innovatsionnyh-protsessov-v-sisteme-dopoMtelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения 04.02.2017 г.)

13. Ковалевич И.А. Профессионализация в системе непрерывного образования / И.А. Ковалевич. -Новосибирск: Изд-во Сиб. отд. РАН, 2008. - С. 106-119.

14. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2008. - С. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Европейский опыт признания профессиональных квалификаций, полученных в результате неформального и спонтанного обучения / авт.-сост.: О.В. Дехтяренко [и др.]; под ред. Э.М. Калицкого; пер. с англ. И.В. Павлючик, Е.С. Харченко. - Минск: РИПО, 2011.

16. Чоросова О.М. Непрерывное профессиональное образование педагогов в Республике Саха (Якутия) / О.М. Чоросова // Педагогика. - 2015. - №10. - С. 65-69.

17. Михайлова Е.И. Университет - интеллектуальная платформа инновационного развития Северо-Востока России / Е.И. Михайлова // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2013. - Т. 8. - № 1. - С. 80-86.

18. Михайлова Е.И. Роль университета в устойчивом развитии региона / Е.И. Михайлова: сб. ст., выступлений, интервью / Е.И. Михайлова; [сост.: Т.С. Максимова, Л.Г. Федорова; авт. предисл. С.Н. Чистякова; под общ. ред. В.М. Саввинова]. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 336 с.

19. Режим доступа: http://www.gks.ru

20. Симонова Т.М. Интегративный подход к исследованию социальных проблем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/28/1214162178/Simonova_2009_N1-5.pdf (дата обращения 18.12.2016 г.).

21. Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования / А.П. Беляева. - СПб.: Институт профтехобразования РАО, 2002. - 240 с.

Reference

1. Prikot O.G. Nepreryvnoe obrazovanie: izmenenie filosofii upravlenija obrazovatel'noj organizaciej [Jelektronnyj resurs] / O.G. Prikot, V.N. Vinogradov // Akademicheskij vestnik. Vestnik Sankt-Peterburgskoj akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2016. - №1 (31). - S. 5-13. - Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/download/elibrary_27671294_33084695.pdf (data obrashhenija 04.02.2017 g.).

2. Prognoz dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii do 2030 g. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/ doc20130325_06.

3 Ignatovich E.V. Social'no-pedagogicheskaja missija institutov nepreryvnogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs] / E.V. Ignatovich // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek.- 2013. - Vyp. 2. - S. 1. - Rezhim dostupa: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2085.

4. Volkov V.N. O haraktere projavlenija konceptual'nyh izmenenij v obrazovanii v upravlenii sovremennoj shkoloj [Jelektronnyj resurs] / V.N. Volkov // Akademicheskij vestnik. Vestnik Sankt-Peterburgskoj akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovanija. - 2016. - № 1 (31). - S. 13-20. - Rezhim dostupa: http:// elibrary.ru/query_results.asp. (data obrashhenija 04.02.2017 g.).

5. Tilstone C. (1998). Observing Teaching and Learning: Principles and Practice. London: David Fulton Publishers.

6. Randall M., Thornton B. (2001). Advising and Supporting Teachers. Ambridge: Cambridge University Press.

7. Coombe S. (2008). 'Burnout in ELT: Strategies for avoidance and prevention'. Perspectives, 15, (3), 11-13.

8. Aubrey J. and Coombe C. (2011). An investigation of occupational stressors and coping strategies among EFL teachers in the United Arab Emirates', in C. Gitsaki (ed.), Teaching and Learning in the Arab World. Bern: P. Lang, pp. 181-201.

9. Amabile T. M. (1982). «Social psychology of creativity : A consensual assessment technique», Journal of Personality and Social Psychology, 43(5), 997-1013.

10. Barron F. (1988). «Putting creativity to work», in R. J. Sternberg (Ed.), The nature of creativity (p. 76-98), New York, Cambridge University Press.

11. Sternberg R. J., & Lubart T. I. (1995). Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity, New York, Free Press.

12. Bol'shakova O.I. Osnovy innovacionnyh processov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs] / O.I. Bol'shakova // SPO. - 2011. - N»7. - S. 45-47. - Rezhim dostupa: http:// cyberleninka.ru/article/n/osnovy-innovatsionnyh-protsessov-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (data obrashhenija 04.02.2017 g.)

13. Kovalevich I.A. Professionalizacija v sisteme nepreryvnogo obrazovanija / I.A. Kovalevich. -Novosibirsk: Izd-vo Sib. otd. RAN, 2008. - S. 106-119.

14. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaja innovatika: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij / A.V. Hutorskoj. - M.: Akademija, 2008. - S. 8.

15. Evropejskij opyt priznanija professional'nyh kvalifikacij, poluchennyh v rezul'tate neformal'nogo i spontannogo obuchenija / avt.-sost.: O.V. Dehtjarenko [i dr.]; pod red. Je.M. Kalickogo; per. s angl. I.V. Pavljuchik, E.S. Harchenko. - Minsk: RIPO, 2011.

16. Chorosova O.M. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie pedagogov v Respublike Saha (Jakutija) / O.M. Chorosova // Pedagogika. - 2015. - №10. - S. 65-69.

17. Mihajlova E.I. Universitet - intellektual'naja platforma innovacionnogo razvitija Severo-Vostoka Rossii / E.I. Mihajlova // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja jekonomika. - 2013. -T. 8. - № 1. - S. 80-86.

18. Mihajlova E.I. Rol' universiteta v ustojchivom razvitii regiona / E.I. Mihajlova: sb. st., vystuplenij, interv'ju / E.I. Mihajlova; [sost.: T.S. Maksimova, L.G. Fedorova; avt. predisl. S.N. Chistjakova; pod obshh. red. V.M. Savvinova]. - Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2014. - 336 s.

19. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru

20. Simonova T.M. Integrativnyj podhod k issledovaniju social'nyh problem [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/28/1214162178/Simonova_2009_N1-5.pdf (data obrashhenija 18.12.2016 g.).

21. Beljaeva A.P. Integrativnaja teorija i praktika mnogourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija / A.P. Beljaeva. - SPb.: Institut proftehobrazovanija RAO, 2002. - 240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.