Научная статья на тему 'Вопросы развития дополнительного профессионального образования в условиях внедрения национальной системы квалификаций РФ (на примере федерального университета)'

Вопросы развития дополнительного профессионального образования в условиях внедрения национальной системы квалификаций РФ (на примере федерального университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / РЫНОК ТРУДА / РАБОТОДАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна, Герасимова Розалия Еремеевна, Соломонова Галина Сергеевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития дополнительного профессионального образования в условиях внедрения национальной системы квалификаций России на примере Республики Саха (Якутия). Изучение результатов опубликованных научно-теоретических исследований в анализируемой сфере, а также формирование в Северо-Восточном федеральном университете системы круглогодичного образования взрослых и непрерывного профессионального образования убеждают в необходимости развития, обновления механизмов и регламентов развития дополнительного профессионального образования. Модернизация этой сферы образования уже происходит в контексте тенденций постоянных изменений рынка труда, растущих запросов к качеству подготовки трудовых кадров со стороны работодателей в условиях внедрения в Республике Саха (Якутия) профессиональных стандартов как основных элементов национальной системы квалификаций России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна, Герасимова Розалия Еремеевна, Соломонова Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Additional Professional Education under Implementation of the Russian National System of Qualifications: the Case of the Federal University

The article discusses current issues of the development of additional professional education in the context of implementing the Russian national qualifications system in the Sakha Republic (Yakutia). Using the example of the North-Eastern Federal University, it is shown that the development of mechanisms and regulations for the development of additional vocational education is carried out in the context of the tendencies of constant changes in the labor market, increasing demands for the quality of labor force training from employers in the context of implementing the professional standards and elements of the national qualifications system of Russia in the Sakha Republic (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Вопросы развития дополнительного профессионального образования в условиях внедрения национальной системы квалификаций РФ (на примере федерального университета)»

УДК 378.096

О. М. Чоросова, Р. Е. Герасимова, Г. С. Соломонова

Вопросы развития дополнительного профессионального образования в условиях внедрения национальной системы

квалификаций РФ (на примере федерального университета)

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы развития дополнительного профессионального образования в условиях внедрения национальной системы квалификаций России на примере Республики Саха (Якутия). Изучение результатов опубликованных научно-теоретических исследований в анализируемой сфере, а также формирование в Северо-Восточном федеральном университете системы круглогодичного образования взрослых и непрерывного профессионального образования убеждают в необходимости развития, обновления механизмов и регламентов развития дополнительного профессионального образования. Модернизация этой сферы образования уже происходит в контексте тенденций постоянных изменений рынка труда, растущих запросов к качеству подготовки трудовых кадров со стороны работодателей в условиях внедрения в Республике Саха (Якутия) профессиональных стандартов как основных элементов национальной системы квалификаций России.

Ключевые слова: подготовка кадров, дополнительное профессиональное образование, квалификации, профессиональные стандарты, рынок труда, работодатели.

O. M. Chorosova, R. E. Gerasimova, G. S. Solomonova

Development of Additional Professional Education under Implementation of the Russian National System of Qualifications: the Case of the Federal University

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article discusses current issues of the development of additional professional education in the context of implementing the Russian national qualifications system in the Sakha Republic (Yakutia). Using the example of the North-Eastern Federal University, it is shown that the development of mechanisms and regula-

ЧОРОСОВА Ольга Марковна - доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры андрагогики, директор Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: chorosovaom@mail.ru

CHOROSOVA Olga Markovna - PhD in Pedagogy, Candidate of Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of Andragogy, Director of the Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ГЕРАСИМОВА Розалия Еремеевна - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой андра-гогики, заместитель директора Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: roza_gerasimova@mail.ru

GERASIMOVA Rosalia Eremeevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Andragogy, Deputy Director of the Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

СОЛОМОНОВА Галина Сергеевна - начальник отдела научных исследований и проектов Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: solomonovags@mail.ru

SOLOMONOVA Galina Sergeevna - Head of Research and Projects, Department Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

tions for the development of additional vocational education is carried out in the context of the tendencies of constant changes in the labor market, increasing demands for the quality of labor force training from employers in the context of implementing the professional standards and elements of the national qualifications system of Russia in the Sakha Republic (Yakutia).

Keywords: training, additional vocational education, qualifications, professional standards, labor market, employers.

Введение

Сегодня развитие экономики и профессионального образования, в том числе дополнительного профессионального, объединено общими требованиями к образовательным результатам - это конкурентоспособные и мобильные кадры новой формации, способные к принятию ответственных решений, расширению или смене профессиональной деятельности, ориентированные на саморазвитие и непрерывное образование.

В этих условиях дополнительное профессиональное образование, модернизируя формы взаимодействия с работодателями, синхронизируя их требования к качеству образования с запросами к квалификациям трудовых кадров, в обобщенном виде сформулированными в профессиональных стандартах, способно и призвано обеспечивать потребности рынка труда в квалифицированных кадрах в соответствии с качественными и структурными изменениями экономики региона.

В условиях становления Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в основных компонентах которой консолидированы запросы работодателей к качеству образования, в том числе дополнительного профессионального образования, возникает возможность определения эффективных организационных механизмов и регламентов развития дополнительного профессионального образования с учетом специфики региона, структурных и качественных изменений региональной экономики. Это актуализирует необходимость методологического обоснования и научно-теоретического осмысления ключевых задач и стратегических ориентиров развития дополнительного профессионального образования в условиях внедрения национальной системы квалификации (далее - НСК) РФ в Республике Саха (Якутия).

Изученность проблемы

В настоящее время проведено достаточно исследований, посвященных различным аспектам развития дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) и / или непрерывного образования. Если останавливаться на региональных условиях развития системы ДПО, то отдельные вопросы истории развития и формирования системы дополнительного профессионального образования педагогов Республики Саха (Якутия) исследованы в работах О.М. Чоросовой [1]; современное состояние образования в регионе в целом становилось предметом изучения в трудах Д.А. Данилова [2-4], Н.Д. Неустроева [5]; роль федерального университета в развитии региона, вопросы взаимодействия университетов и работодателей в процессе подготовки трудовых ресурсов в системе непрерывности образования, повышения качества человеческого капитала в интересах устойчивого развития региона отражены в исследованиях Е.И. Михайловой [4, 6, 7], современное состояние и тенденции развития дополнительного профессионального образования Якутии, вопросы внедрения андрагогической компоненты в корпоративный профессиональный стандарт преподавателя СВФУ изучались О.М. Чоросовой [6-10], Р.Е. Герасимовой [4] и др.

Так, одним из важнейших направлений преобразований в системе образования является научно-педагогическая подготовка кадров. Еще в конце 1990-х-нач. 2000-х гг. реализация Президентской программы «100 аспирантов-педагогов» явилась одним из самых крупных вкладов в инновационное развитие системы образования Республики Саха (Якутия), когда педагогами и работниками региональной системы образования было защищено 67 кандидатских диссертаций, а в 2017 г. открытие в СВФУ аспирантуры по направлению 13.00.08 на базе кафедры андрагогики ИНПО СВФУ призвано стать одним из важных механизмов повышения качества преподавательского корпуса в сфере профессионального образования.

Проведен анализ наименований диссертационных исследований, представленных на сайте ВАК тем по шифру 13.00.08. Глубина исследования - период с 2013-2018 гг. При изучении материалов сайта обращалось внимание на наличие в темах диссертационных исследований терминов, связанных с дополнительным профессиональным образованием, непрерывным профессиональным образованием, образованием взрослых, развитием региональной системы дополнительного профессионального образования и связанными с ним организационными механизмами и регламентами, развитием дополнительного профессионального образования в условиях внедрения национальной системы квалификаций и ее элементов, моделированием или применением кластерного принципа в развитии дополнительного профессионального образования. В указанные годы было объявлено о защитах 80 докторских и 1404 кандидатских диссертаций, из которых 32 докторских и 120 кандидатских диссертаций посвящены различным аспектам дополнительного профессионального (преимущественно - повышения квалификации) и непрерывного профессионального образования, образования взрослых. Некоторое количество диссертационных исследований, как кандидатских, так и докторских, проведенных в период с 2013-2018 гг., посвящено изучению взаимодействия сфер образования и рынка труда, некоторых аспектов совершенствования организационных механизмов, моделирования образовательного процесса в сфере дополнительного профессионального образования, кластерного подхода в высшем и дополнительном профессиональном образовании, сетевого взаимодействия образовательных организаций, вопросов формирования гуманистического дискурса, технической культуры, методологической культуры в процессе повышения квалификации или дополнительного профессионального образования), экономических механизмов и технологий в дополнительном профессиональном образовании, андрагогической компоненты в дополнительном профессиональном образовании, вопросов развития теории неформального образования в системе повышения квалификации, непрерывного образования преподавателя высшей школы, дополнительного профессионального образования: формирование и / или развитие различных компетентностей; подготовка специалистов различных областей и др. Региональная система дополнительного непрерывного образования исследована с точки зрения ресурсного обеспечения профессионального развития личности, в материалах диссертационных работы представлены положения, освещающие различные аспекты дополнительного профессионального образования, в частности повышения квалификации педагогов, формирования их готовности к определенной деятельности: к инклюзивному образованию детей (И.В. Возняк), формированию и реализации персональной электронной образовательной среды в условиях дополнительного профессионального образования (В.Б. Клепиков) и др.; различные аспекты формирования и развития профессиональных компетентностей специалистов в процессе дополнительного профессионального образования, непрерывного профессионального образования, а также социально-педагогические условия поддержки этого процесса; вопросы развития профессиональной успешности учителей, профессиональных компетенций и профессионального совершенствования. Организационно-педагогические условия развития современного дополнительного профессионального образования рассмотрены в диссертационном исследовании В.С. Дмитриевой, актуальная проблема модернизации системы аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций в условиях становления российской национальной системы квалификаций исследована С.А. Ефимовой.

Таким образом, есть основания полагать, что вопросы формирования эффективных механизмов и регламентов развития региональной системы дополнительного профессионального образования в условиях внедрения национальной системы квалификаций России в условиях региона требуют целенаправленного исследования.

Результаты и обсуждение

В Республике Саха (Якутия) в достаточном объеме разработаны нормативные правовые акты и документы, регулирующие деятельность в сфере дополнительного профессионального образования в соответствии с его целями и задачами. Государственная программа Республики

Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» ориентирована на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Саха (Якутия), в процессе которого возникает необходимость решения проблемы качества трудовых ресурсов, их квалификации, готовности к непрерывному профессиональному развитию, образованию и саморазвитию. В этом плане развиваются критерии оценивания эффективности системы образования. В программных документах по развитию образования Республики Саха (Якутия) отражается стратегическое направление развития образования во взаимосвязи сферы образования со сферами экономики, рынка труда.

Например, по результатам проведенного в 2015-2016 гг. Институтом непрерывного профессионального образования совместно с Национальной академией образования Республики Казахстан социологического исследования среди педагогов Казахстана (более 2000 чел.) и Якутии (более 1000 чел.) было определено понятие нормы в профессиональной деятельности педагога, включающей достаточный уровень сформированности базовых профессиональных компетентностей и осознание педагогом смысла и перспектив индивидуальной профессиональной деятельности в контексте личностного бытия. Несформированность или низкий уровень профессиональных компетентностей и отсутствие у педагога духовно-смысловых оснований для своей профессиональной деятельности рассматриваются как признаки профессиональных деформаций.

В результате изучения современного состояния дополнительного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) в 2016-2017 гг. теоретико-методологических и прикладных аспектов формирования эффективных механизмов и регламентов развития системы дополнительного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) обобщены действующие механизмы и регламенты развития региональной системы дополнительного профессионального образования; предложены пути их совершенствования с точки зрения оценки эффективности их деятельности и влияния на инновационное, технологическое и социальное развития региона.

На основе мониторинга состояния и динамики сектора дополнительных профессиональных образовательных услуг с учетом структурных изменений и трендов рынка труда в регионе, потребности в ключевых компетенциях и квалификациях, необходимых для соответствия профессиональным стандартам и профессиональным требованиям рынка труда к социально-экономическим детерминантам модернизации дополнительного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) нами отнесены преобразования в экономике республики, влекущие за собой смену стратегических ориентиров региональной системы дополнительного профессионального образования.

Полученные результаты и осмысление выявленных противоречий и проблем в современном состоянии регионального дополнительного профессионального образования позволили определить основные задачи на ближайшую перспективу: формирование региональной системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Республики Саха (Якутия); реализация кластерного подхода в данном процессе для повышения эффективности преобразований и консолидации усилий всех заинтересованных стейк-холдеров.

Опытно-экспериментальная работа состояла в апробации разработанных механизмов и регламентов на базе Института непрерывного профессионального образования Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

На первом этапе (2014 г.) проходило осмысление проблемы, изучение степени ее разработанности в теории и практике педагогического образования; знакомство с опытом организации системы дополнительного образования в различных регионах России, а также за рубежом, со спецификой ее функционирования; обосновывались подходы к формированию эффективных

организационных механизмов и регламентов развития региональной системы дополнительного профессионального образования в условиях внедрения Национальной системы квалификаций Российской Федерации в Республике Саха (Якутия), определялись цели, задачи, гипотеза, методология и методика исследования.

На втором этапе (2015-2017 гг.) анализировались действующие организационные механизмы и регламенты в сфере дополнительного профессионального образования Республики Саха (Якутия) на примере образовательной деятельности Института непрерывного профессионального образования Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммо-сова, изучались и обобщались статистические материалы Госкомстата по Дальневосточному федеральному округу и Республике Саха (Якутия), по состоянию современного рынка труда в Республике Саха (Якутия) - статистические и аналитические материалы Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения. Разрабатывались и апробировались регламенты развития региональной системы дополнительного профессионального образования. Проводился формирующий эксперимент.

На заключительном этапе (2018 г.) уточняются основные результаты исследования, формулируются выводы по итогам и результатам исследования. Оценивается эффективность разработанных механизмов и регламентов развития региональной системы дополнительного профессионального образования. Происходит корректировка и уточнение понятийно-терминологического аппарата исследования.

Регламенты развития непрерывного профессионального образования в Северо-Восточном федеральном университете

Политика Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в области актуализации деятельности вуза и работодателей в качестве партнеров по подготовке многофункциональных трудовых ресурсов в системе непрерывности образования, «образования в течение всей жизни» и «аккумулирования человеческого капитала» в целях стратегического развития региона представляет собой комплекс мер, изложенных в различных документах (программах, концепциях, стратегиях и др.), принятых университетом и согласованных в различных инстанциях. В университете создается система непрерывного образования практически по всем 35 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, по которым ведется обучение, а это 395 образовательных программ, 230 программ дополнительного профессионального образования, организационные механизмы и регламенты образовательной деятельности.

Опыт Института непрерывного профессионального образования СВФУ отражен в нормативно-правовых документах, регламентирующих его деятельность в образовательном пространстве федерального университета. Институт участвует в развитии непрерывного профессионального образования в регионе. Информация об этом находится в открытом доступе на сайте ИНПО СВФУ: http://s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/ipkp/page.php.

Проанализированы и обобщены разработанные с 2010 г. в Институте непрерывного профессионального образования и внедренные локальные документы: Положение об учете имеющегося образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении диплома установленного образца дополнительного профессионального образования Института непрерывного профессионального образования СВФУ; Положение о норме времени для расчета объема оказания преподавательских и других услуг в сфере дополнительного профессионального образования в Институте непрерывного профессионального образования СВФУ; Регламент процесса оформления, контроля и согласования документации по оказанию платных образовательных услуг Института непрерывного профессионального образования СВФУ; Положение о непрерывном образовании сотрудников СВФУ на основе продуктивно-деятель-ностного подхода; Положение о проведении курсов повышения квалификации на основе кредитно-модульной (накопительной) организации образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования; Положение о выпускной квалификационной работе дипломированного специалиста курсов профессиональной переподготовки; Положе-

ние о дополнительном образовании студентов СВФУ; Положение о диверсифицированных программах дополнительного профессионального образования для студентов ФГАОУ ВПО «СВФУ».

В 2017-2018 гг. разработано и апробировано Положение о профессионально-образовательном кластере СВФУ, в основе которого лежит кластерный подход в дополнительном профессиональном образовании, рассматриваемый в качестве механизма сопряжения задач дополнительного профессионального образования и внедрения в Республике Саха (Якутия) Национальной системы квалификаций Российской Федерации. Разработаны механизмы сопряжения деятельности некоммерческих организаций, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по развитию устойчивых связей между сферами образования и рынка труда в регионе с опорой на Национальную систему квалификаций (НСК) России, представляющей собой совокупность механизмов правового и институционального регулирования квалификаций работников с учетом потребностей рынка труда и возможностей системы образования. Такую возможность интеграции теории и практики дополнительного профессионального образования, обеспечения взаимодействия представителей сфер образования и труда предоставляет кластерный подход, который рассматривается как один из эффективных организационных механизмов развития региональной системы дополнительного профессионального образования в условиях внедрения Национальной системы квалификаций Российской Федерации в Якутии. Так, заключено Соглашение о сотрудничестве в рамках Профессионально-образовательного кластера между Государственным комитетом РС (Я) по занятости населения и СВФУ, в кластерном взаимодействии создан Центр оценки квалификаций офисных специалистов и вспомогательных административных работников (ООО «Центр валидации и сертификации»), экзаменационная площадка которого сформирована на базе ИНПО СВФУ В декабре 2018 г. на рабочей встрече с руководителями улусных управлений образования 6 северных улусов достигнута договоренность о кластерном взаимодействии в сфере дополнительного профессионального образования.

Заключение

Таким образом, формирование и совершенствование эффективных механизмов и регламентов развития региональной системы дополнительного профессионального образования осуществляется с учетом потребностей рынка труда, запросов к качеству дополнительного профессионального образования, понимаемого как меры достижения целей образования со стороны всех его заказчиков (государство, работодатели, гражданское общество, потребители образовательных услуг), в условиях внедрения в регионе национальной системы квалификаций России в Республике Саха (Якутия). Эффективность механизмов и регламентов развития региональной системы дополнительного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) определяется их способностью к функционированию в качестве механизма объединения научно-образовательного комплекса и учреждений ДПО, работодателей и общественных организаций региона.

Литература

1. Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога / С.Ф. Сергеев, М.Е. Бершадский, О.М. Чоросова, А.В. Жожиков и др. - Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2016. - 337 с.

2. Данилов, Д.А. Обновление образования в условиях глобальных преобразований / Д.А. Данилов. -Чебоксары, 2016. - 108 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25824466

3. Данилов, Д.А. Проблемы культурно-исторической эволюции системы образования якутской республики в ХХ веке / Д.А. Данилов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. № 3-5. - С. 20-23. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23560905.

4. Подготовка научно-педагогических кадров в условиях инновационного развития системы образования региона / Е.И. Михайлова, Д.А. Данилов, Р.Е. Герасимова и др. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - 168 с.

5. Неустроев, Н.Д. Модернизация образовательного процесса сельской малокомплектной школы в условиях Севера / Н.Д. Неустроев, Т.А. Шергина. - Якутск, 2018. - 156 с.

6. Михайлова Е.И., Чоросова О.М. Развитие системы РС (Я) в условиях качественного и структурного изменения экономики региона [Электронный ресурс] // Педагогика. Психология. Философия. Серия Вестника СВФУ. - 2017. - № 4. - С. 96-108. Режим доступа: http://ppfsvfu.ru/wp-content/uploads/2017/12/ %E2%84%96-4-8-2017.pdf.

7. Mikhailova Evgenia I., Сhorosova Olga M. Federal University: Synchronising Trends Of Sustainable Development Of A University And Region [Electronic resource] / E.I. Mikhailova, O.M. Сhorosova // The European Proceedings of Social&Behavioral Sciences. EpSBS elSSN: 2357-1330; Future Academy, 2017; IFTE 2017: 3rd International Forum on Teacher Education. P. 518-526. URL: http://www.futureacademy.org.uk/pub-lication/EpSBS/IFTE2017KazanFederalUniversityRussia.

8. Чоросова, О.М. Непрерывное профессиональное образование педагогов в Республике Саха (Якутия) / О.М. Чоросова // Педагогика. - 2015. - № 10. - С. 65-69.

9. Чоросова, О.М. Основные подходы к сравнительным измерениям процессов трансформации дополнительного профессионального образования педагогов на Северо-Востоке России и в Республике Казахстан в интересах устойчивого развития / О.М. Чоросова // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 13-й междунар. конф.: в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. проблем непрерыв. образования. - Вып. 13. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - Ч. II. С. 274277. Режим доступа: http://lifelong-education.ru/files/pdf/K-13_part_2_rus.pdf.

10. Чоросова, О.М. Формирование инновационной среды дополнительного образования как ресурс профессионального развития педагога в условиях интеграции в открытое образовательное пространство / О.М. Чоросова. - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008. - 402 с.

References

1. Kognitivnaja pedagogika: tehnologii jelektronnogo obuchenija v professional'nom razvitii pedagoga / S.F. Sergeev, M.E. Bershadskij, O.M. Chorosova, A.V. Zhozhikov i dr. - Jakutsk: Izd-vo IGIiPMNS SO RAN, 2016. - 337 s.

2. Danilov, D.A. Obnovlenie obrazovanija v uslovijah global' nyh preobrazovanij / D.A. Danilov. - Cheboksary, 2016. - 108 s. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=25824466

3. Danilov, D.A. Problemy kul'turno-istoricheskoj jevoljucii sistemy obrazovanija jakutskoj respubliki v HH veke / D.A. Danilov // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2015. № 3-5. - S. 20-23. Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/item.asp?id=23560905.

4. Podgotovka nauchno-pedagogicheskih kadrov v uslovijah innovacionnogo razvitija sistemy obrazovanija regiona / E.I. Mihajlova, D.A. Danilov, R.E. Gerasimova i dr. - Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2013. - 168 s.

5. Neustroev, N.D. Modernizacija obrazovatel'nogo processa sel'skoj malokomplektnoj shkoly v uslovijah Severa / N.D. Neustroev, T.A. Shergina. - Jakutsk, 2018. - 156 s.

6. Mihajlova E.I., Chorosova O.M. Razvitie sistemy RS (Ja) v uslovijah kachestvennogo i strukturn-ogo izmenenija jekonomiki regiona [Jelektronnyj resurs] // Pedagogika. Psihologija. Filosofija. Serija Vest-nika SVFU. - 2017. - № 4. - S. 96-108. Rezhim dostupa: http://ppfsvfu.ru/wp-content/uploads/2017/12/ %E2%84%96-4-8-2017.pdf.

7. Mikhailova Evgenia I., Shorosova Olga M. Federal University: Synchronising Trends Of Sustainable Development Of A University And Region [Electronic resource] / E.I. Mikhailova, O.M. Shorosova // The European Proceedings of Social&Behavioral Sciences. EpSBS eISSN: 2357-1330; Future Academy, 2017; IFTE 2017: 3rd International Forum on Teacher Education. P. 518-526. URL: http://www.futureacademy.org.uk/pub-lication/EpSBS/IFTE2017KazanFederalUniversityRussia.

8. Chorosova, O.M. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie pedagogov v Respublike Saha (Jakutija) / O.M. Chorosova // Pedagogika. - 2015. - № 10. - S. 65-69.

9. Chorosova, O.M. Osnovnye podhody k sravnitel'nym izmerenijam processov transformacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija pedagogov na Severo-Vostoke Rossii i v Respublike Kazah-stan v interesah ustojchivogo razvitija / O.M. Chorosova // Obrazovanie cherez vsju zhizn'. Nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija: materialy 13-j mezhdunar. konf.: v 2 ch. / sost. N. A. Lobanov; pod nauch. red. N. A. Lobanova i V. N. Skvorcova; LGU im. A. S. Pushkina, NII soc.-jekon. i ped. problem nepreryv. obrazovanija. - Vyp. 13. - SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2015. - Ch. II. S. 274-277. Rezhim dostupa: http:// lifelong-education.ru/files/pdf/K-13_part_2_rus.pdf.

10. Chorosova, O.M. Formirovanie innovacionnoj sredy dopolnitel'nogo obrazovanija kak resurs professional'nogo razvitija pedagoga v uslovijah integracii v otkrytoe obrazovatel'noe prostranstvo / O.M. Chorosova. - Jakutsk: Izd-vo JaNC SO RAN, 2008. - 402 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.