Конференции, симпозиумы, проекты
по проблемам педагогического образования и образования взрослых
Т. В. Мухлаева
(Санкт-Петербург)
«пОМНИТЬ РАДИ БУДУЩЕГО» - ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ МИРА И СОГЛАСИЯ В еВРОПЕ
В статье анализируется потенциал образования взрослых для поддержания мира и разрешения конфликтов, значение исторической памяти для образования взрослых в сегодняшней Европе на основе изучения результатов только что состоявшейся крупной международной конференции по этой теме.
13-14 ноября 2014 года в Сараево (Босния и Герцеговина] состоялась международная конференция по образованию взрослых «Помнить для будущего» (Remembering for the Future], организованная Институтом по международному сотрудничеству немецкой Ассоциации народных университетов (DVV International] и Европейской Ассоциацией образования взрослых (ЕАЕА], в которой принял участие Институт педагогического образования и образования взрослых РАО. На конференции было создано пространство для обсуждения того, что историческая память означает для образования взрослых в сегодняшней Европе. Проведены дебаты о роли образования взрослых для поддержания мира и разрешения конфликтов. Сараево, красивейший город на Балканском полуострове, где была проведена конференция, знаменит своей многоконфессиональностью - он называется Иерусалимом Европы. В то же время его история в XX веке отмечена тремя крупнейшими военными конфликтами, первый из которых - первая мировая война, столетие которой пришлось на 2014 г., был инициирован в Сараево; последний, в 1992-1996 годах, связан с самой длительной осадой в истории современных войн, он живет в памяти большинства жителей города.
Вступлением к конференции были слова. «Помнить для будущего», - что мы подразу-
меваем под этим? Означает ли это, что мы можем погрузиться в атмосферу комфорта и думать о первой мировой войне, как о том, что случилось с людьми 100 лет назад, потому что «они не знали лучше?» Знаем ли мы намного лучше теперь? Что мы можем узнать из истории? И каким способом исторические рассказы учат нас?
2014 был особым годом, в котором отмечалось начало первой мировой войны и который дал шанс задуматься о прошлом, глядя в будущее и осознавая потенциал для длительного мира и согласия. "Помнить для будущего" означает учиться у нашей общей истории для того, чтобы построить общее будущее.
Инициатива "помнить для будущего» поставила задачи:
- уделить особое внимание разным видам деятельности, связанным с изучением первой мировой войны, для создания в обществе диалога и обсуждения;
- осуществить на этой основе рефлексию современного и будущего Европы в европейских странах на национальном, региональном и / или местном уровне;
- создать обучающие сети для взрослых с этой целью;
- поощрять заинтересованность в образовании взрослых к изучению истории и на этой основе участие в обсуждении взаимного европейского будущего;
- повысить осведомленность граждан различных стран Европы о последствиях национализма и ксенофобии.
На конференции была предложена платформа для обсуждения и обмена мыслями, опытом и знаниями о том, как воспоминания о событиях прошлого могут служить средством в образовании взрослых в сегодняшней Европе. Обсуждалась роль образования взрослых для мира и разрешения конфликтов.
Программа конференции включила ключевые речи Свена Тецлаффа, начальника департамента образования Korber Foundation, Йоук ван дер Леу-Роорд, основателя и президента Европейской ассоциации преподавателей истории (EUROCLIO], Уго Власавлевича, профессора Университета Сараево. Также были проведены интерактивные сессии - рабочие мастерские (workshops], показывающие применение различных технологий и методов в образовании взрослых в контексте темы конференции, круглые столы, «всемирное кафе» (world café], прогулки по галерее проектов (gallery walk], церемония вручения премии Грунтвига-2014, и многие другие.
Приведем пример одной из мастерских -«Память и примирение на уровне общин» (руководитель Валентина Гаджик, директор женской ассоциации SARA в Сребренице], в ходе которой велось обсуждение проектов в области образования взрослых, направленных на организацию диалога и примирения, на примере общины в Сребренице. Освещение и рефлексия в образовании и просвещении взрослых трагических событий в Сребренице, городе Боснии и Герцеговины, произошедших во время гражданской войны в Югославии 1991-1995 годов - самого массового убийства в Европе со времен второй мировой войны - служат основой для осмысления причин возникновения национализма, ксенофобии, массовой взаимной агрессии людей. Ряд других мастерских, организованных коллегами из разных стран, в том числе «Образование на пути к примирению - устная история как инструмент для работы с недавним прошлым» (руководитель Виолета Стойчева], также были насыщены содержательными и вдохновляющими идеями для изменений в образовании взрослых.
В презентации Йоук ван дер Леу-Роорд «Следует ли помнить ради будущего?» рассматривалась проблема, как способствовать поддержке в образовании ответственного и
новаторского подхода к историческому наследию, развитию гражданской ответственности путем содействия развитию критического мышления, мульти-перспективности, взаимного уважения и включения в содержание образования спорных вопросов исторического характера. Отмечалось, что историческая память в содержании образования - это способы, согласно которым отдельные люди или общества выбирают возможность помнить (или забыть] определенных людей, события, изменения в прошлом. Обсуждался вопрос о памяти индивидуальной и коллективной; историческое знание рассматривалось как тщательно и критически сконструированная коллективная память. Была инициирована дискуссия «Почему мы должны помнить прошлое ради будущего? Чтобы знать факты; не забывать историю; понимать настоящее; ориентироваться на будущее; другие причины». Отмечалось, что история далека от «мертвого предмета», она соединяет события через время и воодушевляет обучающихся изучать эти связи. История в содержании образовании помогает обучающимся понять мир, в котором они живут, и поддерживать свою ориентацию на будущее.
Приведем две цитаты из презентации. «История - как зеркало заднего вида, вы всегда должны проверять, что позади, но если вы не сосредоточены на пути вперед, вы двигаетесь в никуда», - из стенной росписи в Белфасте.
«История - самый опасный продукт, который придуман химией ума. Его свойства хорошо известны. Он порождает мечты и одурманивание. Он заполняет людей ложными воспоминаниями, преувеличивает их реакции, обостряет старые обиды, лишает покоя, мучает людей и навевает либо бред величия, либо манию преследования. Это делает целые народы ожесточенными, высокомерными, нечувствительными к страданиям других и тщеславными», - Поль Валери, французский поэт.
Ангажированность отношения к истории со стороны общества была рассмотрена, в частности, на примере отношения к убийству Гаврилой Принципом эрцгерцога Франца Фердинанда - последовательно с 1914 года это событие то прославлялось, то осуждалось в зависимости от политического курса в стране. Докладчица закончила выступление раскрытием компетенций, развитие которых
средствами исторического образования Европейская ассоциация преподавателей истории считает первостепенным. К ним относятся социальная сплоченность, взаимное понимание, уважение равных прав и возможностей; развитие чувствительности в отношении гражданского мужества, индивидуальной ответственности, терпимости и уважения к другим; повышение осведомленности о негативных эффектах стереотипизации, предрассудков, предвзятости, ксенофобии, расизма, насилия и ненависти.
В ключевом докладе «Изменение перспективы: инициирование диалога в год столетия первой мировой войны в Европе» Свен Тец-лафф остановился на роли неформального образования взрослых в преподавании и изучении истории.
«Есть очень разные представления о первой мировой войне в Европе. Тем не менее даже если культурная память каждой страны представляет войну совсем по-разному, может быть найдено транснациональное понимание этой истории. Не с целью покончить с разногласиями и разработки общего повествования, а открытия диалогового окна, чтобы учесть различные точки зрения: развитие диалогической памяти».
С. Тецлафф рассказал об уникальном опыте работы по изучению истории в 25 европейских странах, которая проводилась KorberStiftung Foundation в сотрудничестве с многочисленными НКО за последние 15 лет в рамках сети EUSTORY, показал важность учебных программ неформального обучения в этой области: они обеспечивают существенный импульс к обучению, особенно межкультурному обучению, дополняя - и углубляя - формальное обучение и образование. НКО с их образовательными программами часто быстрее реагируют на поставленные задачи и корректируют образовательные программы для целевых групп, чем государственная система образования.
Докладчик отметил, что существуют очень разные представления о первой мировой войне в Европе. Это была, безусловно, европейская война, осуществленная на мировой арене с участием колониальных империй. Десять миллионов солдат погибли в Европе, и почти девять миллионов мирных жителей были убиты. Предыдущие империи - и вместе с ними вся европейская государственная система - распались в результате войны.
В экономическом плане война также вызвала глубокие потрясения, принесла голод и нищету.
Заметными следами первой мировой войны являются многочисленные военные кладбища и мемориалы, разбросанные по всему континенту. Огромное количество мемориальных сайтов и экспонатов посвящено этой истории. В юбилейный год мы практически наблюдается бум памяти, с потоком книг, статей, выставок и фильмов.
Тем не менее, хотя война считается колоссальной катастрофой, в Европе не существует единого европейского повествования об этом, в отличие от второй мировой войны. Историческая память о первой мировой войне является ярким примером особенностей национальной памяти европейских государств и позволяет осознать принципы отбора содержания в частности в неформальном образовании взрослых.
Так, в Бельгии воспоминание о войне сильно связано с идентификацией жертв. Эта страна наиболее пострадала от насилия немецкого марша через ее территорию, для бельгийцев война - период постоянной немецкой оккупации.
Франция и Англия также понесли очень большие потери. Число жертв было даже выше, чем во время второй мировой войны. Но на национальную память более всего повлиял тот факт, что в конце концов Франция и Англия стали победителями в этой войне, успешно подавив агрессора и защитив свои национальные ценности. В их национальной культуре памяти День перемирия 11 ноября, теперь отмечаемый как День памяти, является центральным ориентиром.
В Германии, напротив, 11 ноября не связано с памятью о первой мировой войне. Вместо этого он является днем открытия сезона карнавала в стране, и немногие в Германии знают, что это день памяти жертв первой мировой войны (однако в этом году в Германии было много сделано для освещения и рефлексии первой мировой войны]. В значительной мере это связано с отсутствием единого европейского повествования. Вскоре после окончания войны в 1918 году память о ней в Германии была обращена в инструмент для достижения политических целей, конкурирования радикальных сил. Впоследствии память о второй мировой войне полностью преодолела воспоминания о первой мировой войне в Германии.
Далее докладчик остановился на особенностях национальной памяти о первой мировой войне в национальных культурах России, Польши, Венгрии, на Балканах и проиллюстрировал таким образом факт, что европейская память о первой мировой войне распадается в самых различных национальных нар-ративах.
Когда дело доходит до таких категорий, как виновные и невиновные, преступники и жертвы, победители и побежденные, в каждой перспективе «своей», национальной истории так или иначе осуществляется противопоставление друг другу, и в основе национальной истории чаще всего находится прославление или виктимизации (glorification or victimization]. Воспоминание о первой мировой войне используется, чтобы национализировать коллективную память; в то же время рефлексия истории ради настоящего и будущего не столь отчетлива.
Докладчиком сделан акцент на том, что хотя прежде всего существует и всегда была общая и всеобъемлющая точка отсчета для памяти: война - это погибшие и пострадавшие, потеря целого поколения, о чем свидетельствуют бесчисленные воинские захоронения у каждой нации, важной задачей образования является также достижение транснационального понимания первой мировой войны и других общеевропейских исторических событий.
Неформальное образование было вовлечено в течение многих лет в проекты и инициативы, которые принимают память о жертвах в качестве отправной точки для разнообразной работы во имя мира, ценностей и прав человека. Все чаще военные кладбища с могилами солдат из разных стран служат основой для исторического и политического образования.
Существует и другая важная сторона образования в области истории, обеспечивающая работу с национальными историческими повествованиями о первой мировой войне, позволяющая вырваться из узких национальных перспектив памяти и расширить их.
Эта сторона образования доказала свою эффективность в течение ряда лет успешной реализации программ и инициатив организаций гражданского общества. 15 лет назад Фонд Korber инициировал историческую сеть EUSTORY по всей Европе с ориентацией на создание широкого, межкультурного взаимо-
понимания и общего диалога о памяти в качестве оплота против злоупотребления историей как национальным, идеологическим оружием (http://en.wikipedia.org/wiki/EUSTO-RY). Была проведена колоссальная многолетняя работа, соединившая гражданские общества из 25 европейских стран - от Финляндии до Испании, от России до Португалии, организовавшая диалог памяти на основе собственных уникальных точек зрения молодых людей их разных стран и обмена идеями об актуальности современной истории.
В мае 2014 года в Берлине Федеральным агентством по гражданскому образованию, Фондом Роберта Боша и Фондом Кёрбера был организован кампус, посвященный памяти о первой мировой войне. Более 400 европейцев из более чем 40 стран в возрасте от 18 до 25 лет собрались, чтобы обменяться впечатлениями о войне, существующими в сознании их собственной семьи, для анализа национальных мифов, пропаганды и понятий врага, патриотизма, чести, а также для установления связи между отдельными историями жизни и соответствующими национальными повествованиями. Основной целью кампуса стала возможность для участников ознакомиться с точками зрения людей из других стран, чтобы задуматься о своей собственной истории и таким образом избавиться от искажающих национальных линз, через которые было принято воспринимать историю.
Основным стал вывод, что есть не одна историческая "истина", а именно своя собственная, но, скорее, существует много способов восприятия истории через диалог и много форм индивидуальной и коллективной памяти, позволяющих слышать и понимать историю с точки зрения другого. С. Тецлафф подчеркнул важность развития эмпатии в этой области образования - способности видеть мир глазами других людей. Она может начаться только с двух пар глаз. Как только диалогическая память становится основой деятельности группы, больше «глаз» принимают участие. И это создает возможность анализировать историю вместе.
Конечно, такая работа требует знания об исторических закономерностях и ключевых событиях, и здесь мы должны зависеть от исторических исследований. Но в плане памяти мы находим историю не только как объективную реконструкцию, но и как опыт и субъективное восприятие под влиянием па-
мяти, как повествования индивидуальной и семейной историй. Но эти истории должны быть в исторических и национальных контекстах, и их следует понимать на этом фоне.
Важным является знакомство с общей историей, такой как мировые войны, с различных точек зрения и с учетом разных перспектив ее понимания, а также с уважением различий и признанием другого человека вместе с его или ее историей. Этот акт признания является центральным для развития открытости и создания основы для доверия через общение.
Подобная совместная работа, основанная на различных повествованиях, может способствовать достижению примирения и укреплению понимания общего настоящего и будущего Европы. Цитата из Алейды Ассман (Aleida Assmann), немецкого историка и культуролога, служит достойным завершением этого вывода: «Именно этот вид памяти, который не ограничивается собственным героизмом и страданием, но на самом деле непосредственно включает свою ответственность за страдания других, генерирует положительные, ориентированные на будущее ценности на основе рефлексии отрицательных событий истории. Эта способность превратить историю агрессии и насилия в положительные ценности посредством диалогической памяти можно рассматривать как специфически европейское явление».
Конференция завершилась вручением наград общеевропейского проекта в области образования взрослых Grundvig Award - 2014 -«Вспоминая первую мировую войну ради будущего - образование взрослых для продвижения мира и согласия в Европе». Победителями этого года стали проекты «Книга планов, надежд и мечты» (Великобритания, Германия] и «Крепость Выгонощи» (Белоруссия]. Со стороны России в Grundvig Award - 2014 участвовал Институт педагогического образования и образования взрослых, реализовавший проект «Музеи как место рефлексии взрослыми людьми исторического опыта первой мировой войны». Брошюра с описанием проектов, в том числе российским, доступна http://www.eaea.org/media/eaea/eaea-grundtvig-award/eaea-ga-2014/grundtvig2014. pdf.
В заключение хотим процитировать слова из выступления «Эта невыносимая легкость безразличия» Катарины Попович, Генерального секретаря Международного совета по образованию взрослых на конференции о возможностях образования взрослых для поддержания мира и разрешения конфликтов (вся речь - http://rememberingforthefu-ture.eu/): «Мы как-то принимаем мир таким, как он есть - и это не очень хорошо, но мы идем дальше, как делали раньше. Вопрос в том, что образование взрослых может сделать для изменения этой ситуации».