Научная статья на тему 'Коворкинг центр: основные аспекты управления бизнесом'

Коворкинг центр: основные аспекты управления бизнесом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1927
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОВОРКИНГ / СТАРТАП / УПРАВЛЕНИЕ / ОФИСНЫЙ БИЗНЕС / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / КОВОРКИНГ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голивцова Наталия Николаевна

Голивцова Н.Н. КОВОРКИНГ ЦЕНТР: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ В данной статье рассмотрены основные аспекты управления коворкингом. Проведен анализ преимуществ и недостатков, популярности в профессиональных сообществах, целевой аудитории, сравнения коворкинга с схожими формами бизнеса: технопарком, бизнес-инкубатором, фриланс, аутсорсинг. Предложена модель эффективного управления развитием коворкинг центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коворкинг центр: основные аспекты управления бизнесом»

22 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (31), 2018 УДК 338.2

КОВОРКИНГ ЦЕНТР: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ Голивцова Наталия Николаевна, к.э.н., доцент Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г.Санкт - Петербург, Россия (e-mail: golivzova@rambler.ru)

В данной статье рассмотрены основные аспекты управления коворкин-гом. Проведен анализ преимуществ и недостатков, популярности в профессиональных сообществах, целевой аудитории, сравнения коворкинга с схожими формами бизнеса: технопарком, бизнес-инкубатором, фриланс, аутсорсинг. Предложена модель эффективного управления развитием ко-воркинг центра.

Ключевые слова: коворкинг, стартап, управление, офисный бизнес, целевая аудитория, бизнес-модель, коворкинг центр.

Прогрессивные технологии современных коммуникаций создают новый формат организации труда, удовлетворяющим возросшим потребностям общества. Рассматривая развитие офисного бизнеса, услуги предоставления рабочего места или пространства для проведения досуга, нельзя не заметить тенденцию к совершенствованию самой концепции. Появляются креативные пространства, лектории, «анти- кафе», маркеты выходного дня и другие городские общественные пространства, объединяющие людей для общения и творческого взаимодействия. Данный формат услуг охватывает понятие «коворкинг». Поэтому вопросы развития и управления коворкинг центра становятся особенно актуальными.

Коворкинг в переводе означает «работающие совместно» (англ. co-working, coworking) - это офисное пространство, в котором место для работы может арендовать любой желающий на любой период - день, месяц, год. [3, с. 17] Коворкинг создан для тех людей, кто желает совмещать преимущества фриланса - свободный график и самостоятельность - с полезными атрибутами офисной жизни: общением, помощью коллег, рабочим местом, оборудованным хорошей (часто недоступной одиночкам на дому) техникой, средствами быстрого приема пищи; а также возможностью проводить довольно массовые семинары, тренинги, конференции, праздничные мероприятия для всех желающих. Первым употребил термин «ковор -кинг» гейм-дизайнер Бернард Ковен. Он организовывал тренинги для людей с близкими интересами для решения их рабочих задач методом «мозгового штурма». Эти тренинги он называл коворкингами. Он же первым зарегистрировал доменное имя coworking.com, передав впоследствии его коворкинг - движению. [2, с.14-16]

Автором бизнес-идеи является Брэд Ньюберг - специалист IT-технологий родом из США, который в 2005 году впервые под одной кры-

шей объединил всех «свободных художников» и открыл первый коворкинг в Сан-Франциско. Он организовал офис и предложил потенциальным ко -воркерам в обмен за небольшую плату оборудованные места для работы, бесплатный Wi-Fi, медитацию, совместные ланчи и катание на велосипедах. Через год он закрыл свой первый коворкинг и открыл новый — Hat Factory.

В Европе первый коворкинг The Hub появилcя также в 2005-м в Лондоне, а в 2007-м — в Берлине (Business Class Net), CABLE FACTORY в Хельсинки, MELKWEG в Амстердаме, SUPERSTUDIO в Милане, лофт-проект «Этажи» , лофт Rizzordi Art Foundation и креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге, Винзавод, ArtPlay, Flacon, Даниловская мануфактура и Красный октябрь в Москве.

Коворкинг не накладывает особых ограничений ни на профессию и статус участника, ни на параметры помещения и сообщества. Большинство принципов коворкинга пришли из таких форм бизнеса, как:

- Технопарк - это территориальная, научная, технологическая и техническая база для реализации инновационных проектов. [1, с 135]

- Фриланс - это модель «свободной работы», которой характерны самостоятельный поиск заказов через специализированные онлайн-ресурсы, социальные сети, знакомых и друзей, ответственность за свою

продуктивность, карьеру и доход.

- Аутсорсинг - это передача традиционных не ключевых функций организации внешним исполнителям — аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы.

- Бизнес-инкубатор - это система, которая направлена на создание комфортных условий для организации бизнеса предприятиям, на ускорение роста и самореализации предпринимателей и компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их деловой активности. [20, с.90]

Чтобы понять, действительно ли коворкинг является удачной идеей по организации работы или просто модным веянием, оценим «за и против».

Среди наиболее эффективных методов выделяется сегментирование рынка. Автором была проведена сегментация рынка коворкинга г. Санкт-Петербурга. В анкетировании приняли участие реальные и потенциальные потребители коворкинг центров: Workplace Academy, Креативное пространство Fabrica 22, Коворкинг Work Smart , Пространство ChangeLab. А анкетировании приняло участие 100 человек, возврат анкет составил 98,6%. Результаты представлены на следующих рисунках.

[ПРОЦЕНТ

Возрастные изменения

4%

[ПРОЦЕНТ]

ПРОЦЕНТ]

От 18 до 25 ■ От 26 до 35 "От 36 до 40 "Свыше 41

Рисунок 1. Возрастные характеристики потребителей 1

Из данного рисунка следует, что основной акцент необходимо делать на потребителях возраст, которых от 18 до 35 лет, что составляет 85% от общей выборки.

Сегментация по возрастным характеристикам с учетом целей пользования коворкингом показала, что большинство потребителей используют ко -воркинг как базу для занятия фрилансом и обучения. В меньшей степени коворкинг интересует как место общения и досуга.

Рисунок 2. Сегментация по возрастным характеристикам с учетом целей

пользования коворкингом2

1 Составлено автором

2 Составлено автором

Сегментация по возрастным характеристикам с учетом специализации пользователей услуг в коворкинг центре показала, что наибольший спрос у клиентов в возрасте от 18 до 35 лет составляют стартаперы и программисты.

Специализация пользователя услугой

Свыше 41 От 36 до 49 От 26 до 35 От 18 до 25

0% 20% 40% 60% 80% 100%

■ стартаперы ■ программисты ■ дизайнеры ■ репетиторы ■ другое

Рисунок 3. Сегментация потребителей по возрастным характеристикам с учетом специализации пользователя услугой

Таким образом, в результате анализа данных было выявлено, что основными пользователями услуг коворкинга являются потребители в возрасте от 18 и не старше 35 лет. Среди них, большой процент новичков и людей с опытом пользования услугами коворкинга. В основном, потребители - начинающие предприниматели, программисты, занимающиеся фрилансом, обменом творческих идей, а также люди, участвующие в корпоративных собраниях. Судя по этим данным, можно сделать вывод, что коворкинг — это, «креативное пространство», посетителями которого, как правило, являются начинающие предприниматели, стартаперы, дизайнеры и репетиторы, осуществляющие совместную деятельность. Достоинствами коворкинг центра являются: возможность завязать дружбу, пообщаться с новыми людьми, расширить свой круг знаний; в ходе работы можно выявить настоящих профессионалов, которых в будущем можно позвать с собственный проект; приятная атмосфера и комфорт; отсутствие контроля со стороны работодателя; эффективность работы и максимальная ответственность. Отмечаются респондентами и недостатки: затраты времени на дорогу и обратно; рядом находится много различных людей, которые могут отвлекать, задавать вопросы, отсутствие тишины, разговоры, могут серьезно навредить работе; в общем рабочем пространстве возможна утечка информации или ее плагиат.

3 Составлено автором

Для эффективного управления и наращивания конкурентных преимуществ коворкинг центра необходим постоянный мониторинг, анализ спроса и потенциальных потребностей рынка. При выборе стратегии управления развитием коворкинг центра нужно:

1. Создавать бизнес-модель коворкинга модульной, т.е. коворкинг -центральное звено к которому присоединяются модули, поставляющие ресурсы и расширяющие возможности развития бизнеса. Такими модулями могут стать: трекшн митинги - регулярные встречи с независимыми экспертами, которые проведут от идеи до запуска, а потом до бизнеса и масштабирования; образовательные курсы, с помощью которых устраняется дефицит компетенций тех, кто запускает стартапы, и приводим на площадку новые проекты, которые иногда становятся резидентами коворкинга; маркеты выходного дня — это не только возможность совершить покупку, но и интересное времяпрепровождение, социализация и яркие впечатления. В Европе маркеты выходного дня давно стали частью культуры; тематические вечеринки - новый современный формат проведения дружеских встреч и праздничных гуляний. Любая вечеринка: новый год, корпоратив, девичник, день рождения возглавленная тематической идеей, становится эпицентром сценического действа, которое представляет каждому уникальную возможность проявить свои компанейские качества.

2. Сосредоточиться на аудитории, в отрасли которой вы свободно разбираетесь, т.к. значительно проще начинать с аудитории, потребности которой вы хорошо понимаете.

3. Использовать для продвижения систему директ мейл. Создавая мероприятия для целевой аудитории, вы получаете канал привлечения клиентов. А мероприятия с бесплатной регистрацией - еще и самый простой и понятный способ набрать базу подписчиков. Чтобы превратить подписчика в покупателя, разработайте цепочку автописем с благодарностью за регистрацию, напоминайте людям о конкретном событии, на которое они записывались, - чтобы повышать конверсию в реально пришедших. Высылайте после мероприятия письма с фото, видео, презентациями и анонсами следующих полезных мероприятий - люди будут привыкать к вам, конвертироваться в подписчиков УоиШЬе и соцсетей.

4. Устанавливать ограничения в резидентстве, если он не попадает в ваш формат или выглядит откровенно слабым. Необходимо изучать каждого потенциального резидента, чтобы лучше понимать, насколько он впишется в существующую в коворкинге культуру, насколько этот проект комплементарен тем, что уже имеются на площадке.

5. Отдавать приоритет длительным тарифам. Они помогают строить сплочённое сообщество, обеспечивать высокий срок жизни команд.

6. Быть самим резидентами своего коворкинга: пользуйтесь тем же пейте тот же кофе, работайте в том же пространстве, что и ваши клиенты — так вы сможете замечать все проблемы, до того, как они действительно станут проблемами. Проводя образовательные мероприятия, при-

влеките ваших сотрудников. Они расскажут о проблемах и недоработках, которые ваши клиенты, возможно, не заметят, подумав, что так и должно быть.

7. Создавать баланс между комфортом и рабочей обстановкой. Чрезмерный уют снижает продуктивность. Все эти лесопарковые зоны, пледы, какао, брус в интерьерах, камины вызывают какие угодно желания, кроме работы. Для работы нужен драйв, динамика и функциональность. Интерьер должен быть полезным — розетки в диванах, маркерные доски на стенах, климат-контроль с большим количеством зон.

Прогнозируя будущие запросы потребителей, можно сказать, что интерес к услуге коворкинга не угаснет (большой процент потребителей- новичков) и уровень покупательской способности будет лишь расти по мере увеличения числа коворкингов и развития конкуренции между ними в Санкт- Петербурге. Согласно закону возвышения потребностей, запросы потребителей будут все более разносторонними, будут расширяться границы целей пользователей коворкингом, появляться новые сегменты потребителей.

Список литературы

1. Артюхин Я. Н. «Коворкинг» как пример акмеологической среды //Акмеология. — 2013. — №. S1. — С. 135—136.

2. Белай В. И., Страданченкова Е. Н. Коворкинг как перспективное направление в современной экономике //Альманах современной науки и образования. — 2013. — №. 10. — С. 30-32.

3. Bernard De Koven. A Playful Path. — ETC Press, Lulu.com, 2014. — С. 299-300. — 304 с. — ISBN 9781304351821.

4. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http:// wikipedia. org. - (дата обращения: 14.09.2018).

5. Genevieve V. DeGuzman, Andrew I. Tang. Working in the Unoffice: A Guide to Coworking for Indie Workers, Small Businesses and Nonprofits. — San Francisco: Night Owls Press, 2011. — 380 с.

6. Голивцова Н.Н. Гражданское участие в обеспечении устойчивого развития моногорода // «Путеводитель предпринимателя». Научно-практическое издание: Сб. науч. трудов. Вып. ХХХVII. - М.: Российская Академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2018. - 252 С.

7. Голивцова Н.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие по выполнению курсовой работы; ВШТЭ СПбГУПТД. - СПб., 2017. - 59 с.

8. Дэниел Пинк «Нация свободных агентов. Как новые независимые работники меняют жизнь Америки» - М.: Издательский дом «Секрет фирмы», 2005. - 327 с.

9. Ермакова Л. И. Исследование креативных пространств Азии: зоны коворкинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 33. - С. 45-47.

10. Захаров А. Д. Коворкинг и антикафе как принципиально новый способ ведения бизнеса и создания стартапов //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — №. 8-1. — С. 44-46.

11. Как открыть коворкинг-центр: подробное руководство // Социальное СМИ, новости о блогах, поиске работы, обзоры и рейтинги компаний. Электронный ресурс: http://habrahabr. ru/post/150712/ (дата обращения: 10.09. 2018).

12. Kevin Roebuck. Dynamic BPM: High-impact Strategies - What You Need to Know: Definitions, Adoptions, Impact, Benefits, Maturity, Vendors. — Emereo Publishing, 2014. — 338 с.

13. Луппиан М.Н., Шмулевич Т.В. Стратегический управленческий учет как условие конкурентоспособности фирмы// Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические. Сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 100-103.

14. Mathias Schuermann. Coworking Space: A Potent Business Model for Plug 'n Play and Indie Workers. — Berlin: Rocket Publishing, Lucerne & epubli Gmbh, 2014

15. Полтавская М. Б. Институционализация новых форм социального взаимодействия: пространство коворкинга //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. — 2014. — №. 3. -С. 164.

16. Пучкова Ю.В., Шмулевич Т.В. О финансовом обеспечении инвестиционной политики предприятий // Молодежь и XXI век - 2018. Материалы VIII Международной молодежной научной конференции. В 5-ти томах. - 2018. С. 197-200.

17. Суховская Д.Н. Креативные пространства поселений в российской и зарубежной философской мысли. В сборнике: университетские чтения - 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ 2015. С. 139-143

18. Supporting Places of Work: Incubators, Accelerators and Co-working Spaces. — London: URS Infrastructure & Environment UK Limited, 2014. — 136 с.

19. Frank Waeltring, Prof. Dr. Utz Dornberger. Insight Study on the German Early Stage Investing, Incubation and Business Angel System / Amit Kumar. — New Delhi: Deutsche Gesellschaft fuer Internationale Zusammenarbeit GmbH, 2014. — 136 с.

20. Холодкова Ю. А. Бизнес-инкубатор: его основные особенности и назначения // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 90-91. — URL https:// moluch.ru /archive/9/607/ (дата обращения: 10.09.2018).

21. Хибберт К., Кимбл Т., Белый Дж. Прогнозирование коворкинг: Архитектурные стратегии для Вашего Коворкинг пространствa / Cоpyright, 2010.URL:http://www.deskmag.cоm / Электронный журнал DeskMag / (дата обращения: 10.09. 2018).

22. Цветкова С.Н., Пугачева Л.В. Коворкинги в системе инновационной инфраструктуры региона / Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: тезисы докл. Междун. конф. (Омск, 13 декабря 2016 г.). - Уфа, 2016. - С. 202-205.

23. Финансирование инновационной организации при помощи первичного размещения монет/ Абдуллаев А.М., Голивцова Н.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2. С. 4.

24. Анализ населенных пунктов монорофильного типа СЗФО РФ/ Голивцова Н.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2 (28). С. 10-16.

25. Роль регионального маркетинга в повышении конкурентоспособности региона/ Голивцова Н.Н.// В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты, сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 45-49.

26. Общественные группы в реализации плана маркетинга города/ Голивцова Н.Н.// В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты, сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конферен -ции. 2018. С. 49-56.

27. Имидж города как инновационный инструмент маркетинга/ Руденко З.А., Го -ливцова Н.Н.// В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические,

экологические аспекты, сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 130-136.

28. Региональный маркетинг: принципы и основные понятия/ Блехцин И.Я., Голив -цова Н.Н.// Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2006. № 1. С. 53.

29. Основы профессиональной деятельности/ Голивцова Н.Н.// Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров. Санкт-Петербург, 2015.

30. Менеджмент/ Голивцова Н.Н., Юдин А.П.// Санкт-Петербург, 2017.

31. Гражданское участие в обеспечении устойчивого развития моногорода/ Голивцо -ва Н.Н.// Путеводитель предпринимателя. 2018. № 37. С. 38-45.

Goliusova Natalia Nikolaevna, candidate of Economics, associate Professor St. Petersburg state University of industrial technologies and design, St. Petersburg, Russia (e-mail: golivzova@rambler.ru)

COWORKING CENTER: BASIC ASPECTS BUSINESS MANAGEMENT

Abstract. This article discusses the main aspects of the management of the carpet king. The analysis of advantages and disadvantages, popularity in professional communities, target audience, comparison of carpet king with similar forms of business: Technopark, business incubator, freelance, outsourcing. The proposed model of effective management of the development of the coworking center.

Keywords: coworking, startup, management, office business, target audience, business model, coworking center.

УДК 657.631.6

АНАЛИЗ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ Грачева Надежда Алексеевна, к.э.н., доцент

(e-mail: n-a-gracheva@mail.ru) Соломатина Наталия Сергеевна, бакалавр (e-mail: nsolomatina1991@mail.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В статье представлена и описана методика анализа кредиторской задолженности коммерческой организации. На основе статистических данных проведен анализ кредиторской задолженности предприятий РФ, в том числе предприятий Курской области.

Ключевые слова: задолженность, кредиторская задолженность, платежеспособность, финансовое состояние

Составной частью оценки финансового состояния организации является анализ кредиторской задолженности. Своевременное погашение кредиторской задолженности и ее оптимальная величина по отношению к дебиторской задолженности во многом определяют устойчивость финансового положения организации. Значительный и неконтролируемый рост кредиторской задолженности приводит к утрате контроля над величиной текущих обязательств и в отдельных случаях - к банкротству организации. Поэтому проблеме анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.