УДК 374.7
Е.П. Комаровская, доктор исторических наук,
профессор Российского государственного социального университета Я.В. Боровикова, кандидат педагогических наук, докторант Российской академии образования (г.Москва)
ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЕ АНДРАГОГИКИ
Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук Т.Ю. Ломакиной, доктором педагогических наук, профессором Н.М. Романенко.
Аннотация. Становление геронтологического образования в РФ в поле андрагогики позволит дать действенный импульс к личностному развитию граждан на протяжении всей жизни и расширить образовательное пространство для лиц третьего возраста.
Ключевые слова: геронтологическое образование, андрагогика, непрерывное образование.
E.P. Komarovskaya, The doctor of historical sciences, The professor of the Russian state social university Y.V. Borovikova, The candidate of pedagogical sciences, The traiee the Russian Academy of education (Moscow)
GERONTOLOGICHESKY COMPONENT OF SYSTEM OF CONTINUOUS FORMATION IN THE FIELD ANDRAGOGICS
Abstract. Formation gerontology formations in the Russian Federation in the field andragogics will allow to give an effective impulse to personal development of citizens throughout all life and to expand educational space for persons of the third age.
Key words: gerontology formation, andragogics, continuous formation.
К XXI веку человечество накопило целый ряд глобальных по своим масштабам, политических, экономических, экологических, геополитических, информационных проблем, решение которых требует от различных стран и народов особой степени открытости, взаимопонимания и целенаправленного взаимодействия.
Такой подход становится более понятным, если учесть, что для глобальных проблем характерны непредсказуемость и отдаленность последствий, взаимообусловленность и внутренняя противоречивость, включенность, как отдельного человека, так и всего человечества
в целом в содержание и решение данного «проблемного поля». В этих условиях усиливающиеся процессы глобализации, интеграции экономического и культурного укладов различных стран и народов обуславливают необходимость продвижения к идеалу открытого общества.
Реализация идеи открытости в общественном развитии порождает необходимость формирования открытой системы образования, способной к быстрому реагированию на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы. Откры-
тое образование базируется на идеях мировоззренческого и методологического плюрализма, открытости и непрерывности процесса познания, ориентированности на гуманистические и демократические ценности.
Различные толкования открытости в образовании приводят к тому, что сегодня существует несколько концепций открытого образования. Каждая из этих концепций историческими корнями уходит в далекое прошлое и имеет конкретное воплощение в современных образовательных учреждениях, открытых мировой культуре, социуму и человеку [1].
Современный этап цивилизационного развития ученые связывают со становлением постиндустриального, информационного общества, для которого характерны качественные изменения в различных сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Эти изменения обусловлены тем, что сегодня наблюдается резкое увеличение социальной значимости релевантной информации, рост технологических возможностей получения, передачи, хранения и использования информации во все возрастающих объемах. В настоящее время лидерство принадлежит информационным и телекоммуникационным технологиям. Доминантами в экономическом развитии общества становятся отрасли, связанные с производством информации, знаний, информационных услуг [2].
Таким образом, нарастающие интеграционные и информационные процессы ведут к открытости и информационной прозрачности современного общества. Необходимо отметить, что открытость несет современному обществу не только благо, связанное с возможностью интеграции ресурсов отдельных стран, создания экономически эффективных транснациональных корпораций, выравнивания условий жизни различных народов, снятия международной напряженности и конфронтации, но и множество проблем экономического, политического, нравственного характера.
По мере возрастания открытости общества снижается его устойчивость по отношению к внешним деструктивным воздействиям, которые могут быть направлены на разрушение на-
циональной культуры, формирование экономической и политической зависимости. Рост открытости и динамизма в общественном развитии неуклонно ведет к тому, что общество становится все менее предсказуемым, степень его неопределенности возрастает, снижается его социальная стабильность.
В современном обществе происходят глубокие изменения в социальном статусе человека, иную ценность приобретают такие понятия как свобода, ответственность, самореализация; развивается многоплановое социальное творчество, отражающее процесс создания человеком нового социального пространства, в котором разворачиваются образовательные и воспитательные процессы. Осмысление и преобразование этих процессов связано с кардинальными изменениями в образовании: наряду с традиционным представлением об образовании как системе знаний и умений появляется новое понятие -образование личности, ее целей, отношений, мотивации.
В связи с изменением социального заказа общества появляется новая парадигма образования, которая базируется на концепции лич-ностно-образовательного и практико-ориен-тированного обучения, а в социальном плане приближается к идеалам открытого образования.
Открытость образования проявляется в его высокой динамичности, преобладании тенденции интенсивных социальных взаимодействий, социального партнерства, нацеленности на позитивное развитие каждой личности и общества в целом на основе индивидуальных инициатив. Новые социальные реалии требуют от института образования открытости по отношению к будущему, мобильности и изменчивости опыта в пределах жизни одного поколения.
Концепция непрерывного образования, провозглашенная Болонской декларацией, активно развивается во всех странах европейского региона. В системах непрерывного образования наиболее полно реализуется открытость образования для каждой личности. Непрерывное образование обеспечивает каждому инди-
146
виду условия для свободного развития его образовательных, интеллектуальных и деятельно-стных возможностей на протяжении всей жизни [3].
В социальном плане такой вид образования следует рассматривать как фактор развития и самореализации отдельного человека, являющегося главным ресурсом динамично развивающегося постиндустриального общества. При этом непрерывное образование трактуется не как административное соединение разнотипных учебных заведений в интегрированную систему, а как продуманная вариативная система предоставления образовательных услуг, позволяющая индивиду воспользоваться ими в соответствии со своими личностными потребностями и запросами в различные периоды жизни.
Концепция непрерывного образования основывается на представлении о нем как специфическом социокультурном феномене и тех организационно-педагогических принципах, которые лежат в основе систем образования. Для решения стоящих перед обществом задач необходимо предоставить, человеку возможности, позволяющие:
- научиться познавать, т.е. обеспечат необходимым инструментарием для понимания происходящего в мире;
- научиться делать, чтобы производить в окружающей среде нужные изменения;
- научиться современной жизни, чтобы принимать участие во всех видах человеческой деятельности и сотрудничать с другими людьми;
- научиться, наконец, просто жить [4].
Разумеется, эти четыре «столпа» познания
составляют единое целое, поскольку между ними существуют многочисленные связи, переходы и обмены.
Традиции образования взрослых, институты функционирования, основы научных подходов заложены многими учеными и практиками. Среди них особо выделяются датчанин Н. Грунтвиг, создатель народных школ в Скандинавии, и американец М. Ноулз - теоретик и практик, который способствовал распространению как термина «андрагогика», так и нового
подхода к обучению взрослых - самонаправляемому учению.
Дальнейшее повышение роли непрерывного образования, образования взрослых, которые характерны как для зарубежных стран, так и для России, связанные с глобальными изменениями и переходом от постиндустриального к информационному обществу, предполагают в качестве ведущего вида деятельности работу человека с информацией, т.к. по своей природе такая деятельность является разновидностью образования.
Образование взрослых является важной частью системы непрерывного образования, охватывая все просветительские действия по отношению к взрослым людям. Согласно идее непрерывного образования, каждый человек имеет право на образование в каждый период своей жизни, а государство, общество должны предоставить ему различные формы обучения, помощь и заботу.
«Пожизненным» обучением взрослых занимаются андрагоги. Впервые термин «андрагогика» для названия специального раздела педагогики применил историк просвещения К. Капп в книге о педагогических взглядах Платона (1833). Расцвет андрагогики можно, несомненно, отнести ко второй половине XX в. Связан он с именем выдающегося американского практика и теоретика образования взрослых М. Ноулза, который называл андрагогику наукой и искусством обучения взрослых, выделяя следующие ее основные принципы:
- обучение взрослых должно быть ориентировано на решение конкретной проблемы;
- обучение взрослых должно учитывать и опираться на опыт обучаемых;
- опыт и знания, полученные в результате обучения, должны быть значимыми для обучаемого;
- у обучаемого должна быть возможность проверить преподаваемый материал;
- цели обучения должны формулироваться совместно обучаемым и андрагогом;
- обучаемый должен получать обратную связь о достигнутом прогрессе по отношению к целям обучения [5].
Основные отличия традиционного и непрерывного, личностно- ориентированного обучения, наиболее соответствующего андраго-гической платформе, отражены в таблице 1 [6]. При непрерывном, личностно-ориентирован-ном обучении взрослых происходят существенные изменения цели и содержания обучения, социальных ролей, формы и характера общения преподавателя и обучающегося.
Таблица 1
Характеристики образовательного процесса Форма образования
Традиционное конечное Нетрадиционное непрерывное
1. Цель обучения Передача знаний Решение жизненно важной задачи
2. Содержание обучения Знание Информация
3. Форма общения Поучение Обмен информацией
4. Инициатор и ведущий Педагог Обучающийся и педагог
5. Характер общения Доминирование или сотрудничество Попеременное доминирование или общение равных
6. Обучающий Профессиональный педагог, специалист Любой носитель необходимой информации
7. Мотивация учения Косвенная Непосредственная
Непрерывность образования - это, прежде всего, высокая гибкость, посредством которой обеспечивается индивидуальный вектор роста и развития каждого обучающегося. В основе современной концепции непрерывного образования лежат следующие основные воззрения: целенаправленность, цикличность, преемственность получаемых знаний, многоступенчатость, вариативность, системность, индивидуализации, гибкость, модульность, доступность. Открытое образование, базирующееся на использовании новых информационных дистанционных технологий в организации учебного процесса, призвано решить проблемы практической реализации непрерывного образования [7].
Если говорить об институтах образования взрослых, то крупнейшим интеллектуальным центром межправительственного сотрудниче-
ства по вопросам образования, науки и культуры является ЮНЕСКО [8]. В нее входят 188 стран, т.е. почти все государства мира за исключением США. Однако американские специалисты широко представлены в этой организации в качестве экспертов. При ЮНЕСКО работает около 600 правительственных организаций. Во мно-гих странах разработаны и осуществляются социальные программы в поддержку той части взрослого населения, которая хотела бы участвовать в различной образовательной деятельности. Государство должно гарантировать каждому взрослому человеку право на обучение. Форму же его человек выбирает сам.
В мире существует большое количество центров, деятельность которых направлена как на исследование и организацию непрерывного образования в своей стране, так и на налаживание интернационального взаимодействия. Теоретические исследования в этой области возглавляют Институт образования ЮНЕСКО (Гамбург) и Международный институт планирования об-разова-ния (Париж). Крупными центрами также являются Международный институт образования (США); Швейцарская организация образования взрослых; Международный педагогический центр (Франция); Национальный институт образования взрослых (Великобритания).
Европейской ассоциацией образования взрослых сформулированы следующие ключевые принципы современного образования взрослых [9]:
- новые базовые знания и навыки для всех, т.е. гарантии всеобщего непрерывного доступа к образованию для получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество. К таким навыкам относятся компьютерная грамотность, иностранные языки, технологическая культу-
148
ра, предпринимательство и социальные навыки, а также умение учиться, адаптироваться к переменам и ориентироваться в потоке информации;
- увеличение инвестиций в человеческие ресурсы;
- инновационные методики преподавания и учения. Учащийся перестает быть пассивным реципиентом информации. Педагоги становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача- помочь обучаемому. В методах обучения - приоритет личной мотивации, критического мышления и умения учиться;
- новая система оценки полученного образования. Необходимо коренным образом изменить подходы к признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования. Признание этих видов образования помогло бы полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить мотивацию к непрерывному учению;
- развитие наставничества и консулъти-рования. Каждому человеку на протяжении всей его жизни следует обеспечить свободный доступ к информации об образовательных возможностях в Европе. Должна быть создана постоянная консультативная служба, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития;
- приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также информационных технологий. Главная ответственность за развитие системы непрерывного образования ложится на местные органы власти. Люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование. Приближение образования к дому также подразумевает создание просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища: в школах, вузах, библиотеках, клубах, парках, религиозных центрах, центрах отдыха, на рабочих местах.
Глобальные демографические изменения инициировали новое осмысление процессов
старения во взаимосвязи с индивидуальным развитием на протяжении жизненного пути, отношениями между поколениями, положением пожилых людей, проблемами развития общества в целом, т.к. проблемы, связанные с социальными процессами старения, долгое время не осознавались государством в качестве социокультурных приоритетов развития российского общества.
Несмотря на то, что они находили отражение в политических программах, официальных документах трансформационного периода, их практическое разрешение ограничивалось гарантированной минимальной пенсионной поддержкой граждан третьего возраста. Кризис социальной политики в отношении пожилых людей проявился в оценке старости с позиций целесообразности ее исключительно социально-экономического поддержания.
В настоящее время актуальным является рассмотрение сферы геронтологического образования, через ее переоформление в сферу социальных услуг, отражающей интересы пожилых потребителей. Необходимо построение государственной и негосударственной геронто-логических моделей образовательной деятельности с учетом особенностей лиц третьего возраста, опирающихся на целостную картину социального и индивидуального опыта пожилых людей, первоначального осмысления и репрезентации исходных целей, динамики, задач, специфики ресурсных возможностей продолжения образовательных траекторий лиц третьего возраста.
Следует подчеркнуть, что в новой образовательной парадигме становление системы ге-ронтологического образования должно иметь все необходимые атрибуты подсистемы образования, такие как:
- совокупность различных направлений обучения и переобучения лиц третьего возраста с учетом их психофизиологических особенностей, предопределяющих построение учебного процесса на основе личностно-ориенти-рованной образовательной модели геронтоло-гического образования, которые должны быть включены в содержательный компонент системы;
- совокупность специализированных факультетов учебных заведений разных типов (как государственных, так и негосударственных) либо образовательных Центров для лиц третьего возраста, в которых будет вестись не только обучение и переобучение пожилых граждан, но и подготовка по специальностям и направлениям геронтологического профиля, включая профильный вуз, которые должны образовать организационный компонент системы;
- управленческий компонент системы должен иерархически связать структуры отраслевого управления подготовкой кадров герон-тологического профиля наряду с органами и структурами управления образованием всех уровней.
Кроме того, четко обозначилась тенденция к реализации этой профильной подсистемой ее основных системообразующих функций:
• обеспечение условий для системно ориентированной на потребности социальной сферы и гибко реагирующей на их изменение подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
• установление устойчивой взаимосвязи геронтологического образования и социальной сферы.
При всей неоднозначности формирования геронтологического образования как профильной подсистемы необходимо отметить, что на сегодняшний день его состояние характеризуется не только позитивными, но и негативными чертами, среди которых особого внимания с точки зрения эффективности функционирования и оптимальности управления развитием требуют следующие:
• отсутствие преемственности содержания геронтологического образования;
• противоречивость, плюралистичность и отсутствие концептуального единства теоретико-методологической базы геронтологического образования;
• организационная несогласованность профессиональной подготовки специалистов социального геронто-гериатрического профиля в разных учебных заведениях;
• несогласованность управления геронто-логическим образованием разными ведомствами и на разных уровнях;
• отсутствие необходимых организационно-управленческих механизмов ориентации ге-ронтологического образования на потребности социальной сферы и их изменение.
Государственные и негосударственные социально-педагогические модели поддержки граждан третьего возраста должны быть нацелены: во-первых, на практическую ориентированность геронтологического образования; во-вторых, на выбор обучающимися направлений профессиональной деятельности в соответствии с их склонностями и личностными возможностями; в-третьих, на формирование соответствующего образовательного маршрута, включающего кроме обязательных дисциплин по выбранной специализации, спецкурсы и факультативы и пр.; в-четвертых, на создание специализированного образовательного пространства для пожилых людей, в основе которого лежит обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для самоактуализации каждого обучаемого, его профессиональной самоидентификации в той или иной области знания.
Таким образом, построение личностной образовательной модели лиц третьего возраста должно базироваться на непрерывности, индивидуализации и вариативности геронто-логического образования.
Как показывает практика, для реализации вариативных, личностно-ориентированных подходов к обучению необходимо:
• обеспечить свободу выбора каждым обучающимся собственной «траектории» получения профессионального образования, соответствующего мировому уровню социального, культурного, интеллектуального развития;
• создать в каждом учебном заведении обучающую среду, способствующую культурному, творческому расцвету индивидуальности каждого студента;
• определить методы и технологии обучения с тем, чтобы сформировать в структуре деятельности студентов черты будущей профессиональной деятельности;
150
• создать условия для адекватного оценивания личностного и профессионального становления будущих специалистов;
• расширить и качественно усовершенствовать заочное, заочно-дистанционное и дистанционное обучение;
• разработать программы профориентаци-онного информирования населения и организовать соответствующую рекламно-пропаган-дистскую деятельность.
Создание гибкой вариативной системы ге-ронтологического образования, сочетающей в себе традиции и инновации, позволит обеспечить преемственность и необходимую степень интеграции всех ступеней образования в рамках единой системы непрерывного образования.
Отметим, что креативный подход к усвоению знаний, умений и навыков в рамках программ для взрослого населения выражается через создание условий для радости самопознания и саморазвития, организацию обучения и самообучения пожилых людей. Образование взрослых сегодня выполняет три взаимоувязанных функции:
- компенсаторную (ликвидация пробелов в базовом образовании) на уровнях: специфика пола, эзотерические проблемы человека, новые исследования и новые научные открытия;
- адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка человека к динамично меняющимся условиям);
- креативную, обеспечивающую творческий рост личности и удовлетворение ее многообразных духовных запросов [10].
Непрерывность образования в течение всего жизненного пути человека определяется необходимостью актуализации социальных знаний в условиях высокого темпа развития современного общества, где постоянно меняются не только технологии, и совершенствуется техническая база, но и значительные изменения претерпевают социальные отношения между отдельными людьми, группами, коллективами, нациями и народами.
Становление системы геронтологического образования возможно при условии безуслов-
ной и активной государственной поддержки, плодотворного взаимодействия всего научно-педагогического сообщества и самих лиц третьего возраста, в обстановке открытости системы российского образования мировой педагогической теории и практике.
Современная концепция открытого образования строится на обеспечении каждому человеку открытого доступа к образовательным ресурсам. Формированию системы открытого образования способствуют разворачивающиеся в сфере образования международные интеграционные процессы, а также процессы информатизации и технологизации, которые ведут к объединению ресурсов разноуровневых образовательных учреждений, реализующих программы обучения лиц третьего возраста, в единое информационное образовательное пространство, открытое по сети Интернет международному образовательному сообществу, другим социальным институтам, каждому человеку.
Создавая модель развития системы герон-тологического образования, следует учесть, что в этой области уже существуют теоретические и практические, российские и зарубежные разработки, опираясь на которые можно выделить базисные требования:
• системность, предполагающая объединение материально-технических, учебно-методических, информационных, кадровых ресурсов образовательных учреждений разного уровня, функционирующих в тесной взаимосвязи между собой и с органами, учреждениями и организациями социальной сферы;
• преемственность как по вертикали, так и по горизонтали, т.е. не только между различными ступенями и уровнями образования, но и в пределах отдельных образовательных программ;
• вариативность, предполагающая дифференцированный подход к организации и содержанию обучения и переобучения в зависимости от индивидуальных образовательных траекторий лиц третьего возраста;
• индивидуализация обучения, позволяющая с одной стороны реализовать личностно-ориентированную модель обучения, с другой
создать необходимые условия для обучения в течение всей жизни;
• практическая направленность обучения;
• социальная эффективность путем достижения соответствия качества геронтологи-ческого образования запросам пожилых граждан;
• экономическая эффективность, предполагающая окупаемость вложенных в герон-тологическое образование средств, путем включения пожилых граждан в посильную трудовую, общественную (например, волонтерскую) деятельность.
Таким образом, сегодня открытость российского общества, обращение к мировому опыту приводят к возникновению и развитию новых форм и методов организации системы отечественного непрерывного образования, новых путей к поиску и обретению человеком его идентичности в течение всей жизни. Вовлечение взрослого человека в разные формы образовательной деятельности позволяет ему не только удовлетворять возросшие потребности, но и стать свободным творцом своей жизни, полнее реализовать себя в изменяющемся мире.
Примечания:
1. Онокой, Л. С. Открытое образование в современной России: социологическая концепция и модель развития. Дисс.док.соц.наук/Л.С. Онокой. - М: РГСУ, 2004. - С.87.
2. Васильева, И.Ю. Философско-культурологичес-кий анализ системно-интеграционного подхода к социальным коммуникациям. Дисс. канд.фило-соф.н./И.Ю. Васильева. - М.: РАГС, 2006. -С. 69-70.
3. Ломакина, Т.Ю. Диверсификация профессиональ-
ного образования/Т.Ю. Ломакина. - М., ЦПНО ИТОП РАО, 2000. - С. 37.
4. Четыре столпа образования: Доклад / 3-е заседание ЮНЕСКО. - Париж, 1994.
5. Николенко, Л.А. Непрерывное образование: поиск идентичности /Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячеле-тия/Л.А. Николенко. - М.: РОО «Содействие сотрудничеству Института им. Дж. Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук», 2003.- С. 271-272.
6. Ильин, Г. Об основных понятиях современной педагогики/Г. Ильин //Новые знания. - № 4. 2000. - С. 10.
7. Педагогика открытости и диалога культур /Под ред. М.И. Певзнера, В.О. Букетова, О.М. Зай-ченко/Г. Ильин. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - С. 39.
8. См.: http://www.еducation.unеsco.огg.
9. Проект Меморандума непрерывного образования см. на сайте Европейской ассоциации образо-ва-ния взрослых: http://www.eaea.org.
10. Громкова, М.Т. Педагогические основы образования взрослых/М.Т. Громкова. - М., 2008. -С. 7-8.
152