Игнатович Е. В., Лопуха А. О.
Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия
управление развитием непрерывного образования в вузе: опыт ПетрГу
Ключевые слова: непрерывное образование, высшее образование, дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование
Статья написана с целью актуализации проблемы развития непрерывного образования на базе вузов, представления опыта Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) в решении указанной задачи. В основе анализа — системный подход.
Во введении к статье обосновывается актуальность, предпосылки и условия развития форм непрерывного образования в вузах, представлены подходы к трактовке понятия «непрерывное образование» в отечественной и зарубежной теории и практике, выделены горизонтальный, вертикальный и «глубинный» векторы развития непрерывного образования как потенциальные направления деятельности вузов. В статье описан индикативно-проектный подход к управлению развитием непрерывного
образования, выделены и обоснованы направления, критерии и показатели оценки эффективности, приведен перечень основных проектов 2012—2015 гг., направленных на развитие форм непрерывности.
Далее описаны мероприятия по развитию кластера дополнительных профессиональных программ для кадров региона, сектора профессионального развития научно-педагогических кадров вуза, в том числе в области непрерывного образования. Обозначена проблема научно-методического сопровождения развития вузовских форм непрерывного образования и способы её решения на примере ПетрГУ. В выводах выделены ключевые условия развития непрерывности на базе вуза на основе про-ектно-индикативного подхода, выявленные в ходе реализации проектов 2012—2015 гг.
Полученные результаты могут быть использованы в работе ведущих региональных вузов по созданию и развитию систем непрерывного образования в регионах.
Введение
В последние десятилетия высшее образование находится в режиме постоянных преобразований, которые продиктованы целым рядом внешних изменений: цивилизационных, экономических, социальных, личностных. Под влиянием перехода формации к инновационной экономике актуальным становится формирование потребности обучения в течение всей жизни, как перспективы трансформации университетского образования. В этой связи, один из новых вызовов для вузов — внедрение идей и форм непрерывного образования в широкую вузовскую практику, лидерство в развитии региональных систем непрерывного образования.
Особая роль, отводимая вузам в активно развивающейся системе непрерывного образования, связана с их социально-культурным капиталом. Вузы занимают уникальное положение среди других институтов образования. Прежде всего, это насыщен-
ная междисциплинарная, культурная среда, которая становится все доступнее для широкого социума. Адресуя основные образовательные программы наиболее хорошо подготовленной части населения, университеты при этом открыты для осуществления массовое повышение квалификации и переподготовки кадров с образованием уровня не только ВПО, но и СПО, просвещения широких слоев населения. Особый социально-культурный капитал вузов это кадры высшей квалификации, инновационные идеи, научные разработки и достижения и др. Место вузов в системе непрерывного образования отчасти определяется и теми смыслами, которые заложены в семантику термина-словосочетания «высшее образование». ВЫСШИЙ — 1) превосходная степень от высокий, 2) самый главный, руководящий, 3) представляющий самую высокую ступень развития, совершенства и т. п. чего-л.1 Именно поэтому вузовское образование может осмысливаться как уровень в системе непрерывного, на котором
1 Большой толковый словарь http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/
Игнатович Елена Владимировна — кандидат педагогических наук, зам. директора Института непрерывного образования Петрозаводского государственного университета; 185910, Россия, Петрозаводск, пр. Ленина, 33, 8 (8142)711001, [email protected]
лопуха Анатолий Осипович — кандидат филологических наук, проректор по довузовской и профориентационной работе Петрозаводского государственного университета; 185910, Россия, Петрозаводск, пр. Ленина, 33, 8 (8142)711004, а1ори1ш@ petrsu.ru
лежит ответственность за обеспечение образования самых высших стандартов.
Особый статус вузов в системе непрерывного образования подкрепляется и российским законодательством. В соответствии с Федеральным Законом 273 «Об образовании в Российской Федерации» вузам делегированы самые широкие возможности в реализации полного спектра программ непрерывного образования. Образовательная организация высшего образования может в качестве основной цели своей деятельности осуществлять «образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования», а также «вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, дополнительным профессиональным программам» [1]. Таким образом, формально вузы имеют возможность выстраивания полного цикла программ непрерывного образования на своей базе.
Существует целый ряд причин, по которым и сами вузы уделяют все больше внимания непрерывному образованию. В первую очередь, непрерывное образование это не только вектор развития и характеристика системы, но также и особая модель, с развитием которой происходит качественное изменение всех компонентов. Возникают новые связи между объектами системы, например, усиливается потребность в преемственности программ. Уровни образования перестают осмысливаться как закрытые подсистемы. Возникают внутренние потребности и возможности в работе с будущим контингентом основных образовательных программ за счет расширения аудитории вуза и др. Таким образом, выбирая непрерывность в качестве одной из ведущих характеристик системы, вузы начинают большую работу по изменению управления качеством образования. Это путь лежит через усиление партнерства с социумом и реальным сектором экономики, расширение спектра образовательных возможностей вуза, включая внедрение современных образовательных технологий, инновационных практик и др. Развитие форм непрерывного образования также является источником дополнительного дохода для вузов [2].
В последние годы наблюдается устойчивый интерес к проблеме участия университетов в развитии системы непрерывного образования и поиск эффективных механизмов его осуществления. В рамках деятельности ЮНЕСКО в 2007—2014 гг. реализован ряд проектов по изучению опыта европейских вузов по внедрению и развитию форм непрерывного образования [3—6]. В центре внимания европейских ученых и практиков вопросы партнерства вузов
с реальным сектором экономики; связь университетов с социумом в целях устойчивого экономического развития. За время реализации проектов разработаны критерии и индикаторы оценки деятельности по развитию форм непрерывного образования, описан продуктивный опыт. Большое внимание уделено рассмотрению роли вузов в развитии непрерывного образования в контексте так называемой «третьей миссии университета» [7]. Вместе с тем, надо отметить, что вопрос на сегодняшний день изучен недостаточно, т. к. инновационные практики участия вузов в развитии региональных систем непрерывного образования только начинают складываться. Отсутствуют четкие подходы к управлению развитием непрерывного образования на базе вузов.
непрерывное образование как область развития в вузе
Говоря об управлении развитием непрерывного образования в вузе, необходимо, дать определение непрерывному образованию и выделить направления, которые вуз может развивать в контексте непрерывности.
Несмотря на то, что термин непрерывное образование широко используется в отечественной и международной теории и практике с конца 60х годов XX столетия, на сегодняшний день отсутствует однозначность в его трактовке. В международной среде непрерывное образование трактуется как продолжающееся, добровольное, поддерживаемое личной мотивацией/волей стремление к знанию, как для личных, так и профессиональных целей [8]. Это процесс обучения, который может выходить за рамки традиционного возраста учения и не ограничивается классно-урочной системой, а осуществляется на протяжении всей жизни в различных жизненных ситуациях [9]. Говоря о непрерывном образовании, как правило, речь идет о формах обучения за пределами основного образования.
В отечественной практике наметился подход, в рамках которого под непрерывным образованием понимаются все формы образования, к которым человек может иметь доступ в течение жизни. Это как институализированные формы, такие как дошкольные образовательные учреждения, школа, вуз, система повышения квалификации, дополнительное образование детей и взрослых, так и неформальное и информальное образование. В проекте Концепции непрерывного образования 2011 года в качестве основных компонентов парадигмы непрерывного образования выделены основные образовательные и дополнительные образовательные программы [10]. Более широкий подход принят в Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [11].
В проекте Концепции указано, что непрерывное
образование взрослых осуществляется через:
— освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);
— обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т. д.), а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных организаций («неформальное образование»);
— индивидуальную познавательную деятельность («самообразование» или «информальное/спон-танное образование») [11].
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
да школьное шхп.пэ профс-ссжшальноа г." п осл ад» п .томжго
обиншй» оОраэоынин
I I
1с* ЛОЯЛийг рртей и п цюслил
«аорицлычо* неформально* обйяиынке обдоззн-лние
Рис. 1. Непрерывное образование
Таким образом, говоря о развитии форм непрерывного образования на базе вуза, речь может идти о формальном и неформальном образовании. В рамках формального — об уровнях образования, которые обеспечивают каркас системы, и дополнительном образовании детей и взрослых, дополнительном профессиональном образовании (см. рис. 1); в рамках неформального о любых не институализирован-ных формах организации познавательной деятельности человека (лектории, экскурсии, встречи, другие образовательные, просвещенческие мероприятия для широкой аудитории).
Дополнительные характеристики непрерывного образования как объекта управления в вузе можно получить из трехмерной модели развития образованности человека в течение всей жизни (см. рис. 2), предложенной исследователем Р. Эгетенмеер [12].
На рисунке представлены три вектора развития непрерывного образования в течение жизни человека: вертикальный (в длину), горизонтальный (в ширину), диагональный (вглубь), каждый из которых может быть осмыслен как потенциальное поле деятельности вузов в реализации идей непрерывности.
Образование длиною в жизнь это обучение «от колыбели до могилы». Данный вектор актуализирует проблему доступа человека к образованию в любом возрасте: готовности учиться в разные периоды жизни и наличия в системе образования институ-ализированных форм востребованного обучения.
Принятие Болонского соглашения актуализировало для вузов проблему наращивания уровней в рамках реализации основных образовательных программ высшего образования. С 2003 года началось активное внедрение двухуровневых программ бакалавриата — магистратуры, преобразование программ аспирантуры в программы подготовки кадров высшей квалификации. Таким образом, у вузов складывается опыт развития уровневой системы формального образования.
Современные вузы, в основном, реализуют основные образовательные программы высшего и дополнительного образования, но в последние годы наблюдается тенденция расширения аудитории обучающихся. Одна из причин связана с необходимостью подготовки вузами качественного контингента. С введением ЕГЭ, новыми подходами к определению контрольных цифр приема, возросшей конкуренцией среди региональных и столичных вузов актуализируется проблема качества подготовки абитуриентов. По значимости данная задача стоит на первом месте у 35 % российских вузов. Это новое направление деятельности учреждений высшего образования, связанное с подготовкой абитуриентов к выбору сферы профессиональной деятельности и обучению в учреждении высшего образования. В рамках открытой лекции «Миссия университета: взгляд экономиста» Александр Аузан, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета МГУ, отмечает, что ключевая проблема университета — это способности студента. «Успешность университета на 40 % зависит от качества студентов. <.. .> Отсюда и проблема отбора в университеты, очень непростая проблема. Если вы сумели отобрать, вы создали мощную основу для университета» [13]. Для региональных вузов эта проблема становится еще более масштабной, т. к. вуз имеет возможность не только отобрать, но и содействовать подготовке выпускника школы соответствующего уровня. Эта задача требует от вуза развития форм дополнительного образования школьников на своей базе или сетевого участия в деятельности учреждений дополнительного образования региона.
Ещё одна потенциальная аудитория вуза — взрослое население, заинтересованное в освоении допол-
нительных общеобразовательных программ. Организуя такого рода образовательную деятельность, вуз, с одной стороны, открывает свои научные, образовательные, просветительские, кадровые ресурсы для населения. С другой стороны, через проекты, в которые вовлечены взрослые жители города, налаживается связь поколений, идет диалог с реальной семьей школьника — будущего абитуриента, студента вуза, его выпускника.
Таким образом, горизонталь развития непрерывного образования это вектор выстраивания преемственности между программами всех уровней и цензов, расширение аудитории обучающихся на базе вуза.
Образование шириною в жизнь предполагает, что человек может одновременно получать формальное, неформальное, информальное образование, иметь доступ к различным образовательным ресурсам. Для университетов это модели, в которых поступивший на обучение студент может одновременно учиться по двум программам, комбинировать программы высшего образования и дополнительного профессионального или дополнительного в форме водительских курсов, курсов иностранных языков и др. Это особая линия развития непрерывности на базе вузов, которая в большей степени касается студентов основных образовательных программ и научно-педагогических работников. Двойные дипломы с зарубежными партнерскими вузами, стажировки, дополнительные виды познавательной активности, научной, социальной, культурной деятельности, такие как участие в конференциях, волонтерских движениях, летних школах, участие в любых формах дополнительного образования — всё это можно рассматривать как показатели включенности человека в образование длиною в жизнь.
Анализ деятельности университетов в последние десять лет показывает, что вузы активно включены в развитие вертикали непрерывного образования, но эта деятельность зачастую носит бессистемный характер, не рассматривается как механизм развития непрерывности на базе вуза.
Особая категория развития непрерывности — это глубина образования, которая предполагает реализацию глубинного подхода в системе высшего образования [12]. В узком значении под глубинным подходом подразумевается такая организация обучения, при которой обучающийся нацелен на освоение смыслов, меж- и метапредметных связей, выход на глубинное понимание изучаемого учебного материала в его взаимосвязи с изученным ранее, другими учебными дисциплинами и т. д. В этой трактовке глубинный подход противопоставляется «поверхностному подходу», суть которого сводится к запоминанию учебного материала и его воспроизведению с целью выполнения внешних требований. Глубинный (глубинно-гуманитарный) подход (В. Тошон) в широком смысле это явление, включающее в себя такие смыс-
ловые доминанты-характеристики образовательного процесса, как трансдисциплинарность, трансформа-тивность, интегративность, целенаправленность, целостность, глобальность, процессно-ориентирован-ность, сознательность. Такой подход подразумевает формирование ценностного отношения к миру, основанного на понимании глубинных процессов, происходящих вокруг, взаимосвязи между процессами [14]. «Непрерывное образование глубиною в жизнь» включает понимание образования как когнитивного и эмоционального процессов, диалектичность динамики обучения взрослого человека, заключающуюся в противоречиях между приобретением образовательного опыта индивидуально и в общности, между требованиями к уровню обученности и личным вдохновением на получение образования и др.
Глубинный — один из самых сложных векторов развития непрерывного образования для вузов, т. к. предполагает организацию деятельности на новом уровне.
В рамках статьи остановимся на опыте управления развитием отдельных форм непрерывного образования в Петрозаводском государственном университете.
Проектно-индикативный подход к развитию непрерывного образования в ПетрГУ
Развитие форм непрерывного образования в вузе получило статус приоритетного направления в 2012 году с началом реализации «Программы стратегического развития на 2012—2016 годы «Университетский комплекс ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера: стратегия инновационного развития». К этому времени в Петрозаводском государственном университете уже сложилась система непрерывного образования, включавшая реализацию как многоуровневых основных образовательных программ, так и программ дополнительного профессионального образования, отдельные проекты для обучения взрослых, широкий перечень культурно-досуговых форм для преподавателей и студентов университета. Система непрерывного образования включала в себя более 15 структур, среди которых:
— Факультет повышения квалификации (ФПК)
— Карельский региональный институт управления, экономики и права (КРИУЭП)
— Центр постдипломного образования медицинского института
— Центр дополнительного образования Кольского филиала
— Центр систем автоматизации
— Учебно-методический центр экономического факультета по профессиональной аттестации бухгалтеров
— Региональный учебный Центр по охране труда
— Студенческий Бизнес-инкубатор (СБИ)
— Институт международных программ
— Отдел довузовской работы, Открытый университетский лицей
— Открытый университет
Потребность выделения непрерывного образования как приоритетного направления развития вуза возникла в связи с необходимостью объединения усилий по решению на новом уровне ряда комплексных задач, а именно:
— Развитие кластера довузовского и дополнительного профессионального образования по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий; формирование контингента обучающихся — специалистов предприятий и организаций региона, формирование потребности обучения в течение всей жизни, как перспективы трансформации университетского образования.
— Совершенствование довузовской и профориен-тационной работы в вузе с выходом на формирование у потенциальных абитуриентов ПетрГУ высокого уровня довузовской подготовки, интереса к науке, способности к самостоятельному мышлению, позитивных духовно-нравственных ценностных ориентаций и общественно значимых мотивов выбора сферы деятельности.
— Реализация опережающих инновационных программ профессионального развития научно-педагогических работников, сотрудников, управленческих кадров университета с целью повышения качества, эффективности образовательной, научной, управленческой и инновационной деятельности.
— Развитие научно-исследовательской деятельно -сти в области непрерывного профессионального образования.
— Формирования позитивного отношения к образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности ПетрГУ в области непрерывного образования, в т. ч. через реализацию программ открытого образования.
— Расширение сферы влияния Петрозаводского государственного университета в образовательном сообществе Республики Карелия, Мурманской области, соседних областей.
Для решения обозначенных задач в рамках программы стратегического развития в 2012 году был создан Институт непрерывного образования (далее ИНО) как структура сопровождения и научно-методического обеспечения процессов, связанных с непрерывным образованием (см. Приложение 1). Его деятельность направлена на совершенствование и развитие системы непрерывного профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, задачами социально-экономическо-
го развития региона Европейского Севера России в пяти направлениях:
1. Развитие дополнительного профессионального образования.
2. Развитие довузовского образования.
3. Развитие форм открытого образования взрослых.
4. Опережающее развитие кадров вуза в области непрерывного образования.
5. Научно-методическое обеспечение процессов, связанных с развитием непрерывного образования в университете и регионе.
Развитие деятельности института строится на основе проектно-индикативного управления. Ежегодный отбор проектов осуществляется на основе системы планирования и контроля за эффективностью результатов деятельности и базируется на ключевых показателях эффективности. Ключевые показатели планирования и оценки эффективности развития форм непрерывного образования сформированы на основе общих показателей развития вуза, но при этом конкретизированы под специфику объекта управления:
Сектор дополнительного и дополнительного профессионального образования:
— Среднегодовой контингент программ ДПО
— Количество новых реализуемых образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки
— Количество привлечённых российских и зарубежных лекторов к реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров
— Количество положительных внешних экспертных заключений на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров
— Доля штатных ППС, ежегодно повышающих квалификацию и др.
Сектор довузовского образования:
— Средний балл ЕГЭ при поступлении в вуз;
— Количество привлеченных школьников, учителей, родителей;
— Количество программ и открытых образовательных проектов для школьников;
— Количество студентов первого курса, обучившихся на программах дополнительного образования ПетрГУ и др.
Сектор научно-методического сопровождения деятельности по развитию форм непрерывного образования:
— Количество статей, подготовленных штатными НПР и изданных в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями, в российских рецензируемых научных журналах
— Количество студентов очной формы обучения, участвующих в выполнении научных исследо-
ваний и разработок в области непрерывного образования
— Количество заявок, поданных в федеральные, региональные, международные фонды, программы по поддержке научных исследований
— Количество проведенных всероссийских и международных научных школ, семинаров, конференций и др.
Указанные основные показатели позволяют планировать деятельность Института непрерывного образования исходя из 1) общих показателей деятельности вуза; 2) общероссийских, международных тенденций в развитии деятельности.
Как уже отмечалось, деятельность Института непрерывного образования базируется на проек-тно-индикативном управлении. Основу деятельности составляют проекты с жизненным циклом в один год. Такой подход позволяет ставить краткосрочные цели, анализировать достигнутые результаты и корректировать среднесрочные и долгосрочные планы, а также объединять и интегрировать направления в зависимости от достигнутых результатов. В этой связи в ИНО гибкая структура (табл. 2), которая может ежегодно изменяться под решение новых задач или решение задач на новом уровне управления.
В течение последних четырех лет ИНО реализовано более 25 проектов, среди которых:
— Создание и развитие деятельности научно-педагогического центра «Открытие» и Ассоциации школьных академий ПетрГУ (проект «Открытие») (4 проекта, 2012—2015 гг.)
— Разработка и реализация устойчивых инновационных моделей профессионального развития аспирантов, научно-педагогических и управленческих кадров ПетрГУ (1 проект, 2012 г.)
— Создание и развитие деятельности Центра языковой подготовки (3 проекта, 2012—2014 гг.)
— Совершенствование и развитие внутрироссий-ской и международной мобильности аспирантов и молодых научно-педагогических работников вуза на базе Центр академической мобильности ПетрГУ (4 проекта, 2012-2015 гг.)
— Организация и проведение конкурсов в образовательной и научно-исследовательской деятельности для аспирантов и молодых научно-педагогических работников вуза на базе Института непрерывного образования ПетрГУ (3 проекта, 2012-2014 гг.)
— Развитие образовательной деятельности ИНО (3 проекта, 2013-2015 гг.)
— Развитие научной деятельности Лаборатории непрерывного образования (2 проекта, 20132014 гг.).
— Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете (2 проекта, 2013-2014 гг.)
— Развитие непрерывного образования в области креативных индустрий, культурного туризма и предпринимательства (1 проект, 2013 г.) Ниже представлен анализ деятельности ПетрГУ
на примере управления развитием трех направлений: кластера дополнительного профессионального образования, профессионального развития кадров вуза, научно-методического сопровождения непрерывного образования в вузе.
Развитие кластера дополнительного профессионального образования
Одним из важнейших показателей эффективности деятельности в кластере дополнительного профессионального образования является среднегодовой контингент, который предусматривает учет количества обучающихся по программам ДПО в те-
Таблица 2
Структура ИНО (2012-2015 гг.)
Направления Структуры ИНО Партнёрские структуры
Развитие качественного контингента ПетрГУ НПЦ «Открытие» Образовательные организации Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Центр развития образования города. Петрозаводска, Управление, Факультет повышения квалификации ПетрГУ
Развитие непрерывного языкового образования Центр языковой подготовки TEAM Кафедры Института иностранных языков, филологического факультета, Факультет повышения квалификации ПетрГУ
Развитие системы непрерывного образования научно-педагогических кадров ПетрГУ Центр академической мобильности Управление научных исследований, учебно-методическое управление, Факультет повышения квалификации ПетрГУ
Развитие дополнительного профессионального образования Центр профессиональных квалификаций Факультеты ПетрГУ
Развитие научно-исследовательской деятельности в области непрерывного образования Лаборатория непрерывного образования Образовательные организации Республики Карелия, Центр развития образования, Кафедра иностранных языков, кафедра педагогики и психологии
№ 5 (99) 2016 - 85 - Университетское управление: практика и анализ
чение года. Изменение данного показателя предполагает увеличение количества программ ДПО, открытие новых направлений реализации программ, привлечение новых специалистов, устойчивость в реализации уже разработанных. Таким образом, внутренними показателями планирования и оценки деятельности выступает количество программ ДПО, количество направлений, по которым они реализуются; количество привлеченных к реализации специалистов и т. п.
Анализ деятельности ИНО и партнерских структурных подразделений системы непрерывного образования показывает, что благодаря проектной системе управления этим сегментом, в течение последних четырех лет наблюдается устойчивое развитие среднегодового контингента и сопутствующих показателей. Растет количество программ ДПО, расширяется аудитория слушателей. Около 30 % программ в течение 2013—2015 гг. получили статус регулярных. Например, разработанная и апробированная в рамках проекта «Развитие непрерывного образования в области креативных индустрий, культурного туризма и предпринимательства» серия программ успешно реализуется в Карельском региональональном институте экономики и права ПетрГУ с 2013 года, ряд программ филологического профиля, появившиеся в ходе реализации проектов по развитию образовательной деятельности ИНО 2012—2013 гг., ежегодно реализуется на базе института. Расширяется поле направлений повышения квалификации и профессиональной подготовки. За четыре года в ПетрГУ открыты четыре новых направления, разработан ряд новых программ по уже устоявшимся направлениям, таким, как экономико-юридическому, педагогическому, строительному:
— филологический профиль (9 программ)
— инженерный профиль (14 программ)
— строительный профиль (8 программ)
— педагогический профиль (25 программ)
— научно-педагогический профиль (12 программ)
— туристический, социальный профиль (7 программ)
— экономико-юридический (12 программ)
Трудности открытия новых программ и направлений связаны с тем, что Республика Карелия — дотационный регион, в котором практически отсутствуют крупные промышленные предприятия и организации. Именно они выступают основными заказчиками и партнерами в развитии сектора ДПО в других регионах. В этой ситуации прирост новых направлений происходит медленно, т. к. основным заказчиком начинает выступать не предприятие, а сам вуз или физические лица, в т. ч. специалисты региона, студенты, их семьи.
Внутренние ресурсы в развитии программ ДПО в ПетрГУ это студенческая аудитория, которая в течение последних лет проявляет все более устойчи-
вый интерес к дополнительному образованию. Под заказ студентов были разработаны и запущены такие программы ДПО, как «Корректор научных и учебных текстов», «Методика преподавания русского языка как иностранного», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Интерес студентов к этим областям также коррелирует с заинтересованностью самого университета в получении кадров для расширяющейся издательской деятельности, организации обучения иностранных студентов — многие выпускники указанных программ получили возможность полного или частичного трудоустройства в ПетрГУ. Это один из дополнительных эффектов развития кластера ДПО.
Один из источников развития программ ДПО и укрепления связей с предприятиями реального сектора экономики — целевые программы повышения квалификации кадров.. За четыре года участия вузом в Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012—2014 гг., Ведомственной целевой программе «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы» было разработано и реализовано пять программ в области энергоэффективности и энергосбережения, информационных систем, нанотехнологий, ресурсосбережения и природопользования, обучено и направлено на российские и зарубежные стажировки 150 представителей предприятий реального сектора экономики, привлечено свыше 10 млн рублей. Реализация указанных программ также актуализировала необходимость укрепления партнерских связей с предприятиями региона, России, вскрыла ряд проблем, актуальных для разработки программ под запрос экономики и производства (кадры, технологии обучения, материалы, оборудование), позволила сформировать интегрированные команды научно-педагогических работников с разных кафедр и факультетов. Аналогичный опыт был получен в ходе реализации двух проектов по разработке и апробации программ ДПО с РОСНАНО. В ходе реализации проектов отработана модель подготовки программ ДПО «под ключ», вариативные модели организации ДПО в условиях отсутствия кадров узкой специализации в самом вузе, вариативные модели организации стажировок в России и за рубежом.
Одна из серьезных линий в развитии кластера ДПО — программы профессиональной подготовки от 250 часов. К 2012 году ПетрГУ ежегодно реализо-вывал всего 12 таких программ, в основном в секторе экономики и здравоохранения. Отчасти это было связано со старой нормативной базой, серьезно ограничивавшей возможности вузов перечнем программ профессиональной переподготовки, но также и с отсутствием реального спроса на программы этого типа. С начала реализации комплексных проектов этому вопросу уделено особое внимание. Изучены
потенциальные направления программ, возможные заказчики, разработчики. В 2014 году количество программ профессиональной переподготовки выросло в 2,5 раза, в том числе и в новых областях, в которых ранее такие программы не предлагались, в т. ч. в области исследовательской (Исследователь в области образования), организационно-театральной деятельности (Организация театральной деятельности); стандартизации и метрологии (Метрология и метрологическое обеспечение); нанотехнологий (Инженер—исследователь перспективных материалов и их свойств; Инженер—проектировщик МиНЭМС для различных применений; Инженер—технолог МиНЭМС для различных применений и др.). Их появление — результат реализации ряда проектов, направленных на укрепление связей с внешними партнерами, интеграции образовательного, научного, инновационного опыта команды разработчиков и возможностей ПетрГУ.
Трудности в развитии кластера дополнительного профессионального образования зачастую связаны с неготовностью потенциальных субъектов образовательного процесса к совместной деятельности. Испытывая дефициты бюджета, предприятия зачастую не рассматривают программы дополнительного образования на базе вуза как формы развития кадров для решения производственных проблем, внедрения новых технологий. В ходе реализации проектов в течение последних четырех лет также была выявлена проблема выделения заказчиками образовательных дефицитов и формулирования соответствующих запросов. С другой стороны, кадры вуза не всегда готовы учить специалистов. Опыт реализации программ показывает, что существует необходимость овладения НПР основами адрагогики, владение компетенциями по «узким» вопросам, в освоении которых заинтересованы слушатели, хорошее знание производства или реальной практики применения профессиональных компетенций. С другой стороны, привлекаемые к обучению практики не всегда готовы к преподавательской деятельности. Это известная проблема в среде учреждений дополнительного профессионального образования. Одним из механизмов её решения является проектный подход, когда в рамах одного проекта интегрируется опыт и знания специалистов разных областей. Вместе с тем, в совместной деятельности происходит и образование самих участников проектной команды.
По итогам реализации подпроектов в кластере ДПО сформулированы следующие принципы управления развитием в этом секторе: формирование системы многоканального развития программ ДПО; сетевое управление; ориентация на расширение аудитории слушателей; планирование программ ДПО на основе изучения образовательных запросов и учета законодательных требований к уровню образования специалистов, гибкая политика, поддержка
многообразия программ и образовательных инициатив, стимулирование научно-педагогических кадров к разработке и реализации программ ДПО, организация модельного обучения кадров вуза реализации программ ДПО.
Развитие непрерывного образования научно-педагогических кадров ПетрГУ
Для эффективного развития непрерывного образования на базе университета необходимо создание соответствующей системы непрерывного образования научно-педагогических кадров. Профессиональное развитие кадров — это сложный, многомерный, многофакторный процесс, который включает в себя все этапы и формы становления и развития научно-педагогического работника как профессионала, его личностную и профессиональную мотивацию на развитие, потребность в развитии, способность к рефлексии и мн. др.
Одним из универсальных механизмов развития научно-педагогических кадров в вузе остаётся система повышения квалификации и профессиональной переподготовки НПР. К сожалению, сегодня эта сфера, как и другие кластеры образования, испытывает серьезные трудности, связанные с кадровым обеспечением, отсутствием отработанных механизмов проектирования актуальных программ ДПО, низкой мотивацией отдельной категории НПР к повышению квалификации. Проблема может быть решена через интегрирование формальных и неформальных форм повышения квалификации и профессионального развития НПР, создание и развитие открытой научно-методической среды. В рамках Программы стратегического развития Пет-рГУ реализован проект «Разработка и реализация устойчивых инновационных моделей профессионального развития аспирантов, научно-педагогических и управленческих кадров ПетрГУ». Его целью было создание и реализация эффективных моделей управления развитием кадрового потенциала вуза в открытой инновационной научно-образовательной среде ПетрГУ.
Реализация проекта включала в себя изучение отечественного и зарубежного опыта в организации повышения квалификации кадров, мониторинг образовательных запросов НПР, кафедр, факультетов, управлений на формирование и развитие востребованных компетенций (2012 год), результаты которого позволили сформулировать общие подходы к организации опережающего развития кадров вуза: — Выстраивание устойчивых вариативных моделей непрерывного профессионального развития кадров на основе системно-деятельностного, ком-петентностного, андрагогического, средового подходов, кредитно-модульных, балльно-рей-
тинговых, персонифицированных технологий. Нелинейные образовательные маршруты.
— Опережающий, превентивный характер части программ повышения квалификации, направленных на достижение стратегических задач.
— Привлечение ведущих российских и зарубежных лекторов к повышению квалификации кадров ПетрГУ.
— Развитие форм стажировки на ведущих российских и зарубежных образовательных площадка как эффективного способа повышения квалификации кадров.
— Активное распространение дистанционных, электронных форм обучения при организации индивидуальных образовательных маршрутов кадров.
— Институционализация неформальных и инфор-мальных форм образования в формате индивидуальных образовательных маршрутов кадров ПетрГУ.
— Развитие образовательных потенциалов научно-методической среды ПетрГУ.
— Внедрение современных андрогогических подходов, концепций, инструментов в систему профессионального развития кадров ПетрГУ.
— Переосмысление содержания профессиональной деятельности кадров ПетрГУ, выработка стандартов профессиональной деятельности; усиление отдельных направлений, перераспределение профессиональных функций, нормативное закрепление.
— Учет горизонтали и вертикали профессионального развития: карьера/профессионализм Основу подхода к непрерывному образованию
научно-педагогических работников составили принципы:
— непрерывности повышения квалификации (по времени, срокам, содержанию, технологиям: постоянный профессиональный рост), преемственности программ основного и дополнительного образования;
— открытости системы (для формирования заказа, для введения и обновления содержания, образовательных технологий, ресурсов и др.);
— доступности (для всех категорий работников);
— актуальности и опережающего характера содержания, образовательных технологий и ресурсов;
— интеграции;
— системно-деятельностный, практико-ориенти-рованных характер;
— ориентации на результат;
— профессиональной и личностной ответственности за результат всех субъектов заказа на повышение квалификации и его исполнения, включая заказчика, проектировщика программ, кадры, слушателей;
— диверсификации;
— рефлексивного управления профессиональным развитием,
— коммуникативного партнерства и сотрудничества;
— выбора;
— управляемости (индикативное управление);
— инновационной направленности содержания и образовательных технологий;
— социально-экономической, педагогической целесообразности;
— институционализации неформальных, инфор-мальных форм профессионального развития. Отравной точкой в проектировании программ
повышения квалификации кадров университета стал анализ расхождения в качестве компетенций, которыми обладают кадры вуза, и необходимыми ключевыми компетенциями, критичными для решения задач, стоящих перед университетом. Так, например, с началом реализации Программ стратегического развития ПетрГУ на 2012—2016 гг. был выявлен дефицит, связанный с публикационной активностью НПР. Анализ ситуации позволил выделить несколько путей его преодоления в зависимости от того, какие трудности испытывали коллеги при подготовке научных статей: от формирования научно-исследовательских компетенций до обучения написанию статей на английском языке. Под каждую из тагет-групп был разработан свой маршрут повышения квалификации. В целом по результатам первого этапа реализации проекта по созданию системы непрерывного образования НПР были выделены пять групп профессиональных компетенций, формирование и развитие которых стали ориентирами для разработки программ:
— владение содержанием (предметные);
— готовность к производству новых знаний (научно-исследовательские, научно-методические компетенции, инновационно-производственные компетенции);
— организация современного образовательного процесса с обеспечением высокого, доступного качества (психолого-педагогические, технологические, научно-методические компетенции, информационно-коммуникационные и др.);
— владение технологиями проектирования процессов и результатов; образовательных систем; образовательной среды; образовательных и научных (конструкторских и т. п.) продуктов (психолого-педагогические, научно-исследовательские, инновационно-производственные);
— коммуникационные (высокий уровень владение родным и иностранным языком для осуществления преподавательской и научной деятельности). За 2012-2015 гг. разработано и реализовано более
50 новых программ для НПР. Апробированы новые формы профессионального развития кадров, такие как авторский курс, семинар-консультация, про-
блемный семинар, практический семинар, научный семинар, проектировочный курс и др. внутри традиционных программ повышения квалификации.
Помимо модификации традиционных форм профессионального развития в рамках проектов апробирован и ряд новых моделей и их компонентов, в основе которых — интеграция формальных и неформальных форм обучения:
— Вариативные модели: модульные образовательные программы (Документационное обеспечение управления вуза и др.); программы повышения квалификации с выходом на проектирование и представление индивидуальных и групповых проектов для их дальнейшей реализации в вузе («Инновационные процессы в управлении вузом; Профессиональная ориентация школьников: новые социально-образовательные модели; Разработка электронных учебно-методических комплексов дисциплин и модулей и др.; Формирование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения и др.)
— Модели интегрированного обучения профессорско-преподавательского состава с преподавателями учреждений СПО (Профессиональная ориентация школьников: новые социально-образовательные модели); студентами и аспирантами (Авторский лекционно-семинарский курс "Текст. Его структуры, связность и ключевые слова", «Новые идеи, концепции, интерпретации русской словесности» и др.).
— Модели организации профессионального саморазвития/развития молодых кадров ПетрГУ через систему конкурсных отборов программ профессионального саморазвития, программ стажировок, серию семинаров по актуальным вопросам развития высшей школы.
Опыт по организации обучения в режиме интеграции форм признан ценным участниками проектов. Эффективность организации обучения в таком режиме подтверждается ростом участия НПР в подобных курсах, эффектами, возникшими в самой системе: повышение публикационной активности, участия НПР в конкурсах научных проектов; рост академической мобильности и др.
В ходе реализации проектов была выявлена проблема организации повышения квалификации в области предметного содержания. Это новое направление профессионального развития кадров вуза, которое позволяет управлять качеством преподавания учебных дисциплин, появлением новых учебных дисциплин в рамках основных образовательных программ. Анализ этого направления показал, что в самой научно-образовательной среде существует ряд неформальных форм образования и самообразования в предметной области, которые могут быть институализированы. В 2014—2015 гг. были апро-
бированы такие формы, как участие в трехдневном научном форуме и участие в работе научного семинара в течение учебного года как курсы повышения квалификации («Археография документальных текстов раннего нового времени в современной парадигме региональной полиэтничной истории языка»; «Актуальные проблемы комплексного анализа и приложений». Опыт в целом оказался успешным и может быть диверсифицирован. Вторым источником программ в предметной области стал индивидуальный опыт отдельных преподавателей в области профессиональных информационно-коммуникационных технологий. Так, были организованы курсы «Обработка данных количественных исследований с помощью статистического пакета SPSS» для социологов, психологов, позволяющие компьютеризировать методы обработки исследований. Ещё один источник — внешние программы, благодаря участию в которых у преподавателей появляется возможность доступа к новой научной информации по предмету (например, опыт проектирования и апробации программ в сотрудничестве с РОСНАНО).
В рамках реализации проектов к реализации программ профессионального развития НПР привлекались ведущие российские и зарубежные ученые и эксперты в области высшего профессионального образования, привлечение которых позволило актуализировать успешный российский и зарубежный опыт в решении задач развития системы образования. Это опыт Высшей школы экономики, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого и др.
Особое место в системе повышения квалификации НПР занимают курсы, направленные на формирование компетенций в области непрерывного образования. За четыре года реализации проектов ИНО сформирован банк семинаров и программ в рамках указанного направления, в который вошли более 25 единиц сроком освоения от 2 до 252 часов. Среди них: методология современного педагогического исследования; непрерывное образование: понятие, смыслы, международная терминология; обобщение опыта в области непрерывного образования; развитие региональной системы непрерывного образования, формирование качественного контингента, развитие кадрового потенциала ПетрГУ и академической мобильности и др. Реализованы как программы повышения квалификации, так и программа профессиональной переподготовки, цель которой — подготовить научно-педагогические кадры ПетрГУ к исследованию феномена непрерывного образования, к проектированию форм, непрерывного образования на базе классического вуза, внедрению инновационных методик, технологий в образовательный процесс. За время реализации программ обучение прошли 314 НПР. Все указанные курсы способство-
вали профессиональному развитию НПР в области непрерывного образования: готовили к обобщению опыта в этой сфере, исследованию новых объектов, проектированию программ дополнительного образования, довузовского образования, дополнительного профессионального образования. В качестве примера приведем 16-часовой курс «Обобщение опыта в области непрерывного образования», в рамках которого было организовано обучение в форме лекций, индивидуальных и групповых консультаций, самостоятельной работы по обобщению опыта. Итоговая аттестация проводилась в форме защиты текста научной статьи. Из 24 слушателей готовые тексты представили 19. Материалы слушателей вошли в сборник научных статей «Непрерывное образование: опыт Пет-рГУ. Выпуск 3» (2015 год). Помимо индивидуальных результатов, курсы в области непрерывного образования позволяют формировать и развивать команду исследователей.
Трудности в создании и развитии системы опережающего профессионального развития кадров связаны с рядом проблем, часть из которых все ещё остается не решенной:
— шаблоны в организации повышении квалификации кадров, неэффективное использование времени слушателей;
— разрывы в цепочке «потребности вуза в решении инновационных задач» — «компетенции НПР и управленческих кадров» — «готовые программы повышения квалификации» — «кадры сектора ДПО, готовые к разработке и реализации программ для НПР»;
— необходимость большого вариатива форм, содержания, технологий повышения квалификации для выстраивания индивидуальных маршрутов НПР, возможность комбинирования и институ-ализации результатов неформального обучения (например, участия в конференциях, семинарах, форумах и т. д.);
— более активное внедрение форм дистанционного и электронного обучения для повышения мобильности участвующих в повышении квалификации кадров;
— диверсификация курсов (молодые НПР, стаж, образовательные дефициты) и др.
Научно-методическое сопровождение программ непрерывного образования
Научно-методическое сопровождение программ непрерывного образования — один из базовых компонентов в системе управления развитием непрерывным образованием. Без научной систематизации, продуманной методологической базы развитие системы непрерывного образования неизбежно будет сведено к уже накопленному в отечественной
практике традиционному опыту реализации дополнительных и дополнительных профессиональных программ. Отход от формального проектирования системы непрерывного образования к антропологической модели требует всестороннего изучения «вопросов формирования личностной готовности непрерывно обучаться (lifelong learning)» [15]. В соответствии с этим с 2012 года в рамках реализации Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012—2016 гг. особое внимание уделено развитию форм научного и научно-методического сопровождения системы непрерывного образования.
Можно выделить следующие направления в научно-методической деятельности института, которые сложились в ходе реализации проектов:
— организация исследований в области непрерывного образования;
— издание научного электронного ежеквартального журнала;
— разработка курсов, семинаров по повышению научно-методической компетенции кадров ПетрГУ в области непрерывного образования. Результаты деятельности в рамках направлений
измеряется в системе количественных и качественных общеуниверситетских показателей, связанных с публикационной активностью преподавателей; количеством студентов очной формы, участвующих в выполнении исследований; количестве заявок, поданных в федеральные, региональные, международные фонды, программы по поддержке научных исследований; количестве проведенных всероссийских и международных научных школ, семинаров, конференций и др. Качественные показатели, такие как изменение инфраструктуры под решение инновационных задач; развитие партнёрской сети в области непрерывного образования на внутривузовском, региональном, российском и международном уровнях; внедрение современных технологий в образовательный процесс и др. Такой подход позволил достаточно быстро унифицировать новое направление научной деятельности в вузе и создать ориентиры для интенсивного развития.
За 2012—2015 гг. реализовано семь научно-исследовательских проектов в области непрерывного образования. Основная тематика научных исследований изначально базировалась на опыте команды, в которую вошли НПР с педагогическим, лингвистическим, социологическим, психологическим образованием:
— формирование методологии исследования непрерывного образования;
— исследование образовательных запросов, потребностей субъектов системы непрерывного образования; их готовности к обучению в течение всей жизни;
— лингво-педагогические исследования концепта непрерывного образования;
— изучение международного и отечественного опыта в организации непрерывного образования;
— обобщение опыта в области непрерывного образования ПетрГУ.
В первую очередь научную команду института интересовал перечень вопросов, определяющий методологию дальнейших исследований:
— новые субъекты непрерывного образования; новые характеристики дошкольника, школьника, студента вуза, взрослого обучающегося, новые характеристики системы;
— преемственность образования разных уровней;
— феноменологический, герменевтический, хьюта-гогический, глубинный, кросс-культурный подходы к образованию;
— роль и деятельность университетов по развитию непрерывного образования и др. Проведенные исследования в рамках указанных направлений позволили сформировать подходы к исследованию феномена непрерывности образования, наметить пути дальнейшей работы.
Параллельно с определением теоретических оснований на базе Лаборатории непрерывного образования, Лаборатории социологических исследований ПетрГУ шла работа по сбору первичной информации о состоянии системы непрерывного образования. Проведено 11 опросов, среди которых:
— анализ образовательных дефицитов и запросов научно-педагогических, управленческих кадров, сотрудников вуза и структурных подразделений (2012);
— изучение мотивов выбора ПетрГУ среди студентов младших курсов (2011—2015);
— исследование готовности учащихся 5 и 9 классов к образованию в течение всей жизни (2013);
— изучение готовности студентов ПетрГУ к дополнительному и дополнительному профессиональному образованию (2012—2014);
— диагностическое исследование готовности школьников к изучению иностранного языка (2014) и др. Полученные в ходе мониторинговых исследований данные позволили планировать дальнейшую работу ИНО с учётом выявленных характеристик. Так, результаты анализа образовательных дефицитов и запросов научно-педагогических, управленческих кадров, сотрудников вуза и структурных подразделений легли в основу проектирования опережающей системы повышения квалификации НПР; ежегодно проводимое исследование мотивов выбора ПетрГУ среди студентов первых курсов — фиксировать эффекты от мероприятий и программ на довузовском и послевузовском уровнях. Речь идет об организации работы со школьниками, их родителями, учителями, другой взрослой аудиторией, входящей в круг влияния на выбор школьника. Более глубокие выводы о необходимости организации профориен-тационной работы и довузовского образования, начиная с начальной школьной ступени, были полу-
чены в ходе исследования ответов 488 школьников 5 и 9 классов. Указанные опросы выявили слабос-формированный интерес школьников к познанию, недостаточное владение универсальными учебными действиями как основой продолжения учения, ярко выраженную гуманитарную направленность учащихся и др. Полученные данные были учтены при проектировании образовательных программ Школьных академий, Ресурсного центра научно-технического творчества обучающихся ПетрГУ и др.
В ходе изучения готовности студентов к дополнительному образованию было установлено, что и современный вуз, и современный студент имеют слабые представления об образовательных возможностях друг друга, что является серьезным препятствием в проектировании и открытии новых образовательных программ для студенческой аудитории. Студент, включенный в систему дополнительного образования, — это субъект, освоивший технологию получения образования, которое необходимо ему для решения личных и профессиональных задач в течение жизни. Вузы должны быть крайне заинтересованы в развитии субъектной позиции студента как человека, готового к активному участию в системе непрерывного образования, в том числе в стенах своего родного вуза после получения основного образования. Условия для подготовки такого человека в современных российских вузах еще только начинают создаваться. Результаты исследования были учтены при проектировании программ дополнительного профессионального образования для студентов, формирования мероприятий по развитию субъектной позиции студента в образовании.
Одно из важных условий развития непрерывного образования на базе вуза это организация постоянной обратной связи, сбора информации о состоянии системы. Таким образом, одна из задач ИНО — обобщение опыта ПетрГУ в развитии непрерывного образования, которое организовано в форме подпроекта по подготовке ежегодного сборника статей «Непрерывное образование: опыт ПетрГУ» (2013—2015), в рамках которого проводятся серия методологических и проблемных семинаров. За три года в подпро-екте участвовало 137 авторов, в том числе студенты ПетрГУ, подготовлено 98 статей. Несмотря на достаточно широкий круг авторов, большое количество материалов по развитию форм непрерывного образования на базе вуза все ещё остается не обобщенным.
Один из ресурсов развития научной деятельности в области непрерывного образования — электронный научный ежеквартальный журнал «Непрерывное образование: XXI век», учрежденный 24 марта 2013 года1. За два с половиной года выпущены 11 номеров, включая 119 статей 134 авторов, в основном
1 Научный электронный ежеквартальный журнал «Непрерывное образование: XXI век» http://lll21.persu.ru
докторов и кандидатов наук, из 17 регионов России и 16 зарубежных стран. Помимо размещения статей журнал предусматривает возможность обсуждения научных тем в рамках научного форума, проведение сетевых опросов, обмен научными мероприятиями. Таким образом, сайт журнала — форма сетевого взаимодействия с русско-, англо-, немецкоязычными специалистами, площадка развития идей непрерывности. Вокруг журнала развивается партнёрская сеть российских и международных экспертов. В профессиональное сообщество вошло более 50 российских и зарубежных специалистов в области непрерывного образования.
Основная трудность в развитии научной деятельности института заключаются в кадровом ресурсе. Несмотря на достаточно большое количество мероприятий, позволяющих быстро включаться в исследования в области непрерывного образования, интерес научно-педагогических работников к этой области невысок.
Один из качественных показателей развития системы непрерывного образования в вузе является создание партнёрской сети в области непрерывного образования на внутривузовском, региональном, российском и международном уровнях.
Внутриуниверситетская сеть непрерывного образования представлена факультетами, институтами, реализующими основные образовательные программы, и структурами, обеспечивающими реализацию дополнительных программ.
В 2013 году ПетрГУ вошёл в Международную ассоциацию непрерывного образования (МАНО, 1АСЕ), активно принимает участие в деятельности Межгосударственной ассоциации последипломного образования, представляет результаты своей деятельности на российских и международных научных и методических площадках.
Формируется и развивается региональная сеть организаций, экспертов в области довузовского и профессионального образования, включающая в себя учреждения высшего и среднего профессионального образования, руководителей и учителей муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия, центр развития образования г. Петрозаводска, Институт повышения квалификации работников образования Республики Карелия и др.
Формируются «отраслевые» партнёрские сети по отдельным направлениям развития непрерывного образования, например, сеть организаций и экспертов на базе Карельского регионального института управления, экономики и права в области развития креативных индустрий, культурного туризма и предпринимательства в регионе с привлечением ведущих российских и зарубежных специалистов из Норвегии, Дании, Финляндии и др.
Вместе с тем, можно отметить, что партнерская сеть непрерывного образования ПетрГУ форми-
руется неравномерно для разных целевых групп. Наиболее интенсивно сеть развивается в кластере довузовской подготовки, т. к. это один из приоритетов в развитии системы непрерывного образования ПетрГУ.
Выводы
Непрерывное образование на базе вуза это модель образования будущего, это новый вызов вузам современности. В центре вузовского образования — человек, который учится в течение всей жизни. Подготовка такого учащегося со школьной скамьи, его профессиональное развитие и переподготовка на протяжении всей трудовой деятельности, дополнительное востребованное образование в течение всей жизни — идеальная модель построения непрерывного образования на базе вуза. В целом, опыт ПетрГУ показывает, что для продвижения в сторону реализации модели необходимо обеспечение ряда условий:
— научно-методическое обеспечение и сопровождение деятельности по развитию непрерывного образования;
— организация целенаправленной деятельности по формированию субъектов непрерывного образования, готовых учиться в течение всей жизни;
— обеспечение студентов вуза и потенциальных абитуриентов вариативными формами дополнительного образования;
— создание и развития инновационной модели опережающего профессионального развития научно-педагогических кадров, в т. ч. в области непрерывного образования;
— укрепление партнерских связей с сектором реальной экономики, государственными органами по формированию заказа на программы непрерывного образования, развитие партнерской сети. Опыт ПетрГУ также позволяет сделать вывод
об эффективности проектно-индикативного управления в этом сегменте.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Mora Jose-Gines University Third Mission: Good Practices from Developed and Developing Countries: BALTIC SEA FORUM University Cooperation in the Baltic Sea Region Turku, 2nd of June 2014. http://www.centrumbalticum. org/sites/default/files/user_uploads/jose-gines_mora_bsf-turku-jgm.pdf
3. GOODUEP: Good practices in University-Enterprises partnerships. A LLL project. 2007-2010.
4. E3M: European indicators and ranking methodology for University Third Mission. A LLL project. 2009-2011
5. VINCULAENTORNO: Vinculación de las universidades con su entorno para el desarrollo social y económico sostenible. An ALFA project. 2012-2014.
6. U3M-AL: Developing Third Mission activities in Albanian universities. A TEMPUS project. 2013-2014
7. MORA José-Ginés University Third Mission: Good Practices from Developed and Developing Countries//BAL-TIC SEA FORUM University Cooperation in the Baltic Sea Region Turku, 2nd of June 2014. Доступ к электронному ресурсу http://www.centrumbalticum. org/sites/default/files/user_uploads/jose-gines_mora_bsf-turku-jgm.pdf (Дата обращения: 12.12.2015)
8. Jarvis, P. Adult education and lifelong learning: Theory and practice. New York: Routledge, 2010.
9. Lifelong Learning and the New Educational Order by John Field (Trentham Books, 2006)
10. Давыденко Т. М. О проекте концепции непрерывного профессионального образования, 2011
11. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года, 2015
12. Egetenmeyer R. What does „LLL" mean for individual learners? Consequences for designers and planners of LLL programmes: EUCEN AUTUMN EMINAR, November, 7, 2014. Barcelona, Spain, 2014 http://autumn2014seminar. eucen.eu/sites/autumn2014seminar.eucen.eu/files/Regina Egetenmeyer_2014eucenAutumnSeminar_0.pdf
13. Аузан А. Миссия университета: взгляд экономиста. URL: http ://polit. ru/ article/2013/05/07/auzan/ (дата обращения 10.12.2015).
14. Васильева Ю. Ю., Игнатович Е. В. Глубинный подход к образованию в зарубежных исследованиях: сущность, особенности, проблемы перевода^Непре-рывное образование: XXI век. 2014. № 5 http://lll21. petrsu.ru/journal/article.php?id=2269 (дата обращения 05.12.2015).
15. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования/непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1941 (дата обращения 20.10.2015).
Ignatovich E. V., Lopukha A. O. Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia
Management of the development of lifelong learning and continuing education in higher education institution: best practices of PetrSU
Keywords: lifelong learning, continuing education, higher education
The article is written with the aim of actualizing continuous education development challenges at the universities and contains PSU experience in this area. The analysis uses systematic approach.
Introduction to the article contains basis, prerequisites and conditions for continuous and lifelong learning at the universities. It presents approaches to "lifelong learning concept in national and international theory and practice, identifies horizontal, vertical and in depth development vectors of continuous education as potential areas for university development. The article describes indicative project approach to managing
continuous education development, presents trends, criteria and performance indicators and gives a list of main projects for 2012 and 2015 aimed at developing lifelong learning.
The article also describes measures for developing supplementary professional programs for regional personnel, professional development of regional teaching staff including area of lifelong learning. The article identifies the problem academic and methodic support of lifelong learning at the university using PSU experience. Conclusions present key requirements for developing lifelong learning at the university on the basis of project indicative approach identified during project work in 2012-2015.
Results obtained can be used in the work of regional universities on creating and developing continuous education systems in the regions.
Elena V. Ignatovich, PhD in Pedagogy and Education, Associated Professor at the Chair of Foreign Languages for Natural and Technical Departments, Petrozavodsk State University, 185910 pr. Lenina, 33 Petrozavodsk, Russia), (8142) 71-10-01, [email protected]
Anatoly O. Lopiiha, PhD in Philology, vice-rector for Pre-University Training and Career-Guidance, Associate Professor, Petrozavodsk State University, 185910 pr. Lenina, 33 Petrozavodsk, Russia), (8142) 71-10-04, [email protected]
References
1. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 30.12.2015) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii"
2. Mora José-Ginés University Third Mission: Good Practices from Developed and Developing Countries: BALTIC SEA FORUM University Cooperation in the Baltic Sea Region Turku, 2nd of June 2014. http://www.centrumbalticum. org/sites/default/files/user_uploads/jose-gines_mora_bsf-turku-jgm.pdf
3. GOODUEP: Good practices in University-Enterprises partnerships. A LLL project. 2007-2010.
4. E3M: European indicators and ranking methodology for University Third Mission. A LLL project. 2009-2011
5. VINCULAENTORNO: Vinculación de las universidades con su entorno para el desarrollo social y económico sostenible. An ALFA project. 2012-2014.
6. U3M-AL: Developing Third Mission activities in Albanian universities. A TEMPUS project. 2013-2014
7. MORA José-Ginés University Third Mission: Good Practices from Developed and Developing Countries//BAL-TIC SEA FORUM University Cooperation in the Baltic Sea Region Turku, 2nd of June 2014. Dostup k elektron-nomu resursu http://www.centrumbalticum.org/sites/de-fault/files/user_uploads/jose-gines_mora_bsf-turku-jgm. pdf (Data obrashcheniya: 12.12.2015)
8. Jarvis, P. Adult education and lifelong learning: Theory and practice. New York: Routledge, 2010.
9. Lifelong Learning and the New Educational Order by John Field (Trentham Books, 2006)
10. Davydenko T. M. O proekte kontseptsii nepreryvnogo pro-fessional'nogo obrazovaniya, 2011
11. Kontseptsiya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzros-lykh v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda, 2015
12. Egetenmeyer R. What does „LLL" mean for individual learners? Consequences for designers and planners of LLL programmes: EUCEN AUTUMN EMINAR, November, 7, 2014. Barcelona, Spain, 2014 http://autumn2014semi-nar.eucen.eu/sites/autumn2014seminar.eucen.eu/files/Re-ginaEgetenmeyer_2014eucenAutumnSeminar_0.pdf
13. Auzan A. Missiya universiteta: vzglyad ekonomista. URL: http://polit.ru/article/2013/05/07/auzan/(data obrashcheniya 10.12.2015).
14. Vasil'eva YU.YU., Ignatovich E. V. Glubinnyy podkhod k obrazovaniyu v zarubezhnykh issledovaniyakh: sushchnost', osobennosti, problemy perevoda//Nepreryvnoe obrazo-vanie: XXI vek. 2014. № 5 http://lll21.petrsu.ru/journal/ar-ticle.php?id=2269 (data obrashcheniya 05.12.2015).
15. Kolesnikova I. A. Nepreryvnoe obrazovanie kak fenomen XXI veka: novye rakursy issledovaniya//Nepre-ryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2013. № 1. URL: http://lll21. petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1941 (data obrashcheniya 20.10.2015).
Приложение 1
Области актуального развития непрерывного образования в вузе
Непрерывное образования в ПетрГУ
довузовское образование
образование в течение всей жизни
программы дополнительного професси-->• основные образовательные программы —>■ онального образования, профессиональной подготовки
Обеспечение качества подготовки школьников — будущих абитуриентов ПетрГУ, эффективного взаимодействия с ОУ РК
Ресурсное обеспечение качества, доступности, эффективности реализации образовательных программ
Обеспечение образовательных маршрутов работающих кадров республики; экономически активного населения; НПР
дополнительное образование взрослых («Открытый университет», языковые курсы ИМП, клубы, секции, творческие коллективы)
-3
кадровое обеспечение системы непрерывного образования