Научная статья на тему 'ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жабаков В. Е., Жабакова Т. В.

Введение . В статье рассматриваются трансдисциплинарные методы практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры. Представлены такие методы, как метод трансдисциплинарное портфолио, трансдисицплинарный проект, трансдисицплинарный кейс. Материалы и методы. Основными методами исследования являются аксиоматический метод как метод теоретического исследования. В качестве эмпирических методов нами использованы контент-анализ и φ* критерий Фишера. Результаты. В качестве семантических индикаторов, характеризующих конструкт «подготовка будущего педагога» в процессе контент-анализа выявлены категории: «ценностно-смысловой контент подготовки», «рефлексивный контент подготовки», «цель обучения». Обсуждение. На основании проведенного исследования делается вывод о том, что трансдисциплинарные методы практико-ориентированной подготовки будущего педагога направлены на «трансформацию субъектного опыта» будущих педагогов физической культуры на основе кросс-фертилизации моделей обучения. Заключение. Трансдисциплинарные методы практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры соответствуют перспективным моделям обучения студентов вуза и отражают динамику процесса профессиональной подготовки на нескольких уровнях реальности одновременно, создавая особое холистическое пространство. Основные положения: - выделены трансдисциплинарные методы практико-ориен-тированной подготовки будущих педагогов физической культуры; - представлена характеристика трансдисциплинарных методов обучения практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры; - выявлены семантические индикаторы, характеризующие конструкт «подготовка будущего педагога»; - исследовано влияние трансдисицплинарных методов на представления будущих педагогов физической культуры о практико-ориентированной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSDISCIPLINARY METHODS OF PRACTICE-ORIENTED TRAIN-ING OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

Introduction . The article deals with transdisciplinary methods of practice-oriented training of future physical culture teachers. Methods such as transdisciplinary portfolio method, trans- disciplinary project, transdisciplinary case are presented. Materials and methods . The main research methods are the axiomatic method as a method of theoretical research. We used content analysis and Fisher's φ* criterion as empirical methods. Results. In the process of content analysis, the following categories were identified as semantic indicators characterizing the construct “training of a future teacher” in the process of content analysis: “value-semantic content of training”, “reflexive content of training”, “goal of training”. Discussion. Based on the study, it is concluded that the transdisciplinary methods of practice-oriented training of a future teacher are aimed at “transforming the subject experience” of future physical education teachers on the basis of cross-fertilization of teaching models. Conclusion. Transdisciplinary methods of practice-oriented training of future physical education teachers correspond to promising models of teaching university students and reflect the dynamics of the process of professional training at several levels of reality at the same time, creating a special holistic space. Highlights: Transdisciplinary methods of practice-oriented training of future physical culture teachers are highlighted; The characteristics of transdisciplinary teaching methods of practice-oriented training of future physical culture teachers are presented; Revealed semantic indicators characterizing the construct “preparation of the future teacher”; The influence of transdisciplinary methods on the ideas of future physical education teachers about practice-oriented training has been investigated.

Текст научной работы на тему «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

DOI 10.25588/CSPU.2021.163.3.004

УДК 378.174 ББК 74.202.5

В. Е. Жабаков1, Т. В. Жабакова2

^RCID № 0000-0003-0897-1840 Доцент, кандидат педагогических наук,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, gg

ж о д и c St

E-mail: [email protected] к

^

и

2ORCID № 0000-0001-9947-5505 g

Q

Доцент, кандидат педагогических наук, s

доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный ^

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. |

E-mail: [email protected] д

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

тент подготовки», «рефлексивный контент подготовки», «цель обу-

Обсуждение. На основании проведенного исследования делается вывод о том, что трансдисциплинарные методы практико-

g *

S и

§ и

Аннотация Н

Введение. В статье рассматриваются трансдисциплинарные методы практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры. Представлены такие методы, как метод трансдисциплинарное портфолио, трансдисциплинарный проект, ^ трансдисциплинарный кейс.

Материалы и методы. Основными методами исследования

о

в §

являются аксиоматический метод как метод теоретического иссле- у дования. В качестве эмпирических методов нами использованы | контент-анализ и ф* критерий Фишера.

Результаты. В качестве семантических индикаторов, характеризующих конструкт «подготовка будущего педагога» в процессе ^

контент-анализа выявлены категории: «ценностно-смысловой кон- ч

л

о *

о Й

чения». *

о*

о*

Пeдgгогичecкиe Hgy*u

65

ориентированной подготовки будущего педагога направлены на «трансформацию субъектного опыта» будущих педагогов физической культуры на основе кросс-фертилизации моделей обучения.

Заключение. Трансдисциплинарные методы практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры соответствуют перспективным моделям обучения студентов вуза и отражают динамику процесса профессиональной подготовки на нескольких уровнях реальности одновременно, создавая особое холистическое пространство.

Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка; трансдисциплинарные методы подготовки; будущие педагоги физической культуры.

Основные положения:

- выделены трансдисциплинарные методы практико-ориен-тированной подготовки будущих педагогов физической культуры;

- представлена характеристика трансдисциплинарных методов обучения практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры;

- выявлены семантические индикаторы, характеризующие конструкт «подготовка будущего педагога»;

- исследовано влияние трансдисциплинарных методов на представления будущих педагогов физической культуры о практи-ко-ориентированной подготовке.

1 Введение (Introduction)

Обновление целей и ценностей педагогического образования обусловливает необходимость внедрения трансдисциплинарного подхода к практико-ориентированной подготовке будущих педа-^ гогов физической культуры, который позволяет не только усилить практико-ориентированные аспекты обучения, но и стимулировать когнитивно-ресурсный потенциал личности студентов. Как методо-

50 §

^ логическая и методико-технологическая основа современной науки N трансдисциплинарный подход рассматривается в работах В. С. Мо-сц кия, Т. А. Лукьяновой, которые отмечают, что «новизна научного

подхода, методологии научных исследований определяется принципиальными изменениями во всех элементах взаимосвязанной цепи: философских предпосылок, методологии и методики, включая образы, содержание основных понятий и моделей объекта» [1]. В соответствии с этим положением мы рассматриваем процесс внедрения трансдисциплинарных методов практико- ^ ориентированной подготовки будущих педагогов физической куль- ж

5

туры в контексте исследования С. Р. Динабург как «процесс разра- с

»К

ботки методических приемов и инструментальных средств» [2], так § и процесс «семантического и практического объединения тех Ц смыслов, которые находятся в области пересечения и лежат за пре- Ж

делами различных дисциплин» [3].

дущих педагогов физической культуры осуществлялась на базе кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Теоретические аспекты проблемы исследования трансдисциплинарных методов

использования аксиоматического метода. В качестве базовых аксиоматических тезисов в нашем исследовании выступили основные положения трансдисциплинарного подхода к управлению практи-ко-ориентированной подготовкой будущих педагогов физической культуры:

- интерпретация результатов моделирования процесса прак-тико-ориентированной подготовки осуществляется с использованием универсальной системы «метаязыка» (универсальное описание объекта, предмета практико-ориентированной подготовки как взаимосвязанных событий в картине единого мира субъекта обучения) [3];

- процесс практико-ориентированной подготовки в соответствии с концепцией В. С. Мокия строится как «целостное восприя-

и*

2 Материалы и методы (Materials and methods) ^

Опытно-экспериментальная работа по внедрению трансдис- а циплинарных методов практико-ориентированной подготовки бу- 3

8 §

5

Ж 3

о

№ а

Ж Ж

о Й Ж

практико-ориентированной подготовки изучались нами в процессе ^

г о

о в

ки д

и

п

е д а г о г о в ^

к

ч

е с к о

куль

о*

тур р

о*

тие воспроизводства социально надежного знания, ориентированного на культурные ценности общества, опирающегося на взаимодействие традиционно разведенных фундаментального и прикладного познавательных подходов» [1].

В качестве эмпирических методов нами использованы контент-анализ и ф* критерий Фишера. Для проведения контент-анализа была разработана кодировочная матрица. Выделение категорий анализа опиралось на результаты теоретического анализа исследований подготовки будущих педагогов физической культуры В. Е. Жабакова [4]. Матрица включала 4 категории (содержание подготовки, качество подготовки, цель обучения). Количественно-качественный и частотный анализ семантического контента включал 52 текста и 780 единиц (слов, словосочетаний, смысловых единиц), связанных с концептом «подготовка будущего педагога физической культуры».

3 Результаты (Results)

На первом этапе мы провели исследование представлений студентов о практико-ориентированной подготовке будущих педагогов в вузе. Основным методом исследования стал качественный проективный метод: испытуемым было предложено написать размышления на тему «Обучение будущих педагогов физической культуры: мои ожидания и реальность». Для анализа результатов был использован метод контент-анализа: выделены категории анализа, связанные с представлениями студентов о практико-ориентированной подготовке будущих педагогов в вузе, и соответствующие им семантические индикаторы, q характеризующие конструкт «подготовка будущего педагога».

50

§ Анализ категории «Ценностно-смысловой контент подготов-

^ ки» (39,5 % от общей дисперсии) показывает, что «субъективно значимое» отношение в лексических единицах проявили («хорошая подготовка» — частотность 7, «нравится» — частотность 9, «доволен» — частотность 8 и т. д.) в 44,3 % опрошенных респондентов. Соци-N ально желательные семантические единицы («соответствует требо-сц ваниям» — частотность 5, «достаточный уровень» — частотность 4 и

т. д.) используют в высказываниях 36,6 % респондентов. Негативные установки, нереалистические экспектации в высказываниях («недостаточно практических умений» — частотность 3, «низкая зарплата в будущем» — частотность 2) проявили 11,6 % опрошенных студентов. Следовательно, ситуация обучения в представлениях студентов, в целом, не только отражена положительными семантическими единица- з

а

ми, но и является осмысленной, соответствует ценностно-смысловой с

ди

позиции будущих педагогов физической культуры. Л

Ж

Категория «Рефлексивный контент подготовки» (27,6 % от об- 5

щей дисперсии) отражает анализ респондентами совокупности суще- аз

Ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственных свойств, результатов практико-ориентированной подготов- е ки, отражающих степень ценности результата обучения. Эта категория представлена в таких единицах, как «смогу быть успешным в профессии» (частотность 9), «обучение соответствует - не соответствует современным требованиям» (частотность 5), «не устраивает -устраивает качество учебного материала, который дают преподаватели» (частотность 3).

Категория «Цель обучения» (27,6 % от общей дисперсии) от-

о

д

з

а к

3 и

ко§

ози и

е Ж

►5 з

о

ражена в единицах в «знаю - не знаю, зачем получаю педагогическую аЖ

Ж

о

й а

профессию» (частотность 7), «обучение соответствует - не соответствует моим целям» (частотность 4), «учусь, потому что поступил на г бюджет» (частотность 2).

Содержательный анализ семантического контента позволил

о о ки

у

сделать вывод о дихотомии и интернальности-экстернальности пред- ду

ставлений студентов о подготовке будущих педагогов физической культуры. Так, в содержании работы одного респондента мы могли выделить антонимические утверждения, полярные семантические единицы, что отражает диффузность представлений. В 28,8 % работ ^ семантически отражены установки на интернальность. Респонденты этой группы отмечают «собственное волеизъявление» в выборе профессии, формирование цели профессионального развития. Однако в 71,1 % текстов экстернальность определена в качестве ведущей стратегии профессионального развития. Респонденты «перекладывают»

69

ответственность на педагогов, родителей, описывают условия, из-за которых им пришлось выбрать эту профессию. Следовательно, необходимо внедрение в процесс подготовки будущих педагогов физической культуры трансдисциплинарных методов практико-ориенти-рованной подготовки, направленных на психологическую коррекцию диффузных представлений, стимулирующих мотивацию достижения успеха в процессе обучения [4]. В качестве таких методов мы выбрали трансдисциплинарное портфолио, трансдисциплинарные проекты, трансдисциплинарные кейсы.

Традиционное портфолио, по мнению Л. Г. Светоносовой, — «модель аутентичного оценивания, которое нацелено на выявление: объективно существующего уровня владения умениями и навыками; пробелов в подготовке; трудностей усвоения; уровня сформированно-сти умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс; положительных мотивов учения и др.» [5]. Трансдисциплинарное портфолио включает, с одной стороны, все содержательные признаки типового портфолио (работы, документы, листы самооценки), с другой стороны, отражает субъектный опыт студента в освоении трансдисциплинарного пространства педагогической деятельности педагога физической культуры. Кроме того, трансдисциплинарное портфолио отражает динамику достижений (от ранее зафиксированных результатов, в том числе рефлексия «субъективных трудностей» и «рефлексия субъектных достижений», до самоанализа перспективных оценок саморазвития). Данные характеристики могут быть выявлены посредством реализации двух относительно самосто-а ятельных процедур: экспертного оценивания и рефлексии [5]. Экс-

50

| пертное оценивание — это описание деятельности будущих педагогов ^ физической культуры, составленное на основе включенного наблюдения сокурсниками и преподавателями. Рефлексия как отражение субъектности предполагает «отражение» понимания, субъектную интерпретацию [4], выявление и устранение противоречий, самоанализ N собственной деятельности в процессе решения комплексной задачи и сц ситуации имитационного моделирования.

Для повышения эффективности практико-ориентированной подготовки следует учитывать, что трансдисциплинарные методы должны обеспечивать переход от традиционных моделей обучения к флексибильным, обеспечивающим гармонизацию интеллектуальной, коммуникативной и физической подготовки будущих педагогов. По нашему мнению, на решение таких задач практико-ориентированной подготовки направлен метод трансдисциплинарных проектов. Е. В. Везетиу подчеркивает, что значение метода проектов в образовании связано «с процессом создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость» [6]. Введение концепта «трансдисциплинарность» предполагает, что в процессе подготовки проекта происходит «обучение будущих педагогов методам работы в условиях неопределенности и отсутствия готовых алгоритмов действий». Е. Э. Кригер отмечает, что «для ситуации неопределенности характерно, что она возникает не только при дефиците информации, но при ее избыточности и вызывает неоднозначную субъективную оценку восприятия информации о ней» [7]. Поэтому

фессиональной деятельности педагога физической культуры. Результаты внедрения методов трансдисциплинарного портфолио, транс-

а

а ж

о и

о

Л и

§ и

ж з

ж о*

о д

з

а 3

и § и

л ж

►5 з

о

при проектировании трансдисциплинарного проекта важно транс- ж

ж

о Й

формировать ограниченную и противоречивую информацию под но-

о

вую задачу. г

о о

§

Трансдисциплинарное проектирование кейса основано на транспозиции «фрагментов» реальности в ситуационную задачу. Мы согласны с А. С. Абилдиной в том, что в процессе решения у кейсовых задач «происходит творческое овладение профессиональ- Ц

а

ными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных ^

а

г

о

г

о о

способностей» [8]. В этом контексте «освоение» трансдисциплинарного кейса проходит стадии от осмысления и представления (визуали- ^ зации) модели до выдвижения гипотезы и поиска решения ситуации.

На третьем этапе трансдисциплинарного исследования нами

ж

Л

е

о *

о Й

проведено повторное исследование представлений студентов о про- у

§

о*

у з

о*

дисциплинарных кейсов и трансдисциплинарных кейсов позволяют сделать вывод о том, что выявлены статистически значимые различия в установках на интернальность (увеличение доли интернальности при (ф*эмп = 2,38 при ф*кр = 1,64 (р < 0,05) и ф*кр = 2,31 (р < 0,01) и) ) и экстернальность (уменьшение доли экстернальности (ф*эмп = 2,40 при ф*кр = 1,64 (р < 0,05) и ф*кр = 2,31 (р < 0,01)). 4 Обсуждение (Discussion)

Таким образом, внедрение трансдисциплинарных методов в процесс практико-ориентированной подготовки возможно рассматривать как «трансформацию субъектного опыта» будущих педагогов физической культуры». Трансдисциплинарность позволяет нам преодолевать дихотомии прикладной и теоретической подготовки [4] будущих педагогов физической культуры на основе кросс-фертилизации моделей обучения. Переход проекта, кейса, портфо-лио в плоскость трансдисциплинарности проекта обусловлен усложнением смысла и содержания практико-ориентированной подготовки в представлениях будущих педагогов физической культуры. В таком случае в качестве маркеров эффективности практи-ко-ориентированной подготовки следует рассматривать, во-первых, умение будущего педагога физической культуры понимать содержание кейсовых задач [8], во-вторых, уровень сформированности способов действий с информацией в процессе подготовки портфо-лио, в-третьих, отражение ситуации имитационного моделирования в продукте трансдисциплинарного проекта. Таким образом, трансдисциплинарные методы в системе практико-ориентированной подготовки позволяют реализовать специфический переход «от одного способа представления реальности внутри данного фрагмента знания к другому» [3], например, от одномерного к много-N значному, от конкретно-житейского к научно-абстрактному, от «внешне предъявляемого» к рефлексивному и др. Поэтому сущ-

В

§ ность трансдисциплинарных методов практико-ориентированной

ка

подготовки заключается в стимулировании конвергенции теорети-

а

Г: ческой и практической подготовки будущих педагогов физической 05 культуры.

5 Заключение (Conclusion)

Трансдисциплинарные методы практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры соответствуют перспективным моделям обучения студентов вуза и отражают динамику процесса профессиональной подготовки на нескольких уровнях реальности одновременно, создавая особое холистическое пространство [4]. Поэтому трансдисциплинарность как базовый | концепт нашего исследования позволяет синтезировать «фрагмен-

ции и методологии устойчивого развития // Universum: общественные науки : электронный научный журнал 2015. № 5 (15). URL:

http://7universum.com/ru/social/archive/item/2170 (дата обращения: 08.06.2021).

2. Динабург С. Р. Инструменты и ресурсы трансдисциплинарных страте-

а

а

cv g

о

g

ты» практико-ориентированной подготовки, рассматриваемые в g

ж

ж о*

рамках отдельных дисциплин как единое смысловое поле. Именно такая методологическая позиция позволяет рассматривать процесс практико-ориентированной подготовки будущего педагога физической культуры не только как целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование универсальных и профессиональных компетенций, но и как пространство смыслов и субъективно значимых знаний.

6 Благодарности (Acknowledgments) Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Проектирование трансдисциплинарных (L образовательных ресурсов в условиях практико-ориентированной подготовки будущего педагога физической культуры» (руководитель В. Е. Жабаков; рег. № МК-032-21 от 26.04.2021 г.). ^

к

Библиографический список g

л

1. Мокий В. С., Лукьянова Т. А. Основы трансдисциплинарной концеп- а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г о г о №

Ж ч

ео

гий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического о

университета. Культура. История. Философия. Право. 2016. № 1. С. 51-62. * '

3. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследования // Вест- ^ ник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10 (112). у С. 193-201. 1

4. Жабаков В. Е., Жабакова Т. В., Кравцова Л. М. Трансдисциплинарный подход к подготовке будущих педагогов физической культуры : монография / Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2020 - 243 с. - ISBN 978-5907284-83-8.

5. Светоносова Л. Г. Ведение предметного портфолио как условие формирования педагогической культуры будущего учителя // Мир науки : интернет-журнал. 2016. Том 4. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/17PDMN416.pdf (дата обращения: 08.06.2021).

6. Везетиу Е. В. Теоретические основы педагогического проектирования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 36-38.

7. Кригер Е. Э. Сопровождение профессионального самоопределения педагога в ситуациях неопределенности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2018. № 1 (11). С. 27-37. (Психология. Педагогика. Образование). DOI: 10.28995/2073-6398-2018-1-27-37/

8. Абилдина А. С. Кейс-технология как один из инновационных методов в образовании // Педагогическая наука и практика. 2019. №3(25). С. 50-52.

9. Байбородова, Л. В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2016. №2. С. 35-41

V. Ye. Zhabakov1, T. V. Zhabakova2

^RCID No. 0000-0003-0897-1840 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Theory and Methods of Physical Culture and Sports, South-Ural state Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

2ORCID No. 0000-0001-9947-5505 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

I TRANSDISCIPLINARY

I METHODS OF PRACTICE-ORIENTED E^ TRAIN-ING OF FUTURE

^ PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

J Abstract

-§ Introduction. The article deals with transdisciplinary

ah

. methods of practice-oriented training of future physical culture

^ teachers. Methods such as transdisciplinary portfolio method, trans-

disciplinary project, transdisciplinary case are presented.

Materials and methods. The main research methods are the axiomatic method as a method of theoretical research. We used content analysis and Fisher's 9* criterion as empirical methods.

Results. In the process of content analysis, the following categories were identified as semantic indicators characterizing the construct "training of a future teacher" in the process of content analysis: "value - semantic content of training", "reflexive content of training", "goal of training".

Discussion. Based on the study, it is concluded that the transdisciplinary methods of practice-oriented training of a future teacher are aimed at "transforming the subject experience" of future physical education teachers on the basis of cross -fertilization of teaching models. 1

Conclusion. Transdisciplinary methods of practice-oriented g training of future physical education teachers correspond to promising models of teaching university students and reflect the dynamics of the process of professional training at several levels of reality at the same time, creating a special holistic space.

Keywords: Practice-oriented training; Transdisciplinary training methods; Future physical education teachers. d

Highlights:

Transdisciplinary methods of practice-oriented training of 3

?

s s

i s'

i p

0

s

3

3

1 3

ft o

i ft' s

future physical culture teachers are highlighted; ^

S

R'

The characteristics of transdisciplinary teaching methods |

of practice-oriented training of future physical culture teachers ^

3

are presented;

Revealed semantic indicators characterizing the construct "preparation of the future teacher";

The influence of transdisciplinary methods on the ideas of s future physical education teachers about practice-oriented training has been investigated.

References

1. Mokij V.S. & Lukyanova T.A. (2015), Osnovy transdistsiplinarnoy kontseptsii i metodologii ustoychivogo razvitiya [Fundamentals of the trans-disciplinary concept and methodology of sustainable development], El-ektronnyj nauchnyj zhurnal "Universum: obshchestvennye nauki" [Electronic], 5 (15). Available at: https://7universum.com/ru/social/archive/item/5120. (Accessed: 08.06.2021). (In Russian).

2. Dinaburg S.R. (2016), Instrumenty i resursy transdisciplinarnyh strategij [Tools and resources of transdisciplinary strategies], Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universi-teta. Kul'tura. Istoriya. Filosofiya. Pravo, 1, 51-62. (In Russian).

3. Knyazeva E.N. (2011), Transdisciplinarnye strategii issledovaniya [Transdisciplinary research strategies], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 10 (112), 193-201. (In Russian).

4. Zhabakov V.Ye., Zhabakova T.V., Kravtsova L.M. (2020), Trans-distsiplinarnyy podkhod k podgotovke budushchikh pedagogov fizicheskoy kul'tury [Transdisciplinary approach to the training of future physical culture teachers], Monografiya, Yuzhno-Ural'skiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet; Yuzhno-Ural'skiy nauchnyy tsentr RAO, Chelyabinsk, pp 4-67. (In Russian).

5. Svetonosova L.G. (2016), Vedeniye predmetnogo portfolio kak usloviye formirovaniya pedagogicheskoy kul'tury budushchego uchitelya [Maintaining a subject portfolio as a condition for the formation of the pedagogical culture of a future teacher], Internet-zhurnal "Mir nauki" [Electronic], 4, 4. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/17PDMN416.pdf (Accessed: 08.06.2021). (In Russian).

6. Vezetiu E.V. (2019), Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya [Theoretical foundations of pedagogical design], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 64-2, 36-38. (In Russian).

7. Kriger Ye.E. (2018) Soprovozhdeniye professional'nogo samoopre-deleniya pedagoga v situatsiyakh neopredelennosti [Maintenance of the teacher's professional self-determination in situations of uncertainty], Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, seriya

q "Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovaniye", 1(11), 27-37. (In Russian).

js 8. Abildina A.S. (2019), Keys-tekhnologiya kak odin iz inno-

-§ vatsionnykh metodov v obrazovanii [Case-technology as one of the innova-

Zh tive methods in education] , Pedagogicheskaya nauka i praktika, 3 (25), 50-.V 52. (In Russian). ^ 9. Bajborodova L.V. (2016), Principy organizacii individual'noj obra-

o zovatel'noj deyatel'nosti studentov v pedagogicheskom vuze [Principles of the

ab organization of individual educational activity of students in a pedagogical university], YAroslavskij pedagogicheskij vestnik, 2, 35-41. (In Russian).

£

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.