Научная статья
УДК 378.937 : 796.07
ББК 74.480.26 : 75.1
DOI 10.25588/CSPU.2021.166.6.007
В. Е. Жабаков1, Т. В. Жабакова2, Ю. И. Игнаткин3
1ORCID № 0000-0003-0897-1840 Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
С
2ORCID № 0000-0001-9947-5505 с
¡4
Доцент, кандидат педагогических наук, о
№ а ж к л с
о д
E-mail: [email protected] р
доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
3ORCID № 0000-0002-3844-8121 К
Ассистент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, ^
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет; t
г. Челябинск, Российская Федерация. ki
E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ л I
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОИ ПОДГОТОВКИ Аннотация
дагогов физической культуры о формировании soft skills компетенций.
№
SOFT SKILLS-КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ о ж
ФИЗИЧЕСКОЙ культуры В УСЛОВИЯХ К К
Й!
13 ^ р д
1 S
Введение. В статье обоснована актуальность исследования содержания ° |
soft skills компетенций. В современном образовательном процессе вуза проекти- к а1
i °
рование процесса практико-ориентированной подготовки студентов обогащается н
в
«инновационным содержанием», которое не отражает представления будущих пе- § ^
о и
в С
a к
Материалы и методы. Основными методами исследования являются ана- н 1
лиз научной литературы, посвященной проблеме soft skills компетенций, а также О
прототипический анализ свободных ассоциаций респондентов на тему «Soft-skills g '
гУ
компетенции: гибкие навыки», методы статистической обработки данных. о ь
Результаты. Теоретический, лексико-семантический анализ представлений о у
о формировании soft skills компетенций будущих педагогов физической культуры к @ Жабаков В. Е., Жабакова Т. В., Игнаткин Ю. И., 2021
к ^
позволил выделить существенные признаки конструкта «soft skills компетенции»: осознанная телесность, социальная мобильность, адаптация, управление. Выявлено, что компоненты адаптации, управления и осознанной телесности в структуре soft skills компетенций обеспечивают не только синергетический, но и трансдисциплинарный эффект, характерный практико-ориентированной подготовки будущих педагогов.
Обсуждение. Представления будущих педагогов физической культуры о содержании soft skills компетенций включают эксплицитные и имплицитные паттерны. Влияние soft skills компетенций на прогрессивные изменения деятельности, эффективности и продуктивности, что выражается, с одной стороны, в эмоциональной окрашенности целей, самоэффективности, а с другой, позволяет «ответить» на глобальные вызовы современности.
Заключение. Делается вывод, что Soft skills — это набор внутриличност-ных и межличностных компетенций, которые необходимы для успешной самореализации человека, однако гибкие навыки не могут существовать отдельно от общепрофессиональных и универсальных компетенций, а непосредственно связаны с ними, так как только овладение этими группами навыков может считаться эффективным процессом.
Ключевые слова: soft skills-компетенции; будущие педагоги физической культуры; практико-ориентированная подготовка. Основные положения:
- определены направления исследования содержания soft skills компетенций в представлении будущих педагогов физической культуры;
- разработана методика прототипического анализа свободных ассоциаций респондентов на тему «Soft skills компетенции: гибкие навыки»;
- представлено содержание soft skills компетенций как имплицитных и н эксплицитных паттернов.
нки
1 Введение (Introduction)
^ Внедрение федеральных государственных образовательных
стандартов в образовательный процесс высшей школы способствует установлению соответствия между качеством подготовки бакалавра и требованиями рынка труда, в которых на первом месте по актуальности стоит подготовка компетентного в своей профессиональной деятельнос-^ ти специалиста, умеющего максимально быстро адаптироваться к изменениям в современном производственном процессе [1]. Д. А. Семенова отмечает, что «для успешного и продуктивного формирования профессиональных компетенций необходимо совершенствование образовательного процесса не только в вопросе изменения содержания образования,
и;
но и в вопросе внедрения активных технологий и современных форм обучения, умения активизировать самостоятельную работу студентов» [1]. Успешность, эффективность, продуктивность деятельности в современных исследованиях подготовки студентов вуза позиционируются с позиции soft skills компетенций.
Понятие soft skills компетенции не является достаточно изученным в психологии и педагогике. Так, в исследованиях А. И. Ивониной, Л. И. Чулановой, Ю. М. Давлетшиной soft skills компетенции рассматриваются в контексте социально-психологических особенности развития личности как результат развития коммуникативной, лидерских ка- сс
е
честв, интеракции и социальной перцепции [2]. Н. В. Жадько, М. М. Без- о
№
руких рассматривают развитие soft skills в плоскости профессиональ- §
л
ных межличностных отношений, которые предполагают включение в о
ее
рабочий и организационный контексты предприятия, понимание и р представление корпоративных интересов, постановку и решение про- §
So
s i
Я §
Л § у (Ъ
§ S
s е
£ §
§ -к
" к.
фессиональных задач [3]. Следовательно, «soft skills» — это унифици- с рованные навыки и личностные качества, навыки эффективных коммуникаторов и лидеров [4], необходимые как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Однако представления студентов о содержании soft skills компетенций изучено недостаточно.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
На первом этапе исследования процесса формирования soft-skills компетенций будущих педагогов физической культуры в условиях практико-ориентированной подготовки мы определяли содержание понятия «soft skills компетенции» в представлениях студентов. В исследовании участвовали 50 человек: студенты ВШ ФКС ЮУрГГПУ в возрасте от 18 до 23 лет. С этой целью осуществлялся прототипиче-ский анализ свободных ассоциаций респондентов на тему «Soft-skills компетенции: гибкие навыки» [5]. После обработки ассоциаций (67 единиц) на втором этапе исследования при помощи метода семантических универсалий применялся метод субъективного шкалирования с
§ у р д а у
S §
§ Я § g
о д
р а § г
е о § о
§ л §
№ 5 а § § л § е
о о § §
о а
г У о § s s
о У
а р
последующим построением матрицы объектов и факторного анализа с варимакс-вращением.
3 Результаты (Results)
Вербальные реакции, полученные в ходе эксперимента, были распределены по семантическим группам [5].
1. Ассоциации, связанные с качествами (индивидуально-психологические качества, особенности характера, когнитивные особенности). Например, эмоциональность (23 %), стрессоустойчивость (13 %), развитая память (10 %), творческая личность (7 %), обучаемость (6 %), терпеливость (4 %), целеустремленность (3 %), физически и духовно развитый (2 %).
2. Ассоциации, связанные с задачами, которые могут быть более успешно решены или решаются, например, умение принимать самостоятельные решения (44 %), реализующий свои возможности, реализующий свои способности (34 %), умение «слышать свое тело» (23 %), «умение делать все вовремя» (17 %), уметь принимать решения (14 %).
3. Ассоциации, связанные с особенностями социального взаимодействия. Например, коммуникативность (78 %), умение «читать» эмоции» (37 %), умение работать в команде (35 %), умение управлять
ж другими людьми (25 %), умение нести ответственность (20 %).
Семантический анализ показывает, что содержание soft-skills компетенций отражает «развитие профессионала в жизни» [5]. В результате анализа ассоциаций было выделено 4 базовых фактора, которые охватывают 71,5 % совокупной дисперсии. Нам удалось обозначить выделенные факторы следующим образом. Первый фактор, наиболее информативный (21,1 %), был определен как «осознанная телесность»,
¡S3
si
а"
в о
«
а
vo
^ включающая семантические характеристики: «понимающий смысл занятий физической культурой» (0,72 %), «любящий спорт» (0,61 %) и «понимающий свои возможности» (0,52 %). Второй фактор (18.19 %) был назван «социальной мобильностью», поскольку ведущими для нее явились представления о soft skills компетенциях как «коммуникативнос-
В.
ти» (0,80 %), «способности работать в коллективе, команде» (0,76 %), «способности слышать других» (0,63 %), «общительность» (0,48 %). Третий фактор (15,42 %) был обозначен как «адаптация» и включал характеристики: «адаптированный» (0, 85 %), «гибкий» (0, 65 %), «способный изменяться» (0, 52 %), «физически здоровый» (0,41 %). Четвертый фактор (6.51 %), объединяющий такие семантические признаки, как «способный к саморегуляции» (0,82 %), «способный принимать решения» (0,77 %), «умеющий обрабатывать информацию» (0,53 %), «способный реализовать жизненные планы» (0,33 %), был обозначен как «управление».
Сопоставление результатов лексико-семантического и фактор- с
§
ного анализа позволило установить, что компонент адаптации вполне о
№
определенно соотносится с гибкостью, осознанное «принятие» ситуации §
л
неопределенности в метафорической форме выражает сформированное о
gg
состояние осознанности деятельности [6]. Осознанная телесность и р
управление собственным развитием и управление деятельностью Дру- §
§
гих составляют необходимое и достаточное условие развития soft oo skills-компетенций. Однако в данной схеме отсутствует еще один компонент — «рефлексивность». Выявленный в ходе факторизации, он не получил «достойного» аналога в лексико-семантической структуре представлений о формировании soft skills компетенций. Однако ответ на вопрос о том, какое место может занимать этот конструкт в процессе практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры, найден в базовых представлениях трансдисциплинарного подхода, согласно которому рефлексивность как универсальная концептуальная категория выступает как «ядро» трансдисциплинарного объединения содержания практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры.
Таким образом, результаты теоретического, лексико-семантиче-ского анализа и эмпирического исследования представлений о формировании soft skills компетенций будущих педагогов физической культуры позволили выделить существенные признаки конструкта «soft skills
s i
Я §
Л §
у (Ъ
§ S
s е
£ §
§ -к
§ §
§ У
Р д
а у
S §
§ Я
§ g
о д
р №
§ г
g О
§ g
§ Л §
№ 5
а §
§ ^
§ е
о о
§ §
о а
г У
о §
з s
о У
а р
компетенции»: осознанная телесность, социальная мобильность, адаптация, управление. Мы полагаем, что компоненты адаптации, управления и осознанной телесности в структуре soft skills компетенций обеспечивают не только синергетический, но и трансдисциплинарный эффект, характерный практико-ориентированной подготовки будущих педагогов. 4 Обсуждение (Discussion)
Представления будущих педагогов физической культуры о содержании soft skills компетенций включают эксплицитные и имплицитные паттерны. Влияние soft skills компетенций на прогрессивные изменения деятельности, эффективности и продуктивности, что выражается, с одной стороны, в эмоциональной окрашенности целей, самоэффективности, а с другой, позволяет «ответить» на глобальные вызовы современности отражает эксплицитность понятия [6]. Имплицитный паттерн soft skills компетенций отражает ассоциативные представления об успешной личности, многократном повторении ситуации успеха или неуспеха в процессе обучения. Так, имлицитность soft skills компетенций проявляется в представлении о коммуникации, стиля деятельности как психологического образования, сложно и уникально развивающегося у каждого человека, которые образуют внутренний ценностно-смысловой ж центр обучения и, по своей сути, обусловливают в субъектном опыте студентов интеграцию теории и практики. Дальнейшая работа по развитию soft skills компетенций в процессе практико-ориентированной подготовки, по нашему мнению, должна быть связана с построением смыслового поля формирования навыков анализа ситуации, развитие умений педагогического взаимодействия в процессе формирования собственной профессиональной позиции [7].
а"
«о
о «
а vo
^ 5 Заключение (Conclusion)
^ .
Soft skills — это набор внутриличностных и межличностных
компетенций, которые необходимы для успешной самореализации человека, однако гибкие навыки не могут существовать отдельно от общепрофессиональных и универсальных компетенций, а непосредственно
hq и;
связаны с ними, так как только овладение этими группами навыков может считаться эффективным процессом [8; 9]. Более того, необходимо отметить, что развитие гибких навыков происходит в течение всей практико-ориентированной подготовки, но определенный процент компетенций закладывается на первом курсе, как, например, исполнительность, аккуратность, и, тем не менее, есть ряд уникальных управленческих и лидерских навыков, которые можно освоить только в рамках практикумов и спецкурсов [10]. Несомненным фактором является влияние сформированных «soft skills» компетенций» на профессиональную успешность и эффективную самореализацию личности.
Библиографический список
1. Семенова Д. А. Компетентность^ подход как способ модернизации системы образования // Вестник Марийского государственного университета. 2018.
2. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные | направления теоретических и методических разработок в области управления: | роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудни- o ков // Науковедение : интернет-журнал. 2017. Том 9, № 1. URL: s http://naukovedenie.ru/ PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
3. Жадько Н. В., Безруких М. М. Формирование «мягких» навыков в профессиональном обучении // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 8. С. 14-15.
4. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. 2018. Т. 15б № 3. С. 350-363. (Психология и педагогика).
5. Vergès P. (1992), L'Evocation de l'argent: Une méthode pour la définition du noyau central d'une representation", Bulletin de psychologie, vol. XLV, no. 405, pp. 203-209.
6. Цымбалюк А. Э., Виноградова В. О. Психологическое содержание soft skills // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 6 (111). С. 120-127.
7. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65-89.
8. Богдан Е. С. Развитие у студентов инженерных направлений soft skills как важный фактор их конкурентоспособности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-4. С. 17-20.
9. Современные детерминанты развития soft skills / С. Н. Бацунов [и др.] // Концепт. 2018. № 4. С. 198-207.
у (Ъ
g S
s §
S ж
S -к
l S
s y
p д » y
S I
s s § §
0 д
p a
s г
§ о
ж о
1 № р ^
о 1
a I ж д ж § о о
s §
о »
гУ
о а
У ^ S S
0 У » p
1 S
к а
10. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanities. 2016. Т. 2, № 4. С. 222-234.
V. E. Zhabakov1, T. V. Zhabakova2, Yu. I. Ignatkin3
:ORCID No. 0000-0003-0897-1840 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Theory and Methods of Physical Culture and Sports, South-Ural state Humanities-Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0001-9947-5505 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
3ORCID No. 0000-0002-3844-8121 Assistant at the Department of Theory and Methodology of Physical Culture and Sports, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
THE STUDY OF THE CONTENT OF SOFT SKILLS-COMPETENCIES OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS IN THE CONDITIONS OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING
Abstract
Introduction. The article substantiates the relevance of the study of Sf the content of soft skills competencies. In the modern educational process of the university, the design of the process of practice-oriented training of stu-~§ dents is enriched with "innovative content", which does not reflect the ideas N of future physical education teachers about the formation of soft skills com-^ petencies.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of soft skills competencies, as well
I
-o as prototypical analysis of free associations of respondents on the topic "Soft
N3
skills competencies: flexible skills", methods o f statistical data processing. faq Results. Theoretical, lexical and semantic analysis of ideas about the for-
mation of soft skills competencies of future physical education teachers allowed
us to identify the essential features of the "soft skills competence" construct: conscious physicality, social mobility, adaptation, management. It is evealed that the components of adaptation, management and conscious physicality in the structure of soft skills competencies provide not only a synergetic, but also a transdisciplinary effect characteristic of practice-oriented training of future teachers.
S
s
u
y
c o
Discussion. The ideas of future physical education teachers about the t
e
content of soft skills competencies include explicit and implicit patterns. The S. influence of soft skills competencies on progressive changes in activity,
effi- %
ciency and productivity, which is expressed, on the one hand, in the emotional t coloring of goals, self-efficacy, and on the other, allows you to "respond" to i the global challenges of our time. -?
Conclusion. It is concluded that Soft skills are a set of intrapersonal °
and interpersonal competencies that are necessary for successful self-realiza- p
ft
tion of a person, however, flexible skills cannot exist separately from general n
professional and universal competencies, but are directly related to them, as S
only mastering these groups of skills can be considered an effective process. o
Keywords: Soft skills-competencies; Future physical education teach- U|
ers; Practice-oriented training. S
Highlights: ^
The directions of research of the content of soft skills competencies in ss
c
a
the representation of future physical education teachers are determined;
Developed a methodology for prototypical analysis of respondents' ^
d
free associations on the topic "Soft-skills competencies: flexible skills";
The content of soft skills competencies as implicit and explicit patterns is presented.
R
0 a
1
S' s
e
o
References ?
2
1. Semenova D.A. (2018), Kompetentnostyj podhod kak sposob mod-ernizacii sistemy obrazovaniya [Competence-based approach as a way to modernize the education system], VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universi- n teta, 12, 4, 69-76 (In Russian). §
a-
i
2. Ivonina A.I, Chulanova O.L. & Davletshina Yu.M. (2017), Ssv-remennye napravleniya tesreticheskih i metsdicheskih razrabstsk v sblasti upravleniya: rsl' ssft-skills i hard skills v prsfessisnal'nsm i kar'ernsm
rac c
i c
es
ri e
n
te d
razvitii sotrudnikov [Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft-skills and hard skills in the professional and career development of employees], Internet-zhurnal "Naukovedenie ", 9, 1. Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/90EVN117.pdf (Accessed: 01.12.2021). (In Russian).
3. ZHad'ko N.V. & Bezrukih M.M. (2011), Formirovanie "myagkih " ^ navykov vprofessional'nom obuchenii [Formation of "soft" skills in vocational
R>
S
training], Professional'noe obrazovanie. Stolica, 8. 14-15. (In Russian). g
к а
£
а
Ü
а -о а
S3
а -о а
S3
hq
4. Raickaya L. K. & Tihonova E. V. (2018), Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta [Soft skills in the representation of teachers and students of Russian universities in the context of world experience], VestnikRossijskogo universiteta dru-zhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika, 2018. Т. 15, 3, 350-363. (In Russian).
5. Vergès P. (1992), L'Evocation de l'argent: Une méthode pour la définition du noyau central d'une representation", Bulletin de psychologie, vol. XLV, no. 405, pp. 203-209.
6. Cymbalyuk A. E. & Vinogradova V. O. (2019), Psihologicheskoe soderzhanie soft skills [Psychological content of soft skills], Yaroslavskijped-agogicheskij vestnik, 6 (111), 120-127. (In Russian).
7. Stepanova L. N. & Zeer E. F. (2019), Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosushchestvleniya studentov [Soft skills as predictors of students' life fulfillment], Obrazovanie i nauka, 21, 8, 65-89. (In Russian).
8. Bogdan E.S. (2017), Razvitie u studentov inzhenernyh napravlenij soft skills kak vazhnyj faktor ih konkurentosposobnosti [The development of soft skills among engineering students as an important factor of their competitiveness], Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2-4, 1720. (In Russian).
9. Bacunov S.N., Derecha I.I., Kungurova I.M. & Slizkova E.V. (2018), Sovremennye determinanty razvitiya soft skills [Modern determinants of soft skills development], Koncept, 4, 198-207. (In Russian).
10. Yarkova T.A. & Cherkasova I.I. (2016), Formirovanie gibkih na-vykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga [Formation of flexible skills among students in the context of the implementation of the professional standard of the teacher], Vestnik Tyumenskogo gosu-darstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanities, 2, 4, 222-234. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 20.12.2021; одобрена после рецензирования 22.12.2021; принята к публикации 24.12.2021.
The article was submitted 20.12.2021; approved after reviewing 22.12.2021; accepted for publication 24.12.2021.