Научная статья
УДК 796.071
SOFT SKILLS ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Татьяна Александровна Федорова10, Ольга Леонидовна Рыбникова2, Алевтина Юрьевна Жмыхова3, Ирина Валерьевна Жафярова4
1 2 з, 4 Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия [email protected], http://orcid.org/0000-0002-8425-7107 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-4498-4713 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-1187-6564 [email protected]
Аннотация. Целью статьи является обоснование необходимости формирования soft skills в контексте реализации профессионального стандарта учителя физической культуры для обеспечения качества подготовки будущего специалиста.
В педагогическом сообществе востребованы творческие, инновационно мыслящие педагоги, обладающие лидерскими качествами, способные решать профессиональные задачи и гибко реагировать на изменяющиеся условия, готовые создавать методику или программу, обладающую конкурентным преимуществом. Именно поэтому проблема подготовки студентов факультета физической культуры и спорта рассматривается не только в контексте профессионального стандарта педагога, федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, но и с учетом овладения «надпрофессиональными» навыками.
Современному педагогу необходимы навыки личностного профессионального роста (так называемые «self-компетенции») и умение развивать гибкие навыки у учеников на своих занятиях. В этом случае предлагаем использовать термин «mentor-компетенции», т. е. навыки, которые необходимы для того, чтобы развить soft skills детей в рамках определенной дисциплины.
Ключевые слова: педагог по физической культуре, soft skills, self-компетенции, mentor-компетенции, физическая культура и спорт, коммуникативные навыки, навыки эффективного мышления, управленческие навыки, волевые навыки
Для цитирования: Федорова Т. А., Рыбникова О. Л., Жмыхова А. Ю., Жафярова И. В. Soft skills педагога по физической культуре // Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 44-57.
Original article
SOFT SKILLS OF THE PHYSICAL TRAINING TEACHER
Tatiana A. Fedorova10, Olga L. Rybnikova2, Alevtina Yu. Zhmykhova3, Irina V. Zhafyarova4
1 2 3 4Astrakhan State University, Astrakhan, Russia [email protected], http://orcid.org/0000-0002-8425-7107 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-4498-4713 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-1187-6564 [email protected]
Abstract. The objective of the article is to prove the necessity to develop soft
skills while implementing the professional standard for Physical Training teachers in © Федорова Т. А., Рыбникова О. Л., Жмыхова А. Ю., Жафярова И. В., 2021
order to provide the high quality of the future specialists training.
The pedagogical community is in demand for creative innovatively thinking teachers who possess leadership qualities, who are able to fulfil professional tasks and to flexibly respond to the changing conditions, to create a methodology or a program, which will have a competitive advantage. That is why the problem of training the students of the Faculty of Physical Training and Sports is studied not only in the context of the professional standard for teachers and of Federal State Educational Standards of Higher Education, but also taking into account the acquisition of «supra-professional» skills.
Modern teachers need personal professional development skills, the so-called self-competencies, as well as the ability to develop the students' soft skills in the classroom. In this case, it is proposed to use the term «mentor-competencies», which are the skills necessary to develop children's soft skills within one subject.
Keywords: Physical Training teacher, soft skills, self-competencies, mentor-competencies, Physical Training and Sports, communication skills, effective thinking skills, management skills, strong-will skills
For citation: Fedorova T. A., Rybnikova O. L., Zhmykhova A. Yu., Zhafyarova I. V. Soft skills of the physical training teacher. Pedagogicheskiye issledovaniya = Pedagogical Research. 2021;(3):44-57. (In Russ.).
Высшее образование в современном мире формирует ключевые навыки студентов, направленные на удовлетворение потребностей общества, экономики, бизнеса, работодателей в отношении качественной и конкурентоспособной подготовки выпускников вузов, в том числе будущих педагогов. Именно поэтому в последние годы ученые стали отмечать значимость soft skills для результативной профессиональной деятельности, в том числе педагогической [1]. Так, качество подготовки педагога по физической
культуре должно определяться наличием у выпускников не только профессиональных компетенций - hard skills, но и «надпрофессиональных» навыков - soft skills. Наличие гибких навыков обеспечит квалифицированное применение знаний и умений, полученных в вузе. Процесс обучения специалиста-педагога должен быть построен так, чтобы соответствовать новейшим требованиям рынка труда и государственным стандартам. Каждый современный педагог обязан уметь выстраивать отношения с учениками, родителями, коллегами и администрацией. Тем не менее важность овладения soft skills студентами педагогических направлений пока не осмысливается в должной мере большинством участников образовательного процесса [2].
Современному миру цифровых технологий требуются активные и творческие люди, которые обладают навыками XXI века. При нынешнем подходе к педагогической профессии на первый план выходит личность педагога и то, насколько она соответствует требованиям современного общества. Только со специалистами, обладающими как hard skills, так и soft skills, возможно сформировать конкурентоспособный и прогрессивный социум.
Ученые считают, что для развития soft skills в образовательном процессе педагогического вуза важно создание таких условий, которые способствуют мотивированной трансформации личностных свойств и качеств. Приобретение студентами гибких навыков необходимо для повышения уровня профессиональной эффективности педагогической деятельности [3].
Цель исследования - сформировать набор важнейших soft skills педагога по физической культуре, гарантирующих конкурентные преимущества, т. е. сформировать такие личные качества, которые позволят эффективно взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса. Эти качества влияют не только на успешность работы в команде, но и на развитие профессиональных возможностей.
Современные исследования свидетельствуют о направленности профессионального образования на развитие soft skills. Становление информационных и цифровых технологий, изменение экономики усилили интерес работодателей к гибким навыкам. В масштабном исследовании «Форсайт Компетенций 2030» эксперты Сколково использовали понятие «надпрофессиональные» навыки, назвав их необходимыми и важными для специалистов самых разных отраслей. По мнению исследователей, владение такими навыками позволяет повысить эффективность работы [4]. В данном исследовании мы определили следующие задачи: проанализировать основные гибкие навыки, которые необходимы педагогу по физической культуре;
в контексте soft skills дать определения self-компетенций и mentor-компетенций педагога по физической культуре;
охарактеризовать взаимосвязь между данными навыками в контексте развития soft skills педагога по физической культуре.
Soft skills не связаны с должностными обязанностями. В первую очередь это социально-психологические навыки, которые формируются на протяжении жизни. Они развиваются как при овладении профессиональными компетенциями во время обучения, так и под воздействием воспитания, привычек и круга знакомств. С течением времени гибкие навыки необходимо совершенствовать или, как это сейчас модно говорить, «прокачивать». Все soft skills принято делить на следующие группы:
коммуникативные навыки (умения вести переговоры, выступать на публике, выражать мысли, убеждать собеседника, проводить презентации);
навыки эффективного мышления (аналитический склад ума, общая эрудированность, системное, логическое и проектное мышление);
управленческие навыки (отвечают за умение работать в команде, принимать решения, брать на себя ответственность, делегировать задачи и решать конфликтные ситуации);
волевые навыки (дисциплинированность и тайм-менеджмент, упорство, ориентация на успех, желание обучаться, эмоциональный интеллект, умение управлять эмоциями и стрессом).
Перечисленные гибкие навыки важны для многих современных профессий. Конкретной же специальности необходим определенный набор универсальных компетенций. Так, подготовка студентов к педагогической деятельности требует развития коммуникативных навыков, критического мышления, непрерывного образования, знания информационных технологий, умения работать в команде и проявления лидерских качеств. Программы подготовки учителей должны быть сосредоточены на развитии soft skills для того, чтобы увеличить шансы выпускников на трудоустройство. Некоторые страны, такие как Япония, Китай и Турция, уже включили гибкие навыки в программы подготовки педагогических кадров [5].
Отметим, что вопросом развития self-компетенций в российской науке занимается профессор Т. М. Ковалева. Она одна из первых в нашей стране обратила внимание на необходимость разбавить дихотомию «hard-soft» понятием «self-skills», навыками построения себя и заботы о себе. Несмотря на то, что похожее понятие (self-competence) было введено американским психологом С. Хартер еще в 1982 году, весь мир предпочитает говорить, прежде всего, о важности формирования hard skills и soft skills, оставляя без особого внимания self-компетенции. Т. M. Ковалевой, занимающейся проблемами самореализации, такой подход к компетенциям кажется слишком технологическим, она указывает на необходимость расширения бинарной классификации за счет введения self-компетенций. Это умение работать со
своим собственным стержнем и заниматься совершенствованием в себе человека и профессионала [6].
«Педагогический перечень» soft skills (таблица 1) включает также и mentor-компетенции: ведь помимо самосовершенствования педагог является еще и творцом личности ученика. В этом случае мы предлагаем использовать термин «mentor-компетенции», под которыми понимаются навыки, необходимые для развития soft skills детей в рамках определенной дисциплины. Таблица 1 - Перечень soft skills, необходимых педагогу по физической
культуре
Self-компетенции Mentor-компетенции
навык эффективного общения (умение вести переговоры, презентовать себя и свои идеи) навык эффективного общения с учениками (мастерское ведение урока и его объяснение)
умение работать в команде (выстраивание взаимодействия от обмена информацией до обмена идеями, создание условий для решения педагогических задач) умение управлять людьми (создание условий для раскрытия творческого потенциала учеников)
решение комплексных педагогических задач (самостоятельное определение проблемы и всего комплекса порождающих ее причин) умение научить решать комплексные задачи (умение выявлять и устранять причины возникновения проблемной ситуации)
критическое мышление (умение принимать решения, владеть системным, креативным, структурным мышлением) умение научить критическому мышлению (не бояться высказывать свое мнение, уметь искать и анализировать нужную информацию)
БеИ^-менеджмент (умение управлять эмоциями, стрессом, саморазвитием, владеть тайм-менеджментом, обладать умение научить self-менеджменту (способностью управлять собой в различных ситуациях и влиять на
эмоциональным интеллектом) эмоции и состояние окружающих)
понимание значимости технологий (уметь гибко реагировать на цифровизацию образовательного процесса, в частности - уметь вести занятия онлайн) понимание влияния технологий (важно не отставать в технологических знаниях от учеников, которых сегодня называют «цифровым поколением»)
креативность (понимание инновации, нестандартный подход в мышлении и поведении, переосмысление своего опыта) умение развить креативность (умение развить творческие способности детей)
способность с легкостью обучаться новому способность с легкостью обучать новому
Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать выводы о том, что важно не только заниматься саморазвитием, но и становиться ментором (наставником) для своих учеников и развивать soft skills уже в них. В центре внимания современной системы педагогического образования и находится подготовка педагога будущего - учителя-наставника, который, обладая высоким уровнем self-компетенций, сможет использовать свои навыки, воплощающиеся в его профессиональной деятельности в mentor-компетенции. Учитель в современных условиях развития образования и активного становления инновационной модели школы, ориентированной на личность ученика, должен стать педагогом-консультантом, воспитателем, руководителем проектов, соратником, исследователем. Только тогда дети уйдут от такого учителя с багажом сформированных гибких навыков, сами готовые к вызовам времени.
Т. А. Яркова выделяет два подхода к формированию soft skills: «обучать непосредственно, вводя отдельные курсы в рамках вариативного компонента учебного плана: например, в ряде зарубежных университетов (Harvard
University, Stanford Research Institute и др.)» и «использовать потенциал изучаемых дисциплин в сочетании с неформальным образованием, внеучебной воспитательной работой. Такой подход чаще распространен в российских университетах» [7, с. 224].
Приведем примеры того, какие soft skills необходимо формировать будущего педагога по физической культуре. Очевидно, что будущий педагог обладает достаточными знаниями в области физической культуры и спорта, во время освоения которых уже формируются некоторые гибкие навыки. Дисциплины, связанные с физической культурой и спортом, обладают значительным потенциалом для развития универсальных компетенций, способствуют образованию личностных качеств, формированию волевых навыков, дисциплинированности и тайм-менеджмента, умению управлять эмоциями и стрессом. Спортивные игры и квесты учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения. Спортивное ориентирование тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) развивают лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения. Для развития гибких навыков подойдут и настольные игры, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков (шашки, шахматы).
Навыки управления формируются в командной спортивной работе и
соревновательной деятельности, когда капитан или другой игрок берет на себя
ответственность, принимает решения и исключает конфликтные ситуации, в
этом случае игроки должны стать единым целым для достижения высокого © Федорова Т. А., Рыбникова О. Л., Жмыхова А. Ю., Жафярова И. В., 2021
результата. Грамотное управление - это способность выстроить команду, в которой каждый игрок определяет свою зону ответственности и берет на себя риски [8].
Сложнее всего будущему педагогу по физической культуре сформировать коммуникативные навыки и навыки эффективного мышления. Здесь их развитию, как представляется, будет способствовать внеучебная работа, связанная с оздоровительными и спортивными мероприятиями, в результате которых происходит неформальное общение между тренером и спортсменами, между спортсменами друг с другом и т. д. Ведь традиционные формы учебных занятий сейчас становятся менее интересными для студентов: современных молодых людей привлекают геймификация, проектное и кросс-функциональное обучение, командные задания. Все это легко встраивается в процесс освоения дисциплин по физической культуре и спорту.
Действенным инструментом эффективной подготовки студентов в педагогическом вузе становится формирование soft skills как неотъемлемой и обязательной части программы. Во-первых, владение soft skills является показателем успешности, оно помогает личности эффективно функционировать в условиях современной педагогической деятельности. Во-вторых, гибкие навыки способны обеспечить подготовку будущих учителей физической культуры, нацеленную не только на преподавание, но и на самообучение в процессе профессионального саморазвития. В-третьих, soft skills эффективны в педагогическом общении [9]. Soft skills являются стратегическими навыками для конкурентоспособности в профессиональной жизни и имеют важное значение для кандидата при поиске работы. Организации нанимают новых сотрудников, уделяя все больше внимания наличию soft skills, т. к. компания, чтобы быть конкурентной, должна создавать эффективные команды и атмосферу совместной работы [10].
Выводы
© Федорова Т. А., Рыбникова О. Л., Жмыхова А. Ю., Жафярова И. В., 2021
Развитие гибких навыков у будущих специалистов обеспечит успех в профессиональной деятельности. Важно также отметить, что развитие soft skills - это самостоятельный выбор специалиста, желающего сделать успешную карьеру.
Педагог, владеющий гибкими навыками, становится успешным в своей деятельности. Формирование self- и mentor-компетенций у будущих учителей физической культуры способствует повышению не только качества педагогического мастерства, но и роли человеческого ресурса в подготовке будущего поколения.
Список источников
1. Савченков А. В., Уварина Н. В. Профессиональная устойчивость как ключевая «soft skills» педагога // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 375-382. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3375-382.
2. Гизатуллина А. В., Шатунова О. В. Надпрофессиональные навыки учителей // Мир педагогики и психологии. 2019. № 4 (33). С. 105-110.
3. Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт. 2018. № 4. С. 198204.
4. Моторина И. В. Формирование гибких навыков студентов медицинского вуза - перспективное направление повышения качества профессионального образования в высшей школе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. № 6. URL: http: //www.humjournal.rzgmu.ru.
5. Dr. Salamah Ambarak Salih. Integrating Soft Skills in EFL Teacher Education // International Journal of Multidisciplinary Sciences and Advanced Technology. 2020. Vol 1, no 9. С. 95-110.
© Федорова Т. А., Рыбникова О. Л., Жмыхова А. Ю., Жафярова И. В., 2021
6. Ковалева Т. Современной системе наставничества недостаточно определений soft и hard skills. URL: https://utalents.ru/news/2020/05/18/tatyana-kovaleva-sowemennoy-sisteme-nastavnichestva-nedostatochno-opredeleniy-soft-i-hard-skills.
7. Яркова Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2, № 4. С. 222-234.
8. Федорова Т. А., Рыбникова О. Л. Формирование «гибких» навыков в профессиональном образовании педагога по физической культуре // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 2. С. 331-339.
9. Zhabakov V., Zhabakova T., Kravtsova L. Transdisciplinary methods of the future physical culture teacher's soft skills competencies formation // BIO Web of Conferences 26. 2020. Р. 4. DOI: https://doi.org/10.1051/bioconf/20202600021.
10. Qmatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and еnterprises // International Journal for Quality Research. 2016. № 10(1). Р. 97-130.
References
1. Savchenkov A.V., Uvarina N. V. Professional Stability as a Key «Soft Skills» of a Teacher. Vestnik Mariyskogo gosudarstvenogo universiteta = Bulletin of the Mari State University. 2019;(13,3):375-382. (In Russ.).
2. Gizatullina A. V., Shatunova O. V. Soft Skills of Teachers. Mir pedagogiki i psihologii = The World of Pedagogy and Psychology. 2019; (4(33)):105-110. (In Russ.).
3. Batsunov S. N., Derecha I. I., Kungurova I. M., Slizkova E. V. Modern Determinants of Soft Skills Development. Koncept = Concept. 2018;(4):198-204. (In
Russ.).
4. Motorina I. V. Formation of Flexible Skills of Medical University Students-a Promising Direction for Improving the Quality of Professional Education in Higher Education. Lichnost'v Menyayuschimsya Mire: Zdorovie, Adaptaziya, Razvitie = Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2018;(6). Retrieved from: http: //www.humjournal.rzgmu.ru. (In Russ.).
5. Dr. Salamah Ambarak Salih. Integrating Soft Skills in EFL. Teacher Education. International Journal of Multidisciplinary Sciences and Advanced Technology. 2020;(1,9):95-110.
6. Kovaleva T. The Modern System of Mentoring Does not have Enough Definitions of Soft and Hard Skills. URL: https://utalents.ru/news/05/18/tatyana-kovaleva-sovremennoy-sisteme-nastavnichestva-nedostatochno-opredeleniy-soft-i-hard-skills. (In Russ.).
7. Yarkova T. A. Formation of Flexible Skills Among Students in the Conditions of Implementation of the Professional Standard of a Teacher. Vestnik tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Humanitarian studies. Humanitates = Bulletin of the Tyumen State University. Humanitarian studies. 2016;(2,4):222-234. (In Russ.).
8. Fedorova T. A., Rybnikova O. L. Formation of Soft Skills in Professional Education of a Teacher of Physical Culture. Gumanitarnie i sotsial'nie nauki = Humanities and Social Sciences. 2020;(2):331-339. (In Russ.).
9. Zhabakov V., Zhabakova T., Kravtsova L. Transdisciplinary methods of the future physical culture teacher's soft skills competencies formation. BIO We b of Conferences. 2020;(26):4. DOI: https://doi.org/10.1051/bioconf/20202600021.
10. Qmatti B. Definition, Development, Assessment of Soft Skills and Their Role for the Quality of Organizations and Enterprises. International Journal for Quality Research. 2016;(10(1)):97-130.
Информация об авторах Т. А. Федорова - кандидат филологических наук, доцент; А. Ю. Жмыхова - кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта СССР;
О. Л. Рыбникова - мастер спорта СССР международного класса.
Information about the authors Tatiana Fedorova - Candidate of Philology, Associate Professor; Alevtina Zhmykhova - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Master of Sport of the USSR;
Olga Rybnikova - Master of Sport of the USSR, International Class.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 27.08.2021; одобрена после рецензирования 07.09.2021; принята к публикации 25.10.2021.
The article was published 27.08.2021; approved after reviewing 07.09.2021; accepted for publication 25.10.2021.