Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2118
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HARD SKILLS / SOFT SKILLS / ГИБКИЕ НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЛЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCIES / UNIVERSAL COMPETENCES / SOCIAL COMPETENCES / INTELLECTUAL COMPETENCES / PERSISTENCE-BASED COMPETENCES / LEADERSHIP COMPETENCES / PEDAGOGICAL EDUCATION / PERSONAL QUALITIES / EDUCATIONAL PROCESS / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхутдинова Халида Абдрахмановна

Статья посвящена исследованию аспектов подготовки эффективных педагогических кадров в процессе их обучения и воспитания в педагогическом университете. Подчеркивается важная роль универсальных (надпрофессиональных) навыков, именуемых soft skills, или «гибкие навыки». Анализируются сущность и понятие термина soft skills, значимость владения гибкими навыками в процессе работы и общения в коллективе, составляющие компоненты этого понятия, а также необходимость педагогической работы по развитию у будущих педагогов необходимых навыков soft skills. Представляются различные точки зрения зарубежных и отечественных педагогов и психологов относительно роли и значимости «гибких навыков» в разных профессиональных сферах на современном этапе развития рынка труда. Автором проведено анкетирование студентов 4 курса, и представлены его результаты, раскрывающие значимость soft skills и собственную оценку студентами своих социальных, интеллектуальных, волевых и лидерских качеств, отражающих универсальные компетенции. Автор приходит к выводу о необходимости разработки дополнительных учебных программ и иных мероприятий в рамках образовательной и воспитательной работы для развития личностных качеств по всем составляющим soft skills с целью успешной профессиональной подготовки будущих преподавателей иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайхутдинова Халида Абдрахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHARPENING SOFT SKILLS IN TRAINING STUDENTS FOR EFFICIENT TEACHING

The article deals with training would-be teachers at a pedagogical university. The important role of universal skills also called soft skills or “flexible skills” is emphasized. The article analyzes the essence and concept of soft skills, the importance of possessing flexible skills in the process of working and communicating in a team, the components of this concept, as well as the need for pedagogical work to develop the necessary soft skills of future teachers. Different points of view of foreign and Russian teachers and psychologists are presented regarding the role and importance of “flexible skills” in various professional fields at the present labor market. The author shares the results of interviewing the 4th year-students and reveals the importance of soft skills and self-assessment of students' social, intellectual, persistence and leadership qualities combining universal competences. The author comes to the conclusion that additional extracurricular activities as part of education are necessary to develop personal qualities in terms of all the components of soft skills in order to train highly-qualified teachers of foreign languages.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.1;316.4

ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SHARPENING SOFT SKILLS IN TRAINING STUDENTS FOR EFFICIENT TEACHING

© 2020

Х.А. Шайхутдинова H.A. Shaykhutdinova

Статья посвящена исследованию аспектов подготовки эффективных педагогических кадров в процессе их обучения и воспитания в педагогическом университете. Подчеркивается важная роль универсальных (надпрофессиональных) навыков, именуемых soft skills, или «гибкие навыки». Анализируются сущность и понятие термина soft skills, значимость владения гибкими навыками в процессе работы и общения в коллективе, составляющие компоненты этого понятия, а также необходимость педагогической работы по развитию у будущих педагогов необходимых навыков soft skills. Представляются различные точки зрения зарубежных и отечественных педагогов и психологов относительно роли и значимости «гибких навыков» в разных профессиональных сферах на современном этапе развития рынка труда. Автором проведено анкетирование студентов 4 курса, и представлены его результаты, раскрывающие значимость soft skills и собственную оценку студентами своих социальных, интеллектуальных, волевых и лидерских качеств, отражающих универсальные компетенции. Автор приходит к выводу о необходимости разработки дополнительных учебных программ и иных мероприятий в рамках образовательной и воспитательной работы для развития личностных качеств по всем составляющим soft skills с целью успешной профессиональной подготовки будущих преподавателей иностранных языков.

Ключевые слова: hard skills; soft skills; гибкие навыки; профессиональные компетенции; универсальные компетенции; социальные компетенции; интеллектуальные компетенции; волевые компетенции; лидерские компетенции; педагогическое образование; личностные качества; образовательный процесс; критическое мышление.

The article deals with training would-be teachers at a pedagogical university. The important role of universal skills also called soft skills or "flexible skills" is emphasized. The article analyzes the essence and concept of soft skills, the importance of possessing flexible skills in the process of working and communicating in a team, the components of this concept, as well as the need for pedagogical work to develop the necessary soft skills of future teachers. Different points of view of foreign and Russian teachers and psychologists are presented regarding the role and importance of "flexible skills" in various professional fields at the present labor market. The author shares the results of interviewing the 4th year-students and reveals the importance of soft skills and self-assessment of students' social, intellectual, persistence and leadership qualities combining universal competences. The author comes to the conclusion that additional extracurricular activities as part of education are necessary to develop personal qualities in terms of all the components of soft skills in order to train highly-qualified teachers of foreign languages.

Keywords: hard skills; soft skills; competences; professional competencies; universal competences; social competences; intellectual competences; persistence-based competences; leadership competences; pedagogical education; personal qualities; educational process; critical thinking.

В течение продолжительного времени в центре внимания при приеме специалиста на работу стояли профессиональная квалификация и такие добродетели, как усердие, пунктуальность и дисциплина. Однако за последние несколько десятилетий в условиях глобализации и информатизации общества характер и условия труда изменились, и ак-

цент сместился в сторону таких личных качеств, как умение взаимодействовать с людьми, преданность своему делу, мотивация к профессиональной деятельности, обладание дополнительными знаниями и умениями, а также в сторону интеллектуальной и эмоциональной сферы специалиста [1 ; 2]. Все эти навыки именуются емким термином soft skills. В русском языке употребляются

термины «гибкие»/«мягкие» навыки, а также универсальные, или надпрофессиональные, навыки. В качестве оппозиции к термину soft skills используется термин hard skills, или «жесткие» навыки, под которым понимаются сугубо профессиональные навыки. О важности обладания «гибкими» навыками говорится, в частности, в исследовании, проведенном Федеральным институтом профессионального образования в Бонне, которое выявило, что профессиональный успех в 40% случаев зависит от soft skills [3]. Следует отметить, что если развитие hard skills в профессиональной подготовке осуществляется во время изучения учебных дисциплин и прохождения практики, то развитие soft skills происходит стихийно и зависит в большей степени от личностных качеств и индивидуальной работы каждого над собственным развитием. В то же время европейский и мировой опыт подтверждает необходимость формирования soft skills и hard skills в едином образовательном процессе.

Ряд исследователей отмечает, что объем знаний, умений и практического опыта будущего выпускника на сегодняшний день недостаточен для того, чтобы в полном объеме успешно выполнять трудовые функции в соответствии с присваиваемой квалификацией [4 ; 5]. Готовить отвечающих современным требованиям специалистов надо начинать уже в школе, а еще лучше - с самого детства, так как характер, общительность, умение взаимодействовать с людьми закладываются в детском возрасте. Педагоги должны обладать широкими компетенциями в разных сферах жизни и стремиться сформировать их у учащихся.

Речь идет прежде всего об учителях общеобразовательных школ, на которых лежит ответственность за обучение, воспитание и формирование личности ученика, и в конечном счете, за нравственность и духовность будущего общества. Известно, что современное поколение учащихся, рожденных в конце 1990-х годов, характеризуется устой-

чивым интересом к компьютерам и компьютерным играм и склонно в большей степени к виртуальному, нежели к живому общению. Поколение миллениалов, или поколение Z, как его еще называют, отличается недостаточно развитым уровнем терпимости, эмпа-тии и эмоциональности [6]. В этой связи становится особенно востребованным умение преподавателя активизировать не только умственные способности и задатки учащегося, но и эмоциональную и волевую сферу с целью развить такие качества, как трудолюбие, мотивацию, умение добиваться поставленной цели, ладить со сверстниками, выстраивать отношения сотрудничества в коллективе, умение не только лидировать и командовать в своей группе, но и подчинять свои интересы общей цели. Из материалов СМИ известно о проблемах, имеющих место в школах: моббинг, детская жестокость и агрессия, изолированность некоторых учащихся от общества, отсутствие эмпатии, неумение решать конфликтные ситуации, отсутствие интереса к обучению. Педагог может внести огромный вклад в дело воспитания будущего поколения и изменения нашей жизни и реальности. Преподаватель сам должен быть неординарной личностью, лидером, «маячком» для детей, к которому они хотели бы стремиться. Перед образовательными педагогическими учреждениями стоит задача воспитания таких педагогов.

Многие зарубежные и отечественные исследователи обращались к раскрытию данной проблемы как с педагогической, психологической, так и с дисциплинарной точки зрения и рассматривали различные аспекты развития гибких навыков у студентов (М. Ватс и Р.К. Ватс [7], О. Крузе [8], Д. Клустер [9], К. Пегги [10], А. Черчес [11], А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова [13], Л.К. Раиц-кая, Е.В.Тихонова [14] и др.). В своих работах они подчеркивают важность общих навыков в дополнение к профессиональным, а также необходимость развития критического мышления. Одной из причин повышенного внимания к soft skills является, по словам директора Центра исследования

оценки в Университете Мельбурна П. Гриф-фина, недовольство крупных компаний выпускниками университетов, которые не подготовлены к работе и жизни в современном мире [12].

Что касается российского высшего образования, то о неакадемических навыках 0 критическом мышлении, умении работать в команде, компьютерной грамотности -у нас совсем недавно начали говорить всерьез [1]. Отмечается, что в наших вузах основное внимание уделяется профессиональной подготовке специалистов и передаче суммы знаний в рамках изучаемых дисциплин [2 ; 13]. Полученные некоторыми учеными результаты анкетирования российских преподавателей вузов и студентов относительно выявления сущности и содержания понятия soft skills, а также наиболее эффективных академических дисциплин, способствующих развитию soft skills у студентов, подтверждают факт, что в учебных программах не предусмотрена в достаточном объеме практика формирования этих навыков у студентов. В то же время в странах ЕС на протяжении последних двух десятилетий активно ведется работа этом направлении [14]. В указанном исследовании констатируется, что в России, с одной стороны, недостаточно публикаций по рассматриваемой проблематике, с другой стороны, они затрагивают лишь отдельные аспекты и не содержат комплексного подхода к проблеме. Отсюда делается вывод о необходимости проведения единой политики государства в данной области [14].

Остановимся подробнее на трактовке понятия soft skills. Несмотря на то, что в публикациях по этой теме не существует однозначной трактовки термина soft skills, многие определения так или иначе взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, Cambridge Dictionary дает следующее определение термина soft skills - совокупность социальных и коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться и работать в команде [15]. П. Гриф-

фин считает, что soft skills состоят из следующих компонентов: грамотность 0 базовые знания языков, счета, финансов, наук, культур; компетенции 0 критическое мышление, умение решать проблемы, творческое мышление, способность к сотрудничеству; личные качества 0 любопытство, инициативность, упорство, лидерство [12].

В российской педагогической науке понимание термина также разнится. Большинство исследователей считают, что soft skills - это универсальные навыки и личные качества, повышающие эффективность работы и взаимодействия с другими людьми, в частности: управление личностным развитием, грамотное распоряжение временем, умение убеждать, коммуницировать, вести переговоры, создать команду и др. Мы придерживаемся мнения Л.К. Раицкой и Е.В. Тихоновой, которые определяют soft skills в самом общем виде - как совокупность надпро-фессиональных навыков и качеств личности, востребованных на рынке труда для эффективной реализации профессиональных компетенций. На основе анализа литературы исследователи выявили самую распространенную таксономию, согласно которой, soft skills включают в себя: 1) социально-коммуникативные навыки; 2) когнитивные навыки; 3) атрибуты личности и составляющие эмоционального интеллекта [14].

В связи с тем, что перед отечественными вузами остро стоит проблема формирования «гибких» навыков у студентов в процессе их обучения, мы решили выяснить, насколько подготовка российских студентов соответствует требованиям современного рынка труда. С этой целью был проведен опрос среди студентов 4-го курса Самарского государственного социально-педагогического университета, в котором приняли участие 30 студентов направления «Педагогическое образование». Целью опроса было выявление следующих моментов:

- знакомы ли студенты с понятиями hard skills и soft skills;

- какие навыки студенты считают первостепенными для своей профессии;

- в какой степени они обладают социальными, интеллектуальными, лидерскими и волевыми навыками, необходимыми для их профессии;

- как развить в себе «гибкие навыки».

Представим результаты обработки анкетных данных.

На вопрос «Знакомы ли Вам понятия hard skills и soft skills?» 40% ответили «да» и 60% - «нет». Несмотря на то, что некоторые студенты правильно отнесли такие навыки, как «профессионализм» и «профессиональные знания», к «жестким» навыкам, уточняющие вопросы показали, что многие студенты не имеют четкого представления, каким образом категоризировать (разли-

Из таблицы видно, что на 1-е место студенты ставят интеллектуальные компетенции. Далее следуют социальные компетенции. Опрос показал, что студенты недооценивают роль лидерских и особенно волевых компетенций. Однако учитель должен непременно обладать как лидерскими, так и волевыми компетенциями и быть сильной личностью, способной влиять на учащихся, воспитывать их и вести за собой. Если учителя не обладают волевыми и лидерскими

чать) «жесткие» и «мягкие» навыки. Для ответа на этот вопрос в анкете была предложена таблица с перечнем навыков, которые студенты должны были отнести либо к hard skills, либо к soft skills. Большинство из них обнаружили свою неосведомленность и отнесли, например, такие качества как «умение работать в команде», «умение выступать на публике», «умение принимать решения», «готовность к постоянному обучению и повышению квалификации», «умение убеждать» к «жестким» навыкам.

Задание «Расставьте в порядке значимости компетенции, необходимые для современного педагога» студенты выполнили следующим образом (см. табл. 1):

компетенциями, вряд ли они смогут воспитать эти качества в своих учениках.

Следующий вопрос нашей анкеты звучал так: «В какой степени Вы обладаете социальными, интеллектуальными, лидерскими и волевыми навыками, необходимыми для Вашей профессии? Оцените по 5-балльной системе». В таблице 2 мы приводим результаты обработки ответов на этот вопрос.

Таблица 1

Ранжирование компетенций

^^^^ Место Компетенции 1 место 2 место 3 место 4 место

Социальные 10 33,3% 6 20% 9 30% 5 16,7%

Интеллектуальные 18 60% 9 30% 3 10% - 0%

Волевые 4 13,3% 5 16,7% 8 26,7% 13 43,3%

Лидерские 5 16,7% 7 23,3% 13 43,3% 5 16,7%

Таблица 2

Оценка значимости социальных, волевых, лидерских и интеллектуальных компетенций

по 5-балльной системе

Компетенции Качества Оценки

«5» «4» «3» «2» «1»

Социальные компетенции Коммуникабельность 10 33,3% 9 30% 7 23,3% 4 13,3% - -

Эмоциональный интеллект 7 23,3% 10 33,3% 11 36,7% 2 6,7% - -

Умение выступать на публике - 0% 12 40% 10 33,3% 8 26,7% - -

Эмпатия 18 60% 8 26,7% 2 6,7% 1 3,3% 1 3,3%

Умение работать в команде 10 33,3% 10 33,3% 5 16,7% 3 10% 2 6,7%

Гибкость 10 33,3% 14 46,7% 5 16,7% 1 3,3% - -

Волевые компетенции Целеустремленность 8 26,7% 12 40% 8 26,7% 2 6,7% - -

Терпеливость 8 26,7% 14 46,7% 8 26,7% - - - -

Стрессо-устойчивость 10 33,3% 8 26,7% 9 30% 3 10% - -

Самостоятельность принятия решений 10 33,3% 14 46,7% 5 16,7% 1 3,3% - -

Готовность выполнять рутинную работу 10 33,3% 8 26,7% 7 23,3% 4 13,3% 1 3,3%

Умение работать в условиях прессинга 4 13,3% 8 26,7% 5 16,7% 8 26,7% 5 16,6%

Лидерские компетенции Умение формировать команду 6 20% 8 26,7% 12 40% 3 10% 1 3,3%

Умение разрешать конфликты 5 16,7% 15 50% 6 20% 4 13,3% - -

Ведение сложных переговоров 5 16,7% 15 50% 4 13,3% 6 20% - -

Инициативность 6 20% 6 20% 9 30% 7 23,3% 2 6,7%

Умение рисковать 4 13,3% 14 46,7% 6 20% 6 20%

Умение принимать решения и нести ответственность 15 50% 9 30% 2 6,7% 2 6,7% 2 6,7%

Интеллектуальные компетенции Хорошая память 14 46,7% 6 20% 5 16,7% 3 10% 2 6,7%

Креативность 7 23,3% 11 36,7% 8 26,7% 3 10% 1 3,3%

Обучаемость и готовность к саморазвитию 20 66,7% 8 26,7% 2 6,7% - - - -

Умение писать отчеты и доклады 4 13,3% 18 60% 8 26,7% - - - -

Разносторонние знания 10 33,3% 14 46,7% 4 13,3% 2 6,7% - -

Умение анализировать большие объемы информации 8 26,7% 15 50% 5 16,7% 2 6,7% - -

Отметим, что при оценке сформиро-ванности компетенций по пятибалльной шкале мы рассматриваем компетенции, оцененные студентами на «5» и «4», как достаточно сформированные компетенции и потому суммировали данные двух колонок с этими оценками.

Таким образом, из социальных компетенций студенты выделили наличие у себя коммуникабельности - 63,3% (имеются в виду оценки на «5» и «4»), умения работать в команде и гибкость (66,6%) и эмпатии (86,7%). Под эмпатией понимается способность войти в эмоциональное состояние другого человека, сопереживание. Сформиро-ванность своего эмоционального интеллекта (правильные реакции и умение управлять своими эмоциями) оценили на «5» и «4» лишь 56,6% опрошенных. Почти две трети студентов (66,6%) оценили на «5» и «4» свое умение работать в команде. В то же время никто из студентов не оценил на «5» умение выступать на публике. Здесь лишь 40% студентов, принимавших участие в опросе, оценили наличие в себе этой способности на «4». Остальные 60%, то есть практически более половины студентов испытывают большие трудности, выступая на публике.

Из волевых компетенций более всего присущи студентам умение принимать самостоятельные решения (80% опрошенных оценили их на «5» и «4») и готовность выполнять рутинную работу (60%). Стрессоустойчи-вость оценили на «5» также лишь 33,3%, на «4» - 26,7%. Около 40% студентов справляется с работой в условиях прессинга. (Прессинг может быть вызван большим объемом работы, которую требуется выполнить в кратчайший срок.)

Среди составляющих лидерских компетенций студентам более всего присущи умение принимать решения и нести за них ответственность (80%), умение разрешать конфликты (66,7%), умение вести переговоры (66,7%). Более половины студентов испытывают трудности с умением формировать команду (53,3%) и почти одна треть студентов не умеют разрешать конфликты

(33,3%). Катастрофически обстоит дело с инициативностью, ею обладают лишь 40% студентов, а более половины, 60%, признают отсутствие инициативности.

Интеллектуальные компетенции 60% студентов оценивают как очень важные, отдавая им первенство. Среди интеллектуальных компетенций на хорошем уровне развития находятся такие навыки, как обучаемость и готовность к саморазвитию (93,4%), разносторонние знания (80%), умение анализировать большие объемы информации (76,5%), умение писать отчеты и доклады (73,3%). Однако лишь 66,7% студентов указывают на достаточно развитую память и 60% - на креативность. Из таблицы видно, что почти треть студентов испытывают трудности с развитием хорошей памяти и 40% - с креативностью.

Как видим, в силу инерции мышления студенты по-прежнему полагают, что успех в профессиональной сфере зависит только от уровня знаний человека. Они недооценивают тот факт, что без «гибких» навыков сложно добиться успеха в профессии, взаимодействовать с окружающими. Проблемы в общении и нежелание развивать коммуникативные навыки, отсутствие готовности к интенсивному труду, работе в команде являются факторами, негативно влияющими на достижение профессионального успеха молодыми специалистами.

В. Шипилов отмечает, что, кроме овладения профессиональными и надпрофессио-нальными навыками, есть еще третья сторона вопроса - личность. В данном случае он имеет в виду совокупность личностных качеств и установок по отношению к окружающему миру, людям, успеху, поражениям, целям и так далее, потому что никакие навыки не спасут, если нет развитой личности. Например, если педагог не уважает и не любит детей, с которыми он работает, он не может быть успешным в своей профессии: отношение к людям и результатам своего труда первичны, а навыки - вторичны [1].

Исходя из этого, мы предложили студентам ответить на вопрос: «Какие личностные качества, на Ваш взгляд, Вам необходимо развить в себе, чтобы быть успешным в профессии и общении с людьми?» В ответах на этот вопрос преобладают: трудолюбие и упорство (80%), уверенность в себе (70%), умение решать проблемы (60%), умение принимать решения (60%), желание учиться (55%), самостоятельность (45%), позитивное отношение, энтузиазм (35%).

Те, кто на данный момент не обладает гибкими навыками, должны знать, что развить в себе soft skills вполне возможно, при этом делать это можно и в процессе учебной деятельности. Например, отвечая на вопрос «На занятиях по каким предметам (лекциях/семинарах) в вузе Вы можете развить свои гибкие навыки?» респонденты назвали, в частности, дисциплины «Практический курс 1-го и 2-го иностранного языка», «Педагогика», «Психология», «Профессиональная коммуникация» «Лингвострановеде-ние». Кроме того, эти навыки можно развить, по мнению студентов, в кружках и секциях, при общении со сверстниками и со старшими, в работе над проектами, в волонтерской работе.

Итак, анализ результатов исследования подтвердил, что soft skills очень важны для эффективности будущих педагогов. Существует необходимость в дальнейших исследованиях по определению методов формирования и развития soft skills у педагогов, что будет способствовать улучшению качества подготовки педагогических кадров. Анализ многих публикаций и данных нашего эксперимента позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию у студентов soft skills в российских вузах недостаточна. Опрос студентов показал, что часть обучающихся не имеет четкого представления о содержании компетенций, а ряд значимых из них не освоен на должном уровне. Вместе с тем студенты понимают важность формирования soft skills для своей будущей профессиональной карьеры. Ис-

ходя из этого, необходимо включить в процесс образования и воспитания дополнительные курсы и тренинги (в том числе с целью получения сертификатов), организовать проектную и волонтерскую работу, увеличить продолжительность практики. Организация дискуссионных клубов и ораторских курсов, несомненно, позволила бы студентам научиться высказывать и отстаивать свое мнение, учиться красноречию, а также помогла бы снять страх выступления перед большой аудиторией. На занятиях необходимо больше внимания уделять командной и проектной работе. Вероятно, следует создавать дополнительные учебные программы личностного роста по всем составляющим soft skills.

Студенты, со своей стороны, высказали заинтересованность в развитии лидерских и ораторских качеств и предложили, в частности, следующие мероприятия:

- организация мастер-классов и тренингов;

- создание факультативов или курсов по риторике для того, чтобы студенты не боялись выступать перед публикой;

- проведение дискуссий, деловых игр;

- вовлечение в общественную/шефскую/волонтерскую работу;

- увеличение времени практики или возможность сочетать учебу с практикой в школе.

Поскольку некоторые студенты испытывают определенные трудности с наличием таких навыков, как «хорошая память» и «креативность», то было бы хорошо организовать семинары и практикумы по развитию критического мышления и памяти. Этим должны заниматься психологи. Для разработки мероприятий с целью развития soft skills необходимо привлекать не только преподавателей и педагогов, но и самих студентов. Необходимо продолжить исследования процесса формирования рассмотренных навыков у студентов педагогических специальностей и интегрировать их в образовательные стандарты.

* * *

1. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 01.11.2019).

2. Юрина М.В., Горлова Е.А., Полухина М.О. Педагогические технологии обучения иностранному языку в контексте компетенций XXI века // Вестник СамГТУ. 2019. № 1. С. 157-165.

3. Soft Skills - Der Schlüssel zum Erfolg. Veröffentlicht am 11.07.2016. URL: https://rockyourcom-pany.de/2016/07/11/soft-skills-der-schluessel-zum-erfolg/ (дата обращения 10.10.2019).

4. Хасанова Г.Б. Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15, № 20. С. 215-217.

5. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15869 (дата обращения: 28.12.2019).

6. Позина М.Б. Бегство от эмоций, или В поисках soft-skills // Вестник Академии. 2017. № 4-2. С. 61 -66.

7. Wats M., Wats R.K. Developing Soft Skills in students // The International Journal of Learning. 2009. Vol. 15. P. 1-10. DOI: 10.18848/1447-9494/CGP/v15i12/46032.

8. Kruse O. Kritisches Denken als Leitziel der Lehre: Auswege aus der Verschulungsmisere // Die Hochschule. 2010. № 1. S. 77-86.

9. Клустер Д. Что такое критическое мышление? URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID= 200202902 (дата обращения: 10.10.2019).

10. Peggy K. The Hard Truth About Soft Skills. Harper Collins Publishers, 2007. 190 p.

11. Churches A. Bloom's Digital Taxonomy. URL: https://burtonslifelearning.pbworks.com/f/ BloomDigitalTaxonomy2001.pdf (дата обращения: 15.01.2018).

12. Чеботарь Н. Школам нужны аналитики. URL: https://www.babr24.com/msk/?IDE=139546/ (дата обращения: 20.10.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ивонина А.И., Чуланова О.Л. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. Т. 6, № 1(28). С. 53-58.

14. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. 2018. Т. 15,№ 3. С. 350-363.

15. Soft skills // Cambridge Dictionary. URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/eng-lish/soft-skills (дата обращения: 29.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.