A. Э. Цымбалюк
B. О. Виноградова
DOI 10.24411/1813-145X-2019-568 УДК 159.9
https://orcid.org/0000-0003-1708-5744 https://orcid.org/0000-0001-9865-5125
Психологическое содержание soft skills
Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ 19-013-00782 Структурно-уровневый подход к периодизации профессионального становления личности
Для цитирования: Цымбалюк А. Э., Виноградова В. О. Психологическое содержание soft skills // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 6 (111). - С. 120-127.
В статье рассматривается проблема soft skills у специалистов. Целью данной статьи является раскрытие психологического содержания понятия «soft skills» на основе анализа различных подходов к его определению и видам, а также его соотнесение с отечественными психологическими понятиями. Приводятся основные тенденции, которые говорят об изменениях в обществе и ведут к повышению востребованности soft skills работодателями. Рассматриваются подходы разных авторов к определению soft skills. На основе анализа данных подходов обозначаются основные характеристики soft skills: 1. Soft skills понимаются через личные качества, универсальные навыки, непрофессиональные и приобретенные навыки, которые влияют на эффективность деятельности человека. 2. Они не зависят от специфики профессиональной деятельности, то есть soft skills являются общими для разных видов профессиональной деятельности. Приводится соотношение soft skills с такими отечественными понятиями, как деятельностно важные качества, профессионально важные качества, компетенции и универсальные компетенции. Дается рабочее определение soft skills как деятельностно важных качеств, не зависящих от специфики профессиональной деятельности, но влияющих на ее эффективность, они связаны с решением общих профессиональных и метапрофессиональных задач. Приводятся виды soft skills и условно систематизируются по трем подгруппам для проведения эмпирического исследования: 1. Soft skills, направленные на самого человека, управление собой. 2. Soft skills, направленные на взаимодействие с другими людьми. 3. Soft skills, направленные на решение общепрофессиональных задач. В качестве основания для классификации выступают задачи, связанные с профессиональной деятельностью, которые решает человек. Кратко обозначены результаты проведенного контент-анализа и эмпирического исследования наиболее востребованных, значимых soft skills.
Ключевые слова: soft skills, hard skills, виды soft skills, компетенции, деятельностно важные качества, задачный подход.
A. E. Tsymbalyuk, V. O. Vinogradova
The article deals with the problems of software skills among specialists. The purpose of this article is to disclose the psychological content of the concept «soft skills» based on the analysis of various approaches to its definition and types. They experience enhanced oriental software skills at employers. The approaches of different authors to the definition of soft skills are considered. Soft skills: 1. Soft skills are understood through personal qualities, universal skills, unprofessional and acquired skills that affect the effectiveness of a person. 2. They do not require professional activities, soft skills are various types of professional activities. The correlation of soft skills with such internal concepts as pragmatist qualities, professional qualities and universal competencies is given. It is required that the definition of soft skills be exclusively high-quality, independent of professional activity, but affect the solution of general professional and meta-professional tasks. Types of soft skills are given and conditionally systematized into three subgroups for conducting empirical research: 1. soft skills that affect the person himself, self-management; 2. soft skills aimed at interacting with other people; 3. soft skills aimed at solving general professional problems. Solving problems associated with professional activities. Brief drive results of the content analysis and empirical studies of the most demanded, significant software skills.
Keywords: soft skills, hard skills, types of soft skills, competences, activity-important qualities, task approach.
В настоящее время различные авторитетные мический форум (WEF) [30], консалтинговая ком-организации - Центр проектирования учебных пания BCG [11], Организации экономического программ (Бостон, США) [15], Всемирный эконо- развития и сотрудничества (OECD) [27, 29], Скол-
© Цымбалюк А. Э., Виноградова В. О., 2019
Psychological content of soft skills
ково [6] и др. - на основе собственных исследований говорят о наличии нескольких мировых тенденций, которые в значительной степени влияют на изменение жизни общества. Наиболее общими и часто встречающимися являются следующие тенденции: во-первых, изменение условий жизни и мира в целом достаточно быстрыми темпами. Во-вторых, постоянное и непрерывное развитие технологий и общества, что в значительной степени определяет и изменение профессиональной сферы. Данные тенденции предъявляют определенные требования к качествам людей, которые необходимы им для эффективного функционирования в контексте происходящих изменений. Этими качествами являются soft skills.
В связи с мировыми тенденциями изменяется и профессиональная сфера. Некоторые авторы -Т. А. Яркова, И. И. Черкасова [21], М. Э. Волкова [1], V. Strauss [28] и другие - говорят о том, что в настоящее время работодатели требуют от специалистов хорошо развитых soft skills, которые помогали бы им приспосабливаться к быстро меняющимся условиям и эффективно осуществлять профессиональную деятельность.
В основном множество исследований делают акцент на изучении hard skills или так называемых профессионально важных качеств (ПВК) (В. Д. Шадриков [19], Ю. П. Поваренков [8], А. В. Карпов [4], Е. В. Кряжева [5] и многие другие), а soft skills чаще всего остаются за пределами проблемного поля изучения. Вследствие этого психологическое содержание понятия «soft skills» недостаточно раскрыто в науке.
При этом многие исследователи и работодатели в настоящее время отмечают проблему дефицита в развитии soft skills как у выпускников, так и у работающих специалистов. Поэтому важным моментом является перестройка системы образования таким образом, чтобы акцент делался на развитии не только hard skills, но и soft skills [14, 15, 22].
Цель данной статьи - раскрыть психологическое содержание понятия «soft skills» на основе анализа различных подходов к определению и видам soft skills.
Рассмотрим основные подходы к пониманию soft skills.
Группа авторов - Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова [10], Л. К. Сальная [12], L. H. Lippman, R. Ryberg, R. Carney, А. Kristin [26] и др., рассматривают soft skills достаточно широко, через совокупность, набор некоторых личных качеств, навыков, эмоционального интеллекта, атрибутов личности и т. д. Например, Л. К. Раицкая и Е. В. Тихонова на основе проведенного исследования определяют
soft skills как «совокупность непрофессиональных навыков, качеств и атрибутов личности, востребованных на рынке труда для эффективной реализации профессиональных компетенций» [10]. Л. К. Сальная же при определении понятия soft skills использует другие компоненты личности: «сочетание определенных личных качеств, эмоционального интеллекта, коммуникативной компетенции, позволяющих специалисту добиться профессионального успеха» [12]. Также она делает акцент на том, что soft skills помогают человеку эффективно справляться с возникающими на рабочем месте ситуациями, а также расширяют область его трудоустройства. L. H. Lippman, R. Ryberg, R. Carney, A.Kristin в своей работе [26] рассматривают soft skills через несколько другую, более обширную совокупность компонентов личности - как широкий набор навыков, компетенций, поведения, установок, личных качеств, которые позволяют людям эффективно ориентироваться в их среде, в работе с другими, эффективно выполнять свою работу, а также достигать своих целей. Авторы отмечают и то, что soft skills широко применяются и дополняют остальные навыки, такие как технические, карьерные и академические. Также E. Dall'Amico и S. Verona говорят о том, что soft skills неспецифичны и тесно связаны с личностными чертами и установками (уверенность, дисциплина, самоуправление), социальными (коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект) и управленческими способностями (тайм-менеджмент, решение проблем, критическое мышление).
Другие авторы - М. Э, Волкова, В. Шипилов -рассматривают soft skills через социально-психологические характеристики. В. Шипиловым soft skills определяются как социально-психологические навыки, которые необходимы и могут пригодиться человеку в большинстве жизненных ситуаций [20]. М. Э. Волкова соглашается с ним, однако добавляет, что они не только необходимы в жизненных ситуациях, но и важны для деятельности любого специалиста, а также выделяет коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие» soft skills [1]. Она отмечает, что владение только профессиональными навыками не поможет специалисту реализовать себя в профессии в полной мере, так как ему также необходимы и хорошо развитые soft skills.
Некоторыми исследователями soft skills рассматриваются как универсальные навыки, которые важны для профессиональной деятельности. Т. А. Яркова и И. И. Черкасова в своей работе [21] характеризуют soft skills следующим образом: это
универсальные навыки, которые важны и необходимы для успешного профессионального и жизненного самоопределения людей независимо от профессиональной сферы или профессии. Также авторы делают акцент на том, что данные навыки являются важным образовательным результатом, поэтому необходимо организовать их целенаправленное развитие в рамках образовательного процесса. В статье А. И. Ивониной [3] приводится аналогичное мнение Д. Татаурщиковой, при этом добавляется, что чем выше специалист продвигается по карьерной лестнице, тем большее количество soft skills он начинает использовать в своей деятельности. При этом профессиональные навыки - hard skills - становятся уже не такими важными, как раньше.
В добавление к вышесказанному группа авторов (О. В. Федорова [14], В. Давидова [2], Dr. C. Appleby [17, 23], E. Dall'Amico и S. Verona [24], L. H. Lippman, R. Ryberg [26] и др.) в своих работах при определении понятия «soft skills» делают акцент на их цели и значении - зачем и для чего они нужны человеку: 1. Позволяют добиться успеха в работе и в жизни. 2. Нужны для решения широкого круга задач, связанных с адаптацией, профессиональным самоопределением и развитием, решением проблем и т. д.
При этом данные авторы отмечают, что soft skills не зависят от специфики и направления деятельности человека и все больше ценятся работодателями.
На основе рассмотренных определений можно выделить следующие характеристики soft skills:
— Soft skills - это не просто навыки, а широкий набор качеств (личностные черты, интеллектуальные особенности, установки, навыки и т. д.), которые связаны с реализацией и развитием профессионала и в жизни, и в профессиональной деятельности.
— Soft skills понимаются через личные качества, универсальные навыки, непрофессиональные и приобретенные навыки, которые влияют на эффективность деятельности человека.
— Они не зависят от специфики профессиональной деятельности, то есть soft skills являются общими для разных видов профессиональной деятельности.
Обратимся к понятиям отечественной науки, которые можно соотнести с soft skills.
Ю. П. Поваренковым было введено понятие деятельностно важных качеств профессионала. Деятельностно важные качества - это «качества индивида, которые влияют на эффективность реализуемых профессионалом типов, видов и форм
деятельности и через которые они реализуются» [7, c. 28].
С точки зрения задачного подхода специалист решает две группы задач: профессиональные, а также задачи собственного профессионального становления и реализации. В соответствии с этим человек может осуществлять два вида деятельности - профессиональную и метапрофессиональ-ную.
Профессиональная деятельность направлена на решение следующих задач: создание и получение потребительских стоимостей, удовлетворение собственных потребностей субъекта труда, а также развитие, совершенствование профессионализма [9].
Метапрофессиональная деятельность направлена на формирование, развитие и реализацию личности и деятельности самого профессионала. Она включает в себя решение двух задач [9]: профессионального развития (развитие профессиональных способностей, мотивации и т. д.) и карьерного развития (рост и сохранение социально-профессионального статуса).
В соответствии с вышеописанными видами деятельности можно выделить профессионально важные качества (ПВК) и метапрофессионально важные качества (МПВК) [7]. Мы можем предположить, исходя из анализа содержания и видов soft skills, что они входят и в группу ПВК как общие профессионально важные качества, а некоторые из них относятся к МПВК (качества, которые связаны с управлением собственным развитием).
Если рассматривать soft skills с точки зрения задачного подхода, они решают общие задачи профессиональной деятельности, а не специфичные, конкретные для каждого вида. Soft skills относятся к деятельностно важным качествам.
Одним из понятий, которое можно соотнести с soft skills, является понятие «компетенции» -В. Д. Шадриков определяет их как «функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать» [18]. Компетенция относится к ряду вопросов, связанных с деятельностью человека, в то время как компетентность относится конкретно к субъекту деятельности. Компетентность - это «приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи» [18].
В. Д. Шадриков говорит о том, что «компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств» [18]. Знания, умения, способности и личностные качества человека, получаемые им в процессе развития и обучения, - это важные условия, благодаря которым и на основе которых формируются
компетенции. С этой точки зрения soft skills могут выступать компонентом компетенции.
Если рассматривать soft skills с точки зрения федеральных государственных образовательных стандартов 3 поколения (3++), они могут являться синонимом универсальных компетенций и должны быть сформированы у обучающихся в результате освоения образовательных программ различных ступеней образования.
Универсальные компетенции можно соотнести с soft skills. Например, категория «Самоорганизация и саморазвитие» - УК-6 (бакалавриат): «Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни» [13]. Многие исследователи - А. И. Ивонина и О. Л. Чуланова [3], MJ. Dewiyani [25], О. В. Федорова [14], Л. К. Раицкая и Е. В. Тихонова [10] и другие - в своих работах выделяют навыки саморганизации, управления временем, навыки самоучения и управления собственным развитием, планированием, целепола-ганием и т. д.
Исходя из анализа отечественных понятий, мы можем сказать, что soft skills следует понимать более широко, нежели как просто навыки, относя к деятельностно важным качествам.
Обратимся к рассмотрению видов soft skills.
В статье «Виды soft skills в отечественных и зарубежных исследованиях» [16] нами были проанализированы исследования soft skills, проведенные различными авторитетными мировыми организациями, а также взгляды некоторых исследователей-практиков на выделение видов soft skills.
Обратимся к нескольким классификациям soft skills, чтобы прояснить их содержание.
В. Шипилов подразделяет soft skills на следующие группы [20]:
— Базовые коммуникативные навыки - командная работа, ведение переговоров, самопрезентация, проведение презентаций, базовые навыки продаж, публичные выступления, нацеленность на результат, деловое письмо, клиенто-ориентированность.
— Навыки self-менеджмента - управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, планирование и целепо-лагание, тайм-менеджмент, энергия, энтузиазм, инициативность, настойчивость, рефлексия, использование обратной связи.
— Навыки эффективного мышления - системное мышление, креативное мышление, структурное мышление, логическое мышление, поиск и анализ информации, выработка и принятие ре-
шений, проектное мышление, тактическое и стратегическое мышление.
— Управленческие навыки - управление исполнением, планирование, постановка задач сотрудникам, мотивирование, контроль реализации задач, наставничество (развитие сотрудников) -менторинг, коучинг, ситуационное руководство и лидерство, ведение совещаний, подача обратной связи, управление проектами, делегирование [20].
В статье А. Э. Цымбалюк [17] рассматривается классификация soft skills, предложенная Drew C. Appleby [23]. Она включает в себя
— Мотивацию и приверженность (Motivation and Commitment).
— Инициативу, любознательность (Enthusiasm).
— Амбиции (Ambition).
— Цели (Goals).
— Таланты (Talents).
— Посещаемость (Attendance).
— Подготовку (Preparation).
— Навыки межличностного взаимодействия (Interpersonal Skills).
— Навыки мышления (Thinking Skills).
При разделении soft skills на группы можно опираться на задачный подход. Исходя из этого, основание для выделения видов soft skills - это задачи, связанные с профессиональной деятельностью, которые решает человек. Если рассматривать soft skills в рамках классификации задач и видов деятельности, предлагаемых
Ю. П. Поваренковым, как мы уже писали ранее, можно выделить soft skills, связанные с решением общепрофессиональных задач и относящиеся к общим ПВК, и связанные с решением метапро-фессиональных задач, относящиеся к МПВК. Для использования в рамках эмпирического исследования и систематизации можно условно выделить следующие задачи, которые различаются по предмету направленности:
— Задачи, которые направлены на управление собой.
— Задачи, которые направлены взаимодействие с другими людьми.
— Задачи, которые направлены на решение профессиональных задач.
На основе этого мы можем выделить следующие группы soft skills:
— Soft skills, направленные на самого человека: управление своими эмоциями, управление собственным развитием, навыки самоучения, саморегуляции и т. д.
— Soft skills, направленные на других людей: коммуникативные навыки, навыки командной работы и лидерства, умение вести переговоры, эмпатия и др.
— Soft skills, направленные на решение общепрофессиональных задач в широком плане: навыки мышления (критическое, стратегическое, системное и т. д.), решение проблем, ответственность, принятие решений, адаптивность, исполнительность и др.
С целью выявления наиболее востребованных навыков нами был проведен предварительный опрос работодателей и работающих специалистов гуманитарных и технических специальностей. Средний стаж работы - 10 лет. Количество - 35 человек.
Респондентам были представлены различные виды soft skills, выделенные на основе анализа теории, с просьбой выбрать те, которые, по их мнению, являются наиболее значимыми в профессиональной деятельности. На основе полученных результатов было выделено семь наиболее значимых навыков:
— Коммуникативные навыки (частота встречаемости - 70 %)
— Ответственность (70 %)
— Навыки самоучения (56 %)
— Гибкость/адаптивность (56 %).
— Умение работать в команде (50 %).
— Навыки выработки и принятия решений (44 %).
— Аналитические и исследовательские навыки (41 %).
Также был проведен контент-анализ различных видов soft skills и подсчитана частота встречаемости упоминания различных навыков в литературе.
Наиболее часто встречающимися видами soft skills являются
— Коммуникативные навыки, навыки взаимодействия с людьми (частота встречаемости -89 %).
— Лидерство/управление другими (52 %).
— Управление эмоциями (47 %).
— Умение работать в команде (42 %).
— Умение вести переговоры (36 %).
— Критическое мышление (31 %).
— Навыки мотивации (31 %).
Мы предполагаем, что в теоретических работах речь идет о навыках человека, который является управленцем, лидером в своей профессиональной отрасли, в своей работе, организатором своей работы и работы других. Работодатели же делают акцент на тех качествах, которые характе-
ризуют человека как исполнителя, как хорошего работника, как члена группы. Но данные качества отчасти пересекаются.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Soft skills характеризуются следующими основными особенностями: 1. Soft skills - это широкое понятие, не являющееся синонимом навыков.
2. Soft skills понимаются через обширный набор характеристик: личные качества, интеллектуальные особенности, социально-психологические навыки, универсальные навыки, непрофессиональные и приобретенные навыки. 3. Soft skills влияют на эффективность деятельности человека. 4. Не зависят от специфики профессиональной деятельности, являются общими для различных видов профессиональной деятельности. 5. Относятся к такому классу понятий, как деятельностно важные качества.
В связи с данными характеристиками и на основе проведенного анализа можно дать рабочее определение soft skills - это деятельностно важные качества, не зависящие от специфики профессиональной деятельности, но влияющие на ее эффективность, связанные с решением общих профессиональных и метапрофессиональных задач.
Используя задачный подход, с точки зрения направленности деятельности soft skills можно разделить на три подгруппы: 1. Soft skills, направленные на самого человека. 2. Soft skills, направленные на взаимодействие с другими людьми.
3. Soft skills, направленные на решение общепрофессиональных задач.
На основе представленного контент-анализа теоретических представлений и проведенного исследования можно сказать, что наиболее значимыми soft skills являются коммуникативные навыки, ответственность, навыки самоучения, гибкость/адаптивность, навыки лидерства/управления другими людьми, навыки управление собственными эмоциями, умение работать в команде.
Библиографический список
1. Волкова, М. Э. Формирование soft-skills у студентов педагогических специальностей: теоретический анализ [Текст] / М. Э. Волкова // Студенческая наука и XXI век. - 2017. - № 2(15). - С. 224-226.
2. Давидова, В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать [Электронный ресурс]. - URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skШs(дата обращения: 27.09.2019).
3. Ивонина, А. И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессио-
нальном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] / А. И. Ивонина, О. Л. Чуланова, Ю. М. Давлетшина // Интернет-журнал
«НАУКОВЕДЕНИЕ». - Том 9. - № 1. - 2017.- URL: http://naukovedenie.ru/PDF/ 90EVN117.pdf. (дата обращения: 25.09.2019)
4. Карпов, А. В. Понятие профессионально важных качеств деятельности [Текст] / А. В. Карпов // Психология труда. - М. : Юрайт, 2013. - 350 с.
5. Кряжева, Е. В. Развитие технического мышления будущих учителей технологии на основе межпредметной интеграции [Текст] / Е. В. Кряжева, М. Ю. Виноградская // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-4. -С. 338-345.
6. Лукша, П. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] / П. Лукша. - URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения: 15.09.19)
7. Поваренков, Ю. П. Определение и классификация деятельностно важных качеств профессионала [Текст] / Ю. П. Поваренков // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I. : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции [19-20 ноября 2018 г. ]. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - С. 22-29.
8. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Ярославль : Канцлер, 2008. -400 с.
9. Поваренков, Ю. П. Системогенетический подход к выделению и классификации профессиональных задач личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. -С. 127-134.
10. Раицкая, Л. К. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта [Текст] / Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. - Т. 15. - № 3. - С. 350-363.
11. Россия 2025: от кадров к талантам [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tc m27-188275.pdf (дата обращения: 30.09.19)
12. Сальная, Л. К. Soft skills в компетентностной модели выпускника вуза [Текст] / Л. К. Сальная // Сборник статей по материалам III Международной научной конференции преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов вузов. НПИ имени М. И. Платова. - 2016. - С. 331-334.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс] - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/4 40302_B_3_20032018.pdf (дата обращения: 11.10.2019).
14. Федорова, О. В. Формирование hardskills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО «Университет управления
«ТИСБИ» [Электронный ресурс] / О. В. Федорова // Образовательные технологии и общество, 2018. -Т. 21. - № 21.- URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_32850659_9944761 0.pdf (дата обращения: 20.10.2019)
15. Фейдл, Ч. Четырехмерное образование [Текст] / Ч. Фейдл, М. Бялик, Б. Триллинг ; пер. П. Лукша. - М. : Сколково, 2016. - 212 с.
16. Цымбалюк, А. Э., Виноградова, В. О. Виды soft skills в отечественных и зарубежных исследованиях [Текст] / А. Э. Цымбалюк, В. О. Виноградова // Взаимодействие академической и практи-ко-ориентированной психологии в сфере образования : материалы II Национальной научно-практической конференции с международным участием / под науч. ред. проф. В. А. Мазилова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. - С. 125-127.
17. Цымбалюк, А. Э. Анализ подходов к проблеме soft skills [Текст] / А. Э. Цымбалюк // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : материалы конференции «Чтения Ушинско-го». - Ч. 1. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. -С. 219-224.
18. Шадриков, В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности [Текст] / В. Д. Шадриков // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. - Серия Психология. - 2006. - № 1. -С. 15-21.
19. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 1996. - 320 с.
20. Шипилов, В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс] / В. Шипилов. - URL: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills ^ЫшЦдата обращения: 25.09.2019).
21. Яркова, Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога [Текст] / Т. А. Яркова, И. И. Черкасова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Т. 2. - № 4. - С. 222-231.
22. Andrews, M. What skills do employers want most? [Электронный ресурс] / M. Andrews // University World News. 19 June 2015 Issue № 372. - URL: http://www.universityworldnews.com/article.php? sto-ry=20150616130747880 (дата обращения: 15.09.19)
23. Appleby, D. C. The soft skills college students need to succeed now and in the future. Transferable skills for success in college and the workplace [Электронный ресурс] / D. C. Appleby. - URL: http://www.apa.org/ed/precollege/psn/2017/09/soft-skills. aspx (дата обращения: 19.09.2019)
24. Dall'Amico, E. Methodological approach for a common framework of Soft skills at work [Электронный ресурс] / Е. Dall'Amico, S. Verona. - URL: http://valorize.odl.org/outputs/I01_Framework_soft_skill _Report.pdf (дата обращения: 14.10.2019)
25. Dewiyani, MJ. S. Improving Students Soft skills using Thinking Process Profile Based on Personality Types [Текст] / MJ. S. Dewiyani // International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE). -Vol. 4. - № 3. - September 2015. - pp. 118-129.
26. Lippman, L. H. Workforce connections: key «soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields [Электронный ресурс] / L. H. Lippman, R. Ryberg, R. Carney, A. Kristin. - URL: https://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2015/06/ 2015-24WFCSoftSkills1.pdf (дата обращения: 20.10.2019)
27. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills OECD [Электронный ресурс]. -URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en (дата обращения: 20.09.19)
28. Strauss, V. The suprising thing Google learned about its employees and what it means for today's students [Электронный ресурс]. - URL: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/ 2017/12/20/ (дата обращения: 15.09.19)
29. The definition and selection of key competencies OECD/PISA [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oecd.org/pisa/35070367.pdf (дата обращения: 25.09.19)
30. The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution [Электронный ресурс]. - URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-y ou-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution (дата обращения: 20.09.19)
Reference List
1. Volkova, M. Je. Formirovanie soft-skills u studen-tov pedagogicheskih special'nostej: teoreticheskij analiz = Formation of soft-skills in students of pedagogical specialities: theoretical analysis [Tekst] / M. Je. Volkova // Stu-dencheskaja nauka i XXI vek. - 2017. - № 2(15). -S. 224-226.
2. Davidova, V. Clushat', govorit' i dogovarivat'sja: chto takoe soft skills i kak ih razvivat' = Listen, talk and negotiate: what soft skills are and how to develop them [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills(data obrashhenija: 27.09.2019).
3. Ivonina, A. I. Sovremennye napravlenija teoretich-eskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravlenija: rol' soft skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov = Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft skills and hard skills in professional and career development of employees [Jelektronnyj resurs] / A. I. Ivonina, O. L. Chulanova, Ju. M. Davletshina // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». - Tom 9. - № 1. - 2017.- URL: http://naukovedenie.ru/PDF/ 90EVN117.pdf. (data obrashhenija: 25.09.2019)
4. Karpov, A. V Ponjatie professional'no vazhnyh kachestv dejatel'nosti = Concept of professional qualities of activity [Tekst] / A. V Karpov // Psihologija truda. -M. : Jurajt, 2013. - 350 s.
5. Krjazheva, E. V Razvitie tehnicheskogo myshlenija budushhih uchitelej tehnologii na osnove mezhpred-metnoj integracii = Development of technical thinking of future Technology teachers based on intersubject integration [Tekst] / E. V. Krjazheva, M. Ju. Vinogradskaja // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovani-ja. - 2016. - № 53-4. - S. 338-345.
6. Luksha, P. Atlas novyh professij = Atlas of new professions [Jelektronnyj resurs] / P. Luksha. - URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (data obrash-henija: 15.09.19)
7. Povarenkov, Ju. P. Opredelenie i klassifikacija deja-tel'nostno vazhnyh kachestv professionala = Identification and classification of activities of important professional qualities [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti. Chast' = I : mate-rialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii [19-20 nojabrja 2018 g.]. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - S. 22-29.
8. Povarenkov, Ju. P. Problemy psihologii profession-al'nogo stanovlenija lichnosti = Problems of psychology in te personality's professional formation [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. - Jaroslavl' : Kancler, 2008. - 400 s.
9. Povarenkov, Ju. P. Sistemogeneticheskij podhod k vydeleniju i klassifikacii professional'nyh zadach lichnos-ti = Systemogenetic approach to identification and classification of the personality's professional tasks [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2016. - № 2. - S. 127-134.
10. Raickaja, L. K. Soft skills v predstavlenii prepo-davatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta = Soft skills in presenting of Russian universities teachers and students in the context of the world experience [Tekst] / L. K. Raickaja, E. V Tihonova // Vestnik Rossijskogo universiteta dru-zhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. 2018. -T. 15. - № 3. - S. 350-363.
11. Rossija 2025: ot kadrov k talantam = Russia 2025: from staff to talents [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tc m27-188275.pdf (data obrashhenija: 30.09.19)
12. Sal'naja, L. K. Soft skills v kompetentnostnoj modeli vypusknika vuza = Soft skills in the competent model of the university graduate [Tekst] / L. K. Sal'naja // Sbornik statej po materialam III Mezhdunarodnoj nauch-noj konferencii prepodavatelej, molodyh uchenyh, aspir-antov i studentov vuzov. NPI imeni M. I. Platova. -2016. - S. 331-334.
13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija = Federal State Educational Standard for Higher Education [Jelektronnyj resurs] - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/4 40302_B_3_20032018.pdf (data obrashhenija: 11.10.2019).
14. Fedorova, O. V Formirovanie hardskills, soft skills i digital skills u studentov fakul'teta informacionnyh tehnologij UVO «Universitet upravlenija «TISBI» Formation of hardskills, soft skills and digital skills at students of the Faculty of Information Technology of IHE
«University of Management «TISBI» [Jelektronnyj resurs] / O. V Fedorova // Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo, 2018. - T. 21. - № 21.- URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32850659_9944761 0.pdf (data obrashhenija: 20.10.2019)
15. Fejdl, Ch. Chetyrjohmernoe obrazovanie = Four-dimensional education [Tekst] / Ch. Fejdl, M. Bjalik, B. Trilling ; per. P. Luksha. - M. : Skolkovo, 2016. -212 s.
16. Cymbaljuk, A. Je., Vinogradova, V. O. Vidy soft skills v otechestvennyh i zarubezhnyh issledovanijah = Types of soft skills in national and foreign studies [Tekst] / A. Je. Cymbaljuk, V. O. Vinogradova // Vzai-modejstvie akademicheskoj i praktiko-orientirovannoj psihologii v sfere obrazovanija : materialy II Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / pod nauch. red. prof. V. A. Mazilova. - Jaro-slavl' : RIO JaGPU, 2019. - S. 125-127.
17. Cymbaljuk, A. Je. Analiz podhodov k probleme soft skills Analysis of approaches to soft skills [Tekst] / A. Je. Cymbaljuk // Pedagogika i psihologija sovremen-nogo obrazovanija: teorija i praktika : materialy konfer-encii «Chtenija Ushinskogo». - Ch. 1. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2019. - S. 219-224.
18. Shadrikov, V D. Lichnostnye kachestva peda-goga kak sostavljajushhie professional'noj kompetentnos-ti = Personal qualities of the teacher as professional competence components [Tekst] / V. D. Shadrikov // Vestnik Jaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. - Serija Psihologija. - 2006. - № 1. -S. 15-21.
19. Shadrikov, V. D. Psihologija dejatel'nosti i sposobnosti cheloveka = Psychology of human activity and ability [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Logos, 1996. - 320 s.
20. Shipilov, V. Perechen' navykov soft-skills i sposoby ih razvitija = List of soft skills and ways to develop them [Jelektronnyj resurs] / V. Shipilov. - URL: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills .shtml(data obrashhenija: 25.09.2019).
21. Jarkova, T. A. Formirovanie gibkih navykov u studentov v uslovijah realizacii professional'nogo standar-ta pedagoga = Formation of flexible skills in students in conditions of implementation of teacher's professional standard [Tekst] / T. A. Jarkova, I. I. Cherkasova // Vest-nik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Guman-itarnye issledovanija = Humanitates. - 2016. - T. 2. -№ 4. - S. 222-231.
22. Andrews, M. What skills do employers want most? [Jelektronnyj resurs] / M. Andrews // University World News. 19 June 2015 Issue № 372. - URL: http://www.universityworldnews.com/article.php? sto-ry=20150616130747880 (data obrashhenija: 15.09.19)
23. Appleby, D. C. The soft skills college students need to succeed now and in the future. Transferable skills for success in college and the workplace [Jelektronnyj resurs] / D. C. Appleby. - URL: http://www.apa.org/ed/precollege/psn/2017/09/soft-skills. aspx (data obrashhenija: 19.09.2019)
24. Dall'Amico, E. Methodological approach for a common framework of Soft skills at work [Jelektronnyj resurs] / E. Dall'Amico, S. Verona. - URL: http://valorize.odl.org/outputs/IO1_Framework_soft_skill _Report.pdf (data obrashhenija: 14.10.2019)
25. Dewiyani, MJ. S. Improving Students Soft skills using Thinking Process Profile Based on Personality Types [Tekst] / MJ. S. Dewiyani // International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE). - Vol. 4. - № 3. - September 2015. - pp. 118-129.
26. Lippman, L. H. Workforce connections: key «soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields [Jelektronnyj resurs] / L. H. Lippman, R. Ryberg, R. Carney, A. Kristin. - URL: https://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2015/06/ 2015-24WFCSoftSkills1.pdf (data obrashhenija: 20.10.2019)
27. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills OECD [Jelektronnyj resurs]. -URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en (data obrashhenija: 20.09.19)
28. Strauss, V. The suprising thing Google learned about its employees and what it means for today's students [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/ 2017/12/20/ (data obrashhenija: 15.09.19)
29. The definition and selection of key competencies OECD/PISA [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.oecd.org/pisa/35070367.pdf (data obrashhenija: 25.09.19)
30. The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-y ou-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution (data obrashhenija: 20.09.19)