Научная статья на тему 'НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЕЙ: СОДЕРЖАНИЕ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ'

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЕЙ: СОДЕРЖАНИЕ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / SOFT SKILLS / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / UNIVERSAL COMPETENCES / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCES / PEDAGOGICAL EDUCATION / NON-PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гизатуллина Анна Вячеславовна, Шатунова Ольга Васильевна

Рассмотрено понятие надпрофессиональных навыков (soft skills), проанализировано значение этих навыков для специалиста в педагогической сфере. Проведен сопоставительный анализ содержания основных надпрофессиональных навыков применительно к педагогической деятельности и компетенций, предусмотренных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Выявлены надпрофессиональные навыки, не представленные в образовательном стандарте, но имеющие большое значение для профессиональной деятельности педагогов. Представлены данные опроса учителей и преподавателей вузов и средних профессиональных учебных заведений, касающегося оценки ими важности выделенных надпрофессиональных навыков в практической педагогической деятельности. Приведены результаты сопоставления данных опроса с анализом компетенций, представленных в образовательном стандарте.The concept of super skills (soft skills) is considered, the signifi cance of these skills for a specialist in the pedagogical sphere is analyzed. A comparative analysis of the content of basic soft skills in relation to the pedagogical activity and competencies stipulated in the federal state educational standard of higher education in the direction of training 44.03.01 “Pedagogical education” was carried out. Revealed soft skills, not represented by the educational standard, but of great importance for the professional activities of teachers. The data of the survey of teachers and lecturers of universities and secondary vocational schools concerning their assessment of the importance of soft skills in practical educational activities are presented. The results of the comparison of survey data with the analysis of competencies presented in the educational standard are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЕЙ: СОДЕРЖАНИЕ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.05.P.14 УДК 378.4

А.В. Гизатуллина, О.В. Шатунова,

Елабужский институт Казанского федерального университета

Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность

Елабужский институт Казанского федерального университета

Понятие надпрофес-сиональных навыков

В современной литературе используется большое число терминов и их сочетаний, обозначающих непредметные надпрофессиональные компетентности. В частности, это «мягкие навыки», «гибкие навыки», «ключевые компетентности (навыки)», «универсальные компетентности (навыки)», «навыки XXI века», «метапредметные навыки (умения)», soft skills.

Возникшая в связи с терминологическим разнообразием концептуальная путаница усиливается отсутствием однозначной трактовки рассматриваемого понятия. Приведем несколько примеров. © Гизатуллина А.В., Шатунова О.В., 2019

В Оксфордском словаре «мягкие навыки» определяются как личные качества человека, которые делают возможным более эффективное и гармоничное взаимодействие с другими людьми [2].

О.Л. Чуланова на основе обобщения различных подходов к трактовке этого понятия дает интегрированное определение мягких компетенций (soft skills). По ее мнению, soft skills - это «социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения

убеждать, ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта, обладающих эмерджентностью, необходимых для успешного выполнения работы и соответствующих требованиям должности и стратегическим целям организации, это характеристика потенциального качества, позволяющего описать практически все элементы готовности персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе» [4, с. 4].

А.В. Веткина разграничивает hard skills («твердые навыки»): умения и навыки в области формализованной профессиональной базы (профессии) - и soft skills, понимаемые ею как менее формализованные навыки и умения, необходимые в любой профессии [1].

Коллектив исследователей международного проекта «Ключевые компетентности и новая грамотность» предлагает использовать термин «универсальные компетентности», понимая компетентность как «способность эффективно мобилизовать (выбирать и использовать наиболее подходящие) знания и умения для решения задач, в том числе в новых нестандартных ситуациях». При этом подчеркивается, что универсальность данных компетенций отражает как их массовый (необходимый для всех) характер, так и неограничен-

АННА

ВЯЧЕСЛАВНА ГИЗАТУЛЛИНА

I- кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии Ела-бужского института Казанского федерального университета. Сфера научных интересов: общие вопросы дидактики, обучение иностранным языкам, формирование soft skills и hard skills студентов, литература немецкоязычных стран. Автор 40 опубликованных научных работ. Электронная почта: annagiz@rambler.ru

ОЛЬГА

ВАСИЛЬЕВНА ШАТУНОВА

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Елабужско-го института Казанского федерального университета. Сфера научных интересов: подготовка будущих учителей, педагогическая одаренность, техническая одаренность. Автор 66 опубликованных научных работ. Электронная почта: olgashat67@mail.ru

Рассмотрено понятие надпрофессиональных навыков (soft skills), проанализировано значение этих навыков для специалиста в педагогической сфере. Проведен сопоставительный анализ содержания основных надпрофессиональных навыков применительно к педагогической деятельности и компетенций, предусмотренных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Выявлены надпрофессиональные навыки, не представленные в образовательном стандарте, но имеющие большое значение для профессиональной деятельности педагогов. Представлены данные опроса учителей и преподавателей вузов и средних профессиональных учебных заведений, касающегося оценки ими важности выделенных надпрофессиональных навыков в практической педагогической деятельности. Приведены результаты сопоставления данных опроса с анализом компетенций, представленных в образовательном стандарте.

Ключевые слова: надпрофессиональные навыки, soft skills, универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, педагогическое образование.

The concept of super skills (soft skills) is considered, the significance of these skills for a specialist in the pedagogical sphere is analyzed. A comparative analysis of the content of basic soft skills in relation to the pedagogical activity and competencies stipulated in the federal state educational standard of higher education in the direction of training 44.03.01 "Pedagogical education" was carried out. Revealed soft skills, not represented by the educational standard, but of great importance for the professional activities of teachers. The data of the survey of teachers and lecturers of universities and secondary vocational schools concerning their assessment of the importance of soft skills in practical educational activities are presented. The results of the comparison of survey data with the analysis of competencies presented in the educational standard are presented.

Key words: non-professional skills, soft skills, universal competences, general professional competences, pedagogical education.

мирования надпрофессиональных навыков занимаются многие исследователи и преподаватели вузов, в частности А.И. Ивони-на, О.Л. Чуланова, Л.В. Чернецо-ва, А.В. Веткина, Е. Кулик. Интерес вызывают также публикации, освещающие проблему формирования и развития надпрофессиональных навыков в педагогической сфере Т.А. Ярковой, И.И. Черкасовой, А.С. Патлина, Е.Д. Поповой и др.

В 2016 году на Мировом экономическом форуме в Давосе (Швейцария) были сформулированы основные надпрофессиональные навыки, необходимые человеку в XXI веке для успешной профессиональной деятельности и повседневной жизни. Они представляют собой комплекс навыков или компетенций, которые можно было бы назвать ме-тапредметными или общими для различных видов деятельности. Они включают в себя некоторые характерные черты когнитивной и в целом интеллектуальной деятельности, эмоционального интеллекта, управления собственной деятельностью и конструктивного взаимодействия с другими людьми [6].

ность их какой-либо конкретной сферой деятельности [7].

В рамках нашего исследования использовалась формулировка «надпрофессиональные навыки», или soft skills, в отличие от hard skills, понимаемых нами как профессионально обусловленные навыки (компетенции).

Исследованием проблем «мягких» и «твердых» (профессиональных) навыков (soft skills и hard skills) в разное время занимались О.В. Бари-нова, Н.В. Жадько, М.А. Чур-кина, А.Н. Мирошниченко, А.М.Новиков, М.А. Чошанов, О.Л. Чуланова. В настоящее время в отечественной науке общими вопросами фор-

Что такое «надпрофессиональные навыки»?

Таблица

Сопоставление надпрофессиональных навыков педагога и компетенций

Надпрофессиональные навыки Содержание надпрофессиональных навыков Надпрофессиональные навыки учителя Компетенции, представленные в стандарте по направлению «Педагогическое образование»

1. Комплексное многоуровневое решение проблем Самостоятельное определение проблемы и всего комплекса обуславливающих ее причин и источников; выявление и устранение причины возникновения ситуации, а не ее следствий; системный междисциплинарный подход к решению задач Комплексное многоуровневое решение педагогических проблем Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2)

2. Критическое мышление Сомнение в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбор в качестве основы для решений и действий фактов, а не информации Критическое мышление как профессионально ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности педагогической деятельности Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1)

3. Креативность Нестандартный подход в мышлении и поведении ко всему, постоянное осознание и творческое развитие своего опыта; инновации и моделирование на основе интегрального подхода и нелинейных решений Педагогическая креативность как способность к творческому поиску, нестандартному решению педагогических задач, характеризующаяся критериями: скорость (продуктивность) и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость отсутствует

4. Управление людьми Создание условий раскрытия творческого потенциала и максимальных достижений у окружающих людей; сочетание наличия «видения» решения ситуации и организации людей для воплощения этого «видения» Управление обучающимися Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3)

Таблица

Продолжение таблицы

5. Сотрудничество с другими Выстраивание взаимодействия с людьми на различных уровнях от обмена информацией до обмена смыслами; создание общего поля деятельности по решению задач Сотрудничество с другими (коллегами, руководством, родителями, обучающимися, внешними партнерами) Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ОПК-3)

6. Эмоциональный интеллект Распознавание эмоций и понимание намерений других людей; управление собственными эмоциями и состояниями; оказание влияния на эмоции и состояние окружающих Управление собственным эмоциональным состоянием, оказание влияния на эмоции обучающихся Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4)

7. Суждение и принятие решений Формирование собственного мнения и смелость в принятии самостоятельных решений и их последствий Суждение и принятие решений в педагогической деятельности Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОПК-6)

8. Клиентоориентированность Взаимодействие с окружающими и решение проблем людей на основе понимания их ценностей и потребностей Ориентированность на развитие обучающихся Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) (УК-4)

9. Умение вести переговоры Коммуникация с позиции переговорного процесса, направленного на долгосрочное сотрудничество; убедительное донесение своей позиции через вербальные и невербальные техники с учетом специфики и интересов второй стороны переговоров Умение вести диалог Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5)

Таблица

Продолжение таблицы

10. Когнитивная гибкость

11. Эффективный поиск работы

12. Селф-менеджмент (Self-management)

Оперативное переключение с одной мысли на другую, а также обдумывание нескольких идей и задач одновременно

Активное применение в поиске работы различных методов для реализации оптимального сочетания потребностей работодателей, тенденций развития профессиональной сферы и собственных навыков и целей

Многоуровневый процесс

самоорганизации и самореализации личности

Когнитивная

педагогическая

гибкость

Профессионально-

педагогическая

мобильность

Умение управлять собой, своим профессиональным и личностным развитием

Способен взаимодействовать с участниками

образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ (ОПК-7)

отсутствует

Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6). Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (УК-7)

81

Надпредметные навыки в профессиональной деятельности учителя

На наш взгляд, вопросы развития надпрофессиональных навыков у людей, занимающихся педагогической деятельностью, заслуживают особого внимания, так как именно они призваны формировать гибкие навыки у подрастающего поколения. Т.А. Яркова и И.И. Черкасова справедливо отмечают, что поскольку профессия учителя является публичной,то особо значимыми выступают навыки самопрезентации; умения выстраивать отношения со всеми участниками образовательного процесса; способность и готовность решать творческие

задачи; проявлять лидерские качества [8, с. 223]. Эти навыки и умения становятся особенно актуальными в эпоху цифро-визации, характеризующейся процессами трансформации как общества в целом, так и образования в частности,что влечет за собой трансформацию понятия педагогической профессии [3].

Уточним содержание основных надпрофессиональных навыков применительно к педагогической деятельности и сопоставим их с универсальными (УК) и общепрофессиональными (ОПК) компетенциями, утвержденными в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования

по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (2018) [5].

Анализ показывает, что в компетенциях образовательного стандарта не нашли отражение пять чрезвычайно важных и востребованных в учительском труде надпрофессиональных навыков из 12: креативность, эмоциональный интеллект, умение вести переговоры, когнитивная гибкость и эффективный поиск работы. Таким образом, в стандарте обозначены лишь 58% надпрофессиональных навыков, необходимых современному учителю.

В рамках настоящего исследования авторами статьи в 2019 году

был проведен анкетный опрос школьных учителей (36 респондентов), преподавателей средних профессиональных учебных заведений (44 респондента) и вузов (30 респондентов), касающийся их оценки важности надпрофессиональных навыков в педагогической деятельности. Общая выборка составила 110 опрошенных. Были получены следующие данные.

Наиболее сформированными с точки зрения всех респондентов являются следующие компетенции: умение вести диалог и управление обучающимися. Преподаватели средних профессиональных учебных заведений и школьные учителя также выделили компетенции «сотрудничество с другими» и «умение управлять собой, своим профессиональным и личностным развитием». При этом школьные учителя отметили как наиболее сформированную у себя компетенцию «управление собственным эмоциональным состоянием, оказание влияния на эмоции учащихся». Что касается преподавателей вузов, то более высоко сформированными у себя и коллег они сочли компетенции «ориентированность

Любимый наш старинный город Елабуга

на развитие обучающихся» и «суждение и принятие решений в педагогической деятельности».

При этом все три группы опрошенных выделили как наименее сформированную у себя и коллег компетенцию «комплексное многоуровневое решение педагогических проблем»(УК- 2 по образовательному стандарту). Средняя оценка по 10-балльной шкале при этом находится тем не менее в диапазоне 6,53-7,37, что является достаточно высоким показателем. В целом прослеживаются две важные тенденции. Во-первых, преподаватели вузов оценивают сформирован-ность рассматриваемых компетенций у себя и коллег в целом выше, чем опрашиваемые двух других групп. Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев респонденты всех групп оценивают сформированность компетенций у себя несколько выше, чем у своих коллег.

При соотнесении результатов опроса с данными анализа образовательного стандарта выяснилось, что практикующие педагоги выделили как наиболее важные две компетенции, не представленные в стандарте: эмоциональный интеллект и умение вести

переговоры. Из этого следует, что перед преподавателями педагогических вузов не ставится задача формирования у будущих учителей ряда значимых надпрофессиональных навыков. Эти навыки формируются спонтанно в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Сложившаяся ситуация, на наш взгяд, не может считаться положительной и требует коррекции.

Выводы

В результате исследования мы пришли к следующим заключениям.

1. Вопреки наблюдаемому в науке терминологическому разнообразию содержание понятия надпрофессиональных навыков (soft skills) достаточно непротиворечиво и позволяет выделить компетенции, имеющие особо большое значение для успешной профессиональной деятельности педагогов.

2. Лишь около 60% этих навыков представлены той или иной компетенцией,предусмотренной действующим федеральным образовательным стандартом высшего образования педагогических направлений.

3. Анкетный опрос школьных учителей, преподавателей средних профессиональных учебных заведений и вузов показал, что наиболее сформированными у практикующих педагогов являются такие компетенции, как умение вести диалог и управление обучающимися.

4. Две компетенции, включенные опрошенными в число наиболее значимых для учителя, не представлены в образовательном стандарте, а именно эмоциональный интеллект и умение вести переговоры, что позволяет предположить отсутствие целенаправленной работы по формированию данных навыков в процессе обучения будущих учителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веткина А.В. Реализация принципов экономической герменевтики в системе профессиональной адаптации // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 87. Ч. 2. С. 68-72.

2. Давидова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. URL: http:// theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 11.12.2016).

3. Дроботенко Ю.Б. Изменение понятия педагогической профессии в современном обществе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4 (22). С. 112-118.

4. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение: интернет-журн. 2017. Т. 9. № 1. Режим доступа: http:// naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121. URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-121/ (дата обращения: 20.04.2019).

6. Патлина А.С., Попова Е.Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов // Теория и методика профессионального образования. 2017. № 2 (35). С. 94-103.

7 Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с. Сер. Современная аналитика образования. № 2 (19).

8. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2016. Т. 2. № 4. С. 222-234.

LITERATURA

1. Vetkina A.V. ReaLizaciya principov e'konomicheskoj germenevtiki v sisteme professionaL'noj adaptacii // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 87. Ch. 2. S. 68-72.

2. Davidova V. CLushat', govorit' i dogovarivat'sya: chto takoe soft skiLLs i kak ix razvivat\ URL: http:// theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skiLLs (data obrashheniya: 11.12.2016).

3. Drobotenko Yu.B. Izmenenie ponyatiya pedagogicheskoj professii v sovremennom obshhestve // Nauka o cheLoveke: gumanitarny'e issLedovaniya. 2015. № 4 (22). S. 112-118.

4. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Sovremenny'e napravLeniya teoreticheskix i metodicheskix razrabotok v obLasti upravLeniya: roL' soft-skiLLs i hard skiLLs v professionaL'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov // Naukovedenie: internet-zhurn. 2017. T. 9. № 1. Rezhim dostupa: http: //naukovedenie. ru/PDF/90EVN117.pdf

5. Ob utverzhdenii federaL'nogo gosudarstvennogo obrazovateL'nogo standarta vy'sshego obrazovaniya -bakaLavriat po napravLeniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie: prikaz Minobrnauki Rossii ot 22.02.2018 № 121. URL: http://ruLaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-121/(data obrashheniya: 20.04.2019).

6. Patlina A.S., Popova E.D. Setevoe vzaimodejstvie vuzov i shkoL kak usLovie formirovaniya soft skiLLs studentov // Teoriya i metodika professionaL'nogo obrazovaniya. 2017. № 2 (35). S. 94-103.

7. UniversaL'ny'e kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dLya uspexa zavtra. PredvariteL'ny'e vy'vody' mezhdunarodnogo dokLada o tendenciyax transformacii shkoL'nogo obrazovaniya / I.D. Frumin, M. S. Dobryakova, K. A. Barannikov, I.M. Remorenko. M.: NIU VShE', 2018. 28 s. Ser. Sovremennaya anaLitika obrazovaniya. № 2 (19).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkix navy'kov u studentov v usLoviyax reaLizacii professionaL'nogo standarta pedagoga // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarny'e issLedovaniya. 2016. T. 2. № 4. S. 222-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.