Научная статья на тему 'НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧИТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / НАДПРОФЕСИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / SECONDARY SCHOOL TEACHER / SUPERPROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзорова Анна Витальевна

Статья посвящена проблеме надпрофессиональных навыков учителей как условию модернизации образования и способу развития профессиональной педагогической деятельности нового качества, а именно педагогической деятельности, отвечающей современным требованиям и тенденциям развития образования. В статье представлены результаты эмпирического исследования профессиональных компетенций учителей общеобразовательной школы. Сформулирован вывод о том, что развитие у учителей надпрофессиональных навыков позволяет достигать более высокого качества педагогической деятельности, а также эффективно решать профессиональные задачи педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Невзорова Анна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVER-PROFESSIONAL SKILLS OF A TEACHER OF A GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL

The article is devoted to the problem of superprofessional skills of teachers as a condition for the modernization of education and a way to develop professional pedagogical activity of a new quality, namely, pedagogical activity that meets modern requirements and trends in the development of education. The article presents the results of an empirical study of professional competencies of secondary school teachers. The conclusion is formulated that the developm

Текст научной работы на тему «НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Невзорова Анна Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Статья посвящена проблеме надпрофессиональных навыков учителей как условию модернизации образования и способу развития профессиональной педагогической деятельности нового качества, а именно педагогической деятельности, отвечающей современным требованиям и тенденциям развития образования. В статье представлены результаты эмпирического исследования профессиональных компетенций учителей общеобразовательной школы. Сформулирован вывод о том, что развитие у учителей надпрофессиональных навыков позволяет достигать более высокого качества педагогической деятельности, а также эффективно решать профессиональные задачи педагога.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, учитель общеобразовательной школы, надпрофесиональные навыки.

An^tatton. The article is devoted to the problem of superprofessional skills of teachers as a condition for the modernization of education and a way to develop professional pedagogical activity of a new quality, namely, pedagogical activity that meets modern requirements and trends in the development of education. The article presents the results of an empirical study of professional competencies of secondary school teachers. The conclusion is formulated that the development of teachers' supra-professional skills allows them to achieve a higher quality of pedagogical activity, as well as effectively solve professional tasks of the teacher.

Keywords: professional competence, secondary school teacher, superprofessional skills.

Введение. Педагогическое образование в настоящее время претерпевает большие изменения по целому ряду объективных причин [4, 5]. Такими причинами являются следующие: во-первых, стандартизация общего образования, характеризующаяся обновлением содержания образования, изменением системы требований к результатам освоения образовательных программ, к их структуре и условиям реализации, а главное - ориентиром на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования; во-вторых - стандартизация профессиональной деятельности педагога, предполагающая систему требований к уровню квалификации, характеризующемуся способностью к решению профессиональных задач, выполнению трудовых функций в области обучения, воспитания, развития, реализации образовательных программ; в-третьих - стремительные изменения в общественном развитии, обусловленные научно-техническим прогрессом, прежде всего, быстрым распространением все новых технологических решений в области информации и коммуникаций, нестабильность процессов и явлений, происходящих в мире [7]. В этой связи становится актуальной разработка новых подходов к педагогическому образованию, к формированию деятельности учителя не только в плоскости привычных личностных и профессиональных приобретений, но и в плоскости надпрофессиональных навыков, обеспечивающих стабильность качества педагогической деятельности вне зависимости от меняющихся внешних условий [8].

Изложение основного материала статьи. Педагогическая профессия является социально и государственно значимой в связи с тем, что она, по сути, служит подготовке следующих поколений людей. Она является профессией, ориентированной в будущее, гарантом стабильности и преемственности национальных ценностей. Ее специфика определяется еще и необходимостью обладать такими качествами, как гибкость, прогностичность, восприимчивость к внешним воздействиям, возможность быстро переориентироваться на запросы общества и государства. Современный мир ставит перед образованием задачу подготовки социализированной личности, способной выстраивать жизненную перспективу, обучаться, переобучаться, адаптироваться к разным условиям, работать в команде, обладать высоким уровнем саморегуляции. Перечисленные качества - примеры необходимых регуляторов поведения в любой профессии и сфере деятельности. Логично заключить, что при таких запросах к системе образования, и сами педагоги должны обладать всеми этими качествами, чтобы быть способными их воспитывать и формировать у учеников.

Проблемы сквозных, универсальных навыков или компетенций не нова. Этот вопрос обсуждается по всему миру с конца прошлого века. Оформившись в целое направление исследований, компетентностный подход в образовании развивается, скорее, в ширь, чем вглубь, все больше и больше расширяя перечень необходимых свойств, качеств личности, навыков, ключевых умений. В сфере профессиональной деятельности эта идея приобрела статус так называемых надпрофессиональных навыков. Ученые отмечают, что в контексте исторического развития профессию следует рассматривать как динамическую систему, содержательные и формальные элементы которой находятся в постоянном изменении в соответствии с экономическими, технологическими, социокультурными и другими происходящими в социуме трансформациями [6]. Одним из проектов, в котором описаны востребованные надпрофессиональные навыки, является «Атлас новых профессий». В нем надпрофессиональные навыки определены как наборы навыков, которые позволят специалистам работать эффективнее, переходить между отраслями и сохранять при этом востребованность [1]. Авторами предложен следующий перечень надпрофессиональных навыков:

- мультиязычность и мультикультурность;

- навыки межотраслевой коммуникации;

- клиентоориентированность;

- умение управлять проектами и процесами;

- работа в условиях высокой неопределенности и быстрой смены условий задач;

- способность к художественному творчеству;

- умение работать с людьми;

- программирование ИТ-решений, управление сложными автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом;

- системное мышление;

- навыки бережливого производства;

- экологическое мышление;

- управление вниманием;

- критическое мышление;

- осознанность;

- эмоциональный интеллект [1].

Несомненно, целый ряд перечисленных характеристик имеют особую значимость для успешности и эффективности педагогической деятельности. Достаточно подробно А.В. Гизатуллиной и О.В. Шатуновой надпрофессиональные навыки соотнесены с содержанием педагогической деятельности [3]. С нашей точки зрения, для педагогической деятельности в современных условиях особую значимость представляют такие надпрофессиональные навыки, как клиентоориентированность, под которой мы подразумеваем выстраивание продуктивной коммуникации с родителями учеников, способность выработки партнерских отношений; способность к работе в условиях высокой неопределенности и быстрой смены условий задач, что предполагает с нашей точки зрения высокую гибкость и критичность мышления, стрессоустойчивость, профессионализм и наличие внутреннего стержня, иными словами - внутренней устойчивости, который формируется благодаря компетентности и ясному осознанию целей и ориентиров деятельности; несомненно, также особое место в педагогической деятельности занимает умение работать с людьми, определяемое высокой культурой и нравственной зрелостью, а также системное мышление, позволяющее выстраивать рациональную линию поведения, принимать разумные решения и просчитывать возможные изменения и последствия.

С целью изучения уровня развития некоторых из перечисленных характеристик у практикующих педагогов мы провели эмпирическое исследование. Выборку составили 33 учителя начальных классов, имеющие стаж от одного года до пяти лет. Исследуемые компетенции сгруппированы в шесть блоков, но в связи с изучением надпрофессиональных навыков, представляют интерес три группы: компетентность в области личностных качеств, компетентность в области обеспечения информационной основы действия, компетентность в области разработки программы деятельности и принятия решений.

В области личностных качеств достаточно хорошо развита самоорганизованность: учителя владеют собой, могут держать себя в руках, решать несколько задач одновременно, поддерживать порядок во всем, что свидетельствует об общей организованности. Менее развита эмпатийность и социорефлексия. Они слабо реагируют на настроение своих коллег, стремятся управлять ходом беседы, проводя свою линию в переговорах, не проявляют большого интереса к реакции других людей на их слова и поступки. Наиболее низкие показатели зафиксированы по параметрам общей культуры. Педагоги практически не прослеживают связи между осведомленностью об актуальных изменениях в социальной жизни и успешностью своей работы, им трудно поддерживать разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы.

В области обеспечения информационной основы действия зафиксирована хорошая способность адаптировать учебный материал под разные категории обучающихся. Вместе с тем, учителя не слишком склонны использовать разные ситуации в педагогических целях, что затрудняет осознание практической значимости изучаемого материала, делает его оторванным от реальной жизни.

В области разработки программы деятельности и принятия решений, педагоги склонны принимать во внимание удаленные последствия своих действий. Но при этом, для них не слишком важны мнение и реакция родителей на принятое ими решение. В то же время, большинство учителей признали, что в неопределенных ситуациях у них не всегда получается сохранять спокойствие и они достаточно легко способны изменить принятое решение под влиянием новой информации.

Итак, анализ проведенного нами опроса учителей показал, что надпрофессиональные навыки развиты у них неравномерно. Они больше ориентированы на собственную эффективную деятельность, одобряемое руководством и коллегами поведение, некие принятые в педагогическом сообществе шаблоны, схемы взаимодействия. Им сложно работать в ситуации высокой неопределенности, отсутствует мотивация сотрудничества и выстраивания партнерских отношений с учениками и в особенности с их родителями, которые, однако, также являются участниками образовательного процесса. Полученные нами результаты подтверждаются и другими исследованиями [3], в которых также отмечено преобладание у учителей стремления управлять, продвигать собственные убеждения и намерения и менее представлена способность проявлять гибкость и вести переговоры.

Проведенный нами анализ образовательных программ педагогического образования и опыта работы педагогических вузов показал, что надпрофессиональные навыки практически не учитываются в процессе подготовки учителя в вузе и лишь частично могут затрагиваться в содержании отдельных предметов.

Однако, существует опыт их формирования, например, в волонтерской деятельности студентов, особое место в которой занимает идея университетских амбассадоров [2]. Основная цель программы - привлечение студентов к продвижению университета среди молодежи и абитуриентов. Главная задача амбассадора - быть достойным представителем и носителем ценностей организации или компании, которую он представляет. Эти студенты проводят экскурсии по кампусу, рассказывают об особенностях обучения и университетской жизни «из первых рук». При этом востребованными оказываются такие качества, как энтузиазм, преданность делу, хорошие коммуникативные навыки, надежность, ответственность, уважение к себе и к другим, лидерские навыки. Другим способом приобретения надпрофесиональных навыков является участие в конкурсах профессионального мастерства, получающих распространение в педагогических вузах [9].

В ближайшее время необходимо перестраивать и усовершенствовать систему подготовки педагогических кадров, предоставляя возможность будущим учителям за время учебы в вузе приобрести необходимый опыт и развить в себе качества, необходимые для эффективной педагогической деятельности.

Выводы. Проведенный нами анализ проблемы надпрофессиональных навыков в педагогическом образовании и результаты эмпирического исследования позволили сформулировать следующие выводы.

1. Надпрофессиональные навыки, являющиеся универсальными практически для всех видов профессиональной деятельности, имеют особое значение для педагогической профессии. Они наряду с личностными и профессиональными качествами обусловливают качество педагогической деятельности, усиливают ее эффективность.

2. Образовательные программы педагогического образования не ориентированы на развитие надпрофессиональных навыков и не обеспечивают их формирование у студентов. В то же время, их

формирование является необходимым для современного педагога, учитывая, что данный компонент все увереннее входит в содержание школьного образования.

3. Эмпирическое исследование показало, что у педагогов достаточно хорошо развиты навыки саморегуляции, самоорганизации и управления субъектами и процессами. Они ориентированы на эффективные показатели собственной деятельности, продвижение своей позиции, не склонны проявлять эмпатию и социорефлексию, сконцентрированы на собственном предмете деятельности, не проявляют большого интереса к актуальным изменениям в социальной жизни. В то же время слабо проявляются способности к ведению переговоров, учету позиции собеседника. Эти факты свидетельствуют о недостаточности внимания в содержании педагогического образования к развитию надпрофессиональных навыков, способных качественно повысить эффективность педагогической деятельности. Необходимо вести речь о включении данных компонентов в образовательные программы педагогического образования преимущественно через практикоориентировнные дисциплины и содержание педагогической практики студентов.

4. Существуют примеры эффективных практик развития надпрофессиональных навыков будущих педагогов. Прежде всего, это возможности в сфере волонтерской деятельности студентов. Широко развития в зарубежных вузах идея университетских амбассадоров является хорошим вариантом практической деятельности, позволяющей усилить профессиональную подготовку будущих учителей. Другой позитивный пример - конкурсы профессионального мастерства. Необходим поиск эффективных способов формирования надпрофесиональных качеств будущих учителей в период обучения в вузе.

Литература:

1. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М.: Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с.

2. Борисова, Е.А. Волонтерская программа «International Ambassador» как способ развития надпрофессиональных навыков студентов / Е.А. Борисова // XXII Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. - ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. - С. 55-58.

3. Гизатуллина, А.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность / А.В. Гизатуллина, О.В. Шатунова // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 5. - С. 14-20.

4. Карпов, А.В. Методологические основы психологии образовательной деятельности / А.В. Карпов, Е.В. Карпова. - Т. 2. - М.: РАО, 2019. - 740 с.

5. Карпова, Е.В. Психологическая структура деятельности как объективная основа дифференциации базовых профессиональных компетенций учителя // Вестник ЯрГУ. Гуманитарные науки. 2013. - №4 (26). -С. 103-107.

6. Кремень, Ф.М. Трансформация понятий «профессия» и «профессиональная подготовка» в современном мире / Ф.М. Кремень, С.А. Кремень // Социальные трансформации. - 2018. - № 29. - С. 77-84.

7. Невзорова, А.В. Непрерывное педагогическое образование в условиях внедрения профессионального стандарта педагога / А.В. Невзорова // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования: сборник научных статей. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2016. - С. 101-105.

8. Невзорова, А.В. Основные тенденции и перспективы развития педагогического образования / А.В. Невзорова // Ярославский психологический вестник. - 2018. - № 3 (42). - С. 31-35.

9. Слизкова, Е.В. Подготовка бакалавров педагогического вуза к конкурсам профессионального мастерства / Е.В. Слизкова, Т.М. Колесникова // XXVIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: Сборник научных статей. Отв. ред. С.А. Еланцева. - Ишим: Издательство ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. - С. 40-47.

Педагогика

УДК 374.1

магистр 1 курса, группы М-УЧР-19 Неустроева Екатерина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат экономических наук, доцент Михайлова Анна Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения квалификации учителей Республики Саха (Якутия). Авторами на основе маркетингового исследования выявлены конкурентные дополнительные образовательные учреждения. Изучены возможности и предлагаемые курсы повышения квалификации и переподготовки образовательных учреждений республики.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональный стандарт педагога, компетентность. Annotation. The article is devoted to issues of advanced training for teachers of the Republic of Sakha (Yakutia). Based on marketing research, the authors identified competitive additional educational institutions. The possibilities and offered advanced training courses and retraining of educational institutions of the republic were studied. Keywords: advanced training, professional standard of the teacher, competence.

Введение. Образование в условиях Арктики функционирует в специфических условиях, обусловленных региональными особенностями. В связи с этим, педагогическим коллективам школ приходится решать ряд проблем разной направленности, несвойственных для других регионов. В настоящее время наиболее актуальными научно-педагогическими проблемами являются следующие: социально-педагогические, социально-психологические, правовые, этнокультурные и этноязыковые, кадровые, одновременно стоит проблема соответствия квалификаций работающих учителей профессиональному стандарту педагога.

Понимая указанную проблему, на современном этапе модернизации образования образовательные учреждения, нуждаются в педагогах нового формата, где важными чертами современного педагога являются: постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.