ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-4-50-59
УДК 377.3 ББК 74.4
Ю.В. Брагина
(Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)
ЦЕННОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РАБОЧИХ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
В контексте становления новой парадигмы образования выявляются и обосновываются ценностно-профессиональные ориентации как ключевые характеристики социально-профессиональных квалификаций, а также необходимость разработки эффективных средств их формирования у современных рабочих. Представлен перечень выявленных девяти ключевых надпрофессиональных компетенций (социально-профессиональных квалификаций) рабочих. Рекомендовано использование мониторинга профессионального развития для выявления уровня выраженности данных характеристик, а также использование специальной программы для их формирования и развития Полученные материалы могут быть полезными для психологической практики при профессиональном консультировании, индивидуальном консультировании, профессиональном обучении, а также при формировании метапрофессиональных качеств представителей рабочих профессий.
Ключевые слова: ценностно-профессиональные ориентации, рабочий, рабочие профессии, ключевые квалификации, мониторинг профессионального развития.
го
I S I—
го
LQ
m Q
Yu.V. Bragina
(Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia)
VALUE AND VOCATIONAL ORIENTATIONS OF EMPLOYEES OF IRON AND STEEL ENTERPRISE AS A KEY FEATURE OF THEIR SOCIAL AND PROFESSIONAL SKILLS
Value and vocational orientations as a key feature of social and professional skills for the purposes offormation of new paradigm in education are determined. The needfor the effective means for development of these qualifications is shown. The list of nine key employees' overprofessional (social and professional skills) competences is presented. The use ofprofessional development monitoring to detect the level of expression of these characteristics, as well as the use of a special program for their formation and development is recommended.
These materials may be helpful for psychological practice in professional counseling, individual counseling, vocational training, as well asfor formation of metaprofessional qualities of representatives of worker occupations..
Keywords: value and vocational orientations, employer, worker occupations, key skills, monitoring of professional development.
В настоящее время на отечественных промышленных металлургических предприятиях происходит все более глубокое внедрение автоматизированного и компьютеризированного оборудования, новых информационных и цифровых технологий, тем самым повышаются требования к профессиональным знаниям, умениям, навыкам и личностным качествам представителей рабочих профессий, обусловливая состав надпрофессиональных компетенций. Ряд исследований [18] показывает, что профессионально-квалификационные характеристики рабочих значительно уступают требованиям рынка труда. Вследствие этого происходит снижение качества и конкурентоспособности продукции, а также увеличение числа производственных аварий и катастроф, что подтверждает острую потребность предприятий в высококвалифицированных рабочих кадрах. Помимо специальных практических знаний, необходимых для выполнения определенных рабочих операций, такие кадры должны обладать надпрофессиональными компетенциями, которые составляют определенные социально-профессиональные качества.
Профессиональная деятельность рабочего металлургического предприятия характеризуется непростыми условиями труда, выполнением операций на высокотехнологичном оборудовании и требует от работника абсолютного физического здоровья; определенных личностных качеств, например, саморегуляции; наличия организаторских, коммуникативных способностей, умения концентрировать внимание; деловой культуры. И, как показывают некоторые исследования [14], это напрямую связано со сложившейся системой ценностно-профессиональных ориентаций, которые играют решающую роль в формировании ключевых квалификаций рабочего.
В последние годы ученые [9] указывают на то, что происходит становление новой парадигмы образования, ориентированной на обеспечение свободного лич-
ностного и профессионального развития человека, при котором, кроме социальных качеств, личность наделяется субъективными свойствами, определяющими ее самостоятельность, независимость, способность к саморегуляции, рефлексии. В качестве основных единиц обновления содержания профессионального образования рассматривают компетентности, компетенции, метапрофессиональные качества, которые являются социально-профессиональными качествами работника и, в свою очередь, получили название ключевых квалификаций.
Таким образом, особый интерес представляет изучение ценностно-профессиональных ориентаций носителей рабочих профессий как ключевой характеристики их социально-профессиональных квалификаций.
Учитывая все вышеизложенное, необходимо уточнить определения «рабочий», «рабочие профессии».
Мы констатируем, что не существует единого толкования понятия «рабочий». Анализируя литературные источники, можно обобщить и трактовать «рабочего» как того, кто профессионально занимается производственным физическим трудом, непосредственно занят созданием материальных ценностей и деятельностью по оказанию производственных услуг [8; 10].
Также существует множество дефиниций понятия «рабочие профессии», но при его трактовке мы придерживаемся позиции Н.Е. Скриповой, считающей, что данный термин подразумевает особый вид трудовой активности человека, посредством которой осуществляется сочетание и комбинирование трудовых операций, характеризующихся сохранением значительной доли физических усилий, включенностью в производительный процесс, а также обладающих доминантами наемного труда и высокой меры подчиненности субъектов их осуществления организаторам производства [18].
Проблемой исследования ценностно-профессиональных ориентаций занима-
ф ^
■= I
2 #
§ I
О (О
ф ш
т ^
Е X
а. -О
^ I
с; -о
го го
ЬЗ §
о
о ф
-& о
С
т о ю го
^ о ^ -О
с; го
I
ф
^ о
О. О
° X
ф ^
-О го
I ьг
-О ^
го у
I
о
о
0
1
I
ф
ф £
го
го X к го
ш
ф
т 2
лись как зарубежные (F.L. Field, D. Kehash & Tiedeman D.V, [22], D.T. Hall, [23], J.S. Helbing, [24], D.E. Super, [25]), так и отечественные ученые (В.В. Аладьи-на, [1], Т.С. Каминская, [11], А.Н. Коше-лева, [13], Т.В. Михайлова, [16]). Ценности рабочих в своих исследованиях рассматривали Д.Я. Гильмутдинов [5], В Н. Киселев [12], Г.М. Мкртчян [16], Н.Е. Скрипова [18]. Однако изучение психолого-педагогической литературы позволяет констатировать отсутствие специальных исследований, посвященных проблеме формирования ценностно-профессиональных ориентаций рабочих.
Анализ литературы позволяет утверждать, что ценностно-профессиональные ориентации - это интегральная структура ценностей, которая формируется и развивается личностью в процессе учебно-профессиональной и профессиональной деятельности и направлена на самореализацию, успешное профессиональное будущее, социальную ответственность и престиж профессии [2; 3]. Ценностно-профессиональные ориентации рассматривают как предикторы психологического ресурсоразвития социально-профессиональной квалификации, определяющие успешность профессиональной деятельности рабочих [26].
В соответствии с перечисленными теоретическими положениями было проведено опытно-поисковое исследование, целью которого явилось выявление надпрофессио-нальных компетенций как ключевых социально-профессиональных квалификаций рабочих металлургического предприятия.
В результате проведенного нами исследования ценностно-профессиональных ориентаций представителей рабочих профессий было выявлено 9 ключевых качеств, которые выступают как квалификационные социально-профессиональные характеристики рабочих.
Экспериментом были охвачены сту-
1 денты Первоуральского металлургиче-S. ского колледжа и сотрудники одного из m трубных заводов Свердловской области.
2 Общее количество испытуемых - 223
человека, из которых 100 - учащиеся по рабочим специальностям, таким как «Обработка металлов давлением», «Металловедение и термическая обработка металлов» и др.; 123 - рабочие со стажем от 1 до 7 лет (электромонтеры, резчики труб и заготовок, электросварщики труб на стане, электрогазосварщики и др.).
В исследовании применялись следующие методики: методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича; опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина; тест смысложизненных ориентаций Дж. Крам-бо и Л. Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым; методика «Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» Е.М. Фанталовой в адаптации А.А. Шарова [19] для измерения профессиональных ценностей; тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева.
Полученные данные мы обработали с помощью методов математической статистики (версия SPSS 20), в частности, иерархического кластерного анализа с использованием метода полной связи или дальнего соседа. Данный метод мы выбрали в связи с тем, что кластерный анализ можно применять для исследования взаимосвязей множества переменных как более простой аналог факторного анализа. Кроме того, данная классификация отражает всю информацию о различиях объектов и позволяет выделить иерархичность кластеров, их связанность. Анализ и интерпретацию полученных структур мы проводили, опираясь на теоретические положения.
В результате произошло четкое выделение кластеров (групп), которые оказались представлены 9 ключевыми надпрфессиональными компетенциями, так называемыми социально-профессиональными квалификациями рабочих: самоактуализацией, жизненными целями, эмпатийностью, самоэффективностью, интеллигентностью, социорефлексией, сверхнормативной профессиональной активностью личности, личностно-про-фессиональным статусом, социальным престижем профессии (табл. 1):
Таблица 1. Ключевые социально-профессиональные квалификации рабочих
Квалификации Индикаторы Характеристика
Самоактуализация Осмысленность жизни, цели в жизни, локус контроля - жизнь, локус контроля - я, процесс жизни, результат жизни, возможность служебного роста, престижность профессии, терпимость, развитие, творчество. Стремление человека к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей в профессиональной деятельности.
Жизненные цели Духовное удовлетворение, увлечения, достижения, профессиональная жизнь, развитие себя, обучение и образование, креативность, собственный престиж, семейная жизнь, активные социальные контакты, общественная жизнь, сохранение собственной индивидуальности, высокое материальное положение, самоконтроль, честность. Определение ценностных ори-ентаций личности, направление вектора развития в профессиональной жизни.
Эмпатийность Счастье других, чуткость, красота природы. Способность поставить себя на место другого, способность к сопереживанию. Способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимики, поступков, жестов и т. д. [20]
Самоэффективность Эффективность в делах, хорошая зарплата, жизненная мудрость, самообвинение. Вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации.
Интеллигентность Любовь, семейная жизнь, ответственность, свобода, независимость, рационализм, уверенность в себе, смелость во взглядах, наличие верных друзей, аккуратность, развлечения, жизнерадостность, образованность, работа по полученной специальности, работа с близкими по духу коллегами, широта взглядов, возможность социальных льгот, работа под руководством квалифицированного начальника. Определение нравственности личности и самодостаточности в ее жизни.
Социореф-лексия Самоуверенность, самоинтерес, самопринятие, интегральное чувство за или против собственного «я», самоуважение, отношение других, ожидаемое отношение от других, аутосимпатия. Стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, личностных качеств, учет представлений окружающих о том, как его воспринимают.
ф ^
а 2
О (0
ф ш
т ^
Е X
а. -О
^ I
с; -о
ц ц
го го
ЬЗ о
о
о ф
-&
о а. с
т о ю го а
^ о ^ -О
с; го
I
ф
^ о
а о
° X
ф ^
-О го
I ьг
-О ^
го 2
I
о
о
0
1
I
ф
и
а
ф £
го а го X к го
ш
ф
т 2
Квалификации Индикаторы Характеристика
Сверхнормативная профессиональная активность личности Здоровье, познание, продуктивная жизнь, активная деятельная жизнь, твердая воля, непримиримость, воспитанность, исполнительность. Устойчивая личностная позиция уверенности в преодолении жизненных трудностей или невзгод, уверенность в их временном характере, основанная на вере индивида в силу человеческой природы и в собственные ресурсы. Влияние на то, каким образом будет воплощаться в реальность профессиональное самосовершенствование, направленное на повышение квалификации и профессиональный рост.
Личностно-профессиональный статус Интересная работа, материально обеспеченная жизнь, высокие запросы, комфортность условий труда, удобный режим работы, саморуководство (самопоследовательность), самопонимание. Желание достичь статуса, определяющегося индивидуальными способностями, умениями, квалификацией и достоинствами.
Социальный престиж профессии Работа, предполагающая общение с широким и меняющимся кругом лиц, возможность выполнять работу большой общественной значимости, общественное призвание. Представляет собой оценку социальной значимости профессии, выработанную профессиональной группой, является составным элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения.
Поясним специфику выделенных кластеров.
А. Маслоу считал, что самоактуализация включает в себя комфортные взаимоотношения с реальностью; чувство общности; базовую удовлетворенность и ее эпифеномены, такие как чувство благополучия, достатка, изобилия; умение отделять средство от цели, осмысленность жизни и другие [15]. В своей профессиональной деятельности, стремящийся к самоактуализации человек должен с возрастающей тщательностью планировать свои действия и осмысли-| вать получаемые результаты. го У каждого человека есть набор ори-
113 ентиров его жизнедеятельности, зачади стую это многоуровневая система целей,
к которым он стремится и которые определяют смысл его жизни. В профессиональной деятельности представление о целях жизни работников позволяет уточнить особенности их направленности, точнее прогнозировать поведение и стимулировать их. Четко сформулированные жизненные цели работника характеризуют его стабильность в профессиональной деятельности, а также определяют вектор развития в профессиональной жизни.
Эмпатийность является важным качеством для человека рабочей профессии, который строит межличностные отношения в коллективе, а также для рабочих, осуществляющих наставническую деятельность.
Самоэффективность - это вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации [6]. В профессиональной деятельности самоэффективность проявляется в организации успешной деятельности и в достижении определенных результатов, например, эффективности в делах, возможности получать хорошую зарплату.
Интеллигентность человека сочетает в себе жизненные установки и ценностные ориентации, культуру речи и культуру межличностных отношений, приверженность общечеловеческим ценностям: любви, свободе, независимости, семье, образованию и другим [21]. Интеллигентность согласуется с целевой установкой профессиональной деятельности, направленной на поддержку в коллективе, саморазвитие, самосовершенствование, работу по полученной специальности,
Социорефлексия проявляется в стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны [21]. Социо-рефлексия характеризует стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств (самоуверенности, самопринятию, самоуважению, аутосимпатии и др.), учету представлений окружающих (коллег, наставников, руководства). Рефлексивная позиция рабочего является источником его саморазвития и позволяет ему разрешать различные затруднения в работе, мыслить с позиции коллеги, наставника, непосредственного руководителя.
Сверхнормативная профессиональная активность личности лежит в основе выбора будущей профессии или области труда [7]. Активность воплощается человеком в рамках определенного понимания себя и собственной жизни, т.е. через актуализацию определенных в жизни человека ценностно-смысловых образований. Сценарий жизни человека, качество его жизненного опыта зависят от его убеждений, касающихся культуры, философии, этических ценностей, профессии и др., которые и представля-
ют ценностно-профессиональные ориентации. Сверхнормативную профессиональную активность личности можно связать с оптимизмом [4] как системой позитивных отношений, жизнерадостного мировосприятия и мировоззрения, представляющего собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние на выбор адаптивных моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу и служит важной составляющей психологического здоровья личности, что необходимо любому человеку в своей профессиональной деятельности.
Личностно-профессиональный статус - это достигаемый статус, т.е. он детерминирован индивидуальными способностями, умениями, квалификацией и достоинствами. Он характеризуется степенью включенности индивида в отношения профессиональной группы, уровнем квалификации и мастерства, признанием в профессиональной среде, уровнем развития профессионального самосознания, а также уровнем материального вознаграждения за выполнение профессиональной деятельности [20].
Престиж в профессиональной деятельности является относительной оценкой общественной значимости профессиональной категории, которую разделяют члены определенного сообщества и социального слоя, группы на основе сложившейся и господствующей системы ценностей: экономического положения, образования и квалификации, степени участия в управлении, особенностей стиля жизни и т.д. [20].
Результаты проведенного эмпирического исследования и теоретического анализа позволяют сделать несколько выводов.
1. Ценностно-профессиональные ориентации выполняют функции социально-профессиональной квалификационной характеристики рабочих, которые необходимы для повышения успешности их профессиональной деятельности, тем самым способствуя решению проблемы
ф ^
■= I
2 #
§ I
О (О
ф ш
т ^
Е X
а -О
^ I
с; -о
ц ц
го го
ЬЗ о
о
о ф
-&
о а с
т о ю го а
^ о ^ -О
с; го
I
ф
^ о
а О
° X
ф ^
-О го
I ьг
-О ^
го 2
I
о
о
0
1
I
ф
а ф
£
го а го X к го
ш
ф
т 2
нехватки высококвалифицированных рабочих кадров.
2. Выявленные девять ключевых надпрофессиональных компетенций рабочих металлургического предприятия являются их социально-профессиональными квалификациями: самоактуализацией, жизненными целями, эмпатийностью, самоэффективностью, интеллигентностью, социорефлексией, сверхнормативной профессиональной активностью личности, личностно-про-фессиональным статусом, социальным престижем профессии.
3. Для того, чтобы установить уровень выраженности данных ключевых характеристик, целесообразно применить мониторинг профессионального развития рабочих в течение длительного времени (в профессиональном колледже - семестр, год, а на предприятии - первые два-три года). Осмысление и принятие результатов мониторинга профессионального развития рабочих побуждает их к саморазвитию и самоизменению.
4. Для формирования и развития данных ключевых социально-профессиональных квалификаций рабочих в процессе учебно-профессиональной и профессиональной деятельности мы рекомендуем использовать специальную программу по формированию и развитию ценностно-профессиональных ори-ентаций, в структуру которых включены эти квалификации, тем самым повысить престиж и важность рабочей профессии среди молодежи.
5. Полученные результаты могут быть полезны в работе педагогов и психологов при индивидуальном консультировании как студентов среднего профессионального образования, так и носителей рабочей профессии, а также в работе кадровой службы на производственном предприятии; помогут выделить перспективные направления в
I подготовке высококвалифицированных S. рабочих кадров, способствуя при этом m решению проблемы дефицита таких ка-Q дров в стране.
Библиографический список:
1. Аладьина В.В. Ценностно-профессиональные ориентации студентов технических вузов: автореферат дис. канд. психол. наук. - М.: 2012. - 25 с.
2. Брагина Ю.В. Ценностно-профессиональные ориентации: анализ понятия // Наука как движущая антикризисная сила: инновационные преобразования, приоритетные направления и тенденции развития фундаментальных и прикладных научных исследований: сб. науч. ст. по итогам международной научно-практической конф. 15-16 января 2016 г., г. Санкт-Петербург. - СПб: Изд-во Культинформпресс, 2016. С. 55-58.
3. Брагина Ю.В. Формирование ценностно-профессиональных ориента-ций студентов металлургического колледжа // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. С. 125-131.
4. Водопьянова Н.Е., Штейн М.В. Оценка оптимизма и активности личности: практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб: 2005. - 352 с.
5. Гильмутдинов Д.Я. Ценностные ориентации студентов учреждений среднего профессионального образования и их реализация в условиях современной России: Автореф. дис. ... к.соц.н. - Уфа: 2006. - 24 с.
6. Гончар С.Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012 г.). -М.: Буки-Веди, 2012. С. 250-253.
7. Гринько О.В. Развитие гуманитарной позиции личности учащихся студентов // Психология обучения. - 2008. -№ 4. С. 73-79.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. -1229 с.
9. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учебное посо-
бие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2010. - 176 с.
10. Зеер Э.Ф. Социально-образовательные аспекты становления «человека труда» // Образование и наука. -2013. - №8. С. 32-46.
11. Каминская Т.С. Профессиональные ценностные ориентации как характеристика личности студента технического вуза // Психологический журнал. - 2006. - № 1. С. 40-43.
12. Киселев В.Н. Жизненные ценности молодых рабочих в современных условиях: автореферат дис. ... к.соц.н. -Екатеринбург, 2013. - 20 с.
13. Кошелева А.Н. Ценностно-профессиональные ориентации различных социальных групп в условиях безработицы: автореферат дис. ... к.п.н. -СПб.: 2001. - 17 с.
14. Лазутина Т.В., Ицкович Т.В. Социально-культурные основы высшего рабочего образования / Инновационные технологии в образовании: теория и практика: монография. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - 344 с.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. -СПб.: Питер, 2009. - 352 с.
16. Михайлова Т.В. Профессиональные ценностные ориентации: к вопросу о содержании понятия // Казанская наука. - 2012. - № 8. С.105-107.
17. Мкртчян Г.М. Ценностные ориентации молодежи в процессе профессионального самоопределения: дис. ... к.ф.н. - Москва, 1983. - 197 с.
18. Скрипова Н.Е. Аксиологическая концепция ориентации школьников на рабочие профессии: автореф. дис . д.п.н. - Владикавказ, 2016. - 47 с.
19. Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» // Журнал практического психолога. - 1996. - № 2. С. 32-37.
20. Цвык В.А. Собственность как предмет социологического анализа // Вестник Тюменского государствен-
ного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2009. - № 4. С. 80-89.
21. Шадриков В.Д., Кузнецова И.В. Формируем профессиональные компетенции // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 8. C. 58-69.
22. Field F.L., Kehash D. & Tiedeman D.V. The self-concept in career development. // Personnel & Guidance Journal. - 1962. - 41(63). P. 767-771.
23. Hall D.T. Career development in organization. - San-Francisco: JosseyBas, London, 1986. - 366 p.
24. Helbing J.S. The self in career development. Theory, measurement, and counseling. - Amsterdam: Geboren Teassen, 1987. - 199 p.
25. Super D.E., Hall D.T. (1978) Career development: exploration and planning // Ann. Pev. Psyhol. - 1978. - № 29. 72 p.
26. Zeer E.F. & Bragina I.V. Valuable and Professional Orientations as a Social and Psychological Resource of Development of a Modern Worker. Available at: http:// www.ijese.net/makale/1065 (accessed 20 October 2016).
Поступила 16.12.16
^ IT
a g
■= I
2 #
S ü
О го
ф m
т ^
Е х
Ü. -О
^ I
Ш -О Ц
го го
I» §
о
о ф
-&
о а с
т о ю го а
s о
s I IT -û
с; го
I
ф
^ о
а О
° X
ф s
-О го
I ьг
-О s
ГО 2 I
о
о
0
1
I
ф
а ф
Ё го а го X к го m ф т 2
Об авторе:
Брагина Юлия Владимировна, соискатель кафедры психологии образования и профессионального развития, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», (Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11), [email protected]
Для цитирования: Брагина Ю.В. Ценностно-профессиональные ориентации рабочих металлургического предприятия как ключевая характеристика их социально-профессиональных квалификаций // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2016. - Т. 8. - № 4. С. 50-59. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-4-50-59
References:
1. Alad'ina V.V. Value-professional orientations of students of technical colleges. Doct. Diss. -Moscow, 2012. - 25 p.
2. BraginaYu.V Value and professional orientations: analysis of the concept // Science as the driving anti-crisis force: innovative transformation, priorities and trends in the development of fundamental and applied research, January 15-16, 2016 in St. Petersburg. - St. Petersburg: Kultinformpress, 2016. P. 55-58.
3. BraginaYu.V Formation of value and and professional orientations of Metallurgical College Students // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 6. P. 125 - 131.
4. Vodopiyanova N.E, Stein M.V. Evaluation of optimism and activity of the person: workshop on health psychology / Ed. G.S. Nikiforova. - St. Petersburg, 2005. - 352 p.
5. Gilmutdinov D.Ya. Valuable orientations of students of secondary vocational education institutions and their realization in the conditions of modern Russia. Doct. Dis. - Ufa, 2006. - 24 p.
6. Gonchar S.N. Self-efficacy as a professional quality of future teachers of psychology // Pedagogical skills: Materials Intern. scientific. Conf. (Moscow, April 2012). - M.: Buki-Vedi, 2012. P 250-253.
7. Grinko O.V. The development of the individual humanitarian position of students // Psihologiya obucheniya. - 2008. - № 4. Р. 73-79.
8. Efremova T.F. New Dictionary of Russian language. Explanatory-derivation. - M.: Russkij yazyk, 2000. - 1229 p.
9. Zeer E.F. Student-developing technology of initial vocational training: a textbook for students of higher educational institutions. - M.: Publishing Academy, 2010. - 176 p.
10. Zeer E.F. Social and educational aspects of the formation of «working man» // Образование и наука. - 2013. - №8. P. 32-46.
11. Kaminskaya T.S. Professional value orientation as a characteristic of the personality of a technical college student // Psihologicheskij zhurnal. - 2006. - № 1. P 40-43.
12. Kiselev V.N. Life values of young workers in modern conditions. Doct. Diss. - Ekaterinburg, 2013. - 20 р.
13. Kosheleva A.N. Value-professional orientation of different social groups in terms of unemployment. Doct. Diss. - St. Petersburg: 2001. - 17 р.
14. Lazutina T.V., Ickovich T.V. The socio-cultural foundations of higher education of the working / Innovative Technologies in Education: Theory and Practice: monograph. -Krasnoyarsk: Nauchno-innovacionnyj centr, 2011. - 344 p.
15. Maslow A. Motivation and Personality. - SPb.: Piter, 2009. - 352 p.
1 16. Mikhailova T.V. Professional value orientations: the question of the content // Казанская S. наука. - 2012. - № 8. P. 105-107.
m 17. Mkrtchian G.M. Valuable orientations of youth in the process of professional self-Q determination. Doct. Diss. - Moscow, 1983. - 197 p.
18. Skripova NE Axiological concept of students orientation in blue-collar occupations. Doct. Diss. - Vladikavkaz, 2016. - 47 p.
19. Fantalova E.B. Methodology «The level of the ratio of» value «and» accessibility «in various spheres of life» // ZHurnal prakticheskogo psihologa. - 1996. - № 2. P. 32-37.
20. Tsvyk V.A. Properties as a subject of sociological analysis // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-ehkonomicheskie i pravovye issledovaniya. -2009. - № 4. P. 80-89.
21. Shadrikov V.D., Kuznetsova I.V. Forming professional competence // Spravochnik zamestitelya direktora shkoly. - 2012. - № 8. P. 58- 69.
22. Field F.L., Kehash D. & Tiedeman D.V. The self-concept in career development. // Personnel & Guidance Journal. - 1962. - 41(63). P. 767-771
23. Hall D.T. Career development in organization. - San-Francisco: Jossey-Bas, London, 1986. - 366 p.
24. Helbing J.S. The self in career development. Theory, measurement, and counseling. -Amsterdam: Geboren Teassen, 1987. - 199 p.
25. Super D.E., Hall D.T. (1978) Career development: exploration and planning // Ann. Pev. Psyhol. - 1978. - № 29. 72 p.
26. Zeer E.F. & Bragina I.V. Valuable and Professional Orientations as a Social and Psychological Resource of Development of a Modern Worker. Available at: http://www.ijese.net/ makale/1065 (accessed 20 October 2016).
About the author:
Bragina Yulia Vladimirivna, external doctorate student, Department of psychology of education and professional development, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected]
a: i—
For citation: Bragina Yu.V. Value and vocational orientations of employees of iron and steel enterprise as a key feature of their social and professional skills // Contemporary Higher ^ Education: Innovative Aspects. - 2016. - Vol. 8. - No. 4. P. 50-59. DOI: 10.7442/2071-9620- £ | 2016-8-4-50-59 § f