Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ADVANCED TRAINING / PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Михайлова Анна Викторовна

Статья посвящена вопросам повышения квалификации учителей Республики Саха (Якутия). Авторами на основе маркетингового исследования выявлены конкурентные дополнительные образовательные учреждения. Изучены возможности и предлагаемые курсы повышения квалификации и переподготовки образовательных учреждений республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Михайлова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME QUESTIONS OF INCREASING THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF THE REPUBLIC OF SAKH (YAKUTIA)

The article is devoted to issues of advanced training for teachers of the Republic of Sakha (Yakutia). Based on marketing research, the authors identified competitive additional educational institutions. The possibilities and offered advanced training courses and retraining of educational institutions of the republic were studied.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

формирование является необходимым для современного педагога, учитывая, что данный компонент все увереннее входит в содержание школьного образования.

3. Эмпирическое исследование показало, что у педагогов достаточно хорошо развиты навыки саморегуляции, самоорганизации и управления субъектами и процессами. Они ориентированы на эффективные показатели собственной деятельности, продвижение своей позиции, не склонны проявлять эмпатию и социорефлексию, сконцентрированы на собственном предмете деятельности, не проявляют большого интереса к актуальным изменениям в социальной жизни. В то же время слабо проявляются способности к ведению переговоров, учету позиции собеседника. Эти факты свидетельствуют о недостаточности внимания в содержании педагогического образования к развитию надпрофессиональных навыков, способных качественно повысить эффективность педагогической деятельности. Необходимо вести речь о включении данных компонентов в образовательные программы педагогического образования преимущественно через практикоориентировнные дисциплины и содержание педагогической практики студентов.

4. Существуют примеры эффективных практик развития надпрофессиональных навыков будущих педагогов. Прежде всего, это возможности в сфере волонтерской деятельности студентов. Широко развития в зарубежных вузах идея университетских амбассадоров является хорошим вариантом практической деятельности, позволяющей усилить профессиональную подготовку будущих учителей. Другой позитивный пример - конкурсы профессионального мастерства. Необходим поиск эффективных способов формирования надпрофесиональных качеств будущих учителей в период обучения в вузе.

Литература:

1. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М.: Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с.

2. Борисова, Е.А. Волонтерская программа «International Ambassador» как способ развития надпрофессиональных навыков студентов / Е.А. Борисова // XXII Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. - ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. - С. 55-58.

3. Гизатуллина, А.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность / А.В. Гизатуллина, О.В. Шатунова // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 5. - С. 14-20.

4. Карпов, А.В. Методологические основы психологии образовательной деятельности / А.В. Карпов, Е.В. Карпова. - Т. 2. - М.: РАО, 2019. - 740 с.

5. Карпова, Е.В. Психологическая структура деятельности как объективная основа дифференциации базовых профессиональных компетенций учителя // Вестник ЯрГУ. Гуманитарные науки. 2013. - №4 (26). -С. 103-107.

6. Кремень, Ф.М. Трансформация понятий «профессия» и «профессиональная подготовка» в современном мире / Ф.М. Кремень, С.А. Кремень // Социальные трансформации. - 2018. - № 29. - С. 77-84.

7. Невзорова, А.В. Непрерывное педагогическое образование в условиях внедрения профессионального стандарта педагога / А.В. Невзорова // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования: сборник научных статей. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2016. - С. 101-105.

8. Невзорова, А.В. Основные тенденции и перспективы развития педагогического образования / А.В. Невзорова // Ярославский психологический вестник. - 2018. - № 3 (42). - С. 31-35.

9. Слизкова, Е.В. Подготовка бакалавров педагогического вуза к конкурсам профессионального мастерства / Е.В. Слизкова, Т.М. Колесникова // XXVIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: Сборник научных статей. Отв. ред. С.А. Еланцева. - Ишим: Издательство ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. - С. 40-47.

Педагогика

УДК 374.1

магистр 1 курса, группы М-УЧР-19 Неустроева Екатерина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат экономических наук, доцент Михайлова Анна Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения квалификации учителей Республики Саха (Якутия). Авторами на основе маркетингового исследования выявлены конкурентные дополнительные образовательные учреждения. Изучены возможности и предлагаемые курсы повышения квалификации и переподготовки образовательных учреждений республики.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональный стандарт педагога, компетентность. Annotation. The article is devoted to issues of advanced training for teachers of the Republic of Sakha (Yakutia). Based on marketing research, the authors identified competitive additional educational institutions. The possibilities and offered advanced training courses and retraining of educational institutions of the republic were studied. Keywords: advanced training, professional standard of the teacher, competence.

Введение. Образование в условиях Арктики функционирует в специфических условиях, обусловленных региональными особенностями. В связи с этим, педагогическим коллективам школ приходится решать ряд проблем разной направленности, несвойственных для других регионов. В настоящее время наиболее актуальными научно-педагогическими проблемами являются следующие: социально-педагогические, социально-психологические, правовые, этнокультурные и этноязыковые, кадровые, одновременно стоит проблема соответствия квалификаций работающих учителей профессиональному стандарту педагога.

Понимая указанную проблему, на современном этапе модернизации образования образовательные учреждения, нуждаются в педагогах нового формата, где важными чертами современного педагога являются: постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и

овладение новыми современными технологиями. И самое главное - современный педагог должен шагать в ногу со временем.

В данное время вся образовательная среда, все образовательные учреждения, заинтересованы и нацелены - внедрением профессионального стандарта педагога. Каково его место будет в отдаленных образовательных организациях? Как будет соответствовать квалификация учителей требованиям профстандарта педагога. И здесь возникает новая проблема - понимания важности сохранения и развития сельских школ как социально-педагогического института семейного и общественного воспитания, транслятора духовной и материальной национальной культуры, селообразующего, демографического, производственного, социокультурного фактора в специфических условиях Арктики становится условием сохранения и национального возрождения народов Арктики, что находит отражение в утвержденной В.В. Путиным Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., а также в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и национальной безопасности на период до 2030 г.

Профессиональные стандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда России, и его основная цель - планомерно внедрять профессиональные стандарты во все сферы.

В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой: профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции, а квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Изложение основного материала статьи. Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

В Республике Саха (Якутия) повышением квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций занимаются 5 институтов и 64 образовательных организаций.

1. АОУ ДПО "Институт развития образования и повышения квалификации" http://iroipk.ykt.ru

2. Высшая школа инновационного менджмента при Главе РС (Я) https://vshim.ru

3. АУ ДПО «Институт новых технологий РС (Я)" http://intsakha.ru

4. Институт непрерывного профессионального образования СВФУ им. МК. Аммосова http://inpo.s-vfu.ru

5. Институт развития профессионального образования https://irposakha.ru

Ведущим институтом осуществляющее дополнительное профессиональное обучение является АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского -II».

Работа института направлена на изменение подходов к повышению квалификации и переподготовке педагогов в соответствии с направлениями национальной системы учительского роста и требованиями цифровой образовательной среды, а также научно-методическое сопровождение реализации предметных концепций, развития профессиональных компетенций, федеральных и региональных проектов.

Следующим известным образовательным учреждением реализующим курсы переподготовки и повышения квалификации является ГАО ДПО «Высшая школа инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия)» создано в соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 09.08.2016 № 1357. Учреждение является правопреемником ГБОУ ДПО РС(Я) «Институт управления при Главе Республики Саха (Якутия)» и является учреждением регионального подчинения. Но он мало нас интересует, так как, целью деятельности Учреждения является анализ, обеспечение эффективного решения задач развития и функционирования органов государственного и муниципального управления, содействие формированию республиканского профессионального корпуса государственных гражданских и муниципальных служащих, а также управленческих кадров и специалистов организаций народного хозяйства, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов.

Одним из организаторов и кураторов курсов повышения квалификации переподготовки является ГАУ ДПО Республики Саха (Якутия) «Институт развития профессионального образования». Институт является подведомственным образовательным учреждением осуществляющее обучение по программам дополнительного профессионального образования (КПК, курсы переподготовки).

Следующим из образовательных учреждений дополнительного профессионального образования является «Институт новых технологий».

Институт создан распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2007 года №1564-р. Основные направления деятельности института:

- Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (повышение квалификации);

- Выполнение работ по внедрению и организационно-методическому сопровождению дистанционного обучения в сельских малокомплектных школах (подготовка обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку и математике);

- Выполнение работ по сопровождению профориентационного портала «Профессиональное будущее Якутии».

И одним из известных образовательных учреждений осуществляющих дополнительную профессиональную подготовку является институт непрерывного профессионального образования при ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова».

Целью деятельности является обеспечение права каждого специалиста сектора экономики, социальной сферы и бизнеса на повышение квалификации и профессиональную переподготовку в соответствии с образовательными потребностями и стратегией развития профессионального образования в макрорегионе.

Таким образом из 5 государственных институтов разрабатывающих и организующих курсы повышения квалификации для работников всех сфер, придерживающих основное направление - повышение квалификации педагогов республики являются АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-П» и институт непрерывного профессионального образования при ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова».

Нами проведен опрос, в результате которого несущественным отрывом лидирует Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н .Донского-П (далее ИРОиПК) - 56% и показатель института непрерывного профессионального образования при ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (далее ИНПО) - 54%, см. рис. 1.

í -I

□ ИРОиПКРС(Я) ■инпо свфу

Рисунок 1. Результаты опроса по выявлению лидирующей позиции по повышению квалификации

Проанализировали предлагаемые темы курсов повышения квалификации указанных образовательных учреждений, можно отметить, что в тематике курсов в основном затронуты проблемы основной общеобразовательной школы. Не включены в перечень - темы раскрывающие развитие личностного роста педагога, психологическая помощь в адаптации молодого педагога, внедрение профессионального стандарта педагога.

С целью выявления реальной картины, проблемы повышения квалификации, среди учителей сельской местности мы провели онлайн-опрос.

В опросе принимали участие учителя сельских школ, стаж работы от 2 до 29 лет. Все респонденты женского пола, возраст от 20 до более 60 лет см. рис. 2, образование среднее профессиональное у 66,7% и высшее 33,3% опрошенных рис. 3.

Г'

37%

к/

• 1. 20-30

• 2. 30-40

к • 4 40-50

• 5, 50-60

ш • 6.60 и более

V

Рисунок 2. Возраст

Рисунок 3. Образование

По результатам опроса учителей, прошедшие различные курсы повышения квалификации в лидирующих образовательных учреждениях только 37% опрошенных утвердительно ответили, что довольны уровнем организации, 51,9% частично удовлетворены организацией курсов и 11,1% не удовлетворены см. рис. 4.

Рисунок 4. Уровень организации мероприятий по повышению квалификации педагогов в

республике

Рисунок 5. Оценка мероприятий образовательных учреждений

На вопрос «Как вы оцениваете мероприятия по непрерывному профессиональному развитию, проводимые ИРОиПК и ИНПО» - 70,4% опрошенных отметили что, информативно, полезно и практично, 29,6% подчеркнули, что информативно, но не все полезно рис. 5.

Рисунок 6. Формы самообразования педагогов

Из предложенных форм самообразования большинство респондентов (51,9%) - посещают курсы повышения квалификации, 11,1% - проходят дистанционные курсы, 18,5% - в интернете и читают соответствующую литературу см. рис. 6.

0 1) мастер-классы О 2) открытые уроки; ф 3) семинары;

# 4) центр который непосредственно будет заниматься методической работой

Рисунок 7. Эффективная форма методической работы

40,7% респондентов наглядно хотят посмотреть мастер-классы, открытые уроки для повышения уровня методической деятельности и только 18,5 % опрошенных отметили, что хотят, что то новое, новую форму методической работы и вариантом выбрали - центр, который непосредственно будет заниматься методической работой см. рис. 7.

На вопрос «Какие, на Ваш взгляд, актуальные темы и проблемы современного образования Вы хотели бы обсудить или услышать на семинарах (курсах, лекциях, тренингах и т.д.)?» см.рис. 8, были предложены варианты ответов по блокам, затрагивающие актуальные вопросы.

Первый блок касался вопросов совершенствования педагогического мастерства, что было выбрано -70,9% респондентами, второй блок посвящен совершенствованию профессиональной компетентности, результаты второго блока - 51,9% развить профессионально значимые качества личности по третьему блоку хотят - 40,7% опрошенных и по четвертому блоку (Формирование позитивного имиджа педагога) выбрали - 14,8%.

а) Совершенствование

педагогического ма.

б) Совершенствование профессиональной к..

в) Развитие профессионально значимых ка.

г) Формирование позитивного имиджа педа...

0 5 10 15 20

Рисунок 8. Актуальные темы и проблемы современного образования

Таким образом, по результатам опроса и по анализу деятельности ИРОиПК и ИНПО можно предположить, что учителя хотят совершенствовать педагогическое мастерство и профессиональную компетентность, но предлагаемые темы курсов повышения квалификации не отвечают их требованиям.

Выводы. Как было отмечено выше, в связи с началом внедрения профессионального стандарта педагога, цель которого - актуализировать требования к работникам, претендующим на ту или иную должность, приведение профессионального образования в соответствие с реальным рынком труда, рынок предоставляемых услуг в г.Якутске не полностью удовлетворяет потребностям педагогов. Следовательно, надо актуализировать и предлагать более современные тематики курсов повышения квалификации.

Литература:

1. Адольф В.А. Теоретические основы формирования компетентности учителя: дис...д-ра пед. Наук / В.А. Адольф - М. - 1998. - 356 с.

2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2002. №10. с. 51-55

3. Диагностика профессионального уровня педагога в соответствии с профстандартом -https://yandex.ш/search/?text=диагностика%20профессиональногоьуровня.

4. Официальный сайт АОУ ДПО "Институт развития образования и повышения квалификации" http://iroipk.ykt.ru

5. Официальный сайт Институт непрерывного профессионального образования ФГАОУ ВО СВФУ им. МК Аммосова http://inpo.s-vfu.ru

6. Панфилова О.И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 3-6.

7. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 347 с.

8. Профессиональная компетентность педагога Профессиональная компетентность педагога https://refdb. ги/1оок/293 8715.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.