Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РОДНОГО ЯЗЫКА'

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РОДНОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС / УЧИТЕЛЯ РОДНОГО ЯЗЫКА КМНС / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE / REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / TEACHERS OF THE NATIVE LANGUAGE OF THE INDIGENOUS PEOPLES / METHODOLOGICAL ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сакердонова Анна Семеновна, Тарабукина Уяндина Платоновна

В статье раскрывается проблема повышения и развития профессиональной компетентности учителей родного языка коренных малочисленных народов Севера (КМНС) Республики Саха (Якутия). Целью исследования является определение содержания методической работы школы по развитию профессиональной компетентности учителей родного языка КМНС. Одним из основных средств развития и повышения профессиональной компетентности учителей является методическая работа, которая объединяет систему работы школы, направленная на повышение качества результатов обученности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сакердонова Анна Семеновна, Тарабукина Уяндина Платоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL WORK OF THE SCHOOL AS A MEANS OF DEVELOPING COMPETENCE OF NATIVE LANGUAGE TEACHERS

The article reveals the problem of increasing and professional competence of teachers of the native language of the development of the indigenous peoples of the North (SIM) of the Republic of Sakha (Yakutia). The aim of the study is to determine the content of methodological work on the professional competence of teachers of the native language of the indigenous peoples. One of the main development tools and methods for improving the qualifications of teachers is the main work that unites the school system, aimed at improving the quality of student learning outcomes.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РОДНОГО ЯЗЫКА»

Слишком часто в сознании людей термин «креативность» означает обладание великими, оригинальными идеями. Более того, об идеях часто судят больше по их новизне, чем по их потенциальной полезности как для потребителей, так и для компании [3, С. 3].

Для развития креативности эффективными можно считать следующие способы: мотивирование студента к исследовательской деятельности, использование самостоятельной работы в процессе исследования.

Интерактивность рассматривается часто в аспекте процесса коммуникации, позволяющего общаться, обмениваться мнениями, узнавать мнение партнеров по общению или как процесса каких-то действий или воздействий, которые появляются вследствие способности людей влиять на содержание, внешний вид, тематическую направленность в компьютерной программе или электронном ресурсе [5, С. 12].

В современных условиях пандемии и повсеместного введения дистанционного обучения. Таким образом, применение интерактивных технологий становится актуальным. В рамках развития креативности будущих педагогов целесообразно было бы проводить практики с их участием при формировании материала онлайн-платформы для общеобразовательных учреждений, а именно школ, гимназий и т.д. [1-11].

Тогда студенты могут поучаствовать в методической работе и будут подготовлены к суровым реалиям работы современного педагога.

Выводы. Таким образом, сегодня часто не хватает, так это не креативности в смысле создания идеи, а новаторства в смысле производства действия, то есть воплощения идей в жизнь.

В заключение хотелось бы отметить, что креативность для будущего педагога - это уникальный инструмент, который открывает глаза на новые возможности и помогает найти гениальные решения в любой области человеческой деятельности, активно принимая и адаптируя эти идеи для достижения целей.

Литература:

1. Асташова Н.А. Развитие креативности будущего учителя музыки в профессиональном образовании // Педагогика искусства. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: - http://www.art-education.ru / AE-magazine № 3, 2013. - Заглавие с экрана (Дата обращения 22.11.20).

2. Айсувакова Т.П., Борисевич М.М., Лебедева О.П., Сорокопуд Ю.В. Формирование способности к самообразованию у студентов гуманитарных специальностей на основе мобильных и интернеттехнологий (опыт МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 266-268.

3. Гоман Ю.В., Цыганова Д.Д. Развитие креативности у будущих инженеров в процессе изучения творчества Сальвадора Дали // Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей и молодежи: традиции и новаторство. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. - С. 94-98.

4. Крылов Д.А. Виртуальное образовательное пространство как инновационная составляющая техногенной образовательной среды вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9. С. 118-123.

5. Капина А.А., Сорокопуд Ю.В. Подготовка учителей иностранного языка к использованию byod-технологии // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 234-236.

6. Орлов А.А. Портрет «сетевой личности» в контексте теории поколений // Педагогика. 2019. №10. С. 12-23.

7. Simplicio J.S. «Teaching classroom educators how to be more effective and creative teachers,» Education, 2000, ch. 3, pp. 675-680

8. Williams F.E., Creativity project, Macalester College Saint Paul Minnesota, 1970, ch. 2, pp. 140-145.

9. Paul E. «Torrance, Fostering Academic creativity in gifted students», Eeic EC Digest, U.S.A, 1990, ch. 3, pp. 220-223.

10. Sternberg R.J. and William S.W., "How to develop student creativity," in Proc Association for supervision and curriculum development, Virginia, 1997, pp. 65-67.

11. Reilly R.C., Bramwell L.F., and N. Kronish, "A Synthesisof Research Concerning Creative Teachers in a Canadian Context," Journal of Teaching and Teacher Education, vol. 27, no. 1, pp. 533-542, 2011.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Сакердонова Анна Семеновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель родного языка Тарабукина Уяндина Платоновна Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Березовская национальная средняя общеобразовательная школа имени В.А. Роббека» (с. Березовка)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧИТЕЛЕЙ РОДНОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье раскрывается проблема повышения и развития профессиональной компетентности учителей родного языка коренных малочисленных народов Севера (КМНС) Республики Саха (Якутия). Целью исследования является определение содержания методической работы школы по развитию профессиональной компетентности учителей родного языка КМНС. Одним из основных средств развития и повышения профессиональной компетентности учителей является методическая работа, которая объединяет систему работы школы, направленная на повышение качества результатов обученности учащихся.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, требования ФГОС, учителя родного языка КМНС, методическое объединение.

Annоtation. The article reveals the problem of increasing and professional competence of teachers of the native language of the development of the indigenous peoples of the North (SIM) of the Republic of Sakha (Yakutia). The aim of the study is to determine the content of methodological work on the professional competence of teachers of the native language of the indigenous peoples. One of the main development tools and methods for improving the qualifications of teachers is the main work that unites the school system, aimed at improving the quality of student learning outcomes.

Keywords: professional competence, requirements of the Federal State Educational Standard, teachers of the native language of the indigenous peoples, methodological association.

Введение. В условиях инновационных преобразований в современной российской школе требуется компетентностный подход к готовности учителя к образовательной деятельности. В основные задачи образовательных школ входит создание условий для развития профессионализма педагогов, освоение ими новых моделей обучения и воспитания. Для учителей родного языка национальных школ определяются задачи перехода от традиционного подхода к системно-деятельностному подходу в образовательном процессе.

В Республике Саха (Якутия) в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС) функционируют более 60 общеобразовательных школ, где дети обучаются родным языкам (эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский и чукотский языки). Подпрограмма «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016-2022 годы и на плановый период до 2026 года» (с изменениями на 10 июня 2019 года) определяет одну из задач, как «... обеспечения качественного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом» [4]. Согласно данному Указу, необходимо организовать повышение профессиональных компетенций учителей родного языка КМНС, как одно из условий качественного образования северных школ. Анализ вопроса методической помощи учителям родного языка КМНС выявил его недостаточную освещенность и разработанность, что определило проблему и цель исследовательской работы. Для достижения цели исследования были определены следующие задачи: 1) выделить основные требования к профессиональной компетентности учителей родного языка в аспекте требований ФГОС; 2) провести анализ состояния методической помощи учителям родного языка КМНС в Республике Саха (Якутия); 3) раскрыть содержание методической работы в общеобразовательном учреждении (на примере МКОУ «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им. В.А. Роббек»); 4) провести анализ результативности работы школы.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях А.В. Хуторского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, И.А. Зимней, А.Г. Серегеева и др. понятие «компетентность» рассматривается как профессионально значимое качество личности педагога, включающее компетенции в определенной сфере деятельности - это знания, умения и опыт.

Рассмотрим трактовки понимания «профессиональная компетентность». Э.Ф. Зеер определяет профессионализм учителя, как «совокупность интегративных фундаментальных знаний, обобщённых умений и способностей учителя, его профессионально значимых качеств, высокий уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации педагогической деятельности, готовность к постоянному саморазвитию» [1, С. 137]. А.Г. Сергеев подчеркивает, что «профессиональная компетентность - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности» [3, С. 13]. Автор данного подхода к определению профессиональной компетентности, выделяет его основные составляющие, такие как актуальную квалифицированность, владение методами обучения и воспитания.

Таким образом, в данном исследовании мы выделяем значимые критерии профессиональной компетентности учителей родного языка КМНС: теоретические и практические знания в сфере преподаваемого предмета; способность и готовность к самообразованию, саморазвитию и самоорганизации образовательной деятельности; владение инновационными методами обучения родному языку.

В педагогической практике повышения и развития профессиональной компетентности учителей осуществляется в двух формах: внешкольная и внутришкольная. Внешкольная форма повышения профессиональной компетентности педагогических работников реализуется через курсы повышения квалификации. Прохождение курсов учителями обязательное требование современных образовательных учреждений, и актуально в связи с внедрением инновационных технологий в образовательный процесс современной школы.

В Республике Саха (Якутия) организацию непрерывного профессионального образования педагогов осуществляет АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского — II». Анализ перечня образовательных программ института выявил разнообразие предлагаемых курсов для педагогических работников. Присутствуют адресные куры для учителей математики, истории, русского языка и литературы, технологии, английского языка и др. Есть общенаправленные курсы такие как, «Мастерство педагога в процессе коммуникативной культуры», «Современный урок. Разработка КИМ-ов по сформированности УУД в начальной школе в условиях ФГОС» и другие. В ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» фукционирует Институт непрерывного профессионального образования, также реализующий задачи совершенствования интегративной системы повышения квалификации. Где проводятся различные актуальные курсы для учителей родного языка: «Инновационная педагогическая деятельность», «Якутский язык и литература, национальная культура: теория и методика преподавания», «Повышение профессиональной компетентности педагога в условиях реализации Национального проекта «Образование» и другие. Курсы для учителей родного языка КМНС проводятся в рамках проводимых институтами республиканских и региональных мероприятий.

В 2006-2015 гг. выпускался единственный научно-методический журнал «Таткачирук» при ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», который был актуален для учителей, педагогов общеобразовательных учреждений КМНС. Журнал имел одну из рубрик «Теория и практика обучения родному языку, литературе и культуре», где освещались вопросы преподавания родного языка, литературы и культуры КМНС, распространения опыта работы учителей и руководителей школ. К сожалению, на данное время журнал не функционирует.

Анализ состояния методической помощи учителям родного языка КМНС в Республике Саха (Якутия) выявил, что для учителей родного языка имеется широкий выбор курсов по повышению и развитию профессиональной компетентности общей направленности, но отсутствуют адресные курсы для учителей родного языка КМНС. Значит, необходимо качественная организация внутришкольной формы развития

профессиональной компетентности - методическая работа, осуществляемая непосредственно в условиях общеобразовательной школы.

Основным средством повышения педагогической компетентности учителей является методическая работа школы, создание методического пространства для развития педагогического мастерства. Методическое пространство в школе представляется как система взаимозависимых и взаимодополняющих мероприятий, направленных на повышение педагогического мастерства, распространение опыта и развитие профессионального потенциала учителей, с целью повышения качества обученности учащихся. Согласно М.М. Поташник, «методическая работа в школе (если она грамотно организована) - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся» [2, С. 47]. Содержание работы методических объединений определяется основными задачами, основанными на актуальных проблемах школы.

В МКОУ «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им. В.А. Роббека» функционирует методическое объединение учителей родного (эвенского) языка и литературы. Деятельность методического объединения учителей эвенского языка, литературы и культуры в 2016-2018 годах строилась в соответствии с методической темой школы: «Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании родного (эвенского) языка как условие обеспечения современного качества образования». Цель работы методического объединения: обеспечение методических условий для эффективного введения федерального государственного стандарта, подготовка учителей к работе по стандартам второго поколения.

Анализ работы методического объединения школы выявило разнообразие проводимых мероприятий. С 5 декабря по 15 декабря 2016 года была организована декада, посвященная ко Дню Ассоциации и 80-летию со дня рождения ученого, общественного деятеля В.А. Роббек. В рамках декады были проведены открытые классные часы с применением информационно-коммуникационных технологий «В.А. Роббек - великий патриот Севера». Среди учащихся начальных классов были проведены мероприятия: игра-викторина «От кочевой школы до вершин науки», «Путешествие по сказкам эвенов Березовки».

МО учителей родного (эвенского) языка, литературы и культуры в 2017 году организовали и провели Межрегиональную научно-методическую конференцию «Современный урок родного языка: традиционные и инновационные подходы». Целью конференции явилось выявление творчески работающих учителей и распространение их передового педагогического опыта работы; содействие эффективному внедрению инновационных методик в процесс преподавания предметов национально-регионального компонента. В конференции приняли участие 15 образовательных учреждений: Кобяйского, Момского, Усть-Янского, Эвено-Бытантайского, Среднеколымского Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Быстринский район Камчатского края и Билибинского муниципального района Чукотского Автономного округа. В ходе работы конференции были представлены доклады участников очно и заочно. Была организована выставка методических разработок учителей родного языка. Участники конференции ознакомились с совершенствованной современной методикой преподавания родного языка, литературы и культуры. Были заслушаны доклады и представлены иллюстративные материалы (фотографии, слайды, таблицы, электронные презентации) по вопросам традиционного и инновационного подхода к преподавании родного языка, литературы и культуры КМНС.

В 2017 году учителя МО родного (эвенского) языка и литературы приняли участие во Всероссийском съезде учителей родных языков, литературы и культуры КМНС СДВ РФ, в XVIII Международной научно-практической конференции, посвященная 220-летию Герценовского университета, выступили докладами на темы: «Как сохранить драгоценность нашего языка - жемчужный звук родного слова», «Реализация проекта этнопарк «Мир эвена», «Формирование этнической идентичности в школе имени В.А. Роббека».

На заседаниях методического объединения учителей родного языка и литературы планируется проведение районных мероприятий, организуются семинары на темы: «Родной язык в социокультурных условиях», «Жемчужные звуки родного языка». Также рассматриваются наиболее актуальные вопросы преподавания родного языка: «Разработка материалов муниципальной олимпиады по родному языку и литературе (для владеющих и не владеющих)», «Подготовка обучающихся для участия международным, всероссийским, региональным и муниципальным конкурсам, олимпиадам по родным языкам», «Использование методов проекта на уроках родного языка» и другие. Таким образом, анализ содержания работы методического объединения учителей родного (эвенского) языка, литературы и культуры в МКОУ БНСОШ им. В.А. Роббека выявил разнообразие форм работы.

Активное участие учителей в мероприятиях, организуемых МО способствует развитию профессиональной компетентности педагогов. Одним показателей работы МО по повышению педагогического мастерства являются итоги аттестации учителей. В методическое объединение учителей родного (эвенского) языка и литературы входят 7 учителей эвенского языка и литературы и начальных классов, из них 3 учителя с высшей категорией, 2 учителя с первой категорией и 2 учителя со второй категорией.

Особое место в работе по повышению профессиональной компетентности учителей эвенского языка занимает самообразование. Учителя МО родного (эвенского) язык и литературы работают над темами самообразования: «Развитие устной речи на уроках родного (эвенского) языка в 5 классе», «Развитие речи на уроках эвенского языка», «Совершенствование качества обучения эвенскому языку через формирование регулятивных УУД», «Дифференцированный подход в обучении эвенскому языку в начальных классах», «Разработка УМК по эвенскому языку для начальных классов» и другие.

Показателем того, что работа методического объединения имеет качественный уровень, является вовлеченность учащихся в конкурсы, олимпиады, соревнования, фестивали, выставки, где учащиеся демонстрируют высокие результаты. Эффективность работы методического объединения учителей родного (эвенского) языка, литературы и культуры определяется результатами обученности учащихся, их участием в различных мероприятиях. За 2016-2017 учебный год учителя МО родного (эвенского) языка, литературы и культуры подготовили 7 победителей и призеров муниципального этапа республиканской олимпиады школьников по родному языку и культуре. В 2017-2018 учебном году учащихся школы приняли участие в мероприятиях различного уровня по родному языку (таблица 1).

Таблица 1

Результаты участия учащихся МКОУ «Березовская НСОШ имени В.А. Роббек» в мероприятиях по родному (эвенскому) языку за 2017-2018 учебный год

Мероприятия Результаты

Республиканский, региональный уровень

Республиканский (заочный) конкурс эссе на родном языке «Мой народ» Дипломы I и III степени

I Республиканский этнический конкурс эвенской культуры «Нелтэнгарпунни» организатор МКОУ «Ючюгэйская СОШ» Абыйского улуса РС (Я) Диплом I степени

XXI Республиканская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее - Инникигэ хардыы» имени академика В.П. Ларионова Диплом II степени

Региональная онлайн-олимпиада по эвенскому языку ЯГИТИ Диплом III степени

Всероссийский, международный уровень

Всероссийский конкурс по мотивам фольклора КМНС «Северный ветер» Дипломы I, II, III степени

Всероссийская НПК «Этнокультурные традиции кочевых народов Севера» в рамках проекта РГНФ «Влияние этнокультурных традиций кочевых народов на развитие личности обучающихся» Дипломы I, II степени

Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» Диплом III степени

Международный социально-образовательный конкурс «Язык предков», на родном и русском языках Дипломы I, II, III степени

Активная деятельность всех членов методического объединения учителей родного языка, литературы и культуры обеспечила успешность обучения и формирования знаний, и навыков учащихся по родному языку. Одним из способов привития любви и внимания к родному языку являются мероприятия, которые развивают у учащихся познавательный интерес к этнической культуре. Мероприятия по родному языку, литературе и культуре дают хорошую возможность продемонстрировать формируют и развивают этническое самосознание.

Выводы. Таким образом, анализ работы методического объединения учителей родного языка на примере МКОУ «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им. В.А. Роббек» выявил, что выделенные в данном исследовании значимые критерии профессиональной компетентности учителя родного языка можно развить посредством грамотной организации работы МО. Индикаторами эффективности работы МО явились результативное участие учащихся на различном уровне конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, выставок, организация и активное участие учителей МО в мероприятиях по родному языку муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровней.

Исходя из вышеизложенного выносятся проблемные вопросы на обсуждение о необходимости: расширять творческие контакты с межрегиональными педагогами родного языка, литературы и культуры КМНС; осуществлять сотрудничество с педагогами родного языка, литературы и культуры КМНС по разработке учебно-методических комплектов по эвенскому языку; организовать повышение квалификации по подготовке педагогов родного языка, литературы и культуры КМНС; обобщать педагогический опыт учителей родного языка и содействовать его распространению в образовательных школах КМНС; организовать кластер национальных эвенских школ.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. -М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 448 с.

3. Сергеев А.Г. Компетентность и компетенции: монография / А.Г. Сергеев; Владим. гос. ун-т. -Владимир: Владим. гос. ун-та, 2010. - 107 с.

4. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2017 года №2282 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016-2022 годы и на плановый период до 2026 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/545223902 (дата обращения 10.11.2020 г.)

Педагогика

УДК 376.36

магистрант Саменкова Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема по коррекции и развитию произвольного внимания у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Даётся определение понятию внимание, характеризуются виды и свойства внимания. Автор анализирует результаты, проведённого исследования по выявлению уровня сформированности свойств внимания у группы испытуемых; предлагает разработанное программно-методическое обеспечение для учителя-дефектолога по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.