DOI: 10.25198/1 8314-6457-225-47 УДК 378.183
Переходько И.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УНИВЕРСИТЕТА
Современные требования к выпускникам вузов определяют необходимость внедрения новых методов и форм организации образовательного процесса в целях обеспечения качества профессиональной подготовки. При этом формирование надпрофессиональных компетенций, предполагающих наличие персональных и социальных качеств, рассматривается сегодня как одна из важнейших задач подготовки будущих специалистов.
Исследование сущности понятия профессиональной компетентности и анализ опыта Оренбургского государственного университета в создании условий, обеспечивающих развитие личностных качеств, составляющих наряду с профессиональной компетентностью основу профессиональной деятельности, позволили определить основные векторы совершенствования социально-воспитательной работы университета как условия становления надпрофессиональных компетенций обучающихся.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод об эффективности подхода в формировании надпрофессиональных компетенций студентов, который предполагает развитие студенческого самоуправления и привлечение обучающихся к деятельности студенческих объединений.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, надпрофессиональные компетенции, студенческие объединения
Для цитирования: Переходько И.В. Роль студенческих объединений в формировании надпрофессиональных компетенций обучающихся университета / И.В. Переходько // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - №2(225). - С. 47-52.
Perekhodko I.V.
Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
THE ROLE OF STUNDENTS' ORGANIZATIONS IN DEVELOPING SOFT SKILLS
OF UNIVERSITY STUDENTS
The article focuses on the issue of soft skills development in the university students which comes from the necessity to improve educational process to make professional training effective.
This detailed research reveals the key approaches and ways to form personal and social characteristics which in addition to professional skills make up the base of the professional activity.
Having analyzed social work and character building experience accumulated by specialists of the Orenburg State university in development of students' autonomy within students' organizations we could make a conclusion on the efficiency of using university social and educational potential in development of the students' soft skills.
Key words: competence approach, professional skills, professional competence, soft skills, student's organizations.
For citation: Perekhodko I.V. The role of stundents' organizations in developing soft skills of university students. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 2(225), pp. 47-52.
В связи с изменившимися условиями на рынке труда новую актуальность приобретают вопросы формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗов. В научной литературе широко обсуждаются понятия «профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция», их сущность и компоненты структуры. При анализе понятий «компетенция» и «компетентность» в определении «компетенция» на первый план выходит обозначение образовательного результата, т.е. владение обучающимися знаниями, методами
и средствами деятельности, приобретенными в процессе обучения их умение самостоятельно решать поставленные задачи, в то время как термином «компетентность» связывают со степенью овладения определенным качеством.
Анализ сущности понятия «компетентность» позволяет говорить о том, что она существует в органическом единстве с ценностями человека, только в том случае если человек заинтересован в данной деятельности и умеет осуществлять осознанный выбор на основе собственной оценки в определенной ситуации.
Помимо этого следует подчеркнуть деятель-ностный характер компетентности, т.е. она проявляется в способах решения профессиональных задач, умении использовать для этого приобретенные специальные знания и умения.
В нашей статье мы используем понятия «компетенция» и «компетентность», разделяя данные термины, исходя из признака индивидуального и общего. При обозначении термина «компетенция» мы имеем в виду совокупность специальных знаний и умений, а также способов деятельности, которые необходимы для качественной профессиональной деятельности, а под определением «компетентность» имеем в виду уровень владения соответствующей компетенцией. При этом важным компонентом является ценностное отношение к предмету деятельности.
Таким образом, разделяя точку зрения А.В. Хуторского, приходим к выводу о том, что компетенция - заданное требование к образовательной подготовке студента, а компетентность - его личностная характеристика.
Существуют различные подходы к определению компонентов профессиональной компетентности в трудах зарубежных и отечественных ученых, которые опираются на исследования Джон Равена, одного из авторов компетентност-ного подхода, в которых профессиональная компетентность представлена как специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [1].
Г.В. Мухаметзянова определяет профессиональную компетенцию как интегративную целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность; способность человека реализовать на практике свою компетентность. К.В. Шапошников подчеркивает значимость готовности и способности специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности [2].
По мнению А.П. Тряпицыной профессиональная компетентность выступает базисным критерием оценки качества образования представляется как интегральная характеристика спе-
циалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы [3].
В. А. Болотов, В. В. Сериков считают, что в понятии «компетентность» выдвигается на первое место не информированность обучающегося, а умения разрешать проблемы.
В целом под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений [3].
Таким образом, все исследователи, изучавшие природу профессиональной компетентности, обращают внимание на ее многосторонний, многомерный и системный характер. К основным компонентам следует отнести:
- готовность самостоятельно выполнять конкретные виды деятельности и оценивать результаты своего труда, при этом постоянно совершенствуя свои навыки и умения;
- способность действовать в сложных ситуациях;
- владение знаниями и умениями, необходимые во взаимодействии с коллегами и общественными институтами, а также владение нормами этикетного профессионального общения и поведения.
Таким образом, профессиональная компетентность представлена следующими компонентами: когнитивный (специальные знания в профессиональной области); праксиологический (профессиональные навыки, умения принимать решения в сфере профессиональной деятельности); аксиологический (ценностное отношения к природе, обществу, своей профессии и человеку).
Однако, на современном этапе развития нашего общества, помимо базовых компонентов, навыков и умений, которые задаются профессиональными стандартами, особую важность приобретает высокий уровень социальной культуры специалистов, которая определяется наличием личностных качеств, внутренних установок и ценностей, позволяющих личности действовать самостоятельно и адаптироваться к конкретной ситуации, уметь изменить свою стратегию поведения в соответствии с новыми требованиями.
Так в альманахе перспективных отраслей и профессий на ближайшие двадцать лет «Атлас новых профессий» особо выделены над-профессиональные навыки и умения, которые являются залогом успешной карьеры (системное мышление, межотраслевая коммуникация, мультиязычность и мультикультурность, управление проектами, бережливое производство, экологическое мышление, работа с людьми, умение работать условиях неопределенности, навыки художественного творчества). Речь идет о множестве персональных и социальных качеств, формирующих наряду с профессиональной компетентностью основу любой профессиональной деятельности [4]. Значимость надквалификационных компетенций состоит в том, что именно они, по мнению ученых, обеспечивают до 80% успеха в профессиональной деятельности [5].
Данные задачи могут быть решены через изменение содержания образования на основе компетентностного подхода. Компетент-ностный подход позволяет ликвидировать разрыв между когнитивным, деятельностным и личностным уровнями развития обучающихся. В нём отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предлагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.
В научной литературе выделяют три группы надпрофессиональных компетенций.
Первая группа - это материальные компетенции, т.е. совокупность навыков и умений, базирующиеся на владении компьютерной и другой современной оргтехникой, новейшими технологиями в сфере обработки информации, навыками работы в Интернете.
Вторая группа - это методические компетенции, объединяющие способности к аналитическому и логическому мышлению, организаторские способности, способность к самостоятельным и аргументированным суждениям и адекватному выражению мыслей, умение нести ответственность, креативные способности.
Третья группа - это персональные компетенции, это качества, определяющие инди-
видуальное поведение: деловитость, надежность, целеустремленность, результативность, инициативность, качества, определяющие социальное поведение: способность к работе в команде, коммуникабельность, доброжелательность, порядочность, толерантность, эмпатия и т.п. [6, 7, 8].
Сегодня особую значимость приобретают такие качества как стрессоустойчивость, умение добиваться результатов за счет межкультурного сотрудничества, позитивный жизненный настрой, наличие чувство юмора.
Помимо этого в условиях расширения межкультурных связей, перехода к открытому информационному обществу, существенно возросшей трудовой мобильности населения приобретают особую значимость такие качества личности, как взаимопонимание, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации. Неслучайно в Атласе будущих профессий как одни из приоритетных качеств авторы выделяют мультиязычность и мультикультурность, что позволяет преодолевать не только языковой, но и культурно-ментальный барьера между представителями различных культур.
Необходимость развития межкультурных умней, поликультурного сознания студентов университета обусловлена также спецификой Оренбуржья как полиэтнического и поликонфессионального региона, в котором проживают представители 119 национальностей. Это евразийская зона контакта двух великих культур, христианской и мусульманской религий, славянских и тюркских языковых групп. Многонациональная специфика приобрела еще большую значимость, после того как регион оказался приграничным [9].
Сегодня в научной среде активно изучаются вопросы формирования и внедрения методик обучения надпрофессиональным навыкам посредством совершенствования процесса обучения за счет реализации практико-ориентированного подхода, информатизации и компьютеризации процесса обучения, развития творческого потенциала предметной области и др.
Вместе с тем нам представляется, что социокультурная среда вуза обладает большим потенциалом в решении обозначенной проблемы.
Согласно п. 9 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации одной из задач молодежной политики является гражданское образование молодежи. При этом одним из условий решения данной проблемы становится развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в студенческих коллективах.
Согласно проведенному опросу среди студентов Оренбургского государственного университета 62 % респондентов ответили, что желали бы участвовать в общественной жизни университета, при этом отмечают, что наибольший интерес для них представляют студенческие объединения по интересам [10].
В университете создаются все условия для реализации студенческих инициатив. Работает координационный центр добровольческого движения «Волонтер ОГУ», который был создан в 2013 году. КЦДД «Волонтер ОГУ» осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
- Социальное патронирование - оказание помощи труженикам тыла, а также детям-сиротам - воспитанникам детских домов и домов-интернатов, детям из социально неблагополучных семей, временно находящиеся в социальных приютах. Добровольцы организуют сбор игрушек, наборов для творчества, развивающие игры, проводят мастер-классы по рисованию, изготовлению поделок, спортивные соревнования.
Добровольцы университета стали инициаторами проекта образовательного волонтерского десанта «Удивительное рядом», в рамках которого волонтерами проводится цикл лекций для детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, по следующим темам «Уроки экологии», «Удивительный мир камней», «Читаем о войне», «О главной Победе» и др.
- Волонтерское сопровождение людей с ограниченными возможностями здоровья - проведение добровольческих акций совместно с социальными партерами, направленных на социализацию индивидов и лиц с ОВЗ.
На базе Регионального волонтерского центра «Абилимпикс», который работает на базе Оренбургского государственного университета с 2017 года, сертифицированные эксперты реа-
лизуют учебную программу обучения волонтеров «Технология работы волонтеров с людьми с инвалидностью» для учащихся ВУЗов и сред-непрофессиональных учреждений. В рамках волонтерской программы обучены волонтеры вузов и 12 техникумов и колледжей Оренбурга, Орска, Новотроицка, Шарлыка, что позволило эффективно организовать волонтерское сопровождение регионального этапа Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» в 2017-2019 годах. Помимо сотрудников и преподавателей университета с лекциями и практикумами для участников программы выступили представители Оренбургского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», областной организации Всероссийского общества слепых.
Данная программа позволяет повысить уровень культуры взаимодействия с людьми с ОВЗ, сформировать опыт совместной деятельности с людьми с ОВЗ, личный опыт сопереживания, что становится особо актуальными значимым на этапе формирования инклюзивного общества в нашей стране.
- Событийное и спортивное волонтерство -организация культурно-массовых, творческих и спортивных мероприятий. Волонтеры ОГУ приняли участие в качестве волонтеров в Чемпионате мира по водным видам спорта, проводимом под эгидой Международной федерации плавания (FINA) в Казани, в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро (Бразилия), в Олимпийских играх в Сочи, во Всероссийским фестивале «Российская студенческая весна», в Молодежном образовательном форуме «Евразия», во Всемирном фестивале молодежи и студентов (10 студентов ОГУ вошли в ТОП лучших волонтеров ВФМС). Волонтеры ОГУ осуществляют организационную логистику проведения мероприятий университета (Публичные лекции, Тотальный диктант, всероссийские и международные встречи и конференции), а также мероприятий партнеров (кинофестивали, конкурсы). Волонтеры университета входят во Всероссийский Волонтерский корпус Победы.
Участие в форумах, акциях и мероприятиях различного уровня формирует лидерские ка-
чества обучающихся, из стрессоустойчивость, умения принимать нестандартные решения.
- Экологическое волонтерство. В рамках акций экологической направленности («Территория заботы», «Уралу - чистые берега!», «Дорога к обелиску», «Повесь кормушку!», «Спасем тюльпаны Шренка», «Добрые крышечки» и др.) формируется одно из важных качеств для профессий будущего - экологическое мышление.
- Волонтерское донорское движение - развитие молодежного донорского движения и привлечение числа здоровых доноров к безвозмездной кровоотдаче, направлены на формирование у молодежи ценностей здорового образа жизни.
Более 100 студентов ОГУ стали волонтерами Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего - 2019». На базе Оренбургского государственного университета прошло обучение волонтеров форума. Для проведения обучения была организована работа команды спикеров из числа кандидатов и докторов наук университета, которые провели 6 тренингов на командообразование, направленных на формирование умений работать в команде, лекции и практические занятия, в том числе по проблемам эффективной коммуникации, вопросам межкультурного взаимодействия. На практических занятиях волонтерам были предложены кейсы для решения сложных ситуаций, в том числе тренировались навыки общения на английском языке в данных ситуациях. Психологические тренинги были направлены на формирование умений трансформировать конфликты, разрешать сложные ситуации и работать с возражениями, а также умений работать со своими эмоциональными состояниями, работать с высоким коэффициентом стресса.
В Оренбургском государственном университете действует 12 студенческих отрядов. Особенно значимо, что Штаб студенческих отрядов
ОГУ занял 5 строчку в рейтинге штабов образовательных организаций Российской Федерации по итогам Всероссийского конкурса на лучшую организацию деятельности студенческих отрядов в системе образования.
Создан Клуб интеллектуальных игр, продолжил работу дискуссионный клуб для студентов, проживающих в общежитиях вуза. Это площадки для обсуждения актуальных тем, интересных встреч, где каждый сможет узнать для себя что-то новое, аргументированно высказать точку зрения, развить творческую инициативу и сформировать активную гражданскую позицию.
По мнению студентов, участие в студенческих объединениях способствует развитию их личных и деловых качества, овладению навыками работы в команде, умениями брать на себя инициативу и ответственность за принимаемые решения.
Таким образом, развитие институтов студенческих объединений в университете и привлечение обучающихся к деятельности данных объединений создают основу формирования у молодых людей надпрофессиональных компетенций, включающих такие качества как самостоятельность, мобильность, конструктивность, способность к сотрудничеству, готовность к межкультурному взаимодействию, что в дальнейшем становится залогом их успешной профессиональной деятельности.
Рост количества студентов, вовлеченных в студенческие общественные объединения, высокая оценка их деятельности на различных уровнях, а также востребованность выпускников, которые в период обучения активно участвовали в общественной деятельности, на рынке труда позволяют судить об эффективности подхода, который предполагает использование потенциала социально-воспитательной среды ВУЗа в формировании надпрофессиональных компетенций обучающихся университета
20.02.2020
Список литературы:
1. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
2. Методология профессионального образования: Материалы международной научно-практической конференции. Москва. 2018 URL. http://www.instrao.ru/images/1Treshka/K_conferenciyam/Metodologiya-professionalnogo-obrazovanyia-sbomik-nauchnih-trudov-2018.pdf.
3. Радинова, Н.Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход / Н.Ф. Радинова Н.Ф., А.П. Тряпицына // ЧиО. 2006. №4-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-kompetentnostnyy-podhod.
4. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atlas100.ru /, свободный - (10.04.2020).
5. Nagler, C. Empirische Analyse Methoden zur Bewertung der Kompetenzen und Effektivität der Arbeits im Vergleich, Hamburg
6. Дудукалов В. Формирование надпрофессиональной компетенции в негосударственном вузе // Высшее образование в России. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nadprofessionalnoy-kompetentsii-v-negosudarstvennom-vuze .
7. Иванова Л.А. Современный рынок труда: тенденции формирования надпрофессиональных компетенций // Fractal Simulation. 2016. №1 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rynok-truda-tendentsii-formirovaniya-nadprofessionalnyh-kompetentsiy
8. Сырямкина, Е.Г. Практика развития надпрофессиональных компетенций студентов в современном университете / Е.Г Сы-рямкина, Т.Б. Румянцева, Е.Ю. Ливенцова // Образование и наука. 2016. - № 7 (136). Социальная педагогика. - С.117-135
9. Переходько И.В. Развитие межкультурных умений как условие формирования поликультурного сознания студентов [Электронный ресурс] / Переходько И.В. // Вестник Оренбургского государственного университета, 2014. - № 2 (163). - С. 168-172.
10. Переходько, И. В. Социокультурная среда университета как условие обеспечения качества профессионального образования [Электронный ресурс] / Переходько И. В. // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 23-25 янв. 2019 г., Оренбург / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Оренбургский гос. ун-т". -Электрон. дан. - Оренбург : ОГУ,2019.- С. 4043-4048. . - 6 с.
References:
1. Bolotov, V.A., Serikov V.V. Competency model: from idea to the educational program // Pedagogika. - 2003. - Issue 10. - pp. 8-14.
2. Professional education methods: Materials of the International scientific and practical conference. Moscow. 2018 URL. http://www.instrao.ru/ images/1Treshka/K_conferenciyam/Metodologiya-professionalnogo-obrazovanyia-sbornik-nauchnih-trudov-2018.pdf.
3. Radinova, N.F. Prospects of the teachers' training development: competence approach / N.F. Radinova, A.P. Tryapitsina // Man and Society. 2006. Issues 4-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-kompetentnostnyy-podhod.
4. Atlas of new professions [electronic resource]. - available at: http://atlas100.ru /, free - (10.04.2020).
5. Nagler, C. Empirische Analyse Methoden zur Bewertung der Kompetenzen und Effektivität der Arbeits im Vergleich, Hamburg
6. Dudukalov B. Development of soft skills in the non-state autonomous university // Higher education in Russia. 2008. Issue 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nadprofessionalnoy-kompetentsii-v-negosudarstvennom-vuze .
7. Ivanova L. A. Modern labor market: trends of soft skills development // Fractal Simulation. 2016.Issue 1 (8). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennyy-rynok-truda-tendentsii-formirovaniya-nadprofessionalnyh-kompetentsiy
8. Syryamkina, Y.G. Actual development of soft skills in students of modern universities / Y.G. Syryamkina, T.B. Rumyantseva, Y. Y. Liventsova // Education and Science. 2016. Issue 7 (136). Social Pedagogics (или Sotsialnaya pedagogika???). - pp.117-135
9. Perekhodko I.V. Development of cross cultural skills as a condition of development of multicultural awareness of the students[electronic resource] // Vestnik of Orenburg State University , 2014. - Issue 2 (163). - pp. 168-172.
10. Perekhodko I.V. Social and cultural university environment as a condition of providing high-standard profession education [electronic resource] // University complex as a regional centre of education, science and culture: materials of the All-Russia scientific methodological conference (with foreign specialists) , January 23-25, 2019, Orenburg/ RF Ministry of Science and Higher Education, Federal State-Funded Educational Institution " Orenburg State University ". - electronic data. - Orenburg: OSU, 2019.- pp. 4043-4048. . - 6 pp.
Сведения об авторе:
Переходько Ирина Валерьевна, начальник отдела по социальной и воспитательной работе, доцент кафедры романской филологии и методики преподавания французского языка Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 171011, тел. (3532) 912233, e-mail: [email protected]